М. В. Егорова
ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА РЕГИОНА: БАЗОВЫЕ МОДЕЛИ АНАЛИЗА
И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
Ключевые слова: инновации, инновационная система, региональная инновационная система, innovations, innovative system, regional innovative system.
Показаны место и роль региональных инновационных систем в рамках построения национальной инновационной системы. Рассмотрены модели формирования и функционирования инновационной системы региона, иллюстрирующие суть и механизмы протекания данных процессов. Выявлены перспективные направления развития инновационной системы региона.
The place and a role of regional innovative systems within the limits of construction of national innovative system are shown. Models of formation and functioning of innovative system of the region, illustrating an essence and mechanisms of course of the given processes are considered. Perspective directions of development of innovative system of region are revealed
В последнее время большинство исследователей сходятся во мнении о перспективности идеи формирования национальных инновационных систем (НИС) в процессе обеспечения долгосрочной конкурентоспособности стран. Одновременно анализ развития ведущих стран мира показывает, что роль региона как субнациональной пространственной единицы значительно возросла [1]. Применительно к федеративным условиям России в части реализации национальной инновационной политики ее региональный аспект является безусловным необходимым элементом в процессе создания национальной инновационной системы страны.
Функционирование НИС предусматривает выполнение ею общих координирующих функций и формирование основ институционального взаимодействия субъектов инновационной деятельности на макроуровне, в то время как региональная инновационная система (РИС) призвана обеспечить их реализацию в условиях конкретного региона, обеспечивая одновременно действие принципов независимости и комплементарности региональных функций по отношению к национальным. Именно в рамках инновационной системы региона с большей степенью эффективности можно задействовать в инновационном процессе все возможные региональные ресурсы, видоизменяя и приспосабливая к конкретным условиям общие методологические подходы и принципы функционирования РИС, а также учитывая особенности инновационной системы данной страны.
Для обеспечения возможностей построения, а также дальнейшего развития и совершенствования РИС, возникает необходимость формирования соответствующих моделей для исследования данного явления, его структурных особенностей и системных взаимосвязей. Методология формирования РИС предполагает выявление и формулировку целей, задач и принципов данного процесса, декларацию методов его организации, выявление структурно-содержательных и функциональных особенностей, а также регулирующих инструментов и механизмов функционирования самого объекта преобразования. В данном контексте в одной из работ [2] предлагается использовать структурную модель инновационной системы в качестве рабочего инструмента для оценки текущего состояния инновационной системы отдельных регионов, построения прогнозов развития, подготовки и принятия необходи-
мых управленческих решений. В общем случае модель инновационной системы предлагается рассматривать в виде совокупности элементов, отнесенных к трем уровням (основная деятельность, обеспечение основной деятельности, управление/ регулирование), а также показателей инновационности каждого из элементов; характеристик внутренней структуры элементов инновационной системы; взаимовлияний и взаимодействий между элементами при осуществлении инновационной деятельности; внешних связей инновационной системы.
Данная модель действительно показывает основную укрупненную структуру инновационной системы, одновременно являясь универсальной для любого территориального образования. Но, на наш взгляд, в ней не нашли своего отражения взаимосвязи между элементами и уровнями, управление которыми, как известно, является решающим фактором эффективности функционирования любой системы. Поэтому в рамках нашего исследования была предложена схема функционирования РИС (рис. 1), в которой сделан акцент на взаимосвязи основных структурных и инфраструктурных элементах РИС между собой и различными механизмами, действующими в рамках инновационной системы региона [3]. і----------------------------------------------------------------------------------------і
Рис. 1 - Структурная схема функционирования РИС
В качестве «ядра» РИС выступают крупные промышленные предприятия, малые и средние предприятия и фирмы, финансово-промышленные группы (ФПГ), особые экономические зоны (примером такой зоны в Республике Татарстан служит промышленнопроизводственная ОЭЗ в г. Елабуге со специализацией в области производства автокомпонентов и высокотехнологичной продукции нефтехимического направления), территории инновационного развития (ТИР). Также к ядру относятся научные организации, включающие научные организации академического и отраслевого профиля, проектноконструкторские организации, высшие учебные заведения, имеющие научноисследовательские подразделения, сюда же относятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские (НИОКР) подразделения промышленных предприятий и другие виды
организаций, выполняющих научно-технические работы. Образовательные организации, представленные высшими и средними специальными учебными заведениями (ВУЗами и ССУЗами соответственно), помимо выполнения НИОКР, обеспечивают квалификационноинтеллектуальную базу инновационных процессов.
Инфраструктура РИС представляется широким спектром организаций, выполняющих поддерживающие функции в обеспечении инновационных процессов. В первую очередь сюда относятся технопарки, научно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, инновационные центры, обеспечивающие реализацию различных стадий инновационных процессов. Потребности в консалтинговых (менеджмент, маркетинг и пр.), инжиниринговых (инженерно-техническое обслуживание), лизинговых (финансовая аренда машин, оборудования и т. п.) и страховых услугах удовлетворяет ряд компаний соответствующего профиля. Значительная роль в инфраструктуре РИС отводится различным инновационным и венчурным фондам, обеспечивающим финансовую поддержку инновационных проектов. Важным элементом также является организация трансфера (передачи) технологий, например, через соответствующие центры. Данный компонент РИС наряду с центрами научнотехнической и аналитической информации является, на наш взгляд, наименее развитым в настоящее время в отечественной практике. Необходимыми также являются патентные службы, службы лицензирования и аккредитации, сертификации и стандартизации, экспертизы нововведений, а также различные центры поддержки и содействия инновационной и деловой активности, кадровые и учебные центры, общественные организации и союзы.
Для построения полноценной РИС и дальнейшего эффективного управления необходим координационный центр, например, Центр развития РИС. Он может обладать различным статусом, но должен признаваться легитимным со стороны региональной администрации, государственных властных структур, министерств и ведомств, мотивация деятельности которых во многом определяет весь характер и приоритеты развития региона. Центр также должен иметь определенную степень автономии и полномочий.
В обеспечении эффективности функционирования РИС задействован ряд механизмов. Прежде всего, это административный механизм, представленный правительством региона (Кабмином) и главами местных (муниципальных) администраций, определяющих «миссию» РИС. Регулирующий механизм представлен государственными управляющими структурами (органами исполнительной власти: министерствами, ведомствами и пр.), являющимися проводниками принятых на административном уровне решений и реализующих их на практике.
Немаловажное значение для развития РИС имеет активный характер инвестиционных процессов в регионе (рассматриваемый в рамках проявления инвестиционного механизма), представленных как внутренними (региональными) организациями, так и разнообразием внешних источников (в том числе зарубежных). И, наконец, неотъемлемой частью успешности функционирования РИС является целенаправленное формирование инновационной институциональной среды в регионе, проявляющееся в действии институционального механизма, основу которого составляют институты формального (законодательные и регулирующие нормы и учреждения) и неформального (традиции, менталитет, инновационная культура) типов.
Иллюстрацией факторов и механизмов, действующих в рамках РИС, может послужить другая предлагаемая нами модель в виде регулятивно-контентного механизма инновационной системы региона. Данная модель содержит восемь наиболее, на наш взгляд, информативных элементов с позиций понимания концепции РИС. В состав модели включены элементы, относящиеся к различным срезам РИС и несущие соответственно различную функционально-смысловую нагрузку. Весь регулятивно-контентный механизм может быть сгруппирован в четыре содержательных блока.
Структурный блок представлен инновационной структурой и инновационной инфраструктурой региона и составляет основу как формирования, так и дальнейшего функционирования РИС. В инновационной структуре представлены все основные экономические агенты, производящие и реализующие инновации на практике в том или ином виде. В своей основной массе это промышленные, научные и образовательные объекты. Научные организации и образовательные учреждения обеспечивают начальные (идейно-поисковые и исследовательские) стадии инновационного процесса, а также выпуск кадров необходимой квалификации для научной и производственной деятельности. Промышленные предприятия могут также принимать участие или даже быть инициаторами ранних стадий инновационных процессов, но, как правило, в большей степени себя проявляют уже на стадии разработки опытных образцов или даже готовых технологий с целью их скорейшего внедрения и получения прибыли. Они осуществляют апробацию инноваций на рынке, тиражируя их в случае успеха и неся на себе все риски в случае возможной неудачи. Крупные предприятия также силами своих собственных подразделений НИОКР продолжают дальнейшее совершенствование и модернизацию продуктов и технологий. Роль малых предприятий проявляется практически на всех этапах инновационного процесса. Они могут быть активными участниками НИОКР: обычно либо в виде самостоятельных венчурных фирм, либо в форме так называемых спин-офф крупных промышленных компаний. В рамках деятельности малых предприятий могут отрабатываться опытные модели и образцы, выпускаться опытные партии. И, наконец, они могут производить продукцию малыми сериями с целью апробации ее на рынке. Значение финансово-промышленных групп (ФПГ) состоит в консолидации финансовых и материальных средств для более эффективного их использования, в том числе в сфере инновационной деятельности. Особые экономические зоны обязаны своим включением в инновационную структуру тем, что они, как правило, создаются под определенное инновационное направление с целью ускоренной его разработки в режиме максимального благоприятствования.
Инновационная инфраструктура является неотъемлемым элементом в обеспечении эффективного протекания инновационных процессов и представляет собой систему поддержи инновационной деятельности во всевозможных организационных формах и широком спектре услуг. Именно она материализует взаимодействие структурных объектов РИС и служит трансферным механизмом в процессе этого взаимодействия, позволяя инновациям получать импульс для своего распространения и развития.
Интегрально-параметрический блок регулятивно-контентного механизма включает инновационную восприимчивость и инновационный потенциал РИС. Это два наиболее важных, на наш взгляд, интегральных индикатора, позволяющих охарактеризовать состояние РИС и возможности и направления ее дальнейшего развития.
Инновационный потенциал является общепринятой, иногда практически единственной рассматриваемой характеристикой в области инновационной деятельности экономической системы любого уровня. Несмотря на это, до сих пор отсутствует единый подход к составу его показателей. Инновационный потенциал объединяет в себе характеристики всех видов ресурсов, непосредственно участвующих в реализации инновационного процесса. В нашем понимании инновационный потенциал на микро- и мезоуровнях во многом идентичен, отличаясь в основном уровнем агрегации показателей. Однако, являясь основным показателем в деятельности инновационных систем, будет подробно рассмотрен нами на обоих уровнях.
Менее разработанным интегральным индикатором является инновационная восприимчивость. И хотя для большинства исследователей очевидна ее роль в обеспечении эффективности инновационного развития, тем не менее достаточно небольшой круг специалистов уделяет данной категории должное внимание, в полной мере осознавая предпосылки ее возникновения, ее природу и содержание. Зачастую данная категория трактуется
слишком широко для того, чтобы концентрированно передать свою суть. Инновационная восприимчивость региона в рамках РИС играет двоякую роль. С одной стороны, она несет в себе потенциал использования нововведений, начиная от промышленного и заканчивая потребительским уровнями экономики, а с другой, дает импульс развитию инновационного потенциала и всех остальных элементов рассматриваемой нами модели РИС. И здесь впервые отчетливо просматривается диалектический аспект не только данной категории, но и категории самого инновационного развития.
К инструментальному блоку отнесены инновационная политика и инвестиционная политика как основные регуляторы в сфере организации и управления инновационным развитием на региональном уровне, представляя собой наиболее явное проявление действия административного ресурса в рамках РИС.
Инновационная политика, как правило, реализуется в виде конкретных направлений, стратегий и программ, обозначая приоритеты развития тех или иных технологических направлений, организационных форм и видов взаимодействия в области инновационной деятельности. Является включенной частью других видов региональной политики (например, в области промышленного развития, образования, кадров и т. д.). Инновационная политика служит основным ориентиром в инновационной деятельности субъектов экономики. В то же время служит главным рычагом в механизме управления РИС. Она во многом может определять направления политики инвестирования инноваций в экономике региона. Действительная роль инвестиционной политики и потенциал ее использования в сфере инновационной деятельности, к сожалению, еще не оценены по достоинству и не востребованы в отечественных условиях, на что указывает стихийный характер привлечения инвестиций, а также их использование в основном для обеспечения достижения целей догоняющего развития. Несмотря на это, российская теория и практика инвестирования активно развивается, в частности, получает развитие такой важный сектор инновационного финансирования как венчурное инвестирование.
Связующий блок (блок взаимодействия) образуют инновационные институты и инновационные кластеры. Это соединительная ткань инновационной системы региона, «невидимые» силы РИС, основной механизм действия которых определяется рынком и человеческим фактором и реализуется в процессе применения законов, заключения и выполнения договоров, соглашений, договоренностей и пр.
Инновационные институты, представляя по сути набор формальных и неформальных правил взаимодействия между организациями, людьми и т. д. в процессе осуществления инновационной деятельности, в основе своего функционирования содержат так называемый трансакционный механизм, проявляющийся в виде совокупности договоров между людьми, касающихся способов осуществления кооперации и ведения конкурентной борьбы. Последний, в свою очередь, приводит к возникновению трансакционных издержек, в которых в рамках РИС заложен потенциал снижения затрат на инновационную деятельность.
Во многом сходен механизм воздействия на РИС и инновационных кластеров, в первую очередь позволяющих значительно облегчить и ускорить процессы обмена научной информацией и технологиями между предприятиями кластера, тем самым, повышая конкурентоспособность не только предприятий-членов кластера, но и всего региона в целом.
В общем случае целью формирования РИС является интеграции разрозненных субъектов и объектов инновационной деятельности в единую систему на мезоуровне, удовлетворяющую принципам логистической оптимальности протекающих в ней процессов и позволяющую максимально реализовать имманентное ей свойство эмерджентности и достичь синергетических эффектов. В связи с этим возникает необходимость решения следующего ряда задач:
- принятие решения о необходимости формирования РИС руководством региона;
- разработка методологии анализа, оценки и мониторинга РИС и организация комплексного исследования условий функционирования формируемой РИС;
- проведение масштабной систематизации и разработка «карты эффективности» инновационной структуры и инновационной инфраструктуры региона;
- проведение анализа существующих и формирование недостающих институтов инновационного развития (особенно в части законодательства) с применением кластерных технологий;
- формирование инновационной и инвестиционной политики, соответствующих целям инновационного развития региона.
Реализация вышеназванных задач должна осуществляться в рамках соблюдения определенных принципов, позволяющих оптимизировать процесс формирования и дальнейшего развития РИС. К таким принципам могут быть отнесены:
- принцип универсальности и специфики, провозглашающий максимальный учет универсальных характеристик и специфики региона в области инновационной деятельности;
- принцип участия, обеспечивающий максимальное участие всех заинтересованных сторон;
- принцип консенсуса, определяющий важность достижения консенсуса заинтересованных сторон по всем пунктам и направлениям ожидаемых преобразований;
- принцип профессионализма, указывающий на необходимость привлечения к процессу формирования РИС специалистов в области организации инновационной деятельности, а также изучения, адаптации и использования существующих оправдавших себя в мировой практике методик;
- принцип холизма, делающий необходимым рассмотрение РИС в виде целостного, единого организма на мезоуровне, неотделимой подсистемы макроуровня и учет этого в процессе принятия решений;
- принцип координации и мониторинга, показывающий, что в силу сложности, масштабности и длительности процесса формирования РИС, этот процесс должен иметь отслеживающие координирующие структуры с правом внесения корректировок в первоначальный курс преобразований.
Однозначное понимание важности реализации перечисленных направлений формирования и развития РИС, сути представленных ее моделей и соблюдение основополагающих принципов данного процесса всеми субъектами инновационной системы в максимальной степени позволят создать условия для эффективного функционирования РИС в целом и отдельных ее элементов.
Литература
1. Бойко, И. В. Регион: первичный уровень формирования национальной инновационной системы / И.В. Бойко // Инновации. - 2002. - № 10.
2. Монастырный, Е.А. Структурная модель инновационной системы / Е.А. Монастырный // Инновации. - 2005. - № 8.
3. Егорова, М.В. Модель региональной инновационной системы: теоретико-методологический аспект / М.В. Егорова, В.В. Авилова // Инновации. - 2007. - № 6. - С. 66-69.
© М. В. Егорова - канд. экон. наук, доц. каф. экономики КГТУ.