Научная статья на тему 'Концепция развития взаимодействия федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел с институтами гражданского общества'

Концепция развития взаимодействия федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел с институтами гражданского общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
268
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / CONCEPT / ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / CIVIL SOCIETY / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / THE FEDERAL BODY OF EXECUTIVE POWER IN INTERNAL AFFAIRS / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / PUBLIC CONTROL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дискуссионная Трибуна

Проект Концепции развития взаимодействия ФОИВвСВД с институтами гражданского общества представляет научно-методологическую разработку позиции федерального органа исполнительной власти в сфере органов внутренних дел относительно целей, задач, принципов, приоритетных направлений совершенствования взаимодействия с институтами гражданского общества и механизма его реализации. Результатом такого взаимодействия рассматривается достижение более высокого уровня безопасности государства, общества и личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дискуссионная Трибуна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of interaction between the federal executive authority in the field of internal affairs and civil society institutions

The Draft Concept of the Development of Interaction between the federal executive authority in the field of internal affairs and civil society institutions is a scientific and methodological development of the federal executive authority position in the internal affairs sphere regarding the goals, objectives, principles, priority ideas for enhancing cooperation with civil society institutions and the mechanisms for its implementation. Achieving a higher level of security of the state, society and personality is considered to be the result of this interaction.

Текст научной работы на тему «Концепция развития взаимодействия федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел с институтами гражданского общества»



ISSN 2072-9391 Труды Академии управления МВД России. 2011. № 2 (18)

Проект

Концепция развития взаимодействия федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел1 с институтами гражданского общества

<

I

^

ш S а

н «

<

I I

О S

и

£ iC и

106

Проект Концепции представляет научно-методологическую разработку позиции федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел относительно целей, задач, принципов, приоритетных направлений совершенствования взаимодействия с институтами гражданского общества и механизма его реализации.

концепция, институты гражданского общества, федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, взаимодействие, общественный контроль.

I. Основные понятия

Гражданское общество — система независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить общественный контроль за деятельностью органов власти и создать условия для реализации законных интересов граждан, их объединений и общества в целом.

Взаимодействие ФОИВвСВД с институтами гражданского общества — объединение усилий ФОИВвСВД и институтов гражданского общества (их представителей) с целью защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее — граждане, лица), для охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности.

Общественный контроль за деятельностью ФОИВвСВД является самостоятельной функцией социального управления и представляет собой законодательно закрепленное право граждан, институтов гражданского общества осуществлять наблюдение за вышеуказанной

1 Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее - ФОИВвСВД).

деятельностью в целях соблюдения охраняемых законом частных и общественных интересов.

Система общественного контроля за деятельностью ФОИВвСВД включает в себя внешний и внутренний общественный контроль. Субъектами внешнего общественного контроля в рамках, предусмотренных действующим законодательством, являются граждане Российской Федерации; Общественная палата Российской Федерации; общественные объединения, общественные наблюдательные комиссии и члены этих комиссий. К субъектам внутреннего общественного контроля относятся внутриведомственные общественные объединения, общественные советы при ФОИВвСВД и его территориальных органах.

II. Общие положения

2.1. Концепция развития взаимодействия ФОИВвСВД с институтами гражданского общества (далее - Концепция) представляет собой позицию ФОИВвСВД относительно целей, задач, принципов, приоритетных направлений совершенствования взаимодействия с институтами гражданского общества и механизма его реализации. Указанное взаимодействие направлено на достижение более высокого уровня безопасности как одного из ключевых элементов улучшения качества жизни в Российской Федерации.

2.2. Идеология ФОИВвСВД в отношении обозначенного взаимодействия направлена на развитие партнерских отношений с гражданским обществом. Сущностными признаками такого партнерства являются следующие: понимание функций ФОИВвСВД как востребованных государственных услуг, предоставляемых гражданам и обществу; высокая степень активности граждан в инициировании обсуждения общественно значимых проблем и их решении; приоритетная ориентация ФОИВвСВД на общественное мнение в процессе повседневного принятия решений и их практического осущест-

вления; всеобъемлющая система сотрудничества по вопросам реформирования и развития ФОИВвСВД; всесторонняя и многоуровневая система общественного контроля за деятельностью ФОИВвСВД со стороны гражданского общества.

2.3. Настоящая Концепция должна стать основой для следующих действий:

— выработки системы эффективных мер организационно-правового, информационного, культурно-воспитательного, научно-методического характера по всем направлениям взаимодействия ФОИВвСВД с институтами гражданского общества;

— организации системного взаимодействия ФОИВвСВД с институтами гражданского общества, деятельность которых направлена на развитие отношений общественно-государственного партнерства;

— разработки, апробации и реализации новых направлений и форм взаимодействия в пределах компетенции ФОИВвСВД.

2.4. Правовую основу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, другие федеральные законы2, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты ФОИВвСВД.

III. Современное состояние взаимодействия ФОИВвСВД и институтов гражданского общества

В правовом государстве обеспечение системного взаимодействия между органами власти и институтами гражданского общества рассматривается в качестве важнейшего условия эффективности управления. Общественные объединения, иные негосударственные организации, являясь продуктом и одновременно условием развития гражданского общества, выполняют функции гражданской социализации, способствуют развитию правовой культуры, выстраиванию новых форм взаимоотношений между обществом и государством.

Несмотря на объективную сложность и противоречивость процесса формирования гражданского общества в России, его влияние на различные стороны общественной жизни, включая и сферу государственного управления,

2 Прежде всего — Федеральный закон Российской Федерации «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3—Ф3.

возрастает. Все отчетливее проявляется тенденция расширения взаимодействия различных институтов государства и гражданского общества. ФОИВвСВД проводит постоянный мониторинг общественного мнения как своей деятельности, так и взаимодействия с институтами гражданского общества. Результаты указанного мониторинга регулярно доводятся до сведения государственных и муниципальных органов, граждан через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.

В целом можно констатировать, что значительная часть гражданского общества настроена на выстраивание конструктивных отношений с ФОИВвСВД в области создания и совершенствования действенных механизмов обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан. Появляется осознание того обстоятельства, что решение проблем в сфере правоохраны малоперспективно без конструктивного участия в этом процессе самого общества в лице его наиболее инициативных граждан.

Понимание важности развития в указанном направлении нашло отражение и в организационно-правовых изменениях деятельности ФОИВвСВД. С 1 марта 2011 г. в структуре ФОИВвСВД действует Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации.

Как показывает международный опыт, именно развивая такое взаимодействие, возможно существенно скорректировать направления деятельности правоохранительных органов в сторону более эффективной защиты интересов личности, общества и государства от противоправных посягательств, которую невозможно обеспечить на надлежащем уровне без выстраивания отношений общественно-государственного партнерства, обеспечения высокого уровня доверия граждан к правоохранительным структурам.

Недостаточная развитость отношений общественно-государственного партнерства в России крайне отрицательно влияет на решение острейших проблем, стоящих перед обществом и государством и требующих безотлагательных и вместе с тем продуманных и результативных действий. Степень такого партнерства, с одной стороны, характеризует состояние управленческой деятельности в условиях демократизации общественных отношений, а с другой — является критерием развитости самого гражданского общества, уровня его политико-правовой культуры и активности граждан.

В России в основном уже сложилось осознанное понимание необходимости объединения

<

I

^

ш S а

н «

<

I X

О S

и

£ bS

и

107

<

I

^

ш К а н

к

<

I I

о К

и

£ и

108

усилий гражданского общества и ФОИВвСВД, однако само общественно-государственное партнерство в этом направлении только начинает формироваться. На практике эффективность взаимодействия сторон во многом зависит от позиции его конкретных участников, что предопределяет наличие разнонаправленных тенденций в выстраивании отношений между ФОИВвСВД и гражданским обществом. Поэтому существующие формы, интенсивность взаимодействия в каждом конкретном случае, как правило, определяются возможностями и желанием сторон.

Значительную роль в усилении степени влияния гражданского общества на результаты деятельности ФОИВвСВД должна сыграть формирующаяся система общественного контроля.

Следовательно, сотрудничество ФОИВвСВД с институтами гражданского общества в деле защиты прав и свобод граждан, обеспечения общественной безопасности, борьбы с преступностью — задача, имеющая общественно-политическое значение. Именно посредством взаимодействия с ФОИВвСВД в форме общественно-государственного партнерства через различные общественные формирования гражданского общества и в соответствии с действующим российским законодательством граждане получают дополнительную возможность реализации своих законных интересов и непосредственного контроля за объемом и качеством оказываемых им правоохранительных услуг.

Указанное обстоятельство, а также наличие закономерной связи между уровнями взаимодействия ФОИВвСВД с институтами гражданского общества и правопорядка, защищенности личности, общества и государства от преступных посягательств определяют необходимость его концептуального оформления.

IV. Цель, задачи и принципы взаимодействия ФОИВвСВД с институтами гражданского общества

4.1. Концепция исходит из необходимости системной организации прямой и обратной связи ФОИВвСВД с гражданским обществом, способствующей максимальному использованию его потенциала в сфере борьбы с преступностью, обеспечения правопорядка, прав и свобод граждан и установления общественного контроля деятельности ФОИВвСВД.

4.2. Целевыми ориентирами развития взаимодействия ФОИВвСВД с институтами гражданского общества являются таковые:

— повышение уровня защиты прав и свобод граждан в деятельности ФОИВвСВД;

— формирование системы общественно-государственного партнерства применительно к области деятельности ФОИВвСВД;

— создание эффективного механизма общественного контроля деятельности ФОИВвСВД;

— расширение участия гражданского общества в решении комплексных, социально значимых задач, стоящих перед ФОИВвСВД;

— повышение уровня доверия граждан к ФОИВвСВД.

4.3. Достижение указанных целей обеспечивается посредством решения следующих задач:

— совершенствования правовых основ, а также организационных и материальных условий развития взаимодействия;

— повышения уровня открытости и прозрачности в деятельности ФОИВвСВД3;

— информационноого обеспечения процесса взаимодействия и его результатов, включая популяризацию необходимости такого взаимодействия среди сотрудников ФОИВвСВД, представителей общественных объединений и иных негосударственных организаций.

4.4. Взаимодействие ФОИВвСВД с институтами гражданского общества осуществляется на основе нижеперечисленных принципов, а именно:

— соблюдения Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права в области защиты прав и свобод человека;

— социального партнерства в процессе осуществления мер по повышению уровня защиты прав и свобод граждан;

— объединения усилий для достижения наиболее оптимального социально значимого результата с наименьшими затратами;

— консолидации усилий на приоритетных направлениях совместной деятельности в области правоохраны и защиты прав граждан;

— компетентности сторон взаимодействия как условия профессионального подхода к решению имеющихся проблем, изучение не только последствий, но и причин;

— толерантности участников взаимодействия, что при наличии общей цели подразумевает понимание возможных различий в подходах к решению имеющихся проблем, и взаимоуважения сторон;

3 В степени, не противоречащей требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, защите государственной и иной охраняемой законом тайны, об оперативно-разыскной деятельности, а также не нарушающей прав граждан, общественных объединений и организаций.

— комплексности и системности в принятии и реализации социально-экономических, правовых, организационных, культурно-воспитательных и иных мер, направленных на расширение сферы взаимодействия;

— коллегиальности в выработке совместных решений;

— использования форм и методов взаимодействия, адекватных уровню сложности решаемых проблем;

— информационной открытости в реализации совместных задач, обеспечение доступности информации о принимаемых мерах.

V. Основные направления развития взаимодействия ФОИВвСВД с институтами гражданского общества

5.1. К основным направлениям развития взаимодействия относятся следующие:

— обеспечение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в области компетенции ФОИВвСВД;

— согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, ФОИВвСВД, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, включая профессиональные объединения предпринимателей в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и безопасности граждан;

— реализация государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности;

— повышение уровня правовой культуры, духовно-нравственных качеств как участников взаимодействия, так и населения в целом;

— в необходимых случаях — оказание социальной помощи нуждающимся гражданам;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— оказание социальной помощи и поддержки как действующим сотрудникам ФОИВвСВД, так и находящимся в отставке, а также членам семей сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей.

VI. Механизм реализации основных направлений развития взаимодействия ФОИВвСВД с институтами гражданского общества

6.1. В целях согласования общественно значимых интересов граждан Российской Федерации и федерального органа государственной власти в сфере внутренних дел, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных,

религиозных и иных организаций, включая профессиональные объединения предпринимателей, при ФОИВвСВД и его территориальных органах образуются общественные советы, которые формируются на основе добровольного участия в их деятельности граждан Российской Федерации, представителей общественных объединений и организаций в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации.

6.2. В целях более полного учета общественного мнения в работе ФОИВвСВД, создания режима делового партнерства при выработке взаимоприемлемых решений по вопросам укрепления законности и общественного порядка, обеспечения прав человека и гражданина, достижения взаимопонимания сторонами занимаемых позиций необходимо предпринять ряд мер, как то:

— организация семинаров, конференций, круглых столов с участием представителей сторон взаимодействия;

— приглашаение к участию в открытых совещаниях ФОИВвСВД по подведению итогов работы представителей гражданского общества;

— участие в деятельности различных общественных образований при органах государственной власти в рабочих группах, общественных, консультационных и научно-консультационных советах представителей ФОИВвСВД;

— проведение систематических рабочих встреч руководителей подразделений ФОИВвСВД с представителями гражданского общества;

— образование совместных рабочих групп для разработки и рассмотрения концепций, программ, инициатив общественных объединений и граждан по актуальным вопросам деятельности ФОИВвСВД;

— внесение на общественное обсуждение наиболее важных проблем, возникающих в деятельности ФОИВвСВД и затрагивающих права и законные интересы человека.

6.3. В целях повышения роли и значения институтов общественного контроля, выявления нарушений прав человека, других недостатков в деятельности ФОИВвСВД формируется система общественного (как внутреннего, так и внешнего) контроля.

6.4. В целях более полной реализации общественных интересов в деятельности ФОИВвСВД предусматривается участие представителей гражданского общества в следующей деятельности:

— разработке концептуальных документов по реформированию и развитию ФОИВвСВД;

— проведении общественной экспертизы ведомственных нормативно-правовых актов, затрагивающих права и свободы человека;

<

X

>>

ш К а н

к

<

X I

о К

и

£ и

109

<

I

^

ш К а н

к

<

I I

о К

и

£ и

110

— проведении общественной экспертизы целевых программ, касающихся деятельности ФОИВвСВД и представляющих общественный интерес, а также программ развития отдельных направлений его работы4.

6.5. В целях ориентации деятельности ФОИВвСВД на достижение конечных социально значимых результатов в качестве одного из основных критериев официальной оценки эффективности используется общественное мнение. Для получения объективных результатов изучение общественного мнения по проблемам, относящимся к области компетенции ФОИВвСВД, включая уровень безопасности личности, проводится на основе вневедомственных источников социологической информации. Результаты изучения общественного мнения предоставляются для всеобщего ознакомления официальным Интернет-сайтом ФОИВвСВД.

6.6. В целях взаимодействия по конкретным направлениям деятельности ФОИВвСВД (профилактика подростковой преступности, борьба с наркоманией, охрана общественного порядка и т. д.) совместно с представителями гражданского общества создаются целевые консультативные и совещательные органы, рабочие и экспертные группы.

6.7. В целях повышения уровня безопасности личности, общества и государства, а также воспитания у граждан активной позиции по оказанию содействия сотрудникам ФОИВвСВД в предупреждении, выявлении и раскрытии преступлений и правонарушений, ФОИВвСВД в установленном законом порядке взаимодействует с добровольными народными дружинами, оперативными отрядами, казачьими общественными формированиями, частными охранными предприятиями, детективными агентствами и другими структурами правоохранительной направленности, осуществляет совместные профилактические мероприятия.

6.8. В целях реализации интеллектуального, информационного и организационного ресурса институтов гражданского общества допускается заключение различных соглашений, меморандумов, договоров как общего характера, так и по конкретным направлениям взаимодействия.

6.9. В целях оказания социальной помощи гражданам сотрудники ФОИВвСВД совместно

4 Для реализации указанной возможности проекты документов представляются на официальном Интернет-сайте ФОИВвСВД.

с представителями гражданского общества принимают участие в деятельности специализированных социальных служб (кризисных центров, многопрофильных центров, телефонов доверия и т. д.), создавая условия для привлечения средств массовой информации к освещению социально значимых и общественно полезных проектов и программ, реализуемых участниками взаимодействия.

6.10. В целях оказания социальной помощи и поддержки как действующим сотрудникам ФОИВвСВД, так и находящимся в отставке, а также членам семей сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей, задей-ствуется весь потенциал взаимодействия с гражданским обществом.

6.11. В целях повышения уровня правовой грамотности и правосознания населения участниками взаимодействия разрабатываются и реализуются соответствующие совместные просветительские программы.

6.12. В целях совершенствования нормативно-правовой основы взаимодействия ФОИВвСВД с институтами гражданского общества организуется мониторинг практики осуществления взаимодействия, выявляющий проблемные вопросы, обобщающий положительный опыт для последующей проработки наиболее актуальных и перспективных направлений его развития.

6.13. В целях информационного обеспечения процесса взаимодействия и его результатов предусматривается целый комплекс мер, а именно:

— проведение постоянного мониторинга процесса взаимодействия с институтами граждан -ского общества, а также общественного мнения о деятельности ФОИВвСВД;

— информационная поддержка деятельности общественных объединений и иных негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги во взаимодействии с ФОИВвСВД;

— информирование общественности о взаимодействии ФОИВвСВД и его территориальных органов с общественными организациями в осуществлении деятельности, направленной на защиту прав и свобод человека и гражданина;

— совершенствование открытых информационных ресурсов, отражающих информацию о направлении, формах, методах и результатах взаимодействия, повышение их содержательного уровня, удобства доступа и использования;

— включение информации о целях, задачах, направлениях, формах и методах взаимодействия в изучаемые дисциплины образовательных учреждений ФОИВвСВД, а также программу обучающих семинаров, проводимых общественными и иными негосударственными организациями в рамках гражданского обучения;

ISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2011. № 2 (18)

— создание на официальных федеральном и региональных Интернет-сайтах ФОИВвСВД специальных разделов, отражающих текущую и перспективную информацию по вопросам взаимодействия с институтами гражданского общества, об используемых формах и направлениях сотрудничества, опыте совместной деятельности, о реализуемых мероприятиях, существующих проблемах и иной информации, касающейся вопросов взаимодействия.

VII. Ожидаемые результаты реализации Концепции

Реализация настоящей Концепции позволит достичь следующих целей:

— активизировать процессы самоорганизации гражданского общества и развития общественного контроля в деятельности ФОИВвСВД;

— улучшить качество оказываемых населению государственных услуг в сфере правоохра-ны и безопасности жизни граждан;

— повысить уровень гарантии прав и свобод граждан в деятельности ФОИВвСВД;

— поднять доверие населения к деятельности ФОИВвСВД;

— создать условия для качественного изменения подхода к борьбе с преступностью на основе выстраивания партнерских отношений между ФОИВвСВД и гражданами;

— создать эффективный механизм взаимодействия с институтами гражданского общества, обеспечивающий выполнение задач, возложенных на ФОИВвСВД;

— обеспечить открытость принятия решений и высокую степень их общественной поддержки;

— укрепить правовую основу взаимоотношений гражданского общества и ФОИВвСВД;

— повысить качество принимаемых правовых документов, регламентирующих деятельность ФОИВвСВД, за счет использования экспертных ресурсов гражданского общества;

— определить приоритетные направления деятельности ФОИВвСВД и перспективы их развития;

— сформировать положительный опыт, оперативно распространить наиболее эффективные

формы и методы взаимодействия ФОИВвСВД с институтами гражданского общества.

Автор — А.В. Зимин, ведущий научный сотрудник отдела исследования социальных процессов и разработки комплексных проблем правоохранительных органов научного центра, кандидат юридических наук, доцент Академии управления МВД России.

От автора

Целью исследований, проведенных в соответствии с п. 1.4 Плана МВД России по реализации Стратегии развития России до 2020 года, утвержденного Министром внутренних дел Р. Нургалиевым от 20 марта 2008 г. №1/2153, являлась разработка концептуальных основ современного взаимодействия органов внутренних дел и институтов гражданского общества на среднесрочную перспективу как необходимого условия повышения уровня охраны и защиты прав человека.

Высокая степень актуальности вопросов развития взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества нашла отражение и в организационно-правовых изменениях, происходящих в Министерстве внутренних дел Российской Федерации. С 1 марта 2011 г. в структуре ФОИВвСВД работает Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации.

Учитывая особую значимость данной тематики для определения дальнейшего направления развития органов внутренних дел, проект Концепции развития взаимодействия федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел с институтами гражданского общества выносится на обсуждение научного сообщества, с целью обмена мнениями, получения конструктивных замечаний и внесения обоснованных предложений.

E-mail: [email protected]

<

I

^

ш S а

н «

<

I X

О S

и

£ bS

и

111

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.