Научная статья на тему 'Концептуальные основы педагогической системы формирования активного двигательного режима ребенка'

Концептуальные основы педагогической системы формирования активного двигательного режима ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / EDUCATIONAL SYSTEM / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / METHODOLOGICAL APPROACHES / ENGINE TREATMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голубева Г. Н.

На современном этапе развития общества вследствие недостаточного позитивного влияния на молодежь таких социальных институтов как семья, образовательновоспитательные учреждения, учреждения культуры, у детей наблюдаются проявления отчужденности, цинизма, жестокости и агрессивности. Анализ состояния здоровья, развития психических и физических качеств детей, свидетельствует о чрезмерно тревожных тенденциях, которые продолжают углубляться в онтогенезе. Современные условия в общеобразовательных школах, стремящихся к ранней профилизации и опережающему уровню образования, оказывают негативное влияние на организм детей. В этой связи весьма актуальна проблема разработки новых педагогических технологий позитивного воспитания подрастающего поколения. Социальный заказ со стороны общества, объективно заинтересованного в формировании у младших школьников потребности, знаний, умений и навыков сохранения и укрепления своего здоровья, практически не нашел научнообоснованного программного обеспечения данной концепции оздоровления. Физическая культура, выполняя прогностические и преобразующие функции, является уникальным средством становления личности, ее идеалов и потребностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голубева Г. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL FRAMEWORK OF REGIME FORMATION OF ACTIVE MOTOR CHILDS

At the present stage of development of society because of lack of positive impact on young people of such social institutions as family, educational institutions, cultural institutions, the children have manifestations of alienation, cynicism, cruelty and aggression. Analysis of the health, development of mental and physical qualities of children's shows too disturbing trends, which continue to deepen in the ontogenesis. Current conditions in the secondary schools seeking to early profilizatsii and advance education, to have negative effects on children. It is therefore very urgent problem of developing new educational technologies positive upbringing young generation. Social order of society, objectively interested in the formation of a junior school needs, knowledge and skills of preserving and strengthening their health, almost did not find science-based software of the concept of recovery. Physical culture, performing prognostic and transform functions, is a unique means of personal, its ideals and needs.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы педагогической системы формирования активного двигательного режима ребенка»



«11ЕДЛ1 01 ИКО-ПСИХОЛ ОГИЧЕС КИЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

Электронный журнал Камской государственной академии физической культуры, спорта и туризма

Per. Эл № ФС77-27659 от 26 марта 2007 г. №9 (4/2008) Специальный выпуск Материалы Всероссийской научно-практической конференции КамГАФКСиТ

28 ноября 2008 года

«СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ В СПОРТЕ И СИСТЕМЕ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 796.01

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА РЕБЕНКА

Г.Н. Голубева - кандидат педагогических наук, доцент Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

Набережные Челны

PEDAGOGICAL FRAMEWORK OF REGIME FORMATION OF ACTIVE

MOTOR CHILDS

G.N. Golubeva - PhD, associate professor Kama State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism

Naberezhnye Chelny

Ключевые слова: двигательный режим, педагогическая система, методологические подходы

Аннотация. На современном этапе развития общества вследствие недостаточного позитивного влияния на молодежь таких социальных институтов как семья, образовательно-воспитательные учреждения, учреждения культуры, у детей наблюдаются проявления отчужденности, цинизма, жестокости и агрессивности. Анализ состояния здоровья, развития психических и физических качеств детей, свидетельствует о чрезмерно тревожных тенденциях, которые продолжают углубляться в онтогенезе. Современные условия в общеобразовательных школах, стремящихся к ранней профилизации и опережающему уровню образования, оказывают негативное влияние на организм детей.

В этой связи весьма актуальна проблема разработки новых педагогических технологий позитивного воспитания подрастающего поколения. Социальный заказ со стороны общества, объективно заинтересованного в формировании у младших школьников потребности, знаний, умений и навыков сохранения и укрепления своего здоровья, практически не нашел научно-обоснованного программного обеспечения данной концепции оздоровления. Физическая культура, выполняя прогностические и преобразующие функции, является уникальным средством становления личности, ее идеалов и потребностей.

Key words: engine treatment, educational system, the methodological approaches

Abstract. At the present stage of development of society because of lack of positive impact on young people of such social institutions as family, educational institutions, cultural institutions, the children have manifestations of alienation, cynicism, cruelty and aggression. Analysis of the health, development of mental and physical qualities of children's shows too disturbing trends, which continue to deepen in the ontogenesis. Current conditions in the secondary schools seeking to early profilizatsii and advance education, to have negative effects on children.

It is therefore very urgent problem of developing new educational technologies positive upbringing young generation. Social order of society, objectively interested in the formation of a junior school needs, knowledge and skills of preserving and strengthening their health, almost did not find science-based software of the concept of recovery. Physical culture, performing prognostic and transform functions, is a unique means of personal, its ideals and needs.

Согласно современным представлениям об интегративном характере влияния физического воспитания на двигательный режим, процесс обучения, воспитания и формирования должен обеспечиваться взаимосвязью элементов целостной педагогической системы. Создание и функционирование этой системы происходит, как правило, на основе определенной концепции, включающей ряд основополагающих научно обоснованных и апробированных принципов и установок.

Концепция - системное описание объектов и действующих с ними явлений, способствующее пониманию, трактовке, выявлению руководящих идей и конструктивных принципов при организации различных видов деятельности.

Для того чтобы показать содержательный смысл системы формирования активного двигательного режима, нужно определить сущность ее компонентов и механизмы их взаимодействия, т.е. особенности структуры рассматриваемой системы, их взаимосвязь. Кроме того, концептуальные основы системы представлены целью, задачами, принципами и основными положениями, детерминирующими процесс формирования активного двигательного режима в системе физического воспитания.

Учитывая особенности возрастного периода детей, характеризующие психические, физические и духовно-нравственные проявления, в методологическую основу концепции формирования активного двигательного режима были включены результаты фундаментальных разработок в области педагогики, психологии и физиологии детского возраста.

Это позволило в итоге сформулировать представление о том, что система формирования активного двигательного режима ребенка до 6 лет - это множество взаимосвязанных педагогических элементов, образующих в своем единстве целостность, обеспечивающую последовательные действия родителя, педагога и ребенка.

В результате аналитико-синтетических исследований мы установили, что внутреннее строение системы формирования активного двигательного режима должны составить следующие компоненты или подсистемы: цель, задачи, принципы, системообразующий фактор (включающий двигательный

режим, технологии, развивающую среду и периоды адаптации), результат и показатели эффективности. Наряду с внутренним строением, такая структура предполагает и наличие строго определенных связей и отношений между всеми компонентами. Именно в этих связях и отношениях и происходит становление, развитие и функционирование системы, именно они определяют назначение той или иной педагогической системы.

Наглядно модель предлагаемой системы формирования двигательного режима ребенка до 6 лет представлена на рисунке 1. Данная система оптимизирована на выполнение такой цели, как формирование активного двигательного режима, а оценка достигнутого результата осуществляется по показателям адаптации ребенка в разные периоды жизни.

Система формирования активного двигательного режима состоит из трех уровней (прямая связь, технология решения, обратная связь):

- первый уровень системы составляют такие компоненты, как цель, задачи и принципы;

- второй уровень системы, или технология решения, включает в себя такие компоненты, как активный двигательный режим, периоды адаптации, развивающая среда, физкультурно-оздоровительные технологии, стимулирование двигательной активности;

- третий уровень системы характеризует обратную связь (результат) и показатели эффективности.

Подсистема «Периоды адаптации» включает в себя (в соответствие с номерами рисунка): антенатальный период (1); первый год жизни (2); период адаптации к дошкольному образовательному учреждению (ДОУ) - 3; процесс обучения в ДОУ (4).

Подсистема «Развивающая среда» характеризуется как пассивная среда (5) и активная среда (6).

Подсистема «Физкультурно-оздоровительные технологии» состоит из слагаемых: «Гимнастика до рождения» (7); методика Г. Домана (8); экспрессивная динамическая гимнастика (9); программа адаптации к ДОУ (10); методика «Динамические позы» (11).

Подсистема «Показатели эффективности» включает следующие критерии адаптации к условиям внешней среды: двигательный режим и его характеристики (объем, интенсивность, продолжительность) - 12; двигательная активность в антенатальном периоде (тест Пирсона, УЗИ, КТГ, доплерография) - 13; шкала Апгар (14); темпы формирования статических и динамических функций (15); мышечный тонус (16); заболеваемость (17); физическое развитие (18); уровень и тип двигательной активности (19); речевая плотность занятия (20).

Практическое воплощение данной концепции в процесс физического воспитания детей до 6 лет предполагает актуализацию следующих методологических подходов:

- деятельностный подход, предусматривающий непосредственное участие родителей детей как необходимое условие формирования активного двигательного режима в периоды: антенатальный и до начала посещения дошкольного образовательного учреждения;

- индивидуально-дифференцированный подход, учитывающий особенности уровня двигательной активности и типа подвижности;

- создание развивающей физкультурно-спортивной среды как основы стимулирования активного двигательного режима;

- координацию деятельности органов здравоохранения (в антенатальный период), дошкольных образовательных учреждений и родителей детей.

Четкое структурное оформление педагогической системы неразрывно связано с логикой ее функционирования. В рамках изложенной структуры осуществляются все взаимодействия родителей, детей и педагогов, которыми определяется ход педагогического процесса, ведущего к достижению поставленной цели.

Разработка концепции формирования активного двигательного режима ребенка в непрерывной системе образования состоит в формулировании принципов, раскрывающих ее теоретическую и методологическую сущность.

Основополагающим принципом системы формирования активного двигательного режима ребенка является природосообразное развитие физического потенциала человека, который строится на утверждении о том, что содержание, формы и условия физической активности человека, средства и методы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств должны быть согласованы с человеческой природой и законами ее развития (В.К Бальсевич, 2000). Этот принцип предопределяет многообразие форм физического воспитания на основе индивидуализации и дифференциации, что создает оптимальные условия для проявления задатков и развития способностей детей в избранных ими видах физической активности, выбора этих видов с учетом состояния здоровья, интересов и потребностей, уровня и типа подвижности.

Один из важных принципов государственной политики - непрерывность и преемственность физического воспитания различных возрастных групп - является обоснованием значимости воздействия на параметры двигательного режима начиная с периода антенатального, далее в раннем и дошкольном возрасте.

Среди общеметодических необходимо выделить принцип сознательности и активности. Сознательность - способность человека понимать объективные закономерности и осуществлять свою деятельность в соответствии с ними (имеет применение для оптимизации двигательной активности в антенатальном периоде и дошкольном возрасте). Активность - мера проявляемой человеком направленной деятельности, степень включения его в работу (основание для деления детей по уровню двигательной активности). Из перечисленных принципов вытекают следующие

требования: формирование устойчивого интереса и осмысленного отношения к двигательной активности, развитие самостоятельности, инициативы, стимулирование анализа самоконтроля и самокорректировки при выполнении физических упражнений.

Принцип единства внешне задаваемой деятельности с динамичным процессом внутренних изменений организма ребенка является основанием формирования потребности в высокой двигательной активности, приводящей к активному двигательному режиму, предполагающему включение в систему спортивно-ориентированного физического воспитания в школьном возрасте.

Принцип единства мировоззренческого, интеллектуального и двигательного (физического) компонентов в формировании человеческой индивидуальности как автономного и неповторимого человеческого существа, субъекта сознания и деятельности (Л.И. Лубышева, 2000). Последовательная реализация принципа единства образовательно-мировоззренческого, развивающе-интеллектуального и индивидуально-психофизического компонентов в системе формирования активного двигательного режима ребенка дает

основание более эффективно использовать содержание учебного материала, формы и методы внешне задаваемой деятельности для решения важнейшей задачи современного общества - формирования личной физической культуры человека.

Важнейшей методологической предпосылкой разработки концептуальных основ формирования активного двигательного режима послужило несоответствие содержания физического воспитания в его нынешнем виде общественно значимым приоритетам, социальному заказу, инновационным преобразованиям в физическом воспитании подрастающего поколения россиян. Так, в последнее время получила широкую поддержку информационно-образовательная кампания по развертыванию национальной системы спортивно ориентированного физического воспитания детей, подростков и молодежи России (В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, 2003, 2006).

В соответствии с рассмотренной педагогической методологией целью функционирования системы активного двигательного режима является формирование высокой потребности в движениях как основы воспитанияздорового, развитого физически, духовно и интеллектуально, самостоятельного и мобильного человека, активно приспосабливающегося к условиям внешней среды, предполагающей в дальнейшем включение в систему спортивно-ориентированного физического воспитания в школьном возрасте.

Так, учитывая специфические требования, предъявляемые к физическому потенциалу человека, его органическое единство с разными сторонами, формами и темпами становления и развития человеческой индивидуальности и жизнедеятельности, необходимо определить задачи формирования активного двигательного режима:

- оздоровительные (повышение сопротивляемости организма воздействию факторов внешней среды; укрепление опорно-двигательного аппарата; улучшение психомоторного развития);

- образовательные (овладение жизненно важными двигательными умениями и навыками; базовое образование в области физической культуры);

- воспитательные (выработка высокой потребности в движениях; формирование самостоятельности и основ личной физической культуры).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.