Научная статья на тему 'Развитие внешней корпоративной социальной ответственности в нефтегазохимическом комплексе (по материалам ОАО «Лукойл»)'

Развитие внешней корпоративной социальной ответственности в нефтегазохимическом комплексе (по материалам ОАО «Лукойл») Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1141
364
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ВНЕШНЯЯ СРЕДА / ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY / ENVIRONMENT / BUSINESS REPUTATION / SOCIAL AND ECONOMIC PROBLEMS / SOCIAL INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вагизова Н. Г.

Рассмотрены направления внешней корпоративной социальной ответственности ОАО «ЛУКОЙЛ» и методы финансирования социальных программ. В компании создан управляющий орган, в компетенцию которого входит функция обеспечения партнерских связей и контроль за выполнением корпоративных программ совместных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The directions of external corporate social responsibility of JSC Lukoil and methods of financing of social programs are considered. In the company the operating body which competence includes function of ensuring partner communications and control over the implementation of corporate programs of joint actions is created.

Текст научной работы на тему «Развитие внешней корпоративной социальной ответственности в нефтегазохимическом комплексе (по материалам ОАО «Лукойл»)»

Н. Г. Вагизова

РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЙ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

В НЕФТЕГАЗОХИМИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ ОАО «ЛУКОЙЛ»)

Ключевые слова: Корпоративная социальная ответственность, внешняя среда, деловая репутация, социально-экономические

проблемы, социальные инвестиции.

Рассмотрены направления внешней корпоративной социальной ответственности ОАО «ЛУКОЙЛ» и методы финансирования социальных программ. В компании создан управляющий орган, в компетенцию которого входит функция обеспечения партнерских связей и контроль за выполнением корпоративных программ совместных действий.

Keywords: Corporate social responsibility, environment, business reputation, social and economic problems, social investments.

The directions of external corporate social responsibility of JSC Lukoil and methods of financing of social programs are considered. In the company the operating body which competence includes function of ensuring partner communications and control over the implementation of corporate programs of joint actions is created.

Развитие современной экономики Российской Федерации основано на развитии отраслевых блоков, играющих наибольшую роль в формировании всей экономической системы. В нашей стране к их числу относится комплекс отраслей ресурсопользования, электроэнергетика, а также нефтехимическая и газовая отрасли. В настоящее время они являются базой развития новейших производств и в том числе основой развития социальной сферы. Нефтегазохимический комплекс Российской Федерации представляет собой один из сложнейших комплексов народного хозяйства, является стратегической отраслью российской экономики, поскольку в полной мере связан с национальной экономической безопасностью охраной окружающей среды и рядом других социально-экономических показателей устойчивого развития экономических систем. Основные компании этого комплекса являются в то же время социально ответственными и используют принципы корпоративной социальной ответственности в своей деятельности [1].

ОАО «ЛУКОЙЛ» - одна из крупнейших международных вертикально интегрированных нефтегазовых компаний, обеспечивающая 2,1% мировой добычи нефти.

Лидирующие позиции Компании являются результатом двадцатилетней работы по расширению ресурсной базы благодаря увеличению масштабов деятельности и заключению стратегических сделок. Сегодня компания «ЛУКОЙЛ» первая среди крупнейших мировых частных нефтегазовых компаний по размеру доказанных запасов нефти. На эту компанию приходится 16,3% общероссийской добычи нефти и 16,7% общероссийской переработки нефти.

Социальную деятельность компаний во внешней среде можно рассматривать как ответ бизнеса на ее ожидания. Социальные инициативы являются основой формирования деловой репутации, положительного имиджа компании [2].

ОАО «ЛУКОЙЛ» выстраивает свою деятельность в сфере внешней КСО по двум основным направлениям:

- социальные инвестиции;

- программы спонсорства и традиционной благотворительности.

Первое направление позволит

сотрудничать с государством, а второе позволяет осуществить внешнюю КСО.

Все программы КСО носят адресный характер и опираются на профессионалов.

Программа социальных инвестиций «ЛУКОЙЛ» включает:

- поддержку детских домов и детских образовательных учреждений;

- программы в области образования, влияющие на подготовку квалифицированных кадров компании;

- поддержка медицинских учреждений;

- сохранение культурного и исторического наследия;

- программы поддержки ветеранов войны и труда, инвалидов, социально незащищенных групп населения;

- программы помощи народам Крайнего

Севера.

Многие территории в России обременены такими социально-экономическими проблемами, как: нестабильность функционирования

градообразующих предприятий, высокий уровень социальной напряженности, конфликт интересов внутри сложного субъекта управления территорий (органы местного самоуправления и

администрация градообразующего предприятия), отсутствие полноценного городского сообщества и т.д. Глобальный экономический кризис 2008 года многократно ухудшил ситуацию в многопрофильных городах и показал, что государство не в состоянии централизованно разрешить эту непростую ситуацию. Поэтому, чтобы выжить и продолжить развитие этим территориальным образованиям необходимо изыскать и мобилизовать внутренние резервы.

В компании создан управляющий орган, в компетенцию которого входит функция обеспечения партнерских связей с органами государственной власти, а также координация и контроль за выполнением корпоративных

программ совместных действий. Критериям отбора этих программ в ОАО «ЛУКОЙЛ», являются:

- оригинальность и новизна способов решений социальных проблем;

- социальная эффективность реализации проекта (целевая группа, количество людей, получающих поддержку в результате реализации проекта);

- организационная и экономическая состоятельность участника конкурса, наличие у него опыта работы в данной сфере деятельности;

- привлечение участником конкурса дополнительных средств (в том числе собственных).

Компания приняла для себя решение не финансировать политические объединения и мероприятия.

В качестве приоритета компания определила для себя развитие физкультуры и спорта, включая поддержку профессиональных команд, детских спортивных коллективов и физкультурно-

оздоровительную работу с сотрудниками. Еще одним направлением внешней КСО выбраны благотворительные программы.

Рассматривая программы, предлагаемые местными властями «ЛУКОЙЛ», прежде всего, соглашается финансировать инициативы,

направленные на внедрение инновационных

механизмов управления социальной сферой.

Для финансирования социальных программ на территориях присутствия «ЛУКОЙЛ» сначала обратилась к региональным благотворительным фондам. Взаимодействие с ними показало, что только часть перечисленных средств (около половины) расходуется целевым образом на социальные нужды территории, остальные средства расходуются на нужды сотрудников фонда. В связи с этим «ЛУКОЙЛ» создал корпоративный

благотворительный фонд, который координирует все социальные программы на предприятиях компании. Финансирование всех благотворительных и социальных программ включено в общий бюджет компании. Совет по координации благотворительной и спонсорской деятельности, возглавляемый первым вице-президентом компании, все решения о финансировании социальных программ принимает коллегиально. Запросы о финансировании, поступающие в «ЛУКОЙЛ» от граждан, общественных организаций, рассматриваются на соответствие корпоративным принципам и бюджетным ограничениям. В том случае, если совет выбирает социальную программу, которая выходит за рамки «социального» бюджета, решение о ее внеплановом финансировании принимает Правление

компании. В компании жестко централизован процесс направления средств на финансирования: средства выделяются только по решению Совета по координации благотворительной и спонсорской деятельности.

Наличие собственного

благотворительного фонда компании не снимает вопрос об эффективности использования средств на социальные программы. На предварительных этапах отбора программ выявляются приоритеты их осуществления: имидж, реклама, стабильность в регионе и т.д. Основы реализации социальных программ закрепляются в обоснованиях сметы затрат.

В организационной структуре ОАО «ЛУКОЙЛ» предусмотрена единая система учета, анализа и мониторинга социальных затрат компании. Эта работа проводится с целью постоянного финансового контроля над социальными расходами, проведения их социально-экономической экспертизы и прогнозирования социальных процессов. В социальном кодексе компании предусмотрены механизмы контроля над пенсионными расходами компании и потреблением медицинских услуг в корпоративной системе охраны здоровья.

Многие крупномасштабные социальные проекты имеют большое общественное значение. Поэтому компании стремятся реализовать сотрудничество в форме социального партнерства с другими корпорациями.

На многих территориях России сложилась неблагополучная демографическая ситуация и существует проблема нехватки специалистов. Нефтяные корпорации также борются за человеческие ресурсы. Социальные программы во многих случаях привлекают хороших специалистов. В программы социального партнерства привлекают также и местное сообщество, и различные некоммерческие общественные организации, занимающиеся реализацией социальных проектов.

Литература

1. Авилова В.В. Нарастающие риски в секторе добычи углеводородного сырья как стимул для активизации его комплексной переработки. // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2012. - №23, С. 139 - 141.

2. Губина Н.В., Хамидуллин М.А. Позитивная самоорганизация молодежи как основа роста социального капитала монопрофильного города. // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2012. - Т. 15. №1, С. 199 - 202.

© Н. Г. Вагизова - ст. препод. каф. экономики КНИТУ, kaf_econ@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.