Научная статья на тему 'Концепция создания автоматизированной информационной системы клинической трансфузиологии, интегрированной с единой государственной информационной системой здравоохранения'

Концепция создания автоматизированной информационной системы клинической трансфузиологии, интегрированной с единой государственной информационной системой здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
465
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гематология и трансфузиология
WOS
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / СЛУЖБА КРОВИ / КЛИНИЧЕСКАЯ ТРАНСФУЗИОЛОГИЯ / ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / INFORMATION SYSTEM / BLOOD SERVICE / CLINICAL TRANSFUSIOLOGY / COMMON INFORMATION SPACE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зингерман Борис Валентинович, Шкловский-корди Н. Е., Городецкий В. М., Воробьев А. И.

В соответствии с постановлениями Правительства РФ обсуждены вопросы реализации создания и функционирования автоматизированной информационной системы клинической трансфузиологии (АИСКТ), интегрированной как с автоматизированной информационной системой трансфузиологии (производственной, службы крови) - АИСТ, так и с единой государственной информационной системой здравоохранения (ЕГИСЗ). Предлагаются конкретные решения обеспечения с помощью современных информационных технологий полной транспарентности не только при получении донорских компонентов крови, но и при их клиническом применении. Внедрение современных информационных систем в практику работы не только учреждений службы крови, но и других медицинских организаций позволит существенно поднять уровень безопасности, получать в режиме on-line объективные и достоверные данные об эффективности и трансфузионных осложнениях, проводить постоянный учет и контроль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of creation of an automated information system for clinical transfusiology, integrated with the Common State Public Health Information System

Problems in realization of creation and work of an automated information system for clinical transfusiology, integrated with transfusiology automated information system (production, blood service) and with the Common State Public Health Information System are discussed. Based on modern information technologies, concrete decisions are suggested, providing complete transparency in collection and preparation of donor blood components and their clinical use. Introduction of modern information systems in practical work of blood service institutions and other medical organizations is expected to significantly improve the safety by means of on-line presentation of reliable data on the transfusion efficiency and complications, registration, and monitoring.

Текст научной работы на тему «Концепция создания автоматизированной информационной системы клинической трансфузиологии, интегрированной с единой государственной информационной системой здравоохранения»

РЕДАКЦИОННАЯ СТАТЬЯ

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2014 УДК 615.38:614.2]:681.518

КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ТРАНСФУЗИОЛОГИИ, ИНТЕГРИРОВАННОЙ С ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМОЙ

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Зингерман Б.В.1, Шкловский-Корди Н.Е.1, Городецкий В.М.2, Воробьев А.И.1, 2

1ФГБУ Гематологический научный центр Минздрава России, 125167, Москва; 2кафедра гематологии и трансфузиологии РМАПО Минздрава России, 125167, Москва

Резюме. В соответствии с постановлениями Правительства РФ обсуждены вопросы реализации создания и функционирования автоматизированной информационной системы клинической трансфузиологии (АИСКТ), интегрированной как с автоматизированной информационной системой трансфузиологии (производственной, службы крови) - АИСТ, так и с единой государственной информационной системой здравоохранения (ЕГИСЗ). Предлагаются конкретные решения обеспечения с помощью современных информационных технологий полной транспарентности не только при получении донорских компонентов крови, но и при их клиническом применении. Внедрение современных информационных систем в практику работы не только учреждений службы крови, но и других медицинских организаций позволит существенно поднять уровень безопасности, получать в режиме on-line объективные и достоверные данные об эффективности и трансфузионных осложнениях, проводить постоянный учет и контроль.

Ключевые слова: информационная система; служба крови; клиническая трансфузиология; единое информационное пространство.

THE CONCEPT OF CREATION OF AN AUTOMATED INFORMATION SYSTEM FOR CLINICAL TRANSFUSIOLOGY, INTEGRATED WITH THE COMMON STATE PUBLIC HEALTH INFORMATION SYSTEM

Zingerman B.V.', Shklovsky-KordiN.E.', Gorodetsky V.M.2, VorobievA.I.1,2 'Hematology Research Center, 125167, Moscow, Russia; 2Russian Medical Upgrading Academy, 125167, Moscow, Russia

Summary. Problems in realization of creation and work of an automated information system for clinical transfusiology, integrated with transfusiology automated information system (production, blood service) and with the Common State Public Health Information System are discussed. Based on modern information technologies, concrete decisions are suggested, providing complete transparency in collection and preparation of donor blood components and their clinical use. Introduction of modern information systems in practical work of blood service institutions and other medical organizations is expected to significantly improve the safety by means of on-line presentation of reliable data on the transfusion efficiency and complications, registration, and monitoring.

Key words: information system; blood service; clinical transfusiology; common information space.

В соответствии с постановлениями Правительства РФ [1-5] в 2008-2013 гг. осуществляли модернизацию отечественной службы крови, включающую создание Единого информационного центра службы крови России. Проведено поэтапное внедрение компьютерного оборудования и автоматизированной информационной системы трансфузиологии (АИСТ).

К концу 2012 г. в 83 региональных (республиканских, краевых, областных) центрах (станциях) переливания крови были созданы региональные информационные центры службы крови. Проведена модернизация 16 учреждений службы крови различ-

Для корреспонденции:

Зингерман Борис Валентинович, заведующий отделом компьютеризации ФГБУ Гематологический научный центр Минздрава России. Адрес: 125167, Москва, Новый Зыковский проезд, д. 4а. Телефон: +7 (495) 612-44-92. E-mail: boris@blood.ru

Corresponding author:

Zingerman Boris (boris@blood.ru).

ных регионов для обеспечения центров высокотехнологичной медицинской помощи качественными компонентами и препаратами крови.

В 2013 г. модернизация службы крови была продолжена, еще около 60 учреждений были введены в единое информационное пространство службы крови России.

Таким образом, в настоящее время модернизация и компьютеризация осуществлена почти в 170 крупных учреждениях службы крови, однако за рамками этой работы остается еще около 430 небольших учреждений (филиалы станций переливания крови, отделения переливания крови небольшой производительности), заготавливающих до 30% от общего объема производства компонентов крови.

Одной из главных задач модернизации службы крови страны является ее техническое и информационное переоснащение с целью повышения как трансфузионной безопасности, так и качества компонентов крови, а также расширения их номенкла-

туры в процессе заготовки, производства и распределения (производственная трансфузиология). Однако проблемы использования компонентов крови в лечебной практике (клиническая трансфузиология) остались за пределами данного проекта.

В соответствии с Федеральным законом №125-ФЗ от 20.07.12 «О донорстве крови и ее компонентов» [6] все работы по информатизации службы крови проводятся на основе созданной единой «Базы данных донорства крови и ее компонентов» (система АИСТ), ведение и функционирование которой обеспечивает Федеральное медико-биологическое агентство (далее - оператор).

Начиная с 2011 г. в стране идет работа по созданию Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ), включающей и информатизацию лечебного процесса (информационная электронная медицинская карта - ИЭМК) [7]. Между системами АИСТ и ЕГИСЗ имеется большое количество информационных пересечений, требующих организации интеграционного взаимодействия и постоянного информационного обмена.

В январе 2013 г. вступила в действие новая редакция N 125-ФЗ [6], предписывающая с января 2016 г. организовать сбор информации о реципиентах, результатах трансфузий и осложнениях в единой информационной базе данных службы крови (части 2 и 3 статьи 20). Для выполнения этого требования необходимо многоэтапное взаимодействие ЕГИСЗ с информационной системой трансфузиологии (как при поиске и подборе необходимых компонентов крови, так и по результатам выполненной трансфузии). Это требует, по нашему глубокому убеждению, разработки и внедрения к назначенному сроку масштабной информационной системы клинической трансфузиологии (ИСКТ), взаимодействующей (интегрированной) с двумя большими медицинскими системами - ЕГИСЗ и АИСТ.

Оставшиеся вне проекта АИСТ 430 небольших учреждений службы крови имеют технологическую специфику по сравнению с крупными банками крови. Они, как правило, входят в состав лечебного учреждения, информационно и технологически связаны не только со службой крови, но и с самим медицинским учреждением. Поэтому информатизацию оставшихся учреждений службы крови рационально включить в состав информационной системы клинической трансфузиологии.

Основной целью создания ИСКТ, интегрированной в ЕГИСЗ, является включение вопросов осуществления донорской функции и клинического применения компонентов крови в единое информационное пространство здравоохранения. Это позволит не только повысить безопасность и качество трансфузионной терапии компонентами крови, но и анализировать на постоянной основе повседневную практику их заготовки и рационального применения, а также оптимизировать их запасы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

• создать единую систему Федеральной электронной регистратуры (ФЭР) для организации предварительной записи доноров на донацию с возможностью предварительной проверки состояния здоровья потенциального донора и его допуска к даче компонентов крови (на основе информации, имеющейся в ИЭМК);

• обеспечить получение информации о доноре (в процессе его обследования перед донацией) непосредственно из федерального сервиса ИЭМК без предоставления им справок о состоянии здоровья, требуемых в настоящее время;

• разработать программу внесения в ИЭМК донора сведений о его здоровье, полученных при обследовании донора, а также во время и после донации;

• выработать технологию оптимального подбора и проверки совместимости донорского компонента крови для конкретного реципиента;

• создать программу фиксации результатов (непосредственных и отсроченных) всех проведенных трансфузий, а также трансфузионных реакций и осложнений при их проведении.

Решение поставленных задач приведет к созданию единого информационного пространства, в котором возможно прослеживание всех этапов процесса - «от вены донора до вены реципиента».

Предполагается, что ИСКТ, интегрированная с ЕГИСЗ, будет состоять из следующих подсистем:

- подсистемы предварительной записи на дона-цию (интегрированная с ФЭР и АИСТ);

- подсистемы получения информации о здоровье донора (интегрированная с ИЭМК и АИСТ);

- автоматизированного рабочего места (АРМ) «клинический трансфузиолог», интегрируемого с Медицинской информационной системой (МИС) учреждений здравоохранения, осуществляющих трансфузионную терапию, а также с ИЭМК и системой АИСТ;

- подсистемы, устанавливаемой в специализированных отделениях переливания крови, функционирующих в составе медицинских организаций и использующих в своей работе ресурсы медицинской организации (лаборатории, диагностические службы, медицинский персонал), интегрируемые с МИС медицинской организации и системой АИСТ;

- аналитической подсистемы, обеспечивающей учет, обобщение и комплексный анализ информации (для главного внештатного гематолога-трансфузио-лога и структурных подразделений Минздрава России, обеспечивающих координацию в службе крови и трансфузиологии).

Организация работы по разработке предлагаемой системы должна состоять из 3 этапов:

1-й этап - до конца 2014 г. - разработка системного проекта; создание первой очереди системы.

2-й этап - первое полугодие 2015 г. - опытная эксплуатация в пилотных регионах.

3-й этап - второе полугодие 2015 г. - создание второй очереди системы; внедрение во всех регионах России с охватом до 3500 медицинских организаций различного профиля.

Указанный план позволит, начиная с 1 января 2016 г., выполнять в полном объеме требования статей 20 и 21 закона о «Донорстве компонентов крови» [6].

В процессе разработки системного проекта необходимо будет осуществить организационно-методическое обеспечение системы, включая:

нормативно-правовое (участие в разработке нормативных документов, регламентирующих ведение документации и информационный обмен в электронной форме);

нормативно-техническое (участие в разработке стандартов, форматов и протоколов информационного обмена);

нормативно-справочное (участие в разработке единой системы нормативно-справочной информации).

ИСКТ позволит повысить рациональность использования трансфузионных сред (одних из самых дорогостоящих компонентов лечебного процесса), обеспечит прослеживаемость всех этапов прохождения компонента крови «от вены донора до вены реципиента» путем объединения, сопоставления и взаимодействия клинической и производственной информации.

Детальное описание информационных потоков, которые, по нашему мнению, должны быть включены в ИСКТ, а также возможные подходы к разработке стандартов и протоколов информационного обмена ранее были изложены в работе «Проблемы создания единого информационного пространства в трансфузиологии» [8].

Работа была выполнена при поддержке грантов Российского фонда фундаментальных исследований № 13-07-00967, № 13-07-00847 и № 14-07-00904.

ЛИТЕРАТУРА

1. Постановление Правительства РФ № 465 от 21.06.08 «О финансовом обеспечении в 2008 году за счет ассигнований федерального бюджета мероприятий по развитию службы крови».

2. Постановление Правительства РФ № 318 от 09.04.09 «О фи-

нансовом обеспечении в 2009 году за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета мероприятий по развитию службы крови».

3. Постановление Правительства РФ №1145 от 31.12.09 «О финансовом обеспечении в 2010 году за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета мероприятий по развитию службы крови».

4. Постановление Правительства РФ № 1218 от 30.12.11 «О финансовом обеспечении за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета мероприятий по развитию службы крови».

5. Постановление Правительства РФ № 1447 от 27.12.12 «О финансовом обеспечении за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета мероприятий по развитию службы крови».

6. Федеральный закон № 125-ФЗ от 20.07.12 «О донорстве крови и ее компонентов» (в ред. Федеральных законов № 317-Ф3 от 25.11.13, от 04.06.2014 N 150-ФЗ).

7. Приказ Минздравсоцразвития России № 364 от 28.04.11 (ред. от 12.04.12) «Об утверждении Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения».

8. Зингерман Б.В., Городецкий В.М. Проблемы создания единого информационного пространства в трансфузиологии. Гематология и трансфузиология. 2010; 3: 3-12.

Поступила 27.08.14

REFERENCES

1. The RF Government decree No. 465 from 21.06.08 "On financial security in 2008 at the expense of allocations from the Federal budget for development of the blood service". (in Russian)

2. The RF Government decree No. 318 of 09.04.09 "On financial security in 2009 due to budget allocations of the Federal budget for development of the blood service". (in Russian)

3. The RF Government resolution No. 1145 from 31.12.09 "On financial security in 2010 due to budgetary allocations from the Federal budget for development of the blood service". (in Russian)

4. The RF Government decree №1218 from 30.12.11 "On financial security at the expense of budget allocations of the Federal budget for development of the blood service". (in Russian)

5. The RF Government decree No. 1447 from 27.12.12 "On financial security at the expense of budget allocations of the Federal budget for development of the blood service". (in Russian)

6. Federal law No. 125-FZ dated 20.07.12 "On the donation of blood and its components" (as amended Federal law No. 317-FZ dated 25.11.13, from 04.06.2014 N 150-FZ). (in Russian)

7. Order of the health Ministry of Russia No. 364 of 28.04.11 (as amended on 12.04.12) "On approval of the Concept of creation of the unified state information system in the health sector". (in Russian)

8. Zingerman B.V., Gorodetsky V.M. Problems in creation of a universal information space in transfusiology. Gematologiya

i transfuziologiya. 2010; 3: 3-12. (in Russian)

Received 27.08.14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.