Востриков К.В.
Кандидат политических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления. Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева.
ВейИлинь
Аспирант. Томского государственного университета.
Концепция «сообщества единой судьбы человечества» в решениях 19 съезда КПК
В 2017 году состоялся XIX съезд Коммунистической партии Китая. Для КНР это стало историческим событием, которое во многом определило вектор социально-экономического и особенно политического и идеологического развития. Одним из главных итогов прошедшего съезда стало кадровое обновление состава Постоянного комитета Политбюро КПК. На данном съезде было намечено движение к двум основным целям. Во первых-полностью завершить построение в Китае среднезажиточного общества к юбилею КПК, который состоялся в 2021 г. Во вторых обеспечить модернизацию Китая к столетнему юбилею Китайской народной республики. Нужно отметить, что к XX съезду партии Си Цзиньпин отметил промежуточные результвты построения среднезажиточного общества. Си Цзиньпин отметил «оставаясь верными нашей первоначальной цели и ни на минуту не забывая о нашей миссии, высоко неся великое знамя социализма с китайской спецификой, добиться решающей победы в полном построении среднезажиточного общества, одержать великую победу социализма с китайской спецификой в новую эпоху, неустанно бороться за реализацию китайской мечты о великом возрождении китайской [1]. Также было запланировано два очень амбициозных этапа развития Китая на десятилетие вперед. На первом этапе с 2025 по 2035 — осуществление социалистической модернизации на основе всестороннего строительства среднезажиточного общества. На втором этапе, который должен завершиться к середине XXI века обеспечить построение в течении 15 лет богатое и могущественное, демократическое и цивилизованное, гармоничное и прекрасное, модернизированное социалистическое государство». Данная формулировка включает в себя повышение материального уровня жизни
населения, а также политической, духовной, социальной и экологической культуры. Также предполагается модернизация системы государственного управления и превращение Китая в мощного игрока на международной арене. Процветание народа должно стать итогов всех этапов развития китайского государства.
Свой доклад на XIX съезд Коммунистической партии Китая 18 октября 2017 года представил Председатель КНР Си Цзиньпин. В докладе Си раскрыл содержание основных направлений развития государства под руководством Коммунистической партии Китая. В первую очередь было заострено внимание на работе и историческим преобразованиям за прошедшее пятилетие, где было отмечено, что несмотря на сложные мировые глобальные процессы государство планомерно осуществляет намеченные цели. Были отмечены огромные успехи в экономическом строительстве. Был совершен важный прорыв практике всестороннего углубления реформ, а также важные шаги в деле построения правового государства и развитии социалистической демократии. Особо было отмечено укрепление партийного руководства в деле идейно-культурного развития. Были отмечены колоссальные успехи в борьбе с бедностью и строительной сфере. Укрепились и усилились вооруженные силы КНР, что особенно важно в связи обострением международной обстановки. Особо См Цзиньпин отметил, что «углубленно реализовывалась многовекторная дипломатическая концепция. Всесторонне развивалась дипломатия великой державы с китайской спецификой. Реализуется инициатива совместного строительства «Одного пояса и одного пути», по нашей инициативе создан Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, учрежден фонд Шелкового пути. Мы выступили с инициативой создания сообщества единой судьбы человечества, содействовали преобразованию системы глобального управления. Произошло дальнейшее наращивание международного влияния Китая, его притягательной и формирующей силы. Китай внес новый весомый вклад в дело мира и развития планеты» [1]. Как видно из выступления Си Цзиньпина разработанная им концепция сообщества единой судьбы человечества была озвучена в ходе своего доклада. В пунке13 своей программы Си Цзиньпин более подробно изложил свое видение развития концепции «единой судьбы человечества» В частности им было сказано, что «продолжать стимулировать создание сообщества единой судьбы человечества» [1]. Расшифровывя это утверждение Си продолжал «Мечта китайского народа неразрывно связана с мечтой народов всего мира, осуществление китайской мечты невозможно без мирной международной обстановки и стабиль-
№
ного международного порядка» [1]. Также он отметил «необходимо в целом учитывать внутреннюю и внешнюю обстановку, неизменно идти по пути мирного развития, реализовывать стратегию открытости, ориентированную на взаимную выгоду и совместный выигрыш [1].. Подтвердил необходимость «твердо придерживаясь правильного понимания справедливости и выгоды, следует утвердить новую основанную на сотрудничестве концепцию всеобщей, комплексной устойчивой безопасности [1]. Выразил «необходимо стремиться к открытому, инновационному, инклюзивному и взаимовыгодному развитию, содействовать межцивилизационным обменам, предполагающим гармоничное сосуществование при сохранении своеобразия, взаимовосприятие и взаимодополнение, создавать экологическую систему, уважающую природу и зеленое развитие [1]. Отметил, что «Китай будет неизменно стимулировать мир во всем мире, вносить свой вклад в глобальное развитие и защищать международный порядок [1]. Таким образом, Си Цзиньпин на съезде коммунистической партии подтвердил озвученные ранее основные тезисы концепции сообщества «единой судьбы человечества. Также можно отметить очень четкую последовательность в продвижении данной концепции на всех площадках как на международной арене так и внутри страны, всроив ее в свой программный доклад к съезду КПК.
В Устав КПК было внесено множество поправок. Среди них и поправки, касающиеся концепции « сообщества единой судьбы человечества. Так, например, по мнению Сыроежкина К.Л. «Шестой блок поправок связан с дополнениями в раздел о внешнеполитической деятельности КПК, тезис о том, что она «стимулирует создание сообщества единой судьбы человечества и строительство гармоничного мира на Земле с прочным миром и общим процветанием» и тезис о том, что она «в соответствии с принципами совместного консультирования, совместного строительства и совместного использования стимулирует реализацию инициативы «один пояс, один путь» [12]. Можно сказать, что теперь это не только теоретическая концепция, но и программный пункт в Уставе КПК, которая теперь обязана руководствоваться данной концепцией.
Также закрепление концепции « сообщества единой судьбы человечества» заложена в Резолюции XIX всекитайского съезда КПК по докладу Центрального Комитета КПК 18-го созыва где сказано, что «Китай будет стимулировать создание сообщества единой судьбы человечества, вместе с народами всех стран строить чистый и прекрасный мир, где царит долгосрочный мир, всеобщая безопасность,
совместное процветание, открытость и инклюзивность» [2]. Это предполагает интеграцию других государств в понимание теории и практики общего сосуществования в глобальном мире.
Российские ученые Семенов А.В., Цвык А.В. в целом положительно характеризуют внесение в программные документы концепцию «сообщества единой судьбы человечества. Они отмечают, что «к XIX съезду КПК идея "общего будущего человечества" превратилась в концепцию "общего будущего человечества" с разработанной структурой и глобальной направленностью. Концепция была включена в Устав КПК и Конституцию КНР как основной принцип внешнеполитической деятельности Китая в новую эпоху» [11].
Как отмечает российский ученый К.А. Ефремова Идея «сообщества единой судьбы человечества», безусловно, является ключевой в понимании глобальных притязаний Китая, позиционирующего себя как страну, которая под руководством компартии «борется за счастье народа и прогресс [всего] человечества» [9]. Как видим часть российских ученых усматривают в концепции «сообщества единой судьбы человечества» как следствие растущего потенциала Китая, которым он воспользуется непременно при удачном стечении обстоятельств. По мнению Бояркиной А.В., Печерица В.Ф. с подозрением относятся к закреплению данной концепции. Они отмечают, что «Однако значение «сообщества единой судьбы человечества» остается неясным по смыслу и ряд вопросов нерешенным. Можно прогнозировать, что научный мир будет вести дискуссию в отношении того, как концепция способствует решению проблем взаимодействия КНР и стран участниц, каким образом устранить политическое и стратегическое недоверия между ними и привести международное сообщество к понимаю идеи «между четырьмя морями все люди - братья» и построению единой судьбы для всего человечества» [2]. Таким образом данные ученые подчеркивают, что требуется научное осмысление концепции « сообщества единой судьбы человечества как научным сообществом Китая, так и мировым сообществом в рамках политико-философских дискуссий о преемственности идей древних ученых и прежде всего Конфуция. Также Бояркина А.В., анализируя доклад Си Цзиньпина на XIX съезду КПК, утверждает что сообщество единой судьбы человечества является развитием китайской версии теории марксизма. «что она развивает теорию марксизма, отражающую взгляд на мир и человечество с точки зрения взаимосвязанности развития Китая и других стран. Она показывает пути совершенствования управления взаимоотношениями» [3] И продолжая свою мысль
Бояркина А.В. отмечает, что идеи марксизма роднят его с традиционной китайской культуре и искусстве управления государством» [3].
Целого и частей, пути улучшения условий жизни человечества. Виноградов отмечает, что «развитие по пути строительства социализма с китайской спецификой открыло развивающимся странам новые пути к модернизации, предоставило совершенно новые альтернативы, стремящимся ускорить свое развитие» [6]. Таким образом, внедрение в официальные документы КПК концепции « сообщества единой судьбы человечества» ддает сигнал другим государствам о наличии других путей развития, нежели предлагает западные теоретики и практики. Как отмечает Т. Дейч одним из пунктов «социализма с китайской спецификой в новую эпоху» была названа активизация глобальных интеграционных процессов «для формирования человечества, связанного единой судьбой» [8]. Таким образом практическое воплощение концепции « сообщества единой судьбы человечества» связано с активизацией некоторых игроков на международной арене. Верченко А.Л. рассматривает концепци. Сообщества единой судьбы человечества, с идеей которой Си Цзиньпин выступил на XIX съезду КПК как попытку выстроить диалог КПК с политическими силами мира. Он пишет «Именно на этих принципах был организован диалог КПК с политическими силами мира, призванный разъяснить его участникам решения XIX съезда КПК и новые идеи, выдвинутые Си Цзиньпином: о социализме с китайской спецификой в новую эпоху, о новом развитии, новых идеях для новой эпохи, о вкладе Китая в обновление мира, об укреплении партии в свете новых вызовов» [5]. Такой поход подчеркивает значение вышеописанным автором значительной роли коммунистической партии Китае в деле укрепления открытости миру через диалог и сотрудничество. Характеризуя концепцию «сообщества единой судьбы человечества» в решениях XIX съезда КПК Данильченко Ю.В., Серебреников В.Н. также подчеркивают важное значение данной концепции «в общей программе Устава КПК, принятого с частичными поправками XIX съездом КПК 24 октября 2017 г., подчёркивается, что Китай «обеспечивает непрерывное расширение добрососедских и дружественных отношений с сопредельными странами, усиление консолидации и сотрудничества с развивающимися странами» [7]. Можно сказать, что XIX съезд КПК усилил значение концепции «сообщества единой судьбы человечества» в рамках усиления социально-экономического и политического развития Китая. Исследователь Казаков М.С. показывает национально-ориентированный характер концепции «сообщества
единой судьбы человечества». В частности он пишет «безусловно, как и концепция «китайской мечты», так и «сообщество единой судьбы» имеет национальный уровень реализации, который ставит своей целью объединение всех китайцев вне зависимости от территории проживания в деле возрождения Китая» [10]. Можно не удивляться подобным выводам, т к каждое государство, безусловно, отстаивает прежде всего свои национальные интересы.
В заключении можно сказать о том, что XIX съезд КПК показал, что руководящая роль партии в социально-экономической и политической модернизации КНР не только сохраняется, но и укрепляется, что находит отражение в решениях XIX съезда. Не менее важным на наш взгляд является и то, что Коммунистическая партия Китая постоянно повышает внимание на международную ситуацию. Это внимание отмечено не только заявлениями партийного руководства по отдельным вопросам международной повестки, но и очень умело разработанной Председателем КНР Си Цзиньпином концепции «сообщества единой судьбы человечества», что повышает авторитет не только Си Цзиньпина, но и руководимой им Коммунистической партии Китая. Симбиоз национальных интересов страны с желанием укреплять мирное сосуществование с другими народами на фоне обострения западными странами международной ситуации делает концепцию «сообщества единой судьбы человечества» привлекательной для народов других стран. А это в свою очередь делает привлекательным и другие теоретические и практические шаги Китая по другим проблемам человечества.
Библиографический список
1. Полный текст доклада, с которым выступил Си Цзиньпин на 19-м съезде КПК. // URL: https://russian.news.cn/2017-11/03/c_136726299.htm. (Дата обращения: 16.12.2024).
2. Резолюции XIX всекитайского съезда КПК по докладу Центрального Комитета КПК 18-го созыва. // URL: https://rus.yidaiyilu.gov.cn/document/issue/33753.htm (Дата обращения 16.12.2024).
3. Бояркина А.В. Традиционные идеи Поднебесной во взаимосвязи с концепцией Си Цзиньпина «сообщества единой судьбы человечества» / А.В. Бояркина, В.Ф. Печерица // Трансграничная экономика. 2019. № 2 (2). С. 2.
4. Бояркина А.В. Китайская инициатива «Пояс и путь» в контексте концепции Си Цзиньпина «Сообщество единой судьбы человечества» // Теории и проблемы политических исследований. 2020. Т. 9. № 1A. С. 120-140.
5. Верченко А.Л. «Диалог КПК с миром» как платформа для продвижения идеи «сообщества единой судьбы человечества» / А.Л. Верченко // Общество и государство в Китае. 2019. Т. 49. № 1. С. 555-565.
6. Виноградов XIX съезд Коммунистической партии Китая. Итоги развития КНР в 2016-2017 г. Политическая система.
7. Данильченко Ю.В. XIX съезд Коммунистической Партии Китая: перспективы для России в оценках международного научного и экспертного сообщества / Ю.В. Даниль-
ченко, В.Н. Серебреников // Стратегические приоритеты. 2017. № 4 (16). С. 141-146.
8. Дейч Т.Л. XIX съезд КПК: значение для Китая и его внешней политики. Азия и Африка сегодня. 2018. № 5. С. 11-18.
9. Ефремова К.А. 19 съезд КПК: внешние и внутренние последствия и перспективы реформ в Китае. Материалы круглого стола, проведенного 19 декабря 2017 г в редакции журнала «Сравнительная политика» Центром комплексного китаеведения и региональных проектов МГИМО МИД России. Сравнительная политика. 2018. Т. 9. № 2. С. 140-158.
10. Казаков М.С. Роль «китайской мечты» в долгосрочной стратегии развития КНР // Polish Journal of Science. 2020. № 23-2 (23). С. 62-65.
11. Семенов А.В., Цвык А.В. Концепция «общего будущего человечества во внешнеполитической стратегии Китая. Мировая экономика и международные отношения. 2019. Том 63. № 8. С. 72-81.
12. Сыроежкин К.Л. Китай после XIX съезда КПК: новый баланс сил: Монография. - Алматы: исследовательский институт международного и регионального сотрудничества Казахстанско-немецкого университета, 2018. 284 с.
13. Бирюков С.В., Муляди Ахмад Авторитаризм, Франция и де Голль Том // Культура мира. 2023. Том 11. Вып. 5. № 34. С. 89-119.
References
1. Full text of the report delivered by Xi Jinping at the 19th CPC Congress. // URL: https:// russian.news.cn/2017-11/03/c_136726299.htm. (12.16.2024).
2. Resolutions of the 19th National Congress of the CPC on the report of the 18th CPC Central Committee. // URL: https://rus.yidaiyilu.gov.cn/document/issue/33753.htm (12.16.2024).
3. Boyarkina A.V. Traditional ideas of the Celestial Empire in connection with Xi Jinping's concept of a "community of a common destiny for mankind" / A.V. Boyarkina, V.F. Pecher-itsa // Transborder economics. 2019. № 2 (2). P. 2.
4. Boyarkina A.V. Chinese "Belt and Road" initiative in the context of Xi Jinping's concept of "Community of a Common Destiny for Humanity" // Theories and problems of political research. 2020. Vol. 9. № 1A. P. 120-140.
5. Verchenko A.L. "Dialogue of the CCP with the world" as a platform for promoting the idea of a "community with a common destiny for humanity" / A.L. Verchenko // Society and state in China. 2019. Vol. 49. № 1. P. 555-565.
6. Vinogradov XIX Congress of the Communist Party of China. Results of the development of the PRC in 2016-2017. Political system.
7. Danilchenko Yu.V. XIX Congress of the Communist Party of China: prospects for Russia in the assessments of the international scientific and expert community / Yu.V. Danilchenko, V.N. Serebrenikov // Strategic priorities. 2017. № 4 (16). P. 141-146.
8. Deitch T.L. XIX Congress of the CPC: implications for China and its foreign policy. Asia and Africa today. 2018. № 5. P. 11-18.
9. Efremova K.A. 19th Congress of the CPC: external and internal consequences and prospects for reforms in China. Materials of the round table held on December 19, 2017 in the editorial office of the journal "Comparative Politics" by the Center for Comprehensive Sinology and Regional Projects of MGIMO University of the Russian Foreign Ministry. Comparative Politics. 2018. Vol. 9. № 2. P. 140-158.
10. Kazakov M.S. The role of the "Chinese dream" in the long-term development strategy of the PRC // Polish Journal of Science. 2020. № 23-2 (23). P. 62-65.
11. Semenov A.V., Tsvyk A.V. The concept of the "common future of mankind" in China's foreign policy strategy. World economy and international relations. 2019. Volume 63. № 8. P. 72-81.
12. Syroezhkin K.L. China after the 19th Congress of the CPC: a new balance of power: Monograph. - Almaty: Research Institute of International and Regional Cooperation of the Kazakh-German University, 2018. 284 p.
13. Biryukov S.V., Ahmad Mulyadi Authoritarianism, France and de Gaulle // Cultural World. 2023. Vol. 11. Issue 5. № 34. P. 89-119.