УДК 332.05
АНТИКРИЗИСНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
В УСЛОВИЯХ ДОГОНЯЮЩЕЙ
МОДЕРНИЗАЦИИ
(на примере Республики Корея)
ХАН СЕОНГ-ЧИН,
аспирант экономического факультета E-mail: sjhan96@mofat. go. kr Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
В статье рассматриваются влияние финансового кризиса 2008 г. на экономику Республики Корея, а также антикризисные меры, предпринятые корейским правительством. Отмечается, что согласно прогнозам ожидается фундаментальное изменение парадигмы в мировом экономическом строе и индустриальной структуре. Потребуется значительное время, чтобы полностью добиться исправления глобальной неустойчивости и улучшения финансового регулирования.
Ключевые слова: Республика Корея, кризис, антикризисные меры.
Накануне кризиса. Десять лет (1998—2008 гг.), последовавшие за азиатским финансовым кризисом, были весьма благоприятны и успешны в плане дальнейшего экономического развития Республики Корея. После пережитого резкого спада экономического роста в 1998 г. (—6,9 %) страна вышла на существенный подъем в 8,5 % в 2000 г., который в 2004—2007 гг. несколько снизился до 5—6 % ежегодного прироста ВВП. Фактический рост ВВП в Республике Корея составил: 4 % — в 2005 г.; 5,2 % — в 2006 г. и 5,1 % — в 2007 г. (рис. 1). Объем товарооборота Кореи в 2007 г. составил 728 млрд долл., и страна, таким образом, заняла 11-е место в мире. Корея находилась на четвертом месте по запасам иностранной валюты [1] 1. Кроме того,
1Стратегия экспортно ориентированного экономического развития Республики Корея, при которой экспорт является движущей силой развития, в значительной степени способствовала радикальному экономическому преобразованию Кореи.
66 -
макроэкономические показатели, такие как личное потребление, инвестиции в производственное оборудование и строительство, а также занятость населения были весьма стабильными2.
Финансовый кризис 2008—2009 гг. и его влияние на экономику Республики Корея. Неустойчивое финансовое положение, вызванное банкротством Lehman Brothers 15 сентября 2008 г., привело к глобальной рецессии. Череда банкротств ведущих мировых инвестиционных банков привела к серьезному кредитному кризису, стремительному снижению цен активов и впоследствии к сокращению потребления и инвестиций даже в развитых странах. С апреля 2008 г. МВФ четыре раза подряд менял прогноз развития мировой экономики в 2009 г. в сторону понижения. В частности, он прогнозировал отрицательный рост мировой экономики в апреле 2009 г. (рис. 2).
В Корее финансовый кризис начался, когда иностранные инвесторы стали выводить капиталы с корейского фондового рынка для поддержки своих обесценивающихся активов. Только в 2008 г. отток капитала с корейского фондового
Основываясь на такой стратегии, было успешно реализовано множество программ развития. В результате с 1962 до 2008 г. валовой внутренний продукт Кореи (ВВП) увеличился с 2,3 млрд долл. до 930,7 млрд долл. США.
2 Nominal GDP (2008): $930.7 billion, Main exports (percent of total, 2008): Electronics (26), vessels (10), and vehicles (8) GDP per capita (2008): $19,148, Unemployment rate (2008): 3.2 percent, FDI (2008): $2.2 billion, Public debt (2008): 33.6 percent of GDP, Foreign public debt (2008): 3.6 percent of total public debt.
15 10 5 0 -5 -10
-- -5!
-0,2-
1997 M 998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
1
Источник: [5].
Рис. 1. Рост ВВП Республики Корея до и после кризиса, %
США
Япония
ЕС
Корея 0,1
-5,7
-6,3
Рис. 2. Изменения в реальном росте в экономиках крупных промышленно развитых стран, %: 1 — IV квартал 2008 г.; 2 — IV квартал 2009 г.
рынка составил примерно 60 трлн вон, в то время как доля иностранных инвесторов в корейском акционерном капитале постепенно уменьшалась с декабря 2007 г.
Так же, как и на основных рынках, таких как США и ЕС, основной спрос на корейские товары начал стремительно сокращаться. Корейский экспорт резко упал, что негативно отразилось на экономическом росте и занятости. Ведущие иностранные СМИ3 выражали глубокую озабоченность по поводу состояния корейской экономики.
После того, как для преодоления кризиса была принята экспансионистская налоговая политика, финансовый баланс Кореи заметно ухудшился, а государственный долг с 2008 г. увеличился. Финансовый баланс ухудшился с 0,4 % ВВП в 2007 г. до — 4,1 % в 2009 г. В 2010 г. баланс немного улучшился, но дефицит все еще остается выше, чем в
3 В The Wall Street Journal отмечалось, что среди других азиатских стран, переживающих кризис, Корея готова стать еще одной Исландией, столкнувшейся с дефолтом (10 октября 2008 г.). В The Financial Times также отмечалось, что среди азиатских стран Корея столкнулась с ужасной угрозой сокращения рынка глобальных заимствований и ужесточением условий кредитования (17 октября 2008 г.).
предыдущие годы — 2,7 %. Государственный долг увеличился с 30,7 % ВВП в 2007 г. до 33,8 % в 2009 г. Ожидается, что он снова вырастет в 2010 г. (табл. 1).
В результате чистые ак-
_______тивы снизились более чем
на 6 % ВВП против 5,25 % во время азиатского кризиса. Вона, как и фондовый рынок, упала почти на 30 %; серьезная нехватка долларов отразилась на внутренних рынках ликвидности, а риск дефолта корей -ских банков, которые сильно зависят от оптового консолидированного долга, увеличился больше, чем где-либо в регионе. Вскоре после этого Корея пережила рекордное падение экспорта.
В январе 2009 г. экспорт достиг низшей точки, упав на 35 % в годовом исчислении против 22 % в 2001 г., когда лопнул интернет-пузырь. В силу того, что экономика Кореи является открытой, внешний удар быстро отразился на внутреннем спросе: инвестиции в основной капитал упали на 6,5 % в ежеквартальном исчислении, а личное потребление — на 4,5 %. В целом в последнем квартале 2008 г. экономика Кореи рухнула на 5,1 % в ежеквартальном исчислении, что явилось одним из серьезнейших спадов в мире.
В целом за 2008 г. ВВП страны вырос всего на 2,2 %. Следует напомнить, что в предыдущем 2007 г. корейская экономика имела прирост ВВП в 5,1 %. Экспорт за 2008 г. вырос всего на 4,6 % в сравнении с 12 % годом ранее. Потребительские расходы за тот же период сократились на 4,8 %. Такое понижение наблюдалось в стране впервые с 1998 г., когда Юж-
Таблица 1
Финансовый баланс и правительственный долг Республики Корея, % ВВП Korea's Fiscal Balance & Government Debt (% of GDP)
Показатель 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. (оценочно) (estimate)
Финансовый баланс Korea's Fiscal Balance (% of GDP) 0,4 -1,5 -4,1 -2,7
Правительственный долг Korea's Government Debt (% of GDP) 30,7 30,1 33,8 36,1
Источник: How we will consolidate fiscal soundness and invest for the future, 32 page, Ministry of Strategy and Finance.
Таблица 2
Тенденции в главных экономических индексах (ITends in main economic indices)
Показатель Накануне кризиса (On the eve of Crisis) Банкротство Lehman Brothers (15.09.2008) -Bankrupt of Lehman Brothers (2008.9.15) Самый низкий пункт после банкротства Lehman Brothers (Lowest point after Bankrupt of Lehman Brothers) Последние данные (Recent data)
Реальный ВВП (Real GDP) 4,3 (II кв. 2008) 3,1 (III кв. 2008) —4,3 (I кв. 2009) —2,5 (II кв. 2009)
Индекс курсов акций (Stock Prices Index) 1 477,9 (12.09.2008) 1 387,8 946,5 (27.10.2008) 1 619,6 (08.09.2009)
Индекс CDS (CDS Premium) 135 (12.09.2008) 158 699 (27.10.2008) 130 (08.09.2009)
Индекс промышленного производства (Industrial Production) 1,9 (август 2008) 6,2 (сентябрь 2008) —27,0 (январь 2009) 0,8 (июль 2009)
Индекс розничных продаж (Retail sale) 11,8 (август 2008) 2,8 (сентябрь 2008) —2,7 (февраль 2009) 1,9 (июль 2009)
Индекс занятости (Employment Ratio) 59,6 (август 2008) 59,8 (сентябрь 2008) 57 (февраль 2009) 59,4 (июль 2009)
Индекс цен на недвижимость (House Price Index) 101,0 (август 2008) 101,2 (сентябрь 2008) 99 (март 2009) 99,7 (июль 2009)
Источник: Statistics of Korea, Ministry of Strategy and Finance.
ную Корею потряс азиатский финансовый кризис. Экспертам было очевидно, что южнокорейская экономика сталкивается с растущей угрозой рецессии вследствие снижения потребительского спроса и объемов экспорта в условиях мирового экономического спада [1] (табл. 2).
В 2009 г. экспорт упал на 13,9 % в годовом исчислении и составил 363,53 млрд долл., в то время как в первом квартале он упал на 25,2 %. Уменьшение экспорта в 2009 г. обусловлено падением экспорта судов и автомобилей из-за забастовок. Импорт также упал на 25,8 % в годовом исчислении и составил 323,09 млрд долл. Сокращение импорта в 2009 г. обусловлено падением экспорта. Если рассматривать экспорт с региональной точки зрения, то следует отметить, что экспорт в Китай (—13,2 %) и США (—13,1 %) сократился меньше, чем экспорт в другие страны (табл. 3).
В 2009 г. корейский фондовый рынок составил 1 682 пунктов, что составило почти 50 %-ный прирост по сравнению с предыдущим периодом, так как ожидания экономического подъема среди оживляющихся мировых фондовых рынков были намного выше, чем раньше, а внутренние макроэкономические показатели улучшались. В то время, когда ведущие инвестиционные банки улучшили свои прогнозы в отношении корейского фондового рынка, настроения инвесторов улучшались и индекс в течение года превышал 1 680 пунктов, а в июле 2009 г. был зафиксирован устойчивый рост положительного сальдо по текущим счетам (табл. 4).
Курс корейской воны к доллару США в декабре 2009 г. колебался в пределах 1 160 — 1 170 вон за доллар. Курс воны по отношению к японской йене вырос до 1 270 вон за 100 йен (табл. 5).
Таблица 3
Показатели экспорта и импорта Республики Корея в 2008—2010 гг., млрд долл. [1]
2009 г. 2010 г.
Показатель 2008 г. Всего В том числе по кварталам I кв. II кв.
I кв. II кв. III кв. IV кв.
Экспорт 422,01 363,53 74,42 90,36 94,78 103,97 101,36 120,31
(в годовом исчислении, %) (13,6) (—13,9) (—25,2) (—21,1) (—17,6) (11,7) (36,2) (33,1)
Среднесуточный экспорт 1,53 1,30 1,10 1,30 1,32 1,49 1,51 1,76
Импорт 435,27 323,09 71,42 73,97 84,85 92,85 98,08 105,86
(в годовом исчислении, %) (22,0) (—25,8) (—32,7) (—35,6) (—31,0) (1,4) (37,3) (43,1)
Среднесуточный импорт 1,58 1,16 1,06 1,06 1,18 1,33 1,46 1,55
Торговый баланс —13,27 40,44 3,0 16,39 9,93 11,12 3,28 14,45
Таблица 4
Показатели фондового рынка Республики Корея в 2008—2009 гг. (на конец периода), трлн вон
Показатель Фондовый индекс KOSPI Внебиржевой индекс KOSDAQ
2008 2009 Изменение * 2008 2009 Изменение*
Индекс курсов акций 1 124,4 1 682,8 558,8 (+49,7 %) 332,0 513,1 181,1 (+54,5 %)
Рыночная капитализация 576,9 887,3 310,4 (+53,8 %) 46,1 79,6 39,1 (+84,8 %)
Среднесуточная рыночная стоимость 5,1 4,5 —0,6 (—11,7 %) 1,2 2,0 0,8 (+66,7 %)
* Изменение с конца предыдущего года. Источник: [2].
Таблица 5
Динамика изменения курса валют Республики Корея в 2006—2010 гг. (на конец периода)
Курс валют Декабрь 2006 г. Декабрь 2007 г. Декабрь 2008 г. Декабрь 2009 г. Середина 2010 г. Изменение*
Вона/доллар США 929,8 936,1 1 259,5 1 164,5 1 140,2 7,5 %
Вона/100 японских йен 783,4 828,6 1 396,8 1 264,5 1 368,1 9,4 %
* Оценка на конец предыдущего года.
Источник: [2].
Несмотря на то, что ситуация во многом напоминала ту, что была в 1997 г., эксперты МВФ и мировых финансовых организаций не считали южнокорейскую экономику слабой, неспособной справиться с финансовым кризисом. Основаниями для такой оценки являлись весьма значительные валютные резервы, составляющие на конец 2008 г. 240 млрд долл., а также те коренные изменения в корейском бизнесе, что произошли за истекшие
11 лет, как и то, что всего лишь 12 % общей суммы кредитов отечественных финансовых учреждений поступили из-за рубежа. Следует напомнить, что в 1997 г. коэффициент задолженности южнокорейских компаний составлял в среднем 425 %, т. е. сумма задолженности по краткосрочным и долгосрочным обязательствам более чем в 4 раза превышала их собственный капитал. В настоящее время коэффициент задолженности компаний, чьи акции зарегистрированы на фондовой бирже, составляет в среднем 90 %, а отношение суммы банковских кредитов к сумме сбережений — 105,4 %.
Однако в течение 2008 г. снижение экономического роста происходило более быстрыми, чем ожидалось, темпами, пока его показатели не достигли отрицательных значений. Главной причиной столь неблагоприятной ситуации стало беспрецедентное падение объемов производства и экспорта. В основе этих тревожных для южнокорейской экономики тенденций лежит резкое снижение спроса за рубежом на корейскую экспортную продукцию в условиях глобальной экономической рецессии. В IV квартале 2008 г. экспортные поставки сократились по сравнению с III кварталом на
12 %. И это притом, что ВВП Республики Корея на формируется за счет экспорта. Эти основные
экономические показатели были самыми низкими за последние десять лет, причем наиболее напряженная ситуация сложилась в сферах потребления и инвестиций. В период с января по июль 2008 г. темпы роста цен производителей неизменно увеличивались, достигнув в июле своего максимума на уровне 12,55. Однако с августа 2008 г. началось замедление, вызванное падением цен на сырье в мире. Особенно резкое замедление темпов роста цен производителей было зафиксировано по таким позициям, как цены на нефтепродукты, продукцию сельского хозяйства и текстиль [1].
Антикризисная политика и новые перспективы догоняющего развития. Дебаты по антикризисным мерам. Мировой финансовый кризис трансформировался в глобальный экономический кризис, и перспективы его преодоления в ближайшее время представляются весьма и весьма смутными. На этом фоне правительство Республики Корея успело предложить последовательные меры без всяких сложных споров между политическими фракциями — пакет упреждающих, решительных и обоснованных контрмер благодаря опыту валютного кризиса 1997 г. В целом в Республике Корея к текущим испытаниям относятся спокойно, считая, что страна уже накопила немалый и в значительной степени успешный опыт преодоления валютного кризиса 1998 г. и выхода на новый более высокий виток экономического развития. Исходя из этого, в стране надеются, что и этот кризис будет достаточно быстро преодолен и станет основой для еще более динамичного развития. Видимо, поэтому президент Ли Мен Бак считает, что, несмотря на то, что в текущем 2011 г. Республика Корея будет переживать еще большие трудности, чем в про-
69
шлом, она первой выйдет из мирового финансового кризиса.
Более того, в июле 2009 г. МВФ провел двусторонние консультации с Кореей и прокомментировал антикризисные меры правительства Кореи. Во-первых, своевременная и всесторонняя реакция властей позволила стабилизировать экономику к началу 2009 г. Значительные запасы воны и ликвидность доллара, а также привлечение официальных резервов привели к быстрому оздоровлению денежных рынков и предотвратили невыполнение внешних обязательств. Значительные денежные и финансовые стимулы повысили уверенность и поддержали экономическую деятельность. А программа рекапитализации и финансовые активы заменили риск предстоящей просрочки погашения займов процессом уменьшения доли заемного капитала в общем размере капитала фирмы со стороны банков. В результате это позволило собраться с силами в первой половине 2009 г.
Во-вторых, авансирующие фискальные стимулы и экспортная выручка от невероятно высокого обесценивания воны в начале 2009 г. постепенно прошли, и маловероятно, что возобновление роста будет приостановлено. Существует определенная возможность того, что слабый мировой экспорт окажет негативное воздействие на рост корейской экономики и после 2010 г., поскольку западные потребители постоянно увеличивают свои сбережения. Другими рисками на перспективу являются очередной мировой уход от риска, рост цен на нефть, или, если быть оптимистами, более сильный, чем предполагалось результат стимулирующих мер в Корее, чем в других странах.
Антикризисные меры Республики Корея [3]. В документе, принятом министерством стратегии и финансов Республики Корея под названием «Экономическая политика Республики Корея в 2009 году: преодоление глобального кризиса и дальнейшие планы», корейское правительство определило следующие направления экономической политики в 2009 г., разбив их условно на этапы и определив задачи каждого этапа.
Правительство Республики Корея показало, что осознает, что в условиях беспрецедентного кризиса мир столкнулся с «игрой на выживание» и «исторической перестановкой сил».
На первом этапе (этапе «выживания») основной целью является преодоление кризиса, конкретизированными краткосрочными задачами являются: обеспечение ликвидностью, своевременная финансовая экспансия, создание рабочих мест, обеспечение системы социальной защиты.
70 -
На следующем этапе (этапе выхода из кризиса) выдвигается лозунг «подготовки к будущему», и конкретизируются такие среднесрочные задачи, как реструктуризация, людские ресурсы, новый зеленый курс политики, сокращение государственного сектора.
И, наконец, третий этап (этап «подъема») предусматривает новый рост, который может быть достигнут посредством решения следующих долгосрочных задач — инвестиций в НИОКР, новых двигателей роста, экологически чистой индустрии, глобализации.
Основными антикризисными мерами по преодолению глобального финансового и экономического кризиса, которые правительство запланировало для реализации с 2009 г., являлись пакет финансовых стимулов, обеспечение валютной ликвидностью, стабилизация финансового рынка, создание новых рабочих мест (разделение труда, профессиональная подготовка), предоставление ликвидности средним и малым предприятиям, поддержка строительного сектора.
Создание экономической системы оперативного реагирования. В 2009 г. специально для борьбы с финансово-экономическим кризисом был создан чрезвычайный экономический комитет под председательством президента страны:
• 6 января 2009 г. в администрации президента была оборудована комната по чрезвычайной экономической ситуации;
• 8 января 2009 г. состоялось первое заседание чрезвычайного экономического комитета под председательством президента страны, а в течение года было проведено еще 40 заседаний комитета;
• министерство стратегии и финансов преобразовало собрание по координации экономической политики в собрание по кризисному управлению для улучшения системы реагирования на актуальные экономические проблемы;
• министерство стратегии и финансов пыталось способствовать исполнению бюджета путем расширения и реорганизации инспекции по финансовому управлению в специальную инспекцию по исполнению бюджета с регулярными собраниями дважды в месяц. Экономическая система оперативного реагирования способствовала развитию и реализации широкого спектра инструментов, включая разнообразные меры финансовой поддержки, увеличение финансовых затрат, налоговых льгот и финансовой помощи для преодоления неустойчивого финансового положения.
Финансовая политика. В целях смягчения кредитного кризиса, возникшего вследствие банкротства Lehman Brothers в сентябре 2008 г., с октября 2008 г. и, по февраль 2009 г. правительство Республики Корея шесть раз понижало базовую ставку (всего на 325 базисных пунктов) и увеличило ликвидность рынка, предоставив фонды на сумму 27 трлн вон, включая фонд банковской рекапитализации.
В целях погашения внешней задолженности банков, которая достигла 100 млрд долл., правительство гарантировало выплаты и предоставило 55 млрд долл. для финансирования экспорта и импорта. Правительство также заключило соглашения о валютном свопе с США, Японией и Китаем на сумму 30 млрд долл. каждое.
В целях обеспечения малого и среднего бизнеса достаточной ликвидностью правительство пролонгировало даты погашений кредитов на сумму 160 трлн вон на 2009 г. Правительственные гарантии по кредитам были также увеличены на 15 трлн вон.
Меры по стабилизации финансового и фондового рынков:
• понижение ставок: с 5,25 % в сентябре 2008 г. до 2,0 % в феврале 2009 г. (—3,25 %);
• увеличение ликвидности: 27 трлн вон + 55 млрд долл.;
• валютный своп: США (30 млрд долл.), Япония (30 млрд долл.), Китай (30 млрд долл.);
• правительственные гарантии по выплате банковской задолженности: 100 млрд долл. Налогово-бюджетная политика. Вливание 66,7
трлн вон (6,5 % ВВП) путем сокращения налогов и увеличения бюджетных расходов:
• в первой половине 2008 г. сразу после начала финансового кризиса постоянно растущие цены на нефть легли тяжелым бременем на национальную экономику и домашние бюджеты. В июне 2008 г. правительство придумало дополнительный бюджет, основанный на налоговом излишке размером в 4,6 трлн вон для того, чтобы выстоять в условиях высоких цен на нефть;
• в октябре 2008 г. усилилась нестабильность финансового рынка, и наблюдалось сокращение реальной экономики. В связи с этим в ноябре 2008 г. правительство составило пересмотренный проект бюджета на сумму 10 трлн вон. Средства в основном ассигновались на поддержание экономической и социальной инфраструктуры и промышленные программы, способствующие созданию рабочих мест, росту внутреннего спроса, минимизации последствий спада и оживлению экономики в регионах;
• в конце 2008 г. по мере того, как реальная экономика продолжала сокращаться, усиливая давление на доходы граждан, появились опасения, что мир столкнется с наихудшим экономическим спадом со времен Великой депрессии. Вследствие этого в апреле 2009 г. правительство разработало самый большой в истории дополнительный бюджет на сумму 28,4 трлн вон (расходы — 17,1 трлн вон, доходы — 11,2 трлн вон), делая особый акцент на стабилизацию доходов, поддержание занятости и создание новых рабочих мест;
• пересмотренная правительством налоговая политика включала ряд мер по противостоянию глобальному финансовому коллапсу. Корпоративные налоги и подоходный налог были снижены для стимулирования экономики; налоговые послабления были расширены для того, чтобы способствовать делению рабочих мест и обеспечению стабильных доходов граждан. Для обуздания инфляции были отменены налоги на импортные товары, цены на которые резко подскочили. Для поддержания внутреннего рынка налог на личное потребление, налог на приобретение и регистрационный налог при покупке автомобиля были снижены на 70 % каждый (табл. 6).
Стратегия 3Т для максимизации эффекта от дополнительного бюджета. Стратегия 3Т, предложенная МВФ и Brookings Institution, применялась при выборе программ увеличения эффективности дополнительного бюджета, что способствовало снижению давления на бюджетно-налоговое управление. Стратегия 3Т, в частности, предполагает:
• своевременность (Timely): программы или проекты, которые могут быть реализованы в течение года или те, что достаточно хорошо подготовлены и могут быть реализованы незамедлительно;
• адресность (Targeted): программы или проекты, которые одновременно способствуют созданию новых рабочих мест, стабилизации доходов населения и росту потребления;
• временный характер (Тemporary): активно реализовывать существующие программы или проекты или временные программы или проекты, реализация которых может быть быстро прекращена в интересах долгосрочной финансовой устойчивости.
Ускорение эффекта от политики путем быстрого исполнения бюджета:
• 16 декабря 2008 г. после того, как 13 декабря Национальная Ассамблея одобрила бюджет
- 71
Таблица 6
Меры по стимулированию экономики в 2008—2010 гг., трлн вон
Показатель 2008 2009 2010 Всего за 2008—2010 гг. Total (2008~2010)
Сокращение налогов (Tax Cuts) 6,2 10,2 9,7 26,1
Бюджетные расходы (Fiscal Expenditures) 4,6 28,6 7,4 40,6
В том числе:
дополнительный бюджет (Supplementary) 4,6 17,2 21,8
пересмотренный бюджет (Revised Budget) 10,0 10,0
фонд поддержки банковского капитала (Bank Capital Support Fund) 1,4 1,4
временные меры стимулирования в бюджете 2010 (Temporary Stimulus Budget from FY2010 Budget) 7,4 7,4
Всего (Total) 10,8 38,8 17,1 66,7
Доля расходов от ВВП 2008 г., % (% of 2008 GDP) * 1,1 3,8 1,7 6,5
* ВВП в 2008 г.: 1 024 трлн вон (GDP in 2008: 1,024 trillion won).
Источник: [3].
на 2009 г., правительство Республики Корея решило выделить 11,7 трлн вон из бюджета на 2009 г. до начала финансового года. Средства были выделены на основные, уже реализуемые программы, такие как поддержание экономической и социальной инфраструктуры, а также программы, которые способствовали бы созданию новых рабочих мест и стимулированию экономики;
• сложности с досрочным исполнением бюджета были устранены путем создания экстренной системы открытых торгов, в которой сроки извещения о публичных торгах были сокращены с 90 до 30 дней, и путем корректировки времени, предназначенного для анализа влияния транспортной ситуации и оценки воздействия на окружающую среду;
• в первой половине 2009 г. правительство Республики Корея потратило 70 % своих ежегодных расходов и, в частности, поддержало малые и средние предприятия, страдающие от нехватки наличности, направляя средс-
Сравнение исполнения бюджетов в пер] (Unit: trillion woi
тва в бюджеты финансовых институтов при правительстве. Кроме того, специальная инспекция по исполнению бюджета дважды в год изучала использование расходуемых средств для стимулирования раннего исполнения бюджета.
• в результате 171,5 трлн вон, или 62,9 % годового бюджета в 272,8 трлн вон (включая дополнительный бюджет) были израсходованы в первой половине 2009 г. (табл. 7). Правительство Республики Корея намерено ускорить процесс сокращения государственного регулирования экономики в целях повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке. Для этого планируется установить даты истечения срока действия существующих ныне нормативных актов в различных секторах экономики. По мере истечения срока действия значительная часть нормативных актов будет отменяться, у некоторых других актов, если они будут признаны полезными, срок может быть продлен. В 2009 г. предполагается отменить около 1 000 нормативных актов.
Таблица 7
юй половине 2008 и 2009 гг., трлн вон 1, %, total sum)
2008 г. 2009 г.
Категория Всего Июнь 2008 г. (June 2008) Всего Июнь 2009 г. (June 2009)
План (Planned) (B) Выполнено (Executed) (C) План (Planned) (E) Выполнено (Executed) (F)
(Category) (Total) (A) К итогу, % C/A (Total) (D) К итогу, % F/D
Всего (Total) 224,8 114,3 109,0 48,5 272,8 160,8 171,5 62,9
Бюджет (Budget) 155,5 80,1 75,8 48,7 180,6 106,0 114,6 63,5
Фонд (Fund) 29,0 12,5 12,9 44,5 35,1 20,2 18,6 53,0
Общественные 40,3 21,7 20,3 50,4 57,1 34,6 38,3 67,1
агентства
(Public Agencies)
Источник: [3].
После того как разразился нынешний финансово-экономический кризис, правительство Республики Корея запустило программу поддержки экспорта. Сегодня 26 % от общего объема экспорта корейских товаров вывозится при государственной поддержке в виде предоставления льготного страхования и государственных гарантий. Это позволяет корейским экспортерам продвигать свой товар на зарубежных рынках. Кроме этого, государство помогает своим экспортерам, предоставляя им маркетинговые услуги, а также развивает зарубежную инфраструктуру в целях их выхода на новые рынки и расширения их присутствия на уже имеющихся рынках.
Во внешнеэкономической политике правительство Ли Мен Бака последовательно продолжает курс на торговую либерализацию и развитие регионального и глобального сотрудничества. В первую очередь это касается заключения соглашений о свободной торговле с постоянно растущим числом партнеров Республики Корея. В первую очередь поставлена задача — активизировать подготовку таких соглашений с Евросоюзом, Индией, Канадой, Мексикой, Китаем и Японией. В Республике Корея предполагают, что с подписанием этих соглашений объем корейского экспорта может с легкостью превысить 1 трлн долл. Однако достижение подобных договоренностей требует от Южной Кореи многих усилий, компромиссов и времени. Южная Корея уже подписала такие соглашения с Чили, Сингапуром, Европейской ассоциацией свободной торговли, объединяющей Швейцарию, Норвегию, Исландию, Лихтенштейн. Помимо этого Республика Корея заключила соглашение о свободной торговле с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), касающиеся промышленных товаров и сельскохозяйственной продукции. С большими трудностями проходил процесс ратификации такого соглашения Республики Кореи с США из-за сопротивления оппозиции и населения страны ввозу американской замороженной говядины. Американские законодатели отменили даже ограничения на продажу южнокорейского оружия на мировом рынке и тем самым уравняли Республику Корея в правах на продажу оружия со странами — членами НАТО, Японией, Австралией и Новой Зеландией. Между тем Южная Корея в 2008 г. активно продолжала переговоры с Евросоюзом по заключению двустороннего соглашения о свободной торговле. Республика Корея согласилась на принятие европейских стандартов в технологиях автомобилестроения.
Результаты политики корейского правительства [3]. С самого начала экономического кризиса корейское правительство проводило упреждаю-
щую, решительную и обоснованную политику в отношении него. Меры корейского правительства по стимулированию экономики оказались более эффективными, чем те, что были реализованы в других развитых странах.
> В соответствии с МВФ пакет мер по стимулированию экономики в Корее оценивался в 3,6 % ВВП (в ценах 2007 г.) — выше, чем в других развитых странах мира.
> Относительно высокое снижение базовых ставок (325 базовых пунктов) после банкротства Lehman Brothers вплоть до февраля 2009 г. было оценено как очень эффективная мера.
В результате активных усилий правительства по стимулированию внутреннего спроса экономика Кореи начала свое оживление раньше, чем это предполагалось после глубочайшего спада первой половины 2009 г.
Глобальное политическое сотрудничество снизило неустойчивое положение мировых финансовых рынков, и ситуация на мировых фондовых рынках активно стабилизировалась с начала марта 2009 г.
> На 21 декабря 2009 г. индекс KOSPI и стоимость корейской воны относительно доллара США выросли соответственно до 1 644,2 пункта и 1 183,7 воны, т. е. на 61,4 % и 32,7 % соответственно относительно самого низкого уровня на 2 марта 2009 г. Благодаря позитивному эффекту от реализации правительственных мер по стимулированию экономики и корректировки величины запасов корейская экономика оживилась после глубокого спада в I квартале 2009 г.
> Экономический рост в годовом выражении наблюдался на протяжении трех кварталов 2009 г. подряд: 2,6 % во втором квартале и 3,2 % — в третьем.
> Влияние кризиса на уровень безработицы не был таким значительным как во времена азиатского финансового кризиса в конце 1990-х гг., поэтому в этой области удалось избежать многих проблем. В то время как в корейской экономике наблюдалось одно из самых стремительных оживлений среди стран ОЭСР, зарубежные СМИ положительно оценивали ее состояние.
> Чарльз Годдард, редактор журнала The Economist подчеркнул, что среди стран ОЭСР только Южной Корее удалось добиться положительного экономического роста с начала финансового спада, и высоко оценил быстрое оживление корейской экономики (3 ноября 2009 г., конференция журнала The Economist).
На ежегодном собрании МВФ в декабре 2009 г. было отмечено, что всеобъемлющие бюджетные, финансовые и валютные меры, предпринятые
- 73
корейским правительством, внесли существенный вклад в оживление экономики страны и что если ранее стоял вопрос о том, как долго продлится спад в Корее, то сейчас стоит вопрос о том, насколько большой будет динамика оживления. В сентябре
2009 г. Fitch Ratings сменил прогноз корейского кредитного рейтинга с «негативного» на «стабильный». В апреле 2010 г. Moody's Investors Service повысила кредитный рейтинг Кореи с А2 до А1.
Экономические перспективы Республики Корея [4]. Ожидается, что в 2010 г. ВВП Кореи вырастет на 5,0 % [5]. Внутренний спрос, который как ожидается, увеличится примерно на 3 %, и экспорт, темпы роста которого будут выражаться двухзначными числами, будут локомотивами восстановления экономики. На фоне экономического роста и укрепления воны ВВП на душу населения в 2010 г. должен впервые за три года составить примерно 20 000 долл. США. Из-за слабого доллара, положительного сальдо по текущим счетам и притока иностранных инвестиций курс воны к доллару должен стабилизироваться на среднегодовой отметке в 1 150 вон за долл. Несмотря на ожидаемое восстановление в 2010 г., корейской экономике предстоит еще проделать долгий путь, чтобы вернуться к докризисным темпам роста ВВП. Длительное время, необходимое для выхода мировой экономики из кризиса, будет также тормозить экономический подъем в Корее.
Личное потребление. Благодаря стимулирующим мерам правительства Кореи личное потребление в стране восстанавливается. В частности, благодаря введению налоговых льгот для покупателей автомобилей во II квартале 2009 г. резко возросло потребление товаров длительного пользования. Среди прочих категорий внутреннего спроса личное потребление больше всех способствовало экономическому росту. Скорее всего, рост потребления продолжится, и он вырастет с — 0,2 % в 2009 г. до 4,5 % в 2010 г.
Вложения в основной капитал. На фоне постепенного восстановления мировой экономики в
2010 г. инвестиции в средства труда должны вырасти после серьезного падения в 2009 г. на 8,2 % в годовом исчислении. Повышение спроса на экспорт благодаря восстановлению мировой экономики, скорее всего, будет способствовать росту инвестиций в средства труда, прежде всего в обрабатывающей промышленности, в то время как импорт основных фондов отечественными производителями должен вырасти благодаря снижающемуся курсу воны к доллару. Другие факторы, способствующие росту инвестиций в средства труда, включают доведе-
74 -
ние запасов до нормы, завершившееся в первом полугодии, ослабление давления на регулирование инвестиций в средства труда, а также ситуацию, обусловленную падением инвестиций в 2009 г. Однако ухудшающийся настрой среди инвесторов из-за затянувшейся неопределенности в стране и за рубежом, равно как и сворачивание программы стимулирования инвестиций, скорее всего, отрицательно повлияют на инвестиции в средства труда.
Инвестиции в строительство в 2010 г., скорее всего, вырастут не намного — всего лишь на 0,5 % по сравнению с 2009 г. — из-за сокращения государственных инвестиций в социальную инфраструктуру и медленного восстановления рынка жилья. Государственные расходы на социальную инфраструктуру будут, скорее всего, сосредотачиваться в крупных проектах, таких как четыре проекта по восстановлению рек, но расходы не будут расти так же быстро, как в прошлом году.
Торговля. Ожидается, что в 2010 г. рост экспорта будет выражаться двухзначными цифрами и составит 20 % благодаря восстановлению мировой экономики и высоким показателям основных статей экспорта, в особенности экспорта судов, который, как ожидается, вырастет по сравнению с 2009 г. на 34,6 % до 70 млрд долл. Кроме того, экспорт полупроводников, цены на которые растут, и дисплеев, чья доля на рынке увеличивается, вырастет более чем на 15 % в годовом исчислении. Одновременно с этим благодаря росту экспорта, восстановлению внутреннего спроса и растущим ценам на сырьевые товары импорт увеличится на 20 % в годовом исчислении.
Занятость. В 2010 г. уровень безработицы составит 3,5 %. Принимая во внимание, что в 2010 г. экономика вырастет почти на 4 %, ожидается, что будет создано дополнительно около 150 000 — 200 000 рабочих мест и ситуация с занятостью улучшится. Однако, помимо ожидания экономического роста, участие неработающего населения на рынке труда поможет сдерживать уровень безработицы. По мере того, как в 2010 г. будет сокращаться создание рабочих мест за счет приходной части бюджета, будет уменьшаться количество временных рабочих мест, а вновь создаваемые рабочие места будут предполагать постоянную работу.
Валютный курс. Ожидается, что курс воны к доллару упадет с 1 281 в 2009 г. до 1 130 в 2010 г. Доллар, скорее всего, будет падать в связи с предпочтением безопасных активов в период восстановления мировой экономики, дефицита бюджета США и разговорами о необходимости замены основных международных валют. Помимо других факторов,
влияющих на понижение курса доллара, запасы долларов будут превышать спрос на внутреннем рынке и послужат фактором, повышающим стоимость воны. В частности, поступления заказов в судостроительную промышленность, которые являются основным источником долларовых резервов, хотя и не учитываются в статистике экспорта, должны вырасти в 2010 г. Еще одним фактором, способствующим укреплению воны, послужит то, что финансовые органы вывели большую часть ликвидности в иностранной валюте, которую они предоставили во время борьбы с начавшимся в 2008 г. финансовым кризисом.
В заключение следует вспомнить суждение о том, что «государственный бюджет является последним защитником экономики». Для того чтобы государственный бюджет сыграл свою решающую роль во время кризиса, крайне важно гарантировать бюджетную обеспеченность и стабильность в обычные времена. Активная налогово-бюджетная политика корейского правительства в ходе последнего финансово-экономического кризиса явилась результатом всеобъемлющих усилий, предпринимаемых корейским правительством с 2002 г. и направленных на поддержание здорового баланса бюджета.
В период кризиса очень эффективно действовать упреждающе, решительно и адекватно, что в долгосрочной перспективе способствует снижению издержек. Как только оживление пошло полным ходом, следует сконцентрироваться на восстановлении финансовой стабильности, требующей глубокого внимания и бдительности.
Одновременно с этим при восстановлении финансовой стабильности нельзя не учитывать важность инвестиций для будущего развития. Несмотря на то, что восстановление финансовой стабильности идет вразрез с увеличением инвестиций, ориентированных на будущее, тем не менее со временем следовало бы создать «круг благоразумия», в котором инвестиции в будущее способствовали бы экономическому росту, увеличению налоговых сборов и тем самым устойчивости государственного бюджета.
Несмотря на то, что экономическая ситуация улучшается как в Корее, так и во всем мире, еще слишком рано делать оптимистичные выводы о восстановлении экономики. Что касается прогнозов выхода южнокорейской экономики из текущего кризиса, которые выдвигались в 2008—2009 гг., эксперты ссылались на то, что они полностью зависят от прогнозов развития мировой экономики, кото-
рые оставались неясными в условиях, когда весь мир оказался в тисках экономической рецессии.
Однако международное сообщество высоко оценивает усилия правительства Республики Корея по преодолению кризиса. В частности, 17 марта 2010 г. газета Financial Times писала о том, что среди всех стран мира Республика Корея быстрее всех преодолела кризис и стала одной из самых богатых стран в Азии. Действительно, по оценке специалистов, Республика Корея справилась с кризисом. Об этом говорит рост ВВП в I квартале 2010 г. на 7 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а также то, что начиная со II квартала 2009 г. в стране быстрыми темпами восстанавливаются финансовый и валютный рынки.
Очевидно, что это произошло во многом благодаря тому, что Республика Корея извлекла уроки из азиатского финансового кризиса 1997 г., а именно, смогла улучшить и усилить структуру экономики, начала проводить более здоровую финансовую и бюджетную политику, а также увеличивать свои золотовалютные резервы [1].
Текущий кризис, как ожидают, вызовет фундаментальное изменение парадигмы в мировом экономическом строе и индустриальной структуре. Мировой экономике потребуется много времени, чтобы полностью оправиться в процессе реструктурирования мирового экономического строя, такого как исправление глобальной неустойчивости и улучшение финансового регулирования. Мировая экономика изменится на многополюсную систему, в которой развивающиеся страны, включая Китай и Индию, сыграют более влиятельные роли.
Список литературы
1. Суслина С. С. Республика Корея и мировой финансовый кризис // Мировое и национальное хозяйство. 2009. №1 (8). М.: МГИМО (У) МИД России, 2009.
2. Economic Bulletin vol. 32 No 1, January 2010. The global economic crisis: How Korea countered it. Ministry of strategy and finance.
3. Economic Bulletin vol. 32 No 2, 2010. The global economic crisis: How Korea countered it. Ministry of strategy and finance.
4. Economic Perspective of the second half of 2009. Ministry of Strategy and Finance of the Republic of Korea and SERI Economic Outlook for 2010. Sep. 24,2009.
5. Korean Economy: Beyond the Crisis, Ready for the future, March 2010. Ministry of strategy and Finance.