Научная статья на тему 'Правовая основа взаимодействия полиции и гражданского общества в России'

Правовая основа взаимодействия полиции и гражданского общества в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
422
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИЦИЯ / POLICE / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / ПРАВОВАЯ ОСНОВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / THE LEGAL BASIS OF INTERACTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соболева Мария Михайловна

В статье раскрываются правовые основы взаимодействия полиции и институтов гражданского общества в России. Проанализированы направления взаимодействия институтов гражданского общества с органами внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL FRAMEWORK OF COOPERATION BETWEEN THE POLICE AND CIVIL SOCIETY IN RUSSIA

The article describes the legal basis of cooperation between the police and civil society institutions in Russia. Analyzed directions of interaction of civil society with the bodies of internal Affairs.

Текст научной работы на тему «Правовая основа взаимодействия полиции и гражданского общества в России»

кального исламизма с северокавказскими традиционными социальными институтами. Необходимо отметить, что данные характеристики сделали геополитический проект «Имарат Кавказ» жизнеспособным, расширяющим свои географические границы не только на территории Кавказа, но и в других субъектах Российской Федерации.

Литература

1. Добаев И. П., Добаев А. И., Гаджибе-ков Р. Г. Радикализация ислама в Российской Федерации. М.; Ростов н/Д, 2013.

2. Arquilla J., Ronfield D. Swarming and Future of Conflict // RAND Corporation. NationalDe-fenseresearchlnstitute. W., 2000.

3. Kiser S. Financing Terror: An Analysis and Simulation for Affecting Al Qaeda's Financial Infrastructure // RAND Corporation, 2004.

4. Бедрицкий А. В. Реализация концепции сетевой войны в ведущих странах Запада // Политика в XXI веке: вызовы и реалии. 2005. № 3.

5. Дугин А. Г. Геополитика постмодерна. Времена новых империй. Очерки геополитики XXI века. СПб., 2007.

6. Libicki M. What Information Architecture for Defense // New Challenges, New Tools for Decision making, 2003.

7. Малашенко А. В. Бродит ли призрак «ис-

ламской угрозы»? // Московский Центр Карнеги. Рабочие материалы. М., 2004. № 2.

8. Testimony of Roberts S. Mueller, III Director of Federal Bureau of Investigation before the Select Committee on Intelligence of the United States Senate. 2004. Feb. 24.

9. Сейджман М. Сетевые структуры терроризма. М., 2008.

10. Романченко Н. Е. Институционализация современных радикальных неправительственных религиозно-политических организаций на Северном Кавказе // Южнороссийское обозрение. Ростов н/Д, 2011. Вып. 68.

11. Текушев И. Имарат Кавказ как особая исламская «этно-фундаменталистская модель» // Общественный институт политических и социальных исследований черноморско-каспийского региона. URL: http://www.bs-kavkaz.org/2012/03/

12. Добаев И. П. Современный терроризм: социально-политическое явление эпохи глобализации // Южно-Российский форум: экономика, социология, политология, социально-экономическая география. 2010. № 1.

13. Добаев И. П.«Молодежные джамааты» -сетевая форма самоорганизации террористических группировок на Северном Кавказе // Кавказ - наш общий дом: сборник тезисов и докладов II Международной научно-практической конференции (23-24 сентября 2010 г., ИППК ЮФУ, Ростов-на-Дону). Ростов н/Д; М., 2010.

© 2014 г. М. М. Соболева

ПРАВОВАЯ ОСНОВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОЛИЦИИ И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ

В статье раскрываются правовые основы взаимодействия полиции и институтов гражданского общества в России. Проанализированы направления взаимодействия институтов гражданского общества с органами внутренних дел.

Ключевые слова: полиция, гражданское общество, правовая основа взаимодействия.

Проблемы взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества и населением весьма подробно освещались в зарубежных изданиях. Особое внимание следует обратить на работы Ю. Е. Аврутина, Г. П. Ермоловича и А. В. Губанова, ставшие прорывом в исследовании вопросов, связанных с профессиональной деятельностью зарубежной полиции. Вопросы соблюдения, обеспечения, защиты прав человека в деятельности полиции (милиции, органов внутренних дел) зарубежных стран также широко изучаются в российских и зарубежных исследованиях.

Вместе с тем взаимодействия полиции и институтов гражданского общества в сфере защиты личных прав и свобод человека освещены достаточно поверхностно и бессистемно.

В Основном законе Российской Федерации закреплены все важнейшие принципы, необходимые для конституционного обеспечения формирования и эффективного функционирования гражданского общества. Однако процесс становления гражданского общества весьма сложен и противоречив. Исторический опыт убеждает нас в том, что до тех пор, пока коренным образом не будет

изменен сам тип мышления, пока сильны традиционные элементы в социокультурной среде и отсутствует элементарная правовая культура, Россия еще долго будет отторгать ценности гражданского общества, переживать состояние кризиса, а это чревато непредсказуемыми последствиями [6, с. 61].

Среди важнейших политико-правовых преобразований, ознаменовавших период президентских полномочий Д. А. Медведева, можно назвать реформу полиции [2, с. 3]. Таким образом, делает вывод П. Н. Астапенко, конституционно-правовой статус полиции проистекает из демократических принципов организации государства и общества, сутью которых является безусловное уважение и соблюдение прав и свобод человека [3, с. 131].

Спорность такого понимания конституционно-правового статуса вообще и полиции, в частности, по мнению Ю. Е. Аврутина, не должна приводить к отрицанию конституционно-правовой обусловленности содержания и правовой регламентации полицейской деятельности в современной России [2, с. 4]. Подобная обусловленность может быть раскрыта через процессы конститу-ционализации правового порядка в сфере организации и деятельности полиции.

Как отмечает вышеупомянутый исследователь, конституционно-правовая обусловленность содержания и правовой регламентации полицейской деятельности в современной России, помимо очевидного влияния конституции как ведущего онтологического и аксиологического фактора формирования всей системы национального позитивного права и общеправового целепо-лагания [4, с. 15], связана с воспроизведением в законодательстве о полиции конституционных ценностей, лежащих в основе конституционных провозглашений в области прав и свобод человека и гражданина.

Ю. Е. Аврутин [2, с. 10] считает, что консти-туализация правового регулирования деятельности российской полиции на концептуальном уровне отражена в стремлении законодателя закрепить партнерскую модель взаимоотношений полиции и общества, ориентированную на ее сотрудничество с институтами гражданского общества и гражданами в процессе противодействия преступности, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Ошибочно полагать, что эта модель является «изобретением» западных ученых или практиков организации полицейского дела. Следует отметить, что доминирующей идеей российского полицейского права было рассредоточение власти меж-

ду государственными и общественными институтами. «Одно только правительство, без участия органов общественных, - указывал И. Т. Тарасов, - не в состоянии удовлетворительно выполнить всех взятых на себя... задач» [5, с. 2].

В основе партнерской модели взаимоотношения полиции и населения лежит ряд важных компонентов. Она предусматривает, в частности, что полиция не довлеет над обществом, а служит ему, ориентируясь на сотрудничество с институтами гражданского общества и гражданами в процессе защиты их прав и свобод, противодействия преступности, охраны общественного порядка. Эта модель предусматривает вежливое и внимательное отношение полицейского к гражданам, безупречный внешний вид, разумную открытость полиции для общественного контроля, привлечение граждан к предупреждению противоправных деяний, безнадзорности подростков, наркотизации и алкоголизации населения и т. д. [2, с. 52]. Партнерская модель предполагает, что население является активным участником обеспечения правопорядка, не только непосредственно участвуя в его охране, но и своевременно информируя полицию о всех «тревожных ситуациях», которые могут угрожать безопасности граждан.

Нормы второй главы Федерального закона «О полиции» [1], закрепляющие принципы ее деятельности, по своей сути являются аксиологической и формально-юридической объективацией ведущих конституционных категорий, формирующих институт прав и свобод человека. Систематизированные и сконцентрированные в одной главе эти принципы как концептуальные идеи функционирования полиции в современной России, взаимоотношений полиции с институтами гражданского общества и отдельными гражданами обретают юридическую природу, превращаясь в нормативные предписания, формирующие юридический каркас той системы координат, в границах которых и должна осуществляться повседневная деятельность полиции.

Необходимо постоянное обновление технического арсенала полицейской деятельности, понимание важности криминалистического и оперативно-разыскного обеспечения предупреждения и раскрытия преступлений. Однако, отдавая предпочтение развитию специальных средств контроля над преступностью, полиция не может стать достаточно открытой в своей работе для гражданского контроля, как это предписывается в ст. 8 Федерального закона «О полиции» [1].

Процессы устойчивого демократического развития ведущих западных государств демонстрируют представление о полиции как о системе «гу-

манного и конституционного применения законной власти в интересах граждан, приверженной концепции использования принципов доверия, альтруизма и содружества и действующей на основе высоких этических стандартов» [7, с. 252].

Реализация указанных принципов способствует тому, что полицейский воспринимается гражданами как социальный посредник, профессионально умеющий не только предотвращать и раскрывать преступления, задерживать правонарушителей, но и разрешать конфликты; вести переговоры. Следует согласится с мнением Ю. Е. Аврутина о том, что такой подход, очевидно, должен быть положен и в основу разработки новых критериев оценки.

В этой связи необходимо отметить, что основные принципы взаимодействия полиции и институтов гражданского общества уже содержатся в Федеральном законе «О полиции». Введение данных принципов в базовый закон, регламентирующий деятельность полиции по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, является одним из его несомненных достоинств. Согласно ст. 5 закона полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.

Статья 8 закона закрепляет принцип открытости и публичности. В соответствии с этой нормой закона деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом.

В соответствии с законом полиция регулярно информирует государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, а также путем отчетов должностных лиц (не реже одного раза в год) перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований и

перед гражданами. Периодичность, порядок отчетности, а также категории должностных лиц, уполномоченных отчитываться перед указанными органами и гражданами, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В соответствии с законом Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел проводит постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности полиции, а также мониторинг ее взаимодействия с институтами гражданского общества, результаты которого регулярно доводятся до сведения государственных и муниципальных органов, граждан через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет. Общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Однако до сих пор отсутствуют эффективные механизмы реализации соответствующих положений закона.

При федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и территориальных органах образуются общественные советы, призванные обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, для решения наиболее важных вопросов деятельности полиции путем:

1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности;

2) участия в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив общественных объединений и граждан по наиболее актуальным вопросам деятельности полиции;

3) проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности полиции;

4) обсуждения вопросов, касающихся деятельности полиции, в средствах массовой информации;

5) осуществления общественного контроля за деятельностью полиции.

Общественные советы формируются на основе добровольного участия в их деятельности гра-

ждан Российской Федерации, общественных объединений и организаций в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации.

Основными недостатками указанных советов, на наш взгляд являются:

- рекомендательный, а не обязательный характер их решений;

- некомпетентность ряда их членов;

- формализм при принятии решений;

- фактическое влияние на принятие решения органов государственной власти;

- отсутствие необходимого опыта взаимодействия как у полиции, так и у самих советов.

Изменить ситуацию представляется возможным при кардинальном пересмотре практики деятельности таких советов, существующего подхода к их формированию, использованию предложений советов в практической деятельности полиции.

На основе обобщения имеющегося опыта считаем необходимым:

- разработать четкие принципы взаимодействия полиции и гражданского общества, предусмотреть их включение в Федеральный закон «О полиции» и доведение сути этих принципов через работу образовательной системы МВД России до сведения каждого сотрудника органов внутренних дел;

- по аналогии с зарубежными странами необходимо создание в полиции органов, координирующих взаимодействие с институтами гражданского общества, общественные советы не способны эффективно решать указанную задачу;

- переход к полиции к функции обслуживания населения, минимизация «армейского» образца в деятельности полиции;

- необходимо проведение пилотных проектов взаимодействия полиции и институтов гражданского общества, их освещение в средствах массовой информации и повсеместное распространение.

Литература

1. Федеральный закон «О полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 7, ст. 900.

2. Аврутин Ю. Е. Конституционализация правового регулирования деятельности российской полиции: аксиологические и формально-юридические аспекты // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: материалы ежегодной Всероссийской научно-практической конференции (22 марта 2012 г.): в 2 ч. СПб., 2012. Ч. 2.

3. Астапенко П. Н. Конституционно-правовые основы деятельности полиции (милиции) стран Европейского союза и Российской Федерации (сравнительно-правовой анализ): дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2009.

4. Кокотов А. И. Конституционное право в российском праве: понятие, назначение и структура // Правоведение. 1998. № 1.

5. Тарасов И. Т. Очерк науки полицейского права. М., 1897.

6. Яхьева А. М. Конституционные принципы гражданского общества в современной России // Юристъ-Правоведъ. 2008. № 6.

7. Rush, George E. The Dictionary of Criminal Justice. Third Edition. The Dusking Publishing Group, Inc., 1991.

© 2014 г. А. С. Аветисян

ОСОБЕННОСТИ КРИМИНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП

В статье рассмотрены вопросы, связанные с криминальными этническими группами Дальнего Востока, их деятельностью, поведением и составом. Дана криминологическая характеристика этнической организованной преступности в России. Выявлены факторы существования этнической преступности: незнания законов, языка, культуры, особенностей традиций проживающего населения мигрантами. Выделены виды преступлений, совершаемых участниками этнических преступных группировок.

Ключевые слова: преступление, этническая преступность, этнические группы, организованные преступные группировки, уголовная статистика, национальность, криминальные структуры.

В современной России организованная преступность представляет собой деятельность системы преступных групп и сообществ, лидеры ко-

торых определяют направления, методы и средства преступной деятельности, устанавливают коррумпированные связи. Одной из тенденций в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.