DOI: 10.48647ZIFES.2022.60.79.027
А.Л. Верченко
КИТАЙСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
«СООБЩЕСТВА ЕДИНОЙ СУДЬБЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
И ДИПЛОМАТИЯ ПЕРВОГО ЛИЦА
Аннотация. В статье впервые рассматривается роль Си Цзиньпи-на как председателя Китайской Народной Республики и генерального секретаря ЦК КПК в деле глобального распространения концепции «сообщества единой судьбы человечества». Си Цзиньпин впервые включил понятие «сообщество единой судьбы» в концептуальный свод внешней политики КНР. С тех пор китайский лидер, обеспокоенный будущим человечества, вносит эту идею практически во все свои выступления, указывая на тесную связь внутреннего развития Китая с международной средой. Как руководитель партии он разъясняет содержание и важность концепции на съездах и пленумах, партийной учебе и международных форумах «Диалог КПК с миром» с участием представителей политических партий разных стран. Выступая как выразитель внешнеполитической стратегии страны, Си Цзиньпин знакомит с концепцией участников многосторонних площадок: ШОС, БРИКС, РИК, G20, АТЭС, ЕС, АТЭС, Давосского и Боаоского экономических форумов и др. Си Цзиньпин учитывает особенности аудитории, постоянно вносит новые нюансы и формулировки в свои выступления, часто цитирует древних китайских мудрецов и философов, прибегает к красочным образам, сравнениям, высказываниям писателей и исторических личностей разных стран. Продвижению идеи сообщества содействует издание в Пекине произведений Си Цзиньпина, которые переводятся на иностранные языки и через посольства КНР распространяются по всему миру. Во втором
и третьем томах выступлений Си Цзиньпина «О государственном управлении» теме сообщества посвящены отдельные разделы, в которые включены речи Си Цзиньпина с июня 2014 г. по январь 2020 г.
Концепция находит наибольшую поддержку в развивающихся странах, где она опирается на возможности проекта «Пояс и путь», подразумевающего китайские инвестиции и торгово-экономическое взаимодействие.
Ключевые слова: Си Цзиньпин, дипломатия, КНР, концепция «сообщества единой судьбы человечества».
Автор: Верченко Алла Леонидовна, старший научный сотрудник Центра новейшей истории Китая и его отношений с Россией Института Дальнего Востока РАН (Москва, Россия). ORCID: 0000-0002-8718-8338. E-mail: [email protected]
Конфликт интересов: Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
A.L. Verchenko
China's "Community of common destiny" concept and the First Person's diplomacy
Abstract. The article for the first time examines the role of Xi Jinping as the Chairman of the People's Republic of China and the Secretary-General of the CPC Central Committee in the global dissemination of the concept of the "community of common destiny for mankind". Xi Jin-ping has incorporated the concept into the foreign policy strategy, and on this basis he systematically introduces this idea into most of his official speeches.
The author shows that in his speeches Xi Jinping expresses concern about the future of the world, stresses close linkage between domestic development of China and international climate. As the leader of the ruling party, he explains the content and importance of the concept at the party's congresses and plenaries, party trainings and international forums such as "The CCP Dialogue with the World" attended by leaders of political parties of numerous countries. Speaking as the carrier of his country's foreign policy Xi Jinping uses multilateral platforms to promote his concepts in: SCO, BRICS, RIC, G20, APEC, EU, ASEAN, Davos and Boao Economic Forums, as well as in bilateral, multilateral and regional inter-State contacts. Xi Jinping takes into account the peculiarities of the audience, constantly introduces new nuances and formulations into his speeches, often resorts to ancient Chinese wisdom and philosophers' sayings, colorful images, comparisons, words of writers and historical figures of different countries. The publication in Beijing of Xi Jinping's works, which are translated into many foreign languages and distributed via China's embassies throughout the world, helps to promote the concept. The second and the
third volumes of Xi Jinping's "The Governance of China" have separate sections, which include Xi Jinping's speeches on the concept relating to the period of June, 2014 — January, 2019. The broadest support the concept finds in developing countries, where it is substantiated by Chinese investment, trade and economic cooperation, including such projects as "Belt and Road Initiative".
Keywords: Xi Jinping, diplomacy, PRC, concept of "community of common destiny for mankind".
Author: Alla L. VERCHENKO, Senior Research Fellow, Institute of Far Eastern Studies of the Russian Academy of Sciences. ORCID: 0000-0002-8718-8338 E-mail: [email protected]
Сonflict of interests: The author declares the absence of the conflict of interests.
Вступление
Термин «сообщество единой судьбы человечества» прочно вошел в политический лексикон КНР в начале XXI в. Он ассоциируется с именем Си Цзиньпина, который предложил расширенное толкование этого понятия и придал международное звучание идее, выдвинутой первоначально Ху Цзиньтао еще в 2007 г. как общность судьбы (минъ-юнь гунтунти) и обращенной к соотечественникам за рубежом1. Позже был добавлен объект применения — «человечество» (жэньлэй), и концепция приобрела нынешнюю конфигурацию — сообщество единой судьбы человечества (жэньлэй минъюнь гунтунти) (далее — концепция, КСЕС)2. Сегодня нередко можно встретить еще одно дополнение относительно периода действия концепции — «в новую эпоху» (синь шидай).
Нет необходимости останавливаться на происхождении и содержании концепции, которые были детально проанализированы в целом ряде статей отечественных китаеведов [А.В. Ломанов], [Е.И. Сафронова], [А.В. Семенов, А.В. Цвык] и др. Мнение китайских историков состоит в том, что концепция Си Цзиньпина берет свое начало в китайской традиционной культуре тысячелетней дав-
1 Ху цзиньтао цзай дан дэ шици цы дайбяо дахуэй шан баогао (чжай яо) [ Выдержки из доклада Ху Цзиньтао на XVII съезде КПК] URL: http://www.gov.cn/ldhd/2007-10/15/ content_776431.htm (дата обращения: 03.02.2022).
2 Термин пока не нашел единого перевода на русский язык, циркулируют следующие варианты: «общее будущее человечества», «сообщество судьбы человечества», «мировое сообщество с единой судьбой», «сообщество единой судьбы человечества».
ности и представляет собой продолжение мудрости предшественников1.
Сам автор концепции полагает, что в основе предлагаемого сегодня глобального плана перестройки на планете лежат мир, гармония и согласие — концепты, к которым всегда стремилась китайская нация и которые она пестовала более чем 5 тысяч лет своей истории. В данной статье обратим внимание на то, как Си Цзиньпин, будучи первым лицом государства и генератором идей китайской диплома-тии2, многовекторно продвигает концепцию «сообщества» как часть внешнеполитической стратегии КНР. Его выступления по данному вопросу вошли в сборники «О государственном управлении», во втором и третьем томах которых материалы о «сообществе единой судьбы» выделены в отдельные разделы [Си Цзиньпин, т. 2, т. 3]. Книги
3
переведены на многие иностранные языки .
Выступления с трибуны ООН
Си Цзиньпин справедливо отмечает, что «все мы живем на одной планете, где насчитывается 200 с лишним стран и регионов и проживает более 7 млрд человек», где судьбы всех стран и всех народов связаны между собой, и эта взаимосвязь растет [Си Цзиньпин, т. 3, с. 675]. Об этом он говорил на юбилейной сессии ООН в 2015 г., по-китайски четко сформулировав пять направлений общей деятельности^ гэ цзяньчи): политика, безопасность, экономика, культура,
4
экология, направленных на совершенствование мирового порядка . Практической «подпиткой» выдвинутой концепции стало решение КНР о создании фонда поддержки деятельности ООН, направленной на сохранение мира, и о выделении для этого фонда 1 млрд долл.
Особенности новой концепции Си Цзиньпин видит в ее справедливом, миролюбивом, инклюзивном, комплексном, научном характере; отмечает, что она возникла из практики международных отно-
1 Чжэн Цзелань. Китайская традиционная культура в концепции «Сообщества единой судьбы человечества». URL: https://russiancouncil.ru/blogs/zhengjielan/kitayskaya-tra ditsionnaya-kultura-v-kontseptsii-soobshchestva-edinoy-s/ (дата обращения: 03.02.2022).
2 В 2021 г. в издательстве Жэньминь чубаньшэ вышел «Курс изучения идей Си Цзиньпина в дипломатии».
3 Том 2 переведен на 24 языка.
4 Си цзиньпин цзай ди циши цзе ляньхэго ибань бяньлунь ши дэ цзянхуа [Выступление Си Цзиньпина на общей дискуссии на 70-й сессии ГА ООН]. URL: http://www. xinhuanet.com/world/2015-09/29/c_1116703645.htm (дата обращения: 14.10.2019).
шений и продолжает обогащаться ею, будучи направленной на поддержание интересов всего мирового сообщества.
В 2017 г. идея Си Цзиньпина вошла в резолюции Совета Безопасности, Комиссии социального развития, Совета по правам человека ООН. Это, несомненно, успех китайской дипломатии и лично Си Цзиньпина как носителя дипломатии первого лица, что имеет даже большее значение для продвижения концепции в мире, чем включение ее в Устав КПК и Конституцию КНР.
Китай в лице своего лидера демонстрирует ответственность великой державы, декларируя свою готовность и решимость рука об руку со всеми странами мира бороться за дело прогресса всего человечества.
Китайский план архитектоники мира соответствует целям ООН, а в новую эпоху предлагает конкретные подходы, учитывающие современные реалии и особенности международных отношений. Си Цзиньпин постоянно работает над теоретическим совершенствованием и практической реализацией концепции, конкретизирует ее в соответствии с новыми вызовами. После начала пандемии коронавиру-са, например, он обращает внимание на необходимость общих усилий по противодействию вирусу (сообщество единой судьбы в здравоохранении), подкрепляя теорию предоставлением более чем 120 странам и организациям 2 млрд доз антиковидной вакцины и обещанием выделить еще 1 млрд вакцин для Африки и 150 млн доз для стран АСЕАН \
Выступая в 2021 г. на 76-й сессии ГА ООН, Си Цзиньпин обновил смысловое содержание своей идеи. Представляется, она стала более приемлемой для международного сообщества, хотя осталась по-прежнему достаточно расплывчатой. «Инициатива по глобальному развитию» (цюаньцю фачжань чанъи) из 6 пунктов представляет собой ни что иное, как ту же КСЕС, обращенную в практическую плоскость: отстаивать приоритеты развития, ставить человека во главу угла, поддерживать инклюзивность, а также внедрять различные драйверы инновационной деятельности, развивать гармоничное существование человека и природы, придерживаться целенаправленности действий2.
1 Ван И: гаоцзюй жэньлэй минъюнь гунтунти цичжи кобу цяньсин [Двигаться вперед, высоко неся знамя сообщества единой судьбы человечества]. URL: http://www. gov.cn/guowuyuan/2022-01/02/content_5666074.htm (дата обращения: 12.12.2021).
2 Си цзиньпин тичу цюаньцю фачжань чанъи [Си Цзиньпин выступил с инициативой по глобальному развитию]. URL: http://www.gov.cn/xinwen/2021-09/22/content_ 5638602.htm (дата обращения: 07.02.2022).
Эта формулировка уже закреплена в последнем российско-китайском совместном заявлении1.
Выступления на партийных форумах
Си Цзиньпин связывает КСЕС со стратегией развития социализма с китайской спецификой в новую эпоху, поднимает эту тему в докладах на пленумах и съездах КПК, на встречах с партийным активом. Хотя эти мероприятия являются внутрипартийными событиями, но за ними, как правило, следит весь мир, поэтому их содержание становится общеизвестным, а партийные форумы — источником информации о решениях и деятельности компартии, в том числе по линии продвижения идеи сообщества.
В 2013 г. на учебе членов Политбюро ЦК КПК Си Цзиньпин ясно указал: «Мы должны сформировать глобальное видение, теснее связать внутреннее развитие с открытостью для внешнего мира, с мировым развитием, соединить интересы китайского народа с общими интересами народов всех стран, постоянно расширять взаимовыгодные связи, укреплять мир»2. Обращают на себя внимание поставленные Си Цзиньпином перед дипломатией амбициозные задачи продвигать идею общего будущего, участвовать в процессе реформирования системы глобального управления и играть в нем ведущую роль [Си Цзиньпин, т. 3, с. 630].
На XIX съезде КПК китайский руководитель сформулировал новые цели по продвижению КСЕС: расширение работы «с людьми всего мира», указав, что осуществление китайской мечты неотделимо от мечты всех людей на земле, тесно связано с мирной внешней средой и стабильной международной обстановкой3. КСЕС сопоставима по значению и сфере охвата с инициативой «Пояс и путь» (ИПП), кото-
1 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о международных отношениях, вступающих в новую эпоху, и глобальном устойчивом развитии. 04.02.2022. URL: http://kremlin.ru/supplement/5770 (дата обращения: 12.03.2022).
2 Чжунго линдао ганьбу цзыляо ку. 11. Цзоу хэпин фачжань даолу [Материалы для учебы руководящих кадровых работников. 11. Идти по пути мирного развития]. URL: http://cpc.people.com.cn/xuexi/n/2015/0721/c397563-27337509.html 02.02.2022 (дата обращения: 01.02.2022).
3 Си Цзиньпин цзай чжунго гунчаньдан дди шицзю цы цюаньго дайбяо дахуэй шан дэ баогао [Доклад Си Цзиньпина на XIX Всекитайском съезде КПК]. URL: http:// cpc.people.com.cn/n1/2017/1028/c64094-29613660 (дата обращения: 03.02.2022).
рая, по словам Си Цзиньпина, является «важнейшей практической платформой для продвижения» концепции [Си Цзиньпин, т. 3, с. 628]. В КСЕС просматривается принятый Китаем общий подход к международным проблемам и пониманию принципов глобального управления, таких как равноправие и взаимодоверие, партнерство, установление справедливого мирового порядка и сотрудничества, поддержание открытости, толерантности, обмен опытом и знаниями, достижение взаимной выгоды.
Си Цзиньпин, названный «ядром ЦК КПК и всей партии»1, проводит обсуждение КСЭС в рамках «Диалога КПК с миром», первый из которых состоялся в Китае в 2014 г. На подобных встречах представители партий из разных стран, занимающие различные политические и идеологические позиции, обмениваются мнениями и опытом, знакомятся с китайской практикой. Эффективность работы «Диалога» иллюстрируется повышением уровня встреч до саммитов и кратным ростом числа участников [Верченко, с. 9]. Это дало основание Си Цзиньпину заявить, что КСЕС завоевывает все большую поддержку и одобрение, превращаясь из концепции в реальную практику. Представляется, что участие высоких зарубежных гостей еще не гарантирует принятие ими китайской точки зрения, но нельзя не признать, что участники услышали голос КПК, ознакомились с ее видением будущего мира, продемонстрировали заинтересованность в совместном обсуждении и решении мировых проблем.
На саммите 2017 г., посвященном ответственности партий, Си Цзиньпин отметил, что «каждая политическая партия должна соответствовать веяниям эпохи, правильно оценивать тенденции развития человечества, увязывать собственное развитие с развитием страны, нации и всего человечества»2. В 2021 г. Си Цзиньпин выступил на организованном КПК облачном саммите, посвященном 100-летию КПК, на котором присутствовало более 10 тыс. он-лайн участников, из них 500 руководителей политических партий, в том числе 21-й правящей. Си Цзиньпин в программной речи (чжучжи цзянхуа) вновь напомнил, что у китайского народа и народов всего мира одна судьба,
1 На пленуме ЦК КПК подчеркнули решающее значение определения роли Си Цзиньпина в качестве ядра ЦК КПК и всей партии. URL: http://russian.news.cn/2021-11/12/c_1310307399.htm (дата обращения: 26.01.2022).
2 Си Цзиньпин цзай чжунго гунчаньдан юй шицзе чжэндан гаоцэн дуйхуа хуэй шан дэ чжучжи цзянхуа [Программное выступление Си Цзиньпина на диалоге КПК с политическими партиями мира на высшем уровне] . URL: http://www.gov.cn/xinwen/2017-12/01/content_5243852.htm (дата обращения: 27.01.2022).
что ни одна страна не сможет выжить в одиночку, и единственный выход для человечества — помогать друг другу и жить в согласии. Повторив в целом идеи, высказанные об ответственности политических партий на предыдущих саммитах, Си Цзиньпин сделал акцент на положении о том, что политические партии должны «прислушиваться к голосу людей» и это корреспондируется с частыми в последнее время упоминаниями Си Цзиньпином задачи служения народу и ответственности КПК перед народом.
Внешнеполитическое содержание КСЕС отражает внутриполитические цели, выдвинутые китайским руководством к двум столетним юбилеям. Первая — покончить в основном с бедностью — была выполнена к 100-летию КПК. Завоевание все большего числа сторонников КСЕС имеет ключевое значение, особенно накануне XX съезда, когда КПК и КНР, по словам Си Цзиньпина, находятся на новом историческом старте1 и готовятся к осуществлению китайской мечты, к завершению построения модернизированной социалистической державы — цели, намеченной к столетию КНР [Си Цзинь-пин, т. 2, с. 4, 48].
Выступления на международных встречах
Для продвижения КСЕС Си Цзиньпин активно использует многосторонние международные площадки: ШОС, БРИКС, АТЭС, РИК, Группа 20, ЕС, АСЕАН, а также двусторонние форматы (Китайско-африканский форум сотрудничества, Китайско-латиноамериканский форум и др.). Анализ выступлений показывает, что в каждой аудитории Си Цзиньпин определяет приоритеты и акценты, исходя из специфики проводимого мероприятия.
Выступления Си Цзиньпина эмоциональны, он использует древние изречения (Конфуция, Мэн-цзы, Гуань Чжуна), идиомы, красочные образы: «один цветок весны не делает; весна приходит, когда распускаются все цветы», «ручейки дружбы людей сливаются в реки и океаны», «каким бы толстым ни был лед, он не выдержит, если его ломать сообща», «море собирает все капли, поэтому оно безбрежно». Во время зарубежных визитов Си Цзиньпин обращается к культуре и истории посещаемых стран, вспоминает высказывания их классиков.
1 Си Цзиньпин. Пояснения к «Решению ЦК КПК по основным достижениям и историческому опыту столетней борьбы партии». URL: http://russian.news.cn/2021-11/16/ c_1310314778.htm (дата обращения: 10.01.2022).
В лекции в МГИМО в 2013 г. он цитировал Н.Г. Чернышевского, а в Африке приводил местные пословицы.
По словам Си Цзиньпина, реализация КСЕС наиболее показательно происходит в отношениях с развивающимися странами1, в первую очередь с африканским континентом, и может стать примером для других государств. В основе отношений со странами Африки лежат следующие принципы: искренность, практичность, дружба, честность, ответственность, выигрыш, счастье, культура, безопасность, гармония. Руководитель КНР выделил обстоятельства, которые особенно сближают Китай и Африку: это принадлежность к развивающимся экономикам и древнейшим цивилизациям.
Пекин строит отношения как с отдельными африканскими странами, так и с организациями государств «черного континента». Лейтмотивом визита Си Цзиньпина в ОАЭ, Сенегал, Руанду, ЮАР, Маврикий в 2018 г. было стимулирование «прагматичного сотрудничества и совместное возрождение».
Большое внимание в Африке Си Цзиньпин уделил острым проблемам континента: борьбе с бедностью и коррупцией — «раковой опухолью общества», по словам Си Цзиньпина. Поездка стала воплощением усилий Китая по созданию «сообщества единой судьбы с Африкой»2. Следует отметить, что в Африке КСЕС находит самую горячую поддержку, так как имеет экономическую основу и дает ощутимый эффект [Си Цзиньпин, т. 2, с. 409—422].
Важную роль Си Цзиньпин отводит деятельности по установлению отношений нового типа в Азиатском регионе, который всегда был и остается объектом геополитических интересов Китая. Стратегическая цель дипломатии здесь состоит в последовательном развитии и укреплении политических, экономических и культурных отношений с соседними странами3. Во многом внимание Китая к Азии объясняется его экономическими интересами к ресурсам и инфраструктурным возможностям региона.
1 В 2013—2021 гг. инвестиции КНР в 140 развивающихся стран составили 130 млрд долл.
2 Шусе сешоу гунцзинь, гунтун фачжань дэ хуа цай юэчжан — си цзиньпин чжуси фанвэнь чжундун фэйчжоу цг го цзи ши [Вписана яркая страница в дело общего движения вперед и развития. Дневник визита председателя Си Цзиньпина в пять стран Ближнего Востока и Африки]. Жэньминь жибао. 30.07.2018. (дата обращения: 01.02.2022).
3 Си Цзиньпин цзай чжоубянь вайцзяо гунцзо цзотань хуэй фабяо чжунъяо цзянхуа [Выступление Си Цзиньпина на совещании по дипломатической работе в сопредельных странах]. 25.10.2013. URL: http://politics.people.com.cn/n/2013/1025/c1024-2333231 8.html (дата обращения: 02.02.2021).
В русле азиатской политики Си Цзиньпин не оставляет без внимания ни двусторонние, ни многосторонние форматы. Например, на встрече с генеральным секретарем ЦК Народно-революционной партии, президентом Лаоса Буннянг Ворачитом во время государственного визита в Лаос в ноябре 2017 г. Си Цзиньпин отмечал, что обстановка «способствует построению международных отношений нового типа и построению китайско-лаосского сообщества единой судьбы, имеющего стратегическое значение»1. Практическую основу для формирования сообщества двух стран имеют близость правящих партий и экономическое сотрудничество (растущий товарообмен, крупные китайские инфраструктурные проекты).
Китайский лидер неустанно работает над расширением круга сторонников КСЕС и в других регионах. Так, выступая на облачном саммите Китая и стран Центральной Азии (Узбекистана, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении) в январе 2022 г., Си Цзиньпин предложил принять 30-летний юбилей установления дипломатических отношений между сторонами за новую отправную точку для развития стратегического партнерства; строить китайско-центральноа-зиатское сообщество с общим будущим и содействовать установлению сообщества единой судьбы человечества. КСЕС находит поддержку в Центральной Азии на самом высоком уровне и подкрепляется расширяющимся взаимодействием в сфере энергетики, сельского хозяйства, информационных технологий и др.
На саммите прозвучало предложение о проведении диалогов «Китай — Центральная Азия» для обсуждения совместных проектов, в том числе мер по дальнейшему продвижению КСЕС2.
Си Цзиньпин встраивает КСЕС в экономический дискурс, последовательно проводит мысль об общем будущем на встречах с крупным бизнесом. Выступая в Давосе в январе 2022 г., он убеждал участников форума, что все страны являются «звеньями глобальной цепи сотрудничества и постепенно сформируют сообщество интересов и
1 Си Цзиньпин цзай цы хуэйцзянь лаово жэньминь гэмин дан чжунъян вэйюаньху-эй цзун шуцзи, гоцзя чжуси бэнь ян [Си Цзиньпин вновь принял председателя ЦК Лаоской народно-революционной партии, президента страны Буннянг Ворачита]. 14.11.2017. URL: http://www.gov.cn/xinwen/2017-11/14/content_5239670.htm (дата обращения: 13.12.2021).
2 Си Цзиньпин чжучи чжунго тун чжун я у го цзяньцзяо саньши чжоунянь ши пин фэнхуэй [Си Цзиньпин провел по видеосвязи саммит, посвященный 30-летию установления дипломатических отношений между Китаем и пятью странами Центральной Азии]. URL: http://www.gov.cn/xinwen/2022-01/25/content_5670395.htm (дата обращения: 01.02.2022).
сообщество единой судьбы». Для убедительности Си Цзиньпин сравнил страны с маленькими лодками, каждая из которых сама по себе не может выдержать ударов стихии, и «только гигантский корабль общей судьбы в состоянии противостоять бурным волнам»1.
Важным направлением деятельности Си Цзиньпина по продвижению концепции стало международное гуманитарное сотрудничество, предусматривающее культурный плюрализм, то есть сохранение в условиях глобализации культурных особенностей каждой нации. Яркий пример представляет собой конференция «Диалог азиатских цивилизаций», проведенная по инициативе Си Цзиньпина в мае 2019 г. в Пекине. Ранее председатель КПК неоднократно подчеркивал, что движущей силой развития человечества являются межцивилизацион-ные обмены и диалоги, которые призваны стать мостами для укрепления дружбы между народами и создания благоприятной среды для развития государств [Си Цзиньпин, т. 3, с. 687]. Китайский лидер уверен, что углубление гуманитарных обменов и взаимные заимствования являются важным путем устранения отчужденности и недоразумений, содействия взаимопониманию и сближению народов.
Заключение
Си Цзиньпин неустанно подчеркивает, что Китай как крупная держава готов брать на себя ответственность за будущее человечества, демонстрировать, что шаги и дела крупной державы соответствуют ее статусу (да го гэн ингай ю да дэ янцзы), вместе с другими прогрессивными силами строить рациональный мировой порядок, отстаивать мир на земле, активно участвовать в реформировании системы глобального управления 2.
Сформулировав концепцию и определив векторы ее реализации, Си Цзиньпин систематически и напористо разъясняет ее содержание в мире на самых разнообразных платформах, в среде единомышленников и идейных противников, на политических, партийных, экономических, гуманитарных форумах, через СМИ и посольства КНР.
1 Си Цзиньпин цзай 2022 нянь шицзе цзинцзи луньтань шипинь хуэйидэ яньцзян (цюань вэнь) [Полный текст выступления Си Цзиньпина на Всемирном экономическом форуме 2022 г.] URL: http://www.gov.cn/xinwen/2022 (дата обращения: 02.02.2022).
2 Си Цзиньпин: даго гэн ингай ю даго дэ янцзы, чжаньсянь даго даньдан [Крупная держава обязана соответствовать своему статусу и нести ответственность как крупная держава]. URL: http://www.xinhuanet.com/world/2020-09/22/c_1126527636.htm (дата обращения: 01.02.2022).
Хотя концепция провозглашает универсальные ценности и элементарные истины, не все в мире могут принять идею, предложенную руководителем компартии, отказаться от гегемонизма и менталитета холодной войны, осознать происходящую трансформацию системы глобального управления и движение мира к многополярности. Самую большую поддержку концепция находит в тех странах, где она имеет реальную экономическую опору. Так или иначе, на сегодняшний день концепция приобрела глобальное звучание. Си Цзиньпин предупреждает, что путь будет длинным и трудным. Однако, как известно, «капля камень точит» или, как говорят в Китае, — «путь в тысячу ли начинается с первого шага» (цяньли чжи син юй цзу ся).
Библиографический список
Верченко А.Л.Продвижение Китаем идеи «сообщества единой судьбы человечества» // Восточная Азия: факты и аналитика. 2020. № 1. С. 6—18. DOI: 10.24411/ 2686-7702-2020-10001.
Ломанов А.В. Новые концепции китайской внешней политики // Азия и Африка сегодня. 2017. № 12. С. 8—18.
Сафронова Е.И. К вопросу о трактовке китайской концепции «сообщества единой судьбы» // Решения XIX съезда КПК и перспективы российско-китайских отношений / отв. ред.-сост. А.О. Виноградов. Москва: ИДВ РАН. 2018. С. 45—54.
Семенов А., Цвык А. Концепция «общего будущего человечества» во внешнеполитической стратегии Китая // Мировая экономика и международные отношения. 2019. Т. 63. № 8. С. 72—81. DOI: 10.20542/0131-2227-2019-63-8-72-81
Си Цзиньпин. О государственном управлении. Т. 2. Пекин: Вайвэнь чубаньшэ, 2018. 812 с.
Си Цзиньпин. О государственном управлении. Т.3. Пекин: Вайвэнь чубаньшэ, 2021.846 с.
References
Lomanov A.V. (2017). Novyye kontseptsii kitayskoy vneshney politiki [New Concepts of Chinese Foreign Policy], Aziya i Afrika segodnya [Asia and Africa today], 12: 8— 18. (In Russian).
SafronovaE.I. (2018). Kvoprosuotraktovke "soobshchestvayedinoy sud'by" [Onthe Interpretation of the Chinese Concept of "a Community of Common destiny"] / ResheniyaXIX s"yezda KPKiperspektivy rossiysko-kitayskikh otnosheniy [The 19th CCP Congress's Decisions and the Prospects for Russian-Chinese Relations] / A.O. Vinogradov (ed.). — Moscow: Institute of Far Eastern Studies RAS: 45—54 (In Russian).
Semenov A., Tsvyk A. (2019). Kontseptsiya "obshchego budushchego chelovechestva" vo vneshnepoliticheskoy strategii Kitaya [The "Community of a Shared Future for Humankind" Concept in China's Foreign Policy], Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnyye otnosheniya [World Economy and International Relations), 8: 72—81. DOI: 10.20542/0131-2227-2019-63-8-72-81. (In Russian).
Verchenko A.L. (2020). Prodvizheniye Kitayem idei «soobshchestva yedinoy sud'by chelovechestva» [China's Promotion of the Idea of "Community of Common Destiny for Mankind"], Vostochnaya Aziya: fakty i analitika [East Asia; Fact and Analytics], 1:6—18. DOI: 10.24411/2686-7702-2020-10001. (In Russian).
Xi Jinping (2018). O gosudarstvennom upravlenii. Tom II [The Governance of China. Volume II]. Beijing: Waiwen chubanshe . 812 p. (In Russian).
Xi Jinping (2021). O gosudarstvennom upravlenii. Tom III [The Governance of China. Volume III]. Beijing: Waiwen chubanshe. 846 p. (In Russian).