Научная статья на тему 'О формате технического регламента на величину риска аварии зданий и сооружений'

О формате технического регламента на величину риска аварии зданий и сооружений Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
251
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Мельчаков А. П., Васильев А. Г., Косогорова М. В.

Федеральный закон «О техническом регулировании» отменил обязательность действия «Строительных Норм и Правил» и предложил строителям в вопросах безопасности опираться на технические регламенты, которых пока еще нет. Материал является продолжением происходящей в среде строителей дискуссии по вопросу: нужен ли технический регламент вообще, а если нужен, то в каком формате?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Мельчаков А. П., Васильев А. Г., Косогорова М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О формате технического регламента на величину риска аварии зданий и сооружений»

УДК 69.05:658.52

О ФОРМАТЕ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА НА ВЕЛИЧИНУ РИСКА АВАРИИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

А.П. Мельчаков, А.Г. Васильев, М. В. Косогорова

Мельчаков Анатолий Петрович Челябинск, профессор каф стр. механики ЮурГУ,

Д.т.н.

В сфере строительства актуальными являются многие виды безопасности - пожарная, радиационная, экологическая и др., но базовым видом безопасности для зданий и сооружений считается конструкционная, интегральным показателем которой служит риск аварии. От этого показателя существенным образом зависит не только способность здания (сооружения) сопротивляться без обрушения несущих конструкций внешним воздействиям, но и размер ущерба в случае гипотетической аварии строительного объекта.

По определению здания и сооружения относятся к высоконадежным техническим системам. Высокий уровень их конструкционной надежности призваны обеспечивать строительные нормы и правила, в создании которых вложен труд многих поколений ученых и строителей. В этом плане замена их на технические регламенты не является объективной необходимостью. Однако на практике требуемый уровень конструкционной надежности строительных объектов, как правило, не достигается, главным образом из-за имеющих место ошибок, допускаемых при проектировании, возведении и эксплуатации зданий и сооружений и которые являются доминирующей причиной наблюдаемого в Российской Федерации роста ущерба от строительных аварий.

Известно, что полное исключение ошибок при реализации инвестиционных строительных проектов практически невозможно, однако, существенно снизить частоту проявления ошибок людей можно. Для этого необходимо в дополнение к существующим строительным нормам и правилам принять общий технический регламент на величину риска аварии в формате, который включал бы в себя механизмы воздействия на производителей и собственников (балансодержателей) зданий и

Федеральный закон «О техническом регулировании» отменил обязательность действия «Строительных Норм и Правил» и предложил строителям в вопросах безопасности опираться на технические регламенты, которых пока еще нет. Материал является продолжением происходящей в среде строителей дискуссии по вопросу: нужен ли технический регламент вообще, а если нужен, то в каком формате?

сооружений в отношении обеспечения минимально необходимого уровня конструкционной безопасности объектов строительства. Очевидно, что в таком формате регламент должен содержать не только обязательные для исполнения минимально необходимые требования в отношении конструкционной безопасности зданий и сооружений, но и технологии подтверждения соответствия строительных объектов этим требованиям. Также очевидно, что регламент должен включать в себя и технологию измерения фактического риска аварии и критерии оценки по величине этого риска технического состояния строительного объекта.

Технология оценки технического состояния строительных объектов по величине их фактического риска аварии может базироваться на следующих научно доказанных положениях [1,2].

Отношение фактической и теоретической вероятностей обрушения здания (сооружения) исполняет роль риска аварии и служит показателем уровня конструкционной безопасности строительного объекта.

В правильно запроектированном и построенном объекте величина риска аварии после завершения строительно-монтажных работ не должна превышать величины нормального риска аварии на неограниченном множестве новых зданий.

Существуют так называемые пороговые значения риска аварии, при достижении которых строительный объект переходит в качественно иное техническое состояние: из безопасного в аварийное, а из аварийного в ветхо-аварийное. К пороговым значениям риска аварии относятся предельно-допустимый и предельный риски.

Технический регламент в предложенном формате должен содержать следующие разделы:

Общие положения (основные понятия и определения, сфера действия регламента, ссылки на нормативные документы, критерии оценки технического состояния строительного объекта, требования конструкционной безопасности, условия обращения строительных объектов на рынке недвижимости).

Теоретические исследования

Обязательное подтверждение соответствия объектов требованиям конструкционной безопасности (подтверждение соответствия: планируемых к возведению объектов, строящихся и эксплуатируемых объектов, права и обязанности заявителя в части подтверждения соответствия).

Контроль и надзор за соблюдением требований регламента (органы государственного контроля, ответственность за несоответствие объекта требованиям регламента, принудительный отзыв строительного объекта из эксплуатации).

Технология измерения риска аварии и оценки технического состояния объектов строительства, технология декларирования уровня конструкционной безопасности планируемых к возведению объектов строительства, технология подтверждения соответствия требованиям конструкционной безопасности строящихся и эксплуатируемых объектов строительства

1. Общие положения регламента

1.1. Основные понятия и определения В регламнте приняты следующие понятия и определения:

Безопасность конструкционная - базовое свойство качества здания, характеризующее способность несущего каркаса объекта сопротивляться без обрушения конструкций действующим на него внешним нагрузкам, в том числе и перегрузкам, возникающим в чрезвычайных ситуациях.

Авария - состояние строительного объекта, при котором имеет место разрушение или потеря устойчивости конструкций несущего каркаса. В таких состояниях может достигаться полная физическая непригодность объекта, значительный материальный ущерб и гибель людей.

Риск аварии - показатель уровня конструкционной безопасности строительного объекта (число, показывающее во сколько раз в построенном или эксплуатируемом здании фактическая вероятность аварии выше теоретической, вносимой по умолчанию в объект при проектировании).

Нормальный риск аварии - максимальнодопустимый риск аварии для законченных строительством зданий и сооружений.

Предельно-допустимый риск аварии - значение риска аварии, при превышении которого состояние строительного объекта характеризуется как аварийное.

Предельный риск аварии - значение риска аварии, при превышении которого состояние строительного объекта характеризуется как ветхоаварийное.

Приемлемый риск аварии - любая величина риска аварии, не превышающая предельнодопустимого значения.

Надежность несущей конструкции - соответствие конструкции требованиям проекта в части обеспечения ее прочности, жесткости и устойчивости.

Грубая ошибка - непреднамеренная и повышающая риск аварии здания (сооружения) ошибка людей, которая может быть допущена при проектировании или при возведении, либо при эксплуатации строительного объекта.

1.2. Сфера действия регламента.

Регламент распространяется:

- на планируемые к возведению, строящиеся и находящиеся в эксплуатации здания и сооружения;

- на строительные объекты, подлежащие реконструкции, перепрофилированию или капитальному ремонту;

- на строительные объекты, выставленные на продажу.

1.3. Ссылки на нормативные документы.

В регламенте использованы следующие нормативные документы: Федеральный Закон «О техническом регулированию); Градостроительный кодекс Российской Федерации; Строительные нормы и правила (СНиП); Национальные стандарты России (ГОСТ-Р); Межнациональные стандарты серии КО 9000

1.4. Критерии оценки технического состояния строительного объекта.

1.4.1. В регламенте за показатель уровня конструкционной безопасности здания или сооружения принят риск аварии.

1.4.2. В регламенте в качестве критериев для оценки технического состояния здания или сооружения используются стандартные значения риска аварии, к которым относятся:

- нормальный риск аварии, являющийся максимально-допустимым риском для законченного строительством здания или сооружения;

- предельно-допустимый риск аварии, при достижении которого строительный объект переходит в аварийное состояние;

- предельный риск аварии, при достижении которого строительный объект переходит в ветхоаварийное состояние.

1.4.3. В регламенте оценка технического состояния несущего каркаса строительного объекта осуществляется через сравнение фактического риска аварии с его стандартными значениями.

1.5. Требования конструкционной безопасности.

Регламент предъявляют следующие требования к уровню конструкционной безопасности строительных объектов:

- для законченных строительством зданий и сооружений фактический риск аварии не должен превышать нормального риска аварии.

- для эксплуатируемых зданий и сооружений фактический риск аварии не должен превышать предельно-допустимого риска аварии.

1.6. Условия обращения строительных объектов на рынке недвижимости.

1.6.1. Условием размещения и обращения на рынке недвижимости строительных объектов яв-

ляется подтверждение соответствия зданий и сооружений требованиям конструкционной безопасности.

1.6.2. Документом, подтверждающим соответствие строительного объекта требованиям регламента, служит сертификат соответствия.

1.6.3. Допускается подтверждение соответствия строительного объекта требованиям регламента наличием полиса добровольного страхования на случай аварии строительного объекта.

1.6.4. Органы исполнительной власти не вправе препятствовать обращению на рынке недвижимости объектов строительства при наличии документов, подтверждающих их соответствие требованиям конструкционной безопасности.

2. Подтверждение соответствия строительных объектов требованиям конструкционной безопасности

2.1. Подтверждение соответствия планируемых к возведению объектов.

2.1.1. Подтверждение соответствия требованиям регламента планируемого к возведению объекта строительства осуществляется в форме обязательного декларирования уровня его конструкционной безопасности на стадии проекта.

2.1.2. Декларирование производится организацией (третья сторона), аккредитованной в области подтверждения соответствия проекта требованиям регламента на основании договора с заявителем.

2.1.3 Заявителем декларирования является юридическое или физическое лицо (в качестве индивидуального предпринимателя), исполняющие функции изготовителя или продавца проекта, либо выполняющие функции иностранного изготовителя на основании договора в части обеспечения соответствия проекта требованиям регламента и в части ответственности за несоответствие проекта требованиям регламента.

2.1.4. Декларация оформляется на русском языке и должна содержать: наименование и местонахождение заявителя; наименование и местонахождение изготовителя проекта; информацию о проекте; требования, на соответствие которым подтверждается безопасность проекта; сведения о проведенных исследованиях (испытаниях), измерениях, расчетах и документах, послуживших основанием для подтверждения соответствия проектного решения несущего каркаса объекта требованиям конструкционной безопасности.

2.1.5. Срок действия декларации о соответствии проекта требованием регламента неограничен. Первый экземпляр декларации должен храниться у заявителя, второй - в органе исполнительной власти территории, на которой планируется возведение объекта.

2.2. Подтверждение соответствия строящихся и эксплуатируемых объектов.

2.2.1. Подтверждение соответствия требованиям конструкционной безопасности строящегося

или находящегося в эксплуатации здания (сооружения) осуществляется третьей стороной посредством диагностики технического состояния исследуемого объекта.

2.2.2. Заявителем подтверждения соответствия является юридическое или физическое лицо (в качестве индивидуального предпринимателя), исполняющие функции застройщика (инвестора, заказчика) или продавца строительного объекта, либо выполняющие функции иностранного застройщика на основании договора в части обеспечения соответствия строительного объекта требованиям регламента и в части ответственности за несоответствие объекта этим требованиям.

2.2.3. Головная организация по сертификации строительных объектов:

- принимает на основе проведенных третьей стороной исследований (испытаний), измерений и расчетов решение о выдаче или об отказе в выдаче сертификата соответствия;

- устанавливает в зависимости от величины фактического риска аварии объекта срок действия сертификата соответствия;

- ведет реестр выданных сертификатов соответствия и реестр выданных аккредитованными страховыми компаниями полисов добровольного страхования на случай аварии строительного объекта;

- информирует соответствующие органы исполнительной власти об объектах, не получивших сертификат соответствия или полис добровольного страхования.

2.2.4. Сертификат соответствия и его доказательная база хранятся у заявителя в течение трех лет с момента окончания срока действия сертификата.

2.3. Права и обязанности заявителя в части подтверждения соответствия.

2.3.1. Заявитель имеет право:

- обращаться в головную организацию для подтверждения соответствия требованиям конструкционной безопасности принадлежащих ему строительных объектов;

- обращаться в головную организацию и органы исполнительной власти с жалобами на неверные действия третьей стороны в части подтверждения соответствия строительных объектов требованиям конструкционной безопасности.

2.3.2. Заявитель обязан:

- выпускать в обращение на рынке недвижимости строительные объекты только после осуществления подтверждения соответствия требованиям конструкционной безопасности;

- предъявлять в органы государственного контроля (надзора), а также заинтересованным лицам документы, подтверждающие соответствие зданий и сооружений требованиям конструкционной безопасности (сертификат соответствия или его копию, либо полис добровольного страхования на случай аварии строительного объекта);

Теоретические исследования

- извещать соответствующий Орган исполнительной власти об изменениях, связанных с реконструкцией или перепрофилированием строительного объекта, его назначением, режимом эксплуатации и формой использования.

3. Контроль и надзор за соблюдением требований регламента

3.1. Органы государственного контроля (надзора).

3.1.1. Контроль и надзор за соблюдением требований регламента осуществляется должностными лицами органов государственного строительного надзора и органов государственного контроля в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации.

3.1.2. Органы государственного контроля и строительного надзора вправе: требовать от застройщика (продавца, поставщика строительного объекта, лица, выполняющего функции иностранного застройщика, продавца, поставщика) предъявления сертификата, подтверждающего соответствие строительного объекта требованиям регламента, либо полиса добровольного страхования на случай аварии строительного объекта, выданного страховой компанией; требовать от саморегули-руемых организаций, созданных в строительной отрасли в соответствии с законодательством Российской Федерации, как обязательного условия членства в них, подтверждения соответствия строительных объектов требованиям регламента посредством получения сертификата или полиса от аккредитованной страховой компании; осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований норм в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации; выдавать предписания об устранении нарушений требований регламента в срок, установленный с учетом характера нарушения; принимать мотивированные решения о запрете продажи и передачи строительных объектов в эксплуатацию, пользование, если иными мерами невозможно устранить нарушения требований настоящих норм приостановить или прекратить действие сертификата соответствия; привлекать застройщика (продавца, поставщика строительного объекта, лица, выполняющего функции иностранного застройщика, продавца, поставщика) к предусмотренной регламентом ответственности.

3.1.3. Органы государственного контроля (надзора) обязаны: соблюдать коммерческую тайну и иную охраняемую законом тайн; соблюдать порядок осуществления мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований регламента и оформления результатов таких мероприятий, установленный Градостроительным кодексом Российской Федерации; принимать на основании результатов мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований регламента меры по устране-

нию последствий нарушения этих требований; направлять информацию о несоответствии строительных объектов требованиям регламента в соответствующие Органы исполнительной власти.

3.2. Ответственность за несоответствие строительного объекта требованиям конструкционной безопасности.

В случае, если в результата несоответствия строительного объекта требованиям регламента в период его эксплуатации причинен вред в отношении жизни или здоровья людей, имущества физических и юридических лиц, окружающей среды, жизни и здоровью животных и растений застройщик обязан возместить причиненный ущерб потерпевшей стороне в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.3. Принудительный отзыв строительного объекта из эксплуатации.

3.3.1. В случае невыполнения предписаний и решений Органов государственного контроля (надзора), последние вправе обратиться в суд с иском о принудительном отзыве строительного объекта из эксплуатации.

3.3.2. В случае удовлетворения иска о принудительном отзыве строительного объекта из эксплуатации суд обязывает ответчика довести решение суда не позднее одного месяца со дня его вступления в законную силу до сведения пользователей через средства массовой информации или иным способом. В случае, если ответчик не исполнит решение суда в установленный срок, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

Заявленный формат предусматривает возможность использования наиболее эффективного механизма обеспечения безопасности строительных объектов - добровольного страхования строительных объектов от аварии. Введение этого вида страхования стало возможным благодаря включению в формат регламента технологии измерения фактического риска аварии строительных объектов. Наличие такой технологии позволяет обеспечить баланс интересов сторон страховых отношений за счет достоверного прогноза риска аварии и назначения адекватного фактическому риску страхового тарифа, отражающего реальную угрозу аварии.

Для собственников в случае недостаточной конструкционной безопасности принадлежащих им зданий и сооружений целесообразность страхования объектов от аварии очевидна, поскольку такое страхование является единственно возможным компромиссом с Государством. Страхование от аварии - это наименее затратный и наиболее реальный путь к снижению риска аварии объекта строительства, так как с точки зрения финансовых интересов страховщиков важно не допустить появление страхового случая (аварии), что достигается тарифной политикой и правилами страхования.

Введение в строительную практику технического регламента в заявленном формате позволяет

создать систему управления безопасностью и предупреждения аварий в форме организационнофинансового механизма взаимодействия участников строительного рынка. Эта система заложена в предлагаемом регламенте. Она базируется на процедурах сертификации строительных объектов на соответствие требованиям конструкционной безопасности и механизме страхования этих объектов на случай их аварии. Участники системы и схема их взаимодействия показаны на рис. 1.

ЗАКАЗЧИК, ИНВЕСТОР, ПОДРЯДЧИК.СОБСТВЕННИК, БАЛАНСОДЕРЖАТЕЛЬ

Договор на проведение сертификации соответствия

| Сертификат соот-

Договор страхования (по особой ; схеме)

ОРГАН по СЕРТИФИКАЦИИ (бюро независимых экспертиз)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Система штра- ! Результаты Соглашение о

фов сертификационных ! взаимодействии

и льгот испытаний I

ІОрган исполнитель-I ной власти

СТРАХОВАЯ

КОМПАНИЯ

Рис. 1. Участники системы и схема их взаимодействия

Управление риском аварии конкретного здания (сооружения) в системе определяется регламентом и правилами страхования, предписывающим непрерывную количественную оценку последствий возможных аварий, которые могут произойти как в период выполнения строительномонтажных работ, так и после сд^чи объекта в эксплуатацию. Кроме этого, производится корректировка (увеличение или снижение) страхового платежа (тарифа) с целью достижения максимально точного соответствия между реальной подверженностью созданных материальных ценностей риску аварии и вероятностью возникновения финансовой ответственности страховщика. Эта корректировка является основным страховым регулятором уровня конструктивной безопасности строящихся объектов.

Одним из способов управления уровнем безопасности объектов строительства является предстраховой консалтинг, предусмотренный правилами страхования. Предстраховой консалтинг представляет собой анализ и оценку риска аварии, в т.ч. на стадии проекта, позволяющие разработать методы минимизации потенциального разрушительного воздействия.

Наибольший эффект в отношении регулирования риска аварии дают предупредительные мероприятия. В структуре тарифных ставок при страховании объекта на случай его аварии предусматривается взнос в фонд предупредительных

мероприятий (ФПМ). ФПМ предназначен для финансирования мероприятий по предупреждению аварий, сокращению страховых случаев и снижению разрушительности их последствий. Использование средств ФПМ производится страховщиком в

<Й) по I шпени з или снижения страхового

корректирующая величину страхового тарифа

соответствии с планом финансирования мероприятий по обеспечению безопасности строительных объектов.

Основным экономическим регулятором конструкционной безопасности в системе является показанная на рис. 2 функция, корректирующая величину страхового платежа (тарифа). Реальная величина страхового взноса Т(х) должна быть пропорциональна величине х = (Лф - .Ян)/7?н, где Яф и Лн соответственно фактический и нормальный риски аварии, и при Яф = #н должна оставаться равной начальной тарифной ставке То. Разность (Т(х+Ах)-Т(х)) является, по-существу, приращением величины фактического риска аварии, выраженного в денежном эквиваленте. Предполагая, что Т(х) является непрерывной функцией, имеющей производную йТ!с1х = - X Т(х), где X

- интенсивность роста риска аварии в процессе эксплуатации объекта, приходим к решению в виде Т(х) = То ехр [~Ал].

Таким образом ключевым элементом системы в управлении безопасностью строительных объектов является страховщик, принимающий на себя страхование риска аварии, генерируя при этом информацию об уровнях конструкционной безопасности построенных объектов. Причем высокое качество этой информации предопределено самой природой страхования.

Литература

1. Мельчаков, А.П. К теории прогнозирования риска аварии объектов строительства/ А.П. Мельчаков// Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Строительство и архитектура». - 2001. - Вып. 1

2. Расчет и оценка риска аварии и безопасного ресурса строительных объектов. (Теория, методики и инженерные приложения): учебное пособие / А.П. Мельчаков, И.Б. Шлейков, И.С. Никольский и др. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.