Е.А. Пехтерева
СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ
Вопросы корпоративной социальной ответственности (КСО) сегодня обсуждаются во всем мире и в России как в контексте взаимоотношений бизнеса и власти, так и устойчивого социально-экономического развития общества, эффективного и бережного использования людских и природных ресурсов. Усиление внимания к этой теме в России объясняется заметно возросшей ролью бизнеса в общественном развитии, повышением требований к его открытости и прозрачности [Ответственная деловая практика.., 2015, с. 5].
До 2000 г. понятие «корпоративная социальная ответственность» оставалось малоизвестным подавляющему большинству представителей отечественного бизнеса, а практика КСО ограничивалась благотворительностью, традиции которой коренятся в нашем историческом прошлом. Однако многие российские компании уже в тот период стремились повысить эффективность благотворительности как для получателей, так и для самой компании.
В 2002-2006 гг. на фоне экономической и политической стабильности и активного выхода российских компаний на международный рынок интерес крупных компаний к вопросу социальной ответственности бизнеса и стратегиям участия в жизни общества стал постепенно возрастать. В рамках активно развивающихся бизнес-ассоциаций (в частности, Ассоциации менеджеров, Российского союза промышленников и предпринимателей и др.) обсуждались концепции социальной ответственности бизнеса в России и вырабатывались практические рекомендации в этой области. Так, в докладе о социальных инвестициях в России, подготовленном в 2004 г. Ассоциацией менеджеров России совместно с Программой развития ООН (ПРООН), было сформулировано определение КСО
применительно к России. В этом документе корпоративная социальная ответственность определяется как «добровольный вклад частного сектора в общественное развитие через механизм социальных инвестиций» [Доклад о социальных инвестициях.., 2004, с. 9]. Понятие «социальной ответственности бизнеса» здесь было сужено до понятия «социальных инвестиций», хотя социальные инвестиции являются лишь одной из стратегий социально ответственного бизнеса. Но на тот момент, по мнению специалистов, практической формой реализации КСО в России были преимущественно социальные инвестиции. Приведенное определение КСО сохраняется и сегодня, а субъектами социально ответственного бизнеса, как и 10 лет назад, являются, главным образом, крупные компании [Корпоративная социальная ответственность: Российский опыт].
Что касается терминологии, то на практике представители бизнеса предпочитают использовать термин «корпоративная социальная ответственность», а академические круги, общественные организации и обыватели - «социальная ответственность бизнеса». Оба понятия являются переводом английского «corporate social responsibility». В настоящее время в российской экономической литературе и печати чаще всего используется термин «корпоративная социальная ответственность». КСО также имеет множество других названий: гражданская корпоративная ответственность, корпоративная этика, корпоративное гражданство, корпоративная гражданская позиция, устойчивое развитие, социальные инвестиции, тройной критерий (triple bottom line)1 и ответственный бизнес и др. При этом, как правило, речь идет об одной и той же концепции [Куринько Р.Н.; Матасов М. В, 2014, с. 43].
Хотя сегодня нет единого определения социальной ответственности бизнеса, все подходы к рассмотрению этого явления сходятся в том, что КСО - это ответственность компании за влияние своей деятельности на окружающую социальную и природную среду перед всеми людьми и организациями, с которыми компания имеет дело, и перед обществом в целом. Уплата налогов и исполнение законодательных требований - это лишь минимум, который бизнес должен соблюдать. Не менее важна позиция компании в отношении сотрудников и рабочих; важно также влияние, которое
1 Концепция, согласно которой предприниматели и менеджеры должны принимать в расчет не только финансовые показатели, но также социальные и экологические результаты деятельности компании; применяется также по отношению и к государственной политике.
она оказывает на местное сообщество. Развитие общества и рост компании взаимосвязаны. Эту позицию емко и ясно сформулировал в свое время Дэвид Паккард, основатель корпорации «Hewlett Packard»: «Многие ошибочно считают, что цель существования любой компании - делать деньги. Однако, хотя деньги - важный результат работы, мы пришли к выводу: группа людей становится тем, что мы называем компанией, чтобы получить возможность коллективно совершить то, что не по силам одиночкам, - внести вклад в жизнь общества» [цит. по: Куринько Р.Н.].
Что касается социально ответственного бизнеса в России, то в нашей стране по сравнению с промышленно развитыми странами Запада специалисты выделяют ряд особенностей. Во-первых, резко выражена объективная необходимость поддержки, а подчас и «замещения» государства и муниципальных органов власти со стороны бизнеса в социальной сфере. Во-вторых, давление на крупный бизнес со стороны потребителей и граждан остается сравнительно слабым. Если в странах Запада бизнес испытывал сильное давление со стороны общества, что и послужило одним из факторов закрепления и институционализации концепции КСО, то в России такое давление практически отсутствует. В-третьих, в России бизнес находится под сильным давлением со стороны государства и местных органов власти. Именно государство в лице Президента РФ определило социальную ответственность бизнеса как главный принцип в его взаимодействии с государством и обществом. Важнейшей особенностью социально ответственного бизнеса в России является то, что привержены КСО преимущественно крупнейшие компании добывающего сектора. 40% (более 500 млн долл.) общего объема средств на социальные программы, выделяемых ежегодно российскими компаниями, приходится на 20 крупнейших корпораций [Матасов М.В., 2014, с. 45].
Низкая капитализация российских средних предприятий и отсутствие у них ресурсов на осуществление масштабных социальных программ не позволяет большинству из них в полной мере внедрить в деловую практику принципы КСО. Что касается малых предприятий, то они и вовсе далеки от идей социально ответственного предпринимательства. Это объясняется рядом факторов: 1) тяжелым финансовым положением малых предприятий, обусловленным во многом несовершенством институциональной среды. Преобладающей стратегией в малом бизнесе является выживание, что не способствует построению социально ответственной линии поведения; 2) отсутствием государственной программы по внедрению
принципов социальной ответственности в предпринимательское сообщество. Не разработан механизм государственной поддержки и поощрения компаний, демонстрирующих социально ответственное поведение; 3) недостаточно высоким уровнем деловой культуры в среде малого предпринимательства; 4) недооценкой руководством компаний выгод от реализации социально ответственного поведения на практике; 5) субъективной неподготовленностью руководства многих малых предприятий к социально ответственному поведению. При этом малые и средние предприятия испытывают на себе большое давление со стороны региональных и местных властей. Зачастую руководителей этих предприятий принуждают оказывать поддержку отраслям социальной сферы, в развитии которых заинтересована местная администрация, но которые не представляют интереса для бизнеса. В случае сопротивления местные власти используют широкий арсенал средств, чтобы наказать несговорчивых бизнесменов, в том числе могут выселить их из занимаемого помещения, отказать им в продлении договора аренды и т. д. При этом представители государственной власти и местного самоуправления признают, что у них нет четких механизмов работы с бизнесом, отсутствуют прозрачные правила взаимоотношений между бизнесом и властью [Савичева Е.Ю., 2010].
Специалисты считают, что в России к настоящему времени так и не сложились благоприятные условия для развития принципов социальной ответственности в сфере предпринимательства. Дореволюционная благотворительность и советская система социальной поддержки не способствовали формированию институциональных норм КСО и механизмов социального партнерства. Недостаточно высокий уровень интеграции страны в мировую экономику и мировое информационное пространство, состояние общественных инфраструктур, а также отсутствие традиций корпоративного управления привели к тому, что политический фактор в практике социальной ответственности бизнеса играет в России существенную роль [Корпоративная социальная ответственность: Российский опыт].
КСО в своих современных трактовках - это не бремя, навязываемое бизнесу, а мощный инструмент повышения его конкурентоспособности. Постепенное осознание российским бизнесом стратегической природы КСО заставляет его не только рационально относиться к существующим в обществе запросам, но и активно на них откликаться. Все большее число ведущих отечественных компаний демонстрирует понимание нового для России стратегиче-
ского подхода к КСО: социально ответственным считается тот бизнес, который, эффективно решая свои коммерческие задачи, сочетает экономический успех с движением к социальному благополучию и экологической безопасности. Из этого следует, что национальные приоритеты развития общества и задачи эффективного ведения бизнеса стратегически не просто совместимы, но прямо связаны друг с другом [Корпоративная социальная ответственность: Российский опыт; Феоктистова Е., 2010].
Опираясь на такой подход, по инициативе и при непосредственном участии Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) отечественным деловым сообществом была выработана и принята консолидированная позиция в отношении КСО и роли бизнеса в общественном развитии. Эта позиция зафиксирована в Социальной хартии российского бизнеса (далее - Хартия) -своде принципов ответственной деловой практики, которые отвечают задачам устойчивого развития и могут служить основой формирования корпоративных стратегий для каждой организации.
Хартия разрабатывалась с учетом международных документов в сфере прав человека, труда, окружающей среды, выработанных ООН, МОТ и Советом Европы. После широкого обсуждения Хартия была принята съездом РСПП в 2004 г. (в 2008 г. была утверждена новая редакция этого документа). Специалисты оценивают Хартию как свод основополагающих принципов ответственной деловой практики и новый формат оценки совместного вклада отечественного бизнеса и его партнеров в устойчивое развитие страны и социальное благополучие [Социальная хартия российского бизнеса. Редакция 2007 г., 2008].
Основные принципы Хартии охватывают сферы экономической и финансовой устойчивости, качества продукции и взаимоотношений с потребителями, деловой этики и взаимоотношений с партнерами и работниками, вопросы соблюдения прав человека, экологической безопасности, участия в развитии местного сообщества. В Хартии отмечается, что социальная роль бизнеса основывается на том, что устойчивое развитие компаний ведет к снижению предпринимательских рисков, укрепляет конкурентоспособность, повышает эффективность персонала и лояльность потребителей, улучшает репутацию компаний, создает позитивный вклад делового сообщества в устойчивое экономическое и социальное развитие страны.
Социальная хартия российского бизнеса - это добровольная инициатива, к которой может присоединиться любая российская
компания. В соответствующем реестре РСПП зарегистрировано 257 организаций (компании, отраслевые и региональные объединения бизнеса) с общей численностью более 6 млн работников [Социальная хартия российского бизнеса. - Российский союз...]. Среди них такие компании, как «ЛУКОЙЛ», «Роснефть», «Татнефть», РЖД, «РОСБАНК», «Газпромбанк», «Балтика», «Российские коммунальные системы», МТС, «РУСАЛ», РАО ЕЭС, «ИНТЕРРОС» и многие другие, провозгласившие принципы ответственной деловой практики основой своей бизнес-стратегии. Большое число российских компаний, которые формально не заявили о присоединении к Хартии, используют предложенные в ней подходы в своих корпоративных документах - в кодексах делового поведения, при разработке корпоративной политики, определении миссии и ценностей компании, подготовке отчетов о результатах деятельности [Социальная хартия российского бизнеса. Редакция 2007 г., 2008].
Следование стратегии КСО предполагает: формирование соответствующей корпоративной политики; внедрение систем управления, нацеленных на устойчивое развитие; взаимодействие с заинтересованными сторонами для поддержания баланса интересов и снижения рисков; измерение и оценку компанией своих действий в свете стратегии КСО; информационную открытость и прозрачность деятельности, включая подготовку добровольных нефинансовых (социальных) отчетов как инструмента публичного информирования заинтересованных сторон о результатах своей деятельности. Приверженность такому подходу позволяет российским компаниям не только улучшать результаты своей деятельности, но и расширить социальный диалог и взаимодействие с властными структурами и местным сообществом, что, в свою очередь, оказывает благоприятное воздействие на развитие бизнеса.
Социальное инвестирование. Конкурентоспособность компании сегодня определяется эффективностью использования не только производственных активов, природных и денежных ресурсов, но и трудовых ресурсов, качество которых становится одним из главных конкурентных преимуществ компаний. Структура и результативность социальных инвестиций - это вопросы стратегии развития компаний. На сегодняшний день для большинства российских предприятий и компаний приоритетом в их социальном инвестировании является внутренняя социальная политика, направленная на поддержание и стимулирование работников самой компании. Вкладывая значительные средства в обучение и повышение квалификации персонала, улучшение условий труда, обеспечение со-
циальной защиты работников и рассматривая эту деятельность как составную часть своего бизнеса и корпоративной ответственности, компании участвуют в решении социальных проблем в регионах присутствия. По данным Ассоциации менеджеров России, на развитие персонала отечественные компании тратят от 60 до 80% социальных инвестиций, а на внешние социальные инвестиции, адресованные территориальному сообществу 20% социального бюджета [Коротков Э.М., 2013, с. 157].
Социальные инициативы российского бизнеса при этом оказывают заметное влияние на процессы социального развития в стране, меняют общественные представления о нормах качества жизни. Например, пенсионер, имеющий корпоративную пенсию в дополнение к государственной, лучше защищен в старости. Работники компаний, имеющие полностью или частично оплаченный полис добровольного медицинского страхования (ДМС), располагают большими возможностями для получения медицинских услуг. На компании, страхующие своих сотрудников, приходится более 85% общих сумм взносов на ДМС. Работодатель, содействуя росту уровня образования и квалификации сотрудников, повышает тем самым их конкурентные преимущества на рынке труда и уверенность в завтрашнем дне. Мероприятия по поддержанию здоровья, организации досуга и отдыха, жилищные программы реально улучшают качество жизни работников и их семей. При этом приоритеты корпоративной социальной политики, механизмы реализации программ и необходимые расходы тщательно планируются, а результаты оцениваются.
Меры и правила поддержки социально ответственного бизнеса в России пока не разработаны. Невозможно написать общегосударственную «программу по добру», считают специалисты, но местные власти могли бы поддерживать проекты и оригинальные решения, на которые способен лишь социально ответственный бизнес [Социально ответственный бизнес: Госпрограмма...]. Хотя пока местные власти не всегда активно поддерживают социальные инициативы бизнеса, некоторые шаги в этом плане предпринимаются. В тех регионах, где социальный бизнес поддерживается местными властями, этот инструмент решения социальных нужд действительно работает. Например, в Пермском крае существуют дополнительные условия для развития и широкого внедрения в практику социально ответственного бизнеса. Так, в 2006 г. там были внесены изменения в Закон Пермского края «О налогообложении Пермской области», которые установили льготу по налогу на при-
быль организаций в размере 4%, а с 2009 г. эта льгота выросла до 4,5%. Полученную разницу организации распределяют на свои цели и задачи, в том числе на благотворительность, реализацию социально ответственных проектов, спонсорство и т.д. [Мингалева Ж. А., Смилевская И.П., 2012].
Спектр проблем, в решении которых компании принимают участие на территориях присутствия, очень широк. Внешние социальные программы, как правило, направлены на поддержку развития социальной инфраструктуры, улучшение социального климата и среды обитания. Большинство российских компаний реализует различные типы корпоративной социальной деятельности, которые, согласно популярной типологии М. Халме и Ю. Лаурилы, разделяются на «благотворительность» (филантропия), «корпоративную ответственность - интеграцию» (КО-интеграция) и «корпоративную ответственность - инновацию» (КО-инновация). Корпоративная благотворительность, включающая в себя различные корпоративные благотворительные программы и волонтерскую деятельность сотрудников, как правило, прямо не связана с основной деятельностью компании. КО-интеграция, означает изменение основных бизнес-процессов на основе принципов КСО, что благотворно влияет на социальные и экологические характеристики и результаты этих процессов и ведет к росту производительности и продаж, снижению издержек и соответствующих рисков. КО-инновации подразумевают процессные, продуктовые и маркетинговые инновации, изначально увязываемые с решением конкретных социальных и экологических проблем. КО-инновация представляется наиболее «выгодным» для бизнеса и общества направлением корпоративной социальной деятельности. В целом речь идет о своеобразном «портфеле» социальных инвестиций, дополняющих друг друга и позволяющих компаниям решать разнообразные задачи.
В настоящее время, по результатам исследований, российские компании ориентированы на развитие корпоративной благотворительности и КО-интеграции, а КО-инновация находится лишь на стадии становления. Принимая решения о выборе направлений социальных инвестиций, 85,7% компаний руководствуются критерием «соответствие долгосрочной корпоративной стратегии», в целом подразумевающим КО-интеграцию; 64,3% - критерием «острота конкретной социальной или экологической проблемы»; 25,0% - «моральные предпочтения акционеров»; 17,9% - «моральные предпочтения менеджеров», преимущественно соотносимые с корпоративной благотворительностью, и лишь 26,8% компаний
выделили «инновационность», непосредственно связанную с КО-инновацией1 [Доклад о социальных инвестициях в России - 2014: К созданию.., 2014, с. 17-19].
Многие компании участвуют в реализации социальных программ в местных сообществах на принципах партнерства, что подразумевает совместную разработку проектов, распределение ответственности за исполнение, долевое финансирование, формирование механизмов контроля результатов и использования средств и т.д. В числе компаний, использующих разнообразные технологии партнерства, можно назвать «ЛУКОЙЛ», «Северсталь», «Банк Уралсиб», «Сахалин-Энерджи» и многие другие, которые неоднократно отмечались в различных конкурсах социальных проектов. Наиболее распространенные объекты инвестиций - дети и молодежь, спорт, культура, образование и здравоохранение, экологические программы. По имеющимся данным, из всех безвозмездных поступлений в российские благотворительные организации около 75% составляют поступления от коммерческих компаний. Эти средства являются значимым источником инвестиций в социальную сферу.
Корпоративное социальное развитие и социальные инвестиции в любой период жизни компании остаются источником усиления конкурентоспособности, если соответствующая деятельность интегрирована в стратегию развития бизнеса. При такой постановке вопроса могут быть достижимы сразу две цели - получение экономической выгоды и удовлетворение ожиданий общества [Феоктистова Е., 2010].
Нефинансовая отчетность. Информационная открытость -необходимый элемент ответственной деловой практики, который способствует повышению доверия к бизнесу. В настоящее время важным средством повышения прозрачности в деятельности компании является ее публичный нефинансовый отчет.
С момента выхода первого нефинансового (экологического) отчета в России в 2000 г. прошло уже более 15 лет. Тенденции, наблюдаемые в мире в области нефинансовой отчетности, характерны также и для России. За истекшие годы пройден путь от единичных компаний-пионеров, предпринявших попытки понять и применить на практике новые идеи, до более 150 компаний, которые сегодня включены в Национальный регистр нефинансовых
1 Данные приведены в процентах от числа компаний-респондентов, участвовавших в опросе. Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбирать более одного варианта.
отчетов, созданный РСПП. В настоящее время Национальный регистр и электронная Библиотека корпоративных нефинансовых отчетов РСПП представляют собой наиболее полную базу данных таких отчетов, выпускаемых компаниями, работающими в России. Данные Национального регистра РСПП позволяют проследить динамику выпуска отчетов по годам, рост числа компаний, публикующих нефинансовые отчеты, и их отраслевую принадлежность, а также познакомиться с содержанием этих отчетов. РСПП регулярно выпускает обзоры нефинансовой отчетности, в которых фиксируются ключевые тенденции и изменения, а также передовая практика в этой области [Ответственная деловая практика.., 2015].
По состоянию на январь 2016 г. в Национальный регистр нефинансовых отчетов РСПП внесены 158 компаний, зарегистрировано отчетов - 620, которые выпущены в период, начиная с 2000 г. В их числе: экологические отчеты (ЭО) - 52, социальные отчеты (СО) - 258, отчеты в области устойчивого развития (ОУР) - 201, интегрированные отчеты - 86, отраслевые отчеты - 23 [Национальный регистр и библиотека.].
В основном это крупные частные компании и крупнейшие компании с государственным участием, представляющие нефтегазовую, энергетическую, химическую, металлургическую и финансовую отрасли. Эти компании являются работодателями для большинства населения страны и определяют социально-экономическую ситуацию в регионах своего присутствия. В нефинансовых отчетах отечественные компании наиболее полно раскрывают аспекты своей деятельности и, по мнению специалистов, доступно и достоверно отражают общественное лицо российского бизнеса.
Международная практика выработала два подхода к подготовке публичной отчетности: представление компанией годового и нефинансового отчета как отдельных документов и представление интегрированного в едином документе годового и нефинансового отчетов. В России компании выпускают нефинансовый отчет чаще отдельно от годового. В отличие от последнего, который для открытых акционерных обществ является обязательным, нефинансовая отчетность - добровольная инициатива каждой компании. В нефинансовом отчете информация по вопросам корпоративной социальной ответственности раскрывается наиболее полно и последовательно.
Прозрачность деятельности предприятий и нефинансовая отчетность признаются сегодня на высшем международном уровне важным фактором развития мировых рынков, одним из условий
повышения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности компаний. Эти задачи стоят и перед российским бизнесом.
Деятельность, которую отражают нефинансовые показатели, охватывает широкий круг вопросов - качество менеджмента, этика делового поведения, структура и результативность социальных инвестиций, связанных с развитием персонала, созданием благоприятной среды на территориях присутствия. Эти факторы, определяя общественное лицо компании, все в большей степени влияют на формирование ее деловой репутации, что имеет вполне определенные экономические последствия.
Внедрение добровольной нефинансовой отчетности в корпоративную практику не является уделом только крупных компаний. Вслед за лидерами бизнеса в этот процесс постепенно включаются компании, для которых упрочение своих позиций на рынке становится осознанной и важной задачей. Любые компании, независимо от размера и вида деятельности, могут использовать апробированные в мировой практике подходы к составлению социальных отчетов, поэтапно реализуя универсальные принципы и методологию и опираясь на передовой отечественный опыт. Число российских компаний, внедряющих практику подготовки нефинансовых (социальных) отчетов, растет, расширяется отраслевая структура отчитывающихся организаций [Ответственная деловая практика.].
Развитие добровольной корпоративной нефинансовой отчетности, раскрывающей сведения о результатах деятельности в соответствии с принципами ответственного ведения бизнеса, позитивно влияет не только на репутацию компаний, но и на деловой климат, улучшает имидж бизнес-сообщества в целом. Это важно для понимания в обществе сущности корпоративной ответственности и реального вклада бизнеса в социально-экономическое развитие страны. Публикуя нефинансовую отчетность, все большее число компаний заявляют о своей приверженности универсальным принципам корпоративной ответственности [Феоктистова Е., 2010].
КСО, как составляющая часть современного российского предпринимательства, имеет пока относительно короткую историю. Однако в целом развитие КСО в российском бизнесе соответствует общемировой тенденции постепенной интеграции принципов КСО в корпоративную стратегию, перехода к идеологии социальных инвестиций, отвечающих долгосрочным интересам и общества, и бизнеса [Доклад о социальных инвестициях в России - 2014: К созданию.., 2014]. При этом в группе ведущих российских компаний сформировалась устойчивая группа компаний-лидеров, соот-
ветствующих лучшим мировым образцам корпоративной социальной деятельности. Компании-лидеры создают комплексную систему управления «портфелем» корпоративной социальной деятельности, демонстрируют инновационность при выборе направлений социальных инвестиций и расширяют сферу своей социальной ответственности. Одним из признанных лидеров в деле ведения бизнеса в соответствии с принципами КСО является нефтедобывающая компания «ЛУКОЙЛ».
Группа предприятий ОАО «ЛУКОЙЛ» -пример социально ответственного бизнеса
Деятельность компании «ЛУКОЙЛ» как социально-ответственного предприятия получила признание не только в России, но и на международном уровне. Так, в 2005 г. президенту ОАО «ЛУКОЙЛ» В. Алекперову была вручена награда Вудро Вильсона за заслуги в области развития корпоративного гражданства. Международный научный центр имени Вудро Вильсона (Вашингтон, США) ежегодно присуждает эту престижную награду руководителям в сфере государственного управления и бизнеса, которые стремятся улучшать качество жизни как в своей стране, так и за ее пределами. В. Алекперов в связи с присуждением награды заявил, что расценивает ее «как признание не столько личного, сколько корпоративного вклада в общественное развитие». «Когда создавалась компания "ЛУКОЙЛ", мы поставили перед собой амбициозную цель: доказать, что в России можно построить не только успешный, но и социально ответственный бизнес. Сегодня я с гордостью могу сказать, что мы эту задачу выполнили» [Алекперов В., 2005].
Как отмечает начальник управления координации корпоративной деятельности «ЛУКОЙЛ» М. Тарарашкин, основная мотивация компании в сфере социальной ответственности в том, что «компания является частью гражданского общества. Сегодня крупная корпорация - это не просто субъект экономики, но и коллективный гражданин общества с его правами и обязанностями. Поэтому чувство ответственности и долга выступает руководством к социальной деятельности» [Нефтяники - партнеры.., 2015].
Социальная политика компании «ЛУКОЙЛ» нацелена прежде всего на собственных сотрудников - на создание условий социальной защищенности и стабильности в трудовых коллективах. Основные социальные программы действуют в сфере охраны здоровья, оказания помощи работникам в приобретении собственного жилья,
социальной поддержки женщин и семей с детьми и негосударственного пенсионного обеспечения.
В компании более 90% сотрудников охвачены программой добровольного медицинского страхования (ДМС), что обеспечивает работникам возможность получения дополнительных услуг по сравнению с программами обязательного медицинского страхования (ОМС) и прохождения высокотехнологичных обследований, а также получения медицинской помощи высокого качества. В организациях компании первичная медицинская и санитарная помощь оказывается на базе более 100 медпунктов, а на удаленных территориях целевые обследования персонала проводятся силами выездных медицинских бригад.
В компании действует корпоративная жилищная программа оказания помощи работникам в улучшении их жилищных условий путем субсидирования процентной ставки по банковскому ипотечному жилищному кредиту.
В плане пенсионного обеспечения действуют корпоративные пенсионные программы - декретная1 и долевая2. Усилия компании в соответствии с корпоративным пенсионным стандартом были направлены на формирование пенсионного капитала работников с использованием всех возможностей, предоставляемых действующим законодательством и локальными нормативными актами, включая: эффективное управление накопительной частью трудовой пенсии, участие в программе государственного софинансиро-вания пенсионных накоплений и в корпоративной системе негосударственного пенсионного обеспечения. По состоянию на конец 2014 г. около 95% сотрудников «ЛУКОЙЛ» формируют накопительную часть трудовой пенсии в негосударственном пенсионном фонде «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ». За десять лет накопленная доходность средств накопительной части трудовой пенсии составила 133,68%, что превышает накопленную доходность ПФР (85,7%) за тот же период. В программе государственного софинансирования
1 Декретная пенсионная программа основана на финансировании негосударственной пенсии исключительно работодателем. Декретный пенсионный капитал формируется за счет средств работодателя, внесенных по декретному договору и учтенных на солидарном пенсионном счете в целях обеспечения выплаты работникам декретных пенсий. Декретный договор - это пенсионный договор, регулирующий взаимоотношения сторон по поводу негосударственных пенсий, формируемых за счет декретного капитала.
2 Долевая пенсионная программа основана на совместном финансировании негосударственной пенсии работником и работодателем.
накопительной части трудовой пенсии участвуют больше половины сотрудников.
Что касается негосударственного пенсионного обеспечения, то по итогам 2014 г. активными участниками корпоративной декретной пенсионной программы являлись 47 941 человек (более 56% среднесписочной численности), а корпоративной долевой пенсионной программы - 36 855 человек, что превысило 43% среднесписочной численности. Средний размер негосударственной пенсии, выплаченной в 2014 г., составил 2100 руб. [ЛУКОЙЛ. Отчет о деятельности.., 2015, с. 46].
За 25 лет своего существования компания «ЛУКОЙЛ» прошла несколько этапов в осознании и реализации концепции КСО. Сначала это были разовые благотворительные акции, затем системная благотворительность, которая позже стала частью продуманной, взвешенной концепции КСО. Компания пришла к пониманию того, что помимо осуществления благотворительной и спонсорской деятельности необходимо что-то качественно новое, более фундаментальное, что отражает позицию компании в отношении устойчивого развития общества не только в России, но и за ее пределами [Нефтяники - партнеры.., 2015].
«ЛУКОЙЛ» ведет разведку и добычу углеводородов в 12 странах мира и во всех этих странах реализует проекты КСО, направленные на развитие местных сообществ и поддержку местного населения. Особенность работы нефтегазовых компаний за рубежом заключается в том, что социальные проекты чаще всего опережают проекты добычи. Практически везде ремонт и оснащение школ и медицинских учреждений начинались раньше, чем геологоразведочные работы, т.е. до того момента, как компания получит первую прибыль от работы в стране. Это делается для того, чтобы местное население видело в нефтяниках надежных партнеров, а не хищников, пришедших за ценными ископаемыми. Социальные проекты в этом отношении уникальны тем, что позволяют наладить хорошие отношения и с населением, и с местными властями. Так, за 3 года работы в Ираке в условиях сложной экономической, политической и социальной обстановки «ЛУКОЙЛ» оснастил 31 школу в провинции Басра, построил 6 футбольных стадионов и площадок, обеспечил оборудованием 3 медицинских центра, что позволило более чем 300 тыс. местных жителей получать квалифицированную врачебную помощь [Нефтяники - партнеры.., 2015].
На территории России «ЛУКОЙЛ» действует в шести федеральных округах, где оказывает значительное влияние на соци-
ально-экономическое развитие территорий и принимает активное участие в решении местных задач.
В «ЛУКОЙЛ» создана и действует целая система благотворительной и спонсорской помощи, которая отвечает стратегическим целям и задачам компании. Координатором благотворительной деятельности выступает благотворительный фонд (БФ) «ЛУКОЙЛ», который занимается программами в сфере культуры, спорта, образования, медицины, развития местных сообществ. Наряду с традиционными формами благотворительности компания реализует программы стратегической благотворительности и социальных инвестиций, увязанные со стратегическими целями компании. Под социальными инвестициями руководство компании понимает финансирование программ и проектов, имеющих долгосрочный эффект и позитивно влияющих на качество жизни в российских регионах. Социальные инвестиции осуществляются через механизм соглашений о социально-экономическом партнерстве с администрациями регионов и муниципальных образований. Взаимодействие с заинтересованными сторонами включено в систему управления как часть процессов управления и не выделяется в отдельную целевую задачу.
«ЛУКОЙЛ» придерживается принципов социального партнерства и считает администрации субъектов РФ и муниципальных образований основными партнерами в решении социально-экономических задач на территориях своего присутствия. В рамках партнерских соглашений решаются экономические, производственные, инфраструктурные, социальные вопросы, в том числе специфичные для региона (например, северный завоз топлива, поддержка коренных малочисленных народов Севера). Значительная доля инвестиций в рамках соглашений вкладывается в развитие социальной инфраструктуры в регионах: строительство и ремонт детских садов, школ, спортивных объектов, поликлиник и больниц, учреждений культуры.
Примером партнерского подхода к решению социальных задач является проводимый с 2002 г. конкурс социальных и культурных проектов, в котором участвуют местные органы власти, органы местного самоуправления, а также жители территорий и некоммерческие организации. Конкурс проводится по пяти основным номинациям: «Экология», «Милосердие», «Культура и искусство», «Физическая культура, «Спорт и туризм» и «Родной край». Задача конкурса - повысить эффективность региональных организаций, работающих в социальной сфере, и стимулировать соци-
альную инициативу самих граждан. Конкурс социальных и культурных проектов «ЛУКОЙЛ» в 2012 г. был признан лауреатом первой Национальной программы «Лучшие социальные проекты России» в категории «Социально направленные конкурсы». Программа проводится при поддержке Министерства труда и социального развития РФ, Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Агентства стратегических инициатив, Фонда дикой природы (WWF), Лесного попечительского совета (Forest Stewardship council, FSC) и других общественных организаций.
География конкурса постоянно расширяется. В 2014 г. он проводился уже в 15 субъектах РФ. За 13 лет местными организациями было подано более 18 тыс. заявок, реализовано свыше 3800 социальных проектов. С 2002 по 2012 г. бюджет конкурса составил 360 млн руб., а за 2013-2014 гг. - более 175,4 млн руб. С начала проведения конкурса ежегодный бюджет увеличился более чем в 40 раз [ЛУКОЙЛ. Отчет о деятельности.., 2015, с. 57-58].
Совместно с фондом региональных социальных программ «Наше будущее» «ЛУКОЙЛ» реализовал несколько важных проектов. Так, в 2012-2014 гг. было построено 6 детских садов на 1,5 тыс. мест в Астрахани, Перми, Когалыме, Саратове, в районных центрах Волгоградской области Котове и Николаевске. По завершении строительства детские сады были переданы муниципальным органам власти и их услугами пользуются семьи работников ЛУКОЙЛа и местные жители.
При непосредственном участии «ЛУКОЙЛ» был реализован первый благотворительный проект помощи передвижению инвалидов «ИНВАТАКСИ». Автомобили, оборудованные специальной погрузочной площадкой для инвалидных колясок, перевозят инвалидов-колясочников и малообеспеченных инвалидов I группы в медицинские и социальные учреждения Москвы, в аэропорты и на железнодорожные вокзалы, на экскурсии и в паломнические поездки. «ЛУКОЙЛ» обеспечил «ИНВАТАКСИ» двумя годовыми топливными картами для заправки в объеме более 9 тыс. литров топлива на своих АЗС.
В 2014 г. стартовала новая для России инициатива, в рамках которой реализуются сразу несколько направлений деятельности компании в области устойчивого развития. Проект предполагает, что в магазинах при АЗС в Московской области будут продаваться экологически чистые молочные продукты, а также изделия из войлока и другие товары, которые производят социальные предприниматели из Рыбинска, Санкт-Петербурга, Москвы и Московской
области. Стойки с товарами социальных предпринимателей маркируются слоганом «Больше чем покупка!». Приобретая эти товары, клиенты АЗС «ЛУКОЙЛ» делают вклад в развитие малого бизнеса и социальное предпринимательство в целом и принимают участие в решении социальных проблем.
Огромное внимание «ЛУКОЙЛ» уделяет партнерским и благотворительным программам в области образования. В настоящее время компания реализует партнерские программы с 14 вузами в разных регионах РФ.
Хорошей иллюстрацией стратегических подходов компании является уникальный для России проект, в рамках которого в 2011 г. «ЛУКОЙЛ» передал в три вуза (Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Тюменский государственный нефтегазовый университет и Ухтинский государственный технический университет) свои проектные подразделения вместе со специалистами, оборудованием и программным обеспечением. На их основе созданы настоящие научно-исследовательские подразделения, в которых трудятся и повышают квалификацию учащиеся и преподаватели указанных вузов. Таким образом, идеи, появляющиеся у специалистов еще в процессе обучения, могут быть превращены в реальные проекты и внедрены в производство.
«ЛУКОЙЛ» поддерживает развитие материальной и учебной базы нескольких вузов. Например, в 2013-2014 гг. компания направила 90 млн руб. на строительство нового здания научной библиотеки Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова (Архангельск). В здании библиотеки на 2,5 млн единиц хранения есть не только традиционные и мультимедийные читальные залы, но и большой актовый зал с аппаратурой для синхронного перевода, учебные аудитории, информационный центр «Арктик-фонд», объединяющий ресурсы, посвященные изучению северных территорий, театральная сцена и многое другое.
«ЛУКОЙЛ» учредила и с 2000 г. выплачивает именные стипендии наиболее одаренным студентам нефтяных и технических вузов. В 2013-2014 гг. были выплачены стипендии на сумму 9,4 млн руб. В рамках программы поддержки молодых преподавателей более 60 педагогов из ведущих нефтяных и других вузов страны получают именные гранты. За период с 2013 по 2014 г. были выплачены гранты на сумму 15,5 млн руб. [Нефтяники - партнеры.., 2015]
В социальных инвестициях «ЛУКОЙЛ» важное место принадлежит взаимоотношениям с коренными малочисленными народами (КМН). В частности, компания участвует в государственной
программе «Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера на 2014-2020 годы».
Особенность работы «ЛУКОЙЛ» в районах Сибири и Крайнего Севера состоит в том, что предприятия компании могут оказывать существенное влияние на жизнь народов ханты, манси, ненцев, селькупов и коми. Расширение добычи нефти и газа приводит к тому, что в зону активного недропользования попадают жизненно важные для этих народов территории. Компания строит свою работу с местным населением на принципах сохранения их культурного наследия и традиционного образа жизни.
Ежегодно утверждаются программы, адресованные владельцам родовых угодий КМН, заключаются прямые договоры с родовыми семьями и кооперативами КМН; осуществляется сотрудничество с их общественными организациями; реализуются партнерские проекты с местными властями и организациями. При этом формат и содержание реализуемых программ зависят от сложившейся ситуации в регионе. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре имеется развитое местное законодательство, определяющее роль нефтяных компаний в поддержке КМН: обязательные требования включаются в лицензионные соглашения с компаниями, действуют установленные процедуры согласования размещения промышленных объектов и размера компенсационных выплат, определены правила поведения работников нефтяных компаний на территориях традиционного проживания КМН. Здесь приоритетными направлениями поддержки КМН являются: обустройство территорий традиционного природопользования, приобретение материально-технических средств, развитие этнографического туризма, поддержка молодых специалистов из числа КМН и др.
В Ненецком автономном округе (НАО) и Республике Коми основным традиционным видом хозяйственной деятельности, сохраняющим этнос, является оленеводство, основная форма организации деятельности - сельскохозяйственные кооперативы. В НАО приоритетным является усиление поддержки именно семейно-родо-вых общин округа, так как помощь из бюджета региона в виде субсидий оказывается в основном кооперативам.
Помощь детям, как социальные инвестиции в будущие поколения, присутствует во всех корпоративных благотворительных, спонсорских программах «ЛУКОЙЛ». При этом поддержка оказывается как детям, которые оказались в неблагоприятных условиях, так и детям из благополучных семей, с тем, чтобы помочь им развивать природные способности и таланты.
Важная программа поддержки детских домов и интернатов имеет целью помочь выпускникам получить образование, укрепить здоровье, обрести профессию и найти свое место в жизни. Уже 10 лет благотворительный фонд (БФ) «ЛУКОЙЛ» выплачивает именные «лукойловские» стипендии выпускникам подшефных детских домов, обучающимся в вузах и средних специальных учебных заведениях. В 2013 г. стипендии получали 36 выпускников, в 2014 г. - 45. В Нижегородской области воспитанники подшефных детских домов обучаются в Кстовском нефтяном техникуме и регулярно посещают нефтеперерабатывающий завод компании, где знакомятся с производством, получая практические знания и навыки. В дальнейшем при желании они могут поступить на работу на предприятия Компании.
В Перми в 2014-2015 гг. проводился конкурс рисунков «Мир глазами детей», который стал продолжением начатого Фондом в 2010 г. в Нижегородской области проекта «Мы нашли таланты». Лучшие работы победителей конкурса были использованы при создании корпоративного календаря «ЛУКОЙЛ» и выпущены в виде открыток.
В сфере образования для детей реализуются совместные проекты с учреждениями культуры. Так, в 2014 г. стартовал партнерский проект «Инновационный мультимедийный лекторий и образовательные продукты нового поколения» на базе Центра эстетического воспитания «Мусейон» музея им. А. С. Пушкина в Москве. В том же году БФ «ЛУКОЙЛ» приобрел и передал Астраханской государственной картинной галерее 50 комплектов мультимедийного учебного продукта «Как смотреть картину». Такие проекты повышают привлекательность образовательного процесса для подростков. В 2014 г. БФ «ЛУКОЙЛ» для четырех детских школ искусств Астраханской области приобрел музыкальные инструменты с целью повышения качества обучения юных музыкантов.
В Пермском крае в рамках традиционной благотворительной акции «Нефтяники - сельским библиотекам» Пермский филиал БФ «ЛУКОЙЛ» снабжает школьные и сельские библиотеки книгами. Так, в 2014 г. более 50 библиотек из 16 районов края были оснащены современными компьютерами и учебной и энциклопедической литературой.
БФ «ЛУКОЙЛ» поддерживает ряд крупнейших специализированных медицинских научно-исследовательских центров, в частности, Российский кардиологический научно-производственный комплекс. Поддержка Фонда способствует развитию системы ме-
дицинских услуг в регионах деятельности компании. В частности, в 2013-2014 гг. было приобретено современное медицинское оборудование для Лиманской центральной районной больницы (Астраханская область), Астраханской детской городской клинической больницы № 1, родильного дома № 4 г. Москвы, Центральной клинической больницы святителя Алексия, Национального медико-хирургического Центра им. Н.И. Пирогова, Калининградского клинического комплекса; оказана помощь Мезенской центральной районной больнице Архангельской области. В 2014 г. были приобретены и переданы районным больницам Пермского края 10 автомобилей скорой медицинской помощи с комплектом медицинского оборудования.
Сохранение для будущих поколений и продвижение российской культуры и искусства «ЛУКОЙЛ» считает важной общественной миссией. Компания оказывает поддержку музеям, театрам, филармониям, галереям, творческим коллективам как на постоянной основе, так и на уровне отдельных проектов (например, проведение реставрационных работ или постановка спектакля). В 2013-2014 гг. «ЛУКОЙЛ» выступила партнером в организации нескольких крупных культурных событий: в Государственной Третьяковской галерее - выставок «Михаил Нестеров. В поисках своей России. К 150-летию со дня рождения»; «Александр Головин. Фантазии Серебряного века. К 150-летию со дня рождения»; в Музеях Московского Кремля - выставок «Искусство сохранять искусство. Реставрация в Музеях Московского Кремля», «Чарльз Рени Макинтош»; в Государственном историческом музее - выставок «Романовы. Портрет династии», «Обитель преподобного Сергия. К 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского»; в Русском музее - выставок «Александр Головин. К 150-летию со дня рождения», «Коллекция В.А. Кокорева» из цикла «Собиратели Русского музея»; Музею современной истории России была оказана помощь для подготовки и издания каталога выставки «Страницы истории народов Северного Кавказа (середина XIX - первая половина ХХ веков)». Для музея им. А. С. Пушкина были выделены средства на создание архива и проведение реставрационных работ коллекции клинописных табличек на шумерском языке. БФ «ЛУКОЙЛ» также оказывает поддержку многим региональным художественным музеям: Вятскому областному художественному музею в организации выставки и создании медийных продуктов; Волгоградскому музею им. И.И. Машкова в проведении реставрационных работ; Астраханской государственной картинной галерее и Нижегородскому го-
сударственному художественному музею в организации выставок; Саратовскому музею им. А.Н. Радищева в приобретении живописных работ. В 2014 г. Фонд выделил средства на установку в Кирове памятника Федору Шаляпину.
На протяжении многих лет «ЛУКОЙЛ» поддерживает Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского под руководством В. Федосеева, Пермский государственный театр оперы и балета, Калининградскую областную филармонию.
«ЛУКОЙЛ» также направляет средства на поддержание и сохранение народных промыслов в Прикамье и Новгородской области. В рамках специальной программы организуются ежегодные межрегиональные выставки-ярмарки, на которых самобытные ремесленники имеют возможность представить свои изделия широкому кругу потребителей и потенциальных инвесторов. Кроме того, «ЛУКОЙЛ» поддерживает конкретные ремесленные артели, размещая заказы на изготовление ими сувенирной продукции. Например, в 2014 г. была оказана помощь фабрике знаменитой Городецкой золотой вышивки.
Важным направлением социальной деятельности «ЛУКОЙЛ» является адресная поддержка ветеранов войны и труда, инвалидов, социально незащищенных групп населения. Фронтовики-нефтяники, ветераны Великой Отечественной войны и трудового фронта пользуются особым вниманием и заботой компании. Ежегодно в канун Дня Победы они получают денежные пособия и подарки. Компания оказывает поддержку также семьям военнослужащих, погибших в локальных конфликтах.
Большое значение в социальных инвестициях «ЛУКОЙЛ» придается развитию спорта и, в частности, автоспорта. Гоночная команда «ЛУКОЙЛ Рейсинг Тим», лидер отечественного автоспорта, - единственный пример долгосрочного инвестирования со стороны нефтяной компании в автоспорт.
Начиная с 2001 г. «ЛУКОЙЛ» поддерживает одну из самых крупных российских детских спортивных организаций - Детскую футбольную лигу (ДФЛ). В соревнованиях ДФЛ ежегодно участвуют около 3 тыс. команд и более 50 тыс. молодых футболистов в возрасте от 9 до 13 лет из 80 субъектов РФ, стран Европы и Азии. В 2013 г. спортивный клуб «ЛУКОЙЛ» совместно с Российским футбольным союзом и Европейской сетью организаций по борьбе с проявлениями расизма в спорте «Fare Network» учредил Детский кубок чемпионов «ЛУКОЙЛ», объединивший юных футболистов 30 стран Европы и звезд футбола в борьбе с проявлением нетер-
пимости в мировом футболе. По итогам 2014 г. проект номинирован в УЕФА на соискание награды как «Лучший проект в массовом футболе в Европе», а в 2015 г. стал частью образовательной программы «Играем против расизма», запущенной в преддверии Чемпионата мира по футболу в 2018 г.
Необходимо отметить, что «ЛУКОЙЛ» являлся официальным партнером Олимпийского комитета России и одним из учредителей Фонда поддержки олимпийцев России. Поддержка оказывается также региональным командам по волейболу и национальной команде по лыжным гонкам.
Развивая одну из форм корпоративного волонтерства, с 2010 г. «ЛУКОЙЛ» ежегодно проводит Дни донора. За пять лет в донорских акциях только в центральном аппарате «ЛУКОЙЛ» приняли участие более 1700 сотрудников. Всего медицинским учреждениям было передано более 250 литров крови. Проведение донорских акций является для компании важнейшим проявлением социальной ответственности.
Несомненно, программы корпоративной социальной ответственности оказывают влияние на имидж компании, ее капитализацию, лояльность потребителей и в целом на устойчивое развитие. В «ЛУКОЙЛ» осознают, что вложения в программы КСО - это долгосрочные затраты, направленные на формирование благоприятного окружения, внешней среды компании. Зарубежная практика свидетельствует о том, что программы КСО положительно влияют на стоимость акций и финансовые показатели компании [ЛУКОЙЛ:
Отчет о деятельности.., 2015].
* * *
Тема социальной ответственности все больше актуализируется в сознании российского бизнеса, так как предприятия и корпорации являются не только основой экономических отношений, но влияют на социальные процессы, протекающие в современном обществе. Бизнес становится все более вовлеченным в жизнь общества, выходит за рамки его профессиональной ориентации. Он должен выстраивать отношения со множеством взаимозависимых лиц, так как на его деятельность, помимо внутренней среды, оказывает влияние внешнее окружение - власть, некоммерческие организации, потребители, СМИ, международные организации и партнеры, жители территории, на которой непосредственно расположено предприятие, и т.д. [Мингалева Ж. А., Смилевская И.П., 2012].
Развитие социально ответственного предпринимательства КСО в России находится на начальной стадии. Большинство наших бизнес-структур недопонимают чисто практической важности КСО. Социально ответственная практика характерна в основном для крупных компаний и совсем неизвестна для остальной массы предприятий. В целом создается впечатление об отсутствии у большинства российских компаний осмысленной долгосрочной стратегии в КСО. Достаточно неразвитыми остаются такие направления социально ответственной стратегии, как экологическая ответственность, информационная прозрачность бизнеса, соблюдение правовых норм и др. По оценкам более половины российских компаний вообще не уделяют внимание КСО и лишь 10% серьезно работают в этом направлении, а остальные имеют так называемую «хаотичную» КСО (внедряют отдельные элементы, применяют некоторые инструменты).
Взаимодействие с заинтересованными сторонами превратилось в обычную деловую практику большинства компаний, но системный подход к этому взаимодействию только формируется. КСО ориентировано в основном на ближайший круг стейкхолдеров -государство, собственников и сотрудников, а другие заинтересованные стороны - местные сообщества, поставщики и пр. - пока редко попадают в сферу внимания. Существенным отличительным признаком российской модели КСО является решающая роль государства в ее развитии. Вместе с тем участие неправительственных организаций в процессе становления КСО в нашей стране (в отличие от ведущих западных стран) крайне ограничено.
Тем не менее, как показывают результаты исследований Ассоциации менеджеров России, несмотря на ряд серьезных факторов, сдерживающих переход компаний к социально ответственной деятельности, фактический сдвиг в позитивном направлении уже произошел. В первую очередь речь идет о крупных и транснациональных корпорациях. У российских компаний, которые осознают факт крайней важности добровольного (не регулируемого законодательно) внедрения принципов КСО, появился практический опыт, который может использоваться и другими компаниями.
Список литературы
1. Алекперов В. Мы построили социально-ответственный бизнес // Социальное партнерство. - М., 2005. - № 3. - Режим доступа: http://www.oilru.com/sp/ 8/313/
2. Доклад о социальных инвестициях в России - 2014: К созданию ценности для бизнеса и общества / Ю.Е. Благов (и др.); под общ. ред. Ю.Е. Благова, И.С. Соболева. - СПб.: Авторская творческая мастерская «Книга», 2014. -144 с. - Режим доступа: http://csrjournal.com/wp-content/uploads/2015/02/«Наци-ональный-доклад-осоциальных-инвестициях-в-России-2014.р(1£
3. Доклад о социальных инвестициях в России за 2004 год: Роль бизнеса в общественном развитии / Под общей ред. С.Е. Литовченко. - М.: Ассоциация менеджеров, 2004. - 80 с. - Режим доступа: http://www.google.ru/url?sa=t&rct= j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&cad=rja&uact=8&ved=0ahUKEwjPm7bDlZD LAhVG9HIKHcnyCu4QFggbMAA&url=http%3A%2F%2Fwww.undp.ru%2Fdow nload.phtml%3F%24350&usg=AFQjCNELpVe2W8JxTM78P4 xEmbpcl.ro у6 Q& ЬУШ^. 114733917, d.bGQ
4. Коротков Э.М. Корпоративная социальная ответственность. - М.: Юрайт, 2013. -445 с. - Режим доступа: http://csreduhub.com/wp-content/uploads/2015/12/Кор-поративная-социальная-ответственность-Коротков^£
5. Корпоративная социальная ответственность: Российский опыт // Устойчивый бизнес. - Режим доступа: http://csrjournal.com/korporativnaya-socialnaya-otvetst-vennost-rossijskij-opyt
6. Куринько Р.Н. Термин социальная ответственность бизнеса и его определение // Устойчивый бизнес. - Режим доступа: http://csrjournal.com/839-chto-takoe-sob-chto-takoe-socialnaja.html
7. ЛУКОЙЛ: Отчет о деятельности в области устойчивого развития на территории Российской Федерации 2013-2014. - М.: ЛУКОЙЛ, 2015. - 129 с. - Режим доступа: http://www.lukoil.ru/materials/doc/social/2013/Book_S0_rus_s.pdf
8. Матасов М.В. Взаимодействие органов власти и промышленной корпорации: Форматы, механизмы и технологии: Монография. - М.: Нестор-История, 2014. -164 с.
9. Мингалева Ж. А., Смилевская И.П. Социальная ответственность предприятий как основа успешного бизнеса и социально-экономического развития // Российское предпринимательство. - М., 2012. - № 17(215). - С. 120-125. - Режим доступа: http://old.creativeconomy.ru/articles/25015/
10. Национальный регистр и библиотека корпоративных нефинансовых отчетов. -Режим доступа: http://www.rspp.ru/simplepage/157
11. Нефтяники - партнеры, а не хищники: Беседа корреспондента ТПП-Информ Владимира Савкова с начальником управления координации корпоративной деятельности ПАО «ЛУКОЙЛ» Максимом Тарарашкиным // Торгово-промышленные ведомости. - М., 2015. - 30 дек. - Режим доступа: http://www.tpp-inform.ru/economy_business/6492.html
12. Ответственная деловая практика в зеркале отчетности. Аналитический обзор корпоративных нефинансовых отчетов: 2012-2014 годы выпуска / Л. В. Алени-чева, Е.Н. Феоктистова, Н.В. Хонякова, М.Н. Озерянская, Г.А. Копылова. -
М.: РСПП, 2015. - 136 с. - Режим доступа: http://media.rspp.ru/document/1/e/ 3Ze3d081206376ede84e097a798928c699.pdf
13. Савичева Е.Ю. Модели социальной ответственности малого бизнеса в России // Проблемы современной экономики. - М., 2010. - № 4(36). - Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3366
14. Социальная хартия российского бизнеса. Редакция 2007 г. - М.: Российский союз промышленников и предпринимателей, 2008. - 24 с. - Режим доступа: http://rspp.ru/12/6273.pdf
15. Социальная хартия российского бизнеса. - Российский союз промышленников и предпринимателей. - Режим доступа: http://рспп.рф/simplepage/474
16. Социально ответственный бизнес: Госпрограмма добра возможна? // Современные страховые технологии. - Режим доступа: http://www.consult-cct.ru/tpprf/ 5776.html
17. Феоктистова Е. О корпоративной социальной ответственности в России: Сущность, цели, практика российских компаний // Акционерное общество: Вопросы корпоративного управления. - М., 2010. - № 5(72), май. - Режим доступа: http ://www. ao-journal. ru/journal/lib/free/detail/articleid/176