Научная статья на тему 'Концепция управления качеством образования и возможности ее реализации в системе подготовки инженерных кадров высшей квалификации'

Концепция управления качеством образования и возможности ее реализации в системе подготовки инженерных кадров высшей квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
297
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Багаутдинова Н. Г.

В последнее десятилетие тысячи организаций во всём мире внедряют философию Всеобщего управления качеством (Total Quality Management TQM), которая может и должна быть положена в основу всех процессов деятельности организации. Философия TQM непосредственно связана и базируется на нормах обеспечения качества, заложенных в серии международных стандартов ISO 9000, разработанных Международной организацией стандартов (International Standards Organization ISO).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Багаутдинова Н. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция управления качеством образования и возможности ее реализации в системе подготовки инженерных кадров высшей квалификации»

выживание интеллекта

концепция управления качеством образования и возможности ее реализации в системе подготовки инженерных кадров высшей квалификации

В последнее десятилетие тысячи организаций во всём мире внедряют философию Всеобщего управления качеством (Total Quality Management - TQM), которая может и должна быть положена в основу всех процессов деятельности организации. Философия TQM непосредственно связана и базируется на нормах обеспечения качества, заложенных в серии международных стандартов ISO 9000, разработанных Международной организацией стандартов (International Standards Organization - ISO).

На наш взгляд, объективными проявлениями сложной категории качества образования, инвариантными для любых стран, выступают:

- многоаспектность или многогранность качества;

- многоуровневость конечных результатов (качество знаний навыков и умений выпускников вузов, ПТУ, общеобразовательных школ);

- многосубъектность (оценка качества образования осуществляется множеством субъектов; основные субъекты - это сами учащиеся и студенты, выпускники вузов и учреждений послевузовского образования, участники различных дополнительных образовательных программ; их родители; работодатели; общество в целом и государственные органы; исследователи системы образования);

- многокритериальность;

- полисинхронность - сочетание текущих, тактических и стратегических аспектов качества образования, которые в разное время одними и теми же субъектами воспринимается по-разному (выпускники в течение жизни, трудовой деятельности со временем переоценивают качество своего образования, ценность отдельных

Окончание. Начало в № 3/2004

Багаутдинова Н.Г.

канд. экон. наук,

доцент, зав. кафедрой

промышленной

коммерции

и маркетинга

Казанского

государственного

технического

университета

им. АН.Туполева

»

е и

особенно важно исследовать все

аспекты качества образования,

объективного и субъективного

характера

дисциплин и личностно-профессиональные характеристики преподавателей; общество и государство в зависимости от своего состояния пересматривают приоритеты в качестве и содержании образования и т.д.);

- неопределенность в его оценках (из-за высокого уровня субъективности оценки качества образования разными субъектами);

- инвариантность и вариативность - среди множества качеств образовательных систем, учебных заведений, их выпускников выделяются инвариантные (общие качества для всех выпускников каждого уровня образования, направления подготовки, каждой специальности) и специфические (именно для определенной

овокупности выпускников или образовательных систем).

Из изложенного следует, что особенно важно исследовать все аспекты качества образования, вести поиск компромиссов объективного (многоаспектности и многокритериальности, полисинхронности) и субъективного (в связи с множеством субъектов) характера. Организация работ по внедрению принципов TQM в образовательном учреждении, как и на любых предприятиях промышленности или сферы услуг, должна включать следующие стадии: 1. Принятие высшим руководством образовательного учреждения решения о проведении работ по внедрению TQM-подхода в управление организацией.

Это предполагает определение всех проблем, которые могут возникнуть в организации и быть связаны с изменением организационной структуры, с затратами на управление качеством, его обеспечение и повышение (в сфере промышленности объём затрат составляет не менее 5-10 % от оборота предприятия), с подготовкой кадрового потенциала и т.д., а также осознание тех преимуществ, которые получит организация, и расчет сроков, в течение кото-

вести поиск компромиссов

рых эти преимущества будут достигнуты.

2. Разработка стратегии всеобщего управления качеством в организации (определение политики, целей и задач организации, показателей качества).

3. Создание совета по качеству, возглавляемого руководителем организации, и назначение должностных лиц, ответственных за качество в организации и каждом подразделении.

4. Распространение информации среди всех работников коллектива о внедрении TQM-под-хода в организации и тех преимуществах, которые будут получены после проведения всего комплекса работ.

5. Разработка систем нормативно-правового обеспечения, контроля и отчётности, информированности и ответственности.

6. Разработка руководства по качеству, методических рекомендаций по всем процессам организации, рабочих инструкций для каждого работника организации.

7. Реорганизация структуры управления с целью удаления всех барьеров между подразделениями в деятельности, относящейся к вопросам качества.

8. Выбор основных направлений (тем, проектов) для улучшения качества.

9. Формирование групп (команд) для совершенствования функциональных процессов.

В современных условиях вузы работают в среде повышенной конкурентной борьбы. Те из них, кто будет использовать принципы TQM, получат значительное преимущество перед конкурентами, так как вся система будет ориентирована непосредственно на потребителей услуг и те основные факторы, которые они оценивают: а) понимание потребностей общества и его требований; б) надежность; в) восприимчивость; г) конкурентоспособность; д) доступность; е) вежливость; ж) общение (коммуникация); з) авторитет; и) безопасность.

в настоящий момент многие организации образования и предприятия промышленности пытаются решать проблемы качества и сертификации

_ Реализация всех поставленных задач по внедре-

_ нию TQM-подхода требует, в первую очередь,

_ наличия квалифицированного персонала в самой организации и способности образовательных учреждений готовить кадровый потенциал

_ для предприятий промышленности. То есть все

должны работать как на внутренний (для образовательных учреждений), так и на внешний (для предприятий промышленности) рынок. _ В настоящий момент многие организации образования и предприятия промышленности пытаются решать проблемы качества и серти-_ фикации. Достаточно успешно развиваются та_ кие отраслевые программы, как «Индустрия об_ разования», «Качество и безопасность технологий, продукции, образовательных услуг и объ-

_ ектов». Безусловно, указанный вопрос в силу

масштабности своего содержания не может ре_ шаться на уровне отдельно взятого вуза. Требуются целенаправленные и скоординированные

_ усилия государства, общества, высшей школы.

_ К сожалению, информации о всеобщем управлении качеством недостаточно, понимание его методов работниками вузов ограничено общими положениями, что ослабляет их усилия в деле сертификации систем управления качеством в соответствии с европейскими

_ стандартами. Следует также признать, что без

теоретических разработок в сфере управления качеством образования, без создания реальной инфраструктуры по обучению кадров эти шаги малоэффективны.

Итак, чтобы решить задачу повышения качества образования, необходимо его: а) спланировать; б) обеспечить в образовательном процессе; в) подтвердить.

_ Планирование, обеспечение и подтверждение

_ качества - это традиционные задачи построения систем качества, под системой качества вуза оговариваемые нормами международных

понимается часть его системы стандартов семейства

ИСО 9000. В соответст-_управления, охватывающая ее вии с этими стандартами под системой каче-

наиболее важные функции ства вуза понимается

чтобы решить задачу

повышения качества

образовательном процессе; в) подтвердить

часть его системы управления, охватывающая ее наиболее важные функции. Действую- _

щий стандарт исо 9001 образования, необходимо его: а)

в редакции 1994 г. пре- _

дусматривает не менее спланировать; б) обеспечить в 20-ти таких основных функций или элементов качества.

Вот, какие направления могут, на наш взгляд,

стать основой концепции вуза в области утверждения системы качества: А Система качества подразумевает постановку тех же задач, решать которые может эффективная система управления; она - не панацея, а одно из средств решения общей задачи повышения качества образования. Б. Система качества - корпоративная система, успех внедрения которой напрямую зависит от вовлеченности в данный процесс всего коллектива сотрудников вуза

В. Основная цель создания системы - повышение эффективности деятельности вуза, поэтому важнейшей задачей является выбор критериев эффективности, их измерение и доведение результатов до всех участников процесса. Подобный подход означает, что важнейшим документом создаваемой системы качества становится документ стратегического планирования деятельности вуза - концепция его развития. Эта концепция фактически являе многоуровневой и включает:

- на верхнем уровне - концепцию развития вуза в целом и концепции развития основных направлений его деятельности: образовательной, научной и производственной;

- на среднем уровне - концепции развития факультетов вуза, создаваемые на основе документов верхнего уровня и конкретизирующие цели и задачи развития на уровне факультетов;

- на нижнем уровне - концепции развития подразделений вуза (кафедр, служб, отделов), конкретизирующие цели и задачи их развития. Для поддержания на общественно значимом

ани

ия его

1:7 ект

уровне качества инженерного образования необходимо разработать целостную систему поддержки качества инженерного образования, элементами которой должны стать:

- новое поколение государственных образова-_ тельных стандартов и разработанных на их

основе образовательных стандартов вузовского уровня;

- система общественно-государственной ат-_____ тестации образовательных учреждений инженерного профиля;

_________- система и технология аккредитации отечественных и зарубежных профессиональных объединений и специализированных агентств с целью разработки эффективных образовательных программ;

__________- система сертификации специалистов инженерного профиля (например, европейский преподаватель, инженер);

- система социальных и экономических стимулов для профессионального роста и повыше_ ния статуса инженера в обществе;

_ - активизация социокультурных факторов модернизации высшего технического образования;

- создание единой информационной образовательной среды вузов;

- система постоянного повышения квалификации и послевузовского инженерного образования.

В настоящее время идет процесс разработки по_ добной концепции в КГТУ им. А.Н. Туполева. В

_ рамках ее подготовки формируются целевые установки системы качества вуза, устанавливаются принципы структурной, финансовой, кадровой политики и др. При этом важнейшим моментом разработки концепции рассматривается процесс трансформации технологий, методов и разработок вуза в области обеспечения качества для промышленных предприятий в образовательную сферу. Одновременно предусмотрено широкое использование технологии развертывания функций качества для решения задачи планирования качества, его обеспечения и подтверждения.

рп

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.