Научная статья на тему 'Концепция реформы российского образования и социальные реалии'

Концепция реформы российского образования и социальные реалии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / реформа образования / мотивы получения высшего образования / молодежь / студенты / профессиональный выбор / профессия / трудоустройство / higher education / education reform / motives for higher education / youth / students / professional choice / profession / employment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ирина Викторовна Ситникова

Автором обозначены проблемы и противоречия реализации реформы российского обра-зования в современных социальных условиях. Проблема правильного профессионального са-моопределения и выбора профессии актуальна в настоящее время в связи с изменением соци-ально-экономической ситуации в стране и изменениями на рынке труда. Анализируются неко-торые проблемы профессионального самоопределения российской молодежи в социальном контексте современности. Рассматриваются мотивы профессионального выбора молодежи, проблемы профессиональной адаптации молодежи в современных социально-экономических условиях. Из-за сложностей трудоустройства по специальности, связанных с требованием опы-та работа, низкой оплатой труда, малым количеством вакансий на рынке труда, выпускники ву-зов вынуждены искать альтернативные варианты трудоустройства, в результате чего они теря-ют полученные в ходе обучения в вузе профессиональные навыки. Современные социальные реалии предполагают получение человеком непрерывного об-разования в течение всей жизни. Сегодня складывается ситуация, когда после получения про-фессионального образования молодые люди не находят работу и продолжают свое образова-ние, порой совершенно в другом направлении. Показано, что современная молодежь в изме-няющихся социально-экономических условиях все больше направлена на индивидуальный ус-пех; экономическая заинтересованность превалирует над аспектами личностной или профес-сиональной самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ирина Викторовна Ситникова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF RUSSIAN EDUCATION REFORM AND SOCIAL REALITIES

The author highlights problems and contradictions of implementing reforms into Russian edu-cation in modern social conditions. Changing socio-economic situation in the country and changes in the labor market draw our attention to the problem of proper professional self-determination and pro-fessional choice. The paper analyses problems of professional self-determination of Russian youth in the modern social context. Motives of young people’s professional choice, their problems of profes-sional adaptation to modern socio-economic conditions are considered. Due to difficulties connected with finding a relevant job which is explained by having to have enough work experience, low pay, a small number of vacancies in the labor market, university graduates are forced to look for alternative employment options, which results in their losing their professional skills. Modern social realities imply that a person should receive lifelong education. Today young people do not find work straight after receiving vocational education and have to continue their educa-tion, sometimes choosing a completely different direction. It is shown that modern youth in changing socio-economic conditions are increasingly focused on individual success; economic interest prevails over personal or professional self-realization.

Текст научной работы на тему «Концепция реформы российского образования и социальные реалии»

В заключение хотелось бы отметить, что такое кардинальное изменение устоявшихся социальных ролей может привести к перекосу восприятия картины мира в целом. Сам процесс образования несет в себе глубокую воспитательную функцию, он призван закладывать в человека еще и нравственные устои, как раз в период формирования зрелой личности. А когда процесс построен в форме товарно-денежных отношений, у обучающихся вырабатывается паттерн, что такие отношения - норма, происходит «подмена ценности человека его полезностью» [Савруцкая, 2014, с. 101]. А когда люди начинают так же воспринимать и другие сферы жизни (семью, друзей) теряется одна из важнейших потребностей жизненного мира человека - духовность.

Литература

1. Ерофеева, 2014 - Ерофеева О.В. Качество высшего образования: роль студенчества в процессе улучшения образовательного процесса в вузе // Вестник Пермского государственного гуманитарно -педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2014. №. 2-2. С. 49-52

2. Крокинская, Трапицын, 2015 - Крокинская О.К., Трапицын С.Ю. Студент как «потребитель образования»: содержание категории // Высшее образование в России. 2015. №. 6. С. 65-74

3. Маркова, 2017 - Маркова Т.Л. Трансформация профессиональной деятельности преподавателя в современном вузе // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий. 2017. Т. 1. №. 3. С. 228-232.

4. Марус, 2017 - Марус Ю.В. Изменение роли преподавателя вуза в современных условиях // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2017. №. 2 (9). С. 28

5. Савруцкая, 2014 - Савруцкая Е.П. и др. Образование. Культура. Язык: монография / Нижний Новгород. СПб.: Издательство РХГА. 2014. 232 с.

6. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-Ф3.

УДК 316.3

КОНЦЕПЦИЯ РЕФОРМЫ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ РЕАЛИИ

Ирина Викторовна Ситникова

Аспирант, ассистент Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Автором обозначены проблемы и противоречия реализации реформы российского образования в современных социальных условиях. Проблема правильного профессионального самоопределения и выбора профессии актуальна в настоящее время в связи с изменением социально-экономической ситуации в стране и изменениями на рынке труда. Анализируются некоторые проблемы профессионального самоопределения российской молодежи в социальном контексте современности. Рассматриваются мотивы профессионального выбора молодежи, проблемы профессиональной адаптации молодежи в современных социально-экономических условиях. Из-за сложностей трудоустройства по специальности, связанных с требованием опыта работа, низкой оплатой труда, малым количеством вакансий на рынке труда, выпускники вузов вынуждены искать альтернативные варианты трудоустройства, в результате чего они теряют полученные в ходе обучения в вузе профессиональные навыки.

Современные социальные реалии предполагают получение человеком непрерывного образования в течение всей жизни. Сегодня складывается ситуация, когда после получения профессионального образования молодые люди не находят работу и продолжают свое образование, порой совершенно в другом направлении. Показано, что современная молодежь в изменяющихся социально-экономических условиях все больше направлена на индивидуальный успех; экономическая заинтересованность превалирует над аспектами личностной или профессиональной самореализации.

Ключевые слова: высшее образование, реформа образования, мотивы получения высшего образования, молодежь, студенты, профессиональный выбор, профессия, трудоустройство.

THE CONCEPT OF RUSSIAN EDUCATION REFORM AND SOCIAL REALITIES

Irina Viktorovna Sitnikova

Postgraduate Student, Assistant Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod

The author highlights problems and contradictions of implementing reforms into Russian education in modern social conditions. Changing socio-economic situation in the country and changes in the labor market draw our attention to the problem of proper professional self-determination and professional choice. The paper analyses problems of professional self-determination of Russian youth in the modern social context. Motives of young people's professional choice, their problems of professional adaptation to modern socio-economic conditions are considered. Due to difficulties connected with finding a relevant job which is explained by having to have enough work experience, low pay, a small number of vacancies in the labor market, university graduates are forced to look for alternative employment options, which results in their losing their professional skills.

Modern social realities imply that a person should receive lifelong education. Today young people do not find work straight after receiving vocational education and have to continue their education, sometimes choosing a completely different direction. It is shown that modern youth in changing socio-economic conditions are increasingly focused on individual success; economic interest prevails over personal or professional self-realization.

Keywords: higher education, education reform, motives for higher education, youth, students, professional choice, profession, employment.

В условиях социально-экономических преобразований радикальную перестройку переживает российское образование, в том числе и высшая школа. Современные социальные реалии для конкуренции с системами образования передовых стран требуют трансформации всей системы образования России [Современное российское образование: проблемы и перспективы развития/Под ред. В.В. Фурсовой, О.В. Горбачевой, 2012, с. 5]. Концепция модернизации российского образования определяет такие цели высшего образования, как необходимость подготовки компетентного, квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда, который свободно владеет своей профессией и ориентируется в смежных отраслях, готовый к профессиональному росту и социальной мобильности, при получении профессионального образования удовлетворяющий свои потребности личности [Абрамова Е.Г., Борщ В.В., 2010, с 88.].

Проведенный анализ публикаций о реформировании российского образования показал, что при наличии единых требований при подготовке магистров и бакалавров, мы не имеем того качества подготовки специалистов, которыми гордятся зарубежные страны. Работодатели крупных предприятий отмечают недостаток знаний у выпускников вузов, а основной проблемой высшего профессионального образования считают оторванность знаний от практики. Также они отмечают, что российская система образования сегодня готовит специалистов для уходящей экономики, не ориентируясь на современный рынок труда. Для современного российского высшего профессионального образования сегодня характерно, что в результате снижения поддержки государства происходит переориентация института образования на потребности молодежи, из-за чего увеличивается разрыв между образованием и рынком труда [Проблемы профессионального самоопределения молодежи: анализ ценностных ориентаций и профессиональных стратегий, 2011, с. 102].

Основной задачей высшего образования авторы исследований называют формирование специалистов с определенными профессиональными знаниями и навыками, способными применять их в новых условиях рыночной экономики [Сокольникова Э.И., 2010, с. 88.]. Социологи фиксируют, что российское образование не соответствует современному рынку труда и отстает от динамики общественного развития. Также авторы отмечают невозможность реализации труда молодежи, в том числе и по причине перенасыщения рынка труда модными специалистами (юристы, экономисты). Проблема несоответствия заработной платы уровню образования молодежи является одной из главных причин ухода молодых специалистов в далекую от их специальности сферу труда.

Профессия для человека всегда являлась важнейшей составляющей жизненной стратегии. Профессиональная деятельность является гарантом стабильности в обществе. Профессиональное образование способно помочь молодому человеку успешно самореализоваться, войти в трудовую жизнь.

Ценность образования для многих молодых людей определяется и установками в обществе о необходимости получения диплома о высшем образовании. Зачастую у старшеклассников существует пассивное отношение к выбору своей профессии: так принято, для трудоустройства нужны «корочки», этого хотят родители. В некоторых исследованиях отмечается, что старшеклассники уверены, что при трудоустройстве важен престиж самого университета, диплом которого они собираются получить. По мнению молодых людей, работодатель обращает внимание на диплом и оконченный вуз, и это играет не последнюю роль в конкурсе на определенную должность.

Среди основных мотивов получения высшего образования называется желание молодежи получить хорошо оплачиваемую работу, которая должна приносить высокий доход. Можно отметить, что любимая работа по интересу и склонностям не всегда соответствует работе с достойным вознаграждением за труд. Молодые люди хотят выстроить свои образовательные стратегии таким образом, чтобы хорошее образование гарантировало бы им успешную карьеру с хорошим доходом. Современная молодежь в изменяющихся социально-экономических условиях все больше направлена на индивидуальный успех; экономическая заинтересованность превалирует над аспектами личностной или профессиональной самореализации [Рябо-конь М.В., Ситникова И.В., 2016, с. 93]. Однако социологи говорят, что моральные и семейные ценности

также важны для старшеклассников. Для сегодняшней молодежи ориентация на счастливую семью и воспитание детей имеет важное значение. Для этого многим из них и необходима хорошо оплачиваемая интересная работа, которая будет приносить высокий доход [Попова Е.С., 2015, с. 424.].

Наиболее важной проблемой российского высшего образования сегодня является проблема трудоустройства выпускников. Из-за сложностей трудоустройства по специальности, связанных с требованием опыта работа, низкой оплатой труда, малым количеством вакансий на рынке труда, выпускники вузов вынуждены искать альтернативные варианты трудоустройства, в результате чего они теряют полученные в ходе обучения в вузе профессиональные навыки. Фактор завышенных ожиданий по заработной плате затрудняет трудоустройство по специальности и снижает мотивацию к профессиональной деятельности.

По мнению работодателей, современные выпускники обладают завышенной самооценкой, прагматическими жизненными ориентациями, высокой мобильностью, а также отсутствием универсализма в профессии. Кроме того, работодатели все чаще недовольны качеством высшего образования. Ценностные ориентации отражают установки молодежи по отношению к труду и занятости. Для современного российского рынка труда существует потребность в специалистах, обладающих навыками коммуникации, быстрого обучения, способностью к решению нестандартных задач, способностью к принятию на себя ответственности. Эти личностные и деловые качества делают выпускника вуза конкурентоспособным на рынке труда [Ярина Е.В., 2014, электронный научный журнал].

Одним из основных условий трудоустройства является опыт работы. Социологи фиксируют наличие замкнутого круга, когда выпускника вуза не берут на работу без опыта, и в то же время для того, чтобы этот опыт появился, нужно устроиться на работу. Работодатели ищут наиболее эффективных и компетентных работников, и у человека с опытом за плечами больше шансов успешно войти в курс дела. Выпускники считают, что работодатели должны давать им шанс. Требуя опыт работы, они не дают молодым людям себя показать, и поэтому работодатели сами не смогут понять, какой работник им на самом деле нужен.

Для получения опыта, обретения профессиональных навыков многие студенты совмещают учебу и работу. Следует отметить, что работающие студенты чаще всего выполняют малоквалифицированную работу за небольшую зарплату. Причем эта работа обычно далека от их специальности и не способствует их профессиональному росту. Совмещая работу и учебу, студенты учатся добиваться целей, налаживать взаимоотношения с руководством и коллективом, учатся планировать свое время. Работа во время обучения позволяет молодым людям окунуться в рабочую среду предприятия. Авторы многочисленных исследований утверждают, что если студенты работают по получаемой профессии, они апробируют на практике приобретенные в вузе знания, в результате чего они лучше понимают производственный процесс. Выяснилось также, что ориентированный на свою профессию студент не только перспективный специалист, но и человек с четко сформированными жизненными планами. Однако нередко такое совмещение проходит по специальности, далекой от той, по которой они получают диплом. Эта новая сфера деятельности у студентов нередко становится для них вновь приобретенной профессией. Социологи наблюдают изменение образовательных планов у таких студентов - большинство из них собираются получать второе высшее образование по специальности, по которой сейчас работают. Таким образом, в результате занятости во время обучения студенты находят постоянную работу, и это способствует их профессиональному самоопределению.

Современные социальные реалии предполагают получение человеком непрерывного образования в течение всей жизни. Сегодня складывается ситуация, когда после получения профессионального образования молодые люди не находят работу и продолжают свое образование, порой совершенно в другом направлении. «Этапы обучения и трудовой деятельности теперь стали попеременно сменять друг друга или протекать параллельно. Молодежь, получая образование, не выходит на рынок труда "окончательно и навсегда", а периодически возвращается к образовательной деятельности» [Чередниченко Г.А., 2009, с. 120].

Литература

1. Абрамова Е.Г., Борщ В.В., 2010 - Абрамова Е.Г., Борщ В.В. Показатели востребованности выпускников на рынке труда // Высшее образование в России. № 11. 2010. С. 88-93.

2. Попова Е.С., 2015 - Попова Е.С. Мотивация и выбор в образовательных стратегиях молодёжи // Россия реформирующаяся. Вып. 13: Ежегодник / Отв. ред. М.К. Горшков. - Москва: Новый хронограф, 2015. С. 421-438.

3. Проблемы профессионального самоопределения молодежи: анализ ценностных ориентаций и профессиональных стратегий // Информационно-аналитический отчет. Екатеринбург: УрФУ, 2011. 167 с.

4. Рябоконь М.В., Ситникова И.В. - Рябоконь М.В., Ситникова И.В. Динамика жизненных ценностей студенческой молодежи на рубеже веков / Социальные преобразования и социальные проблемы. Сборник научных трудов (Выпуск 16) / Под общей ред. проф. А.А. Иудина - Нижний Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2016. - С.88-98.

5. Современное российское образование: проблемы и перспективы развития / Под ред. В.В. Фурсовой, О.В. Горбачевой. Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2012. 257 с.

6. Сокольникова Э.И., 2010 - Сокольникова Э.И. Некоторые проблемы развития современного вуза // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика

и психология. 2010. №1. С. 85-94.

7. Чередниченко Г.А., 2009 - Чередниченко ГА. Новое в образовании и профессиональной деятельности молодежи // Социологические исследования. 2009. №7. С. 119-125.

8. Ярина Е.В., 2014 - Ярина Е.В. Динамика ценностных ориентаций профессионального самоопределения студенческой молодежи (социологический аспект) //Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), Modern Research of Social Problems. №5(37). 2014. URL: www.sisp.nkras.ru.

УДК 167

РЕВОЛЮЦИЯ, ЖЕНЩИНЫ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СОВРЕМЕННОСТЬ

Amina Ali Mire

PhD Sociology, Professor Carleton University, Department of Sociology and Anthropology

В данной краткой работе автором были подвергнуты анализу некоторые глубинные исторические корни и современные ограничения, которые способствуют хронической недопред-ставленности женщин в науке, технике и смежных областях (STEM-области) на Западе; автор объясняет почему аналогичные тенденции не наблюдались в социалистических странах, таких как бывшие республики Советского Союза. Исследователи соотнесли хроническую недопред-ставленность женщин в STEM-области с «Протекающим трубопроводом». В качестве аналитического инструмента «дырявый трубопровод» стремится охватить связь низкого уровня зачисления и более высоких показателей отсева среди женщин в STEM-области на Западе. Следует признать ложными обычно используемые на Западе теории биологического детерминизма для объяснения феномена «протекающего трубопровода». Имеющиеся открытые данные по проблеме STEM-области и тендеру не показывают никакой корреляции между тендером и успешностью в STEM-области. Несмотря на отсутствие достоверных доказательств, подтверждающих связь между полом и успехом в области STEM, на Западе, в целом, доминирующий подход к исследованию «протекающего трубопровода» был сосредоточен на развенчании или укреплении предполагаемой связи между биологическим детерминизмом и STEM-областью.

Ключевые слова: революция, женщина, технологическая современность, биологический детерминизм, «протекающий трубопровод».

REVOLUTION, WOMEN AND TECHNOLOGICAL MODERNITY

Amina Ali Mire

PhD Sociology, Professor Carleton University, Department of Sociology and Anthropology

In this brief intervention I outline some of the deeper historical roots and contemporary constraints which contribute to the chronic underrepresentation of women in science, technology and related STEM fields in West and why similar trends did not exist in socialist countries such as the former Soviet Union Republics. Researchers have termed this chronic underrepresentation of women in the STEM fields as the Leaky Pipeline. As an analytic tool, the Leaky Pipeline seeks to capture the combination of low-level enrolments and higher rates of drop outs amongst women in the STEM fields of study and practice in the West. In the West spurious theories such as biological determinism are used as the cause of the leaky pipeline. However, widely available data in STEM and Gender show no correlation between gender and rate of success in the STEM fields. Despite lack of credible evidence to back up ay association between gender and success in the STEM fields, in West, by and large, the dominant approach to the investigation of the Leaky pipeline focused on debunking, or reinforcing, supposed link between biological determinism and STEM.

Keywords: Revolution, Women, Technological Modernity, Biological Determinism, Leaky Pipeline.

According biological determinism, sex and gender difference shape one's psychological behaviour, brain structure and cognitive abilities [Ingalhalikar et al, 2014; Rippon, 2016]. Biological determinism claims that there is a causal link between the structure of the brain, the sex of the individual and one's ability in mastering abstract and complex concepts such as three dimensional geometry. It claims that, on average, man's brain is highly lateralized and conducive to mathematical thinking whereas average woman's brain is highly diffuse and symmetrical, which makes woman's brain more conducive to studying languages and memorization [Ingalhalikar et al, 2014]. Critics of this approach have convincingly revealed how evolutionary biological and neurosciences promulgate false ideology

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.