Научная статья на тему 'Концепция совершенствования системы налогового администрирования на основе построения баланса интересов государства и налогоплательщика'

Концепция совершенствования системы налогового администрирования на основе построения баланса интересов государства и налогоплательщика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
224
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК / УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ / БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ / ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ / TAX ADMINISTRATION / TAXPAYER / TAX EVASION / BALANCE OF INTERESTS / ATTRACTIVENESS OF TAX ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Найденов Алексей Сергеевич

В статье рассмотрена авторская концепция совершенствования системы налогового администрирования на основе построения баланса интересов государства как субъекта и налогоплательщика как объекта управления и потребителя общественных услуг. Рассмотрены сценарии реализации основных направлений концепции на основе индикативной оценки достижения целевых параметров: либеральный, административный и комплексный сценарий, учитывающий оптимальное сочетание мер как административного, так и экономического характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTION OF TAX ADMINISTRATION SYSTEM IMPROVEMENT ON THE BASIS OF BALANCING INTERESTS OF THE STATE AND TAXPAYERS [1]

The author’s conception of tax administration system improvement on the basis of balancing interests of the state (as a subject of administration) and a taxpayer (as an object of administration) is described in the article. The author considers scenarios of implementation of the conception on the basis of indicative assessment of target parameters’ achievement. The given number of scenarios includes the following: liberal, administrative, and complex that implements optimal combination of economic and administrative measures.

Текст научной работы на тему «Концепция совершенствования системы налогового администрирования на основе построения баланса интересов государства и налогоплательщика»

УДК 336.221 Найденов Алексей Сергеевич

кандидат экономических наук,

научный сотрудник Института экономики

Уральского отделения Российской академии наук

КОНЦЕПЦИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПОСТРОЕНИЯ БАЛАНСА ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВА И НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА [1]

Naydyonov Alexey Sergeyevich

PhD in Economics, Research Associate, Institute of Economics, Ural branch of the Russian Academy of Sciences

CONCEPTION OF TAX ADMINISTRATION SYSTEM IMPROVEMENT ON THE BASIS OF BALANCING INTERESTS OF THE STATE AND TAXPAYERS [1]

Аннотация:

В статье рассмотрена авторская концепция совершенствования системы налогового администрирования на основе построения баланса интересов государства как субъекта и налогоплательщика как объекта управления и потребителя общественных услуг. Рассмотрены сценарии реализации основных направлений концепции на основе индикативной оценки достижения целевых параметров: либеральный, административный и комплексный сценарий, учитывающий оптимальное сочетание мер как административного, так и экономического характера.

Ключевые слова:

налоговое администрирование, налогоплательщик, уклонение от уплаты налогов, баланс интересов, привлекательность налогового администрирования.

Summary:

The author’s conception of tax administration system improvement on the basis of balancing interests of the state (as a subject of administration) and a taxpayer (as an object of administration) is described in the article. The author considers scenarios of implementation of the conception on the basis of indicative assessment of target parameters’ achievement. The given number of scenarios includes the following: liberal, administrative, and complex that implements optimal combination of economic and administrative measures.

Keywords:

tax administration, taxpayer, tax evasion, balance of interests, attractiveness of tax administration.

Эффективность системы налогового администрирования определяется исходя из того, насколько согласованы интересы государства и налогоплательщика в ходе реализации налогового процесса, что, в свою очередь, характеризуется уровнем теневой экономики. В этой связи концепция направлена на разработку и внедрение инструментов и механизмов, которые в конечном итоге в силу экономических факторов должны приводить также и к снижению уровня теневой экономики. В этой связи учет динамики теневой экономики позволяет более точно оценить эффективность реализации отдельных мероприятий, направленных на совершенствование системы налогового администрирования.

Концепция включает в себя реализацию широкого спектра мер по следующим направлениям: экономико-социальные меры, правовые меры, административные меры, информационные (политические) меры.

Отличительной особенностью является использование международных инструментов противодействия теневой экономике. В этой связи предлагается решение комплекса задач, направленных на повышение эффективности международного сотрудничества:

- создание единых теоретико-методологических основ исследования, анализа, оценки и учета теневой экономической деятельности;

- гармонизация национального налогового, гражданского и финансового законодательства отдельных стран в соответствии с международными требованиями по противодействию уклонению от уплаты налогов;

- мониторинг международных финансовых потоков;

- создание единой информационной базы методов ведения теневой экономической деятельности и хозяйствующих субъектов, осуществляющих международную деятельность.

Предложен сценарный подход к прогнозированию последствий реализации указанной концепции:

- Административный - предполагает вмешательство государства и усиление его роли в регулировании социально-экономического развития и налоговой политики посредством методов

административного воздействия на налоговый механизм; приоритетность контрольных мероприятий, направленных на устранение возможных способов ведения теневой деятельности, а также наказания нарушителей фискальной дисциплины.

- Либеральный - включает в себя прежде всего реализацию мер экономического воздействия на объекты управления, то есть создания предпосылок для добровольного перевода теневой деятельности в официальный сектор экономики.

- Оптимальный - представляет собой интегральный сценарий развития, при котором предполагается одновременная реализация административного и либерального сценариев с последующим достижением синергетического эффекта по повышению привлекательности системы налогового администрирования для налогоплательщиков и, соответственно, снижения доли теневой экономики.

Такое сценарное прогнозирование является широко распространенным и доказавшим свою актуальность методом проектирования управленческих решений в сфере противодействия теневой экономики [2].

Для каждого сценария предложен перечень индикативных критериев достижения целевых ориентиров (таблица 1).

Комплексный сценарий реализации концепции является наиболее эффективным и целесообразным исходя из соотношения возможных рисков и ожидаемых результатов (таблица 2).

В качестве механизма реализации концепции предложено поэтапное реформирование системы налогового администрирования.

На первом этапе предлагается реализовать меры, направленные на нейтрализацию отрицательных тенденций и повышение эффективности регулирующей функции системы налогового администрирования. Выбор приоритетных направлений в рамках законодательно выделенных полномочий основан на оценках привлекательности сложившейся системы налогового администрирования для налогоплательщиков и удовлетворительности для реализации государственных функций.

На втором этапе предлагается продолжить осуществление мер, направленных на нейтрализацию отрицательных тенденций и повышение эффективности регулирующей функции системы налогового администрирования. Также для повышения эффективности регулирующей функции налогового администрирования предлагается создание Межрегионального правительственного центра разработки и внедрения единой налоговой политики с учетом региональных особенностей развития экономики отдельных регионов. Для этого формируются программно-целевые мероприятия, которые включают в себя:

- Диагностику эффективности регулирующей функции системы налогового администрирования.

- Прогнозирование экономического развития территорий вследствие изменений в системе налогового администрирования.

- Оценку результативности мероприятий по повышению эффективности регулирующей функции системы налогового администрирования.

На третьем этапе предлагается продолжить осуществление мер, направленных на повышение эффективности регулирующей функции системы налогового администрирования. На основе проведенного мониторинга возможна корректировка программно-целевых мероприятий.

Реализация предложенной концепции совершенствования системы налогового администрирования позволит улучшить не только налоговую систему и систему налогового администрирования, но и создаст предпосылки для динамичного и положительного роста национальной экономики.

Ссылки и примечания:

1. Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках целевого конкурса поддержки молодых ученых («Микроимитационное моделирование эффективности регулирующей функции налоговой системы»), проект № 12-32-01003а1.

2. Агарков Г.А. Теневая экономика региона: моделирование, анализ, противодействие. Екатеринбург, 2008.

- 143-

Таблица 1 - Количественная оценка целевых индикаторов выполнения сценариев реализации концепции повышения привлекательности системы налогового администрирования (исходные I целевые значения) за период 2014-2016 гг._____________________________________________________________________________________________

Целевой индикатор Курганская область Свердловская область Тюменская область Ханты-Мансийский АО Ямало-Ненецкий АО Челябинская область

Административный сценарий

Прибыль предприятий по отношению к объему отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг, % 4,0/9,0 11,0/21,0 25,0/27,0 36,0/40,0 1,3/19,0 3,0 / 25,0

Задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему, в % к доходам консолидированного бюджета региона 4,0/2,0 4,0/4,0 7,0 / 5,0 35,0 / 32,0 4,0/1,4 7,7 / 7,3

Показатель рентабельности проданных товаров, работ, услуг предприятий и организаций, % 7,3 / 7,5 10,0/16,0 18,0/27,0 18,0/31,0 14,0/21,0 7,0/15,0

Инвестиции иностранных инвесторов по отношению к объему отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг, % 6,6 / 7,3 26,0 / 38,0 11,0/22,0 8,0 / 22,0 217,0/76,0 90,0/41,0

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, в % от общей численности населения 16,8/16,8 10,1 /10,1 12,5/10,3 10,8/7,4 7,7 / 6,5 10,4/10,4

Количества выявленных правонарушений по результатам выездных налоговых проверок и проверок в сотрудничестве с органами внутренних дел, % 62,0 / 67,0 74,0 / 78,0 69,0/76,0 74,0 / 76,0 70,0 / 78,0 66,0 / 70,0

Либеральный сценарий

Реальный размер назначенных пенсий по отношению к среднедушевым доходам населения, % 52,8 / 75,0 37,9 / 54,0 25,3/36,0 27,3 / 39,0 21,8/31,0 40,9 / 58,0

Оборот малых предприятий в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг, % 69,7 / 42,8 35,1 /49,9 11,4/28,3 9,9/21,5 5,7 / 25,6 24,9/51,8

Прибыль предприятий по отношению к объему отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг, % 4,0/9,0 11,0/21,0 25,0/27,0 36,0/40,0 1,3/19,0 3,0 / 25,0

Количество арбитражных споров между налоговыми органами и налогоплательщиками к количеству крупных и средних предприятий и организаций 21,8/11,3 5,5 / 3,0 2,6 / 2,2 5,7 / 4,9 13,9/13,1 6,5/4,0

Оптимальный сцена оии

Индекс концентрации доходов (коэффициент Джини), % 0,40 / 0,38 0,43 / 0,42 0,46 / 0,45 0,43 / 0,42 0,43 / 0,42 0,40 / 0,37

Рост налогооблагаемой базы по налогу на прибыль предприятий, по отношению к объему отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг, % 17,8 / 32,9 17,9/31,4 9,4 /12,6 28,3/51,1 50,2 , 59,2 8,9 / 36,6

Доля инновационной продукции в общей структуре произведенных товаров, работ, услуг, % 1,4 / 5,8 4,8 / 8,8 0,7/1,5 0,7/1,2 0,8/ 1,1 1,4/2,9

Снижение количества правонарушений в сфере экономики к количеству крупных и средних предприятий и организаций на территории 3,1 /2,2 3,4 / 2,5 2,6/1,2 2,6/1,0 2,1 / 0,8 5,7 / 3,9

Таблица 2 - Относительное изменение показателей, характеризующих привлекательность системы налогового администрирования и объема теневых операций, связанных с уклонением от уплаты налогов, в результате реализации концепции по состоянию на 2020 г., %________________________________________________

Показатель динамики Курганская область Свердловская область Тюменская область Ханты-Мансийский АО Ямало-Ненецкий АО Челябинская область

Относительное изменение показателя

Административный сценарий

Привлекательность системы налогового администрирования, % 7,1 9,3 12,1 10,8 10,2 8,7

Объем теневых операций, связанных с уклонением от уплаты налогов, % -23 -19 -32 -38 - 16 - 17

Либеральный сценарий

Привлекательность системы налогового администрирования, % 9,2 12,9 11,4 6,7 6,8 12,1

Объем теневых операций, связанных с уклонением от уплаты налогов, % -33 -37 -22 - 18 -21 -34

Оптимальный сценарий

Привлекательность системы налогового администрирования, % 10,1 13,2 14,7 12,3 11,2 12,3

Объем теневых операций, связанных с уклонением от уплаты налогов, % -36 -42 -38 -43 -27 -34

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.