Научная статья на тему 'Концепция технического регулирования в области пожарной безопасности'

Концепция технического регулирования в области пожарной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2334
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Safety & Fire Technology
Область наук
Ключевые слова
FIRE PROTECTION / LEGAL BASIS / RUSSIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яшин Владимир Васильевич

В статье была подробно описана правовая система пожарной охраны действующая сейчас в России и этапы ее создания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Яшин Владимир Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is describing the legal system of fire protection in Russia

Текст научной работы на тему «Концепция технического регулирования в области пожарной безопасности»

Wladimir Wasilewicz JASZYN

Wszechrosyjski Naukowo -Badawczy Instytut Ochrony Przeciwpozarowej Ministerstwa Nadzwyczajnych Sytuacji Rosji

KONCEPCJA UREGULOWAN TECHNICZNYCH W ZAKRESIE OCHRONY PRZECIWPOZAROWEJ

КОНЦЕПЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ

ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

До принятия Федерального закона «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществлялось путем разработки и принятия нормативных документов по пожарной безопасности (правил и норм пожарной безопасности, государственных стандартов, строительных норм и правил), содержащих обязательные для исполнения требования пожарной безопасности, а также методы и способы подтверждения соответствия этим требованиям. Кроме того нормативные документы по пожарной безопасности содержали методы и способы классификации пожаров, пожароопасных и взрывоопасных объектов (в том числе веществ и материалов, электротехнических изделий), средств обеспечения пожарной безопасности, пожарной техники и средств пожаротушения. Общее количество документов по пожарной безопасности составляет банк более 2000 документов, часть из них имеет межгосударственный статус.

После принятия указанного Закона все эти документы остаются обязательными в течение переходного периода, установленного статьей 46 Федерального закона «О техническом регулировании».

МЧС России, понимая важность принятого Закона, в 2003 году приступила к разработке новой концепции технического регулирования в области пожарной безопасности.

Анализ международного опыта технического регулирования в области пожарной безопасности показал, что во всех экономически развитых странах в качестве документов, устанавливающих требования к обеспечению пожарной безопасности, используются различные нормы и стандарты (как национальные стандарты, так и стандарты различных обществ и ассоциаций), которые до принятия ими статуса

обязательных документов являлись добровольными и рекомендуемыми для применения.

Анализ действующих нормативных документов по пожарной безопасности показал, что основная часть этих документов актуализирована в соответствии с реалиями экономики и в основном гармонизирована с требованиями международных стандартов.

Вместе с тем, в соответствии с принятым Федеральным законом техническое регулирование должно осуществляться техническими регламентами и стандартами. Причем, все обязательные требования должны устанавливаться техническими регламентами, а стандарты должны содержать только рекомендации.

Учитывая вышесказанное, первоначально планировалось разработать семь основных технических регламентов, устанавливающих общие требования пожарной безопасности. Это: общий технический регламент «Об общих требованиях пожарной безопасности», специальные технические регламенты - «О требованиях пожарной безопасности городских и сельских поселений», «О требованиях пожарной безопасности зданий и сооружений», «О требованиях пожарной безопасности промышленных предприятий», «О требованиях пожарной безопасности при эксплуатации объектов защиты», «О требованиях пожарной безопасности к продукции» и «О требованиях пожарной безопасности нефтегазового комплекса». Эти технические регламенты образовывали три уровня регулирования: от требований к планировочным решениям городов до требований к объектам конкретной отрасли народного хозяйства.

Но после обсуждения на методическом совете по техническому регулированию при Минпромэнерго России было принято решение о разработке одного общего технического регламента «Об общих требованиях пожарной безопасности». Этот документ соединил в себе многоуровневый подход к нормированию в области пожарной безопасности.

Вместе с тем, в проекте технического регламента невозможно было установить исчерпывающие требования пожарной безопасности из-за многовариантности решения вопросов пожарной безопасности. И авторами было предложено в качестве доказательной базы выполнения требований пожарной безопасности общего технического регламента использовать рекомендуемые положения нормативных документов по пожарной безопасности. Таким образом, был учтен международный опыт технического регулирования.

В соответствии с концепцией общего технического регламента «Об общих требованиях пожарной безопасности» было установлено, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.

Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты является обеспечение безопасности людей при пожаре и защиты имущества от воздействия опасных факторов пожара.

Система обеспечения пожарной безопасности объектов защиты должна включать в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, систему организационно-технических мероприятий или их комбинацию.

Система обеспечения пожарной безопасности объектов защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, направленных на обеспечение нормативного уровня безопасности людей и предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара. Комплекс мероприятий по защите имущества при пожаре, в соответствии с правом собственника рисковать своим имуществом, осуществляется им в добровольном порядке.

В техническом регламенте установлено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если выполняется одно из нижеследующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами и используются положения рекомендуемых нормативных документов по пожарной безопасности;

пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим или специальными техническими регламентами.

Оценка пожарного риска не осуществляется для объектов защиты, на которых в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами и (или) нормативными документами по пожарной безопасности (когда система обеспечения пожарной безопасности соответствует проектной документации, установки противопожарной защиты находятся в работоспособном состоянии и эксплуатируются в соответствии с требования пожарной безопасности).

Такой подход предоставляет право собственнику самому выбирать, как обеспечивать пожарную безопасность объекта защиты: либо он выполняет рекомендованные положения добровольных для применения нормативных документов по пожарной безопасности, либо рассчитывает риск гибели людей, обеспечивая его допустимый уровень.

Таким образом, техническое регулирование в области пожарной безопасности должно складываться из требований общего технического регламента, требований специальных технических регламентов и добровольных для применения положений нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых позволяет считать, что требования пожарной безопасности выполняются.

В этой связи большое значение приобретают как раз нормативные документы по пожарной безопасности. Поскольку рекомендации по обеспечению пожарной безопасности, изложенные в этих документах, позволяют собственнику, во-первых, экономить время и средства на разработку мероприятий по обеспечению требуемого уровня пожарной безопасности и, во-вторых, эти рекомендации могут динамично изменяться в случае появления более эффетивных средств обепечения пожарной безопасности или в результате обобщения опыта применения традиционных средств. Такие рекомендации могут учитывать применение новых материалов или конструктивных решений. И самое главное - эти рекомендации разрабатываются специалистами в вопросах обеспечения пожарной безопасности. Как было сказано выше, в настоящее время таких нормативных документов по пожарной безопасности разработано более 2000 и, конечно в часть из них необходимо внести изменения, устраняющие противоречия, и исключить устаревшие требования. Часть нормативных документов содержали фундаментальные требования, и эти требования вошли в общий технический регламент. Но основная часть этих документов содержит проверенные временем рекомендации, выполнение которых существенно снизит и количество пожаров, и опасность гибели людей при пожаре. Необходимо отметить, что почти все эти докумнты разрабатывались после анализа крупных пожаров с большым количеством жертв и по сути написаны кровью погибших.

К сожалению, Федеральный закон «О техническом регулировании» исключил из процесса технитеского регулирования огромное количество нормативных документов по пожарной безопасности. Это: нормы и правила пожарной безопасности, строительные нормы и правила. При этом не учитывается опыт развитых зарубежных стран, где под стандартами понимаются документы, принимаемые различными организациями, например, требования пожарной безопасности в Германии устанавливаются государственными стандартами DIN или стандартами страховых обществ VdS, и их выполнение является обязательным. Во многих странах используется понятие «кодексы устоявшейся практики». Под это понятие как раз подпадают и нормы пожарной безопасности, и СниПы. МЧС России предлагало внести

в существующий Федеральный закон это понятие, сохранив тем самым нормативные документы по пожарной безопасности.

Но необходимо отметить, что аналогичные документы имеются и в других оргнах исполнительной власти, например, регламент радиосвязи, определяющий порядок использования и применения средств радиосвязи, это СанПиНы, это нормы применяемые в атомной энергетике, и другие. Перевод свех этих документов в стандарты в соответствии с указанным законом потребует времени, средств (в том числе и финансовых) и отвлечения специалистов на эту работу.

Разрешите коротко остановиться на структуре проекта общего технического «Об общих требованиях пожарной безопасности».

В нем: во-первых, определена «сфера применения технического регламента:

1. Настоящий технический регламент принимается в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования к обеспечению безопасности людей и животных, а также к системам обеспечения пожарной безопасности объектов защиты, независимо от их назначения и организационно-правовой формы.

2. Положения настоящего технического регламента обязательны для исполнения

при:

проектировании (конструировании), строительстве, капитальном ремонте, реконструкции объектов капитального строительства, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации (применении) и утилизации объектов защиты;

разработке, принятии, применении и исполнении специальных технических регламентов, содержащих требования пожарной безопасности, и нормативных документов по пожарной безопасности;

разработке технической документации на объекты защиты.

Настоящий технический регламент определяет также права и обязанности участников регулируемых настоящим техническим регламентом отношений.

3. Для объектов защиты специального назначения (в том числе объектов военного назначения; объектов по производству, переработке, хранению радиоактивных и взрывчатых веществ и материалов; объектов по уничтожению химического оружия и средств взрывания; космических объектов и стартовых

комплексов; горных выработок) наряду с настоящим техническим регламентом должны соблюдаться требования пожарной безопасности специальных технических регламентов и положения нормативных документов по пожарной безопасности».

Во вторых, определено, что «техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой установление в нормативных правовых актах и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности.

К нормативным правовым актам относятся технические регламенты, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы, правила, инструкции и технические условия, содержащие положения, обеспечивающие достижение целей и реализацию принципов обеспечения противопожарной защиты, сформулированных в технических регламентах.

Нормативные документы по пожарной безопасности устанавливают впредь до принятия соответствующих технических регламентов обязательные для исполнения требования пожарной безопасности, а после их принятия - рекомендуемые положения по обеспечению пожарной безопасности».

В-третьих, установлено, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.

Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты является обеспечение безопасности людей при пожаре и защиты имущества от воздействия опасных факторов пожара.

Система обеспечения пожарной безопасности объектов защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, направленных на обеспечение нормативного уровня безопасности людей

и предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара. Комплекс мероприятий по защите имущества при пожаре, в соответствии с правом собственника рисковать своим имуществом, осуществляется им в добровольном порядке. (то есть цель обеспечения пожарной безопасности в первую очередь является человек, а во вторую - имущество третьих лиц, имущество собственника не является объектом технического регулирования представленного проекта технического регламента, но он может защищать его добровольно)

Система обеспечения пожарной безопасности объектов защиты должна включать в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, систему организационно-технических мероприятий или их комбинацию.

Состав систем предотвращения пожара, противопожарной защиты и организационно-технических мероприятий определяется функциональным назначением объекта защиты и устанавливается настоящим техническим регламентом, специальными техническими регламентами и (или) нормативными документами по пожарной безопасности.

Причем, последняя фраза позволяет до введения соответствующих технических регламентов сохранить обязательность выполнения требований нормативных документов по пожарной безопасности, а после принятия технических регламентов - использовать эти документы как доказательную базу соответствия требованиям технических регламентов.

В-четвертых, установлено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если выполняется одно из нижеследующих условий:

в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, и используются рекомендуемые положения нормативных документов по пожарной безопасности;

пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим или специальными техническими регламентами.

Метод оценки риска гибели людей при пожаре должен основываться на: определении риска гибели человека при пожаре для наиболее опасного сценария развития пожара;

использовании расчетных методов прогнозирования динамики опасных факторов пожара и определения времени эвакуации людей в безопасную зону;

использовании физико-химических свойств и показателей пожарной опасности веществ и материалов для моделирования динамики опасных факторов пожара, определенных по методам, приведенным в нормативных документах по пожарной безопасности;

использовании официальных данных об опасных для жизни и здоровья людей значениях опасных факторов пожара.

Для объектов защиты, система обеспечения пожарной безопасности которых проектируется на основе анализа опасности и оценки пожарного риска, должна быть

разработана декларация пожарной безопасности.

Определение пожарного риска должно осуществляться в обязательном порядке для оценки эффективности системы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты, на которые отсутствуют нормы проектирования, а также при обосновании отступлений от требований пожарной безопасности технических регламентов и (или) нормативных документов по пожарной безопасности.

Расчеты по оценке пожарного риска должны быть составной частью декларации пожарной безопасности или декларации промышленной безопасности (на объектах, для которых они должны быть разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Оценка пожарного риска не осуществляется для объектов защиты, на которых в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами и (или) нормативными документами по пожарной безопасности (когда система обеспечения пожарной безопасности соответствует проектной документации, установки противопожарной защиты находятся в работоспособном состоянии и эксплуатируются в соответствии с требования пожарной безопасности) (то есть, если нет специальных технических регламентов, то необходимо выполнять требования нормативных документов по пожарной безопасности и не рассчитывать риск)

Порядок оценки пожарного риска, перечень сведений, содержащихся в декларации пожарной безопасности, и порядок ее оформления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности».

Таким образом положения представленного технического регламента предоставляют право собственнику самому выбирать, как обеспечивать пожарную безопасность объекта защиты. Представленные же в первом разделе технического регламента классификации элементов обеспечения пожарной безопасности, на наш взгляд, дают собственнику объекта защиты возможность понять, какими способами можно обеспечивать требования пожарной безопасности.

Содержание разделов 2, 3, и 4 устанавливают только общие требования к различным объектам защиты, на этапах проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, а 5 - при эксплуатации.

Второй раздел регламентирует размещение пожароопасных производственных объектов на территории городских и сельских поселений, устанавливает необходимость и размеры противопожарных разрывов между зданиями и сооружениями, проходов, проездов и подъездов к зданиям и сооружениям, требования к источникам пожарного водоснабжения.

Даны общие принципы формирования пожарной охраны городских и сельских поселений, в том числе подразделений противопожарной службы субъекта Российской Федерации, муниципальной, добровольной и частной пожарной охраны. Так, например, «численность личного состава подразделений противопожарной службы субъекта Российской Федерации, участвующего в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, определяется из расчета не менее одной единицы на каждые 650 человек населения, а участвующего в осуществлении профилактики пожаров -из расчета: в городских поселениях - одна единица на 10 тыс. населения, в сельских поселениях - одна единица на 8 тыс. населения», а их дислокация определяется расчетом в зависимости от степени пожарной опасности объектов защиты и целей выезда подразделений пожарной охраны для тушения пожара (проведения аварийно-спасательных работ) или устанавливается исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях не превышает 10 мин., а в сельских поселениях - 20 мин.).

Третий раздел определяет общие требования пожарной безопасности к зданиям и сооружениям, элементам обеспечения их пожарной безопасности, технической документации на объекты строительства, устанавливается нормативное значение риска. Определены требования к путям эвакуации, системам оповещения и управлением эвакуации в том числе к конструктивно-планировочным решениям зданий и сооружений в части обеспечения безопасности людей или безопасной их эвакуации и т. д.

Четвертый раздел определяет требования пожарной безопасности к производственным объектам элементам обеспечения их пожарной безопасности, технической документации, устанавливается нормативное значение риска (в том числе индивидуального как для работников объектов, так и для жителей селитебной зоны), определена последовательность проведения расчета риска производственного объекта. Установлены требования к генеральным планам, в том числе и к зонированию производственных объектов, дорогам и подъездам, источникам водоснабжения производственных объектов и.т.д.

В пятом разделе приведены существующие актуализированные правила пожарной безопасности при эксплуатации различных объектов защиты.

В разделах 6 и 7 сформулированы общие требования пожарной безопасности к пожарной технике и продукции общего назначения.

Восьмой раздел определяет формы и методы оценки соответствия требованиям пожарной безопасности объектов защиты. Устанавливает, что оценка соответствия требованиям пожарной безопасности объектов защиты, систем обеспечения пожарной безопасности объектов защиты, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, проводится в формах: государственного пожарного надзора; экспертизы;

приемки и ввода в эксплуатацию объектов защиты;

приемки и ввода в эксплуатацию систем пожарной безопасности;

производственного контроля;

подтверждения соответствия;

исследований (испытаний);

регистрации;

аккредитации.

В этом разделе подробно изложен порядок проведения государственного пожарного надзора за соблюдением требований настоящего технического регламента, так:

Государственный пожарный надзор за соблюдением требований настоящего технического регламента проводится:

на стадии проектирования, строительства, капитального ремонта, технического перевооружения, реконструкции объектов капитального строительства, изменения функционального назначения объекта защиты - путем согласования раздела проекта «Противопожарные мероприятия» и декларации пожарной безопасности;

на стадии, эксплуатации (применении), технического обслужива-ния - путем проведения периодических проверок (мероприятий по контролю) работоспособности систем противопожарной защиты, соответствия системы обеспечения пожарной безопасности проектно-сметной документации, а также выполнения мероприятий, изложенных в декларации пожарной безопасности, требований технического регламента.

В случае, когда обеспечение пожарной безопасности объекта защиты осуществляется посредством выполнения обязательных требований технических регламентов и добровольного применения рекомендуемых положений нормативных документов по пожарной безопасности, государственный пожарный надзор проверяет:

соответствие объекта требованиям технического регламента и рекомендуемым положениям нормативных документов по пожарной безопасности;

работоспособность систем обеспечения пожарной безопасности. В случаях, когда система обеспечения пожарной безопасности спроектирована на основе анализа пожарной опасности и оценки пожарного риска или содержит обоснованные отступления от требований пожарной безопасности технических регламентов или рекомендуемых положений нормативных документов по пожарной безопасности, государственный пожарный надзор проверяет:

наличие, полноту и правильность оформления декларации пожарной безопасности;

выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, предусмотренных проектной документацией и декларацией пожарной безопасности;

работоспособность системы обеспечения пожарной безопасности и соответствие ее параметров проектной документации;

выполнение требований пожарной безопасности при эксплуатации объекта защиты.

Выявленные органами государственного пожарного надзора в результате проведения мероприятий по контролю нарушения требований пожарной безопасности, установленных настоящим техническим регламентом, а также несоответствие параметров системы обеспечения пожарной безопасности - проектной документации и положениям рекомендуемых нормативных документов по пожарной безопасности, взятых за основу при проектировании и монтаже соответствующих систем противопожарной защиты и зафиксированных в декларации пожарной безопасности, являются нарушениями обязательных требований пожарной безопасности, подлежат устранению в порядке и сроки, установленные органом государственного пожарного надзора, и могут быть основанием для реализации мер административного воздействия на юридическое или физическое лицо в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подтверждение соответствия

1. Подтверждение соответствия объектов защиты требованиям пожарной

безопасности на территории Российской Федерации осуществляется в добровольном или обязательном порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

3. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах декларирования соответствия или обязательной сертификации.

4. Обязательному подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности подлежит пожароопасная продукция, системы и средства обеспечения пожарной безопасности объектов защиты и пожарная техника, требования к которым устанавливаются настоящим техническим регламентом и специальными техническими регламентами.

5. Декларирование соответствия требованиям пожарной безопасности продукции осуществляется российским изготовителем, продавцом или лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя.

В случае отсутствия на территории Российской Федерации лица, выполняющего функции иностранного изготовителя, подтверждение соответствия продукции осуществляется только в форме сертификации.

6. Подтверждение соответствия требованиям пожарной безопасности с привлечением третьей стороны проводится только в аккредитованных на право проведения этих работ организациях.

Подтверждения соответствия требованиям настоящего технического регламента проводится по следующим схемам

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а) для серийно выпускаемой продукции: декларация заявителя на основе собственных доказательств (схема 1 д); декларация заявителя на основе собственных доказательств и испытаний типового образца продукции в аккредитованной испытательной лаборатории (схема 2д);

декларация заявителя на основе собственных доказательств, испытаний типового образца продукции в аккредитованной испытательной лаборатории и сертификации системы качества применительно к производству продукции (схема

3д);

сертификация продукции на основе анализа состояния производства и испытаний типовых образцов продукции в аккредитованной испытательной лаборатории (схема 2с);

сертификация продукции на основе испытаний типовых образцов продукции в аккредитованной испытательной лаборатории с последующим инспекционным контролем сертифицированной продукции (схема 3с);

сертификация продукции на основе анализа состояния производства и испытаний типовых образцов продукции в аккредитованной испытательной лаборатории с последующим инспекционным контролем сертифицированной продукции (схема 4с);

сертификация продукции на основе испытаний типовых образцов продукции в аккредитованной испытательной лаборатории и сертификации системы качества с последующим инспекционным контролем сертифицированной продукции и системы качества (схема 5с);

б) для ограниченной партии продукции:

декларация заявителя на основе собственных доказательств, испытаний в аккредитованной испытательной лаборатории представительной выборки из партии продукции (схема 5д);

сертификация партии продукции на основе испытаний представительной выборки из этой партии в аккредитованной испытательной лаборатории (схема 6с);

сертификация единиц продукции на основе испытаний единицы продукции в аккредитованной испытательной лаборатории (схема 7с).

Представительная выборка образцов для проведения испытаний в целях подтверждения соответствия определяется в соответствии с нормативными документами на отбор образцов и методы испытаний.

3. Схемы 1д и 5д применяются для подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности веществ и материалов, за исключением: строительных материалов;

отделочных материалов для подвижного состава железнодорожного транспорта и метрополитена;

огнезащитных и огнетушащих веществ.

Схема 2д применяется для подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности:

газовых огнетушащих составов, за исключением азота, аргона, двуокиси углерода с содержанием основного вещества более 95%;

первичных средств пожаротушения, за исключением огнетушителей; пожарного инструмента;

пожарного оборудования, за исключением пожарных стволов, пеногенераторов и пеносмесителей;

строительных материалов, не применяемых для отделки путей эвакуации; текстильных и кожевенных материалов, применяемых для изготовления штор, занавесей, постельных принадлежностей, элементов мягкой мебели, специальной защитной одежды; ковровых покрытий;

каналов инженерных систем противодымной защиты.

Схема 3д применяется для подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности мобильных средств пожаротушения.

Схемы 2с, 3 с, 4с, 5 с и 6с применяются по выбору заявителя для подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности: переносных и передвижных огнетушителей; пожарных стволов, пеногенераторов, пеносмесителей; средств индивидуальной защиты людей при пожаре; средств спасения и спасания людей при пожаре; дополнительного снаряжения пожарных;

порошковых огнетушащих составов, пенообразователей для тушения пожаров; средств пожарной автоматики; аппаратов защиты электрических цепей;

строительных материалов, применяемых для отделки путей эвакуации; отделочных материалов для подвижного состава железнодорожного транспорта и метрополитена; средств огнезащиты;

огнестойких строительных конструкций, в том числе заполнений проемов в противопожарных преградах, кабельных проходок, кабельных коробов, каналов

и труб из полимерных материалов для прокладки кабелей, герметичных кабельных вводов;

инженерного оборудования систем противодымной защиты, за исключением каналов инженерных систем;

дверей шахт противопожарных лифтов;

пожарозащищенного и взрывозащищенного электрооборудования.

Схема 3 с применяется только при проведении повторной сертификации ранее сертифицированной продукции.

Схема 7с применяется для подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности уникальных и особо крупных объектов в случае, когда отсутствует возможность представительной выборки типовых образцов для проведения испытаний.

4. По желанию заявителя подтверждение соответствия путем декларирования может быть заменено сертификацией.

5. Декларирование о соответствии продукции требованиям пожарной безопасности может осуществляться юридическим или физическим лицом, зарегистрированным на территории Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством и являющимся изготовителем (продавцом) продукции или лицом, выполняющим по договору функции иностранного изготовителя в части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям настоящего технического регламента и ответственности за нарушение его требований.

6. Срок действия декларации о соответствии устанавливается не более 5 лет.

7. Декларирование о соответствии продукции требованиям пожарной безопасности проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В девятом разделе сформулированы заключительные и переходные положения, касающиеся вступления в силу настоящего Федерального закона и приведения нормативных правовых актов в соответствие с настоящим техническим регламентом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.