Научная статья на тему 'Учет инженерной безопасности зданий и сооружений при техническом регулировании в области инженерно-технических мероприятий гражданской обороны'

Учет инженерной безопасности зданий и сооружений при техническом регулировании в области инженерно-технических мероприятий гражданской обороны Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
429
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сосунов И. В.

Приведены в общем виде инженерно-технические мероприятия гражданской обороны, принимаемые при проектных решениях, реализуемых при строительстве и направленных на защиту населения и территорий, снижение материального ущерба от последствий воздействия современных средств поражения и вторичных поражающих факторов при ведении боевых действий и диверсионных актах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сосунов И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учет инженерной безопасности зданий и сооружений при техническом регулировании в области инженерно-технических мероприятий гражданской обороны»

Научно-технические разработки

УДК 614.8

И.В. Сосунов, к.т.н.

УЧЕТ ИНЖЕНЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ В ОБЛАСТИ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Приведены в общем виде инженерно-технические мероприятия гражданской обороны, принимаемые при проектных решениях, реализуемых при строительстве и направленных на защиту населения и территорий, снижение материального ущерба от последствий воздействия современных средств поражения и вторичных поражающих факторов при ведении боевых действий и диверсионных актах

И.В. Сосунов

Как известно, важнейшей задачей гражданской обороны является защита населения от поражающих факторов современных средств поражения, применяемых противником при ведении военных действий.

Готовность гражданской обороны к выполнению возложенных на нее задач, в конечном счете, определяется ее способностью выполнить, прежде всего, именно эту задачу, от решения которой зависит решение всех остальных.

Мероприятия по защите населения в условиях воздействия современных средств поражения должны осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:

— заблаговременность подготовки мероприятий ГО на всей территории страны;

— дифференцированный подход к определению характера, объема и сроков проведения этих мероприятий;

— комплексное проведение мероприятий ГО для обеспечения наиболее надежной защиты населения и его жизнедеятельности.

Основными способами защиты населения являются:

— укрытие в защитных сооружениях;

— рассредоточение рабочих, служащих и эвакуация населения;

— применение средств индивидуальной защиты и медицинских средств защиты.

Не менее важной задачей гражданской обороны является обеспечение сохранности объектов экономики в условиях военного времени.

При этом под сохранностью объектов экономики в военное время следует понимать их способность бесперебойно функционировать в условиях воздействия современных средств поражения, а также возможность восстановления этих объектов в случае повреждений.

Основными направлениями повышения сохранности объектов экономики являются:

— обеспечение защиты персонала и его жизнедеятельности в военное время;

— рациональное размещение производительных сил;

— подготовка объектов к работе в условиях военного времени;

— подготовка к выполнению работ по восстановлению объекта экономики в условиях военного времени;

— подготовка системы управления объектом для решения задач военного времени.

Как видно из приведенных теоретических положений все мероприятия, направленные на защиту населения и обеспечение сохранности объектов экономики в условиях войны, можно сгруппировать в две условные группы: организационные мероприятия и инженерно-технические мероприятия.

В общем виде под инженерно-техническими мероприятиями гражданской обороны понимается совокупность проектных решений, реализуемых при строительстве и направленных на защиту населения и территорий, снижение материального ущерба от последствий воздействия современных средств поражения и вторичных поражающих факторов при ведении боевых действий и диверсионных актах.

При этом оценка и учет инженерной безопасности зданий и сооружений при планировании и осуществлении инженерно-технических мероприятия гражданской обороны играет немаловажную роль.

В настоящее время объем и порядок разработки и проведения ИТМ ГО, в том числе оценка и учет инженерной безопасности зданий и сооружений, регламентируются нормами проектирования ИТМ ГО и другими нормативными документами по организации и ведению ГО. Требования этих документов направлены на последовательное укрепление инженерно-технических мероприятий по повышению готовности системы ГО к защите всех категорий населения и обеспечению сохранности объектов экономики в условиях войны.

Необходимо отметить, что важнейшим принципом осуществления инженерно-технических мероприятий гражданской обороны является их заблаговременная разработка и выполнение. Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны разрабатываются и проводятся применительно к зоне световой маскировки, зоне возможных разрушений, зоне возможного радиоактивного загрязнения, зоне возможного опасного радиоактивного загрязнения, зоне вероятного катастрофического затопления, а также с учетом групп городов и категорий объектов по гражданской обороне.

Учет и оценка инженерной безопасности зданий и сооружений осуществляется, главным образом, применительно к зонам возможных разрушений, возможного радиоактивного загрязнения и возможного катастрофического затопления, т.к. в этих зонах высока вероятность негативного воздействия на здания и сооружения поражающих факторов современных средств поражения, в т.ч. вторичных факторов, снижения их устойчивости и, следовательно, повышение вероятности поражения современными средствами поражения населения и производственного персонала объектов экономики.

Расположение проектируемого объекта (зданий, сооружений) относительно зон возможных разрушений, возможного опасного или сильного радио -активного заражения (загрязнения местности), возможного химического заражения, загородной зоны и зоны светомаскировки определяется в соответствии с положениями СНиП 2.01.51 — 90 (рис. 1).

Наиболее ярко необходимость оценки и учета инженерной безопасности зданий и сооружений при осуществлении ИТМ ГО прослеживается при эксплуатации защитных сооружений ГО (ЗСГО).

Известно, что инженерная безопасность защитных сооружений ГО оценивается способностью их строительных конструкций обеспечить требуемую степень защиты укрываемых, а также способностью инженерных систем обеспечить безопасное требование население в течение расчетного срока в ЗСГО.

Прочность убежища или ПРУ характеризуется защитными свойствами по ударной волне и должна быть такой, чтобы сооружение выдерживало определенное избыточное давление во фронте ударной волны ЛРфзащ.

Рис. 1. Расположение проектируемого ОАО «Евробытхим» относительно зон возможных разрушений

Требуемая прочность защитного сооружения ЛР определяется максимальным избыточным

ф.треб с

давлением, ожидаемым на объекте

лРф б = лРф .

ф.треб ф тах

Кроме того, ограждающие конструкции (стены, перекрытия) убежищ и ПРУ должны обеспечивать ослабление радиационного воздействия до допустимого уровня.

Заблаговременная разработка ИТМ ГО осуществляется на этапах обоснования инвестирования в строительство объекта экономики и его проектирования (ТЭО). С этой целью в составе материалов по обоснованию инвестиций в строительство и в составе проекта (ТЭО) предусмотрен раздел «Инженернотехнические мероприятия ГО. Мероприятия по предупреждению ЧС». В материалах указанного раздела приводятся проектные решения, реализующие ИТМ ГО, обеспечивающие защиту производственного персонала проектируемого объекта, населения, территорий, обеспечение его сохранности и снижение материального ущерба от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при диверсиях.

В настоящее время разработка ИТМ ГО в составе раздела «ИТМ ГОЧС» предусматривается в соответствии с требованиями СП 11-101 — 95 «Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснования инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений» и СНиП 11-01 — 95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений». Целесообразно отметить, что указанные документы отменены постановлением Госстроя России от 17.02.03 г. № 18, но до утверждения в установленном порядке федеральных СНиП, регламентирующих выполнение предпроек-

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

тных и проектных работ, рекомендованы письмом первого заместителя Председателя Госстроя России от 20.03.03 г. № СК-1692/3 к использованию.

Требования к составу ИТМ ГО определяются СНиП 2.01.51 — 90 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны».

Требования к исходным данным, составу, содержанию и экспертизе раздела «ИТМ ГОЧС» устанавливаются следующими документами:

СП 11-113 — 2002 «Порядок учета инженернотехнических мероприятий гражданской обороны и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций при составлении ходатайства о намерениях инвестирования в строительство и обосновании инвестиций в строительство предприятий, зданий, сооружений»;

СП 11-107 — 98 «Порядок разработки и состав раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» проектов строительства.

Принятые в 2002 г. «Методические рекомендации по составлению раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» проектов строительства предприятий, зданий и сооружений» (МДС 11 — 16.2002) существенно детализируют положения СП 11-113 — 2002, СП 11-107 — 98 и являются хорошим методическим подспорьем при проектировании ИТМ ГО.

Кроме того, субъекты Российской Федерации и организации на основе СП 11-113 — 2002, СП 11-107

— 98 могут разрабатывать территориальные и ведомственные методические рекомендации по составлению разделов «ИТМ ГОЧС» проектов строительства, которые должны утверждаться по согласованию с МЧС России и учитывать региональные особенности и специфику объектов.

В настоящее же время раздел «ИТМ ГОЧС», в котором в систематизированном виде приводятся предусмотренные проектом ИТМ ГО, оформляется отдельным томом (книгой), состоящим из текстовой и графической частей.

В текстовую часть большинства проектов строительства объектов включается следующая информация: обоснование отнесения объекта (организации) к категории по ГО;

определение границ зон возможной опасности, предусмотренных СНиП 2.01.51 — 90;

обоснование удаления проектируемого предприятия, здания или сооружения от организаций, отнесенных к категориям по ГО и территорий, отнесенных к группам по ГО;

данные об огнестойкости проектируемых зданий и сооружений;

обоснование прекращение или перемещения в другое место деятельности объекта в военное время;

обоснование численности НРС, дежурного и линейного персонала предприятий, обеспечивающих жизнедеятельность на территориях, отнесенных к группам по ГО, и объектов (организаций) особой

важности в военное время;

описание технических решений по объектовой системе оповещения ГО и системе управления ГО;

описание порядка безаварийной остановки технологических процессов и технических решений, обеспечивающих безаварийную остановку;

описание технических решений по повышению устойчивости работы источников водоснабжения и защите их от радиоактивных и отравляющих веществ;

описание технических решений по светомаскировке в соответствии с требованиями СНиП 2.01.53

— 84 «Световая маскировка населенных пунктов и объектов народного хозяйства».

Следует отметить, что технические решения, реализующие ИТМ ГО в проекте строительства, после их разработки подлежат обязательной государственной экспертизе в области ГО.

Экспертизу в указанной области разделов «ИТМ ГОЧС» проектов строительства осуществляют экспертные органы МЧС России:

Государственная экспертиза проектов МЧС России;

Экспертные комиссии или экспертные организации, созданные при РЦ МЧС России и органах управления по делам ГО и ЧС субъектов Российской Федерации.

С декабря 2002 г. в Российской Федерации осуществляется, во исполнение Федерального закона РФ от 27.12.2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании», широкомасштабная деятельность по организации правового регулирования отношений в области установления, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовому регулированию отношений в области оценки соответствия, которая получила название «техническое регулирование».

Техническое регулирование, в том числе и в области ИТМ ГО, осуществляется в соответствии со следующими принципами:

• применение единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

• соответствие технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;

• независимость органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;

• действие единой системы и правил аккредитации;

• единство правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;

• единство применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;

• недопустимость ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;

• недопустимость совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;

• недопустимость совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;

• недопустимость внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Законом «О техническом регулировании» предусмотрена разработка технических регламентов с целью:

защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Техническим регламентом, в соответствии с Федеральным законом №184-ФЗ, является документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

В Российской Федерации предусмотрены общие и специальные технические регламенты.

Обязательные требования к отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации определяются совокупностью требований общих технических регламентов и специальных технических регламентов.

Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Требованиями специального технического регламента учитываются технологические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Общие технические регламенты принимаются по вопросам: безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования; безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий; пожарной безопасности; биологической безопасности; электромагнитной совместимости; экологической безопасности; ядерной и радиационной безопасности.

Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки реализации и утилизации, в

отношении которых цели, определенные настоящим Федеральным законом для принятия технических регламентов, не обеспечиваются требованиями общих технических регламентов.

Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной общим техническим регламентом.

В настоящее время специалисты ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), по заданию МЧС России, осуществляют разработку общего технического регламента «Требования к инженерно-техническим мероприятиям гражданской обороны. Общие требования» и двух специальных технических регламентов «Требования к инженерно-техническим мероприятиям гражданской обороны для организаций» и «Требования к инженерно-техническим мероприятиям гражданской обороны для городских, сельских поселений и других муниципальных образований».

Структура проектов указанных технических регламентов соответствует «Рекомендациям по разработке технических регламентов» (Госстандарт России, 2003 г.), «Порядку и механизмам разработки технических регламентов в системе МЧС России» (МЧС России, 2004 г.).

Проект общего технического регламента «Требования к инженерно-техническим мероприятиям гражданской обороны. Общие положения» включает общие обязательные требования, направленные на обеспечение защиты населения, повышение сохранности объектов экономики России при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также снижение материального ущерба от опасностей, возникающих в особый период.

Проект специального технического регламента «Требования к инженерно-техническим мероприятиям гражданской обороны для организаций» включает общие обязательные требования, направленные на обеспечение защиты производственного персонала, повышение сохранности объектов экономики России при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также снижение материального ущерба от опасностей, возникающих в особый период.

Проект специального технического регламента «Требования к инженерно-техническим мероприятиям гражданской обороны для городских, сельских поселений и других муниципальных образований» включает общие обязательные требования, направленные на обеспечение защиты населения городов, сельских поселений и других муниципальных образований, повышение сохранности объектов жизнеобеспечения населения России при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также снижение материального ущерба от опасностей, возникающих в особый период.

Важно отметить, что после принятия указанных технических регламентов проектирование ИТМ ГО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

будет осуществляться только на основании их положений, а выполнение положений СНиП 2.01.51— 90, СП 11-113 — 2002, СП 11-107 — 98 будет носить только добровольный характер.

Подтверждение соответствия объектов и проектной документации, предусмотренной техническими регламентами, требованиям, предъявляемым к инженерно-техническим мероприятиям гражданской обороны на территории Российской Федерации, будет носить добровольный или обязательный характер.

Добровольное подтверждение соответствия предполагается осуществлять в форме добровольной сертификации.

Обязательное подтверждение соответствия будет осуществляться в формах: принятия декларации соответствия; обязательной сертификации.

Порядок применения форм обязательного подтверждения соответствия в области ИТМ ГО будет установлен специальными техническими регламентами в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании».

Деятельность по подтверждению соответствия объектов требованиям к ИТМ ГО на территории Российской Федерации предполагается осуществлять через систему сертификации в области ИТМ ГО.

Порядок организации и проведения сертификации в области ИТМ ГО, включая аккредитацию органов по сертификации определяется МЧС России по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации в соответствии с действующим законодательством.

Сертификация в системе сертификации будет направлена на достижение целей, определенных Федеральным законом «О техническом регулировании» в части подтверждения соответствия продукции (услуг) установленным требованиям к ИТМ ГО.

Нормативную правовую базу подтверждения соответствия требованиям к ИТМ ГО при обязательной сертификации в системе сертификации составляют законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и национальные стандарты, принятые в Российской Федерации, специальные технические регламенты.

Нормативную правовую базу подтверждения соответствия требованиям к ИТМ ГО при добровольной сертификации в системе составляют стандарты различных категорий, технические условия и другая техническая документация на продукцию, представляемая заявителем.

Сертификация в области ИТМ ГО после принятия технических регламентов будет осуществляется органами по сертификации и испытательными лабораториями, аккредитованными в системе сертификации.

Проведение сертификации на всей территории Российской Федерации в системе сертификации обеспечивается функционированием системы органов по сертификации и испытательных лабораторий, аккредитованных в установленном порядке по всей номенклатуре продукции, подлежащей обязательной сертификации в соответствии с зако-

нодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Основной принцип формирования системы — равномерное распределение органов по сертификации и испытательных лабораторий по территории Российской Федерации с учетом экономического обоснования и их потенциальной загрузки.

Органы по сертификации и испытательные лаборатории, аккредитованные в установленном порядке для проведения обязательной сертификации, вправе осуществлять добровольную сертификацию в пределах их области аккредитации в соответствии со статьей 21 Федерального закона «О техническом регулировании».

Система является открытой для участия в ней других федеральных органов исполнительной власти, различных организаций (независимо от организационно-правовых форм и форм собственности), признающих и выполняющих ее правила.

Объективность и достоверность сертификации в системе обеспечивается независимостью и компетентностью органов по сертификации, испытательных лабораторий и экспертов, подтверждаемыми аккредитацией органов по сертификации и испытательных лабораторий, а также аттестацией экспертов в установленном порядке.

Полномочия органов государственного контроля (надзора) в области ИТМ ГО определяются в соответствии с требованиями, изложенными в ст. 34 Федерального закона «О техническом регулировании».

Для подготовки к выполнению требований технических регламентов в области ИТМ ГО и разработки национальных стандартов, гармонизированных с техническими регламентами и обеспечивающих их применение, предусмотрен переходный период, продолжительность которого определена временем от момента официального опубликования технических регламентов, до момента вступления его в силу.

В течение этого периода разработка и выполнение инженерно-технических мероприятий гражданской обороны может осуществляться в соответствие с действующими на момент принятия технических регламентов нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти.

Срок вступления в силу технических регламентов

— шесть месяцев со дня их официального опубликования.

Таким образом, в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», техническое регулирование в области ИТМ ГО, в том числе оценка и учет инженерной безопасности зданий и сооружений, после вступления в силу соответствующих технических регламентов будет осуществляться на совершенно новых принципах, что является залогом того, что в условиях войны будет обеспечен требуемый уровень защиты населения, производственного персонала объектов экономики и обеспечение их устойчивого функционирования при применении противником современных средств поражения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.