ГРИГОРАШ Олег Федорович, пресс-секретарь ОАО «Архангельскгеолдобыча»
ЧЕМЕРИС Марина Валерьевна, специалист по работе со СМИ ОАО «Архангельскгеолдобыча»
КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ ОАО «АРХАНГЕЛЬСКГЕОЛДОБЫЧА»
Корпоративная социальная ответственность, информационная открытость, местное сообщество, максимально эффективный имидж компании
Понятие «социальная ответственность бизнеса» сформулировано в середине прошлого века. Оно подразумевает ситуацию, согласно которой бизнес, помимо соблюдения законов и производства качественного продукта, добровольно берет на себя дополнительные обязательства перед обществом, вносит значительный вклад в улучшение качества жизни людей.
Проявление социальной ответственности бизнеса в Соединенных Штатах Америки и Западной Европе в ХХ в. прошло в своем развитии три этапа:
- первый (60-е - сер. 70-х гг.) характеризовался расцветом традиционной филантропии или благотворительности; помощь наиболее незащищенным категориям населения, учреждениям культуры выделялась в виде натуральных или денежных пожертвований на
основе личных симпатий руководителя; деловая и социальная активность были максимально разграничены;
- второй (сер. 70-х - нач. 80-х гг.) - становление стратегической филантропии - отличался готовностью получить оптимальную прибыль вместо максимальной и нацеленностью на решение социальной проблемы, а не борьбу с ее результатами. Бизнес демонстрировал желание увязать решение социальных проблем со стратегическими целями самой корпорации;
- третий (кон. 80-х гг.) - развитие концепции социальных инвестиций. За счет совместной работы коммерческого, некоммерческого и государственного секторов решаются актуальные социально значимые проблемы местных сообществ. Причем главенствующий фактор - сохранение бизнес-выгоды успешно сочетается с интересами каждого из партнеров.
Корпоративная социальная ответственность (обзор опыта международных нефтяных компаний)
Компания ПАКК провела исследование, направленное на изучение и сравнение опыта корпоративной социальной ответственности (КСО) международных и российских нефтяных компаний. Краткий обзор этого исследования был опубликован в журнале «Бизнес и общество»1.
В международном понимании КСО трактуется как добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума. При этом западные компании отнюдь не воспринимают КСО как благотворительную деятельность. В мировой практике деятельность в области КСО трактуется как прагматичное направление бизнеса и является одним из инструментов, который позволяет, во-первых, повышать деловую репутацию бизнеса, капитализацию компании, устанавливать эффективные и сбалансированные отношения со всеми заинтересованными сторонами - государством, акционерами, потребителями, персоналом, партнерами, местными сообществами; во-вторых, эффективно управлять непроизводственными рисками, возникающими в процессе взаимодействия с заинтересованными сторонами.
Таким образом, сфера КСО включает управление деятельностью компании в области экологии, промышленной безопасности и охраны труда, развития персонала, внешней социальной деятельностью.
Любая успешная компания опирается в своей деятельности прежде всего на единую стратегию развития бизнеса. Бизнес-стратегии определяют бизнес-цели верхнего уров-
ня, к которым стремится компания в своем развитии. Примерами таких целей могут служить:
• рост рыночной капитализации компании;
• лидерство в одной или нескольких сферах деятельности;
• захват новых рынков и диверсификация;
• повышение доходности бизнеса;
• выход из кризисной ситуации/улучшение положения компании.
Практика ведущих зарубежных компаний показывает, что корпоративная социальная ответственность также рассматривается через призму стратегических бизнес-целей. В первую очередь это выражается в выборе тех заинтересованных сторон, отношения с которыми являются для компании приоритетными. Такой выбор определяет, какими конкретно методами будет пользоваться компания в процессе управления КСО. Ведь каждая группа заинтересованных сторон имеет собственные ожидания относительно деятельности компании, и именно на этих ожиданиях базируется их отношение к компании.
Связь стратегических целей нефтяных компаний и их стратегии в области КСО. Как свидетельствует практика успешных западных компаний, все они серьезно подходят к работе в области КСО и воспринимают ее как стратегическое направление деятельности. Компании фиксируют свои намерения в программных документах и публично их предъявляют. Большинство исследуемых западных компаний имеет разработки, связанные с политикой в области сохранения здоровья, безопасности и экологии (BP, ENI S.P.A., Conoco Phillips, Exon Mobil).
Среди зарубежных компаний также получила распространение практика создания Комитетов по социальной ответственности при совете директоров. Данные комитеты составляют ядро системы управления КСО и имеются в компаниях Royal Dutch/Shell, BP, PetroChina. Кроме того, в Совете директоров может быть введена должность вице-президента по КСО, как, например, в компаниях Conoco Phillips и ENI S.P.A. То есть деятельность в сфере КСО выводится на уровень ответственности топ-менеджмента.
Таким образом:
• В мире устойчивой тенденцией является формирование управления КСО как самостоятельного и важного направления деятельности компаний. Приоритеты в сфере КСО зависят от системы стратегических целей компании.
• Наблюдается повышение влияния корпоративной социальной ответственности компаний на рост их рыночной стоимости (капитализации). Это подтверждается появлением в последнее время сразу нескольких фондовых индексов социальной ответственности. Согласно данным Social Investment Forum, в США в 2003 г. каждый девятый доллар, находящийся в профессиональном финансовом управлении, инвестировался с учетом показателей социальной ответственности компаний. В целом же на долю социально ответственного инвестирования приходится 11,3% всех инвестиций. Этот вид инвестирования отличается высокими темпами развития и в США, и в Европе.
• Отсутствие стратегических (публично заявленных) приоритетов в области КСО может приводить к снижению эффективности социальной деятельности компаний.
Информационная открытость в области КСО и ее связь со стратегическими целями
компаний. Компании не только публично освещают стратегические намерения, но и публикуют отчеты в области КСО, что позволяет им быть информационно открытыми и прозрачными для международного сообщества.
По данным Standard & Poor’s, в нефтегазовой отрасли весьма высокие показатели транспарентности. Результаты исследования информационной прозрачности Pricewaterhouse Coopers показывают, что добровольное раскрытие информации сверх законодательных требований к отчетности приводит к росту капитализации на 20-30%.
Капитализация является главным инструментом привлечения реальных инвестиций. Эффективный менеджмент, транспарентность, соответствие международным стандартам корпоративного поведения и финансовой отчетности - важнейшие основания роста капитализации.
Конечно, информационная открытость в области КСО оказывает менее значительное влияние на капитализацию компании, чем информационная открытость в области корпоративного управления, однако она также является существенным фактором формирования деловой репутации компании.
Если говорить о капитализации российских компаний, то главным признаком ее роста является факт их присутствия в списках крупнейших мировых корпораций. Есть рост
- значит, компания более прозрачна и ее корпоративное поведение более эффективно, предсказуемо, соответствует мировым стандартам.
Зависимость степени информационной открытости от направления стратегии. Несмотря на то, что компании в области КСО ведут деятельность по широкому спектру направлений, не вся информация об этой деятельности ими публично предъявляется. Анализ ин-
формационной открытости международных нефтяных компаний показал, что выбор областей деятельности в сфере КСО, в которых компания стремится быть открытой, зависит от:
• направленности стратегических целей компании (вовне или внутрь);
• приоритетной группы заинтересованных лиц, максимально оказывающей влияние на достижение целей.
Среди стратегических ориентиров нефтяных компаний следует выделить два типа целей:
• цели, направленные вовне, например, стремление стать лидером отрасли; с этой точки зрения деятельность в области КСО является конкурентным преимуществом компании;
• цели, направленные внутрь компании,
например, соблюдение интересов акционеров, повышение эффективности деятельности. При таком подходе КСО является средством минимизации рисков от воздействия внешней среды - непроизводственных рисков.
Как правило, в стратегиях компаний в том
или ином виде присутствуют цели обоих видов - как «внешние», так и «внутренние». Поэтому социальная деятельность компаний также рассматривается в обоих указанных аспектах.
Характерной особенностью исследуемых западных нефтяных компаний можно назвать то, что общими приоритетными направлениями деятельности в области КСО для них являются:
• развитие регионов;
• образование.
Это подтверждается значительным размером средств, выделяемых компаниями на реализацию мероприятий по этим направлениям. Например, в 2001 г. расходы Exon Mobil на развитие регионов составили 43,3 млн долларов, на образование - 24,6 млн долларов, в то время как на экологию компания за этот же период потратила 8 млн долларов. Такая расстановка приоритетов обусловлена тем, что компании стремятся обеспечить стабильность ситуации в регионах экономической деятельности и максимально снизить риски для бизнеса, связанные с внешней средой.
Приоритеты в сфере КСО российских компаний
Цели социальной деятельности российских компаний. Социальная деятельность ряда российских нефтяных компаний пока носит скорее популистский характер, направлена на укрепление имиджа и не воспринимается как стратегическое направление деятельности. Для нее характерно следующее:
• Несмотря на то, что российские компании осознают необходимость социальной активности и многие из них готовы на дополнительные траты, в настоящий момент КСО не рассматривается как одно из важнейших направлений, напрямую связанное с единой стратегией бизнеса.
• Как правило, российские компании воспринимают социальную деятельность как источник информационных поводов для повышения собственного имиджа и формирования общественного мнения в регионах деятельности. В некоторых случаях выбор приоритетов при определении сфер социальной деятельности зависит оттого, насколько это привлечет внимание общественности, а также от личных предпочтений руководителей компании.
• Не все российские компании пришли к пониманию необходимости информационной открытости.
• В российских компаниях деятельность в области КСО во многих случаях не имеет высокого статуса и осуществляется как побочная, на уровне начальников управлений и отделов.
Российские тенденции в области КСО.
Несмотря на перечисленные недостатки организации социальной деятельности отечественных компаний, в последнее время здесь произошли важные изменения и наметилось несколько позитивных тенденций. В частности, приход на российский рынок ВР - одного из лидеров в области КСО - может привести к тому, что наиболее прогрессивной, с точки зрения КСО, отраслью в ближайшее время станет нефтяная.
Таким образом, наблюдаются следующие тенденции:
• Имидж социально ответственной компании приобретает все большую популярность.
• Растет число компаний, которые осознают, что КСО - это не только имидж, но еще и вложения, которые окупятся в долгосрочном плане (в долгосрочной перспективе или в будущем).
• Приход иностранных компаний в Россию, а также выход российских компаний на западные рынки фактически будет означать привнесение в отечественную экономику общепринятых норм и стандартов в области КСО.
Весьма показателен опыт «Лукойла». Как сообщили журналу «Финанс» в пресс-службе компании, благотворительная стратегия «Лукойла» заключается в ведении социально ответственного бизнеса, когда не только сотрудники организации имеют возможность вести достойную жизнь, но и другие граждане страны получают доступ к материальным и духовным благам. В компании и ее дочер-
них предприятиях существуют координационные советы по благотворительной деятельности. На них обсуждаются проекты и принимаются коллегиальные решения. Oсновным критерием для выделения помощи является социальная значимость проекта и его влияние на регион деятельности «Лукойла».
Наиболее активное распространение социальные мероприятия получили в российском сырьевом секторе. Это неудивительно, ведь у большинства компаний, извлекающих и перерабатывающих полезные ископаемые, места добычи находятся далеко от Центра -в нефтегазоносных регионах, поэтому местные социальные проблемы автоматически становятся проблемами компании.
Опыт ОАО «Архангельскгеолдобыча». Регион деятельности OАO «Архангельскге-олдобыча» (АГД) - Архангельская область и Ненецкий автономный округ (НАO), на территории которого находятся основные нефтяные месторождения. АГД - компания с 70-летней историей. В разгар постперестроечных экономических реформ предприятие находилось в критическом состоянии. Положение дел существенно изменилось, когда во второй половине 90-х гг. главным инвестором и партнером АГД стала крупнейшая российская нефтяная компания «Лукойл». С ее поддержкой «Архангельскгеолдобыча» вошла в число наиболее масштабных компаний региона.
Показательно, что масштабы социальной политики АГД сопоставимы с ростом производственных показателей, направленных на долговременную перспективу, не связанную с получением сиюминутной прибыли. Среди тезисов, обозначенных в СМИ Дмитрием Несанелисом, заместителем генерального директора АГД по связям с общественностью, наиболее характерными представляются следующие:
ios
• Мы работаем на этой территории и не собираемся отсюда куда-либо уходить.
• Нам выгодно создавать вокруг благоприятную атмосферу.
• Роль простого «денежного мешка» нас не устраивает. В поддержанных нами мероприятиях мы принимаем не только активное, но и вдумчивое участие2.
Концепция социального инвестирования АГД, выработанная в ходе реализации рассматриваемых здесь проектов, наиболее полно отвечает принципам формирования максимально эффективного имиджа компании с минимальными, а порой и нулевыми затратами.
С 1998 г. компания «Лукойл» вела активную благотворительную работу на территории НАО. За период с 1998 по 2003 г. серьезную финансовую поддержку получили фонд «Минлей», Ассоциация ненецкого народа «Ясавэй», средние школы, медицинские учреждения, оленеводческие хозяйства. На протяжении нескольких лет организовывались летние выезды детей на южные курорты. Часть этой деятельности осуществлялась через дочернюю компанию «Лукойла» АГД.
Однако, несмотря на огромные вложения «Лукойла» и АГД (более 70 млн р. за 6 лет) в социальную сферу округа, исследования, проведенные в 2002 г. (ИА «Медиана») показали, что, по мнению большей части населения округа, нефтяные компании обязаны безусловно выполнять финансовые и экологические обязательства и при этом полностью отказаться от участия в социальной и политической жизни округа. В немалой степени такая позиция общественности была обусловлена широко распространенным мнением о том, что нефтяные компании преследуют свои корыстные цели и не заботятся о будущем округа, «что они выкачают нефть и уйдут, а население останется ни с чем»3.
Именно в этом контексте было бы интересно рассмотреть один из недавних социальных проектов АГД на территории НАО «Канинский красный чум».
Историческая справка. «Красные чумы -кочевые учреждения культуры, существовавшие только на советском Крайнем Севере. Создавались в 30-е гг. по инициативе
Н.Е. Сапрыгина для всесторонней помощи тундровому населению. Красные чумы имели собственные оленьи упряжки. Работники красных чумов, прибывая в бригаду, обучали грамоте взрослых; занимались мед- и политпросвещением; организовывали читки газет, журналов, книг; демонстрировали кинофильмы; оказывали медицинскую и ветеринарную помощь. Штат красного чума состоял из заведующего, культработника, ликбезра-ботника, медработника, ветфельдшера, пастуха и чумработницы, в обязанности которой входил ремонт одежды, приготовление пищи и т.д. Вся работа в красных чумах велась на ненецком и коми языках.
С 1930 по 1945 г. красные чумы находились в подчинении окружного отдела народного образования. Затем переданы в ведение районных отделов культуры и просветительской работы. Подготовкой кадров для красных чумов в 1946-1954 гг. занималась нарьян-марская 3-годичная культпросвет школа. В 1930 г. было 3 красных чума, в 1956 - 17.
В связи с переходом на сменный выпас и перевод кочевого населения на оседлый образ жизни красные чумы были реорганизованы в агитационно-культурные бригады с клубной формой работы»4.
В феврале 2003 г. в норвежском Арендале завершилась международная научная конференция, организованная подразделением Программы окружающей среды ООН UNEP/ GRID-Arendal, занимающимся арктическими
территориями. Одним из центральных событий форума стало выступление президента Ассоциации ненецкого народа «Ясавэй» Владислава Пескова, представившего на суд международных экспертов проект «Канинский красный чум», успешно осуществленный на территории НАО совместно с АГД и Союзом геологов и нефтяников Севера, общие затраты на который составили 666 452 р.5
Нынешнему подведению итогов, которые сам Песков называет «промежуточными», предшествуют события почти двухлетней давности. В апреле 2001 г. в Москве состоялся съезд Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, в работе которого активное участие принимала делегация НАО и, в частности, руководители «Ясавэя». В ходе съезда гости из НАО посетили компанию «Лукойл», где состоялась их встреча с президентом компании Вагитом Алекперовым. На встрече присутствовал и депутат Государственной думы от НАО Артур Чилингаров. Состоялся оживленный обмен мнениями, касавшийся, в частности, состояния и перспектив оленеводства в округе, изучения языка, культуры и традиций коренного народа Заполярья. Алекперов подчеркнул тогда, что сотрудничество с «Ясавэем» рассматривается компанией как одно из приоритетных направлений социальной деятельности в округе.
Два года, прошедшие с той встречи, подтвердили справедливость этих слов. Крупнейший недропользователь региона АГД и Союз геологов и нефтяников Севера, созданный по инициативе дочерних предприятий «Лукойла», осуществили в округе целый ряд культурных, спортивных, медицинских и образовательных проектов, получивших широкое общественное одобрение. Совместно с «Яса-вэем» нефтяники создали специальную рабо-
чую группу по формированию, обсуждению и продвижению актуальных юридических, социальных и иных инициатив. Большая материально-техническая помощь была оказана оленеводческим хозяйствам, находящимся на востоке округа, где сосредоточены основные запасы нефти. По инициативе компаний учеными и краеведами Нарьян-Мара, Архангельска и Сыктывкара проведена большая работа по составлению серии научных и научно-популярных изданий, посвященных ненецкой истории и культуре.
Однако самым впечатляющим проектом, касающимся развития малочисленных народов, стал «Канинский красный чум», программа которого была реализована в западной части округа, «свободной» от месторождений углеводородов. Характерно, что уже после завершения проекта, на торжественной презентации «Красного чума» в Нарьян-Маре, руководство АГД подчеркнуло, что нефтяники и дальше намерены поддерживать оленеводов НАО, независимо от географического распределения месторождений нефти.
По окончании норвежского форума мы обратились к президенту «Ясавэя» Владиславу Пескову и врачу Леониду Зубову - людям, принимавшим непосредственное участие в организации и проведении проекта «Красный чум».
Вот как они оценили результаты проекта. Президент Ассоциации ненецкого народа «Ясавэй» Владислав Песков:
• Основной задачей «Канинского красного чума» было приблизить медицинское обслуживание к стойбищам, изучить состояние здоровья людей и узнать о том, как они реально живут и с какими проблемами сталкиваются. Компании «Лукойл» и АГД выполнили все, что обещали. Финансовые вопросы решались без задержек. Руководство АГД
оперативно реагировало на непредвиденные обстоятельства, возникавшие в ходе экспедиции, например, дополнительно предоставило два спецрейса вертолета МИ-8. Проект удался в первую очередь благодаря взаимодействию с нефтяниками, носившему открытый, созидательный характер.
• Решена основная задача - получены уникальные данные по состоянию здоровья и полная картина жизни и проблем оленеводов п-ова Канин.
• Работа на принципах открытости и равноправного партнерства позволяет по-новому выстроить отношения между нефтяниками и представителями малочисленных коренных народов в НАО. Готовится программа взаимодействия, рассчитанная на годы вперед. Обнадеживает, что первые результаты совместной работы на сегодня уже ощутимы. «Красный чум» - это повод для гордости6.
Доцент кафедры педиатрии факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Северного государственного медицинского университета Леонид Зубов:
• Диспансеризация оленеводов должна быть не разовой, а постоянно действующей системой. Авралы не нужны, нужна стабильность. Поэтому работа «Красного чума», бесспорно, оправдала себя.
• После прибытия на каждое новое место в мою палатку всегда выстраивалась очередь -для тундры факт почти беспрецедентный.
• Дело не только в финансовой стороне. Есть вещи, которые деньгами не измеришь. И для меня настоящим откровением стало, что именно такой подход продемонстрировала частная компания. Оленеводы это также оценили по достоинству. В Канинской тундре нам верят, нас ждут7.
Реализуя программу «Красный чум» на территории Канинского полуострова, где нет нефтяных месторождений, «Лукойл» подтвердил имидж социально ответственной компании, заинтересованной не только в получении прибыли, но и в развитии региона деятельности. Стоит особо отметить, что позитивные оценки проект получил не только на региональном, но и на международном уровне. Однако в связи с реструктуризацией компании и пересмотром целого ряда позиций в социальной и благотворительной сфере, реализация проекта в 2003-2004 гг. была приостановлена, что не замедлило сказаться на имидже компании в регионе. Тем не менее перспективы «Красного чума» представляются обнадеживающими: запланировано, что в 2005 г. организационно-финансовую поддержку проекту окажет дочерняя структура АГД «Нарьянмарнефтегаз».
Другой не менее значимый социальный проект, реализованный компаниями «Лукойл» и АГД на территории Канинского полуострова, - восстановление Благовещенского храма в с. Несь, старинного храма - самого северного прихода Русской православной церкви. Вокруг Неси множество достаточно крупных селений, жители которых до недавнего времени были фактически отсечены от православной жизни. АГД помогло полностью восстановить Благовещенский храм, подготовить иконы для иконостаса, обеспечило всеми необходимыми церковными атрибутами. Для семьи священника был приобретен и обустроен дом. Общие затраты на проект составили 8 238 795 р.8
Историческая справка. С кон. XVI в. власти России предпринимали попытки к обращению ненцев в христианскую веру. Безусловная заслуга по христианскому просвещению жителей «мезенской тундры» принадле-
жит миссии, возглавляемой архимандритом Антониево-Сийского монастыря Вениамином в 1825-1830 гг. (с 1820 г. - настоятель Анто-ниево-Сийского монастыря).
Миссию поддерживал император Александр I, выделялись средства из государственной казны. По мере обращения в христианство все большего числа самоедов появилась необходимость в устроении православных храмов. Места под воздвижение храмов указал архимандрит Вениамин9.
«Несская (Канинская) церковь во имя Благовещенья Пресвятой Богородицы - памятник архитектуры и градостроительства областного значения. Одна их трех церквей для самоедов, возводившихся по прошению Святого Синода к царю Николаю I.
Несская церковь была закрыта в начале 30-х гг. ХХ в., священник Александр Ивановский выслан. Позднее здание использовалось под склады колхоза и рыбкоопа. В конце 80-х - начале 90-х гг. колхоз «Северный полюс» выделил средства на реставрацию церкви. Ремонт проведен с внешней стороны: покрашены белилами купола и здание. В 1995 г. при Несской церкви создана православная об-щина»10.
Это не единственный проект АГД в данной сфере. Компания на протяжении нескольких лет оказывает содействие Архангельской и Холмогорской епархии в возрождении православных традиций в регионе.
Восстановление Благовещенского храма в селе Несь было осуществлено компанией «Архангельскгеолдобыча» в сотрудничестве с Архангельской и Холмогорской епархией в 2003 г., а с 2001 по 2003 г. АГД принимало активное участие в реставрации Антониево-Сийского монастыря (Архангельская область). Общие затраты на проект составили
1 514 653 р.11
Историческая справка. Антониево-Сий-ский монастырь был основан в 1520 г. Антонием на небольшом острове Михайловского озера, у истоков р. Сии. Расположен в 9 км от дер. Сии Холмогорского района. В 1525 г. монастырь получил жалованную грамоту великого князя Василия; в 1543 г. великий князь Иван Васильевич пожаловал монахам окрестные земли с лесными угодьями и рыбными ловлями, в 1545 г. - судебные и финансовые льготы. Уже при жизни Антония монастырь стал превращаться во влиятельный церковно-административный центр Подви-нья, хорошо известный в Москве.
Здесь отбывал ссылку (1599-1605) Федор Никитич Романов, отец Михаила Федоровича, основателя династии Романовых. В XVI-XVIII вв. Антониево-Сийский монастырь являлся крупнейшим духовным и культурным центром Подвинья. Приобрел известность благодаря своей деятельности по просвещению ненцев Мезенского уезда. В кон. XVI -XVII в. в обители существовали иконописная и граверная мастерские. Над иконостасами работали царский иконописец Федор Зубов и сольвычегодский мастер Василий Кондаков. В монастыре был создан выдающийся памятник древнерусской культуры - Сийский иконописный подлинник с 500 изображения-ми-прорисями с икон и западноевропейских гравюр. В XVII в. монастырь владел деревнями, пашенными землями и покосами на Двине и Емце, семужьими тонями в Беломорье; в монастырских вотчинах жили ремесленники, развивались промыслы: соляной, рыболовный, морской; монастырь имел подворья в Москве, Вологде, Архангельске. В XIX в. настоятели Антониево-Сийского монастыря выполняли обязанности ректора Архангельской духовной семинарии, занимались миссионерской деятельностью12.
Возрождение Антониево-Сийского монастыря началось с передачи его (в полуразрушенном состоянии) Русской православной церкви, при настоятеле игумене Трифоне (1992). В настоящее время в обители 18 человек братии, постоянно проживают около 60 трудников. Возрождается богослужебная, духовно-просветительская, социально-благотворительная, миссионерская деятельность.
В нескольких проектах монастыря в период с 2001 по 2003 г. ОАО «Архангельскгеол-добыча» принимало активное участие.
1. Иоанновские образовательные чтения, проводимые раз в 2 года комиссией по просвещению и миссионерству в честь Иоанна Крон-штадского. Комиссию возглавляет настоятель Антониево-Сийского монастыря архимандрит Трифон. В последний раз чтения проходили осенью 2002 г. В них участвовали многие известные богословы, ученые, общественные деятели. На чтениях впервые была представлена молодежная секция, в работе которой приняли участие дети из Ненецкого округа. Чтения стали очень масштабным и важным мероприятием, получившим широкое освещение в СМИ. Здесь прозвучал концептуальный доклад генерального директора АГД А.В. Баринова о тесном взаимодействии компании и Архангельской и Холмогорской епархии.
2. Монастырь занимается издательской деятельностью. В подготовке и издании газеты «Духовный сеятель» и журнала «Сийский хронограф» АГД также принимало активное участие.
3. В конце 2002 г. АГД передало в дар монастырю универсальный станок для столярных работ, который сейчас установлен в столярной мастерской монастыря.
4. Была оказана финансовая поддержка реставрации Братского корпуса монастыря, храма-колокольни.
Сейчас в монастыре ведется восстановление храмов Благовещенского, Сергия Радонежского; идет подготовка к восстановлению Троицкого собора, строится Успенская часовня на монастырском погосте. Ежегодно обитель посещают до 5 тыс. российских и зарубежных паломников13.
Сегодня для России и ее регионов сверхак-туальна задача внедрения христианского образа жизни и его разновидности - православного образа жизни, дабы он реально выполнял свою культурообразующую (а возможно, и государствообразующую) интегративную функцию.
Существует четкая цепочка взаимосвязей: культ - культура - образ жизни. Каков культ, такова и культура; какова культура, таков и образ жизни. Религия призвана соединить внутренний и внешний мир человека в одном целостном образе жизни, определяя и общий смысл, и нормативно-целостные границы. «Лукойл» - социально ответственная компания, которая работает в России и в интересах России.
В Архангельской области по сравнению с Ненецким автономным округом ситуация в социальной сфере гораздо более стабильна. Благотворительные программы «Лукойла» и АГД до середины 2003 г. были не менее масштабными, чем в округе. Их значение для социальной сферы региона трудно переоценить. Однако уже во второй половине 2003 г. в связи с решением об оптимизации разработки месторождений и переводом основного оператора добычи в НАО, объем социального инвестирования на территории Архангельской области резко сократился.
В новых условиях благотворительная деятельность АГД в Архангельской области приобрела иные формы. Подтверждением этому может служить проект «Рука помощи».
В его рамках с апреля 2003 г. оказывается помощь воспитанникам областного детского дома в с. Рембуево Холмогорского района Архангельской области. Причем помощь оказывают сотрудники АГД. В марте 2003 г. отдел общественных связей «Архангельскгеол-добычи» разослал всем работникам предприятия сообщение о тяжелой ситуации, в которой находился детский дом: финансирование из областного бюджета поступало не в полном объеме, питание воспитанников было обеспечено, однако не хватало одежды, книг, игрушек. Сотрудники АГД с искренним сочувствием и пониманием отнеслись к предложению помочь воспитанникам областного детского дома. Детские вещи, хорошие книги, яркие и красивые игрушки были собраны и доставлены в Рембуево. Вещи очень пригодились ребятам, каждый получил обновку, книги читают с радостью и увлечением. Эта помощь не прекращается и сейчас. Каждые три месяца в детский дом отправляются сотрудники отдела общественных связей с новыми сюрпризами для ребят. Помощь превратилась в дружбу. Воспитанники детского дома с радостью принимают гостей, готовятся к нашему приезду заранее.
О каждой такой поездкой рассказывают областные СМИ. В публикациях и телерепортажах АГД называют шефом Рембуевского
детского дома. Общие затраты на проект составили 0 р.
Таким образом, на фоне отсутствия затрат на реализацию социально-направленного проекта мы получаем вполне ощутимый и серьезный результат: подтверждение имиджа АГД и «Лукойла» как социально-ответственных компаний.
«Лукойл», а следовательно, и АГД - компании, работающие на благо российского государства и, в частности, Русского Севера. Вектор экономической деятельности компаний совпадает с экономической политикой страны. Социальные и благотворительные программы «Лукойла» и АГД способствуют закреплению населения в регионе, формированию высокопрофессиональных трудовых ресурсов, укреплению духовного, социального и физического здоровья населения региона.
В данной работе мы рассмотрели лишь несколько социальных проектов. Очевидна необходимость их развития. Более того, эффективность проектов во многом зависит от того, станет ли их реализация постоянной. Продолжение благотворительных проектов на территории Архангельской области выглядит особенно значимым в свете грядущего укрупнения регионов, представляющегося в обозримом будущем более чем вероятным.
Примечания
1 Бизнес и общество. 2004. № 1. С. 11-13.
2 Архангельский епархиальный вестник. 2003. № 3.
3 Отчет по результатам комплексного социологического исследования, проведенного в Ненецком автономном округе исследовательским агентством «Медиана» в 2002 году. С. 41.
4 Ненецкий автономный округ: Энциклопедический словарь. М., 2001. С. 138-139.
5 Данные отчета о спонсорской и благотворительной деятельности АГД за 2002 год.
6 Известия в Архангельской области. 2003. 1 марта.
7 Там же.
8 Данные отчета о спонсорской и благотворительной деятельности АГД за 2003 год.
9 Ненецкий край: Сквозь вьюги лет: Очерки. Статьи. Документы / Ред.-сост. В.Ф. Толкачев. Архангельск, 2000. С. 244-247.
10 Ненецкий автономный округ... С. 185-186.
11 Данные отчетов о спонсорской и благотворительной деятельности ОАО «Архангельскгеолдобыча» за 2001 и 2002 г.
12 Поморская энциклопедия. Архангельск, 2001. Т. 1. История Архангельского Севера. С. 36.
13 Там же.
Grigorash Oleg, Chemeris Marina CONCEPTION OF SOCIAL INVESTMENT OF «ARKHANGELSKGEOLDOBYCHA»
The article is dedicated to the corporate social responsibility of business, which now becomes a self-contained field of companies’ activities. Obviously the strategic handling of this problem influences greatly capitalization and other important company’s marks. The concept of social responsibility of the first-string oil company «LUKOIL» is given in this work. The main part of the research is devoted to the social projects of «Arkhangelskgeoldobycha» (AGD) - the daughter company of «LUKOIL» in the Arkhangelsk region and the Nenets autonomous area.
Рецензент - Булатов В.Н., профессор, ректор Поморского университета