все лучшее... рынку
система менеджмента качества: сущность, принципы и проблемы внедрения
на предприятиях России
Концептуальное развитие менеджмента качества во второй половине XX века шло весьма интенсивно, что привело, в конечном счете, к многообразию предложенных концепций и опробованных практикой подходов. Явно доминирующими и вместе с тем наиболее масштабными из них следует считать подходы, основанные на международных стандартах ISO серии 9000 и на концепции всеобщего менеджмента качества (TQM), явившиеся итогом многолетней практической деятельности большого числа передовых предприятий из разных стран мира.
В России первыми, в конце 80-х годов ХХ века, стали внедряться стандарты ISO, и только со второй половины 90-х годов проявился большой интерес к концепции TQM. И такой характер исторической эволюции для нашей страны представляется вполне закономерным, т.е. путь сравнительно плавного перехода от жесткой централизованной регламентации деятельности предприятия в области качества к самостоятельному выбору путей решения этой проблемы.
Сопоставляя концепции стандартов ISO и TQM, важно четко видеть различие в их целевом назначении. Если стандарты ISO предназначены, прежде всего, для регулирования рыночных отношений между производителем и потребителем продукции (услуг) на основе предварительной оценки способности производителя гарантировать необходимое потребителю качество, то концепция TQM предназначена,
Фазлыева Е.П.,
старший
преподаватель
кафедры
"Промышленная
коммерция
и маркетинг"
Казанского
государственного
технического
университета
им. АН.Туполева
гества
51
принципах, что получает соответст-рждение и в проекте МС ISO се-
внедрение
стандартов ISO это начальный _этап работы
в области
качества
главным образом, для повышения конкурентоспособности производителя (или, говоря словами Т. Конти, «достижения конкурентоспособного качества» ) за счет непрерывного совершенствования менеджмента качества. Образно говоря, внедрение стандартов ISO - это начальный этап работы в области качества. Однако в методологическом плане менеджмент качества по ISO и TQM базируется на мно-
вующе ^ ,,
рии 9000 версии 2000 г. Известно, что в новой версии устанавливаются восемь принципов неджмента качества2. Многие из этих принципов используются в TQM. В отличие от стандартов ISO требования TQM не стандартизиро-аны, что представляет предприятиям болью степень свободы в регламентации дея-ности в области качества. Понятие системы менеджмента качества настолько прочно укрепилось у работников предприятий и преподавателей ВУЗов, что один только обзор трактовок этого термина дает обильную пищу для размышления. В стандарте ISO 8402 использовался термин система качества, который был определен как «совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством» . При этом под общим руководством подразумевалось и управление, и обеспечение качества.
В стандартах ISO серии 9000:2000 термин система качества отсутствует. Вместо него используется термин система менеджмента качества, который включен в названия этих стандартов. При этом система менеджмента качества представлена как система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству, т.е. дано назначение системы, но отсутствует ее определение, которое плохо ли, хорошо ли, но было приведено в стандарте ISO 8402.
Причина переименования новых стандартов и внедрение «русскоязычного» термина система менеджмента качества непонятна, так как в ней
сохранены все функции старой системы. Поэтому замена названия не меняет сути дела и вряд ли повлияет на сложившуюся практику употребления термина система качества или система управления качеством. Таким образом, система менеджмента качества - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов для разработки политики и целей в области качества и достижение этих целей для руководства и управления организацией.
Система менеджмента качества является частью системы управления промышленного предприятия, которая ориентирована на достижение результатов, основанных на целях качества, удовлетворении нужд и ожиданий ее заказчиков. Цели качества дополняют другие цели организации, такие как развитие, денежные средства, прибыльность, безопасность персонала и окружающей среды. Различные части системы управления организации могут быть объединены вместе с системой менеджмента качества, в единую, связующую унифицированную систему управления, использующую общие элементы. Это может способствовать планированию, распределению ресурсов, установлению взаимодополняющих целей и оценку эффективности. Система управления промышленного предприятия может быть оценена в сравнении с собственными требованиями к ней. Система управления может также быть проверена на соответствие требованиям международных стандартов, таких как ISO 9001 и ISO 14001. Эти аудиты системы управления могут быть проведены отдельно или совместно.
Успешное управление и функционирование организации требует управления в систематической и видимой форме. Успех может быть результатом от внедрения и поддержания системы управления, которая разработана для постоянного улучшения выполнения работ, путем ее направленности на нужды всех заинтересованных сторон. Управление организацией охватывает менеджмент качества наряду с другими дисциплинами управления.
система
менеджмента
качества является
частью системы
управления
промышленного
предприятия
_система
управления может
_также быть
проверена на соответствие требованиям
_международных
_стандартов,
таких как ISO 9001 и ISO 14001
В стандартах ISO серии 9000 2000-го года идентифицированы восемь принципов менеджмента качества, способствующие достижению целей качества:
Принципиально новым в стандартах ISO серии 9000 2000-го года является:
- применение процессного подхода в управлении организацией;
- акцент на постоянное и непрерывное улучшение.
Интерес к системе менеджмента качества в последние десять лет существенно возрос. В этот период более 1,5 тыс. российских промышленных предприятий (по данным на 31.12.01 -1517) разработали, внедрили и сертифицировали свои системы качества. Это значит, что тысячи их сотрудников прошли обучение и стали в строй менеджеров по качеству. В ряде вузов открыты новые специальности, напрямую связанные с подготовкой инженеров в этой области. Освоение международных стандартов ISO 9000-2000 промышленными предприятиями объясняется следующими причинами:
- международные стандарты качества более принимаемы и требуемы со стороны мирового экономического сообщества;
- развитие отечественных стандартов качество претерпело искусственное искажение вследствие невостребованности «комплексного» подхода к качеству на всех этапах жизненного цикла изделия (проектирование , маркетинг, производство, реклама , сбыт), т.е. произошел сдвиг внимания на производственно-технологический и выходной этапы обеспечения качества изделия, что является недостаточным в конкурентной среде;
- ориентир на ГОСТы, не позволяет производителям рассматривать проблему качества с точки зрения потребителя, для которого качественный товар - это товар, отвечающий, прежде всего, потребностям и ожиданиям потребителя;
- возможность минимизировать риск отказа потребителей от продукции или её возврата (вследствие отсутствия требуемого уровня и стабильности качества) и связанных с этим потерь и ухудшением экономических показателей;
российское предпринимательство
- повышение конкурентоспособности продукции и, как следствие, расширение внутреннего рынка и увеличение экспортных возможностей;
- повышение деловой репутации организации в глазах потребителей и общества, укрепление доверия к фирменной марке и, как следствие, рост заказов и увеличение объемов сбыта продукции;
- улучшение экономических показателей (увеличение продаж; рост прибыли; повышение производительности и рентабельности; уменьшение затрат, связанных с устранением дефектов, переработкой некачественной продукции, выплатой штрафов; увеличение рыночной привлекательности организаций;
- получение привилегий на поставку продукции для федеральных государственных нужд;
- получение или продление лицензии на производство продукции или проведение работ;
- облегчение получения инвестиций, банковских кредитов и государственных субсидий, преимущества при страховании продукции;
- повышение эффективности фирменного менеджмента за счет систематизации и документирования процедур;
- улучшение отношения исполнителей к раб (необходимые документы и обучение, боле простое предоставление информации о про блемах, ощущение надежности работы и др.);
- возможность говорить «говорить на одном языке» со специалистами по качеству на международном уровне;
- преимущества в тендерах (конкурсах) н ставку продукции и услуг. Поэтому в последние два-три года на предприятиях заметно активизировалась деятельность по созданию, внедрению и сертификации систем качества (СК) на соответствие требованиям МС ISO серии 9000. Однако внедрение в организации СМК связано с множеством проблем и препятствий, главным из которых является то, что ряд предприятий, несмотря на внедрения системы качества, не смогли добиться улучшения экономических показателей, таких как прибыль, рентабельность, снижение себес-
успешное
управление
рование организации требует управления в систематической и видимой форме
ы н
с развитием
конкуренции
у производителя появляется
насущная
необходимость
тесной увязки
затрат
на качество
с конечным
результатом
производственной
деятельности
н §
тоимости продукции, повышение производительности труда, увеличение объема продаж. Улучшение качества создания изделия приводит к экономии средств, которое может превысить затраты на его улучшение. Улучшение качества в соответствии с концепцией всемирно известного американского специалиста в области управления качеством Дж. Джурана, понижает расходы, поскольку будущая позиция каждого предприятия в конкуренции непосредственно связана с успехом ежегодного улучшения качества.
В производственных затратах компании значительный удельный вес занимают затраты, связанные с качеством продукции, поэтому обоснованная минимизация затрат, как важный фактор снижения себестоимости изделия жна являться одной из главных целей систе-качества на предприятии. стоимости повышения качества продукции сят общие расходы предприятия на ее со-ние и гарантийное обслуживание. Поэтому с развитием конкуренции у производителя появляется насущная необходимость тесной увяз-затрат на качество с конечным результатом роизводственной деятельности, уровнем качества изделия, объемом продаж, прибылью, что позволяет эффективнее управлять инвестициями и добиваться более высокой прибыли. Иными словами необходим учет и оценка экономической эффективности затрат на обеспечение и улучшение качества продукции.
1 Порто О., Кэри Дж. Стремление к совершенству. Непрерывный поиск повышения качества можно сравнить лишь с новой промышленной революцией // Бизнесуик. - 1992. - № 11.
2 Чайка ИИ. Стандарты ИСО серии 9000 версии 2000 г.//Методы менеджмента качества. -2000. -№1.
3 ИСО 84444 The ISO Survey of ISO 9000 and ISO 14000 Certificates. Eleventh cycle: up to and including 31 December 2001.