Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ'

КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / CONCEPT OF STRATEGIC DEVELOPMENT / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / STATE POLICY / РЕКРЕАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / RECREATIONAL ECONOMY / КУРОРТНЫЙ РЕГИОН / RESORT REGION / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС / TOURIST AND RECREATIONAL COMPLEX / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / STATE REGULATION / ИНТЕРЕСЫ УЧАСТНИКОВ РЫНКА РЕКРЕАЦИОННЫХ УСЛУГ / INTERESTS OF PARTICIPANTS IN THE MARKET OF RECREATIONAL SERVICES / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Берлин С.И., Константиниди Х.А.

Проанализированы методологические подходы к разработке Концепции стратегического развития туристско-рекреационного комплекса Краснодарского края как основа эффективной государственной политики в этой сфере. Определены сущность, структура и критерии оценки эффективности, а также мотивы потребности и финансовые факторы в рамках государственной политики с учетом активности бизнеса в рекреационной экономике.This article deals with the methodological approaches to the development of the strategic development concept of the tourist and recreational complex of the Krasnodar Territory as a basis for effective state policy. The essence, structure and criteria of an estimation of efficiency, and also motives of requirement and financial factors within the limits of the state policy with the account of activity of business in a recreational economy are defined here.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Берлин С.И., Константиниди Х.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ»

С. И. Берлин

профессор, д.э.н., заместитель директора по научной работе

Краснодарского филиала Финансового университета при Правительстве РФ, председатель Общественного совета при министерстве курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края

S.I. Berlin

doctor of economic sciences, professor, deputy director for scientific work of the Krasnodar branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation, chairman of the Public Council of the Ministry of Resorts, Tourism and Olympic Heritage of the Krasnodar Territory;

Х.А. Константиниди

доцент, заведующий кафедрой Менеджмента и маркетинга, к.э.н., Краснодарский филиал Финансового университета

при Правительстве РФ H.A. COnstantinidi

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the Management and Marketing Department of the Krasnodar Branch of the Federal State Educational Establishment of the Financial University under the Government of

the Russian Federation

КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация. Проанализированы методологические подходы к разработке Концепции стратегического развития туристско-рекреационного комплекса Краснодарского края как основа эффективной государственной политики в этой сфере. Определены сущность, структура и критерии оценки эффективности, а также мотивы потребности и финансовые факторы в рамках государственной политики с учетом активности бизнеса в рекреационной экономике. Annotation. This article deals with the methodological approaches to the development of the strategic development concept of the tourist and recreational complex of the Krasnodar Territory as a basis for effective state policy. The essence, structure and criteria of an estimation of efficiency, and also motives of requirement and financial factors within the limits of the state policy with the account of activity of business in a recreational economy are defined here.

Ключевые слова: концепция стратегического развития, государственная политика, рекреационная экономика, курортный регион, туристско-рекреационный комплекс, государственное регулирование, интересы участников рынка рекреационных услуг, эффективность

Keywords: concept of strategic development, state policy, recreational economy, resort region, tourist and recreational complex, state regulation, interests of participants in the market of recreational services, efficiency

Реформирование и модернизация экономического механизма современной России, его адаптация к неблагоприятным внешним экономическим условиям, обусловленных ужесточением международных финансово-экономических санкций, в том числе и применительно к туристско-рекреационному комплексу Краснодарского края (ТРК КК), ставит вопрос о новом научном осмыслении сложившихся реалий и обосновании организаци-

онно-управленческих мер воздействия с целью его стратегического развития. Именно здесь, на наш взгляд, наиболее ярко проявляется двойственные противоречия современной ситуации: с одной стороны, санкции приводят к сокращению инвестиций, внедрения инноваций международного уровня, зарубежного кредитования и препятствуют полномасштабной интеграции ТРК КК в мировой и европейский рынки туристско-рекреационных услуг (ТРУ), с другой стороны - налицо благоприятная рыночная конъюнктура и существенное увеличение внутреннего турпотока. С одной стороны - сокращение платежеспособного спроса и падение уровня жизни ведут к тому, что многие виды ТРУ становятся недоступными для значительного числа потенциальных потребителей, с другой стороны -рекреационные услуги приносят трудно измеримый, но очевидный социальный эффект, являясь составной частью процесса воспроизводства рабочей силы. Экономико-правовые границы функционирования и развития ТРК КК, по нашему мнению, определяются государственной политикой в вопросах государственного регулирования рекреационной экономики, ее сопряженностью с финансов-экономической и социальной составляющими государственной политики.

В зарубежной экономической науке принято выделять следующие субъекты, взаимодействующие в экономической системе государства: домашние хозяйства (households), фирмы (firms), правительства (governments). Иначе говоря, это население, предприятия и государство. Характер их взаимодействия определяется, в первую очередь, механизмом функционирования экономики который определяет и контролирует государственная политика Это может быть административно-командный, рыночный или смешанный механизм. На практике, в большинстве развитых стран, в том числе и в России, имеет место смешанный механизм функционирования экономики, то есть рыночные отношения сочетаются в той или иной степени с вмешательством государства в экономические процессы. Исходя из заявленных постулатов, можем констатировать, что население, хозяйствующие субъекты и государство являются основными субъектами рынка ТРУ, формирующего территорию функционирования, поэлементный состав и функционал ТРК регионов, взаимодействуют друг с другом посредством смешанного управленческого механизма. Мы считаем, что субъектами рынка ТРУ со стороны предложения являются все хозяйствующие субъекты различных отраслей, тем или иным образом вносящие свой вклад в процессы предоставления и обеспечения этих услуг. Следует отметить, что точная оценка этого вклада затруднена. Так, по данным французских исследователей, доля таких услуг составляет в городах 75,5%, в сельских и приравненных к ним населенных пунктах - 16,6% [1].

Анализируя действие рыночного механизма в чистом виде, многие исследователи рассматривают государство лишь как потребителя ТРУ, осуществляющего трансферты в пользу определенных слоев населения (проведение социальной и финансовой политики). Однако, на практике роль государства в условиях смешанного механизма функционирования экономики на рынке ТРУ и при формировании ТРК более значительна. Как отмечается в экономической литературе, экономическая деятельность государства в рыночном хозяйстве имеет принципиальное отличие от других субъектов в том, что государство и его органы обладают преимущественным правом в отношении своих партнеров принуждения в рамках и на основе законов, не имеющегося у остальных участников рыночного обмена. Законные права субъектов рынка регулируются государством [2]. Используя категории системного подхода,

государство можно рассматривать как управляющую подсистему, а ТРК - как управляемую подсистему в территориальных социально-экономических системах «регион», «муниципальное образование», «поселение».

В контексте вышеизложенного, мы рассматриваем государственную политику в туристско-рекреационной сфере как один из факторов, определяющих ее стратегическое поступательное развитие в России на современном этапе. Согласно рекомендациям Всемирной туристской организации, государственная политика в сфере рекреации должна включать ряд элементов, к которым относятся: организационные структуры (государственные учреждения и ассоциации); законодательные акты и положения в сфере рекреации, а также стандарты, правила и нормы стандартизации и лицензирования; программы профессионального образования и соответствующие учебные учреждения в этой сфере; наличие механизмов привлечения инвестиций в сферу рекреационных услуг, направленных на развитие объектов и инфраструктуры; маркетинговая политика и программы продвижения туристско-рекреационных услуг на рынке (в том числе международном) [3].

По нашему мнению, на современном этапе реформирования и модернизации, государственная политика с целью стратегического развития ТРК в России не получила должной динамики развития. Однако, прямое и косвенное воздействие государства на ТРК регионов несомненно, и проявляется, прежде всего - в формировании нормативно-правовой базы и определения параметров и ресурсов для их стратегического поступательного развития. Основным таким документом должна стать разработанная на региональном уровне Концепция развития ТРК на стратегическую перспективу на срок 10-15 лет. Проанализируем основные подходы, положенные в основу разработки Концепции развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края до 2030 года.

Исходя из постулатов системного подхода, детерминированного в основу Концепции, соответствующие услуги, предоставляемые потребителям ТРУ в Краснодарском крае рассматривается как: источник доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и Краснодарского края; средство повышения занятости и качества жизни населения Краснодарского края; основа для развития смежных отраслей в регионе; инструмент просвещения и формирования нравственной платформы развития гражданского общества; инструмент оздоровления населения; инструмент интенсификации процесса воспроизводства рабочей силы.

Основными задачами Концепции являются: развитие внутреннего и въездного туризма в Краснодарском крае; выявление новых направлений и ориентиров стратегического развития ТРК КК; повышение качества, безопасности, доступности, а также конкурентоспособности услуг ТРК КК; создание основ для проведения модернизации материально-технической базы санаторно-курортных, гостиничных и туристских организаций в Краснодарском крае; привлечение бюджетных и частных инвестиций в отрасль; развитие государственно-частного партнерства; обеспечение условий для инновационного развития; диверсификация и кооперация.

В Концепции мы считаем обязательным: проанализировать современное состояние развития; выявить проблемные вопросы, сдерживающие эффективное развитие; выделить конкурентные преимущества и конкурентные недостатки; определить тенденции стратегического развития и точки роста; сформулировать стратегические цели, приоритеты и перспективы развития.

Важной составной частью государственной политики является государственное регулирование цен и тарифов на социально значимые ТРУ, потребляемые определенными законодательством РФ индивидами и используемые ту-ристско-рекреационными осуществляют федеральные и региональные органы государственной власти, государственные внебюджетные фонды и общественные организации (социально незащищенные потребители ТРУ). Следует отметить, что государственное регулирование ТРУ является важной предпосылкой эффективного функционирования отрасли. При этом особо следует отметить такую особенность рекреационной сферы, как наличие значительных «выгод перелива», заключающихся в том, что рекреационная деятельность приносит пользу не только индивиду, приобретающему рекреационные услуги, но и обществу в целом, поскольку является вкладом в процесс воспроизводства рабочей силы.

Кроме того, стратегическое развитие ТРК обусловлено необходимостью достижения адекватного уровня развития человеческого потенциала, в противном случае государство не будет иметь социальной базы преобразований. Среди главных факторов, влияющих на этот процесс можно выделить следующие:

- с ростом уровня доходов населения все большая доля потребительских расходов приходится на услуги, связанные с развитием человека, где турист-ско-рекреационные занимают лидирующее положение;

- с углублением разделения труда и повышением его производительности меняется соотношение рабочего и свободного времени. Досуговая деятельность должна обеспечиваться соответствующим предложением со стороны ТРК;

- социально-демографические факторы, в частности, физическое старение населения страны, рост степени ограничения трудоспособности части членов общества способствуют усилению дифференциации ТРУ, способствующей их доступности для населения разных возрастов и уровня здоровья. С другой стороны, массовое включение населения в интенсивное потребление ТРУ увеличивает продолжительность жизни, улучшает состояние здоровья, снижает потребность в затратах на медицинские услуги.

ТРК КК представляет собой совокупность специализированных санаторно-курортных и туристских организаций, гостиниц, специализированных и индивидуальных средств размещения, туристских и экскурсионных фирм, объектов инфраструктуры, объектов туристского показа. Основные удельные показатели ТРК КК

в социально-экономическом механизме Краснодарского края в 2015 году следующие (рис. 1): выпуск (счет производства) - 4,86%; валовая добавленная стоимость - 5,44%; инвестиции в основной капитал - 6,05%, (при этом доля в накопленных инвестициях за период 2011-2015 годы - 17,6%); численность занятых - 7,73%.

ТРК играет одну из ключевых ролей в экономике региона, обеспечивая ему лидирующие позиции на российском туристическом рынке в качестве важного приморского бальнеологического и курортно-рекреационного центра. В 2016 году туристский поток на курорты края составил 15,8 млн. чел. (рост к 2015 году превысил 6,0%).

За 16 лет (2000-2016 годы) количество отдыхающих в Краснодарском крае увеличилось в 3,29 раза, при этом только за 2014-2016 годы турпоток вырос на 32,7% (на 3,9 млн чел). Наблюдается значительный рост потока в орга-

низованном секторе (+86,3% за 2011-2016 годы). Так, в 2016 году услуги по бальнеотерапии и грязелечению в Краснодарском крае оказывали 188 санаторно-курортных организаций, в которых открыты 143 бальнеологических отделения, 134 грязевых отделения и кабинета, 60 питьевых бюветов с минеральной водой.

Целевые показатели стратегического развития ТРК КК базируются на показателях распределения туристского потока (рис. 2) [4]/

Выпуск, млн руб.

Добавленная стоимость, млн руб.

140000 120000 100000 80000 60000 40000 20000 0

80000 70000 60000 50000 40000 30000 20000 10000 0

Гостиницы и рестораны

Инвестиции, млн руб.

Налоги, млн руб.

140000 120000 100000 80000 60000 40000 20000 0

В ценах соответствующих лет. Инвестиции - без субъектов малого предпринимательства. Источник: Краснодарстат, Минэкономики Краснодарского края, аналитика LC-AV.

-Деятельность туристических агентств

Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта

Рисунок 1 - ТРК КК: динамика ключевых показателей отраслей

Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел.

Среднемесячная заработная плата, руб.

40000 35000 30000 25000 20000 15000 10000 5000 0

Гостиницы и рестораны

-О-Санатории

Налоги на 1 занятого, млн руб.

Производительность труда, млн руб.

0,1 0,09 0,08 0,07 0,06 0,05 0,04 0,03 0,02 0,01 0

8=—

Деятельность туристических агентств

-Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта

В ценах соответствующих лет.

Источник: Краснодарстат, Минэкономики Краснодарского края, аналитика LC■AV.

Рисунок 2 - Распределение туристского потока (в части туристов, останавливающихся в КСР) по целям поездок и по длительности пребывания в 2015 году

Таким образом, при объективном повышении степени турбулентности рыночного хозяйственного механизма, система управления социально-экономическими процессами включает в себя государственную политику в совокупности с элементами рыночного саморегулирования, формы и соотношения которых могут быть различными в зависимости от истории развития страны, традиций, привычек, обычаев, образа мышления, особенностей функционирования секторов экономики - государственного, частного, общественного

[5].

Все вышеизложенное позволяет сформировать новые принципиальные подходы к разработке Концепции стратегического развития ТРК КК на основе фактически проявившегося симбиоза государственной политики и рекреационной экономики в Краснодарском крае, состоящую из следующих блоков:

- разработка концепции социального воспроизводства в стране в разрезе институциональной, социокультурной и профессиональной парадигм рекреации;

- формирование целей и приоритетных направлений развития рекреационной деятельности;

- определение социальных групп населения, имеющих доступ к социальным рекреационным услугам (предоставляемых на бесплатной или частично оплачиваемой основе);

- разработка системы баланса интересов участников (государство, рекреационные предприятия, инвесторы и потребители);

- определение форм и методов поддержки рекреационной деятельности со стороны государства, рекреационных предприятий и инвесторов;

- формирование инвестиционного механизма поддержания и развития рекреационной индустрии;

- разработка организационно-правовой структуры управления рекреационной деятельностью;

- организация системы отбора и подготовки кадров для различных уровней управления рекреационной деятельностью (федеральный, региональ-

ный, местный, корпоративный);

Наиболее сложной проблемой, которая возникает при реализации Концепции стратегического развития ТРК КК, по нашему мнению, является формирование целевых масштабных инвестиционных ресурсов. Такое формирование должно базироваться на балансе и согласованности интересов участников рекреационной финансово-хозяйственной деятельности представленных своими индивидуальными институциональными, социокультурными и профессиональными концепциями, опосредованного соответствующими положениями государственной политики и исходя из целей, масштабов и эффективности затрат на воспроизводство ТРУ [6].

В процессе реализации, Концепция призвана способствовать формированию позиции профессионального сообщества и гражданского общества в целом о важности развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края и его перспективности, направлена на создание атмосферы гостеприимства и осуществления предпринимательской инициативы в сфере туристских услуг. Дальнейшей конкретизацией Концепции должен стать детальный план мероприятий по ее реализации. Концепция может подвергаться корректирующим воздействиям в зависимости от степени позитивного или негативного влияния факторов внешней и внутренней среды, ее корректировка может осуществляться по результатам мониторинга ее реализации с учетом изменений, оказывающих существенное влияние на состояние сферы туризма. Источники:

1. Берлин С.И., Петров Д.В. Концепция повышения эффективности туристского комплекса Краснодарского края «50-летию профессора Берлина С.И. посвящается»: монография / Кубанский социально-экономический институт; Научный центр пропаганды и внедрения инноваций. Краснодар. 2015.

2. Берлин С.И., Берлина С.Х. Государственное регулирование рекреационного обслуживания населения в условиях турбулентности внешней среды // Современная научная мысль. 2015. № 1. С. 82-95.

3. Темиров Д.С., Ибрагимов К.Х., Аракелов М.С. Управление территориальными рекреационными системами. Монография//Под редакцией Д.С. Темирова. Краснодар, 2012.

4. Концепция развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края до 2030 года (Электронный ресурс URL: официальный сайт министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края min.kurortkuban.ru. Дата обращения 14-15.08.2017 г.).

5. Константиниди Х.А., Зинченко Н.В. Конкурентоспособность региональной экономической системы // Сборник статей международной научно-практической конференции «Современная мирохозяйственная система: проблемы конкурирования и взаимовыгодного сотрудничества в экономической и правовой сферах». Под ред. Г.Б. Клейнера Х.А. Константиниди В.В. Сорокожердьева З.М. Хашевой. 2014. С. 63-66.

6. Сорокожердьев В.В., Константиниди Х.А., Спирина С.Г. Новые возможности со-циохозяйственной модернизации на постсоветском пространстве: экономико-правовые аспекты // Экономическая наука современной России. 2015. № 1 (68). С. 131-134.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.