ФИЛОСОФИЯ
PHILOSOPHY
УДК 17.023.4 (502 : 37.02)
Н. М. Мамедов
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ
В статье обсуждаются социальные и культурные аспекты формирования экологического образования. Раскрывается роль образования в историческом процессе, в трансляции культурных ценностей, становлении культуры устойчивого развития. Особое внимание уделяется роли образования в разрешении социальных, экономических, экологических противоречий. Рассматриваются актуальные вопросы реформирования современного образования в интересах устойчивого развития.
Ключевые слова: сознание, социализация, образование, культура, экологическое образование, образование для устойчивого развития
N. М. Mamedov
ECOLOGICAL EDUCATION: SOCIO-CULTURAL ASPECT
The article outlines the main social and cultural aspects of ecological education formation focusing on the fundamental role of education in historical process, transmission of cultural values, and formation of sustainable development culture. Special attention is given to the role of education in the resolution of social, economic, and ecologic contradictions. The author analyzes the current issues of modern education reformation for the benefit of sustainable development.
Key words: consciousness, socialization, education, culture, ecological education, education for sustainable development
Феномен образования
Принято считать, что образование — это процесс усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимый для адаптации человека к природной и социокультурной среде, гармоничного развития человека и общества. Образование можно оценивать с разных позиций, но главная его ценность заключается в социализации индивида. Социализация — основа передачи культурного опыта от одного поколения к другому, благодаря этому произошло развитие культуры от наивных до современных форм.
Однако образование призвано выступать также средством формирования границ дозволенного в общественном сознании. В этом плане экологическое образование предстает как путь формирования ответственного отношения к природной среде на основе знаний закономерностей экологических систем, понимания допустимой меры их изменения. Экологическое образование призвано содействовать
пониманию самоценности природы, необходимости ее сохранения для будущих поколений [8].
Известно, что противоречия, с которыми сталкивается общество, неизбежно сказываются на образовании. Откликаясь на них, образование способно оказывать конструктивное влияние на разрешение этих противоречий. В масштабе исторического времени это проследить не сложно. Не представляет труда подобрать примеры, подтверждающие и раскрывающие данную диалектическую связь. И сейчас большинство проблем образования являются производными от наметившихся социальных, политических, экономических, экологических противоречий. Важнейшей предпосылкой их решения является продуманная трансформация образования, его содержания, методологии, технологии. В этом плане государственная политика в сфере образования
сейчас должна учитывать приоритетность устойчивого развития, безопасность страны.
Содержание образования, соответственно, должно быть нацелено на раскрытие духов-
ного богатства человека, формирование интеллектуальных основ устойчивого развития, укрепление и совершенствование гражданского общества, основ правового государства.
Общее и особенное в системе образования
Образование является важнейшим показателем культуры. Оно не только отображает уровень культуры, но и развивает ее. Если учесть, что каждый народ имеет свою неповторимую культуру, то системы образования отдельных стран имеют свою специфику. Правда, светское образование, помимо связей с социокультурной сферой, имеет глубокую связь с наукой, а наука интернациональна, ее содержание инвариантно во всех обществах. Кроме того, есть общие черты в психологии восприятия людей, в методике преподавания отдельных дисциплин и других педагогических вопросах. Все это обусловливает единство общечеловеческого и национального в системе образования. И при определении целей, содержания образования важно учитывать на самых различных уровнях общепланетарные запросы человечества, связанные с гуманизацией, экологизацией, информатизацией образования.
В зависимости от специфики понимания кардинальных вопросов человеческого бытия возможны различные философии образования и, соответственно, различные концепции подготовки будущего специалиста. Однако целевая установка этих концепций имеет ряд общих черт. С одной стороны, любое образование всегда в той или иной степени соответствует времени, отражает уровень и структуру общественного сознания и воспроизводит ее. С другой,— всякое образование ориентировано на будущее и призвано создавать интеллектуальные предпосылки для социального развития, проявления новых граней сущностных сил человека.
Выбор соответствующей концепции образования, в общем и целом, зависит от доминирующих ценностно-мировоззренческих установок, многообразия духовных потребностей
общества. Сложность заключается в том, что не всегда однозначна и равносильна структура этих детерминирующих факторов. Неизбежно возникает, поэтому проблема выбора, определения приоритетов как в выявлении общей стратегии, методологии образования, так и в многочисленных частных, методических вопросах преподавания отдельных дисциплин. В этом отношении разработка целостной концепции образования, его содержания, структуры сама по себе предстает как фундаментальная и комплексная научная проблема.
Переживаемое нами время характеризуется как вхождение в эру постиндустриального общества. Основными отличительными чертами этого общества, судя по всему, будет его ориентация на гармонизацию социальноэкономического и экологического развития, высокий уровень информатизации и экологизации образования.
Вместе с тем кардинальное значение имеет то обстоятельство, что решение глобальных проблем зависит и от того, какой тип человека сформирует общество для их преодоления. Уровень развития индивидуального сознания, нравственных представлений человека, характер и широта его межличностных связей, степень включенности в социальную жизнь определяют ценностные установки, мотивы жизнедеятельности людей. Эти составляющие, необходимые для формирования так называемого «ответственного сознания» личности, общество может задать посредством воспитания и образования. Другими словами, образование должно содействовать развитию социального капитала, т. е. формальных и неформальных норм и ценностей в обществе, которые усиливают доверие между людьми и делают возможными коллективные действия [16].
Особенности российского образования
Следует еще раз подчеркнуть, что образо- культурой. В этой связи представляются наив-вание, помимо всего остального, непосредственно связано с естественно-природной, социальной, духовной спецификой страны, ее
ными попытки однозначно копировать западный тип образования в России. Образование, не отражающее специфику общества, его чая-
ния будет отчуждаться от общества и деградировать. Российское образование должно развиваться в контексте мировых тенденций в педагогике, на научной основе, но в соответствии с ценностями российской цивилизации. В основном содержании российского образования исключительное значение должны иметь гуманитарные, культурологические и экологические образовательные линии. В современных условиях образование должно ориенти-
роваться на решение проблем, обусловленных излишней индивидуализацией, усиливающимся отчуждением людей друг от друга; сосуществованием и определенным взаимодействием различных конфессий, ценностных установок. Соответственно, должны стать обязательными в содержании российского образования преподавание психологии, этики, культурологи, экологии.
Становление экологического образования
В 70-е гг. прошлого столетия экологическое образование («образование в области окружающей среды») было выдвинуто ЮНЕСКО и Программой ООН по охране окружающей среды в разряд основных подходов (средств) гармонизации взаимодействия человека и природы.
Главным основанием экологического образования является признанное мировым сообществом право человека на благоприятную среду жизни. Качество окружающей среды определяет здоровье — основное право человека и главную цель развития цивилизации. Экологическое образование должно не просто проникнуть в структуру образования, а должно стать одним из ее важнейших оснований. Если литература и история нужны для усвоения ценностей духовной культуры, естествознание — закономерностей природы, то экологическое образование необходимо для формирования подлинного человеческого отношения к природе, определения допустимой меры преобразования природы, усвоения специфических социоприродных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека.
Очень часто противопоставляют экологическое образование и экологизацию образования. Почему-то считают, что важнее и проще реализовать экологизацию образования, чем ввести отдельный интегрированный предмет экологии. Но экологизация может быть лишь производной от экологического образования. Точно так же, как математизация отдельных наук основывается на предварительном математическом образовании.
Экологическое образование должно дополняться различными формами экологической деятельности и неформального экологического образования, но не сводиться (как это часто пытаются сделать) к этому. Дополнительные формы экологического образования и просвещения, разнообразная экологическая деятельность необходимы для закрепления научных знаний, полученных в школе, а также выработки умений и навыков в области экологической деятельности.
Во многих развитых странах сделан значительный шаг по реализации непрерывного экологического образования и формированию экологической культуры населения. В этих странах проблемы экологического образования находятся в центре внимания не только государства, но и соответствующих институтов гражданского общества. Функционируют многочисленные центры экологического образования, проводятся различные конкурсы, викторины по экологической тематике, издается дополнительная учебная литература. Такой подход эффективен, если в стране достаточно развит институт социального партнерства. Отсутствие такого института и отсутствие должной поддержки государства ведут к жалкому существованию дополнительного экологического образования.
К сожалению, в России, несмотря на значительные научно-педагогические разработки, состояние экологического образования не отвечает интересам населения и не соответствует мировым тенденциям в данной области. Особенно катастрофическая ситуация в области экологического образования создалась в последнее десятилетие. В государственных
стандартах образования экологическим знаниям стало уделяться все меньше и меньше внимания. Стал проповедоваться некий свободный, «демократический» принцип в экологическом образовании, когда незнание основ жизни и естественных предпосылок существования человека выдается как альтернативный педагогический путь. На деле это путь, ведущий к вопиющей экологической безграмотности и принятию опасных решений в самых различных областях деятельности.
Между тем, экологическое образование должно иметь приоритетное положение в нашей стране. Сильная зависимость России, ее истории, культуры от естественных факторов, сурового климата, бескрайнего пространства, характера народонаселения в должной мере еще не осознается. Как ни странно, почти все социально-экономические реформы, предпринятые в истории России, должным образом не учитывали и не учитывают не только ее культуру, но и ее природные, экологические особенности. Не здесь ли следует искать причины их фатальных неудач?
Нужно понять, что Россия не только самая большая и богатая горючими ресурсами страна, но и самая холодная страна в мире, где «вечная мерзлота» охватывает более половины территории, где доминирует преимущественно экстремальная экологическая среда, где рождаемость носит неустойчивый характер и в последние годы катастрофически падает. В ближайшей перспективе уменьшение плотности населения (особенно в восточных регионах) будет создавать сложные геополитические проблемы. Этих фактов достаточно, чтобы, не оглядываясь на предметную структуру образования, принятую в других странах, незамедлительно вводить непрерывное экологическое образование в России.
Особый смысл и особое значение экологического образования в условиях России дают основания для его закрепления на законода-
Наука и экологи
Характер связей между передним краем научных поисков и системой образования в последние годы существенно изменился. Считается, что освоенные в процессе образования знания нуждаются в обновлении каждые
тельном уровне. Иначе непрофессионализм чиновников, как показала жизнь, приводит к необдуманным последствиям: экологические знания то вводятся в содержание образования, то по субъективному усмотрению выводятся из него. Собственно, на почве непонимания современных социально-экологических процессов в конце 1990-х гг. экология была снята Министерством образования с Федерального учебного плана. Это негативно отразилось на состоянии экологической культуры в стране, послужило предвестником многих непродуманных решений, обусловивших целый ряд экологических катаклизмов.
Однако, судя по всему, время уничижительного отношения в России к экологическому образованию заканчивается. Сейчас наметились новые административные предпосылки к его возрождению. Так, определенный оптимистический настрой придает Указ Президента РФ № 889 от 4 июня 2008 г. в котором подчеркивается «необходимость включения в государственные стандарты образования экологических знаний». Данный Указ продемонстрировал реальность в условиях гражданского общества целенаправленно влиять на государственную образовательную политику, ориентировать ее на основе всестороннего анализа не только на нынешние, но и на будущие интересы и потребности страны. Сейчас научно-педагогическая общественность ждет не схоластических обсуждений данного вопроса в многочисленных совещаниях, которые выдаются за поиски путей реализации Указа Президента, а конкретных практических шагов от Министерства образования и науки.
В принципе у нас есть глубокие, многогранные духовные и научно-теоретические основания создать полноценную, эффективную систему непрерывного экологического образования. Ее создание может быть подлинным вкладом в обеспечение будущего не только России, но всей мировой цивилизации.
кое образование
пять лет. В наши дни ЮНЕСКО поддерживает реализацию идеи «Образование в течение всей жизни», которая направлена, кроме всего остального, на уменьшение разрыва между образованием и наукой.
В этом отношении отставание экологического образования от развития экологии должно стремиться к минимуму. Объясняется это единством в экологических знаниях объяснительных и нормативных функций. Новое в экологии без промедления должно учитываться в многогранной преобразующей деятельности человека. Не случайно развитие экологии сопровождалось формированием таких прикладных, интегративных областей знания, как экологическое право, экологическая экономика, инженерная экология.
В целом вопрос о связях экологического познания и образования заслуживает особого внимания. Без преувеличения можно сказать, что во второй половине ХХ в. необходимые потребности общества в экологических знаниях, экологической грамотности существенно определили характер развития экологии. Надвигающийся глобальный экологический кризис заставил людей обратить пристальное внимание на среду своего существования. Время на исследование, разработку теоретических положений диктовалось состоянием биосферных процессов. Реальной стала дилемма: успеет ли человечество адаптироваться к биосферным процессам или погибнет, не сумев кардинально изменить характер своей преобразующей активности. Впервые в истории был поставлен вопрос, который четко сформулировал академик Н. Н. Моисеев: «Быть или не быть человечеству?» [12].
Таким образом, к началу XXI в. стала очевидной беспрецедентная актуальность экологических знаний, отражающих многогранные связи живой природы с окружающей средой, динамику социоприродных процессов. Особый смысл и особое значение приобрели мировоззренческая, методологическая и, особенно, аксиологическая функции экологии. Это был
Экологическое об]
В последнее время ЮНЕСКО поддерживает идею становления нового гуманизма. Обоснованно считается, что современный мир нуждается в конкретных действиях по достижению этого высокого социального идеала [1]. Экологическое образование может внести существенный вклад в формирование нового гуманизма.
тот самый случай, когда практика подстегивала науку, когда образование, просвещение нуждались в новых объяснениях, в новых установках.
Следует отметить, что современная экология (особенно такое ее направление, как социальная экология) привносит новые моменты в понимание прошлого, нынешнего состояния общества и в становление эколого-безопасной стратегии развития цивилизации. Она содействует созданию научно-теоретических предпосылок устойчивого развития. В этом смысле экология «связана» с будущим. Именно экологическая проблематика содействовала появлению идеи опережающего образования [7, 8], которая впоследствии стала основой новой концепции философии образования [15].
Реализация идей экологического образования предполагает как новое прочтение традиционных предметов, так и введение новых дисциплин, раскрывающих целостное представление о взаимосвязях природы и человека. На школьном уровне речь должна идти как об экологизации традиционных предметов, так и о новом интегративном предмете «Экология», объединяющем на основе ключевых понятий такие направления экологии, как биологическая экология, геологическая экология, экология человека и социальная экология [11].
Экологическое образование связано не только с наукой. Его содержание целесообразно дополнять также образами искусства и литературы. Осуществляемая в процессе экологического образования интеграция научных знаний о взаимодействии человека и общества с природой и соответствующих художественных образов направлена на преодоление разрыва между логической и образной формами познания действительности и служит гуманизации образования.
вание и гуманизм
Гуманизм, в общем и целом, означает в представлении человека высшую ценность, действие в интересах людей, их будущего. Но почему сейчас речь идет о новом гуманизме?
Истоки гуманизма восходят к древним временам. Считается, что человек вырвался из животного мира благодаря осознанию необходимости табу — «не убий!» [12]. Развитие
разума, зарождение основ нравственности, подавление диких первобытных инстинктов определило становление человека.
Классический гуманизм восходит к эпохе Возрождения, к антропоцентризму, пришедшему на смену средневековому, теоцентриче-скому мировоззрению. Гуманизм стал пониматься как утверждение ценности личности, которая стремится к самореализации посредством творческой деятельности.
Однако классический гуманизм выводит человека из природы и ставит его над нею, как того, кто может (а значит, имеет право) ее преобразовать и устроить по своему (человеческому) образу и подобию. Это, как известно, имело как позитивные, так и непредвиденные, негативные последствия.
Экологическое образование
Экологическая реальность как бы замкнулась на самого человека, на его умение взять под свой контроль и регуляцию все основные процессы в биосфере. Осознание того, что люди не просто существуют на Земле ради самих себя, а что они должны выполнять определенную биосферную функцию, составляет главную парадигму экологического мировоззрения и основную ось культуры устойчивого развития. Если культура, как социальный феномен, «творение человеческих рук», всегда противопоставлялась природе, то культура устойчивого развития должна стать способом гармоничного соединения человека с природой на основе глубокого познания и понимания сущности природы. Сейчас перед мировым сообществом поставлена задача: осуществлять социализацию индивида на основе ценностей культуры устойчивого развития.
На саммите ООН по устойчивому развитию «РИО + 20», проходившем в июне 2012 г. в Рио-де-Жанейро, особо подчеркивалось, что образование должно обеспечить становление устойчивого информационно-экологического общества с высокой гуманистической, технологической и экологической культурой, традиционная модель экономического развития потеряла свою эффективность и человечество обязано вступить в эпоху «зеленой экономики». Итоговая декларация саммита «РИО+20» получила символическое название: «Будущее,
Абсолютизация индивидуализма, начиная с Нового времени, привели к торжеству агрессивно-потребительских ценностей. Это впоследствии усилило социально-экономическое расслоение и насилие в обществе, обусловило возрастание экологической опасности.
Для преодоления сложившейся ситуации возникли различные альтернативные концепции гуманизма. Это, например, концепции, развиваемые либерализмом, марксизмом, экзистенциализмом. Каждая из этих концепций абсолютизирует отдельную грань идей гуманизма: равенство, справедливость, право на жизнь и т. д.
Однако спасти замысел гуманизма может только реализация идей ненасилия как в социальных отношениях, так и в отношениях человека с природой [3].
для устойчивого развития
которого мы хотим». Декларация призывает начать работу по уточнению целей устойчивого развития, снизить зависимость мировой экономики от ископаемых энергоносителей и уменьшить уровень загрязнения окружающей среды.
Еще в 1992 г. в Рио-де-Жанейро на конференции ООН по окружающей среде и развитию было принято решение — таким образом содействовать просвещению, информированию населения и подготовке кадров, чтобы превратить задачи гармонизации социальноэкономического и экологического развития в систему духовных и профессиональных установок устойчивого развития.
В целом приоритетными задачами перехода к устойчивому развитию сейчас считаются:
- поддержание на глобальном и региональном уровнях социальной гармонии;
- развитие «зеленой экономики», высоких технологий и альтернативных источников энергии;
- формирование культуры устойчивого развития;
- содействие толерантности, взаимопониманию в различных регионах мира;
- соответствующее реформирование системы образования; и целый ряд других задач.
Эти требования носят преимущественно характер целей, которые должны лежать в
основе региональных и глобальных действий в области социально-экономического развития. В широком смысле эти требования — условия трансформации культуры современного общества, ее перехода к качественно новому состоянию. Соответственно, способность к быстрым и эффективным изменениям становится необходимым условием для современного образования, которое, по сути, должно ориентироваться на запросы не только сегодняшнего дня, но и будущего. В эпоху классического образования учились у прошлого, сейчас очевидно, что необходимо учиться у будущего. Целесообразно поэтому говорить о необходимости опережающей модели образования, которая может описываться в категориях долженствования.
Методология образования для устойчивого развития, кроме всего остального, предполагает:
- в той или иной форме и степени правовое обрамление данного процесса;
- обоснование для каждого уровня образования соответствующих целей, содержательных линий;
- разработка педагогических подходов, методов на основе информационных и других технологий;
- соблюдение принципов преемственности и соответствия между отдельными уровнями образования;
- необходимость разработки системы индикаторов, отражающих меру соответствия различных уровней и направлений образования интересам устойчивого развития;
- обеспечение адекватности между уровнем образованности индивида и реалиями окружающей природной и социальной среды;
- всесторонний контроль и эффективное управление качеством образования;
- поддержание толерантного духовного климата в обществе и др.
Очевидно, что образование для устойчивого развития многогранно, оно нацелено на решение целого ряда других вопросов и не может быть сведено только к экологическому образованию. При этом сложная структура образования для устойчивого развития должна быть тесно связана с экологическим образо-
ванием, в целом ряде отношений исходить из него. Можно сказать, что экологическое образование в свете концепции устойчивого развития приобретает статус интегрирующего фактора образования, определяя стратегию его ведущих направлений. Экологическое образование, содействуя познанию сущности, масштабности взаимодействия человека и природы, призвано выполнять существенную роль в переориентации всех сфер человеческой деятельности на решение проблем устойчивого развития.
Следует отметить, что на Саммите ООН по устойчивому развитию, проходившем в Йоханнесбурге в 2002 г., было уделено пристальное внимание проблемам реформирования образования в интересах устойчивого развития. В документах Саммита подчеркивается, что образование является ключевым фактором глобальных перемен и речь в данном случае должна идти об интеграции вопросов устойчивого развития в структуру образования на всех уровнях. Генеральной Ассамблеей ООН была объявлена «Декада образования для устойчивого развития» (2005-2014).
Сейчас подведены итоги первой половины Декады «Образование для устойчивого развития». Исполнительный Совет ЮНЕСКО, проходивший в мае 2011 г. в Париже, уточнил основные цели и задачи Декады на ее вторую половину. При этом были учтены интенсификация процессов глобализации, неоднозначность социально-политических и экономических трансформаций в мире, зачастившие масштабные естественно-природные и техногенные катастрофы, наметившиеся изменения климата и другие факторы. Предстоит выяснить: в какой мере раскрываются в содержании современного образования такие понятия, как социальная гармония, экологические потребности, оценка технических нововведений, ценность жизни, закономерности биосферы и др.
Однако, несмотря на осознание важности реформирования систем образования в интересах устойчивого развития, этот процесс не идет должным образом. Отчасти это связано с тем, что педагогические традиции основаны на усвоении известных знаний, воспроизводстве
реальных связей и отношений, нашедших отражение в общественном сознании. Будущее же всегда в той или иной степени неопределенно. И его размытые контуры, расплывчатое содержание педагогам трудно представить в качестве основы образования. Данное обстоятельство определяет, по существу, постановку принципиально новых педагогических проблем, от адекватного решения которых во многом зависит переход человечества к устойчивому развитию.
Итак, реализация стратегии устойчивого развития предполагает экологизацию различных сфер человеческой деятельности, становление экологического сознания. Данный процесс призван изменить способ мышления
людей, усилив его эко-гуманистические, прогностические качества. Экологическая компетентность становится одной из сущностных характеристик человека будущего, потому что ущерб природе наносится не только умышленно, но и по незнанию. Владея экологическим знанием, человек начинает понимать значение многих, раньше казавшихся второстепенными, связей и отношений в природе. В связи с этим экологию считают предвестницей постнеклассической науки, ее положения призваны изменить нормы поведения современного человека, привести их в соответствие с закономерностями природы. В этом случае можно считать, что «человек разумный» становится «человеком мудрым».
Библиографический список
1. Бокова И. Новый гуманизм в XXI в. // Курьер
ЮНЕСКО. — 2010.
2. Мамедов Н. М. Гуманизм: постнеклассическая
концепция // Современная философия, наука и культура: постнеклассическая эпистемология. — Баку,2011.
3. Мамедов Н. М. Культура как фактор развития
// Вестн. МГАДА. — 2011. — № 3.
4. Мамедов Н. М. Культура, образование, эколо-
гия. — М., 1996.
5. Культура устойчивого развития // Охрана
природы и природные ресурсы. — М., 2006. — № 1.
6. Мамедов Н. М. От экологического образова-
ния к образованию для устойчивого развития // Материалы XIII Междунар. конф. по экологическому образованию. — М., 2007.
7. Мамедов Н. М. Социально-гуманитарное об-
разование: новый взгляд на старую проблему // Высшее образование в России. — 1993. — № 3.
8. Мамедов Н. М. Экологический контекст сов-
ременного образования // Педагогическое образование. Вып. 10. — М., 1993.
9. Мамедов Н. М. Экологическое образование:
новый взгляд на старую проблему // Вестн. экологического образования в России. — 2010. — № 3.
10. Мамедов Н. М. Экологическое образование:
сущность и принципы организации // Философские проблемы образования. — М., 1996.
11. Мамедов Н. М., Суравегина И. Т. Экология. —
М., 2006.
12. Моисеев Н. Н. Быть или не быть... человече-
ству? — М., 1999.
13. Моисеев Н. Н. Восхождение к Разуму. — М.,
1993.
14. Печчеи А. Человеческие качества. — М., 1986.
15. Урсул А. Д. Модель опережающего образова-
ния // Философские проблемы образования. — М., 1996.
16. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродете-
ли и путь к процветанию. — М., 2006.