Научная статья на тему 'Направления повышения налогового потенциала республики Дагестан'

Направления повышения налогового потенциала республики Дагестан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
195
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / НАЛОГОВОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / НАЛОГОВАЯ БАЗА / КОЭФФИЦИЕНТ БЮДЖЕТНОЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ / НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ / MONITORING / BUDGETARY-TAX RELATIONS / TAX PROGNOSTICATION / TAX POTENTIAL / TAX RECEIPTS / TAX BASE / COEFFICIENT OF BUDGETARY EFFECTIVENESS / TAX MODES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Марченко Светлана Владимировна, Голубина Жанна Ивановна

Статья посвящена анализу и оценке налогового потенциала регионов, а также перспективам его развития. В работе обоснованы приоритетные направления повышения налогового потенциала регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF INCREASE IN TAX CAPACITY OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN

The paper is devoted to the analysis and estimation of tax potential of regions, and also to the prospects of its development. The paper substantiates the priority directions of increasing the tax potential of the regions.

Текст научной работы на тему «Направления повышения налогового потенциала республики Дагестан»

УДК 330

Марченко С.В.1 Голубина Ж.И.2

направления повышения налогового потенциала республики дагестан

Аннотация. Статья посвящена анализу и оценке налогового потенциала регионов, а также перспективам его развития. В работе обоснованы приоритетные направления повышения налогового потенциала регионов.

Ключевые слова: мониторинг, бюджетно-налоговые отношения, налоговое прогнозирование, налоговый потенциал, налоговые поступления, налоговая база, коэффициент бюджетной результативности, налоговые режимы.

Marchenko S.

Golubina I.

DIRECTIONS OF INCREASE IN TAX CAPACITY OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN

Abstract. The paper is devoted to the analysis and estimation of tax potential of regions, and also to the prospects of its development. The paper substantiates the priority directions of increasing the tax potential of the regions.

Keywords: monitoring, budgetary-tax relations, tax prognostication, tax potential, tax receipts, tax base, coefficient of budgetary effectiveness, tax modes.

Налоговый потенциал выступает существенной составляющей бюджетно-налоговой системы государства. Степень трансформации налоговой базы территории в налоговые доходы бюджетной системы органов даёт возможность реализовывать свои функции и повлиять на хозяйственные процессы в обществе.

В настоящее время не уделяется должного внимания к изучению проблематики, касающейся налогового потенциала региона. При анализе налогового потенциала чаще всего игнорируется вопрос экономического и социального развития территорий. При этом основной смысл закладывается в фискальную

функцию государства. Не учитываются при оценке налогового потенциала уровень развития налоговой системы, взаимоотношения с хозяйственным сектором и внутренние процессы.

Среднесрочное налоговое прогнозирование на федеральном и субфедеральном уровне включает при анализе налогового потенциала постановку целевых ориентиров и дефиницию конкретных параметров, которые являются самостоятельными решениями субъекта федерации. Для каждого публично-правового образования существуют собственные особенности отбора целевых установок и их количественных значений, учет которых

1 Марченко Светлана Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, заместитель директора по учебно-методической работе, ЧПОУ «Северо-Кавказский колледж инновационных технологий», e-mail: 89283740781@ mail.ru

Svetlana Marchenko, Ph.D. in Economics, Associate Professor, Deputy Director on educational work of North-Caucasus College of innovative technologies, e-mail: 89283740781@mail.ru

2 Голубина Жанна Ивановна, кандидат экономических наук, доцент, преподаватель ЧПОУ «Северо-Кавказский финансово-энергетический техникум», e-mail: grei63@yandex.ru, т. 89293498588

Zhanna Golubina, Ph.D. in Economics, Associate Professor, North Caucasus Financial and Energetic College, e-mail: (grei63@yandex.ru), t ( 89293498588)

обеспечивает приемлемые условия действия обратной связи а, следовательно, увеличивает ответственность за качество работы финансовых органов перед населением. Способствовать развитию региональной налоговой статистики будет проведение оценки по показателям качества работы региональных властей, несовершенство которой выступает значительным препятствием к применению актуального методического инструментария управления налоговыми базами и прогрессом территории в целом [9].

В настоящее время фискальное регулирование сводится к регулированию отношений между бюджетами. При этом с целью повышения эффективности развития бюджетно-налоговой системы целесообразно оптимизировать механизм разграничения фискальных полномочий и ответственностей между финансовыми органами различных уровней. В период замедления экономического роста первоочередной проблемой налогового федерализма выступает разграничение доходных полномочий бюджетов различных уровней с распределением полномочий по иерархии власти, опираясь на принцип закрепления за уровнем власти, способным реализовывать их с максимальной результативностью. Такое разделение расходных полномочий целесообразно в той мере, в которой она позволяет осуществлять государственные функции с наибольшей эффективностью применения финансовых ресурсов.

С целью обеспечения среднесрочного налогового прогнозирования во взаимосвязи со стратегическим требуется наличие устойчивых институтов. В связи с этим приоритетные направления развития налоговых баз должны опираться на определение требований к организационной структуре системы, на нормативно-законодательное обеспечение, на механизм мониторинга и на оценку уровня реализации стратегии.

В условиях перехода на долгосрочное стратегирование появляется необходимость увеличения горизонтов налогового прогнозирования с целью предупреждения угроз в условиях замедления экономического роста. Долгосрочное прогнозирование дает возможность следовать приоритетным задачам 164

на основе результативной оценки требуемых ресурсов для их реализации и дефиниции возможных источников создания налоговых ресурсов.

Концепция развития субфедерального налогового прогнозирования основывается на целевой функции роста эффективности менеджмента налоговыми ресурсами территорий и максимальной эффективности в достижении планируемых показателей налогового потенциала. Концептуальные тезисы основываются на исполнении формализованного организационно-финансового механизма регионального налогового прогнозирования, применении комплексного подхода к выполнению функций, задач, финансовых органов и созданию системы показателей устойчивого регионального развития для обеспечения контроля за достижением определенных индикаторов.

В этой связи в процессе разработки программ необходимо установить критерии влияния целевой программы на производственную базу На их базе характеризуется влияние программы на такие показатели, как уровень производства в республике, а также интерес частных инвесторов к целевой программе. При такой оценке необходима разработка программ содействия модернизации субфедеральной инфраструктуры, а также отдельным категориям организаций-плательщиков.

В процессе налогового администрирования увязка интересов государства и налогоплательщиков имеет своей целью результативное взаимодействие субъекта и объекта управления в лице налогоплательщиков и создаваемых ими звеньев экономической среды. А это позволяет осуществить в процессе налогового менеджмента основные характеристики объекта, которые необходимы для ускоренного развития системы, образуя эффект взаимодействия за счет интеграции целей субъекта и объекта менеджмента [7].

Учитывается тот факт, что налоговое администрирование должно быть устремлено на решение социальных и экономических задач с учетом интересов налогоплательщиков.

Большинству имеющихся методик, которые применяются для оценки теневого производства, присущи следующие такие несовершенства как игнорирование территориальных,

производственных особенностей и организационно-правовых особенностей ведения предпринимательской деятельности. Представляется недостаточно доказанным использование данных об итогах контрольных мероприятий по НДС с целью определения скрытой величины продукции, что связано с тем, что уклонение от уплаты налогов возможно не только с сокрытием выручки, но и с включением в себестоимость фиктивных затрат.

В результате, это не разрешает учесть теневую деятельность налогоплательщиков, которые применяют специальные налоговые режимы.

К примеру, важной характеристикой экономики Республики Дагестан выступает низкое влияние налоговой политики на динамику теневой деятельности.

Общая схема инструментов прогнозирования объема теневых операций, которые связаны с уклонением от уплаты налогов изображена на рис. 1.

В основе применяемого инструментария лежит экономико-математическая модель теневой экономической деятельности под действием трансформаций в социально-экономической среде региона.

1. Расчет зависимой переменной

Методика оценки объема теневых операций, связанных с уклонением от уплаты налогов

ж

X

к

о

о

о

о

&

и Он м к

о с;

к 03

к ас

о 03

к

Я"

к

е;

и

съ

съ

о

X

СП

2. Расчет независимых переменных

Определение перечня индикаторов социально-экономической среды, способных оказать влияние не динамику теневой активности

Выявление значимых факторов

Снижение размерности многомерных данных

Построение функционала зависимости объема операций, связанных с уклонением от уплаты налогов

Прогнозирование объема теневых операций, связанных с уклонением от уплаты налогов

Рисунок 1 — Схема инструментария прогнозирования объема теневых операций под влиянием изменений в социально-экономической среде региона

Таким образом, прогнозирование объема теневого сектора экономики сводится к решению таких задач как:

1) оценка масштабов теневого сектора в деятельности экономических субъектов рассматриваемых регионов.

2) отбор индикаторов, которые характеризуют факторы социально- экономической среды, влияющих или способных его оказать на динамику теневой активности налогоплательщиков в конкретном регионе.

3) построение экономико-математической модели взаимовлияния внутрирегиональных социально-экономических факторов и динамики теневой активности налоговых агентов территории.

4) прогнозирование динамики теневого сектора экономики регионов.

Индикаторы, учитывающие состояние социально- экономической среды региона, представлены на рис. 2.

Рисунок 2 - Индикаторы, позволяющие учесть состояние социально-экономической среды региона

Полученные результаты об имеющимся и вого прогнозирования. А это даст возможность прогнозном уровне уклонения от уплаты нало- научно обосновать приоритетные курсы модер-гов позволят уточнить существенные проблемы низации механизма налогового прогнозирова-и несовершенства имеющейся системы налого- ния с целью его совершенствования.

Таблица 1 - Целевые индикаторы роста налоговых доходов при снижении доли теневой экономики Республики Дагестан

Наименование показателя 2015 год 2020 год 2025 год

Уменьшение доли «теневого» бизнеса Республики Дагестан, % 30,0-20,0 25,0-20,0 20,0-15,0

Увеличение доли малого и среднего бизнеса в ВРП республики, % 13,5 20,0 40,0

Увеличение доли налогов малого и среднего бизнеса в консолидированном бюджете республики, % 4,9 20,0 40,0

Эффективность системы налогового прогнозирования складывается исходя из согласованности интересов государства и налогоплательщика в процессе реализации налогового процесса, что может быть охарактеризовано уровнем теневой экономики. Концепция предполагает разработку и внедрение инструментария, который, в конечном итоге приведет к снижению уровня теневой экономики.

Концепция включает осуществление широкого спектра мер по таким направлениям как: экономико-социальные, правовые, административные и информационные [8].

Особенностью выступает использование международных инструментов противодействия теневой экономике. Поэтому целесообразно решить комплекс задач, которые будут направлены на увеличение эффективности международного сотрудничества в вопросе противодействия теневой экономике:

1) основание единых теоретико-методических основ анализа, оценки и учета тенденций теневой экономической деятельности;

2) гармонизация национального бюджетно-налогового, законодательства отдельных стран в корреспонденции с международными запросами по противодействию уклонению от уплаты налогов;

3) согласование деятельности финансовых органов, направленной на противодействие теневой экономической деятельности.

Сценарный подход к прогнозированию следствий исполнения концепции улучшения механизма налогового прогнозирования можно систематизировать на:

- административный, предполагающий вмешательство государства и углубление его роли в регулировании налоговой политики путем применения административного воздействия на сам налоговый механизм; гла-

венство контрольных мероприятий, которые направлены на ликвидацию возможных способов осуществления теневой деятельности;

- либеральный, включающий, в первую очередь, меры экономического воздействия на объект управления, создание предпосылок для добровольного перехода теневой экономики в официальный сектор экономики;

- оптимальный, являющийся интегральным сценарием развития, при котором намечается одновременное осуществление административного и либерального сценариев [7].

Оптимальный сценарий реализации концепции будет более эффективным и целесообразным, отталкиваясь от соотношения

Для этого необходимо определить целевые мероприятия, которые будут включать в себя:

1) диагностику эффективности функции налогового прогнозирования;

2) прогнозирование экономического развития территорий вследствие трансформации системы налогового администрирования;

3) оценку эффективности мероприятий, направленных на повышение действенности системы налогового администрирования.

На третьем этапе (2021-2022 годы) следует продолжить осуществление мер, которые бу-

вероятных рисков и ожидаемых последствий (табл. 2).

В качестве механизма реализации концепции развития налогового прогнозирования предложено поэтапно реформировать систему налогового прогнозирования.

На первом этапе необходимо реализовать меры, устремленные на нейтрализацию отрицательных тенденций и рост действенности регулирующей функции налогового администрирования [8]. На втором этапе предлагается создание Межмуниципального центра разработки и внедрения единой налоговой политики с учетом особенностей развития экономики республики Дагестан.

дут направлены на повышение эффективности системы налогового прогнозирования. На основе мониторинга возможна корректировка программно-целевых мероприятий.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что налоговый потенциал должен стать основой для формирования налоговых поступлений. Поэтому необходимо продолжить исследования, направленные на изучение процесса формирования налогового потенциала как одной из важнейших составляющих бюджетных возможностей региона.

Таблица 2 - Относительное изменение показателей, которые характеризуют объем теневых операций, связанных с уклонением от уплаты налогов в 2018 г., %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатель динамики Относительное изменение показателя

Административный сценарий

Объем теневых операций, связанных с уклонением от уплаты налогов, % - 33,0

Либеральный сценарий

Объем теневых операций, связанных с уклонением от уплаты налогов, % - 53,0

Оптимальный сценарий

Объем теневых операций, связанных с уклонением от уплаты налогов, % - 56,0

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145 ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 03.08.1998. - № 31. - Ст. 3823 (в ред. от 28.12.2016 г.) URL: http://consultant. ru/.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51 ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994. - № 32. - Ст. 3301 (в ред. от 28.12.2016 г.) URL: http://consultant.ru/

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14 ФЗ // Соб-

рание законодательства РФ. 29.01.1996. № 5. Ст. 410 (в ред. от 23.05.2016 г.) URL: http:// consultant.ru/.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 г. № 146 ФЗ // Собрание законодательства РФ. 03.12.2001. № 49. Ст. 4552 (в ред. от 03.07.2016 г.) URL: http:// consultant.ru/

5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146 ФЗ // Собрание законодательства РФ. № 31. 03.08.1998. Ст. 3824 (в ред. от 28.12.2016 г.) URL: http:// consultant.ru/

6. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г. ФЗ № 117 // Собрание законодательства РФ. 07.08.2000. № 32. Ст. 3440 ред. от 28.12.2016 г.) URL: http:// consultant.ru/

7. Горавский И.В. Налоговый потенциал в механизме межбюджетных отношений // Финансы. 2017. № 6. С. 27-30.

8. Коломиец А.Л. Анализ концептуальных подходов и методов оценки налогового потенциала

регионов // Налоговый вестник. 2017. № 2. С. 3-5.

9. Симонов А.Ю. Налоговый потенциал // Молодой ученый. 2014. № 1. С. 423-425.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.