КОНЦЕПЦИЯ TQM И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
ТЕОРИИ КОНТРОЛЛИНГА О.В. Исаева, ассистент
Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж
Внимание статьи обращено к проблемам реализации концепции всеобщего менеджмента качества, обусловившим необходимость практического использования современного инструментария контроллинга
В современных условиях глобального экономического спада необходимость повышения эффективности управления производственными системами определила актуальность поиска внутренних резервов, заложенных в системах управления. Важность использования собственного потенциала систем управления поставила перед отечественной наукой и практикой серьезные задачи трансформации не только традиционной идеологии управления, но и реального управленческого инструментария.
Общепризнанным вариантом эффективного использования резервов управления стало следование современной управленческой парадигме Всеобщего менеджмента качества (Total Quality Management -TQM) и внедрение на практике систем менеджмента качества (СМК), соответствующих требованиям международных стандартов ISO (International Organization for Standardization) серии 9000.
Впервые формальное определение Всеобщего управления качеством представил Международный стандарт ISO 8402: «Управление качеством и обеспечение качества: Словарь», согласно которому «Всеобщее управление качеством есть подход к руководству организацией, направленный на качество, базирующийся на участии всех членов организации в достижении долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и обеспечения выгоды для членов организации и общества в целом» [1, c. 86]. Представленное определение, интегрировав фундаментальные положения управления, позволило говорить о концепции TQM как о подходе к созданию новой модели управления вообще.
«Ядро» современной общепризнанной мировым сообществом модели управления составили восемь простых и логичных принципов, установленных M с жду н а р о д н ы м стандартом серии ISO 9000:
• ориентация (или фокус) на потребителя;
• лидерство руководителя;
• вовлечение персонала;
• процессный подход;
• системный подход;
• непрерывное улучшение;
• подход к принятию решений на основе фактов;
• взаимовыгодные отношения с поставщиками
[2].
Однако изложенные аксиоматически, ясные и прозрачные принципы менеджмента качества обозначили главную проблему практического применения стандартов ISO серии 9000 - неадекватность современным российским реалиям.
Неадекватность стандартов современной российской действительности обусловили существующие проблемы управления отечественными предприятиями. Невозможность реализации на практике таких простых принципов TQM, как «принятие решений, основанное на фактах», «непрерывное улучшение», «процессный подход», «вовлечение персонала» явилась следствием ключевых проблем практической реализации процессов планирования, контроля и информационного обеспечения управления. В результате установленная взаимосвязь существующих проблем (рис. 1) позволила говорить о невозможности реализации цикла PDCA (Plan - Do - Check - Act) Щухарта - Деминга, отражающего последовательную и непрерывную сущность процесса постоянных улучшений, подтвердив необходимость системного восприятия исследованных процессов как существенно-важного условия реализации концепции TQM на практике.
Анализ причинно-следственных связей дерева проанализированных проблем управления позволил сделать вывод о необходимости интеграции данных процессов и подчинении их реализации главному критерию - достижению поставленных, прежде всего, стратегических целей [4]. В результате вопрос реализации концепции TQM был признан зависящим от правильного понимания и адекватного ему практического воплощения процессов планирования, контроля и информационного обеспечения. Проблемы фрагментации, раздробленности исследованных процессов планирования, контроля и информационного обеспечения, размытости границ ответственности за их осуществление, отсутствие их стратегической направленности, явившись наследием плановой экономики, определили сложность стартовых условия на пути практического использования философии TQM, поставив задачу их системного, комплексного решения.
Рис. 1. Дерево проблем управления отечественного предприятия [4]
Таким образом, декларация лишь принципов управления, невыполнение в России правил «гуру» менеджмента качества (Дж. Джурана, Ф. Кросби, Э. Деминга) [3], отсутствие реальных механизмов и инструментов реализации менеджмента качества также оставили вопрос практической реализации международных стандартов ISO серии 9000, а, следовательно, и концепции TQM открытым для отечественных предприятий (рисунок 2).
В этих условиях автором был сделан вывод, о том, что использование контроллинга может стать наиболее логичным системным решением, позволя-
ющим отечественными предприятиям практически реализовать «корневые» принципы TQM. По мнению автора, обширный инструментарий оперативного и стратегического контроллинга, самоконтроллинга способен стать эффективной поддержкой реализации философии TQM.
Доказательством сказанного служит одна из тенденций современного развития контроллинга - Концепция стратегической навигации, пополнившая инструментарий СМК известной сбалансированной системой показателей (Balanced Scorecard).
Воронежский государственный технический университет
Всеобщее управление качеством - подход к руководству организацией, направленный на качество, базирующийся на участии всех членов организации в достижении долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и обеспечения выгоды для членов организации и общества в целом
Ориентация на потребителя.
Лидерство руководителя.
Вовлечение персонала.
Процессный подход.
Системный подход.
Принятие решений, основанное на фактах.
Непрерывное улучшение.
Взаимовыгодные отношения с поставщиками.
V
?
как
t
Выводы «гуру» менеджмента качества.
Э. Деминг
Дж. Джуран
Ф Кросби Рисунок 2 - Принцип TQM и выводы «гуру» менеджмента качества
____________________________J
Рис. 2.
Литература
1. Тепман Л.Н. Управление качеством: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности экономики и управления (080100) / Л.Н. Тепман; под ред. В.А. Швандера. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 352 с.
2. Никитин В.А., Филончева В.В. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000:2000. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 127 с.
3. Мазур И.И. Управление качеством: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Управление качеством» / И.И. Мазур, В.Д.
Шапиро. - 4-е изд., стер. - Москва: Издательство «Омега-Л», 2007. - 400 с.
4. Исаева О.В. Организационно-экономический механизм контроллинга промышленного предприятия: дис. канд. экон. наук / О.В. Исаева. Воронеж, 2006. - 209 с.
® (0732) 43-76-67
Ключевые слова: концепция TQM, контроллинг, сбалансированная система показателей