Научная статья на тему 'Концепция телесности в психологии спорта: теоретические и практические аспекты'

Концепция телесности в психологии спорта: теоретические и практические аспекты Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
466
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕСНОСТЬ / ПРОЯВЛЕНИЯ ТЕЛЕСНОСТИ / КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕЛЕСНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ СПОРТА / СВОЙСТВЕННОСТЬ / "СПОРТИВНЫЕ ЧУВСТВА" / ЧУВСТВА ТЕЛА СПОРТСМЕНА / ЧУВСТВО СПОРТИВНОГО СНАРЯДА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Астраханцева Анна Михайловна, Серова Лидия Константиновна, Терехина Раиса Николаевн, Елманов Николай Александрович

В статье рассматриваются предпосылки, имеющиеся в психологии спорта, для введения в неё термина (концепции) "телесность человека". Показывается перспективность этого подхода как для теории и практики спортивной психологии, так и для теории и методики подготовки спортсменов. Предлагается классификация телесности и ее проявлений в психологии спорта. Приводятся результаты исследования по видам телесности у 120 спортсменов разных видов спорта и квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Астраханцева Анна Михайловна, Серова Лидия Константиновна, Терехина Раиса Николаевн, Елманов Николай Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept of the corporality in sport psychology: theoretical and practical aspects

In article the prerequisites which are available in sport psychology for introduction of the term (concept) to it "corporality of the person" are considered. The prospects of this approach as for the theory and practice of sports psychology, and for the theory and a technique of training of athletes are shown. Classification of corporality and its manifestations in sport psychology is offered. Results of a research on types of corporality at 120 athletes of different types of sport and qualification are given.

Текст научной работы на тему «Концепция телесности в психологии спорта: теоретические и практические аспекты»

7. Gulliver, A. (2015), "The mental health of Australian elite athletes", Journal of Science and Medicine in Sport, Volume 18, Issue 3, pp. 255-261

8. Stanescu, M. and Vasile, S. (2014), "Using physical exercises to improve Mental Health", Pro-cedia-social and Behavioral Sciences, Volume 149, No. 9, pp. 921-926.

9. Robazza, C. and Bortoli, L. (2007), "Perceived impact of anger and anxiety on sporting performance in rugby players", Psychology of Sport and Exercise, Vol. 8, pp. 875-890.

10. Warriner, K. and Lavallee, D. (2008), "The retirement experiences of elite female gymnasts: Self-identity and the physical self", Journal of Applied Sport. Psychology, No. 20, pp. 301-317.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 13.06.2018

УДК 159.9.01

КОНЦЕПЦИЯ ТЕЛЕСНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ СПОРТА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Анна Михайловна Астраханцева, аспирант, Лидия Константиновна Серова, доктор психологических наук, профессор, Раиса Николаевна Терехина, доктор педагогических

наук, профессор, Николай Александрович Елманов, старший преподаватель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье рассматриваются предпосылки, имеющиеся в психологии спорта, для введения в неё термина (концепции) "телесность человека". Показывается перспективность этого подхода как для теории и практики спортивной психологии, так и для теории и методики подготовки спортсменов. Предлагается классификация телесности и ее проявлений в психологии спорта. Приводятся результаты исследования по видам телесности у 120 спортсменов разных видов спорта и квалификации.

Ключевые слова: телесность, проявления телесности, классификация телесности в психологии спорта, свойственность, «спортивные чувства», чувства тела спортсмена, чувство спортивного снаряда.

CONCEPT OF THE CORPORALITY IN SPORT PSYCHOLOGY: THEORETICAL

AND PRACTICAL ASPECTS Anna Mikhailovna Astrakhantceva, the post-graduate student, Lidia Konstantinovna Serova,

the doctor of psychological sciences, professor, Raisa Nikolaevna Terekhina, the doctor of pedagogical sciences, professor, Nikolay Alexandrovich Elmanov, the senior teacher, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

In article the prerequisites which are available in sport psychology for introduction of the term (concept) to it "corporality of the person" are considered. The prospects of this approach as for the theory and practice of sports psychology, and for the theory and a technique of training of athletes are shown. Classification of corporality and its manifestations in sport psychology is offered. Results of a research on types of corporality at 120 athletes of different types of sport and qualification are given.

Keywords: corporality, manifestations of corporality, classification of corporality in sport psychology, "sports feelings", feelings of a body of the athlete, feeling of an apparatus.

ВВЕДЕНИЕ

В рамках спортивной психологии слабо представлено теоретическое рассмотрение таких актуальных для практической психологической подготовки спортсмена феноменов как: чувство собственного тела спортсмена, частей тела в том числе во время выполнении различных движений, чувство спортивного снаряда (мяча, шайбы, ядра), спортивного

орудия (клюшки, ракетки), чувство спортивных снарядов и среды (дорожки, бревна, батута, воды, снега), чувства экипировки.

Для практикующего тренера, спортсмена, спортивного психолога вышеперечисленные "чувства" не просто теоретические рассуждения, а то, над чем они работают ежедневно, на каждой тренировке в течение всей своей спортивной карьеры. Именно прирост всего комплекса этих "чувств" у конкретного спортсмена и проявляется в наращивании его спортивного мастерства с точки зрения психологии спорта.

Нами были проанализированы 38 типовых «Программа для подготовки спортсменов в ДЮСШ, СДЮСШОР, ТТТВСМ» (далее Программа) по различным видам спорта по разделу психологическая подготовка. Ни в одной Программе нами не обнаружено системы психологических профессионально важных качеств (ППВК) конкретных видов спорта. В Программах отсутствует даже простое перечисление ППВК (упоминания о некоторых ППВК имеются в 5% Программ). В большинстве Программ в наличии лишь некоторый набор психологических терминов из учебника по общей и спортивной психологии, очень часто перечисляемые списком, без соблюдения отношений между этими научными психологическими понятиями. Только в трех Программах по бадминтону (2010), волейболу (2012), спортивной гимнастике (2005) присутствует упоминание о необходимости развития у спортсменов чувства мяча, волана, чувства ракетки, чувства сетки, чувства темпа, ритма. Исследование со сходными результатами приведено в статье Аноховой А. А. [1].

Концепция телесности в рамках психологической подготовки в спорте предполагает рассмотрение спортивной деятельности как (меж-) телесные взаимодействия носителей, имеющихся в данном виде спорта. С точки зрения их отражения в психике (в формировании образа действия) и возможности управления телесными взаимодействиями спортсменом. Все виды телесных взаимодействий должны быть отражены в образах двигательных действий (моделях спортивного поведения). Мелочей в спорте не бывает.

В качестве теоретической базы концепции телесности в психологии спорта авторы статьи предлагают рассматривать телесность как свойственность или носитель свойств человека.

Предлагаем определение телесности, применительно к спортивной деятельности:

Телесность - это продукт развития культуры (в том числе физической, как части общей культуры человека), это целостные психологические феномены, носители (включающие в себя: двигательную деятельность, ощущения, восприятия, наглядно - образное и наглядно - действенное мышление, внимание, память, обратную связь и оценочную деятельность), направленные на конкретный предмет /субъект спортивной деятельности и способствующие непосредственному поддержанию взаимодействия, двигательными действиями и управления ими. [2].

Мы сознательно уходим от более простого и понятного практикам термина «спортивные чувства», чтобы не возникало путаницы в научных понятиях. В психологии термин «чувство» имеет свое психологическое устоявшееся определение, и нет смысла расширять это понятие. Тем более, что в результате нашего исследования набор «спортивных чувств» существенно расширился.

По мнению авторов статьи, общее понятие телесности в спортивной деятельности можно разделить на блоки — отражающие разные актуальные уровни телесных взаимодействий человека в спорте (таблица 1).

В свою очередь все эти более крупные блоки "чувств" включают в себя более частные, уточняющие виды чувств. На стыке больших блоков также могут выделяться взаимопроникающие "чувства" (например: чувство ритма, темпа). Которые также будут отражать психологическую картину внутреннего мира спортсмена и специфику его вида спорта.

Так как телесность каждого человека одна единая и неделимая, то главное свойство всех этих видов телесности - они взаимно переходят друг в друга, возникают в процессе деятельности. Благодаря этому мы можем применять изменяющиеся психологические и

физические свойства одного вида телесности для работы с "другим" видом телесности.

Таблица - Разделение телесности на блоки

Название блока Описание, примеры

1. Внутренние состояния (глубинные, физиологические чувства) Прочувствование различных физиологических состояний организма во время (под влиянием) спортивной деятельности. Примеры: изменения ЧСС, АД, температуры тела, кислородного долга; болевые ощущения разного происхождения и их преодоление; уровень внутренней активности организма.

2. Собственно телесность (чувства тела, движений тела) Прочувствование движений различных частей тела по определенным траекториям, их взаимосвязь между собой посредством 5 спортивных качеств; степень напряженности тех или иных мышц, работа мышц в определенных режимах. Примеры: движения туловища, рук, ног, головы; удержание равновесия и определенных рабочих поз; скоординированность работы частей тела; мышечный тонус и его изменение в т.ч. силы, быстроты.

3. Проявления телесности (взаимодействия со внешними предметами) «спортивные чувства» Прочувствование взаимодействий со внешними предметами, субъектами, внешней средой. Включение их в свою систему чувств. Примеры: чувство спортивного орудия (ракетка, клюшка, весло, лыжные палки, шест), снаряда (мяч, шайба, волан, ядро), соперника(-в), партнера(-в), физических свойств среды (воды, воздуха, снега, покрытия спортивной площадки), времени, скорости, пространственных ограничителей (поля, корта, ковра, дорожки, снаряда в спортивной гимнастике), экипировки, одежды (перчаток, шлема, формы, обуви).

Примеры:

1. В борьбе отсутствует такой вид проявления телесности как "чувство снаряда" (в отличие от спортивных игр). Но в качестве "снаряда" мы можем рассматривать соперника (мы его бросаем как снаряд).

2. В плаванье у нас также отсутствует "классический снаряд". Но в качестве "снаряда" мы можем рассматривать тело самого спортсмена. Он сам толкает воду, которая при телесном взаимодействии толкает его. Одновременно с этим его же тело (руки, ноги) есть и орудие, «толкающее» тело пловца.

3. Аналогично мы можем рассмотреть и прыжки в легкой атлетике. Снарядом выступает сам спортсмен, его тело. И оно же - орудие.

Эти взаимные переходы видов телесности друг в друга как раз и отражают психологическую сложность подготовки в спорте, её многоплановость.

Задача спортсмена вжиться в спортивную деятельность, почувствовать её в единстве своими разными чувствами. Если спортсмен недостаточно развивает чувства с взаимодействующими телесными объектами и стремится быстрее достичь скорости исполнения в двигательных действиях и при этом не работает с ними по максимально широкому охвату телесности и её проявлений (интуитивно или сознательно), то очень сложно достичь высот мастерства в спорте, несмотря на затрачиваемые на тренировках время и силы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В статье представлены данные по оцениванию спортсменами проявлений своей телесности («спортивных чувств») в избранном виде спорта. Отдельные виды «спортивных чувств» упоминаются в работах Пуни А.Ц., Суркова Е.Н., Платонова В.П., Дерябиной Г.И. Мы провели обобщения конкретных «спортивных чувств» для удобства составления и обработки анкеты пригодной для опроса спортсменов разных видов спорта (чувства мяча, волана, ядра - обобщили до чувства спортивного снаряда, т.е. тот предмет, который улетает от спортсмена; спортивное орудие - это ракетка, клюшка, рапира, велосипед, т.е. тот предмет, с которым спортсмен взаимодействует продолжительное время, и с помощью его он действует либо на снаряд, либо на соперника, либо на спортивную среду). Концепция телесности помогла нам выявить и другие важные виды телесных взаимодействий в спорте (поля, корта, дорожки, коня/бревна в спортивной гимнастике, батута - пространственных ограничителей; перчаток, шлема, обуви, одежды - экипировки), обобщить их. В процессе

анкетирования спортсмены подчеркивали из имеющихся примеров или дописывали сами какой вид телесности они рассматривают.

Выборка. Спортсмены (студенты НГУ им. П. Ф. Лесгафта): 120 человек, представляющие 31 вид спорта. Из них 45 мужчин и 75 женщин. Средний возраст - 20,6 лет. Спортивная квалификация: ЗМС, МСМК - 10 чел., МС - 48 чел., КМС - 55 чел., 1 р. - 7 ч.

Цель. Выявить особенности отношения спортсменов различной квалификации и видов спорта к проявлениям телесности в избранном виде спорта.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Нами был проведен опрос (в виде анкетирования) спортсменов на предмет выявления различных видов телесности в спортивной деятельности. Спортсмены проводили ранжирование (выставляли баллы от 1 - отсутствие до 10 - очень развиты) различных видов телесности их значимости в своем виде спорта, степени развития этих видов телесности у себя.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Данные средних арифметических балловых ответов по всей выборке (п=120) и без учета ответов 1 балл приведены в таблице 2.

Таблица 2 - Средние значения ответов в баллах по проявлениям телесности в избранном

Проявления телесности («Спортивные чувства») п=120 Значения по выборке без ответа 1 (нет)

Кол-во чел X±Sx

Чувство спортивного орудия 7,3±0,31 101 8,5±0,22

Чувство спортивного снаряда 6,9±0,31 98 8,2±0,21

Чувство соперника (-ов) 7±0,27 109 7,6±0,22

Чувство партнера 6,2±0,32 97 7,4±0,27

Чувство физических свойств среды 8±0,20 118 8,1±0,19

Чувство времени 7,6±0,17 120 7,6±0,17

Чувство скорости 8±0,15 119 8,1±0,14

Чувство пространственных ограничителей 7,3±0,25 111 7,8±0,21

Чувство экипировки 7,4±0,26 114 7,7±0,24

Таблица 3 - Средние значения ответов по спортивной квалификации по проявлениям те-

лесности в избранном виде спорта («спортивные чувства») (X±Sx)

Проявления телесности («Спортивные чувства») Спортивная квалификация

1 разряд, п=7 КМС, п=55 МС, п=48 МСМК, п=10.

Чувство спортивного орудия 8,7±0,64 6,6±0,47 7,4±0,52 9,8±0,13

Чувство спортивного снаряда 7,9±1,28 7,0±0,42 6,9±0,51 5,7±1,3

Чувство соперника (-ов) 8,4±1,11 7,1±0,38 7,0±0,39 5,4±1,19

Чувство партнера 8,1±1,1 6,1±0,46 5,9±0,52 7,0±1,22

Чувство физических свойств среды 7,4±0,75 8,0±0,28 8,1±0,36 7,5±0,6

Чувство времени 7,3±0,97 7,9±0,24 7,4±0,28 7,6±0,54

Чувство скорости 8,6±0,65 8,2±0,21 7,9±0,21 7,5±0,86

Чувство пространственных ограничителей 7,8± 1,11 7,2±0,35 7,6±0,4 7,3±0,92

Чувство экипировки 7,5±0,92 7,7±0,41 7,3±0,38 8,4±0,87

ВЫВОДЫ

1. Телесность в спорте представляет собой системное понятие, целостный психологический феномен, состоящий из внутреннего состояния, собственно телесности и спортивных чувств.

2. Чем выше уровень телесности, тем совершеннее мастерство спортсмена. Телесность - это индикатор профессиональной подготовленности спортсмена.

3. Из спортивных чувств наиболее развиты у спортсменов чувство спортивного орудия и снаряда и чувство физических свойств среды.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анохова, А. А. Психологическая подготовка в программах ДЮСШ / А. А. Анохова // Спортивный психолог. - 2014. - № 1. - С. 53-58.

2. Астраханцева А.М. Сравнение отношения спортсменов различной квалификации к проявлениям своей телесности / А.М. Астраханцева, Л.К. Серова // Психология 21 века: системный подход и междисциплинарные исследования. Сборник научных трудов участников международной научной конференции молодых ученых. -СПб. : Скифия-принт, 2017. - Т. 2. - С. 318-321.

REFERENCES

1. Anokhova, A.A. (2014), "Psychological preparation in programs of sports school", Sports psychologist, No. 1, pp. 53-58.

2. Astrakhantseva, A.M. and Serova, L.K. (2017), "Comparison of the relation of athletes of various qualification to manifestations of the corporality", Psychology of 21 centuries: system approach and cross-disciplinary researches. Collection of scientific works of participants of the international scientific conference of young scientists, Scythia-print, St. Petersburg, Vol. 2, pp. 318-321.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 25.05.2018

УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СПОРТСМЕНОВ НА ЭТАПЕ ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Наталья Юрьевна Дрейко, кандидат психологических наук, доцент, Чайковский государственный институт физической культуры, г. Чайковский

Аннотация

В статье проанализированы специфические особенности психологического сопровождения в условиях соревновательной деятельности, а также представлены результаты отношения спортсменов к психологическому сопровождению в некоторых видах спорта. Описаны формы и условия психологического сопровождения спортсменов на этапе предсоревновательной подготовки.

Ключевые слова: психологическое сопровождение, предсоревновательный этап, спортивная деятельность, психология спорта.

FEATURES OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF ATHLETES AT THE STAGE OF

PRE-COMPETITION TRAINING

Natalia Yurievna Dreyko, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Tchaikovsky State Institute of Physical Culture, Tchaikovsky

Annotation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article analyzes the specific features of psychological support in a competitive activity, as well as the results of the attitude of athletes to psychological support in some sports. The forms and conditions of psychological support of athletes at the stage of pre-competitive training are described.

Keywords: psychological support, pre-competition stage, sports activity, sport psychology.

Современные требования условий спортивной деятельности предполагают рост не только технико-тактических возможностей атлетов, общей и специальной физической готовности, но и максимального уровня психологического настроя к соревновательной деятельности. Все это, обуславливает актуальность проблемы психологического сопровождения занимающихся спортом [2, 7].

В различных исследованиях, психологическое сопровождение рассматривается как важный современный компонент в системной работе со спортсменами. Оно дополняет учебно-тренировочную, соревновательную деятельность, воспитательный процесс, способствует развитию не только мастерства и физических умений спортсменов,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.