ЭКОНОМИКА ECONOMY
УДК 338.2
Д.Д. ГУРЬЯНОВА
Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ЮЖНОКОРЕЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ ПОСЛЕ 2008 Г.
Гурьянова Дарья Дмитриевна, ассистент, Кафедра алтаистики и китаеведения,
Казанский (Приволжский) федеральный университет E-mail: [email protected]
Аннотация. Глобальный финансовый кризис 2008 года, спровоцированный США, не оставил в стороне ни одну страну, хотя серьезность и последствия кризиса сильно различались. В данном исследовании я рассмотрела, какие меры предприняла Республика Корея по выходу из данного кризиса. Мы выделили четыре аспекта: фискальная и налоговая политика, денежно-кредитная и валютная политика, реформа финансовых институтов и бизнеса, политика в области труда и социального обеспечения.
Ключевые слова и фразы: экономика Республики Корея, финансовый кризис 2008 года, фискальная и налоговая политика, денежно-кредитная и валютная политика, реформа финансовых институтов и бизнеса, политика в области труда и социального обеспечения.
Для цитирования: Гурьянова Д.Д. Концепция развития южнокорейской экономики после 2008 г. // Корееведе-ние в России: направление и развитие. 2021. Т. 2. № 2. С. 149-155.
D.D. GURYANOVA
Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, Russia
THE CONCEPT OF DEVELOPMENT OF THE SOUTH KOREAN ECONOMY AFTER 2008
Darya D. Guryanova, teaching assistant, Department of Altaic and Sinology,
Kazan (Volga region) Federal University E-mail: [email protected]
Abstract. The global financial crisis of 2008, provoked by the United States, did not leave any country aside, although the severity and consequences of the crisis varied greatly. In this study, I examined what measures the Republic of Korea has taken to overcome this crisis. We have identified four aspects: fiscal and tax policy, monetary and exchange rate policy, financial institutions and business reform, labor and social security policy.
Keywords and phrases: economy of the Republic of Korea, financial crisis of 2008, fiscal, tax policy, monetary, and exchange rate policy, reform of financial institutions and business, labor and social security policy.
For citation: Guryanova D.D. Concept for the development of the South Korean economy after 2008 // The Journal of Direction and Development of Korean Studies in Russia. 2021. Vol. 2, № 2. P. 149-155.
Введение
Финансовый кризис 2008 года сказался на развитии корейской экономической модели с начала ХХ! века. Рассмотрение данного вопроса важно для изучения стратегии экономически развитых государств в условиях экономических и геополитических кризисов, также это важно для развития теории международных отношений в условиях кризиса глобализма и попыток создания многополярного мира. Цель данного исследования рассмотреть выход Республики Корея из финансового кризиса, как стране удалось справиться с трудностями быстрее остальных стран.
Результаты исследования
После финансового кризиса 2008 года Республика Корея, поняв свои ошибки в управлении экономикой, начала предпринимать активные шаги по урегулированию кризиса в стране. В первую очередь стоит отметить фискальную и налоговую политику, проводимую после финансового кризиса 2008 года. Президент Ли Мен Бак (2008-2012 гг.) проводил экспансионистскую фискальную политику, увеличение бюджетных расходов и налоговой поддержки, наряду с денежно-кредитной политикой, включающей снижение процентных ставок. Начав с 10 триллионов вон на составление пересмотренного бюджета в ноябре 2008 года, правительство подготовило 28,9 триллиона вон в апреле 2009 года, из них часть направлена на стабилизацию доходов населения, а также на создание и поддержание рабочих мест. Что касается использования пересмотренного бюджета, 4,6 триллиона вон было распределено на расширение программ «Ситуационного центра информационной безопасности», 3,4 триллиона вон на поддержку малых и средних компаний, 1,0 триллион вон на поддержку группы с низким доходом и т. д. Более 12 триллионов вон было использовано на поддержание средств к существованию населения и создание рабочих мест, в том числе 4,2 триллиона вон на стабилизацию средств к существованию группы с низким доходом, 3,5 триллиона вон на расширение возможностей сохранения рабочих мест и возможностей трудоустройства, 4,5 триллиона вон на поддержку малых и средних компаний и частных предпринимателей [1, с. 47]. Однако, хотя с 2010 года правительство сделало упор на стабильное управление финансовой устойчивостью, принимая во внимание ослабление бюджетных
условий в процессе преодоления мирового финансового кризиса, финансовые ресурсы распределялись на социальное обеспечение и создание рабочих мест на льготной основе. В бюджете 2010 года расходы на социальное обеспечение увеличились на 8,9% по сравнению с предыдущим годом, а их отношение к общим расходам составило 27,7%, что являлось рекордным показателем [1, с. 50].
Одновременно с этим правительство способствовало скорейшему исполнению бюджета, чтобы максимально повысить эффективность экспансионистской фискальной политики. В 2009 году 60,6% годового бюджета было выполнено за первое полугодие. В частности, в первой половине 2009 года правительство выполнило 77,2% бюджета на создание рабочих мест и борьбу с безработицей. Кроме того, правительство усилило надзор за исполнением бюджета и создало систему управления бюджетом, ориентированную на поля. Досрочное исполнение бюджета продолжилось в 2010 году, когда в первом полугодии было выполнено 61,0% годового бюджета [2, с. 40-41].
Эта политика расширения способствовала восстановлению экономики с 2009 года. Темпы экономического роста изменились на плюс (+0,2%) в первом квартале 2008 года по сравнению с предыдущим кварталом и сохранили стабильную тенденцию роста, зафиксировав 2,5% во втором квартале и 3,2% в третьем квартале. Годовые темпы экономического роста в 2009 году достигли положительного значения (0,2%) благодаря своевременным политическим ответам и росту экономики в странах с формирующимся рынком [2, с. 45].
Еще одним способом смягчения кризиса стали меры налоговой политики, правительство провело реформу налоговой системы в направлении снижения налогового бремени с целью стимулирования экономики. В 2008 году правительство постепенно снизило ставку подоходного налога до 2%, чтобы стабилизировать уровень жизни людей со средним и низким доходом и стимулировать внутреннее потребление. Ставка корпоративного подоходного налога также была снижена на 1,5% для стимулирования инвестиций, а объект снижения налога был расширен для поддержки малых и средних компаний [3, с. 23]. Правительство также способствовало инвестициям частного сектора в НИОКР (Научно-исследо-
вательские и опытно-конструкторские работы). Также была снижена ставка комплексного налога на недвижимость. Кроме того, правительство направили 10 триллионов вон всеобъемлющих мер по борьбе с высокими ценами на нефть, чтобы предотвратить сокращение внутреннего спроса и возможность инфляции. В 2009 году правительство увеличило налоговую поддержку, в том числе снизило налог на прибыль от передачи недвижимости. Также была усилена налоговая поддержка зарубежных фондов. Налоговая поддержка для альтернативных устаревших автомобилей была введена для восстановления продаж автомобилей на внутреннем рынке и снижения загрязнения воздуха.
Во-вторых, следует рассмотреть денежно-кредитную и валютную политику Южной Кореи после кризиса. В период с октября 2008 года по февраль 2009 года Банк Кореи снизил базовую процентную ставку на 3,25% в течение шести раз. В результате базовая процентная ставка стала 2,0%, самой низкой с мая 1999 года. Банк также расширил кредитные возможности финансовых учреждений, предоставив 18,5 трлн вон ликвидности. В целях улучшения финансового положения малых и средних компаний Банк Кореи увеличил общий размер потолка кредита до 10 трлн вон и снизил процентную ставку до 1,25% [3, с. 24]. Из-за снижения базовой процентной ставки резко упали как корпоративные, так и государственные облигации. Это значило, что сумма ссуд малых и средних компаний и домовладельцев также увеличилась, и малые компании могли занимать деньги у коммерческих банков на благоприятных условиях посредством политики «сверхдешевых» денег и государственных гарантий [4, с. 89]. На фондовом рынке индекс KOSPI вернулся на предыдущий уровень до мирового финансового кризиса, достигнув 1400 в мае 2009 года.
Благодаря таким действиям, корейская экономика начала восстанавливаться с середины 2009 года. В то время как темп роста ВВП составил 4,6% в четвертом квартале 2008 года и 0,1% в первом квартале 2009 года, по сравнению с предыдущим кварталом, он показал рост на 2,5% во втором квартале и 3,4% в третьем квартале 2009 года соответственно [3, с. 27].
Правительство приняло политические меры по стабилизации фондового рынка. Индекс KOSPI, который достиг 2 000 в октябре 2007 г.,
упал до менее 1 000 в октябре 2008 г. всего за год. 24 октября 2008 года KOSPI упал на 10,6% за день до 938,7. На этом фоне правительство финансов временно запретили короткие продажи акций и увеличили лимит ежедневной покупки казначейских акций. В ноябре 2008 года был создан фонд стабилизации фондового рынка в размере 515 миллиардов вон, чтобы справиться с растущими продажами акций иностранными инвесторами [5, с. 87-88].
Правительство направило 10 триллионов вон фонда стабильности рынка облигаций для решения проблем компаний с привлечением средств [6, с. 27]. Фонд в приоритетном порядке приобрел корпоративные облигации голубых фишек, переживших временный кризис ликвидности. Правительство также усовершенствовало систему надзора на рынке производных ценных бумаг в направлении лучшей защиты инвесторов, сдерживая системные риски финансовых учреждений, возникающие в результате операций с производными ценными бумагами, и реструктурировало систему надзора и мониторинга на рынке производных финансовых инструментов. Кроме того, правительство увеличило вдвое лимит общей суммы кредитов, чтобы облегчить финансовые трудности малых и средних компаний. Банк Кореи предоставил 2,3 трлн вон субсидий компаниям, работающим с ценными бумагами, и 2,0 трлн вон некоммерческим учреждениям.
Что касается стабилизации валютного рынка, правительство подписало соглашение о валютном свопе с США, Китаем и Японией, одновременно увеличив ликвидность в иностранной валюте в октябре 2008 года. Банк Кореи заключил контракт с Федеральной резервной системой США на 30 миллиардов долларов в октябре 2008 года и предоставил 16,4 миллиарда долларов ликвидности к январю 2009 года. В декабре 2008 года правительство согласовало 38 триллионов вон валютного свопа с Народным банком Китая и расширило масштаб свопа до 20 миллиардов долларов с Банком Японии. Благодаря этим валютным свопам обменный курс вона к доллару, который был зафиксирован наивысшим значением в 1468 долларов 28 октября 2008 года, упал до 1260 к концу 2008 года. Правительство опубликовало план по обеспечению ликвидности в иностранной валюте на 85 миллиардов долларов в четвертом квартале 2008 года. 2008 г. и предоставил 56,8 млрд долларов ликвидности
до февраля 2009 г. Правительство предоставило гарантии платежей по внешним обязательствам для поддержания ликвидности финансовых учреждений в иностранной валюте [7, с. 111].
Благодаря этим усилиям ликвидность и структура кредитов в иностранной валюте были значительно улучшены к 2009 году. Корея обеспечила ликвидность в иностранной валюте на сумму 16,3 миллиарда долларов в 2009 году, а соотношение среднесрочных и долгосрочных кредитов в иностранной валюте составило 76,6% [8, с. 17]. Кроме того, коммерческие банки были вынуждены усилить финансовый надзор за иностранной валютой. Правительство установило «критерии управления риском ликвидности в иностранной валюте», чтобы финансовые учреждения установили систему внутреннего контроля за управлением иностранной валютой, и установило «критерии управления риском операций с производными ценными бумагами» для сдерживания чрезмерной торговли фьючерсами на иностранную валюту финансовыми учреждениями [8, с. 23]. Правительство также ужесточило регулирование краткосрочных ссуд в иностранной валюте и ненужного спроса на иностранную валюту со стороны финансовых учреждений как способ рационального управления валютными счетами коммерческих банков.
В-третьих, рассмотрим реформу финансовых институтов и бизнеса. Что касается реструктуризации финансовых институтов, правительство поддержало устойчивость активов (акции и облигации) и увеличение капитала финансовых институтов. Соответственно, капитальные счета коммерческих банков увеличились на 16,2 трлн. вон, а их коэффициент БМР вернулся к предыдущему уровню к декабрю 2008 г., составив 12,3%. Правительство также участвовало в увеличении акционерного капитала коммерческих банков на 5,4 трлн вон для обеспечения дополнительной ликвидности компаниям-клиентам. Для расширения кредитных возможностей коммерческих банков был учрежден «фонд расширения банковского капитала» в размере 20 триллионов вон, в мае 2009 года фонд предоставил коммерческим банкам 12,3 триллиона вон [9, с. 112].
В 2009 году правительство учредило «фонд реструктуризации» на сумму 20 триллионов вон для приема на себя проблемных кредитов финансовых учреждений и активов неплатежеспособных компаний. Фактическая сумма реализации
составила 4,4 триллиона вон с момента его начала в июне 2009 г. по 2010 г. [10, с. 11].
Также правительство предложило финансовым учреждениям направление для эффективной реструктуризации бизнеса. Для этого правительство создало «группу поддержки реструктуризации бизнеса» в ноябре 2008 г. и обязало эту группу спланировать изменения и координировать соответствующие подразделения. В декабре 2008 года команда обнародовала направление реструктуризации бизнеса, сосредоточив внимание на изменении под руководством основного банка-кредитора. Следуя предложенному направлению, банки-кредиторы сыграли ключевую роль в реструктуризации бизнеса. Банки-кредиторы классифицировали компании-клиенты на четыре группы посредством оценки кредитного риска и стимулировали реструктуризацию неплатежеспособных компаний с низким рейтингом, такую как урегулирование споров и закрытие. Реструктуризация бизнеса под руководством банков-кредиторов реализовала стратегию дифференциации в соответствии с отраслевой классификацией и масштабом бизнеса. Согласно отраслевой классификации, реструктуризация была сосредоточена на отраслях, чувствительных к экономическим подъемам и спадам, таких как строительная промышленность и судоходство. Что касается масштабов бизнеса, крупным компаниям было рекомендовано приложить собственные усилия для улучшения финансовой структуры после заключения договора о финансовой реструктуризации между банками-кредиторами и крупными компаниями. В случае малых и средних компаний банки-кредиторы выбирали цель реструктуризации путем отдельной оценки кредитного риска. Кроме того, правительство реализовало «Программу ускоренного приема» для поддержки малых и средних компаний, которые были признаны банкротами [10, с. 9].
В-четвертых, рассмотрим политику в области труда и социального обеспечения. Справляясь с экономическими трудностями, правительственные ведомства были введены в чрезвычайную экономическую систему, чтобы справиться с кризисом быстро и в масштабах всего департамента. Правительство создало под председательством президента Ли Мен Бака «Совет по чрезвычайной экономике», в который вошли государственные ведомства, бизнес-сектор и частные специалисты. Совет проводился 70 раз до сен-
тября 2010 года. «Совет по управлению кризисами» также был сформирован в 2008 году для поддержки Совета по чрезвычайной экономике и управления высокими ценами на нефть [11].
Меры социальной политики в ответ на экономический кризис были сосредоточены на поддержке создания рабочих мест. Функции Центра занятости были расширены для усиления поддержки трудоустройства социально незащищенных слоев населения. Для безработных молодых людей была открыта «программа молодежной стажировки» с целью расширения возможностей трудоустройства молодых людей, а «Новый старт» был представлен как специализированная программа поддержки трудоустройства для молодежи [12, с. 14]. Правительство также расширило институт максимальной заработной платы для содействия занятости пожилых людей и предоставило пожилым людям стимулы для работы, такие как отсрочка выхода на пенсию и денежное вознаграждение. Кроме того, правительство способствовало предоставлению женщинам возможности трудоустройства, поощряя компании к внедрению различных мер, таких как работа на условиях неполного рабочего дня, работа на дому и программы сосуществования работы и семьи. В частности, правительство усилило поддержку индустрии услуг с высоким эффектом стимулирования занятости, включая сокращение регулирования открытия бизнеса.
Между тем правительство напрямую предоставляло государственные рабочие места за счет финансовых субсидий. В марте 2009 года правительство достаточно рано выполнило бюджет, связанный с рабочими местами, и составило пересмотренный дополнительный бюджет для создания рабочих мест. За счет бюджета правительство планировало предоставить 800 тысяч общественных рабочих мест малообеспеченным и безработным, в том числе 166 тысяч рабочих мест в социальной сфере и 250 тысяч в рамках проекта «Возрождение надежды» для малообеспеченных слоев населения. Правительство также инициировало «движение за разделение рабочих мест», чтобы свести к минимуму сокращение рабочих мест в частном секторе [11]. Правительство поощряло работодателей и работников к совместному использованию рабочих мест, субсидируя сохранение рабочих мест на рабочих местах. В целях повышения морального духа трудящихся правительство ввело программу
субсидий на работу и программу профессиональной стажировки для безработных специалистов в области естественных наук. Снижение налогов было также предоставлено малым и средним компаниям, которые наняли новую рабочую силу. Кроме того, в качестве долгосрочных мер правительство способствовало повышению гибкости рынка труда, активировав гибкий график работы, систему максимальной заработной платы, систему мотивации на основе результатов и гибкую систему рабочего времени. Правительство также активизировало краткосрочную работу для сосуществования семей и ввело программы поддержки женщин, бросивших карьеру.
Что касается благосостояния простых граждан, правительство предприняло усилия по стабилизации рынка недвижимости, расширению предоставления малых ссуд и укреплению системы социальной защиты. В частности, правительство увеличило предложение долгосрочного государственного арендного жилья, чтобы поддержать жилищное благосостояние малообеспеченных слоев населения, и стимулировало снижение продажных цен на жилье, установив верхний предел цен на недавно сданные квартиры. В сентябре 2008 года правительство объявило о строительстве большого количества недорогих малогабаритных квартир для поддержки бездомных. Национальный жилищный фонд предоставил 5,9 трлн. [11]. Вон займов под низкий процент для сокращения жилищных расходов бездомных. Правительство также учредило Фонд возврата кредитов, чтобы облегчить проблемы лиц с низким кредитным рейтингом, и провело реструктуризацию долга для неплательщиков. Фонд микрофинансирования поддержал восстановление кредита для группы с низким доходом, предоставив им средства для стартапов, занятости и стабилизации средств к существованию. Правительство также расширило программы общественных работ, чтобы побудить людей с низким доходом участвовать в трудовой деятельности.
Помощь социального обеспечения обездоленным была расширена, чтобы спасти людей, страдающих от экономического кризиса. Базовое пенсионное пособие по возрасту было введено для поддержки малообеспеченных пожилых людей, а пособие по базовому обеспечению средств к существованию было увеличено для содействия самопомощи людей с низким доходом.
Было также введено пенсионное пособие для инвалидов для поддержки экономической самопомощи лиц с тяжелыми формами инвалидности. Бюджет социального обеспечения увеличился на 8,9% в 2010 году по сравнению с предыдущим годом, чтобы укрепить систему социальной защиты малообеспеченных и малообеспеченных слоев населения. В 2011 году бюджет социального обеспечения достиг 86,4 трлн вон, что составляет 28,0% от общих государственных расходов и 7,0% ВВП [7, с. 124].
Выводы
Таким образом, можно сделать вывод, что после кризиса Республика Корея перешла к экономической модели с жестким государственным управлением всеми финансовыми валютными процессами. И показав эффективность данной модели, Корея придерживалась экономической модели государственного управления частной экономики в последующие годы.
Список литературы
1. Lee, H. Lessons from the 1997 and the 2008 Crises in Korea / Lee H., Rhee С // Asian Economic Policy Review: сайт - 2012. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.adb.org/sites/default/files/publication/29659/econom-ics-wp-298.pdf. (дата обращения 01.12.2020). - Текст: электронный.
2. Гордиенко, Д. В. Мировой финансово-экономический кризис и уровень экономической безопасности Южной Кореи / Д. В. Гордиенко // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2012. - Т. 8, № 13 (154). - С. 36-47. - Текст: непосредственный.
3. Park, Yung Chul. Global Economic Recession and East Asia: How Has Korea Managed the Crisis and What Has it Learned - Working Paper. / Park Yung Chul. - no. 409, Bank of Korea: Institute for Monetary and Economic Research, 2009. - 2014. - P. 23-55. - Текст: непосредственный.
4. Пак, Ен Чхоль. 10 лет валютного кризиса в Корее вверх / Пак Ен Чхоль. - Сеул: Корейский институт экономических исследований, 2008. - 125 с. - Текст: непосредственный.
5. Конг, Бен Хо. Дорога к процветанию в Корее / Конг Бен Хо. - Ханэм, 2005. - C. 86-102. - Текст: непосредственный.
6. Со, Гюн Хо. Исследование эффективности фискальной политики Кореи / Со Гюн Хо // Korea Development Research, 2019. - С. 1-40. - Текст: непосредственный.
7. Статистический сборник сравнительного анализа социально-экономического развития Южной и Северной Кореи. Вып.12. - Сеул: Тхонгенчхон, 2001. - 261 с. - Текст: непосредственный.
8. Квон, Хен Джин. Нужна ли публичность во вмешательстве правительства / Квон Хен Джин // Корейская финансовая ассоциация, 2008. - С. 16-23. - Текст: непосредственный.
9. Зуева, А. Г. О тенденциях социально-экономического развития Южной Кореи / А. Г. Зуева // Корейский полуостров: история и современность. - М., 2020. - С. 108-121. - Текст: непосредственный.
10. Хан, Джин Хи. Рост корейской экономики: 2003-2012 гг. / Хан Джин Хи. - Корейский институт развития, 2018. - С. 7-15. - Текст: непосредственный.
11. Национальный правовой информационный центр. - сайт. - 2020. - [Электронный ресурс]. - URL: https://www.law.go.kr/LSW/lsInfoP.do?lsiSeq=61603#0000 (дата обращения: 01.12.2020). - Текст: электронный.
References
1. Lee, H. Lessons from the 1997 and the 2008 Crises in Korea / Lee H., Rhee S // Asian Economic Policy Review: sajt - 2012. [Jelektronnyj resurs]. - URL: https://www.adb.org/sites/default/files/publication/29659/economics-wp-298. pdf. (data obrashhenija 01.12.2020). - Tekst: jelektronnyj.
2. Gordienko, D. V. Mirovoj finansovo-jekonomicheskij krizis i uroven' jekonomicheskoj bezopasnosti Juzhnoj Korei / D. V Gordienko // Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. - 2012. - T. 8, № 13 (154). - S. 36-47. -Tekst: neposredstvennyj.
3. Park, Yung Chul. Global Economic Recession and East Asia: How Has Korea Managed the Crisis and What Has it Learned - Working Paper. / Park Yung Chul. - no. 409, Bank of Korea: Institute for Monetary and Economic Research, 2009. - 2014. - P. 23-55. - Tekst: neposredstvennyj.
4. Pak, Jon Chol'. 10 let valjutnogo krizisa v Koree vverh / Pak Jon Chhol'. - Seul: Korejskij institut jekonomicheskih issledovanij, 2008. - 125 s. - Tekst: neposredstvennyj.
5. Kong, Bjon Ho. Doroga k procvetaniju v Koree / Kong Bjon Ho. - Hanjem, 2005. - C. 86-102. - Tekst: neposredstvennyj.
6. So, Gjun Ho. Issledovanie jeffektivnosti fiskal'noj politiki Korei / So Gjun Ho // Korea Development Research, 2019. - S. 1-40. - Tekst: neposredstvennyj.
7. Statisticheskij sbornik sravnitel'nogo analiza social'no-jekonomicheskogo razvitija Juzhnoj i Severnoj Korei. Vyp.12. - Seul: Thongenchhon, 2001. - 261 s. - Tekst: neposredstvennyj.
8. Kvon, Hjon Dzhin. Nuzhna li publichnost' vo vmeshatel'stve pravitel'stva / Kvon Hjon Dzhin // Korejskaja finansovaja associacija, 2008. - S. 16-23. - Tekst: neposredstvennyj.
9. Zueva, A. G. O tendencijah social'no-jekonomicheskogo razvitija Juzhnoj Korei / A. G. Zueva // Korejskij poluostrov: istorija i sovremennost'. - M., 2020. - S. 108-121. - Tekst: neposredstvennyj.
10. Han, Dzhin Hi. Rost korejskoj jekonomiki: 2003-2012 gg. / Han Dzhin Hi. - Korejskij institut razvitija, 2018. -S. 7-15. - Tekst: neposredstvennyj.
11. Nacional'nyj pravovoj informacionnyj centr. - sajt. - 2020. - [Jelektronnyj resurs]. - URL: https://www.law. go.kr/LSW/lsInfoP.do?lsiSeq=61603#0000 (data obrashhenija: 01.12.2020). - Tekst: jelektronnyj.
Дата поступления /Received 15.02.2021 Дата принятия в печать /Accepted 01.03.2021
© Гурьянова Д.Д., 2021 © Guryanova D.D., 2021