Хаустова Нона Александровна
кандидат философских наук, доцент E-mail: [email protected]
Концепция суверенной демократии в современных политических условиях
В статье раскрывается сущность концепции суверенной демократии, находящей отражение в реализации внутренней политике нашей страны в условиях модернизации российского общества, подчеркивается мысль об актуализации данной концепции в связи с изменившимся в последнее время порядком международных отношений.
Ключевые слова: суверенная демократия, суверенитет, демократия, «управляемая демократия», российская нация, модернизация российского общества, международные отношения.
Ph.d. Associate Professor, Nona Haustova
E-mail: [email protected]
The concept of sovereign democracy in today’s political environment
In article the essence of the concept of the sovereign democracy finding reflection in realization to internal policy of our country in the conditions of modernization of the Russian society reveals, the thought on actualization of the given concept in connection with the order which has changed recently of the international relations is underlined.
Keywords: sovereign democracy, the sovereignty, democracy, «operated democracy», the Russian nation, modernization of the Russian society, the international relations.
Впервые в России понятие суверенной демократии ввел в широкий оборот в 2005-2006 годах заместитель руководителя Администрации президента Российской Федерации В.Ю. Сурков. Ранее данный термин был использован го-миньдановским правительством Тайваня для характеристики существующей на острове политической системы. В том случае под суверенной демократией понимались суверенитет и независимость Тайваня от китайского правительства, а также демократический характер устройства политической власти на острове.
Под суверенной демократией В.Ю.Сурков подразумевал образ политической жизни общества, при котором власти, их органы и действия выбираются, формируются и направляются исключительно российской нацией во всем ее многообразии и целостности ради достижения материального благосостояния, свободы и справедливости всеми гражданами, социальными группами и народами, ее образующими.
В последние годы в отечественном политическом пространстве состоялась масштабная дискуссия по поводу определения «суверенная демократия» с участием не только ученых, но и политической элиты. В настоящее время под суверенной демократией понимают и политическую концепцию, основанную на стремлении к одновременной и согласованной реализации двух ценностей - демократии и суверенитета во внутренней и внешней политике, и политическую систему, обладающей в современном мире двумя качествами одновременно - демократической политической организацией и реальным суверенитетом.
Считается, что суверенная демократия — это не какая-то особая форма демократии, это — обычная демократия, существующая в суверенном государстве. Понимание суверенной демократии проистекает из теории народного суверенитета французского просветителя Ж.-Ж.Руссо, который отождествлял суверенитет с народной волей.
Мониторинг правоприменения
Исходя из этого, ученый утверждал, что народный суверенитет един и неделим, поскольку волю нельзя передать в виду ее неотчуждаемости.
Учитывая тот факт, что в современном мире любому независимому государству становится сложнее удержать свой суверенитет по причине того, что ведущие участники международного политического процесса все активнее пытаются вмешаться в дела отдельных государств; концепция суверенной демократии подчеркивает достоинство и могущество российской нации и обозначает четкую позицию России в мировом пространстве. Опыт постсоветского пространства показал, что ряд государств Восточной Европы реально утратили или утрачивают свой суверенитет и экономическую независимость, становясь послушным инструментом в руках основных игроков международной арены. В соответствии с этим суверенная демократия противопоставляется так называемой «управляемой демократии», так как во внешней политике, согласно концепции, не допускается монополия какого-либо одного государства на определение и навязывание всему миру собственного представления о демократии.
Считается, что концепция суверенной демократии нашла свое отражение в политике нашего государства, которая провозглашает курс на такие составляющие, как экономический рост, постепенное преодоление бедности, создание условий для развития среднего класса, повышение эффективности судебной системы, стимулирование формирования крупных общенациональных политических партий, развитие институтов местного самоуправления, политику национального единства, ограничение иностранного влияния на политическую систему и развитие институтов гражданского общества.
Думается, что в условиях проводящейся модернизации российского общества следует обратить внимание на несколько основных моментов, необходимых для реализации данной концепции.
Первое. Обеспечить формирование новой российской элиты, которая бы поддерживала курс на модернизацию общества, укрепление национальной безопасности государства, развитие демократии и упрочение суверенитета нашей страны.
Второе. Добиться создания в стране реальной политической конкуренции как одного из основных атрибутов демократии. Известно, что политическая конкуренция является одним
из факторов стабильности любой политической системы. Более того, модернизация общества невозможна не только без политической конкуренции, но также без реальных выборов, независимого суда, свободы СМИ, разделения властей и других механизмов демократии. В данном случае, здесь встает вопрос о развитии и поддержке таких политических организаций, которые бы обеспечили населению реальные условия для участия в принятии и реализации политических решений через современную избирательную систему, конкуренцию политических партий и независимые средства массовой информации.
Третье. Формирование такого гражданского общества, которое бы в полной мере осуществляло контроль над властью. Это рассматривается как одна из предпосылок устойчивой демократии. Поэтому необходимо создание системы общественных организаций, политических партий и движений, корпораций, ассоциаций, местных общин и различных видов союзов, словом, всего того, что является институтами гражданского общества.
Одним из важнейших показателей неразвитого гражданского общества является уровень коррупции. В настоящий момент руководство страны делает значительные усилия для противодействия коррупции. Однако и гражданское общество должно приложить усилия в этом направлении. Стоит отметить, что его роль состоит в формировании у граждан «антикоррупционного» сознания и правовой культуры, соответствующей цивилизованным требованиям.
Не менее важным является тот факт, что и правящая элита, в свою очередь, должна осознавать необходимость конкурентного отбора на государственные должности, формирования компетентной и честной бюрократии, способной эффективно осуществлять функции государственного управления.
По мнению многих политологов, ранее, в посткоммунистической России, чрезмерно идеализировалась западная модель развития общества. Модернизация современной России более не предполагает ее превращение в Запад ввиду создавшегося сегодня нового порядка международных отношений.
Распад СССР и социально-экономический и политический кризис в России привели к образованию на постсоветском пространстве зоны нестабильности. Страны СНГ стали объектом геополитической игры между США, ЕС, Китаем, государствами исламского мира, с од-
Концепция суверенной демократии в современных политических условиях
ной стороны, и Россией, с другой. Кроме того, конкуренция национальных экономических систем за сырьевые ресурсы и рынки, рост военного потенциала ряда стран, международный терроризм, экспансия США, недавнее осуществление «цветных революций» на Ближнем Востоке и в Северной Африке создают новые угро-
зы по отношению к российскому суверенитету. В этих условиях концепция суверенной демократии представляется актуальной ввиду того, что базируется на отстаивании собственно российских интересов и предусматривает постепенное развитие демократических институтов во внутренней политике страны.