Научная статья на тему 'Концепция современной физической культуры на основе формирования потребности в движении среди детей и молодежи'

Концепция современной физической культуры на основе формирования потребности в движении среди детей и молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / METHODOLOGY / КОНЦЕПЦИЯ / CONCEPT / ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ / MOTOR NEED / СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / PHYSICAL EDUCATION SYSTEM / СТРУКТУРА / STRUCTURE / СОДЕРЖАНИЕ / CONTENT / МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / METHODICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидоров Леонид Константинович, Кудрявцев Михаил Дмитриевич, Кондратюк Татьяна Александровна, Жуйко Дарья Анатольевна

Система физического воспитания должна основываться на исследованиях предметов первой необходимости. Отсюда следует основа целей и задач физической культуры. Структура системы физического воспитания, гарантирующая развитие и реализацию потребности в движении, делится на 2 части: 1. Первая часть «начальная школа», Дети 3-11. 2. Вторая часть «средняя школа институт дополнительного педагогического образования колледж», дети и молодежь 12-22. В первой части решается проблема возникновения движения; на втором этапе совершенствование и реализация потребностей движения. Формирование движущих потребностей важно учитывать первую часть, потому что это самый важный шаг в развитии движения. На этом этапе формируется движение и техника движения и мышечной работы в соответствии с возрастом молодежи. Статья определяет концепцию современной физической культуры и решает ее важнейшую задачу формирование потребности в движении среди детей и молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF MODERN PHYSICAL CULTURE ON THE BASIS OF THE FORMATION OF THE NEED FOR MOVEMENT AMONG CHILDREN AND YOUTH

The system of physical training should be based on studies about human necessities. From here follows basis of objectives and tasks of physical training. The structure of system of physical training, guaranteeing the development and realization of motion need, is divided into 2 parts: The first part is “primary school”, i.e. children of 3-11. The second part is “secondary school institution of extra pedagogical education college», children and youth 12-22. On the first part the problem of motion needs arising is solved; on the second step perfection and realization of motion needs. Forming the motional needs is important to take into consideration the first part, because it’s the most important step in the process of motion abilities development. On this step the movement and technique of movement and muscle work in accordance with the age of youth is forming. The article defines the conception of modern physical training and solves it the most important task forming of motion need among children and youth.

Текст научной работы на тему «Концепция современной физической культуры на основе формирования потребности в движении среди детей и молодежи»

Разработанный нами комплекс педагогических условий представляется нам необходимым и достаточным для формирования обобщенных учебно-профессиональных умений будущих педагогов.

Выводы. Таким образом, овладение учебно-профессиональной деятельностью является условием социально-профессиональной адаптации будущих педагогов. Мы полагаем, что в процессе формирования обобщенных учебно-профессиональных умений обеспечивается взаимосвязь учебно-профессиональной деятельности и развития личности будущих педагогов.

Литература:

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения / Общедидактический аспект. - М.: Педагогика, 1977. - 256 с.

2. Балл Г.А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект. - М., 1990. - 204с.

3. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. - Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 1996. - 344 с.

4. Беликов В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция). - Челябинск. - 1995. - 141 с.

5. Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении. - М., 2000.

6. Давыдов В.В., Варданян А.У. Учебная деятельность и моделирование. - Ереван: ЕрГПИ, 1981. - 113 с.

7. Зеер Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. - Екатеринбург: УГППИ, 2000. - 380 с.

8. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учеб. для вузов. Изд. второе, доп., исправ. и перераб. - М.: Логос, 2000. - 384 с.

9. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 176 с.

10. Купавцев А.В. Деятельностная альтернатива в образовании // Педагогика. - №10. - 2005. - С. 27-33.

11. Педагогика профессионального образования. Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издат. Центр «Академия»,2000. - С. 57-59.

12. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.: ил.

13. Сибаева Г.М., Хасанова Г.Г. Модель формирования обобщенных умений учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 14. -С. 93-100.

14. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. - М.: Просвещение, 1976. - 160 с.

15. Тихомиров О.К. Структура мыслительной деятельности человека. - М.: Изд-во МГУ, 1969. - 304 с.

16. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В.Я. Ляудис. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 240 с.

Педагогика

УДК 796.894

доктор педагогических наук, профессор Сидоров Леонид Константинович

Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева (г. Красноярск);

доктор педагогических наук, доцент Кудрявцев Михаил Дмитриевич

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск), Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева (г. Красноярск), Сибирский государственный университет науки и технологий имени

академика М. Ф. Решетнева, Сибирский юридический институт МВД России (г. Красноярск);

кандидат педагогических наук, доцент Кондратюк Татьяна Александровна

Красноярский государственный педагогический университет

имени В. П. Астафьева (г. Красноярск);

старший преподаватель Жуйко Дарья Анатольевна

Сибирский государственный университет науки и технологий

имени академика М. Ф. Решетнева (г. Красноярск)

КОНЦЕПЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ДВИЖЕНИИ СРЕДИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Аннотация. Система физического воспитания должна основываться на исследованиях предметов первой необходимости.

Отсюда следует основа целей и задач физической культуры. Структура системы физического воспитания, гарантирующая развитие и реализацию потребности в движении, делится на 2 части:

1. Первая часть - «начальная школа», Дети 3-11.

2. Вторая часть - «средняя школа - институт дополнительного педагогического образования - колледж», дети и молодежь 12-22.

В первой части решается проблема возникновения движения; на втором этапе - совершенствование и реализация потребностей движения.

Формирование движущих потребностей важно учитывать первую часть, потому что это самый важный шаг в развитии движения. На этом этапе формируется движение и техника движения и мышечной работы в соответствии с возрастом молодежи.

Статья определяет концепцию современной физической культуры и решает ее важнейшую задачу -формирование потребности в движении среди детей и молодежи.

Ключевые слова: методология, концепция, двигательная потребность, система физического воспитания, структура, содержание, методическое обеспечение.

Annotation. The system of physical training should be based on studies about human necessities.

From here follows basis of objectives and tasks of physical training. The structure of system of physical training, guaranteeing the development and realization of motion need, is divided into 2 parts:

-The first part is "primary school", i.e. children of 3-11.

-The second part is "secondary school - institution of extra pedagogical education - college», children and youth 12-22.

On the first part the problem of motion needs arising is solved; on the second step - perfection and realization of motion needs.

Forming the motional needs is important to take into consideration the first part, because it's the most important step in the process of motion abilities development. On this step the movement and technique of movement and muscle work in accordance with the age of youth is forming.

The article defines the conception of modern physical training and solves it the most important task - forming of motion need among children and youth.

Keywords: methodology, concept, motor need, physical education system, structure, content, methodical support.

Введение. За последнее время значительно изменилась концепция современной физической культуры в нашей стране. В физкультурном образовании возросла вариативность типов учебных заведений, появилось большое количество авторских школ, которые предлагают многочисленные программы обучения детей начального возраста, что потребовало новых умений и знаний от учителя. Условия жизни все настойчиво ставят задачу пересмотра процесса взаимодействия учителя с детьми в педагогической деятельности начальной школы. Данная многоплановая и неоднозначная задача связана, в первую очередь, с установками самого педагога и необходимостью их пересмотра, что предполагает осознание современных целей концепции физической культуры. Увеличение объема учебного материала ведет к завышению требований, предъявляемых к детям, и усилению давления на них с целью его усвоения. На сегодняшний момент отсутствуют расчеты глобальных последствий подобного обучения детей, его влияния в последующие годы на формирование отношения ребенка к школе.

Современное образование трактуется как механизм передачи знаний, непрерывно вырабатываемых наукой и культурой, народам, населяющим планету. Стремительные тенденции мировых процессов, протекающих в исторически коротком интервале времени, и инерционный характер приобретения новейших знаний наукой, система образования должна принять динамическую направленность с минимальным запаздыванием относительно наработок науки [1].

Проведенный анализ этой области эмпирического опыта, дал возможность раскрыть отдельные аспекты современной концепции физической культуры. Представленные характеристики данного феномена в науке учитывались нами в свете личностно-ориентированной развивающейся парадигмы и теории учебной деятельности, поэтому педагогику физкультурной работы с учащимися общеобразовательной школы мы рассматриваем как интегративную область современного педагогического знания, изучающего процесс работы в физкультурном общеобразовательном пространстве.

Представленные характеристики данного феномена в науке учитывались нами в свете личностно-ориентированной развивающейся парадигмы и теории учебной деятельности, поэтому педагогику физкультурной работы с учащимися общеобразовательной школы мы рассматриваем как интегративную область современного педагогического знания, изучающего процесс работы в физкультурном общеобразовательном пространстве.

Действующая система физического воспитания, несмотря на ее достаточно профессиональную проработанность, все же не в состоянии позитивно решать стоящие перед ней задачи. Совершенствование системы физического воспитания на основе современных представлений позволит существенно улучшить физическое и функциональное состояния детей. Для этого же необходим критический анализ основ системы и ее построения: цели, методологии и концепции.

Данные анализа показывают, что все три основных составляющих нуждаются в кардинальном обновлении. Прежде всего, это касается цели. Напомним, что по Л.П. Матвееву (1991), «цель системы физического воспитания заключается во всестороннем и гармоничном развитии личности человека, способного к высокопроизводительному труду и защите Отечества». На наш же взгляд, это последствие главного в процессе физического воспитания - сформированности и последующей реализации двигательной потребности человека. Здесь возникает необходимость пояснения указанного понятия. Двигательная потребность, или иначе, потребность в движении, представляет собой какую-либо нужду человека (Д.Н. Узнадзе, А.Н. Леонтьев, Л. Брентано, В.С. Магун, Е.П. Ильин), является одной из жизнеопределяющих и относится, прежде всего, к первичным потребностям живого организма (индивида) [2, 3, 8].

И если, на первом этапе она биологически обусловлена (потребность организма), то на последующих этапах эволюции потребность приобретает новое качественное состояние - социально-духовное, т.е. потребность не только организма человека, но и его личности (А.Ц. Пуни, П.И. Рудик, Д.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Е.П. Ильин и др.) [4, 5].

Иначе говоря, человеку уже мало заниматься упражнениями, что обусловлено биологически, но заниматься ради своего самосовершенствования, испытания «мышечной радости», преодоления самого себя. Это особое состояние человека, при котором отсутствие занятий физическими упражнениями или их недостаточность неизменно вызовет физический и душевный дискомфорт и угнетение подсознания, и он будет длиться до тех пор, пока не будет удовлетворения в движении.

Поэтому в методологии построения системы физического воспитания главнейшим, а точнее первоосновой, будет являться сформированность такого состояния двигательной потребности, при котором необходимость занятий физической культурой будет оцениваться не на уровне сознания (т.е. человек понимает, что для поддержания здоровья он должен заниматься физическими упражнениями), а на уровне подсознания - в бессознательном поле (он чувствует, что иначе нельзя). Только такой уровень сформированности двигательной потребности позволит успешно решить все стоящие перед физическим воспитанием задачи. Более того, сформированность потребности в движении не потребует столь серьезного материально-финансового обеспечения (в чем заключается одно из основных заблуждений специалистов физического воспитания, особенно практиков). Для человека достаточно будет той среды, которая его окружает повседневно (квартирные условия, скверы, парки, тропинки, вспомогательные средства). Мы не

умаляем значение вложения материальных и финансовых составляющих процесса физического воспитания, но и переоценивать их навряд ли нужно.

Методология построения такой системы обеспечивается наличием важнейших положений о двигательной потребности в трудах многих отечественных и зарубежных психологов и педагогов (Л.Н. Брентано, У. Джеймс, Олпорт, Д.Н. Лежнев, А.Н. Леонтьев, В.С. Магун, Е.П. Ильин и др.). Иначе говоря, методология системы физического воспитания, прежде всего, должна основываться на учении о потребностях человека[4, 6, 7].

Формулировка цели статьи. Сформулирована цель системы: «цель системы физического воспитания заключается в формировании и реализации двигательной потребности как первоосновы всестороннего и гармоничного развития личности человека, способного к высокопроизводительному труду и защите Отечества». Именно такое толкование цели позволит нам упорядочить, опять же в соответствии с логикой мысли, принципы, задачи построения современной системы физического воспитания, ее организационные, содержательные и методические основы. Исходя из цели, нами разработана концепция построения современной системы физического воспитания в структуре непрерывного физкультурного образования, которая научно обоснована и экспериментально апробирована.

Изложение основного материала статьи. Современная концепция основывается на следующих положениях:

Структура непрерывного физкультурного образования, состоящая из двух ступеней:

- 1-ая ступень: «детское дошкольное учреждение - начальная школа - учреждение дополнительного педагогического образования» - дети 3-11 лет;

- 2-ая ступень: «основная - средняя школа - УДПО - вуз» - дети и юношество 12-22 лет.

По существующей структуре приоритет того или иного образовательного уровня не определен. По нашей же, что и является принципиальным отличием от действующей, превалирующим приоритетом наделена 1-ая ступень. Именно те уровни, заложенные в 1-ой ступени, призваны по своему статусу и значению, решить главнейшую задачу физического воспитания - сформированность двигательной потребности детей и дальнейшей реализации в их последующей жизни.

Условия для решения названной задачи на отмеченных уровнях обусловлены уникальным двигательным потенциалом детей, их высочайшей пластичностью, восприимчивостью и заряженностью на движение.

На этой ступени согласно экспериментальным данным (Л.К. Сидоров, 1990-2002) отмечается формирующая фаза развития потребности.

2-ая ступень «основная - средняя школа - УДПО - вуз» по своим задачам отлична от первой тем, что на ней начинает проявляться и реализационный момент, т.е. на этапе «основная школа - УДПО» продолжается формирование потребности, но более - проявление реализации. Наблюдается формирующе-реализационная фаза развития потребности.

И наконец, второй этап ступени - «средняя школа - УДПО - вуз». Здесь полностью доминирует реализационная фаза двигательной потребности. Учащийся старшей школы способен к самосовершенствованию, обладает необходимыми для этого знаниями, умениями, навыками, заложенными на 1-ой ступени. Следовательно, уроки физической культуры в школе нужно строить таким образом, чтобы они полностью соответствовали возрастным интересам школьника и его волеизъявлению в выборе средств физического воспитания. Надо полагать, что занятия должны вестись в форме специализации, чего, к сожалению, не допускает действующая школьная программа по физической культуре. Противоречие между рутинной формой исполнения программы (где элементарный повтор и нет свободы выбора) и статусом старшего школьника, равно и студента, убивает инициативу его и приводит к «охлаждению» к урокам физкультуры. И в том повинна не сама физкультура, а формы и средства ее представления. Рискнем предположить, что старшеклассник найдет удовлетворение не на уроках физкультуры, а в большей степени, в деятельности УДПО (ДЮК ФП), где он сможет заниматься любым видом и значительно дольше. Отсюда возникает острая необходимость расширения работы учреждений дополнительного педагогического образования, что, кстати, весьма весомо прозвучало на заседании Госсовета России (январь 2001 г.).

В практике же наблюдается рассогласование действий школы и УДПО, что, естественно, резко снижает их возможности.

Резюмируя вышеизложенное, следует подчеркнуть, что именно такое построение структуры системы позволит качественно решить все проблемы, стоящие перед физическим воспитанием.

Структура учебных занятий должна быть (особенно, что касается первой ступени) не менее 4-5 часов в ДОУ и не менее 3 часов в школе. Это требование физиологического эффекта последействия мышечной нагрузки (в литературе - кумулятивный эффект).

В процессе образования следует определить приоритет развития двигательных способностей перед постановкой школы движения. Это связано с тем, что вначале формируется фундамент для решения образовательных задач. Только в этом случае возможно качественное образование двигательного навыка как конечного продукта процесса обучения. Этот факт подтверждается последними исследованиями (В.К. Бальсевич, В.И. Лях и др.). Учебные занятия по физической культуре несут характер тренирующего воздействия, т.е. на лицо факт приоритета процесса развития двигательных способностей перед постановкой школы движения [2].

Мышечная нагрузка на учебных занятиях должна соответствовать возрастным особенностям занимающихся (не больше, но и не меньше!). Явления недогрузок адекватно перегрузкам. Разница лишь в том, что в перегрузке мы имеем срочный результат, в недогрузке - более отдаленный негативный эффект (выстрел в будущее). Вполне объяснимы факты недогрузки (боязнь учителей, методистов превысить этот барьер, давление родителей, администрации - не дай бог, что случиться!). По выражению А.А. Маркосяна, должен нагрузка вызывает значительный функциональный сдвиг в организме ребенка [7, 9].

Указанные положения, определяющие суть современной концепции развития физического воспитания, обеспечивают процесс становления двигательной потребности и ее реализации на последующих этапах жизни человека.

Выводы. Перестройка общеобразовательной деятельности учебных заведений должна проводиться с учетом подходов к построению новой концепции современной физической культуры на основе формирования потребности в движении среди детей и молодежи и включать в себя: ориентацию вспомогательно-образовательной работы на жизненные ситуации детей; переход к проектной деятельности;

апробацию технологий современной физической культуры с учетом разнообразных потребностей и возможностей детей.

Построение и реализация новой концепции современной физической культуры на основе формирования потребности в движении среди детей и молодежи, новые структура и содержание позволят кардинально улучшить функциональное и физическое состояние детей, школьников, студентов.

Действующая система физического воспитания подрастающего поколения изначально не может решать стоящие перед ней задачи и нуждается в кардинальном обновлении.

На основе учения о потребностях разработана концепция современного видения в построении системы физического воспитания.

Разработана и экспериментально обоснована структура, содержание и методическое обеспечение системы физического воспитания, обеспечивающей становление и удовлетворение двигательной потребности.

Литература:

1. Аршавский И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. - М /: Наука, 1982 - 283 с.

2. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека // Теория и практика физической культуры, 1990, №1, с. 15-24.

3. Брентано Л. Опыт теории потребностей. - Казань, 1921. — 263 с.

4. Лежнев В.Г. Намерение, воля и потребность. - М.: 1970. - 246 с.

5. Леонтьев А.Н. Потребность, мотивы, эмоции. - М.: 1971. - 310 с.

6. Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей // Психологический журнал. -1992 - №2 - С. 31-37.

7. Маркосян А.А. Вопросы возрастной физиологии. - М.: Просвещение, 1974-210 с.

8. Матвеев А.П. Теория и методика физической культуры: Учебник. - М.: Физическая культура и спорт, 1991 - 513 с.

9. Фомин Н.А. Физиология человека: Учебное пособие. - М: Просвещение, 1982 - 320 с.

Педагогика

УДК - 37.013

старший преподаватель Сизова Ольга Алексеевна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); доцент Карнаухова Вероника Александровна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИФИКИ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ, В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. В статье обсуждается специфика формирования музыкальной культуры будущих педагогов-музыкантов, в условиях применения информационных технологий. Исследуется проблема формирования музыкально-эстетической культуры личности, в условиях современного общества. Описаны специфические особенности внедрения средств информационных технологий в процесс преподавания общеэстетических дисциплин. Приведены основные нормативные акты, регламентирующие образовательный процесс, обосновывающие необходимость включения информационных технологий в образовательный процесс, с целью улучшения качества образования.

Ключевые слова: музыкальное образование, воспитание, информационные технологии, педагог-музыкант.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Annotation. The article discusses the specifics of the formation of musical culture of future teachers-musicians, in terms of information technology. The problem of the formation of musical and aesthetic culture of the person in the conditions of modern society is investigated. Specific features of introduction of means of information technologies in process of teaching of General aesthetic disciplines are described. The main normative acts regulating the educational process, justifying the need to include information technologies in the educational process in order to improve the quality of education.

Keywords: Musical education, upbringing, information technologies, teacher-musician.

Введение. Современный этап развития общества предполагает новые подходы к управлению образовательным процессом, к обучению подрастающего поколения. При этом возрастает значение эстетического воспитания, формирования человека средствами искусства. Это касается, в частности, искусства музыкального, способствующего развитию нравственного начала личности, передаче духовного опыта человечества, восстановлению связей между поколениями.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является раскрытие специфики управления процессом формирования музыкальной культуры, в условиях применения информационных технологий.

Изложение основного материала статьи. Ученые, как зарубежные, так и отечественные отмечают, что система образования не удовлетворяет современным требованиям, и вследствие этого находится в состоянии кризиса.

Это убеждает в необходимости серьезных корректив в области управления образовательными и воспитательными методиками, включая и музыкально-эстетическое воспитание.

Во-первых, потому, что действовавшая ранее система музыкально-эстетического воспитания уже не может функционировать в полном объеме.

Во-вторых, при обновлении ее форм, методов и самого содержания справедливо было бы максимально учитывать позитивный опыт истории музыкальной практики.

В формировании всесторонне развитой личности участвует множество факторов: семья, где изначально

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.