Концепция регулирования
процессов формирования и функционирования региональной инновационной системы
М. В. Егорова,
к. э. н., доцент кафедры экономики Казанского государственного технологического университета
Разработан концептуальный подход к регулированию процессов формирования и функционирования региональной инновационной системы, в основе которого лежит регулятивно-контентный механизм инновационной системы региона.
Методология формирования региональной инновационной системы (РИС) предполагает выявление и формулирование целей, задач и принципов данного процесса, декларацию методов его организации, выявление структурно-содержательных и функциональных особенностей, а также регулирующих инструментов и механизмов функционирования самого объекта преобразования.
В общем виде РИС предстает как совокупность организаций и предприятий, расположенных на данной территории и осуществляющих деятельность по созданию, коммерциализации и распространению инноваций, а также совокупность организаций инновационной инфраструктуры, органов государственного (регионального) управления и институтов, обеспечивающих реализацию механизмов инновационного развития, отвечающих как особенностям, так и требованиям функционирования НИС.
Цель формирования РИС состоит в интеграции разрозненных субъектов и объектов инновационной деятельности в единую систему на мезоуровне, удовлетворяющую принципам логистической оптимальности протекающих в ней процессов и позволяющую максимально реализовать имманентное ей свойство эмерджентности и достичь синергетических эффектов. В связи с этим возникает необходимость решения следующего ряда задач:
• закрепление на уровне властных структур региона решения о формировании РИС с указанием предполагаемых сроков исполнения и объемов финансирования;
• организация масштабного исследования условий функционирования будущей РИС;
• формирование методологии анализа и оценки РИС;
• «инвентаризация» и «достройка» инновационной структуры и инфраструктуры региона;
• формирование соответствующей инновационной и инвестиционной политики;
The conceptual approach to regulation ofprocesses of formation and functioning of regional innovative system in which basis is developed lays adjusting-contenting the mechanism of innovative system of region.
• анализ существующих и формирование недостающих институтов инновационного развития (особенно в части законодательства) с применением кластерных технологий.
В качестве основных универсальных принципов формирования РИС можно предложить, такие как принцип универсальности и специфики; участия; консенсуса; профессионализма; холизма; координации и мониторинга.
Базовыми методами (подходами) в процессе формирования РИС, безусловно, послужат традиционные: процессный, рассматривающий РИС с позиций непрерывного процесса ее функционирования; системный, предполагающий соблюдение всех системных принципов организации и учет системных свойств РИС, и ситуационный, акцентирующий внимание на поиске таких комбинаций ресурсов и решений, которые будут эффективны в данных конкретных условиях (в данном регионе, в данное время).
В соответствии с перечисленными задачами предлагается в основе концептуальной модели регулирования процессов формирования и функционирования РИС рассматривать регулятивно-контентный механизм инновационной системы региона (рисунок). Данная модель содержит восемь наиболее, на наш взгляд, информативных элементов с позиций понимания концепции РИС. Весь регулятивно-контентный механизм может быть сгруппирован в четыре содержательных блока.
1. Структурный блок представлен инновационной структурой и инновационной инфраструктурой региона и составляет основу как формирования, так и дальнейшего функционирования РИС. В инновационной структуре представлены все основные экономические агенты, производящие и реализующие инновации на практике в том или ином виде. В своей основной массе - это промышленные, научные и образовательные объекты. Научные организации и образовательные учреж-
ИННОВАЦИИ № 7 (117), 2008
ИННОВАЦИИ № 7 (117), 2008
дения обеспечивают начальные (идейно-поисковые и исследовательские) стадии инновационного процесса, а также выпуск кадров необходимой квалификации для научной и производственной деятельности.
Также могут принимать участие или даже быть инициаторами ранних стадий инновационных процессов и промышленные предприятия, но они, как правило, в большей степени себя проявляют уже на стадии разработки опытных образцов или готовых технологий с целью их скорейшего внедрения и получения прибыли. Предприятия осуществляют апробацию инноваций на рынке, тиражируя их в случае успеха и неся на себе все риски в случае возможной неудачи. Крупные предприятия силами своих собственных подразделений НИОКР продолжают также дальнейшее совершенствование и модернизацию продуктов и технологий. Роль малых предприятий проявляется практически на всех этапах инновационного процесса. Например, они могут являться активными участниками НИОКР: обычно либо в виде самостоятельных венчурных фирм, либо в форме так называемых спин-офф крупных промышленных компаний. В рамках деятельности малых предприятий могут отрабатываться опытные модели и образцы, выпускаться опытные партии нового продукта. И, наконец, они могут производить продукцию малыми сериями с целью апробации ее на рынке.
Значение финансово-промышленных групп состоит в консолидации финансовых и материальных средств для более эффективного их использования, в том числе в сфере инновационной деятельности. Особые экономические зоны обязаны своим включением в инновационную структуру тем, что они, как правило, создаются под определенное инновационное направление с целью ускоренной его разработки в режиме максимального благоприятствования.
Инновационная инфраструктура является неотъемлемым элементом в обеспечении эффективного протекания инновационных процессов и представляет собой систему поддержки инновационной деятельности во всевозможных организационных формах и широком спектре услуг. Под инфраструктурой инновационного развития региона следует понимать совокупность организационных факторов, материальных средств и институциональных условий в сфере обслуживания науки и производства, обеспечивающих на системной основе устойчивое развитие инновационных процессов на региональном уровне и восприятие экономикой и обществом результатов, достигаемых в ходе их осуществления. Именно она материализует взаимодействие структурных объектов РИС и служит трансферным механизмом в процессе этого взаимодействия, позволяя инновациям получать импульс для своего распространения и развития.
2. Интегрально-параметрический блок включает инновационную восприимчивость и инновационный потенциал РИС. Это два наиболее важных, на наш взгляд, интегральных индикатора, позволяющих охарактеризовать состояние РИС и возможности и направления ее дальнейшего развития.
Регулятивно-контентный механизм (концепция) РИС
Инновационный потенциал является общепринятой, иногда практически единственной рассматриваемой характеристикой в области инновационной деятельности экономической системы любого уровня. Несмотря на это, до сих пор отсутствует единый подход к составу его показателей. Инновационный потенциал объединяет в себе характеристики всех видов ресурсов, непосредственно участвующих в реализации инновационного процесса. Он представляет собой сложную многоуровневую характеристику, включающую набор целого ряда различных условий, возможностей и способностей экономической системы для осуществления инновационной деятельности. В свою очередь, инновационная деятельность объединяет все виды деятельности, связанные с разработкой, внедрением, коммерциализацией и распространением (тиражированием) инноваций. В нашем понимании инновационный потенциал на микро- и мезоуровнях во многом идентичен, отличаясь в основном уровнем агрегации показателей.
Менее разработанным интегральным индикатором является инновационная восприимчивость региона. Последнюю предлагается рассматривать как характеристику наличия желания, условий и возможностей в регионе для создания (или приобретения), реализации, распространения и использования различного рода нововведений во всех сферах функционирования общества и экономики. В рамках РИС она играет двоякую роль. С одной стороны, она несет в себе потенциал использования нововведений, начиная от промышленного и заканчивая потребительским уровнями экономики, а с другой, дает импульс развитию инновационного потенциала и всех остальных элементов рассматриваемой нами модели РИС. И здесь впервые отчетливо просматривается диалектический аспект не только данной категории, но и категории самого инновационного развития.
3. К инструментальному блоку отнесены два вида политики: инновационная и инвестиционная, рассматриваемые в качестве основных регуляторов в сфере организации и управления инновационным развитием на региональном уровне, представляющих собой наиболее явное проявление действия административного ресурса в рамках РИС.
Инновационная политика, как правило, реализуется в виде конкретных направлений, стратегий и программ, обозначая приоритеты развития тех или иных технологических направлений, организационных форм и видов взаимодействия в области инновационной деятельности. Инновационная политика является основным ориентиром в инновационной деятельности субъектов экономики. В то же время служит главным рычагом в механизме управления РИС. Она во многом может определять направления политики инвестирования инноваций в экономике региона.
Действительная роль инвестиционной политики и потенциал ее использования в сфере инновационной деятельности, к сожалению, еще не оценены по достоинству и не востребованы в отечественных условиях. Несмотря на это, российская теория и практика инвестирования активно развивается, в частности, получает развитие такой важный сектор инновационного финансирования как венчурное инвестирование.
4. Связующий блок (блок взаимодействия) образуют инновационные институты и инновационные кластеры. Это соединительная ткань инновационной системы региона, «невидимые» силы РИС, основной механизм действия которых определяется рынком и человеческим фактором и реализуется в процессе применения законов, заключения и выполнения договоров, соглашений, договоренностей и пр.
Инновационные институты, представляя по сути набор формальных и неформальных правил взаимо-
действия между организациями, людьми и т. д. в процессе осуществления инновационной деятельности, в основе своего функционирования содержат так называемый трансакционный механизм, проявляющийся в виде совокупности договоров между людьми, касающихся способов осуществления кооперации и ведения конкурентной борьбы. Последний, в свою очередь, приводит к возникновению трансакционных издержек, в которых в рамках РИС заложен потенциал снижения затрат на инновационную деятельность.
Во многом сходен механизм воздействия на РИС и инновационных кластеров, в первую очередь, позволяющих значительно облегчить и ускорить процессы обмена научной информацией и технологиями между предприятиями кластера, тем самым повышая конкурентоспособность не только предприятий-членов кластера, но и всего региона в целом.
Таким образом, в состав рассмотренного выше механизма включены элементы, относящиеся к различным срезам РИС и несущие соответственно различную функционально-смысловую нагрузку, что позволяет получить более полную и разноплановую характеристику объекта управления. Сама же концепция регулирования инновационных процессов на региональном уровне призвана обеспечить понимание сути и закономерностей данного явления с целью выработки адекватных мер и поиска эффективных инструментальных средств воздействия на различных уровнях региональной системы.