Научная статья на тему 'Проект федерального закона "об общем техническом регламенте "о безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и прилегающих к ним территорий"'

Проект федерального закона "об общем техническом регламенте "о безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и прилегающих к ним территорий" Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
248
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проект федерального закона "об общем техническом регламенте "о безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и прилегающих к ним территорий"»

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ПРОЕКТ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ОБЩЕМ ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГЛАМЕНТЕ "О БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЗДАНИЙ, СТРОЕНИЙ, СООРУЖЕНИЙ И ПРИЛЕГАЮЩИХ К НИМ ТЕРРИТОРИЙ"

Гл. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Ст. 1. Сфера применения технического

регламента

Настоящий технический регламент устанавливает минимально необходимые требования безопасности зданий, сооружений и прилегающих к ним территорий (далее — архитектурно-строительных объектов) в период их эксплуатации.

Требования настоящего технического регламента распространяются на все виды зданий, строений, сооружений и прилегающих к ним территорий, расположенных на территории РФ, независимо от их назначения и форм собственности.

Требования настоящего технического регламента являются обязательными для исполнения физическими и юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица.

Ст. 2. Объекты технического регулирования

Настоящий технический регламент регулирует отношения, возникающие в период эксплуатации зданий, устанавливает требования безопасности к архитектурно-строительным объектам, правила оценки соответствия, определяет права и обязанности участников регулируемых настоящим техническим регламентом отношений.

Ст. 3. Основные понятия

Для целей настоящего технического регламента используются основные понятия, установленные ФЗ от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании", а также следующие понятия:

Авария на объекте (далее — авария) — событие с последствиями, повлекшими утрату здоровья и/или гибель людей, и/или животных, и/или растений, порчу и/или уничтожение государственного и/или муниципального имущества, порчу и/или частичное или полное разрушение зданий (строе-

ний, сооружений), и/или загрязнение прилегающей к ним территории, возникающее в результате неконтролирующих изменений в ходе любой деятельности, связанной с эксплуатацией архитектурно-строительного объекта.

Архитектурно-строительный объект (объект) — любое эксплуатируемое отдельно расположенное здание (строение, сооружение) вместе с прилегающей к нему территорией.

Безопасность архитектурно-строительных объектов — состояние, при котором отсутствует недопустимый риск причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Безопасность излучений — состояние, при котором отсутствует недопустимый риск причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений в результате воздействия неионизирующих излучений.

Биологическая безопасность — состояние, при котором отсутствует риск причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений в результате воздействия биологических объектов.

Взрывобезопасность — состояние, при котором отсутствует недопустимый риск причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений в результате воздействия опасных факторов взрыва.

|ПН ПОЖАРОВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТЬ 2006 ТОМ 15

Декларация соответствия объекта — документ, удостоверяющий соответствие архитектурно-строительного объекта требованиям технических регламентов; часть письменного решения или решение в целом (или несколько таких решений), санкционирующее эксплуатацию всего архитектурно-строительного объекта или его части при соблюдении определенных условий, обеспечивающих соответствие требованиям безопасной эксплуатации здания (строения, сооружения) совместно с безопасным использованием прилегающей к нему территории.

Допустимый уровень риска аварии — значение риска аварии архитектурно-строительного объекта, установленное нормативными документами; приемлемый уровень риска аварии, при котором не превышены допустимые уровни воздействия опасных (вредных) факторов на архитектурно-строительный объект и не возникает реальная угроза нанесения ущерба (вреда) жизни или здоровью людей, животных, растений, государственному или муниципальному имуществу, порчи или частичного или полного разрушения здания (строения, сооружения) и загрязнения прилегающей к нему территории.

Индивидуальный риск — вероятность (частота) появления опасных факторов аварии, возникающая в процессе эксплуатации объектов.

Крупная авария — авария, при которой погибает не менее десяти человек.

Максимальная проектная авария — проектная авария с наиболее тяжелыми допустимыми последствиями.

Механическая безопасность—состояние, при котором отсутствует недопустимый риск причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений в результате механических воздействий.

Опасность — состояние, при котором присутствует недопустимый риск причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Оценка риска — расчет значений индивидуального и социального рисков для рассматриваемого объекта и сравнение полученных величин с нормативными значениями.

Пожарная безопасность — состояние, при котором отсутствует недопустимый риск причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей

среде, жизни или здоровью животных и растений в результате воздействия опасных факторов пожара.

Прилегающая территория — территория вокруг здания, строения, сооружения, на которую распространяются опасные факторы, возникающие при аварии в здании, строении, сооружении.

Промышленная безопасность — состояние, при котором отсутствует недопустимый риск причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений в результате осуществления промышленной деятельности.

Проектная авария — авария, для которой заданный уровень безопасности обеспечивается предусмотренными в проекте на строительство объекта системами безопасности.

Реконструкция объекта — переустройство существующего архитектурно-строительного объекта гражданского, промышленного, в том числе производственного вспомогательного и обслуживающего назначения, как правило, без расширения имеющегося здания (строения, сооружения) и прилегающей территории.

Риск аварии — неопределенность, связанная с возможностью возникновения в ходе эксплуатации архитектурно-строительного объекта неблагоприятных аварийных ситуаций, следствием которых является нанесение ущерба (вреда), или в виде степени превышения уровня воздействия опасного (вредного) фактора на основе обобщения всей доступной информации технического и социально-экономического характера.

Сертификат соответствия объекта — документ, удостоверяющий соответствие архитектурно-строительного объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Сертификат может отражать часть решения органа по сертификации или решение в целом (или несколько таких решений), которые санкционируют эксплуатацию всего архитектурно-строительного объекта или его части при соблюдении определенных условий, обеспечивающих соответствие требованиям безопасной эксплуатации здания (строения, сооружения) совместно с безопасным использованием прилегающей к нему территории.

Социальный риск — зависимость вероятности (частоты) возникновения событий, состоящих в поражении определенного числа людей, подвергшихся поражающим воздействиям аварии, от числа этих людей. Социальный риск оценивается по поражению более десяти человек.

Термическая безопасность — состояние, при котором отсутствует недопустимый риск причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений в результате термических воздействий.

Требования безопасной эксплуатации — обязательные для исполнения требования, устанавливаемые в целях предотвращения вреда жизни, здоровью людей, животных, растений, государственному или муниципальному имуществу, порчи или частичного или полного разрушения здания (строения, сооружения) и загрязнения прилегающей к нему территории и угроз возникновения чрезвычайных ситуаций, выполнение которых обеспечивает безопасные условия эксплуатации архитектурно-строительного объекта и регламентирует поведение людей.

Химическая безопасность — состояние, при котором отсутствует недопустимый риск причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений в результате химических воздействий.

Хозяйствующий субъект (собственник архитектурно-строительного объекта) — Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения архитектурно-строительного объектом.

Эксплуатационная деятельность — любая деятельность, направленная на поддержание архитектурно-строительного объекта в работоспособном состоянии.

Электрическая безопасность — состояние, при котором отсутствует недопустимый риск причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений в результате термических воздействий электрического тока.

Ядерная и радиационная безопасность — состояние, при котором отсутствует недопустимый риск причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений в результате воздействия ионизирующих излучений.

Ст. 4. Правовые основы технического регулирования в области безопасности зданий, строений, сооружений и прилегающих к ним территорий в период их эксплуатации

1. Правовой основой технического регулирования в области безопасности зданий, строений, сооружений и прилегающих к ним территорий в период их эксплуатации являются: Конституция РФ, Федеральные законы "О техническом регулировании", "О защите прав потребителей", "Об охране окружающей среды", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О промышленной безопасности", "О радиационной безопасности", "О пожарной безопасности", Гражданский кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ, настоящий технический регламент, в соответствии с которыми принимаются законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие условия обеспечения безопасности архитектурно-строительных объектов в период их эксплуатации.

2. Положения законодательных и иных нормативных актов РФ, касающиеся сферы применения настоящего технического регламента (в том числе прямо или косвенно предусматривающие осуществление контроля (надзора) за соблюдением требований безопасности), применяются в части, не противоречащей Федеральному закону "О техническом регулировании".

Ст. 5. Техническое регулирование в области безопасности зданий, строений, сооружений в период их эксплуатации и безопасного использования прилегающих к ним территорий

1. Каждый архитектурно-строительный объект, расположенный на территории РФ, должен иметь систему обеспечения безопасности, соответствующую требованиям, изложенным в настоящем техническом регламенте.

2. Система обеспечения безопасности архитектурно-строительного объекта должна предусматривать мероприятия по предотвращению возникновения аварий, мероприятия по обеспечению безопасности при возникновении и развитии аварий.

3. Мероприятия по предотвращению возникновения аварий и мероприятия по обеспечению безопасности при возникновении аварий должны обеспечивать сохранение жизни и здоровья граждан, а также предотвращение причинения вреда третьим лицам в соответствии с требованиями настоящего технического регламента.

Комплекс мероприятий по защите имущества, в соответствии с правом собственника рисковать своим имуществом, осуществляется в добровольном порядке.

Гл. II. ФАКТОРЫ РИСКА ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА

Ст. 6. Перечень факторов риска

причинения вреда

Факторами риска причинения вреда жизни и здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц, жизни и здоровью животных и растений в период эксплуатации зданий, строений, сооружений и прилегающих к ним территорий являются:

— опасные излучения;

- опасные биологические факторы;

— взрывы;

- разрушения в результате механических воздействий;

— пожары;

- опасные термические факторы;

— опасные химические факторы;

- опасные электрические факторы;

— опасные уровни радиации.

Ст. 7. Вероятность появления факторов риска

причинения вреда

Вероятность появления факторов риска причинения вреда в процессе эксплуатации зданий, строений, сооружений и прилегающих к ним территорий обусловлена техническим состоянием зданий, строений, сооружений и прилегающих к ним территорий, состоянием систем обеспечения безопасности.

Гл. III. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

Ст. 8. Общие принципы обеспечения

безопасности

1. Эксплуатация зданий, строений, сооружений и использование прилегающих к ним территорий имеют целью обеспечить комфортные условия для процессов жизнедеятельности находящихся в них людей. Приоритетной жизненной потребностью человека является безопасность его жизни и здоровья. Объемно-планировочные решения, конструктивные системы, системы инженерного жизнеобеспечения зданий и благоустройство прилегающих к ним территорий должны удовлетворять эти потребности людей и иметь в своем составе комплекс систем защиты от возможных прогнозируемых воздействий, приводящих к утрате исходных потребительских качеств зданий, строений, сооружений, прилегающих к ним территорий как при нормальных условиях их эксплуатации, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и социального происхождения.

2. Здания, строения, сооружения должны приниматься в эксплуатацию только при оборудовании полным комплексом необходимых систем защиты,

обеспечивающим безопасность их эксплуатации, и благоустройстве прилегающих территорий, восстанавливающим их экологическое равновесие, нарушенное в процессе строительства.

3. Системы защиты зданий, строений, сооружений и прилегающих территорий должны обеспечивать непрерывный мониторинг состояния систем эксплуатируемых зданий, сооружений и экологии прилегающих территорий.

Мониторинг должен обеспечивать:

- повышение уровня эксплуатационной безопасности контролируемого объекта, достигаемое за счет применения современных средств, позволяющих получить в реальном масштабе времени достаточную информацию об изменениях состояния объекта;

— минимизацию влияния человеческого фактора в измерениях контролируемых параметров и в оценке их значимости;

— использование специализированного интеллектуального программного оснащения систем мониторинга;

- возможность интеграции с системами более высокого уровня и их базами данных для повышения оперативности реакций служб эксплуатации на критические ситуации.

4. Состав комплекса систем защиты безопасности здания (сооружения) определяется функциональным назначением здания, составом контингента находящихся в нем людей, ценностью здания и находящихся в нем средств, опасностью производимых в нем процессов деятельности.

5. Требуемый уровень обеспечения безопасности, реализуемый комплексом систем защиты и мониторинга, устанавливается органами государственной власти и собственником объекта на определенный период времени (например, 5 лет) на основе анализа допустимых рисков нарушения безопасности и оценки имеющихся экономических и технологических возможностей их снижения. При истечении установленного периода времени он пересматривается.

1.5. Комплекс систем защиты безопасности зданий, строений, сооружений и прилегающей к ним территории должен выполнять следующие функции.

При нормальных условиях эксплуатации:

- обнаружение факторов, способствующих реализации воздействий, приводящих к потере безопасности объекта, в том числе и в результате террористического воздействия;

- в случае обнаружения проявлений таких факторов — передать информацию в службы, ответственные за принятие мер по их ликвидации;

— ведение непрерывного мониторинга состояния несущих конструкций здания (сооружения) и его основания;

— введение непрерывного мониторинга функционального состояния инженерных систем жизнеобеспечения здания и пожарной безопасности;

— контролирование постоянства заданного уровня комфортности среды жизнедеятельности в здании и регулируемых воздействий на экологию прилегающих территорий.

При возникновении чрезвычайных ситуаций:

— снижение уровня воздействий опасных факторов чрезвычайной ситуации в местах нахождения людей до величин, безопасных для их жизни и здоровья;

— обеспечить организацию своевременной и беспрепятственной эвакуации людей из здания (сооружения) на прилегающую к нему территорию вне зон возможного обрушения здания, его элементов и оборудования; условия для спасения заблокированных в здании людей;

- обеспечить в течение максимально возможного времени безопасность доступа аварийно-спасательных служб к очагам возникшей опасности;

- способствовать максимальной сохранности здания (сооружения), его оборудования и находящихся в нем ценностей.

6. Комплекс систем защиты безопасности здания (сооружения) должен состоять из:

- систем защиты и мониторинга состояния инженерных систем жизнеобеспечения здания;

— систем обнаружения и защиты от пожара;

— систем управления эвакуацией при чрезвычайных ситуациях;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— системы охранного освещения и аварийного освещения путей эвакуации;

- систем контроля и управления доступом, охранной сигнализации, охранного телевидения и телекоммуникаций, тревожно-вызывной сигнализации и оперативной связи;

- систем бесперебойного электроснабжения элементов комплекса защиты безопасности и мониторинга;

— других средств и систем, состав которых определяется процессами и технологическим оборудованием производств, размещаемых в зданиях и сооружениях.

7. Должно быть обеспечено круглосуточное обслуживание систем комплекса защиты безопасности с учетом необходимости проведения их регла-

ментного технологического обслуживания и ремонта.

Для своевременного выявления вышедших из строя элементов систем они должны быть снабжены средствами самодиагностики и тестирования.

Ст. 9. Общие требования безопасности

1. Обеспечение безопасности зданий, строений, сооружений и прилегающих к ним территорий осуществляется в соответствии со следующими принципами:

— исключение аварийных ситуаций, последствия которых могут причинить вред жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, окружающей среде;

- исключение опасных воздействий на граждан, имущество физических и юридических лиц, окружающую среду при возникновении аварийных ситуаций.

2. В течение всего периода эксплуатации архитектурно-строительных объектов должен быть обеспечен уровень безопасности, установленный настоящим техническим регламентом, а также специальными техническими регламентами на конкретные виды объектов.

3. Каждый архитектурно-строительный объект должен иметь систему обеспечения безопасности, включающую:

— подсистему предотвращения аварий;

— подсистему противоаварийной защиты;

- подсистему организационно-технических мероприятий.

4. Система обеспечения безопасности архитектурно-строительных объектов должна предусматривать комплекс мероприятий по обеспечению нормативного уровня индивидуального и социального рисков и предотвращению опасности причинения вреда третьим лицам. Комплекс мероприятий по защите имущества, в соответствии с правом собственника рисковать своим имуществом, осуществляется в добровольном порядке.

5. Состав мероприятий по предотвращению аварий, противоаварийной защиты и организационно-технических, обеспечивающих нормативный уровень индивидуального и социального рисков, определяет собственник архитектурно-строительного объекта.

6. Безопасность архитектурно-строительных объектов считается обеспеченной, если:

— индивидуальный риск меньше 10-4;

— социальный риск меньше 10-3.

7. Величины индивидуального и социального рисков должны быть приведены в декларации безопасности или сертификате соответствия, которые оформляются до введения в эксплуатацию объектов.

8. В декларации безопасности или сертификате соответствия должны быть:

— приведены факторы риска причинения вреда жизни и здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц, жизни и здоровью животных и растений, перечисленные в ст. 7 настоящего технического регламента;

— приведены методы получения значений индивидуального и социального рисков;

— указаны технические устройства и организационно-технические мероприятия, обеспечивающие достижение допустимых величин индивидуального и социального рисков.

Ст. 10. Требования безопасности

при воздействии неионизирующих излучений

1. При эксплуатации архитектурно-строительных объектов должны приниматься меры, направленные на обеспечение безопасности людей при неблагоприятном воздействии неионизирующих излучений радиочастотного инфракрасного, оптического и ультрафиолетового диапазонов.

2. Обеспечение безопасности людей при неблагоприятном воздействии неионизирующих излучений достигается организационными мероприятиями, мероприятиями по предупреждению появления источников неионизирующих излучений и применением средств индивидуальной или коллективной защиты.

3. Безопасность людей при воздействии неиони-зирующих излучений считается обеспеченной, если выполняются требования общего технического регламента "О безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования" в части, касающейся опасности неионизирующих излучений.

Ст. 11. Требования биологической безопасности

1. Факторами биологической опасности являются:

— вредные воздействия животных на жизнь и здоровье людей;

— вредные воздействия растений на жизнь и здоровье людей;

— вредные воздействия микроорганизмов на жизнь и здоровье людей.

2. Биологическая безопасность архитектурно-строительных объектов и находящихся в них людей должна обеспечиваться системами предупреждения появления факторов биологической опасности, системами биологической защиты и организационно-техническими мероприятиями.

3. Биологическая безопасность считается обеспеченной, если выполняются требования настоящего технического регламента по допустимому индивидуальному и социальному рискам.

Ст. 12. Требования взрывобезопасности

1. Опасными и/или вредными факторами взрыва являются:

— ударные волны;

- повышенное давление, образующееся при взрыве внутри оборудования, помещений или зданий;

- обрушивающиеся конструкции, оборудование, коммуникации, здания, строения, сооружения;

- образовавшиеся при взрыве опасные вещества.

2. Безопасность зданий, строений, сооружений и прилегающих к ним территорий в период их эксплуатации должна обеспечиваться системами взрывопредупреждения и взрывозащиты.

3. Системы взрывопредупреждения должны включать меры по исключению образования взрывоопасных смесей и появления в них источников зажигания.

4. Системы взрывозащиты должны предотвращать разрушение зданий, строений, сооружений в случае возникновения внутреннего или внешнего взрыва и исключать вредное воздействие взрыва на граждан.

5. Требования взрывобезопасности считаются выполненными, если величины индивидуального и социального рисков не превышают величин, установленных настоящим регламентом.

Ст. 13. Требования механической безопасности

1. Фактором механической опасности является частичное или полное разрушение архитектурно-строительного объекта под воздействием механических сил.

2. Механическая безопасность архитектурно-строительных объектов и находящихся в них людей должна обеспечиваться системами предупреждения появления фактора механической опасности, системами защиты от фактора механической опасности и организационно-техническими мероприятиями.

3. Требования механической безопасности считаются выполненными, если величины индивидуального и социального рисков не превышают величин, установленных настоящим регламентом.

Ст. 14. Требования пожарной безопасности

1. Опасными факторами пожара являются:

— открытое пламя;

— высокая температура;

— тепловое излучение;

— дым;

— токсичные продукты горения;

- обрушивающиеся конструкции зданий, строений, сооружений.

2. Безопасность зданий, строений, сооружений и прилегающих к ним территорий должна обеспечиваться системами предупреждения пожара и противопожарной защитой.

3. Системы предупреждения пожара должны включать меры по минимизации горючих сред и исключению появления в горючих средах источников зажигания.

4. Системы противопожарной защиты должны предотвращать распространение пожара и исключать воздействие опасных факторов пожара на граждан.

5. Требования пожарной безопасности считаются выполненными, если величины индивидуального и социального рисков не превышают величин, установленных настоящим регламентом.

Ст. 15. Требования термической безопасности

1. Термическая опасность характеризуется воздействием нагретых до высоких (или охлажденных до низких) температур поверхностей на человека или возможностью теплового облучения человека.

2. Термическая безопасность должна обеспечиваться:

— поддержанием температуры среды внутри зданий, строений, сооружений в пределах, обеспечивающих жизнедеятельность человека;

— исключением воздействия на человека теплового излучения пожаров и взрывов сверх допустимого уровня;

— исключением контакта человека с поверхностями, температура которых выше (ниже) допустимо безопасной.

3. При невозможности обеспечения нормируемых параметров микроклимата должны быть предусмотрены мероприятия по защите людей от перегревания или переохлаждения.

4. Требования термической безопасности считаются выполненными, если величины индивидуального и социального рисков не превышают величин, установленных настоящим регламентом.

Ст. 16. Требования химической безопасности

1. Химическая опасность характеризуется:

— химическими ожогами;

— вредным воздействием при попадании химических веществ на кожные покровы человека;

- вредным воздействием при ингаляционном поступлении химических веществ.

2. Химическая опасность может проявляться при кратковременном или длительном воздействии химических веществ на человека.

3. Химическая безопасность должна обеспечиваться исключением контакта человека с опасными химическими веществами.

4. В случае невозможности исключения контакта человека с опасными химическими веществами химическая безопасность должна обеспечиваться применением защитных устройств, снижающих вредное воздействие химических веществ до приемлемого уровня.

5. Требования химической безопасности считаются выполненными, если величины индивидуального и социального рисков не превышают величин, установленных настоящим регламентом.

Ст. 17. Требования электробезопасности

1. Опасность электрического тока характеризуется:

- возможностью поражения (в том числе смертельного) людей;

— возможностью инициирования пожара;

— возможностью инициирования взрыва.

2. Электробезопасность зданий, строений, сооружений и прилегающих к ним территорий должна обеспечиваться:

— исключением возможности поражения электрическим током людей, находящихся внутри зданий, строений, сооружений и на прилегающих к ним территориях;

- исключением возможности теплового проявления электрического тока, приводящего к воспламенению горючих веществ или материалов;

- исключением возможности инициирования взрывов горючих смесей электрическими разрядами.

3. Технические способы и средства защиты, обеспечивающие электробезопасность, должны применяться раздельно или в сочетании друг с другом так, чтобы обеспечить минимальный риск причинения вреда.

4. Для обеспечения электробезопасности эксплуатации зданий, строений, сооружений и прилегающих к ним территорий должны соблюдаться:

- условия допуска электроустановок и/или электроприемников к эксплуатации;

— условия допуска персонала к эксплуатации электроустановок и/или электроприемников.

5. Требования электробезопасности считаются выполненными, если величины индивидуального и социального рисков не превышают величин, установленных настоящим регламентом.

Ст. 18. Требования радиационной безопасности

1. Опасность радиационного воздействия на человека заключается в возможности:

- внешнего облучения источниками радиоактивных излучений;

- внутреннего облучения при попадании радиоактивных веществ через органы дыхания, пищеварительный тракт или кожный покров внутрь организма.

2. Радиационная безопасность при работе с закрытыми источниками излучения должна быть обеспечена:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— минимально необходимым временем работы в поле излучения;

— максимально возможным расстоянием от источника до объекта излучения;

— экранированием источника излучения либо объекта облучения.

3. Радиационная безопасность при работе с открытыми источниками радиационного излучения должна быть обеспечена:

- уменьшением количества попадающих в организм радиоактивных веществ;

- герметизацией технологического оборудования;

— использованием индивидуальных средств защиты и радиационной гигиены.

4. Требования радиационной безопасности считаются выполненными, если величины индивидуального и социального рисков не превышают величин, установленных настоящим регламентом.

ГЛ. IV. ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ

Ст. 19. Целью определения соответствия объектов требованиям безопасности, установленных в ст. 7 настоящего технического регламента, является подтверждение допустимых величин индивидуального и социального рисков.

Ст. 20. Формами оценки соответствия объектов требованиям безопасной эксплуатации являются:

- государственный контроль (надзор);

- подтверждение соответствия в формах декларирования соответствия и сертификации.

Ст. 21. Оценка соответствия объектов требованиям безопасности в форме государственного контроля (надзора) производится органами государственной власти.

Ст. 22. Указанные в ст. 20 формы оценки соответствия являются исчерпывающими и имеют прямое действие на всей территории РФ.

Ст. 23. Порядок декларирования соответствия

1. Декларирование соответствия осуществляется заявителем на основании:

— собственных доказательств;

- доказательств, полученных с участием третьей стороны (органов по сертификации, аккредитованных испытательных лабораторий).

2. Осуществлять декларирование соответствия объектов требованиям настоящего технического регламента может зарегистрированное в соответствии с законодательством РФ на ее территории физическое или юридическое лицо, несущее ответственность за обоснованность содержащихся в декларации соответствия выводов.

3. Декларация соответствия оформляется на русском языке и должна содержать следующие сведения:

- наименование (название) и местонахождение объекта;

— техническую характеристику объекта;

— перечень технических средств, использованных для обеспечения безопасности объекта, и их характеристики;

- перечень организационно-технических мероприятий по обеспечению безопасности объекта;

— принятую форму или схему подтверждения соответствия;

— сведения о проведенных исследованиях (испытаниях), протоколы испытаний аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораторий, сведения об имеющихся сертификатах;

— срок действия принимаемой декларации о соответствии;

— регистрационный номер;

- подпись руководителя юридического лица или физического лица.

4. Срок действия декларации о соответствии устанавливается в специальных технических регламентах на конкретные виды объектов и не может превышать пяти лет.

5. Декларация о соответствии направляется заявителем в федеральной орган исполнительной власти по техническому регулированию на регистрацию в установленном порядке.

Ст. 24. Порядок проведения обязательной

сертификации объектов

1. Обязательную сертификацию объектов проводят органы по сертификации.

2. Схемы проведения обязательной сертификации для конкретных типов объектов приведены в специальных технических регламентах.

3. Орган по сертификации проводит работы в соответствии с выбранной схемой сертификации и принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче сертификата соответствия.

4. Сертификат соответствия оформляется на русском языке на бланке установленной формы и должен содержать:

- наименование (название) и местонахождение заявителя;

- наименование (название) и местонахождение объекта;

- наименование (название) и местонахождение органа по сертификации;

— техническую характеристику объекта и его идентифицирующие признаки;

- доказательство соответствия объекта требованиям настоящего и специальных технических регламентов;

- сведения об используемых стандартах или других документах, обеспечивающих соблюдение требований настоящего технического регламента;

- обозначение схемы сертификации;

- основание для выдачи сертификата соответствия (документы о проведенных исследованиях, испытаниях, анализе состояния объекта);

- срок действия сертификата соответствия;

— регистрационный номер;

- подпись руководителя органа по сертификации.

5. Срок действия сертификата соответствия не может быть более пяти лет.

Гл. V. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

КОНТРОЛЬ (НАДЗОР) ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА

Ст. 25. Органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего технического регламента осуществляют органы исполнительной власти и государственные учреждения, перечисленные в ст. 32 ФЗ "О техническом регулировании".

Ст. 26. Объекты государственного контроля (надзора) за соблюдением требований настоящего технического регламента

1. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего технического регламента осуществляется на стадии эксплуатации объектов.

2. При осуществлении мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований настоящего технического регламента используются правила и методы исследований (испытаний), разработанные с соблюдением требований ст. 9 ФЗ "О техническом регулировании" и утвержденные Правительством РФ.

Ст. 27. Полномочия органов государственного контроля (надзора)

1. На основании положений ФЗ "О техническом регулировании" и требований настоящего техниче-

ского регламента органы государственного контроля (надзора) вправе:

- требовать от собственника объекта предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие объекта требованиям настоящего технического регламента;

- осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований настоящего технического регламента в порядке, установленном законодательством РФ;

— выдавать предписания об устранении нарушений требований настоящего технического регламента в сроки, установленные с учетом характера нарушения;

- принимать мотивированные решения о приостановлении эксплуатации объектов, если иными мерами невозможно устранить нарушения требований настоящего технического регламента;

- приостановить или прекратить действие декларации о соответствии или сертификата соответствия;

- привлекать собственника объекта к ответственности, предусмотренной законодательством РФ;

- принимать иные предусмотренные законодательством РФ меры в целях недопущения причинения вреда.

Гл. VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА

Ст. 28. Ответственность органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента

1. Органы государственного контроля (надзора) и их должностные лица в случае ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей при проведении мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технического регламента, приведшего к причинению вреда, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

2. О мерах, принятых в отношении виновных в нарушении законодательства РФ должностных лиц органов государственного контроля (надзора), руководители органов государственного контроля (надзора) в течение месяца с момента причинения вреда обязаны сообщить юридическому или физическому лицу, права и законные интересы которого нарушены.

Ст. 29. Ответственность собственников объектов за несоответствие объектов требованиям настоящего технического регламента

1. За нарушение требований настоящего технического регламента собственник объекта несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

2. В случае неисполнения предписаний и решений органа государственного контроля (надзора) собственник объекта несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

3. В течение десяти дней с момента установления факта несоответствия объекта требованиям настоящего технического регламента собственник объекта обязан разработать программу мероприятий по предотвращению причинения вреда и согласовать ее с органом государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией.

Программа должна включать в себя способы предотвращения причинения вреда и сроки их реализации.

Устранение несоответствия объекта требованиям настоящего технического регламента производится собственником объекта и за его счет.

4. В случае, если в результате несоответствия объекта требованиям настоящего технического регламента в процессе эксплуатации причинен вред жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений или возникла угроза причинения такого вреда, собственник объекта обязан возместить причиненный вред и принять меры к недопущению причинения вреда другим лицам, их имуществу, окружающей среде в соответствии с законодательством РФ.

5. Обязанность возместить вред не может быть ограничена договором или заявлением одной из сторон. Соглашения или заявления об ограничении ответственности ничтожны.

Ст. 30. Права органов государственного контроля (надзора) в случае получения информации о несоответствии уровня безопасности объекта требованиям технического регламента

1. Органы государственного контроля (надзора) в случае получения информации о несоответствии уровня безопасности объекта требованиям настоящего технического регламента в возможно короткие сроки проводят проверку полученной информации.

2. При признании достоверности информации о несоответствии объекта требованиям настоящего технического регламента орган государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией в течение десяти дней выдает предписание о разработке собственником объекта программы мероприятий по предотвращению причинения вре-

да, оказывает содействие в ее реализации и осуществляет контроль за ее выполнением.

Ст. 31. Принудительная приостановка

эксплуатации объекта

1. В случае невыполнения предписания, предусмотренного ст. 21 настоящего технического регламента, или невыполнения программы мероприятий по предотвращению причинения вреда орган государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией вправе обратиться в суд с иском о принудительном прекращении эксплуатации объекта.

2. В случае удовлетворения иска о принудительном прекращении эксплуатации объекта суд обязывает собственника объекта совершить определенные действия по прекращению эксплуатации объекта.

В случае, если собственник объекта (ответчик) не исполнит решение суда в установленный срок, орган государственного контроля (надзора) вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

3. За нарушение требований настоящего технического регламента о прекращении эксплуатации объекта могут быть применены меры уголовного и административного воздействия в соответствии с законодательством РФ.

Ст. 32. Ответственность за нарушение правил

выполнения работ по сертификации

Орган по сертификации и должностное лицо органа по сертификации, нарушившие установленные правила выполнения работ по сертификации, если такое нарушение повлекло эксплуатацию объекта, несоответствующего требованиям настоящего технического регламента, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ и договором о проведении работ по сертификации.

Ст. 33. Ответственность

аккредитованной лаборатории (центра)

Аккредитованная испытательная лаборатория (центр), эксперты, выполнявшие работу по испытаниям, в соответствии с законодательством РФ и договором несут ответственность за недостоверность или необъективность результатов исследований (испытаний) и измерений.

ГЛ. VII. ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Ст. 34. Переходный период

1. Со дня вступления в силу настоящего технического регламента до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования безопасности к зданиям, строениям, сооружениям и требования безопасного использования прилегаю-

щих к ним территорий, установленные нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:

— защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;

- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

2. Со дня вступления в силу настоящего технического регламента обязательное подтверждение соответствия осуществляется в отношении архитектурно-строительных объектов, вновь вводимых в эксплуатацию на территории РФ, согласно требованиям настоящего и других технических регламентов.

3. До вступления в силу настоящего и других технических регламентов Правительством РФ определяется и ежегодно дополняется перечень

архитектурно-строительных объектов, для которых вводится процедура обязательной сертификации.

4. Для архитектурно-строительных объектов, введенных в эксплуатацию до вступления в действие настоящего технического регламента, порядок сертификации устанавливает Правительство РФ.

Ст. 35. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим техническим регламентом

Правительству РФ в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего регламента разработать и утвердить нормативные документы, необходимые для применения технического регламента (Приложение 1).

Ст. 36. Вступление в силу настоящего технического регламента

Настоящий технический регламент вступает в силу через шесть месяцев со дня его официального опубликования.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПЕРЕЧЕНЬ

специальных технических регламентов, подлежащих разработке для обеспечения технического регулирования в области безопасности зданий, строений, сооружений и прилегающих к ним территорий

1. О безопасности веществ и материалов.

2. О безопасности каменных конструкций.

3. О безопасности бетонных и железобетонных конструкций.

4. О безопасности деревянных конструкций.

5. О безопасности конструкций из полимерных материалов.

6. О безопасности инженерных систем зданий.

7. О безопасности зданий для постоянного проживания и временного пребывания людей.

8. О безопасности предприятий по обслуживанию населения.

9. О безопасности учебных заведений, научных и проектных организаций, учреждений управления.

10. О безопасности производственных и складских зданий.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПЕРЕЧЕНЬ

Постановлений Правительства РФ, подлежащих разработке для обеспечения технического регулирования в области безопасности зданий, строений, сооружений и прилегающих к ним территорий

1. Вещества и материалы. Номенклатура показателей, характеризующих их опасность. Методы испытаний.

2. Строительные конструкции. Технические характеристики. Методы испытаний.

3. Основания и фундаменты. Технические характеристики. Методы испытаний.

4. Инженерные системы зданий. Технические характеристики. Методы испытаний.

5. Индивидуальный риск. Методы расчета и оценки.

6. Социальный риск. Методы расчета и оценки.

7. Методы оценки соответствия зданий, строений, сооружений и прилегающих к ним территорий требованиям безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.