МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070 № 4. С. 6 - 8
8. Чупина И.П. Совершенствование системы продовольственного самообеспечения Уральского Федерального округа в сфере продовольственной безопасности: дисс. ... докт. экон. наук - Екатеринбург.: 2015- 302 с.
9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., доп.. -М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
10.Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 / СЗ РФ. - 2009. - № 20. - С. 2444.
© Водясов П.В. 2016
УДК 338
А. М. Воронцова
к. э. н., доцент; И. А. Фомина
доцент, к. э. н., доцент; Д.В.Сливинский к. э. н., доцент Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, г. Санкт- Петербург, Российская Федерация
РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ КАК ВАЖНЫЙ АСПЕКТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ АВИАПРЕДПРИЯТИЕМ
Аннотация
В статье рассматриваются основные аспекты организации процесса разработки стратегии реструктуризации авиапредприятия. Определена последовательность мероприятий организационно -управленческого характера, обеспечивающих эффективную реализацию сформированной программы мер, направленной на достижение целей реструктуризации. Выделены уровни интеграции в рамках стратегической реструктуризации.
Ключевые слова
Процесс разработки стратегии реструктуризации авиапредприятия, оперативная реструктуризации, стратегическая реструктуризация, эффективное управление деятельностью авиапредприятия.
Решение о реструктуризации авиапредприятия представляет собой научно-обоснованное управленческое решение, которое требует тщательной предварительной подготовки.
В рамках процесса разработки стратегии реструктуризации реализуется следующая последовательность работ:
А. На основании результатов диагностики следует дать оценку адекватности существующей на авиапредприятии стратегии и наметить возможные варианты ее трансформации.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070
Важным аспектом стратегического управления является производственное и финансовое моделирование процессов реструктуризации с формированием прогнозных финансово-экономических показателей деятельности, на основе которых может быть построена оценка эффективности программы мер по реструктуризации (при этом формируются прогнозные финансово-экономические документы предприятия - баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств).
Б. С учетом обновленной стратегии развития авиапредприятия необходимо сформулировать цели, концепцию и стратегию реструктуризации. Большое значение здесь имеет принятие решений, касающихся изменения структуры и состава авиапредприятия, включая его бизнес-единицы или подразделения; обоснование предложений по форме, порядку и финансовым условиям реструктуризации. Все предложения должны быть увязаны с ранее утвержденной общей стратегией развития.
Разработку стратегии реструктуризации целесообразно проводить на вариантной основе, позволяющей авиапредприятию адекватно реагировать на изменения внешней среды. При этом необходимо учитывать следующие важные факторы:
S характеристики реализуемого бизнес плана;
S нормативно-правовые ограничения;
S факторы социальной значимости авиапредприятия и позиция соответствующих органов власти;
S позиция отраслевых органов (особенно - если одним из сособственников авиапредприятия является государство или субъект федерации);
S наличие инвестора и его интересы.
В. Согласно разработанной концепции, процесс реструктуризации проходит в два этапа: оперативный (восстановление устойчивости) и стратегический (восстановление и повышение уровня конкурентоспособности).
Основной целью оперативной реструктуризации является относительно быстрое преодоление негативных тенденций развития и формирование условий для эффективного функционирования и развития авиапредприятия, при которых может начаться стабилизация его доходной базы и восстановление рентабельности. При этом авиапредприятие может стать привлекательным для потенциальных инвесторов.
Основными задачами на этапе оперативной реструктуризации являются:
• улучшение результатов производственной деятельности и рост показателей рентабельности;
• восстановление текущей платежеспособности и получение доходов в объемах, необходимых для погашения просроченных обязательств;
• изменение структуры привлеченного капитала, рост ставки доходности на собственный капитал;
• улучшение показателей ликвидности и финансовой устойчивости.
От адекватности и эффективности реализации мероприятий, предусмотренных на этапе оперативной реструктуризации, в значительной мере будет зависеть состав мероприятий следующего (стратегического) этапа, а также восстановлении конкурентоспособности. Таким образом, оперативная реструктуризация должна быть соподчиненной стратегической реструктуризации. При осуществлении оперативной реструктуризации очень важно создать условия для эффективного осуществления мероприятий стратегической реструктуризации, что достигается путем согласования целей и задач соответствующих этапов преобразований. Авиапредприятие сможет перейти к реализации наступательной стратегии только в случае начала ее разработки еще на этапе оперативной реструктуризации. Так, проведенная оптимизация авиапарка без учета целей стратегической реструктуризации может затруднить обслуживание растущего пассажиропотока или нарушить планы по совместной деятельности с авиапредприятиями-партнерами.
Стратегическая реструктуризация ориентирована на достижение целей, стоящих перед авиапредприятием в долгосрочной перспективе, и наиболее эффективно может реализовываться в рамках наступательной стратегии. При этом ставятся задачи роста доходов, получения приемлемой прибыли и/или роста капитализации компании. Содержанием стратегической реструктуризации являются:
■ разработка стратегии восстановления конкурентоспособности;
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070
■ разработка вариантной стратегии развития авиапредприятия, включающей в себя, в том числе:
- снабженческо-сбытовую политику;
- ценовую политику;
- финансовую политику;
- инвестиционную политику.
■ бизнес-планирование на основе выбранного варианта стратегии развития;
■ организация исполнения утвержденного бизнес-плана.
Этап стратегической реструктуризации характеризуется оптимизацией структуры авиаперевозок, авиационных работ и услуг и созданием бизнес-единиц с высокой рентабельностью активов. Кроме того, осуществляется инвестирование денежных средств в основные фонды и рост оборотных активов. Этому этапу свойственно приобретение или модернизация оборудования и совершенствование технологии в целях повышения конкурентоспособности авиапредприятия.
Дальнейшие мероприятия по реструктуризации характеризуются повышенным вниманием к росту объема продаж авиатранспортных услуг, включением всех подразделений в получение прибыли, оптимизацией цен при увеличении доли рынка.
Одним из перспективных вариантов реализации наступательной стратегии для данного этапа реструктуризации является стратегия интеграции. В отличие от мероприятий оборонительной стратегии, проводимых, как правило, самостоятельно, интеграционная стратегия позволяет действовать совместно, создавая интегрированные структуры и объединяя стратегический потенциал авиапредприятия с потенциалом партнера или группы партнеров (рисунок 1).
Объединение
в форме
слияния
Альянс с
Жесткость и несколькими
дочговреиенность авналредприятиз ^^
интеграционных
связей
У Альянс С ОДНИМ
авиапредпрнятж j*
Кооперация ^»„^v /
ФУНКЦИЙ V
/ ч X'
Уровни интеграции
Рисунок 1 - Уровни интеграции в рамках стратегической реструктуризации
Для авиакомпании такое объединение стратегических потенциалов может выражаться в совместном использовании каналов продаж, проведении общих маркетинговых программ, объединенном техническом обслуживании авиатехники и т.п. На начальном этапе объединение деятельности авиапредприятий может проявляться в совместной реализации программ по отдельным направлениям летной, технической или иной
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070
деятельности. Как показывает практика, это способствует повышению эффективности деятельности каждого из партнеров. В дальнейшем увеличение направлений, по которым реализуются совместные проекты, может привести к полному слиянию авиапредприятий.
Основными задачами интеграции являются:
• увеличение объема авиаперевозок;
• снижение издержек и повышение рентабельности путем интеграции ресурсов и экономии на масштабе участников альянса.
К числу направлений, по которым может развиваться интеграция и по которым должна оцениваться совместимость партнеров, можно отнести следующие: коммерческая эксплуатация; летная эксплуатация; техническая эксплуатация; персонал; материально-техническое обеспечение; информационные технологии.
Управление выполнением программы стратегической реструктуризации предполагает реализацию мероприятий организационно-управленческого характера, обеспечивающих эффективную реализацию сформированной программы мер, направленной на достижение целей реструктуризации. Осуществляется отбор конкретных исполнителей и ответственных лиц для каждого мероприятия, составляются планы-графики их проведения, решаются вопросы финансирования, материально-технического и информационного обеспечения. В некоторых случаях могут формироваться специализированные подразделения (например, служба управления изменениями). Особое внимание уделяется методическому обеспечению реализации намеченных мероприятий по реструктуризации.
Последовательное выполнение указанных мероприятий, разработка и реализация комплекса управленческих решений, направленных на стабилизацию экономического развития организации, способствует повышению эффективности деятельности и финансовой устойчивости, что позволит обеспечить авиапредприятию высокий уровень конкурентоспособности.
Список использованной литературы:
1. Королькова Е.М. Реструктуризация предприятий. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007.
2. Мариничев В.Б. Организационно-экономические механизмы повышения эффективности управления деятельностью авиапредприятия в условиях кризисного развития Диссертация... кандидата экономических наук: 08.00.05. - Москва: РГБ, 2007.
3. Воронцова А.М., Фомина И.А. Повышение уровня конкурентоспособности авиапредприятий в условиях глобализации// Materials of the XI International scientific and practical conference. «Modern scientific potential»,-2015. Volume 5. Economic science. Sheffield. Science and education LTD.
4. Воронцова А.М., Фомина И.А. Устойчивость работы авиапредприятия как необходимое условие обеспечения его конкурентоспособности.//Сборник материалов научно-практической конференции «Управление инновациями в современной науке»; Самара, 2015.
© Воронцова А.М., Фомина И.А., Сливинский Д.В., 2016
УДК 338
А. М. Воронцова
к. э. н., доцент кафедры «Менеджмент»
И. А. Фомина доцент, к. э. н., доцент кафедры «Коммерческая деятельность»
СПб ГУ ГА, г. Санкт- Петербург, Российская Федерация