Научная статья на тему 'Концепция регулирования процессов формирования и функционирования региональной инновационной системы'

Концепция регулирования процессов формирования и функционирования региональной инновационной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
217
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егорова Марина Вадимовна

Разработан концептуальный подход к регулированию процессов формирования и функционирования региональной инновационной системы, в основе которого лежит регулятивно-контентный механизм инновационной системы региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept of regulating the processes of formation and functioning of the regional innovation system

The conceptual approach to regulation of processes of formation and functioning of regional innovative system in which basis is developed lays adjusting-contenting the mechanism of innovative system of region.

Текст научной работы на тему «Концепция регулирования процессов формирования и функционирования региональной инновационной системы»

Концепция регулирования

процессов формирования и функционирования региональной инновационной системы

М. В. Егорова,

к. э. н., доцент кафедры экономики Казанского государственного технологического университета

Разработан концептуальный подход к регулированию процессов формирования и функционирования региональной инновационной системы, в основе которого лежит регулятивно-контентный механизм инновационной системы региона.

Методология формирования региональной инновационной системы (РИС) предполагает выявление и формулирование целей, задач и принципов данного процесса, декларацию методов его организации, выявление структурно-содержательных и функциональных особенностей, а также регулирующих инструментов и механизмов функционирования самого объекта преобразования.

В общем виде РИС предстает как совокупность организаций и предприятий, расположенных на данной территории и осуществляющих деятельность по созданию, коммерциализации и распространению инноваций, а также совокупность организаций инновационной инфраструктуры, органов государственного (регионального) управления и институтов, обеспечивающих реализацию механизмов инновационного развития, отвечающих как особенностям, так и требованиям функционирования НИС.

Цель формирования РИС состоит в интеграции разрозненных субъектов и объектов инновационной деятельности в единую систему на мезоуровне, удовлетворяющую принципам логистической оптимальности протекающих в ней процессов и позволяющую максимально реализовать имманентное ей свойство эмерджентности и достичь синергетических эффектов. В связи с этим возникает необходимость решения следующего ряда задач:

• закрепление на уровне властных структур региона решения о формировании РИС с указанием предполагаемых сроков исполнения и объемов финансирования;

• организация масштабного исследования условий функционирования будущей РИС;

• формирование методологии анализа и оценки РИС;

• «инвентаризация» и «достройка» инновационной структуры и инфраструктуры региона;

• формирование соответствующей инновационной и инвестиционной политики;

The conceptual approach to regulation ofprocesses of formation and functioning of regional innovative system in which basis is developed lays adjusting-contenting the mechanism of innovative system of region.

• анализ существующих и формирование недостающих институтов инновационного развития (особенно в части законодательства) с применением кластерных технологий.

В качестве основных универсальных принципов формирования РИС можно предложить, такие как принцип универсальности и специфики; участия; консенсуса; профессионализма; холизма; координации и мониторинга.

Базовыми методами (подходами) в процессе формирования РИС, безусловно, послужат традиционные: процессный, рассматривающий РИС с позиций непрерывного процесса ее функционирования; системный, предполагающий соблюдение всех системных принципов организации и учет системных свойств РИС, и ситуационный, акцентирующий внимание на поиске таких комбинаций ресурсов и решений, которые будут эффективны в данных конкретных условиях (в данном регионе, в данное время).

В соответствии с перечисленными задачами предлагается в основе концептуальной модели регулирования процессов формирования и функционирования РИС рассматривать регулятивно-контентный механизм инновационной системы региона (рисунок). Данная модель содержит восемь наиболее, на наш взгляд, информативных элементов с позиций понимания концепции РИС. Весь регулятивно-контентный механизм может быть сгруппирован в четыре содержательных блока.

1. Структурный блок представлен инновационной структурой и инновационной инфраструктурой региона и составляет основу как формирования, так и дальнейшего функционирования РИС. В инновационной структуре представлены все основные экономические агенты, производящие и реализующие инновации на практике в том или ином виде. В своей основной массе - это промышленные, научные и образовательные объекты. Научные организации и образовательные учреж-

ИННОВАЦИИ № 7 (117), 2008

ИННОВАЦИИ № 7 (117), 2008

дения обеспечивают начальные (идейно-поисковые и исследовательские) стадии инновационного процесса, а также выпуск кадров необходимой квалификации для научной и производственной деятельности.

Также могут принимать участие или даже быть инициаторами ранних стадий инновационных процессов и промышленные предприятия, но они, как правило, в большей степени себя проявляют уже на стадии разработки опытных образцов или готовых технологий с целью их скорейшего внедрения и получения прибыли. Предприятия осуществляют апробацию инноваций на рынке, тиражируя их в случае успеха и неся на себе все риски в случае возможной неудачи. Крупные предприятия силами своих собственных подразделений НИОКР продолжают также дальнейшее совершенствование и модернизацию продуктов и технологий. Роль малых предприятий проявляется практически на всех этапах инновационного процесса. Например, они могут являться активными участниками НИОКР: обычно либо в виде самостоятельных венчурных фирм, либо в форме так называемых спин-офф крупных промышленных компаний. В рамках деятельности малых предприятий могут отрабатываться опытные модели и образцы, выпускаться опытные партии нового продукта. И, наконец, они могут производить продукцию малыми сериями с целью апробации ее на рынке.

Значение финансово-промышленных групп состоит в консолидации финансовых и материальных средств для более эффективного их использования, в том числе в сфере инновационной деятельности. Особые экономические зоны обязаны своим включением в инновационную структуру тем, что они, как правило, создаются под определенное инновационное направление с целью ускоренной его разработки в режиме максимального благоприятствования.

Инновационная инфраструктура является неотъемлемым элементом в обеспечении эффективного протекания инновационных процессов и представляет собой систему поддержки инновационной деятельности во всевозможных организационных формах и широком спектре услуг. Под инфраструктурой инновационного развития региона следует понимать совокупность организационных факторов, материальных средств и институциональных условий в сфере обслуживания науки и производства, обеспечивающих на системной основе устойчивое развитие инновационных процессов на региональном уровне и восприятие экономикой и обществом результатов, достигаемых в ходе их осуществления. Именно она материализует взаимодействие структурных объектов РИС и служит трансферным механизмом в процессе этого взаимодействия, позволяя инновациям получать импульс для своего распространения и развития.

2. Интегрально-параметрический блок включает инновационную восприимчивость и инновационный потенциал РИС. Это два наиболее важных, на наш взгляд, интегральных индикатора, позволяющих охарактеризовать состояние РИС и возможности и направления ее дальнейшего развития.

Регулятивно-контентный механизм (концепция) РИС

Инновационный потенциал является общепринятой, иногда практически единственной рассматриваемой характеристикой в области инновационной деятельности экономической системы любого уровня. Несмотря на это, до сих пор отсутствует единый подход к составу его показателей. Инновационный потенциал объединяет в себе характеристики всех видов ресурсов, непосредственно участвующих в реализации инновационного процесса. Он представляет собой сложную многоуровневую характеристику, включающую набор целого ряда различных условий, возможностей и способностей экономической системы для осуществления инновационной деятельности. В свою очередь, инновационная деятельность объединяет все виды деятельности, связанные с разработкой, внедрением, коммерциализацией и распространением (тиражированием) инноваций. В нашем понимании инновационный потенциал на микро- и мезоуровнях во многом идентичен, отличаясь в основном уровнем агрегации показателей.

Менее разработанным интегральным индикатором является инновационная восприимчивость региона. Последнюю предлагается рассматривать как характеристику наличия желания, условий и возможностей в регионе для создания (или приобретения), реализации, распространения и использования различного рода нововведений во всех сферах функционирования общества и экономики. В рамках РИС она играет двоякую роль. С одной стороны, она несет в себе потенциал использования нововведений, начиная от промышленного и заканчивая потребительским уровнями экономики, а с другой, дает импульс развитию инновационного потенциала и всех остальных элементов рассматриваемой нами модели РИС. И здесь впервые отчетливо просматривается диалектический аспект не только данной категории, но и категории самого инновационного развития.

3. К инструментальному блоку отнесены два вида политики: инновационная и инвестиционная, рассматриваемые в качестве основных регуляторов в сфере организации и управления инновационным развитием на региональном уровне, представляющих собой наиболее явное проявление действия административного ресурса в рамках РИС.

Инновационная политика, как правило, реализуется в виде конкретных направлений, стратегий и программ, обозначая приоритеты развития тех или иных технологических направлений, организационных форм и видов взаимодействия в области инновационной деятельности. Инновационная политика является основным ориентиром в инновационной деятельности субъектов экономики. В то же время служит главным рычагом в механизме управления РИС. Она во многом может определять направления политики инвестирования инноваций в экономике региона.

Действительная роль инвестиционной политики и потенциал ее использования в сфере инновационной деятельности, к сожалению, еще не оценены по достоинству и не востребованы в отечественных условиях. Несмотря на это, российская теория и практика инвестирования активно развивается, в частности, получает развитие такой важный сектор инновационного финансирования как венчурное инвестирование.

4. Связующий блок (блок взаимодействия) образуют инновационные институты и инновационные кластеры. Это соединительная ткань инновационной системы региона, «невидимые» силы РИС, основной механизм действия которых определяется рынком и человеческим фактором и реализуется в процессе применения законов, заключения и выполнения договоров, соглашений, договоренностей и пр.

Инновационные институты, представляя по сути набор формальных и неформальных правил взаимо-

действия между организациями, людьми и т. д. в процессе осуществления инновационной деятельности, в основе своего функционирования содержат так называемый трансакционный механизм, проявляющийся в виде совокупности договоров между людьми, касающихся способов осуществления кооперации и ведения конкурентной борьбы. Последний, в свою очередь, приводит к возникновению трансакционных издержек, в которых в рамках РИС заложен потенциал снижения затрат на инновационную деятельность.

Во многом сходен механизм воздействия на РИС и инновационных кластеров, в первую очередь, позволяющих значительно облегчить и ускорить процессы обмена научной информацией и технологиями между предприятиями кластера, тем самым повышая конкурентоспособность не только предприятий-членов кластера, но и всего региона в целом.

Таким образом, в состав рассмотренного выше механизма включены элементы, относящиеся к различным срезам РИС и несущие соответственно различную функционально-смысловую нагрузку, что позволяет получить более полную и разноплановую характеристику объекта управления. Сама же концепция регулирования инновационных процессов на региональном уровне призвана обеспечить понимание сути и закономерностей данного явления с целью выработки адекватных мер и поиска эффективных инструментальных средств воздействия на различных уровнях региональной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.