Научная статья на тему 'Концепция социального конструирования реальности в применении к исследованию здорового образа жизни'

Концепция социального конструирования реальности в применении к исследованию здорового образа жизни Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-NC-ND
222
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / ОБРАЗ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Белова Наталья Ильинична

В статье рассматривается конструирование здорового образа жизни через призму концепции социального конструирования реальности. Автором предлагается и описывается структура социального конструирования здорового образа жизни, включающая в себя: объект конструирования; элементы конструирования; процессы конструирования; характер конструирования; условия и факторы конструирования; агенты конструирования; цели конструирования; способы конструирования; образцы конструирования; механизмы поддержания результатов конструирования; уровни конструирования; формы как результаты конструирования; последствия конструирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social designing of a healthy way of life

Construction of healthy life-style in the light of conception of social construction of reality is considered in the article. The author proposes and describes the structure of social construction of healthy life-style, including: object, elements, type, process, conditions and factors, agents, methods, forms and consequences of construction.

Текст научной работы на тему «Концепция социального конструирования реальности в применении к исследованию здорового образа жизни»

Социология медицины

Н.И. Белова

КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ РЕАЛЬНОСТИ В ПРИМЕНЕНИИ К ИССЛЕДОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

В статье рассматривается конструирование здорового образа жизни через призму концепции социального конструирования реальности. Автором предлагается и описывается структура социального конструирования здорового образа жизни, включающая в себя: объект конструирования; элементы конструирования; процессы конструирования; характер конструирования; условия и факторы конструирования; агенты конструирования; цели конструирования; способы конструирования; образцы конструирования; механизмы поддержания результатов конструирования; уровни конструирования; формы как результаты конструирования; последствия конструирования.

Ключевые слова: социальное конструирование, здоровье, образ жизни.

В данной статье мы рассмотрим основные процессы социального конструирования здорового образа жизни, опираясь на феноменологический анализ (П. Бергер, Т. Лукман, А. Щюц) и его модификации в современной российской социологии1. Опыт показывает, что идеи феноменологического анализа могут использоваться в прикладных исследованиях различных целевых аудиторий как базовый методологический принцип, например, в работах отечественных авторов при изучении проблем инвалидности (Е.Н. Ким, М.Н. Реут, М.Ю. Сусловой, Н.В. Васильевой), при изучении проблем детства (С.Н. Щегловой)2.

Объектом конструирования выступает социальный универсум - здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни как социальный универсум сконструирован в совокупность элементов социальной реальности: объектов, событий, социальных процессов и социальных институтов, находящихся в сложной взаимосвязи и в целостности формирующих его элементов. Эта

Н.И. Белова

взаимосвязь воспроизводит особый способ и стиль жизни, способствующий сохранению и укреплению физического, психического и социального здоровья с момента рождения человека и в течение всей его жизни.

Актуальными характеристиками здорового образа жизни в различные исторические эпохи или в отдельных культурах являются универсальные элементы здорового образа жизни (универсалии) - мероприятия, направленные на сохранение, укрепление и восстановление здоровья. К таким универсалиям относят рациональное питание; адекватную двигательную активность; закаливание; позитивное поведение в отношении психического здоровья; уход за телом, одеждой; поддержание гигиенических условий быта; соблюдение рационального режима труда и отдыха; сексуальное поведение, не наносящее ущерб здоровью; воздержание от курения, злоупотребления алкогольными напитками, лекарственными средствами; неупотребление наркотиков; позитивное экологическое поведение. Совершая либо не совершая такие действия, индивиды будут восприниматься как типы, ведущие здоровый или нездоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни конструируется при помощи процессов опривычивания (хабитуализации), типизации, объективации, институционализации и легитимации.

В результате процесса опривычивания и типизации формируется бинарная конструкция: здоровый - нездоровый образ жизни, а поведение индивидов становится контролируемым и предсказуемым. Институционализированное поведение включает в себя роли. При этом можно выделить диаметрально противоположные: роль человека, ведущего здоровый образ жизни, и человека, ведущего нездоровый образ жизни. Причем первую могут выполнять как индивиды, являющиеся здоровыми (практически здоровыми) в физическом, психическом и социальном плане, так и имеющие нарушения здоровья. Роль человека, заботящегося о своем здоровье посредством ведения здорового образа жизни, позволяет ему успешнее выполнять ролевой набор -работника, семьянина, гражданина.

Следующий процесс, при помощи которого происходит конструирование здорового образа жизни, - легитимация, т. е. «способы его "объяснения" и оправдания». Легитимация использует язык как свой главный инструмент. Язык формирует «лингвистически обозначенные семантические поля и смысловые зоны», в рамках которых можно «объективировать, сохранять и накапливать биографический и исторический опыт». В результате такого накопления составляется социальный запас

Концепция социального конструирования реальности...

знаний, передающийся от поколения к поколению - совокупность правил поведения, моральных принципов и предписаний, пословицы и поговорки, ценности и верования, мифы и тому подобное. К этому уровню можно отнести все когниции и стереотипы, которые стали неотъемлемой частью массового сознания, например: «здоровый образ жизни могут вести только те, у кого много денег»; «ведут здоровый образ жизни люди, у которых ранее были или имеются в данный момент нарушения здоровья, т. е. больные люди»; «здоровый образ жизни ведут пожилые люди, стремящиеся продлить годы жизни, и т. п.».

Следующие уровни легитимации представлены научными направлениями, которые изучают здоровый образ жизни. Ярким примером является такое научное направление и дисциплина, как «валеология», в рамках которой рассматривается формирование здорового образа жизни посредством гигиенического воспитания.

В качестве специальных организаций, призванных институционализировать здоровый образ жизни, мы выделяем здравоохранение, призванное его формировать у различных групп населения; специализированные учреждения, предоставляющие услуги по реализации отдельных аспектов здорового образа жизни - фитнес-клубы, бассейны и др.

Социальное конструирование здорового образа жизни может носить эволюционный характер через последовательное и постепенное включение всех процессов конструирования или революционный характер, когда происходят глубокие и быстрые трансформации (в терминах П. Бергера и Т. Лукмана, альтернации), которые приводят к тотальным изменениям всего социального универсума или его отдельных сфер.

Примером быстрых преобразований в здоровом образе жизни является ситуация в Европе и Северной Америке во второй половине прошлого века. Рост количества заболеваний, вызванных образом жизни (в первую очередь онкозаболеваний и сердечно-сосудистых), привел к необходимости поиска и устранения факторов, способствующих развитию таких заболеваний. Массированное внедрение здорового образа жизни в 1970-е годы в США, Японии, Финляндии, ФРГ и Канаде позволило снизить смертность от сердечно-сосудистой патологии, главной формы хронической неинфекционной заболеваемости, почти на 40%.

На глубокие конструкциональные изменения здорового образа жизни оказывают огромное влияние социальные, экономические, политические, экологические и информационные факторы. Например, изменение уклада жизни меняет представле-

Н.И. Белова

ния людей о внешнем идеале человека, ведущего здоровый образ жизни и, соответственно, являющегося здоровым.

Велико влияние информационных факторов на формирование здорового образа жизни. Например, медицинское просвещение изменило представление людей о правильном (здоровом) питании и позволило выявить и осознать связь между разными типами питания и болезнями, продолжительностью жизни.

Условиями и факторами социального конструирования здорового образа жизни могут выступать изменения материальной среды, связанные прежде всего с социально-экономическими процессами; трансформации коллективного поведения и др. Изменения внешних условий могут иметь своим следствием не только конструирование какого-то нового элемента, но и легитимирующее закрепление некоторых традиций. Если изменения некоторых внешних условий несут в себе угрозу, то государство от имени общества берет на себя функции создания специальных легитимирующих действий, сдерживающих данные опасности. Так, в настоящее время приняты и действуют особые правила и законы, ограничивающие или запрещающие употребление алкоголя, табакокурения, наркотических веществ и т. п.

Социальное конструирование здорового образа жизни ведется через агентов конструирования: отдельных индивидов или социальные организации. Под их влиянием формируются навыки ведения здорового образа жизни и социальные нормы.

Цели конструирования здорового образа жизни могут быть рациональными или иррациональными (или, как их называет В. Парето, закономерными и алогичными). К рациональным целям, по нашему мнению, относится стремление к улучшению состояния психофизического здоровья, продолжительности и качества жизни (как со стороны государства, так и со стороны отдельно взятого человека). К иррациональным целям - пропаганда здорового образа жизни для получения, прежде всего, коммерческой выгоды.

В качестве механизмов поддержания конструируемого универсума «здоровый образ жизни» можно выделить социальные нормы и санкции, презентируемые обществу через традиции, религиозное сознание, идеологию и закон, через произведения литературы и искусства. Культурные образцы, на основании которых осуществляется действие механизмов, могут быть представлены в вербальной и невербальной формах посредством фольклора, мифологии, искусства, религии, научных и идеологических проектов, новаторских социальных практик, законотворческой деятельности и др.

Концепция социального конструирования реальности...

В качестве способов конструирования здорового образа жизни используются различные методы и механизмы. Среди основных методов можно выделить методы анализа и синтеза, дедукции и индукции, экстраполяции, построения аналогий, проб и ошибок. Конструирование здорового образа жизни проходит на макро- и микроуровнях. Оно обладает объективными количественными и качественными характеристиками. Процессы, происходящие на макро- и микроуровнях, находятся в постоянной взаимосвязи.

При рассмотрении здорового образа жизни как результата социального конструирования нами фиксируются его институционализированные и неинституционализированные формы. В современном российском обществе формирование здорового образа жизни представлено в двух выделяемых формах. К первой относится государственная политика в области формирования здорового образа жизни, а также социальная инфраструктура для его поддержания, ко второй - «народные» методы укрепления и поддержания здоровья.

В свою очередь, изменения социального универсума имеют определенные последствия для всего общества и ведут к изменениям социально-культурных моделей поведения, структуры заболеваемости и состава населения и др. Например, такие изменения могут повлиять не только на воспроизводство населения, точнее будет сказать, на тип воспроизводства (расширенное, суженное и простое), но и на качество здоровья последующих поколений.

Примечания

Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. М.: Медиум, 1995. 323 с. Щеглова С.Н. Детство как социальный феномен (Концепция социального конструирования детства): автореферат на соискание ученой степени доктора социологических наук: (22.00.04) // С.Н. Щеглова; [Ин-т молодежи]. М., 1999. 45 с.

1

2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.