Научная статья на тему 'Федеральный центр науки и высоких технологий и реформирование системы технического регулирования в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций: задачи решенные и перспективные'

Федеральный центр науки и высоких технологий и реформирование системы технического регулирования в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций: задачи решенные и перспективные Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
154
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
технические регламенты / ГОСТы / сертификация продукции и услуг / Technical Regulations / GOST / certification of products and services

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Качанов Сергей Алексеевич, Сосунов Игорь Владимирович

Изложены методы технического регулированияв области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, проблемы обеспечения требований технических регламентов и сертификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Качанов Сергей Алексеевич, Сосунов Игорь Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with methods of technical regulation in the field of civil defense and protection against emergencies, problems of compliance with regulatory and certification requirements.

Текст научной работы на тему «Федеральный центр науки и высоких технологий и реформирование системы технического регулирования в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций: задачи решенные и перспективные»

УДК 002.065

Федеральный центр науки и высоких технологии и реформирование системы технического регулирования в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций: задачи решенные и перспективные

© Технологии гражданской безопасности, 2009

С.А. Качанов И.В. Сосунов

Аннотация

Изложены методы технического регулированияв области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, проблемы обеспечения требований технических регламентов и сертификации.

Ключевые слова: технические регламенты, ГОСТы, сертификация продукции и услуг.

Federal Center of Science and High Technologies and Reform of the System of Technical Regulation in Civil Defense and Protection against Emergencies: Problems Solved and Outstanding

© Civil Security Technology, 2009

S. Kachanov I. Sosunov

Abstract

The article deals with methods of technical regulation in the field of civil defense and protection against emergencies, problems of compliance with regulatory and certification requirements.

Key words: technical regulations, GOST, certification of products and services.

Необходимость реформирования системы технического регулирования в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций обусловлена тем, что в настоящее время требования, предъявляемые к продукции в данной области, а также к связанным с ней процессам, содержатся в широком перечне нормативных правовых и нормативных актов, включая приказы федеральных органов исполнительной власти, строительные нормы и правила, государственные стандарты, своды правил, ведомственные строительные нормы и др. Характерной особенностью указанных документов является их насыщенность правовыми нормами, то есть требованиями не к объектам технического регулирования (продукции), а к субъектам хозяйственной деятельности. Кроме того, положения целого ряда указанных нормативных документов устарели, не соответствуют современным взглядам и противоречат друг другу.

В обобщенном виде техническое регулирование в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций представляет собой:

1) установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций требований, предъявляемых к продукции или к связанным с ней процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации в целях обеспечения гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;

2) правовое регулирование отношений в области применения и использования требований, предъявляемых к продукции в целях обеспечения гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;

3) правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Реформирование системы технического регулирования в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций направлено на установление исчерпывающего перечня актов, являющихся обязательными для исполнения при выполнении мероприятий гражданской обороны и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, и содержащих законодательно закрепленные требования к продукции, обеспечивающие гражданскую оборону и защиту от чрезвычайных ситуаций, для последующего их учета при разработке сводов правил, национальных стандартов и иных документов в этой области.

Безусловно, ядром реформируемой системы технического регулирования являются технические регламенты «Общие требования к продукции, обеспечивающие гражданскую оборону» и «Общие требования к продукции, обеспечивающие защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», проекты которых разработаны ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) в соответствии с Программой разработки технических регламентов, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6.11.2004 г. № 1421-р (в редакции распоряжения Правительства РФ от 28.12.2007 г. № 1930-р).

Проект технического регламента «Общие требования к продукции, обеспечивающие гражданскую оборону» определяет основные положения технического регулирования в области гражданской обороны и устанавливает общие требования, предъявляемые к объектам технического регулирования (продукции) в целях обеспечения гражданской обороны.

В сферу действия технического регламента включены следующие группы объектов технического регулирования (ОТР):

1) объекты гражданской обороны, под которыми понимаются убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и специальной обработки техники, а также иные здания, строения и сооружения, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне;

2) объекты защиты, под которыми понимаются объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов), опасные производственные объекты и гидротехнические сооружения, определяемые в соответствии с законодательством РФ, системы газоснабжения, водоснабжения и электроснабжения, автомобильные дороги и железнодорожные пути общего пользования, метрополитены, объекты морского, речного и воздушного транспорта, здания, строения и сооружения, расположенные на территориях, отнесенных в порядке, определенном законодательством РФ, к группам по гражданской обороне, или на территориях организаций, отнесенных в порядке, определенном законодательством РФ, к категориям по гражданской обороне;

3) технические средства гражданской обороны, под которыми понимаются технические средства управления гражданской обороны, технические средства оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, технические средства световой и иных видов маскировки.

Согласованный с министерствами и ведомствами проект регламента будет рассмотрен в декабре 2009 г. на заседании Правительства Российской Федерации и внесен в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации.

Считаем целесообразным отметить, что благодаря усилиям МЧС России Межведомственной комиссией 12 августа 2009 г. принято решение о снятии грифа «секретно» со СНиП 2.01.51-90 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны». В связи с указанным, в проект технического регламента в ближайшее время будут внесены некоторые уточнения.

Проект технического регламента «Общие требования к продукции, обеспечивающие защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определяет основные положения технического регулирования в области защиты населения

и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и устанавливает соответствующие в данной области требования к продукции.

В сферу действия данного технического регламента включены следующие группы ОТР:

1) здания, строения, сооружения, машины, оборудование и технические средства, используемые на потенциально опасных объектах;

2) технические средства, обеспечивающие защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, включающие:

а) технические средства оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях;

б) средства индивидуальной защиты, используемые для защиты спасателей и населения в особых условиях радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения;

в) технические средства радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля;

г) аварийно-спасательные средства;

д) технические средства мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

В настоящее время, согласованный с министерствами и ведомствами проект технического регламента направлен для рассмотрения в Правительство Российской Федерации и последующего внесения в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации.

Положения разработанных проектов технических регламентов регулируют отношения, возникающие при:

1) применении и исполнении обязательных требований, предъявляемых к продукции или к связанным с ними процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, обеспечивающих гражданскую оборону и защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

2) разработке, принятии, применении и исполнении нормативных документов, содержащих требования к продукции или к связанным с ними процессам, направленные на обеспечение гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

3) разработке технической документации на продукцию, к которой предъявляются требования, обеспечивающие гражданскую оборону и защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Проектами технически регламентов предусмотрены следующие формы оценки соответствия ОТР требованиям, установленным техническими регламентами, нормативными документами в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

1) независимая оценка рисков в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (аудит в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций);

2) государственный надзор в области гражданской

обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

3) исследования (испытания);

4) подтверждение соответствия продукции;

5) приемка и ввод в эксплуатацию продукции;

6) производственный контроль;

7) государственная экспертиза проектов документов территориального планирования и проектной документации.

Принятие технических регламентов «Общие требования к продукции, обеспечивающие гражданскую оборону» и «Общие требования к продукции, обеспечивающие защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» позволит:

1) повысить уровень защищенности населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также в чрезвычайных ситуациях;

2) повысить эффективность правовых норм, направленных на защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц;

3) упростить оценку соответствия продукции требованиям, обеспечивающим гражданскую оборону и защиту от чрезвычайных ситуаций за счет устранения (снижения) административных барьеров со стороны надзорных органов;

4) повысить эффективность и ответственность органов госнадзора в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;

5) создать законодательную базу, гармонизированную с международным законодательством и обеспечивающую необходимый уровень защиты населения и территорий Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также в чрезвычайных ситуациях.

Безусловно, разработкой и принятием проектов рассматриваемых в настоящей статье технических регламентов реформа технического регулирования в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций не заканчивается, а только начинается. Поэтому, ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) уделяется значительное внимание решению тех задач, которые возлагаются на институт в условиях осуществляемых реформ.

Следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» в РФ предусмотрено добровольное или обязательное подтверждение соответствия продукции и связанных с ней процессов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил и условиям договоров. Проектами технических регламентов «Общие требования к продукции, обеспечивающие гражданскую оборону» и «Общие требования к продукции, обеспечивающие защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено создание системы обязательной сертификации следующих видов продукции:

1) защитные сооружения гражданской обороны;

2) аварийно-спасательные средства;

3) средства индивидуальной защиты;

4) технические средства управления гражданской обороны, оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, а также об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

5) технических средств радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля;

6) технические средства световой и иных видов маскировки;

7) технические средства мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

Следовательно, одной из важнейших задач ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) на 2010— 2011 годы является создание нормативной, методической и лабораторной базы для обеспечения обязательной сертификации продукции в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Мероприятиями, направленными на решение указанной задачи являются:

1. Разработка в 2010 г. проектов следующих Постановлений Правительства РФ:

а) «Об утверждении Правил оценки соответствия продукции установленным требованиям в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера путем независимой оценки рисков»;

б) «Об утверждении Правил оценки соответствия продукции установленным требованиям в области гражданской обороны путем аудита в области гражданской обороны»;

в) «Об органе по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия продукции требованиям, обеспечивающим защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

г) «Об органе по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия продукции требованиям, обеспечивающим гражданскую оборону»;

д) «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1013 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации», учитывающего включение в перечень обязательно сертифицируемой продукции объекты технического регулирования, указанные в разрабатываемых технических регламентах;

е) постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил проведения расчетов риска чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

ж) распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении Перечней национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необ-

ходимых для применения и исполнения Федеральных законов «Технический регламент «Общие требования к продукции, обеспечивающие защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Технический регламент «Общие требования к продукции, обеспечивающие гражданскую оборону» и осуществления оценки соответствия.

2. Подготовка проектов следующих приказов МЧС России:

а) «Об утверждении Положения о Системе сертификации в области гражданской обороны в Российской Федерации и Порядка проведения сертификации продукции в области гражданской обороны Российской Федерации»;

б) «Об утверждении Положения о Системе сертификации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации и Порядка проведения сертификации продукции в области защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

3. Создание на базе ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) Сертификационного центра и испытательных лабораторий, предусмотренных Программой развития ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) на 2009-2015 годы.

Указанный Сертификационный центр создается для выполнения работ по подтверждению соответствия продукции требованиям, установленным нормативными правовыми актами и нормативными документами РФ в области гражданской обороны, а также в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Сертификационный центр предназначен для: проведения сертификации технических средств на их соответствие требованиям в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; проведения исследований (испытаний) и измерений продукции в целях подтверждения ее соответствия установленным требованиям; разработки нормативно-методических документов по проведению сертификации; разработки предложений по созданию новых и модернизации имеющихся технологий и технических средств; подготовки специалистов по проведению испытаний, аккредитации сертификационных, испытательных и иных лабораторий в субъектах Российской Федерации.

В состав сертификационного центра предусмотрено включение:

1) органа по сертификации продукции, обеспечивающей гражданскую оборону и защиту от чрезвычайных ситуаций;

2) испытательных лабораторий в составе: лаборатории средств связи, оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях; лаборатории средств индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля; лаборатории защитных сооружений гражданской обороны; лаборатории аварийно-спасательных средств и инженерного обеспечения аварийно-спасательных работ; лаборатории средств мониторинга и прогнозирования

чрезвычайных ситуаций.

4. Разработка сводов правил и национальных стандартов в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Деятельность по разработке сводов правил и национальных стандартов хотелось бы осветить более подробно. Дело в том, что в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», обязательные для исполнения и применения требования к продукции, обеспечивающие гражданскую оборону и защиту от чрезвычайных ситуаций, могут содержаться только в Федеральных законах, Указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации, в т.ч. в технических регламентах, принятых в форме указанных актов. Более того, с момента вступления в силу технических регламентов «Общие требования к продукции, обеспечивающие гражданскую оборону» и «Общие требования к продукции, обеспечивающие защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» все действующие на данный момент, но уже имеющие только рекомендательный характер нормативные технические документы (СНиПы, ГОСТы и др.) отменяются. При этом всем понятно, что в техническом регламенте невозможно отразить все нюансы проектирования, строительства (производства) и эксплуатации тех же объектов гражданской защиты, объектов защиты, потенциально опасных объектов, технических средства гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. Решение данной проблемы содержится в Федеральном законе «О техническом регулировании» и заключается в том, что до вступления в силу соответствующих технических регламентов предусмотрена разработка сводов правил и национальных стандартов, содержащих порядок и правила реализации требований технических регламентов. Исполнение же положений указанных документов будет являться доказательной базой того, что проектировщик, производитель или владелец объектов технического регулирования (продукции) выполнил требования технических регламентов. При этом положение дел таково, что в области гражданской обороны существует только два ГОСТа, содержащих основные положения, а также термины и определения гражданской обороны. В области же защиты от чрезвычайных ситуаций ГОСТов более 50, но они в большинстве своем содержат тоже термины и определения, да еще и устаревшие. Следовательно, перечисленные ГОСТы не могут являться даже основой для разработки национальных стандартов. Таким образом, сложилась ситуация, при которой технические регламенты могут быть приняты до конца 2010 г., а своды правил и национальные стандарты, необходимые для выполнения технических регламентов, отсутствуют. Что даль-

ше? Ситуация, при которой верхи (государство) требует выполнения технических регламентов, а низы (проектировщики, производители, эксплуатирующие звенья) хотят, но не могут этого сделать? Полное прекращение строительства объектов гражданской защиты и производства технических средств гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций?

Безусловно, допустить такой ситуации нельзя и, поэтому, руководством МЧС России и ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) на 2010 г. запланирована разработка первоочередных документов по стандартизации, которые включают:

а) 10 сводов правил и 41 национального стандарта в области гражданской обороны;

б) 5 сводов правил и 40 национальных стандарта в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Специалисты в области стандартизации, прочитав указанное выше количество предполагаемых к разработке сводов правил и национальных стандартов, наверняка скажут, что это нереально для одной организации, даже такой как ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). Однако, именно в решении таких стратегических задач и проверяется эффективность различного рода коопераций и объединений, в частности эффективность «Федерального центра науки и высоких технологий». В связи с указанным, в 2010 г. предполагается привлечение всех ведущих организаций нашей кооперации к столь важной и масштабной работе, от результатов которой зависит безопасность граждан России от опасностей как мирного, так и военного времени.

Таким образом, осуществляемое в РФ реформирование системы технического регулирования в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций имеет важное значение для повышения защищенности нашей страны от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. При этом, хотелось бы еще раз акцентировать внимание организаций, входящих в кооперацию «Федеральный центр науки и высоких технологий», на необходимость слаженной скоординированной и целенаправленной совместной деятельности по разработке новых сводов правил и национальных стандартов, от результатов которой будет зависеть жизнеспособность и эффективность создаваемой межотраслевой системы технического регулирования в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Сведения об авторах:

Качанов Сергей Алексеевич: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), заместитель

начальника института по научной работе Сосунов Игорь Владимирович: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), главный

научный сотрудник

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.