Научная статья на тему 'Концепция стабилизации и восстановления эффективности деятельности авиапредприятия на этапах кризисного развития'

Концепция стабилизации и восстановления эффективности деятельности авиапредприятия на этапах кризисного развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мариничев Владимир Борисович

В настоящей статье представлена разработанная, с учетом специфики ГА, концепция стабилизации и восстановления эф-фективности деятельности авиапредприятия на этапах кризисного развития, под которой понимается комплекс основных прин- ципов и положений; в соответствии с которыми формируются и осуществляются меры по стабилизации и восстановлению эф-фективности деятельности авиапредприятий, находящихся в кризисном состоянии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мариничев Владимир Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPTION OF STABILIZATION AND RESTORATION OF AIRLINES EFFECTIVE ACTIVITY IN THE CRISIS STAGES OF DEVELOPMENT

In the article are considered the conception of stabilization and restoration of airlines effective activity in the crisis stages of de-velopment

Текст научной работы на тему «Концепция стабилизации и восстановления эффективности деятельности авиапредприятия на этапах кризисного развития»

2006

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Менеджмент, экономика, финансы

№ 106

УДК 656.7:658

КОНЦЕПЦИЯ СТАБИЛИЗАЦИИ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВИАПРЕДПРИЯТИЯ НА ЭТАПАХ КРИЗИСНОГО РАЗВИТИЯ

В.Б. МАРИНИЧЕВ

Статья представлена доктором экономических наук, профессором Фридляндом А.А.

В настоящей статье представлена разработанная, с учетом специфики ГА, концепция стабилизации и восстановления эффективности деятельности авиапредприятия на этапах кризисного развития, под которой понимается комплекс основных принципов и положений, в соответствии с которыми формируются и осуществляются меры по стабилизации и восстановлению эффективности деятельности авиапредприятий, находящихся в кризисном состоянии.

Обеспечение устойчивого развития и поддержание текущей платежеспособности являются важнейшими условиями выживания предприятий в динамично меняющихся условиях российской экономики, которая длительное время характеризуется такими "кризисообразующими", негативно влияющими на деятельность предприятий гражданской авиации (ГА) факторами, как высокая инфляция в сочетании с относительно низким платежеспособным спросом и авиаподвижностью населения. Незавершенность процессов модернизации управленческих структур и менеджмента российских авиапредприятий и высокая конкуренция на рынке авиаперевозок также ослабляют финансово-экономическое положение предприятий, что отражается в кризисных явлениях, проявившихся в различные периоды и в различных масштабах за последние 15 лет в большинстве авиапредприятий РФ. Недостаточность располагаемых финансовых ресурсов и снижение платежеспособности предприятий ГА являются факторами, провоцирующими снижение требовательности к технологической подготовке полетов и соблюдению установленных требований эксплуатации, потерю возможности ведения полноценного ремонта авиатехники и своевременного обновления парка воздушных судов (ВС) и оборудования, что негативно сказывается на безопасности полетов ВС. Этим определяется актуальность задачи анализа и разработки организационно-экономических механизмов обеспечения стабилизации и восстановления эффективности деятельности авиапредприятий на этапах их кризисного развития.

Выживание, рост и развитие авиационного предприятия осуществляются благодаря его успешной адаптации к изменениям внешней и внутренней среды на основе комплексной диагностики и преобразования производства (реструктуризации) предприятия. Под реструктуризацией предприятия будем понимать процесс разработки и реализации совокупности мероприятий (программы) по комплексному преобразованию (реорганизации) предприятия в целях вывода его из кризисной ситуации, адаптации к условиям рынка и повышения эффективности функционирования.

Эффективная разработка и реализация процессов реструктуризации авиапредприятий требуют адекватного обеспечения и комплексной проработки юридических, экономических и организационноуправленческих аспектов решаемой задачи. Необходимые меры, для обеспечения их эффективности, должны носить целостный характер, т.е. быть взаимоувязаны в единую систему обеспечения стабилизации и восстановления эффективности деятельности авиапредприятия на этапах кризисного развития (сокращенно - ССВЭ). В настоящей статье, под ССВЭ будем понимать взаимоувязанную на уровне предприятия и регулируемую правовыми нормами и административными процедурами совокупность экономических методов и организационных форм (механизмов) их реализации, позволяющую осуществлять комплексные преобразования на предприятии (реструктуризацию) в целях вывода его из кризисной ситуации, адаптации к условиям рынка и восстановления эффективности функционирования.

Далее в настоящей статье представлена разработанная, с учетом специфики ГА, концепция стабилизации и восстановления эффективности деятельности авиапредприятия на этапах кризисного развития, под которой понимается комплекс основных принципов и положений, в соответствии с которыми формируются и осуществляются меры по стабилизации и восстановлению эффективности деятельности авиапредприятий, находящихся в кризисном состоянии.

Разработанная концепция включает следующие основные положения:

1. Функционирование и развитие ССВЭ должно иметь антикризисную направленность т.е. строиться на учете возможности кризиса, его прогнозировании и реализации целенаправленных мер по его преодолению или (при возможности) предотвращению или снижению масштабов и последствий.

2. Процесс реструктуризации следует осуществлять в два этапа: оперативный (обеспечение выживания на ближайший тактический период) и стратегический (восстановление эффективности на стабильной основе).

3. Реализуемые антикризисные меры адаптируются с учетом специфики целей и задач выделенных этапов проводимой реструктуризации.

4. Реализация процесса реструктуризации включает, как правило, и наступательные и оборонительные стратегии. Причем спецификой ВТ является высокая капиталоемкость, техническая и организационная сложность реализации и, соответственно, длительное последействие принимаемых стратегических решений, высокая «цена» ошибочных или несвоевременно принятых решений (особенно в части оптимизации состава СВП), что требует разработки и начала реализации ряда важных мероприятий (в особенности - «наступательных») стратегического этапа реструктуризации уже на стадии оперативной (тактической) реструктуризации.

5. Для кризисных авиационных предприятий существует перечень ключевых (типичных) проблем, решение которых должна обеспечивать ССВЭ (в т.ч. физический и функциональный износ авиапарка, неоптимальность сети воздушных линий (ВЛ) и др.), используя для этого конкретный (вариантный) набор механизмов и специфических мер, применяемых в сферах технико-технологического обеспечения и организации авиатранспортного производства, его экономики и финансов, кадрового обеспечения.

6. Для оптимального обеспечения формирования программы мер по обеспечению стабилизации и восстановлению эффективности деятельности авиапредприятия на этапах кризисного развития и эффективного управления реализацией этой программы целесообразно использовать адекватный решаемым задачам целевой критерий роста рыночной стоимости предприятия. Рост стоимости авиапредприятия, как целевая установка менеджмента, наилучшим образом характеризует успешность (эффективность) проведения мероприятий по реструктуризации.

7. В настоящее время на ВТ РФ имеются тенденции использования различных форм интеграции между авиаперевозчиками в целях оптимизации производственной деятельности и обеспечения устойчивого положения на рынке. Поэтому, в процессе функционирования ССВЭ должны быть предусмотрены процедуры оценки целесообразности и обеспечения подготовки к совместной работе с другими авиаперевозчиками в рамках мероприятий по реструктуризации. Аналогичным образом целесообразно рассматривать (анализировать) потенциальную эффективность выделения, в рамках процедур реструктуризации, отдельных непрофильных направлений бизнеса авиапредприятий в самостоятельные структуры либо их продажу.

8. В процессе реструктуризации возникает необходимость выбора рационального режима её осуществления (в условиях действия процедур банкротства либо вне рамок процедур, установленных законодательством о банкротстве). Анализ характерных факторов, формирующих условия проведения реструктуризации, а также возможных вариантов действий позволяют выбрать наиболее адекватный вариант.

9. При реструктуризации должны быть предусмотрены гибкие организационные возможности урегулирования взаимоотношений с кредиторами с использованием, с учётом экономической целесообразности, досудебных и/или арбитражных процедур. При этом, с учётом сезонности авиаперевозок, целесообразно планировать интенсивное погашение задолженностей в сезоны высокого спроса (II - III квартал).

10. Учет (согласование) обоснованных интересов участников деловой (внешней) среды предприятия (различные типы партнеров, кредиторов, региональная и местная администрации) позволит повысить реализуемость и, соответственно, эффективность процесса реструктуризации.

11. При реструктуризации предпочтительнее использовать методы, основанные на сохранении и совершенствовании производства, а не на его сокращении (свертывании). Стратегия роста авиаперевозок чаще всего является экономически более эффективным способом преодоления убытков и восстановления платежеспособности, поскольку экономия на издержках на ВТ имеет технологические ограничения (необходимость поддерживать работоспособность технических средств и нормы безопасности полетов).

Технологическая структура (схема) реализации процесса реструктуризации включает процедуры

(этапы): анализа и диагностики, разработки и выбора стратегии, формирования программы (плана) мероприятий по обеспечению стабилизации и восстановлению эффективности деятельности авиапредприятия на этапах кризисного развития, управления реализацией программы (плана).

Разработанная концепция составляет методологическую основу формирования и координации применения процедур и механизмов стабилизации и восстановления эффективности (реструктуризации) деятельности авиапредприятий на этапах кризисного развития, взаимно увязанных на микроуровне (уровне предприятия) в единую систему (ССВЭ), позволяющую предприятию стабилизировать свою производственно-хозяйственную деятельность с помощью соответствующих методов и процедур и побуждающих участников процесса (собственников, менеджеров и партнеров предприятия) к целенаправленной антикризисной деятельности, воздействуя на их оперативные и стратегические экономические интересы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авиатранспортное обозрение, № 66, 2006.

2. Дондуков А. Н. "Антикризисное управление и реструктуризация". - М.: Издательский Дом "Грааль", 2001.

THE CONCEPTION OF STABILIZATION AND RESTORATION OF AIRLINES EFFECTIVE ACTIVITY IN THE CRISIS STAGES OF DEVELOPMENT

Marinichev V.B.

In the article are considered the conception of stabilization and restoration of airlines effective activity in the crisis stages of development.

Сведения об авторе

Мариничев Владимир Борисович, 1977 г.р., окончил МГТУ ГА (1999), аспирант кафедры финансов МГТУ ГА, автор 6 научных статей; область научных интересов - финансовое оздоровление авиапредприятий в условиях рыночных реформ на ВТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.