выживание интеллекта
концепция управления качеством образования и возможности ее реализации в системе подготовки инженерных кадров высшей квалификации
В последнее десятилетие тысячи организаций во всём мире внедряют философию Всеобщего управления качеством (Total Quality Management - TQM), которая может и должна быть положена в основу всех процессов деятельности организации. Философия TQM непосредственно связана и базируется на нормах обеспечения качества, заложенных в серии международных стандартов ISO 9000, разработанных Международной организацией стандартов (International Standards Organization - ISO).
На наш взгляд, объективными проявлениями сложной категории качества образования, инвариантными для любых стран, выступают:
- многоаспектность или многогранность качества;
- многоуровневость конечных результатов (качество знаний навыков и умений выпускников вузов, ПТУ, общеобразовательных школ);
- многосубъектность (оценка качества образования осуществляется множеством субъектов; основные субъекты - это сами учащиеся и студенты, выпускники вузов и учреждений послевузовского образования, участники различных дополнительных образовательных программ; их родители; работодатели; общество в целом и государственные органы; исследователи системы образования);
- многокритериальность;
- полисинхронность - сочетание текущих, тактических и стратегических аспектов качества образования, которые в разное время одними и теми же субъектами воспринимается по-разному (выпускники в течение жизни, трудовой деятельности со временем переоценивают качество своего образования, ценность отдельных
Окончание. Начало в № 3/2004
Багаутдинова Н.Г.
канд. экон. наук,
доцент, зав. кафедрой
промышленной
коммерции
и маркетинга
Казанского
государственного
технического
университета
им. АН.Туполева
»
е и
особенно важно исследовать все
аспекты качества образования,
объективного и субъективного
характера
дисциплин и личностно-профессиональные характеристики преподавателей; общество и государство в зависимости от своего состояния пересматривают приоритеты в качестве и содержании образования и т.д.);
- неопределенность в его оценках (из-за высокого уровня субъективности оценки качества образования разными субъектами);
- инвариантность и вариативность - среди множества качеств образовательных систем, учебных заведений, их выпускников выделяются инвариантные (общие качества для всех выпускников каждого уровня образования, направления подготовки, каждой специальности) и специфические (именно для определенной
овокупности выпускников или образовательных систем).
Из изложенного следует, что особенно важно исследовать все аспекты качества образования, вести поиск компромиссов объективного (многоаспектности и многокритериальности, полисинхронности) и субъективного (в связи с множеством субъектов) характера. Организация работ по внедрению принципов TQM в образовательном учреждении, как и на любых предприятиях промышленности или сферы услуг, должна включать следующие стадии: 1. Принятие высшим руководством образовательного учреждения решения о проведении работ по внедрению TQM-подхода в управление организацией.
Это предполагает определение всех проблем, которые могут возникнуть в организации и быть связаны с изменением организационной структуры, с затратами на управление качеством, его обеспечение и повышение (в сфере промышленности объём затрат составляет не менее 5-10 % от оборота предприятия), с подготовкой кадрового потенциала и т.д., а также осознание тех преимуществ, которые получит организация, и расчет сроков, в течение кото-
вести поиск компромиссов
рых эти преимущества будут достигнуты.
2. Разработка стратегии всеобщего управления качеством в организации (определение политики, целей и задач организации, показателей качества).
3. Создание совета по качеству, возглавляемого руководителем организации, и назначение должностных лиц, ответственных за качество в организации и каждом подразделении.
4. Распространение информации среди всех работников коллектива о внедрении TQM-под-хода в организации и тех преимуществах, которые будут получены после проведения всего комплекса работ.
5. Разработка систем нормативно-правового обеспечения, контроля и отчётности, информированности и ответственности.
6. Разработка руководства по качеству, методических рекомендаций по всем процессам организации, рабочих инструкций для каждого работника организации.
7. Реорганизация структуры управления с целью удаления всех барьеров между подразделениями в деятельности, относящейся к вопросам качества.
8. Выбор основных направлений (тем, проектов) для улучшения качества.
9. Формирование групп (команд) для совершенствования функциональных процессов.
В современных условиях вузы работают в среде повышенной конкурентной борьбы. Те из них, кто будет использовать принципы TQM, получат значительное преимущество перед конкурентами, так как вся система будет ориентирована непосредственно на потребителей услуг и те основные факторы, которые они оценивают: а) понимание потребностей общества и его требований; б) надежность; в) восприимчивость; г) конкурентоспособность; д) доступность; е) вежливость; ж) общение (коммуникация); з) авторитет; и) безопасность.
в настоящий момент многие организации образования и предприятия промышленности пытаются решать проблемы качества и сертификации
_ Реализация всех поставленных задач по внедре-
_ нию TQM-подхода требует, в первую очередь,
_ наличия квалифицированного персонала в самой организации и способности образовательных учреждений готовить кадровый потенциал
_ для предприятий промышленности. То есть все
должны работать как на внутренний (для образовательных учреждений), так и на внешний (для предприятий промышленности) рынок. _ В настоящий момент многие организации образования и предприятия промышленности пытаются решать проблемы качества и серти-_ фикации. Достаточно успешно развиваются та_ кие отраслевые программы, как «Индустрия об_ разования», «Качество и безопасность технологий, продукции, образовательных услуг и объ-
_ ектов». Безусловно, указанный вопрос в силу
масштабности своего содержания не может ре_ шаться на уровне отдельно взятого вуза. Требуются целенаправленные и скоординированные
_ усилия государства, общества, высшей школы.
_ К сожалению, информации о всеобщем управлении качеством недостаточно, понимание его методов работниками вузов ограничено общими положениями, что ослабляет их усилия в деле сертификации систем управления качеством в соответствии с европейскими
_ стандартами. Следует также признать, что без
теоретических разработок в сфере управления качеством образования, без создания реальной инфраструктуры по обучению кадров эти шаги малоэффективны.
Итак, чтобы решить задачу повышения качества образования, необходимо его: а) спланировать; б) обеспечить в образовательном процессе; в) подтвердить.
_ Планирование, обеспечение и подтверждение
_ качества - это традиционные задачи построения систем качества, под системой качества вуза оговариваемые нормами международных
понимается часть его системы стандартов семейства
ИСО 9000. В соответст-_управления, охватывающая ее вии с этими стандартами под системой каче-
наиболее важные функции ства вуза понимается
чтобы решить задачу
повышения качества
образовательном процессе; в) подтвердить
часть его системы управления, охватывающая ее наиболее важные функции. Действую- _
щий стандарт исо 9001 образования, необходимо его: а)
в редакции 1994 г. пре- _
дусматривает не менее спланировать; б) обеспечить в 20-ти таких основных функций или элементов качества.
Вот, какие направления могут, на наш взгляд,
стать основой концепции вуза в области утверждения системы качества: А Система качества подразумевает постановку тех же задач, решать которые может эффективная система управления; она - не панацея, а одно из средств решения общей задачи повышения качества образования. Б. Система качества - корпоративная система, успех внедрения которой напрямую зависит от вовлеченности в данный процесс всего коллектива сотрудников вуза
В. Основная цель создания системы - повышение эффективности деятельности вуза, поэтому важнейшей задачей является выбор критериев эффективности, их измерение и доведение результатов до всех участников процесса. Подобный подход означает, что важнейшим документом создаваемой системы качества становится документ стратегического планирования деятельности вуза - концепция его развития. Эта концепция фактически являе многоуровневой и включает:
- на верхнем уровне - концепцию развития вуза в целом и концепции развития основных направлений его деятельности: образовательной, научной и производственной;
- на среднем уровне - концепции развития факультетов вуза, создаваемые на основе документов верхнего уровня и конкретизирующие цели и задачи развития на уровне факультетов;
- на нижнем уровне - концепции развития подразделений вуза (кафедр, служб, отделов), конкретизирующие цели и задачи их развития. Для поддержания на общественно значимом
ани
ия его
1:7 ект
уровне качества инженерного образования необходимо разработать целостную систему поддержки качества инженерного образования, элементами которой должны стать:
- новое поколение государственных образова-_ тельных стандартов и разработанных на их
основе образовательных стандартов вузовского уровня;
- система общественно-государственной ат-_____ тестации образовательных учреждений инженерного профиля;
_________- система и технология аккредитации отечественных и зарубежных профессиональных объединений и специализированных агентств с целью разработки эффективных образовательных программ;
__________- система сертификации специалистов инженерного профиля (например, европейский преподаватель, инженер);
- система социальных и экономических стимулов для профессионального роста и повыше_ ния статуса инженера в обществе;
_ - активизация социокультурных факторов модернизации высшего технического образования;
- создание единой информационной образовательной среды вузов;
- система постоянного повышения квалификации и послевузовского инженерного образования.
В настоящее время идет процесс разработки по_ добной концепции в КГТУ им. А.Н. Туполева. В
_ рамках ее подготовки формируются целевые установки системы качества вуза, устанавливаются принципы структурной, финансовой, кадровой политики и др. При этом важнейшим моментом разработки концепции рассматривается процесс трансформации технологий, методов и разработок вуза в области обеспечения качества для промышленных предприятий в образовательную сферу. Одновременно предусмотрено широкое использование технологии развертывания функций качества для решения задачи планирования качества, его обеспечения и подтверждения.
рп