Научная статья на тему 'Система менеджмента качества: сущность, принципы и проблемы внедрения на предприятиях России'

Система менеджмента качества: сущность, принципы и проблемы внедрения на предприятиях России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
842
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фазлыева Е. П.

Концептуальное развитие менеджмента качества во второй половине XX века шло весьма интенсивно, что привело, в конечном счете, к многообразию предложенных концепций и опробованных практикой подходов. Явно доминирующими и вместе с тем наиболее масштабными из них следует считать подходы, основанные на международных стандартах ISO серии 9000 и на концепции всеобщего менеджмента качества (TQM), явившиеся итогом многолетней практической деятельности большого числа передовых предприятий из разных стран мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система менеджмента качества: сущность, принципы и проблемы внедрения на предприятиях России»

все лучшее... рынку

система менеджмента качества: сущность, принципы и проблемы внедрения

на предприятиях России

Концептуальное развитие менеджмента качества во второй половине XX века шло весьма интенсивно, что привело, в конечном счете, к многообразию предложенных концепций и опробованных практикой подходов. Явно доминирующими и вместе с тем наиболее масштабными из них следует считать подходы, основанные на международных стандартах ISO серии 9000 и на концепции всеобщего менеджмента качества (TQM), явившиеся итогом многолетней практической деятельности большого числа передовых предприятий из разных стран мира.

В России первыми, в конце 80-х годов ХХ века, стали внедряться стандарты ISO, и только со второй половины 90-х годов проявился большой интерес к концепции TQM. И такой характер исторической эволюции для нашей страны представляется вполне закономерным, т.е. путь сравнительно плавного перехода от жесткой централизованной регламентации деятельности предприятия в области качества к самостоятельному выбору путей решения этой проблемы.

Сопоставляя концепции стандартов ISO и TQM, важно четко видеть различие в их целевом назначении. Если стандарты ISO предназначены, прежде всего, для регулирования рыночных отношений между производителем и потребителем продукции (услуг) на основе предварительной оценки способности производителя гарантировать необходимое потребителю качество, то концепция TQM предназначена,

Фазлыева Е.П.,

старший

преподаватель

кафедры

"Промышленная

коммерция

и маркетинг"

Казанского

государственного

технического

университета

им. АН.Туполева

гества

51

принципах, что получает соответст-рждение и в проекте МС ISO се-

внедрение

стандартов ISO это начальный _этап работы

в области

качества

главным образом, для повышения конкурентоспособности производителя (или, говоря словами Т. Конти, «достижения конкурентоспособного качества» ) за счет непрерывного совершенствования менеджмента качества. Образно говоря, внедрение стандартов ISO - это начальный этап работы в области качества. Однако в методологическом плане менеджмент качества по ISO и TQM базируется на мно-

вующе ^ ,,

рии 9000 версии 2000 г. Известно, что в новой версии устанавливаются восемь принципов неджмента качества2. Многие из этих принципов используются в TQM. В отличие от стандартов ISO требования TQM не стандартизиро-аны, что представляет предприятиям болью степень свободы в регламентации дея-ности в области качества. Понятие системы менеджмента качества настолько прочно укрепилось у работников предприятий и преподавателей ВУЗов, что один только обзор трактовок этого термина дает обильную пищу для размышления. В стандарте ISO 8402 использовался термин система качества, который был определен как «совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством» . При этом под общим руководством подразумевалось и управление, и обеспечение качества.

В стандартах ISO серии 9000:2000 термин система качества отсутствует. Вместо него используется термин система менеджмента качества, который включен в названия этих стандартов. При этом система менеджмента качества представлена как система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству, т.е. дано назначение системы, но отсутствует ее определение, которое плохо ли, хорошо ли, но было приведено в стандарте ISO 8402.

Причина переименования новых стандартов и внедрение «русскоязычного» термина система менеджмента качества непонятна, так как в ней

сохранены все функции старой системы. Поэтому замена названия не меняет сути дела и вряд ли повлияет на сложившуюся практику употребления термина система качества или система управления качеством. Таким образом, система менеджмента качества - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов для разработки политики и целей в области качества и достижение этих целей для руководства и управления организацией.

Система менеджмента качества является частью системы управления промышленного предприятия, которая ориентирована на достижение результатов, основанных на целях качества, удовлетворении нужд и ожиданий ее заказчиков. Цели качества дополняют другие цели организации, такие как развитие, денежные средства, прибыльность, безопасность персонала и окружающей среды. Различные части системы управления организации могут быть объединены вместе с системой менеджмента качества, в единую, связующую унифицированную систему управления, использующую общие элементы. Это может способствовать планированию, распределению ресурсов, установлению взаимодополняющих целей и оценку эффективности. Система управления промышленного предприятия может быть оценена в сравнении с собственными требованиями к ней. Система управления может также быть проверена на соответствие требованиям международных стандартов, таких как ISO 9001 и ISO 14001. Эти аудиты системы управления могут быть проведены отдельно или совместно.

Успешное управление и функционирование организации требует управления в систематической и видимой форме. Успех может быть результатом от внедрения и поддержания системы управления, которая разработана для постоянного улучшения выполнения работ, путем ее направленности на нужды всех заинтересованных сторон. Управление организацией охватывает менеджмент качества наряду с другими дисциплинами управления.

система

менеджмента

качества является

частью системы

управления

промышленного

предприятия

_система

управления может

_также быть

проверена на соответствие требованиям

_международных

_стандартов,

таких как ISO 9001 и ISO 14001

В стандартах ISO серии 9000 2000-го года идентифицированы восемь принципов менеджмента качества, способствующие достижению целей качества:

Принципиально новым в стандартах ISO серии 9000 2000-го года является:

- применение процессного подхода в управлении организацией;

- акцент на постоянное и непрерывное улучшение.

Интерес к системе менеджмента качества в последние десять лет существенно возрос. В этот период более 1,5 тыс. российских промышленных предприятий (по данным на 31.12.01 -1517) разработали, внедрили и сертифицировали свои системы качества. Это значит, что тысячи их сотрудников прошли обучение и стали в строй менеджеров по качеству. В ряде вузов открыты новые специальности, напрямую связанные с подготовкой инженеров в этой области. Освоение международных стандартов ISO 9000-2000 промышленными предприятиями объясняется следующими причинами:

- международные стандарты качества более принимаемы и требуемы со стороны мирового экономического сообщества;

- развитие отечественных стандартов качество претерпело искусственное искажение вследствие невостребованности «комплексного» подхода к качеству на всех этапах жизненного цикла изделия (проектирование , маркетинг, производство, реклама , сбыт), т.е. произошел сдвиг внимания на производственно-технологический и выходной этапы обеспечения качества изделия, что является недостаточным в конкурентной среде;

- ориентир на ГОСТы, не позволяет производителям рассматривать проблему качества с точки зрения потребителя, для которого качественный товар - это товар, отвечающий, прежде всего, потребностям и ожиданиям потребителя;

- возможность минимизировать риск отказа потребителей от продукции или её возврата (вследствие отсутствия требуемого уровня и стабильности качества) и связанных с этим потерь и ухудшением экономических показателей;

российское предпринимательство

- повышение конкурентоспособности продукции и, как следствие, расширение внутреннего рынка и увеличение экспортных возможностей;

- повышение деловой репутации организации в глазах потребителей и общества, укрепление доверия к фирменной марке и, как следствие, рост заказов и увеличение объемов сбыта продукции;

- улучшение экономических показателей (увеличение продаж; рост прибыли; повышение производительности и рентабельности; уменьшение затрат, связанных с устранением дефектов, переработкой некачественной продукции, выплатой штрафов; увеличение рыночной привлекательности организаций;

- получение привилегий на поставку продукции для федеральных государственных нужд;

- получение или продление лицензии на производство продукции или проведение работ;

- облегчение получения инвестиций, банковских кредитов и государственных субсидий, преимущества при страховании продукции;

- повышение эффективности фирменного менеджмента за счет систематизации и документирования процедур;

- улучшение отношения исполнителей к раб (необходимые документы и обучение, боле простое предоставление информации о про блемах, ощущение надежности работы и др.);

- возможность говорить «говорить на одном языке» со специалистами по качеству на международном уровне;

- преимущества в тендерах (конкурсах) н ставку продукции и услуг. Поэтому в последние два-три года на предприятиях заметно активизировалась деятельность по созданию, внедрению и сертификации систем качества (СК) на соответствие требованиям МС ISO серии 9000. Однако внедрение в организации СМК связано с множеством проблем и препятствий, главным из которых является то, что ряд предприятий, несмотря на внедрения системы качества, не смогли добиться улучшения экономических показателей, таких как прибыль, рентабельность, снижение себес-

успешное

управление

рование организации требует управления в систематической и видимой форме

ы н

с развитием

конкуренции

у производителя появляется

насущная

необходимость

тесной увязки

затрат

на качество

с конечным

результатом

производственной

деятельности

н §

тоимости продукции, повышение производительности труда, увеличение объема продаж. Улучшение качества создания изделия приводит к экономии средств, которое может превысить затраты на его улучшение. Улучшение качества в соответствии с концепцией всемирно известного американского специалиста в области управления качеством Дж. Джурана, понижает расходы, поскольку будущая позиция каждого предприятия в конкуренции непосредственно связана с успехом ежегодного улучшения качества.

В производственных затратах компании значительный удельный вес занимают затраты, связанные с качеством продукции, поэтому обоснованная минимизация затрат, как важный фактор снижения себестоимости изделия жна являться одной из главных целей систе-качества на предприятии. стоимости повышения качества продукции сят общие расходы предприятия на ее со-ние и гарантийное обслуживание. Поэтому с развитием конкуренции у производителя появляется насущная необходимость тесной увяз-затрат на качество с конечным результатом роизводственной деятельности, уровнем качества изделия, объемом продаж, прибылью, что позволяет эффективнее управлять инвестициями и добиваться более высокой прибыли. Иными словами необходим учет и оценка экономической эффективности затрат на обеспечение и улучшение качества продукции.

1 Порто О., Кэри Дж. Стремление к совершенству. Непрерывный поиск повышения качества можно сравнить лишь с новой промышленной революцией // Бизнесуик. - 1992. - № 11.

2 Чайка ИИ. Стандарты ИСО серии 9000 версии 2000 г.//Методы менеджмента качества. -2000. -№1.

3 ИСО 84444 The ISO Survey of ISO 9000 and ISO 14000 Certificates. Eleventh cycle: up to and including 31 December 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.