Научная статья на тему 'Концепция развития системы альтернативной и дополнительной коммуникации в Российской Федерации до 2030 года'

Концепция развития системы альтернативной и дополнительной коммуникации в Российской Федерации до 2030 года Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
коммуникация / речь / общение / альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК) / Концепция / качество жизни / реализация прав / межведомственное взаимодействие / communication / speech / Alternative and Augmentative Communication (AAC) / Concept / quality of life / rights realization / interdepartmental cooperation

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Анна Львовна Битова, Марина Викторовна Переверзева, Ирина Николаевна Текоцкая, Ольга Викторовна Караневская, Ольга Робертовна Лотош

В представленной Концепции развитие системы альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК) в России обосновывается необходимостью обеспечения условий использования АДК детьми и взрослыми с отсутствующей или затрудненной речью. Спектр этих условий определяется законодательным, организационным, методическим, кадровым, материально-техническим уровнями. Достижение целей и задач обозначенных направлений Концепции возможно на основе комплексного межведомственного взаимодействия органов власти и общества. Только при данных обстоятельствах появляются перспективы для реализации прав и законных интересов пользователей АДК, обеспечивается качество их жизни. В Концепции приводится определение АДК, последовательно излагаются основные понятия АДК, определяются ценности и принципы использования АДК. Человек, испытывающий трудности в коммуникации и использовании речи, должен иметь условия для использования АДК как в личной, так и в общественных (социальной, экономической, политической и духовной) сферах жизни, независимо от его возраста, состояния здоровья, места жительства, места пребывания, условий проживания. Важным условием развития системы АДК является подготовка специалистов, компетентных в обучении ее использованию. В образовательные программы всех ступеней профессионального образования необходимо ввести соответствующие дисциплины, разработка которых строится на научно обоснованных теориях и лучших практиках. Внедрение Концепции развития системы альтернативной и дополнительной коммуникации позволит снять противоречие между востребованностью АДК среди не использующих или ограниченно использующих речь детей и взрослых и дефицитами обеспечения применения АДК. Представленная Концепция разрабатывалась в течение последних полутора лет коллективом специалистов, имеющих большой опыт тестирования и внедрения подходов и средств в обучении АДК детей и взрослых — как в той или иной степени пользующихся устной речью, так и не владеющих ею. Концепция прошла долгий путь обсуждений, согласований и была представлена в марте 2024 г. на конференции Альянса «Ценность каждого» широкому кругу работающих с детьми и взрослыми с ментальной инвалидностью специалистов, руководителям профильных учреждений и организаций в сфере образования, социальной защиты населения и здравоохранения, а также родителям. Многие замечания, пожелания и предложения были приняты во внимание и позволили придать Концепции законченный вид.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Анна Львовна Битова, Марина Викторовна Переверзева, Ирина Николаевна Текоцкая, Ольга Викторовна Караневская, Ольга Робертовна Лотош

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept of Development of Alternative and Augmentative Communication (AAC) System in the Russian Federation for the Period up to 2030

The presented Concept of Development of Alternative and Augmentative Communication (AAC) System in the Russian Federation is based on the need to provide a wide range of conditions for the use of AAC by citizens, children and adults, who have speech difficulties or limitations in using speech. These conditions are determined by legislative, organizational, methodological, personnel, and material-technical levels. Achieving the goals, tasks, and implementing the outlined directions of this Concept are possible through comprehensive interdepartmental cooperation between government bodies, society, and social environment organizations. Only under these circumstances are the opportunities for the realization of the rights and legitimate interests of AAC users expanded, their quality of life is ensured as a long-term goal of all activities. The Concept provides a definition of AAC, sequentially presents the main concepts of AAC as a significant guide in organizing the scientific and practical activities of specialists and individuals involved in addressing issues in this field, defines the values and principles of using AAC as respecting the natural human need to be heard. Individuals experiencing significant communication difficulties and difficulties in using speech should be provided with conditions for using AAC in both personal and public (social, economic, political, and spiritual) spheres of life, regardless of age, health status, place of residence, location, and living conditions. An important condition for the development of the AAC system is the training of specialists with competencies in teaching the use of AAC. Relevant disciplines should be introduced into the educational programs of all levels of professional education, the development of which is based on scientifically substantiated theoretical and methodological foundations and best practices. The implementation of the Concept of Development of Alternative and Augmentative Communication system will help to resolve the existing contradiction between the high significance of using AAC to ensure the realization of the rights and needs of children and adults who do not use or have limited speech, and significant deficits in various areas of providing AAC use.

Текст научной работы на тему «Концепция развития системы альтернативной и дополнительной коммуникации в Российской Федерации до 2030 года»

Концепция развития системы альтернативной и дополнительной коммуникации в Российской Федерации до 2030 года

Анна Битова, Марина Переверзева, Ирина Текоцкая и др.

АННОТАЦИЯ

В представленной Концепции развитие системы альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК) в России обосновывается необходимостью обеспечения условий использования АДК детьми и взрослыми с отсутствующей или затрудненной речью. Спектр этих условий определяется законодательным, организационным, методическим, кадровым, материально-техническим уровнями. Достижение целей и задач обозначенных направлений Концепции возможно на основе комплексного межведомственного взаимодействия органов власти и общества. Только при данных обстоятельствах появляются перспективы для реализации прав и законных интересов пользователей АДК, обеспечивается качество их жизни. В Концепции приводится определение АДК, последовательно излагаются основные понятия АДК, определяются ценности и принципы использования АДК. Человек, испытывающий трудности в коммуникации и использовании речи, должен иметь условия для использования АДК как в личной, так и в общественных (социальной, экономической, политической и духовной) сферах жизни, независимо от его возраста, состояния здоровья, места жительства, места пребывания, условий проживания.

Важным условием развития системы АДК является подготовка специалистов, компетентных в обучении ее использованию. В образовательные программы всех ступеней профессионального образования необходимо ввести соответствующие дисциплины, разработка которых строится на научно обоснованных теориях и лучших практиках.

Внедрение Концепции развития системы альтернативной и дополнительной коммуникации позволит снять противоречие между востребованностью АДК среди не использующих или ограниченно использующих речь детей и взрослых и дефицитами обеспечения применения АДК.

Представленная Концепция разрабатывалась в течение последних полутора лет коллективом специалистов, имеющих большой опыт тестирования и внедрения подходов и средств в обучении АДК детей и взрослых - как в той или иной степени пользующихся устной речью, так и не владеющих ею. Концепция прошла долгий путь обсуждений, согласований и была представлена в марте 2024 г. на конференции Альянса «Ценность каждого» широкому кругу работающих с детьми и взрослыми с ментальной инвалидностью специалистов, руководителям профильных учреждений и организаций в сфере образования, социальной защиты населения и здравоохранения, а также родителям. Многие замечания, пожелания и предложения были приняты во внимание и позволили придать Концепции законченный вид.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

коммуникация, речь, общение, альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК), Концепция, качество жизни, реализация прав, межведомственное взаимодействие

«М! 10.22394/2078-838Х-2024-3-50-67

ССЫЛКА ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Битова А. Л., Переверзева М. В., Текоцкая И. Н. и др. Концепция развития системы альтернативной и дополнительной коммуникации в Российской Федерации до 2030 года. Образовательная политика, (2024), 3(99), 50-67. DOI:10.22394/2078-838X-2024-3-50-67

Поступила: 08.2024 Принята: 08.2024 Дата публикации: 10.2024

Авторский коллектив

Андрей Михайлович ЦАРЕВ

Анна Львовна БИТОВА

председатель Правления РБОО «Центр лечебной педагогики», член рабочей группы при Совете Министерства просвещения РФ по вопросам образования и психолого-педагогической помощи лицам с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) (119311, РФ, Москва, ул. Строителей, 17Б). E-mail: [email protected]

Марина Викторовна ПЕРЕВЕРЗЕВА

к. пед. н., ст. науч. сотр. Института коррекционной педагогики, член рабочей группы при Совете Министерства просвещения РФ по вопросам образования и психолого-педагогической помощи лицам с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) (119121, РФ, Москва, ул. Погодинская, 8/1). SPIN: 8185-0123; AuthorID: 808349. E-mail: [email protected]

Ирина Николаевна ТЕКОЦКАЯ

логопед, координатор программ социальной школы «Каритас», президент Ассоциации лиц, использующих альтернативную и дополнительную коммуникацию

(190068, РФ, Санкт-Петербург, ул. Римского-Корсакова, 8/18, 7-Н). E-mail: [email protected]

Ольга Викторовна КАРАНЕВСКАЯ

к. пед. н., доцент Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета (127349, РФ, Москва, ш. Алтуфьевское, 92-329). SPIN: 6659-6725; AuthorID: 337804E-mail: [email protected]

Ольга Робертовна ЛОТОШ

директор социальной школы «Каритас» (190068, РФ, Санкт-Петербург, ул. Римского-Корсакова, 8/18, 7-Н). E-mail: [email protected]

директор Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения, член рабочей группы при Совете Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам образования и психолого-педагогической помощи лицам с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) (180002, РФ, Псков, ул. Яна Райниса, 56). E-mail: [email protected]

Анастасия Владимировна РЯЗАНОВА

психолог, директор АНО Центр «Пространство общения»

(105082, РФ, Москва, ул. Большая Почтовая, 18/20, к. 6, кв. 1). E-mail: [email protected]

Анна Валерьевна ЧИСТОХИНА

к. биол. н., доцент кафедры общей и социальной педагогики Сибирского федерального университета,

эксперт благотворительного фонда «Старость в радость», член рабочей группы по инклюзивному образованию при Министерстве образования Красноярского края (660049, РФ, Красноярск, ул. Карла Маркса, 21, кв. 128). SPIN: 7370-2529; AuthorID: 8825. E-mail: [email protected]

Ольга Александровна ПОПОВА

директор АНО «Моя планета» и Института прикладного анализа поведения и психолого-социальных технологий, член ассоциации «Аутизм-Регионы» (119454, РФ, Москва, пр. Вернадского, 44/1, пом. 6). E-mail: [email protected]

Евгения Александровна ОРАЧЕВСКАЯ

директор АНО «Центр поддержки людей с особенностями развития и их семей "Гармония"»

(241050, РФ, Брянск, ул. Фокина, 19А). E-mail: [email protected]

Общие положения

Коммуникация - важнейший фактор социализации, в процессе которой происходит непосредственное развитие личности и которая является средством удовлетворения различных социальных, познавательных, культурных, творческих и других потребностей человека. Коммуникация влияет на освоение

личностью культурных ценностей среды и самореализацию в процессе взаимодействия с другими людьми.

Концепция развития системы альтернативной и дополнительной коммуникации в Российской Федерации определяет цель, задачи, приоритетные направления, ресурсное обеспечение, а также этапы системного внедрения альтернативной

Тамара Николаевна ИСАЕВА

к. пед. н., доцент Института детства Московского педагогического университета, член рабочей группы

при Совете Министерства просвещения РФ по вопросам образования и психолого-педагогической

помощи лицам с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) (109387, РФ, Москва, ул. Тихая, 4, кв. 423). SPIN: 3918-6258; AuthorID: 985341. E-mail: [email protected]

Анна Михайловна ПАЙКОВА

психолог, член экспертно-методического совета РБОО «Центр лечебной педагогики» (119311, РФ, Москва, ул. Строителей, 17Б). E-mail: [email protected]

Александр Эдуардович БОРОВЫХ

директор отдела стратегий благотворительного фонда «Даунсайд Ап». E-mail: [email protected]

Руслан Рушанович ВЯЛИТОВ

психолог, специалист АНО Центр «Пространство общения (115563, РФ, Москва, б-р Ореховый, л. 21, к. 1, кв. 67). E-mail: [email protected]

Ирина Владимировна МОИСЕЕВА

психолог ресурсного центра БАНО «Ясенева поляна»

(117593, РФ, Москва, ул. Айвазовского, 6). E-mail: [email protected]

Елена Юрьевна ЗАБЛОЦКИС

юрист РБОО «Центр лечебной педагогики»

(119311, РФ, Москва, ул. Строителей, 17Б). E-mail: [email protected]

Ильмира Рафаиловна КИШ

юрист РБОО «Центр лечебной педагогики»

(119311, РФ, Москва, ул. Строителей, 17Б). E-mail: [email protected]

Анна Викторовна ЛЕБЕДЬ

юрист РБОО «Центр лечебной педагогики»

(119311, РФ, Москва, ул. Строителей, 17Б). E-mail: [email protected]

и дополнительной коммуникации (АДК) во всех сферах жизни людей, имеющих нарушения коммуникации (общения) и речи.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 25.12.2023 г.), «альтернативной и дополнительной коммуникацией при общении с инвалидами, имеющими нарушения коммуникации, признается общение с использованием взгляда, мимики, жеста, предмета, графического изображения, знаковой системы, специальных технических приспособлений».

Для граждан, у которых отсутствует речь или имеются затруднения в использовании речи, независимо от того, признаны или не признаны они инвалидами, АДК является средством взаимодействия с окружающими, в том числе для выражения воли, защиты прав и законных интересов, исполнения обязанностей.

Под системой АДК понимается совокупность мер по обеспечению применения доступных, эффективных и безопасных способов, методов и средств АДК для общения (коммуникации) граждан, у которых отсутствует речь или имеются затруднения в использовании речи, в целях максимально возможной компенсации имеющихся у них нарушений коммуникации и ограничений жизнедеятельности, достижения социальной адаптации и интеграции, максимальной инклюзии, самостоятельности и независимости, а также повышения качества жизни.

АДК используется для общения лиц всех возрастов, независимо от причин возникновения затруднений в использовании речи и наличия инвалидности, во всех ситуациях взаимодействия с другими людьми, в том числе при использовании информационно-телекоммуникационной сети.

Функционирование системы АДК обеспечивается (на основе межведомственного взаимодействия) федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и социально ориентированными некоммерческими организациями, принимающими необходимые для этого

взаимоувязанные и консолидированные меры правового, экономического, финансового, управленческого, информационного, кадрового и инфраструктурного характера и создающими соответствующие условия в рамках своих полномочий.

Концепция основывается на положениях действующих федеральных законов и подзаконных актов в сфере комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, федеральных государственных образовательных стандартов (начального общего образования обучающихся с ОВЗ, обучающихся с интеллектуальными нарушениями), федеральных адаптированных образовательных программ (начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, основной общеобразовательной программы обучающихся с интеллектуальными нарушениями).

Целевые группы Концепции:

• дети и взрослые (включая пожилых людей), не использующие речь или испытывающие существенные затруднения в ее применении. При этом они могут понимать речь других людей;

• люди, столкнувшиеся с временными или постоянными затруднениями или невозможностью использовать речь вследствие травмы, болезни, в том числе прогрессирующей (последствия инсультов и т. д.), чрезвычайной ситуации или вследствие иных причин;

• лица из ближайшего окружения, которые регулярно взаимодействуют с людьми, нуждающимися в АДК (члены семьи или работники организации для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, стационарной организации социального обслуживания в случае, если лицо, нуждающееся в АДК, проживает

в организации, а также его ближайшее окружение из числа проживающих в этих организациях граждан);

• специалисты системы образования, комплексной системы реабилитации

и абилитации инвалидов, которые обучают использованию АДК, взаимодействуют

с лицами, нуждающимися в АДК на регулярной основе: педагогические работники, ассистенты, тьюторы, специалисты по реабилитации, специалисты по социальной работе, специалисты ресурсных центров, специалисты государственных учреждений медико-социальной экспертизы, социальные координаторы, ассистенты в сопровождаемом проживании, социальной занятости, наставники в сопровождаемой трудовой деятельности и другие специалисты; все органы и организации независимо от ведомственной принадлежности, предоставляющие услуги и оказывающие помощь лицам, нуждающимся в АДК; • общество в целом.

В настоящее время в Российской Федерации, по данным Федерального реестра инвалидов (ФГИС ФРИ), насчитывается 11,8 млн лиц с инвалидностью, или около 9,5% от общей численности населения страны, из них более 740 тыс. детей (2,3% от общей численности детского населения). Среди всех причин инвалидности, в частности детского населения, выделяются психические расстройства и расстройства поведения. Неуклонный рост детской инвалидности вследствие психических расстройств наблюдается как минимум в течение последнего десятилетия, а начиная с 2014 года эта группа болезней (нарушений) занимает в структуре детской инвалидности устойчивое первое место - преимущественно за счет расстройств психологического развития (в том числе расстройств аутистического спектра) и умственной отсталости. Кроме того, стойкие нарушения психических функций отмечаются и при многих других заболеваниях: неврологических проблемах, врожденных аномалиях, хромосомных нарушениях (например, синдром Дауна), сенсорных нарушениях и др. По данным опроса, проведенного в феврале 2024 года Альянсом профессиональных организаций, поддерживающих детей и взрослых с психическими нарушениями, «Ценность каждого» и Общероссийской общественной организацией «Всероссийская организация

родителей детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет с ментальными и иными нарушениями, нуждающихся в представительстве своих интересов» (далее - Альянс «Ценность каждого» и ВОРДИ), из 2913 семей, в которых живут дети и взрослые с инвалидностью, нарушениями функций организма и ограничениями жизнедеятельности, лишь 7% отметили, что у их ребенка, в том числе совершеннолетнего, нет проблем с речью. Только 11% опрошенных отметили, что их ребенок уже прошел обучение по использованию АДК. Хотели бы или планируют обучение АДК для своего ребенка 34% респондентов, при этом подавляющее большинство из них, 89%, не знают, где можно пройти такое обучение. Из числа семей, чьи дети ради решения проблем с речью занимаются в нескольких местах одновременно, 48% отметили, что специалистам не удается поддерживать единую систему в занятиях.

При этом в настоящее время в РФ остро ощущается дефицит системного подхода к внедрению и использованию АДК. Это связано, в том числе, со следующими причинами:

• недостаточной разработанностью научно-практических и теоретико-методических основ применения АДК в комплексной помощи пользователям разных возрастов и с разными возможностями функционирования;

• низкой компетентностью в области АДК

у специалистов психолого-педагогических и медицинских профилей;

• недостаточностью материально-технического обеспечения средствами, позволяющими пользователю максимально просто и эффективно решать задачи взаимодействия с окружающим миром;

• низкой степенью информированности как непосредственных пользователей АДК, так и общества в целом;

• отсутствием необходимых условий для поддержания использования АДК в повседневной жизни.

Таким образом, существует острое противоречие между высокой значимостью применения АДК для обеспечения реализации прав и потребностей детей и взрослых, не

использующих или ограниченно использующих речь, и значительными дефицитами в разных областях обеспечения использования АДК. Для преодоления перечисленных трудностей в выстраивании системного подхода к внедрению и использованию АДК требуются:

• меры по обеспечению государством

и обществом возможностей использования АДК как единственно доступного способа общения и коммуникации, в том числе при их взаимодействии с органами государственной власти, местного самоуправления, организациями независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, с другими гражданами;

• согласованные, методически проработанные и описанные принципы, правила и технологии взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности с лицами, нуждающимися в АДК;

• единый порядок определения нуждаемости в АДК, в том числе выявления оптимально подходящих научно обоснованных, доступных, эффективных и безопасных способов, методов и средств АДК

в конкретном случае;

• государственная помощь в обеспечении ассистивными технологиями и средствами АДК;

• гарантии по обучению лиц, нуждающихся в АДК, использованию рекомендованных им способов, методов и средств АДК;

• повышение уровня компетенции

в использовании АДК специалистами организаций, в которых лица, нуждающиеся в АДК, получают образование, реабилитацию или абилитацию, социальные и медицинские услуги;

• межсетевое взаимодействие в части применения АДК между организациями, в которых лица, нуждающиеся в АДК, получают образование, реабилитацию или абилитацию, социальные и медицинские услуги;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• преемственность в работе организаций различной ведомственной

принадлежности, в которых получают услуги лица, нуждающиеся в АДК, с учетом их индивидуальных потребностей.

На этапе реализации Концепции необходимо придать работе по развитию системы АДК регулярный, систематический характер. Общение с лицами, нуждающимися в АДК, в органах и организациях различной ведомственной принадлежности невозможно без создания системы законодательных, организационных, методических, кадровых и материально-технических условий для использования АДК.

Одной из ключевых задач является разработка и принятие нормативных правовых актов по вопросам развития системы АДК, внесение изменений в приказы об обеспечении условий информационной доступности и нормативно-

правовые акты субъектов Российской Федерации.

В ходе реализации положений настоящей Концепции важно уделить особое внимание дальнейшей систематизации технологий и средств АДК, использованию накопленного опыта российских специалистов в этой области, научным и методическим разработкам, различным программам обучения и использования АДК, международному опыту.

Для эффективного использования АДК во всех сферах, где лица, нуждающиеся в АДК, взаимодействуют с обществом, и создания для них доступной коммуникативной среды в рамках внедрения Концепции необходимо организовать обучение специалистов. Для этого АДК должна быть включена в соответствующие дисциплины в высшей школе на уровне бакалавриата, специалитета, магистратуры при подготовке специалистов помогающих профессий, а также в программах переподготовки и повышения квалификации учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов начального

в настоящее время в РФ остро ощущается дефицит системного подхода

к внедрению и использованиюАДК

и дошкольного образования, социальных педагогов, специалистов социальной работы, специалистов по комплексной реабилитации, тьюторов, врачей общей практики, социальных работников, педагогов-психологов в образовании, психологов в медицинской и социальной сферах. Также важно проведение курсов в рамках получения профессионального образования для специалистов органов и организаций, оказывающих помощь и предоставляющих услуги людям, нуждающимся в АДК.

Необходимо системное, в соответствии с требованиями федеральных законов

и стандартов, обучение использованию АДК сотрудников образовательных организаций, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организаций социального обслуживания для детей и совершеннолетних граждан, а также лиц из ближайшего окружения людей, нуждающихся в АДК (Томаселло, 2011; Крейдлин, 2002; Минобрнауки РФ, 2014).

Достижение целей Концепции невозможно без дополнительной проработки вопросов регулирования обеспечения и использования инвалидами (в том числе детьми) технических средств реабилитации (ТСР), являющихся одновременно средствами АДК. Важно включить средства АДК в перечень средств, необходимых для абилитации и реабилитации, в том числе инициировать включение высокотехнологичных средств АДК в перечень ТСР, предоставляемых лицам с инвалидностью за счет средств федерального бюджета.

Реализацию мероприятий настоящей Концепции, ее финансовое обеспечение, проведение работ по подготовке методических материалов, проектов типовых документов, моделей межведомственного взаимодействия при организации использования систем АДК и сопровождения пользователей АДК, а также анализ и внедрение уже имеющихся

методических материалов по АДК планируется осуществлять в том числе в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда».

Реализация положений Концепции позволит в перспективе не только системно внедрить и применять АДК в деятельность различных органов и организаций, но и повысит качество жизни лиц, нуждающихся в АДК.

Цель и приоритетные задачи Концепции

Целью настоящей Концепции является определение основных принципов и разработка механизмов создания на межведомственной основе системы АДК. Долгосрочная цель: повышение качества жизни пользователей АДК.

Социальный эффект: достижение социальной адаптации и интеграции, максимальной инклюзии, самостоятельности и независимости лиц, нуждающихся в АДК.

Достижение цели настоящей Концепции связано с решением следующих задач:

• совершенствование правового обеспечения системы АДК;

• определение порядка и механизмов межведомственного взаимодействия между участниками системы АДК;

• определение и развитие организационной инфраструктуры для применения АДК

на территории Российской Федерации в соответствии со стандартами в сфере образования, нормативно-правовым регулированием в сфере реабилитации и абилитации инвалидов;

• ресурсное обеспечение развития системы АДК;

• научно-методическая поддержка развития и внедрения АДК с учетом лучшего отечественного и зарубежного опыта;

• проведение информационно-просветительской кампании по АДК в субъектах Российской Федерации;

• мониторинг внедрения и оценка эффективности применения АДК

в организациях, специалисты которых обучают пользователей АДК, предоставляют им услуги и оказывают помощь;

• оценка коммуникативной доступности среды для лиц, нуждающихся в АДК.

Для решения задачи обеспечения научно-методической поддержки развития и внедрения АДК с учетом лучшего отечественного и зарубежного опыта необходимы:

• обеспечение единообразия, преемственности, индивидуального подхода к использованию методов, систем, практик применения АДК в отношении представителей целевой группы с учетом их возрастных особенностей, создание реестра систем и практик применения АДК;

• разработка методических рекомендаций по применению АДК (систематизация технологий и средств АДК, оценка нуждаемости, выбор средств АДК, выбор методов, приемов обучения пользованию средствами АДК, применение АДК для решения жизненных задач с учетом возрастных особенностей пользователя АДК, понимание пользователя АДК другими людьми);

• описание специфики услуг в сфере АДК;

• разработка принципов и технологий обеспечения коммуникативной доступности среды для представителей целевой группы, в том числе технологий взаимодействия

с гражданами, нуждающимися в АДК, лиц, не обученных АДК.

Для решения задачи по совершенствованию правового обеспечения развития системы АДК требуется:

• определить порядок определения нуждаемости гражданина в АДК;

• определить порядок ведения реестра лиц, признанных в установленном порядке нуждающимися в АДК;

• установить гарантии для обеспечения обучения лиц, нуждающихся

в АДК, использованию АДК, и требования к обучению;

• установить гарантии прав граждан на взаимодействие с органами государственной власти, местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности

одной из ключевых задач является разработка и принятие нормативных правовых актов по вопросам развития системы адк в российской федерации

и ведомственной принадлежности с учетом их нуждаемости в АДК и определить требования к взаимодействию с лицами, нуждающимися в АДК, и обеспечения коммуникативной доступности среды для них;

• включить услуги по обучению лиц, нуждающихся в АДК, использованию АДК, а также обучению взаимодействию

с лицами, не обученными АДК, в стандарты оказания услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в стандарты оказания услуг по ранней помощи детям и их семьям;

• установить возможность выражения воли лицами, нуждающимися в АДК, посредством АДК в случае совершения ими юридически значимых действий и требований к выражению воли

посредством АДК, предусмотреть услуги специалиста по АДК при необходимости подтверждения содержания воли гражданина, выражаемой с помощью АДК, в том числе в органах государственной власти, местного самоуправления, в уполномоченных организациях, в судах, при совершении нотариальных действий;

• включить требование об обучении взаимодействию с пользователями АДК в профстандарты и квалификационные требования специалистов органов государственной власти и местного самоуправления, непосредственно оказывающих услуги населению, полиции, образовательных, реабилитационных, медицинских организаций, организаций социального обслуживания.

Для решения задачи определения порядка и механизмов межведомственного взаимодействия между участниками, субъектами системы АДК требуются:

разработка и совершенствование механизмов своевременного выявления людей, нуждающихся в альтернативной и дополнительной коммуникации; взаимодействие центров психолого-педагогической, социальной помощи, организаций социального обслуживания, медицинских организаций, государственных учреждений медико-социальной экспертизы, образовательных организаций в целях обеспечения представителей целевой группы комплексом необходимых услуг АДК; создание реестра лиц, признанных

в установленном порядке нуждающимися в АДК, обеспечение его использования для реализации прав лиц, нуждающихся в АДК.

Для решения задачи определения и развития организационной инфраструктуры для широкого применения АДК в субъектах Российской Федерации требуются:

• создание ресурсных центров, аккумулирующих опыт использования АДК и методически сопровождающих специалистов;

• включение в госзадание функции методического сопровождения, консультирования по использованию АДК специалистами имеющихся ресурсных центров, созданных на федеральном

и региональном уровне при различных министерствах, по направлениям помощи инвалидам и широчайшему диапазону пользователей, в том числе целевым группам Концепции;

• создание реестра или реестров организаций, оказывающих услуги АДК,

в том числе по подбору и предоставлению средств АДК, сопровождению лиц, нуждающихся в АДК (при совершении юридически значимых действий и др.).

Для решения задачи ресурсного обеспечения развития системы АДК предлагаются:

• введение соответствующей дисциплины в высшей школе на уровне бакалавриата, специалитета, магистратуры при подготовке профильных специалистов, специалистов помогающих профессий,

а также в соответствующих программах переподготовки и повышения квалификации;

• создание системы подготовки квалифицированных специалистов в сфере АДК:

а) специалистов, владеющих навыками использования систем АДК и обучающих представителей целевой группы, как детей, так и взрослых, пользованию АДК;

б) экспертов, обучающих специалистов применению АДК;

в) экспертов по системам, средствам

и ассистивным технологиям АДК в научно-практической сфере;

• повышение уровня квалификации специалистов и экспертов, предоставляющих услуги по внедрению и обучению АДК;

• разработка и внедрение курсов по обучению взаимодействию с гражданами с учетом их нуждаемости в АДК;

• определение перечня ассистивных технологий альтернативной

и дополнительной коммуникации для реализации пользователями АДК своих коммуникативных потребностей;

• определение объемов средств, необходимых для обеспечения пользователей

АДК ассистивными технологиями альтернативной и дополнительной коммуникации. Источники средств: федеральный бюджет, а также бюджеты субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и внебюджетных фондов РФ: Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования РФ и Пенсионного фонда РФ;

• внесение изменений в государственную программу Российской Федерации «Доступная среда» с целью формирования подпрограммы мер финансового

обеспечения пользователей АДК ассистивными технологиями альтернативной и дополнительной коммуникации, коммуникативной доступности среды для лиц, нуждающихся в АДК;

• обеспечение пользователей АДК необходимыми ассистивными технологиями альтернативной

и дополнительной коммуникации (производство и иные механизмы);

• обеспечение мер финансовой доступности средств АДК для представителей целевой группы.

Для решения задачи проведения информационно-просветительской кампании по АДК в субъектах Российской Федерации предлагаются:

• информирование работников социальной сферы об АДК для обеспечения возможностей ее применения

в профильных организациях;

• информирование людей, нуждающихся

в АДК, и лиц из их ближайшего окружения об инструментарии и применении АДК в повседневной жизни;

• информирование органов власти, местного самоуправления об АДК для обеспечения возможностей ее применения в подведомственных организациях;

• информирование широкой общественности об АДК и ее применении в условиях повседневной жизни.

Для решения задачи мониторинга, внедрения и оценки эффективности применения АДК в организациях, специалисты которых обучают пользователей АДК, предоставляют им услуги и оказывают помощь, предлагаются:

• разработка предложений по внесению изменений в имеющийся статистический инструментарий для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации настоящей Концепции;

• разработка моделей оценки качества и критериев оценки эффективности предоставления услуг АДК.

Для решения задачи оценки обеспечения коммуникативной доступности среды для лиц, нуждающихся в АДК, предлагаются:

• организация и проведение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мониторинга коммуникативной доступности среды для лиц, нуждающихся в АДК, и выявление барьеров, возникающих при обучении, оказании услуг, помощи людям, нуждающимся в АДК;

• выявление лучших практик применения АДК.

Ценности и принципы использования АДК

Система АДК основывается на следующих ценностях и принципах.

1. Достоинство личности пользователя АДК

Внедрение и использование АДК должны строиться на безусловном уважении и признании ценности личности пользователя АДК. Применение систем АДК должно основываться на возможностях личности и адаптироваться к ее потребностям.

Мнение пользователя АДК обладает равнозначной ценностью, он является обязательным участником обсуждений, его мнение учитывается при принятии решений.

Пользователь АДК и его ближайшее окружение должны быть включены в процесс принятия решений на всех этапах его жизни.

Следуя принципу мультимодальности, пользователь АДК должен иметь возможность общаться любым удобным для него способом, выбирать средство, способ коммуникации

в зависимости от контекста, возможностей и предпочтений.

2. Право на коммуникацию

Пользователь АДК имеет такие же права на коммуникацию, как и люди, использующие устную речь. Он имеет право на информацию и выражение мнения, выбор собеседника, доступ к средствам коммуникации, быть создателем и распространителем информации, участвует в принятии решений во всех сферах своей жизни.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пользователь АДК имеет права и свободы человека и гражданина наравне с другими гражданами. Их реализация не может

быть ограничена отсутствием доступной коммуникативной среды. С помощью АДК пользователь АДК выражает свою волю в доступной для него форме.

Специалисты ранней помощи, образовательных организаций, организаций реабилитации и абилитации, организаций медицинской реабилитации используют АДК как часть единой стратегии, направленной на повышение коммуникативного потенциала и компетенций в случае, если есть риски или уже имеющиеся ограничения в области общения и использования речи, в том числе при работе с людьми с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее - ТМНР) и для поддержки ранней коммуникации (в раннем возрасте ребенка).

3. Признание индивидуальности и уникальности

При оценке, подборе средств и технологий АДК признаются различия между людьми, уважается частная жизнь, а также опыт, предпочтения и потребности людей, нуждающихся в АДК, и лиц из их ближайшего окружения.

Персональная система АДК адаптируется к потребностям пользователя АДК, меняется

является определение основных принципов и разработка механизмов создания на межведомственной основе системы АДК

0202010031019000230002

по мере появления у него новых интересов, возможностей, обстоятельств.

4. Компетентность и этичность работы специалистов

Специалисты обладают широким спектром знаний и компетенций в области АДК, что позволяет им индивидуализировать работу, применять различные технологии, опираться на исследования, подтвержденные количественным и качественным анализом и этическими принципами.

Специалисты развивают и поддерживают должный уровень собственной компетентности за счет регулярного обучения, супервизий, интервизий и т. д. Они берут на себя обязательства по снижению рисков причинения вреда и минимизации последствий при его возникновении в результате чьего-либо действия или бездействия.

Специалист должен предложить систему АДК, которая соответствует возможностям пользователя, максимально удобным и быстрым способом решает коммуникативные задачи, способствует развитию жизненных, коммуникативных и языковых компетенций.

5. Доступность и функциональность

Средство коммуникации должно быть всегда доступно пользователю. Система и способы коммуникации должны применяться в повседневной жизни. Обучение АДК должно быть ориентировано на ежедневное и постоянное использование.

6. Поддержка и солидарность

Система АДК, которую использует человек, должна способствовать его беспрепятственному взаимодействию с другими людьми во всех сферах жизни и в любой среде.

Сферы применения АДК

АДК должна использоваться во всех жизненных ситуациях, которые предполагают взаимодействие и коммуникацию между людьми, если хотя бы у одного из них

имеются ограничения в использовании речи и коммуникации. Условия для использования АДК должны предоставляться как в личной, так и в общественных сферах жизни, независимо от возраста, состояния здоровья, места жительства, места пребывания, условий проживания (дома, в квартирах группового и индивидуального сопровождаемого проживания, стационарных организациях социального обслуживания и др.) нуждающегося в АДК человека.

При оказании услуг по ранней помощи детям и их семьям в части поддержки ранней коммуникации с ребенком, испытывающим трудности с речью, учреждения и сервисы этой системы (как государственные, так и негосударственные) должны выстраивать работу в сотрудничестве с лицами из ближайшего окружения ребенка, повышать их компетентность в области взаимодействия и коммуникации с ребенком с использованием средств АДК, в том числе для применения в естественных жизненных ситуациях, а также обучать специалистов АДК, работающих с такими семьями.

АДК является необходимым инструментом при получении лицом, испытывающим существенные трудности в коммуникации и использовании речи, услуг по другим основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов. АДК позволяет установить контакт и наладить общение между таким человеком и специалистом по реабилитации. Навыками использования АДК в объеме, определяемом профессиональными задачами, должны владеть все специалисты реабилитационных учреждений и сервисов (государственных и негосударственных). Реабилитационные учреждения и сервисы могут выступать площадками по обучению АДК.

После достижения возраста 3 лет ребенок переходит из организации, оказывающей услуги по ранней помощи, в образовательную организацию, которая также должна обеспечить ему возможности использования АДК. АДК является специальным условием получения образования людьми, испытывающими существенные трудности в коммуникации и использовании речи, независимо от

уровня образования, формы обучения, типа образовательной организации. АДК позволяет улучшить взаимопонимание между участниками учебного процесса, предоставить обучающий материал в доступной форме, объективно оценить уровень знаний, создать условия для освоения обучающимся образовательной программы. Учреждения этой системы должны работать в сотрудничестве с лицами из ближайшего окружения человека, испытывающего существенные трудности в коммуникации и использовании речи, повышая их компетентность в области использования АДК, а также обучать специалистов АДК.

Право человека на труд не зависит от уровня владения речью. Человеку, испытывающему трудности в коммуникации и использовании речи, применение АДК позволит найти себя на рынке труда

и получить услуги по социальной занятости.

Должна быть обеспечена возможность использования АДК во всех жизненных ситуациях, в том числе при обращении:

• в организации сферы здравоохранения, социального обслуживания населения, образования, труда и занятости;

• в органы охраны правопорядка

и обеспечения общественной безопасности;

• в органы, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния, многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг;

• в органы системы нотариата;

• в организации физической культуры и спорта;

• в организации социальной, инженерной, транспортной, информационной инфраструктуры;

• в общественные и религиозные организации;

• в другие органы и организации.

внедрение и использование АДК должны строиться на безусловном уважении и признании ценности личности пользователя АДК

Сотрудники организаций указанных сфер должны владеть базовыми представлениями о видах и способах коммуникации и общения с человеком, имеющим существенные ограничения в области коммуникации и использовании речи.

Подготовка специалистов по АДК

1. Подготовка специалистов в области АДК должна быть включена в образовательные программы всех ступеней профессионального образования:

• введение соответствующих дисциплин в высшей школе на уровне бакалавриата, специалитета, магистратуры при подготовке профильных специалистов (владеющих компетенциями по обучению использованию АДК), специалистов помогающих профессий, а также в программах переподготовки и повышения квалификации: учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов начального и дошкольного образования, социальных педагогов, специалистов социальной работы, специалистов по комплексной реабилитации, тьюторов, врачей общей практики, социальных работников, педагогов-психологов в образовании, психологов в медицинской и социальной сфере и др. (специалистов, владеющих компетенциями по использованию АДК и/или владеющих компетенциями по обучению использованию АДК); в содержании программы дисциплины должны быть раскрыты закономерности коммуникативного развития, способы организации использования средств АДК, технологий, отвечающих ценностям и принципам АДК, с обязательной организацией практик и стажировок

обучающихся в учреждениях и организациях, практикующих применение АДК на регулярной основе, в том числе на основе сетевого взаимодействия;

• образовательный процесс должен быть обеспечен научно-методической литературой и техническими средствами АДК;

• преподаватели дисциплины должны знать теоретические основы и технологии использования АДК, владеть практическими навыками в области использования АДК.

2. Введение в программы подготовки специалистов сферы услуг на уровне профессионального образования обязательного предмета «Организация обслуживания лиц

с ОВЗ и инвалидностью», включающего тематический блок АДК.

3. Организация просветительской работы со специалистами непрофильных направлений подготовки и с обществом в целом: внедрение в практику профессионального образования пропедевтических (ознакомительных) курсов по АДК для обучающихся на непрофильных направлениях подготовки, обеспечивающих широкую осведомленность о АДК и готовность взаимодействовать с человеком,

не использующим речь.

4. Создание условий для формирования экспертного сообщества специалистов

в области АДК.

5. Создание региональных ресурсных центров по АДК для поддержки специалистов и непосредственных пользователей АДК,

а также для просвещения населения и развития технологий АДК.

6. Создание цифровой ресурсной методической площадки.

Теоретико-методологические основы применения АДК

Речь человека есть деятельность, исторически сложившаяся форма общения людей, включающая процессы порождения и восприятия, сообщения для целей

общения, регуляции и контроля собственной деятельности. Ключевым условием речевой деятельности является взаимодействие между субъектами, один из которых формирует речевое высказывание, а другой воспринимает его (Выготский Л. С., Ахутина Т. В., Жинкин Н.И., Лисина М. И. и др.).

Речь, как вербальная, так и невербальная, осуществляется по правилам языка на основе использования определенных знаков языка (Выготский Л. С., Леонтьев А. Н., Жинкин Н. И. и др.). Невербальные средства человеческого поведения возникают в младенчестве и используются в дальнейшем в ситуациях коммуникативного взаимодействия, дополняя речь или ее заменяя (Зимняя И. А., Солнцев С. М., Крейдлин Г Е., Салмина Л. Г., Томаселло М., С. фон Течнер и др.).

В дальнейшем, согласно общей теории коммуникации, невербальные средства человеческого поведения широко пользуются в ситуациях коммуникативного взаимодействия на протяжении всей жизни человека (Крейдлин Г. Е., Лотман Ю. М.). Таким образом, в культуру речевой деятельности одинаково вписаны вербальная и невербальная коммуникация. Большое значение при этом приобретает мультимодальность - согласованное использование разных средств в общении. Она особенно важна для детей и взрослых, не использующих устную речь либо испытывающих существенные затруднения в ее применении. Степень участия таких людей в социальной жизни зависит от того, насколько своевременно им оказана коррекционно-обучающая помощь, насколько корректно и эффективно выбраны методические подходы и средства АДК. При обучении человека АДК основополагающим является принцип учета онтогенетического хода развития, следование закономерностям развития речи и общения ребенка. В связи с этим мы можем утверждать, что применение средств АДК как в процессе коррекционно-обучающей помощи, так и при непосредственном пользовании ими в жизни, как и обращение к невербальным средствам коммуникации и их применение в целом, заложены в генезис человеческого развития.

Оказание комплексной помощи людям, детям и взрослым, чьи способности не позволяют им использовать при общении вербальную речь, и дальнейшее развитие исследований в данной области обосновывается отечественными и зарубежными научными разработками в:

• теории речевой деятельности, определяющей обусловленность языка как системы знаков, которые одновременно служат как средством общения, так

и орудием мысли (Выготский Л. С., Исенина Е. И., Леонтьев А. Н. и др.);

• положениях современной психолингвистики и семиотики, определяющих

уровни развития языка, онтогенез использования разных языковых средств, невербальных и вербальных (Жинкин Н. И., Крейдлин Г Е., Лотман Ю. М., Солнцев С. М., Томаселло М., Исенина Е. И. и др.);

• понятии о зонах

актуального и ближайшего развития и теории развивающего обучения (Выготский Л. С., Давыдов В. В., Эльконин Д. Б. и др.);

• ведущей роли общения в развитии и организованном взаимодействии (Божович Л. И., Лисина М. И., Мухина В. С. и др.);

• личностно-ориентированном, деятельностном и индивидуально-дифференцированном подходах (Мухина В. С., Якиманская И. С., Селевко Г. К. и др.);

• современных принципах и технологиях (фон Течнер С., Хаустов А. В., Форст Б. и др.).

Ожидаемые результаты

В соответствии с целями, задачами и направлениями реализации настоящей

человеку, испытывающему трудности в коммуникации и использовании речи, применение адк позволит найти себя на рынке труда и получить услуги по социальной занятости

Концепции будет сформировано нормативно-правовое, научно-методическое, материально-техническое, кадровое обеспечение развития системы альтернативной и дополнительной коммуникации в Российской Федерации.

Предполагаемые основные результаты реализации настоящей Концепции: • обеспечение условий для использования АДК как в личной, так и общественных (социальной, экономической, политической и духовной) сферах жизни людей, нуждающихся в АДК, и расширение возможностей для реализации ими своих прав и законных интересов;

• рост количества людей,

использующих АДК для общения и взаимодействия с теми, кто не использует речь либо испытывает существенные затруднения в ее применении;

• рост поддержки обществом использования АДК людьми, имеющими

нарушения коммуникации (общения) и речи;

повышение качества услуг в сфере АДК.

Список источников

Ахутина, Т. В. (2012). Порождение речи: нейролингвистический анализ синтаксиса (4-е изд.). Москва: URSS.

Выготский, Л. С. (2016). Мышление и речь: психологические исследования. Москва: Издательство «Национальное образование». Давыдов, В. В. (2005). Деятельностная теория мышления. Москва: Научный мир.

Исенина, Е. И. (н. д.). Теория и методика развития речи у детей. Дословесный период (2-е изд.). Москва: Юрайт. Жинкин, Н. И. (2009). Психолингвистика. Москва: Лабиринт. Зимняя, И. А., Мазаева, И. А., Лаптева, М. Д. (2020). Коммуникативная компетентность, речевая деятельность, вербальное общение. Москва: Аспект Пресс.

Ковригина, Л. В. (2011). Онтогенез и дизонтогенез речевого развития: учебно-методический комплекс. Новосибирск: Издательство НГПУ Леонтьев, А. Н. (2019). Язык, речь, речевая деятельность. Москва: Ленанд.

Лисина, М. И. (1986). Проблемы онтогенеза общения. Москва: Педагогика. Лисина, М. И. (1997). Общение, личность и психика ребенка. Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК.

Лисина, М. И. (2009). Формирование личности ребенка в общении. Санкт-Петербург: Питер.

Лотман, Ю. М. (2002). Статьи по семиотике культуры и искусства. Санкт-Петербург: Акад. проект.

Мухина, В. С. (1999). Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество (4-е изд.). Москва: Издательский центр «Академия». ISBN 5-7695-0408-0.

Крейдлин, Г. Е. (2002). Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. Москва: НЛО.

Минтруд РФ. (2023). Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-дефектолог» (Приказ Минтруда РФ от 13.03.2023, № 136н). https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/2617 (дата обращения 30.08.2024).

Минобрнауки РФ. (2014). Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1598). http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001201502060025 (дата обращения 30.08.2024).

Реформатский, А. А. (2004). Введение в языковедение: Учебник для вузов (6-е изд.). Москва: Аспект Пресс.

Рузская, А. Г (2000). Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Психология дошкольника: хрестоматия. Москва: Академия.

Салмина, Н. Г. (1988). Знак и символ в обучении. Москва: Издательство МГУ Солнцев, В. М. (1977). Язык как системно-структурное образование (2-е изд.). Москва: Наука.

Томаселло, М. (2011). Истоки человеческого общения. Москва: Языки славянских культур.

Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов». (2012). https://base.garant.ru/70170066/ (дата обращения 30.08.2024).

Фон Течнер, С., Мартинсен, Х. (2015). Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра. Москва. Теревинф. ISBN 978-5-4212-231-8.

Фрост, Л., Бонди, Э. (2011). Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов. Москва. Теревинф. ISBN978-5-4212-0026-0.

Concept of Development of Alternative and Augmentative Communication (AAC) System in the Russian Federation for the Period up to 2030

The team of authors

Anna L. BITOVA,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Chairman of the Board of Center for Curative Pedagogy, member of the working group under the Council of the Ministry of Education of the Russian Federation on issues of education and psychological-pedagogical assistance to individuals with severe multiple developmental disorders. 17B, Stroiteley Str., 119311, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Marina V. PEREVERZEVA,

PhD in Pedagogy, Senior Researcher at the Institute of Correctional Pedagogy, member of the working group under the Council of the Ministry of Education of the Russian Federation on issues of education and psychological-pedagogical assistance to individuals with severe multiple developmental disorders. 8/1, Pogodinskaya Str., 119121, Moscow, Russian Federation. SPIN: 8185-0123; AuthorlD: 808349. E-mail: [email protected]

Irina N. TEKOTSKAYA,

Speech therapist, program coordinator of the "Caritas" Social School, President of the Association of Individuals Using Alternative and Augmentative Communication. 8/18, 7-N, Rimsky-Korsakov Str., 190068, St. Petersburg, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Olga V. KARANEVSKAYA,

PhD in Pedagogy, Associate Professor at the Institute of Special Education and Psychology of the Moscow City Pedagogical University. 92-329, Altufievskoe Hwy., 127349, Moscow, Russian Federation. SPIN: 6659-6725; AuthorID: 337804. E-mail: [email protected]

Olga R. LOTOSH,

Director of the "Caritas" Social School. 8/18, 7-N, Rimsky-Korsakov Str., 190068, St. Petersburg, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Andrey M. TSAREV,

Director of the Center for Curative Pedagogy and Differentiated Learning, member of the working group under the Council of the Ministry of Education of the Russian Federation on issues of education and psychological-pedagogical assistance to individuals with severe multiple developmental disorders. 56, Yan Rainis Str., 180002, Pskov, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Anastasia V. RYAZANOVA,

Psychologist, Director of the Center "Communication Space". apt. 1, bld. 6, 18/20, Bolshaya Pochtovaya Str., 105082, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Anna V. CHISTOKHINA,

PhD in Biology, Associate Professor of the Department of General and Social Pedagogy at Siberian Federal University, expert of the "Old Age in Joy" Charitable Foundation, member of the inclusive education working group at the Ministry of Education of the

Krasnoyarsk region. apt. 128, 21, Karl Marx Str., Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation. SPIN: 7370-2529; AuthorID: 8825. E-mail: [email protected]

Olga A. POPOVA,

Director of the "My Planet" ANO and the Institute of Applied Behavior Analysis and Psychological-Social Technologies, member of the "Autism-Regions" Association. 44/1, off. 6, Vernadsky Ave., 119454, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Evgenia A. ORACHEVSKAYA,

Director of the Center for Support of People with Developmental Disabilities and Their Families "Harmony" ANO. 19A, Fokina Str., 241050, Bryansk, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Tamara N. ISAEVA,

PhD in Pedagogy, Associate Professor at the Institute of Childhood at Moscow Pedagogical University, member of the working group under the Council of the Ministry of Education of the Russian Federation on issues of education and psychological-pedagogical assistance to individuals with severe multiple developmental disorders. apt. 423, 4, Tikhaya Str., 109387, Moscow, Russian Federation. SPIN: 3918-6258; AuthorID: 985341. E-mail: [email protected]

Anna M. PAYKOVA,

Psychologist, member of the Expert-Methodological Council of the Center for Curative Pedagogy. 17B, Stroiteley Str., 119311, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Alexander E. BOROVYKH,

Director of the Strategy Department at the "Downside Up" Charitable Foundation. E-mail: [email protected]

Ruslan R. VYALITOV,

Psychologist, specialist at the "Communication Space" ANO. apt. 67, 21/1, Orekhovy Blvd., 115563, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Irina V. MOISEEVA,

Psychologist of the Resource Center "Yaseneva Polyana". 6, Aivazovskogo Str., 117593, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Elena Yu. ZABLOTSKIS,

Lawyer of the Center for Curative Pedagogy". 17B, Stroiteley Str., 119311, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Ilmira R. KISH,

Lawyer of the Center for Curative Pedagogy. 17B, Stroiteley Str., 119311, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Anna V. LEBED,

Lawyer of the Center for Curative Pedagogy. 17B, Stroiteley Str., 119311, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]

ABSTRACT

_| The presented Concept of Development of Alternative and Augmentative Communication (AAC) System in the Russian Federation is based on the need

to provide a wide range of conditions for the use of AAC by citizens, children and adults, who have speech difficulties or limitations in using speech. These conditions are determined by legislative, organizational, methodological, personnel, and material-technical levels. Achieving the goals, tasks, and implementing the outlined directions of this Concept are possible through comprehensive interdepartmental cooperation between government bodies, society, and social environment organizations. Only under these circumstances are the opportunities for the realization of the rights and legitimate interests of AAC users expanded, their quality of life is ensured as a long-term goal of all activities.

The Concept provides a definition of AAC, sequentially presents the main concepts of AAC as a significant guide in organizing the scientific and practical activities of specialists and individuals involved in addressing issues in this field, defines the values and principles of using AAC as respecting the natural human need to be heard. Individuals experiencing significant communication difficulties and difficulties in using speech should be provided with conditions for using AAC in both personal and public (social, economic, political, and spiritual) spheres of life, regardless of age, health status, place of residence, location, and living conditions. An important condition for the development of the AAC system is the training of specialists with competencies in teaching the use of AAC. Relevant disciplines should be introduced into the educational programs of all levels of professional education, the development of which is based on scientifically substantiated theoretical and methodological foundations and best practices.

The implementation of the Concept of Development of Alternative and Augmentative Communication system will help to resolve the existing contradiction between the high significance of using AAC to ensure the realization of the rights and needs of children and adults who do not use or have limited speech, and significant deficits in various areas of providing AAC use.

communication, speech, Alternative and Augmentative Communication (AAC), Concept, quality of life, rights realization, interdepartmental cooperation

KEY WORDS

THE CITATION REFERENCE

Bitova A. L., Pereverzeva M. V., Tekotskaya I. N. et al. Concept of Development of Alternative and Augmentative Communication (AAC) System in the Russian Federation for the Period up to 2030. Educational Policy, (2024), 3(99), 50-67. DOI:10.22394/2078-838X-2024-3-50-67

Received: 08.2024 Accepted: 08.2024 Date of publication: 10.2024

This is an open access article distributed under the terms of the Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 (CC BY-NC-ND 4.0)

Человек должен уметь сказать то, что он хочет, и так, как может

Ирина Леонидовна СОЛОВЬЕВА

к. пед. н., доцент департамента социально-психологических технологий и коррекционно-развивающих методик Института психологии и комплексной реабилитации МГПУ

(119261, РФ, Москва, ул. Панферова, 8/2).

E-mail: [email protected]

Профессор Иван Афанасьевич Соколянский по праву считается выдающимся отечественным дефектологом и основоположником советской педагогики слепоглухих.

С раннего детства И. А. Соколянский познакомился и «сроднился» с глухонемыми людьми. Его нянькой была глухая девочка-подросток, благодаря которой он научился общаться с другими глухими жителями станицы. Глухонемые дети стали его близкими товарищами. Он разговаривал с ними совершенно свободно, с помощью кратких, но выразительных жестов.

Еще в 1910 году Соколянский выступил с докладом «Об обучении слепоглухих детей» на Всероссийском съезде деятелей по воспитанию и обучению глухонемых в Москве. Во время военных экспедиций в Турцию, Персию и Афганистан Иван Афанасьевич общался с местными глухими жителями. Они служили ему самыми лучшими переводчиками для его слышащих соратников.

Иван Афанасьевич Соколянский был учителем глухих и по образованию, и по призванию. При этом он столкнулся с огромными проблемами в обучении их словесной речи. Для преодоления этих трудностей им было организовано «натаскивание» слепоглухих по новым методикам.

Сегодня опыт И. А. Соколянского крайне актуален и востребован. Профессор изменил традицию обучения глухих и доказал, что совместное образование глухих и слепоглухих детей открывает большие возможности. Этот опыт позволяет использовать современные системы, замещающие естественный язык (методика Е. Л. Гончаровой, Л. В. Пашенцевой и др.), и включать каждого ребенка в совместно-разделенную деятельность со взрослым. В этом случае овладение детьми с сенсорными нарушениями функциональными значениями окружающих предметов является необходимым условием реального познания ими вещественного внешнего мира и служит средством развития познавательной деятельности, в частности формирования сенсорных процессов.

Сенсомоторное воспитание слепого или глухого ребенка, осуществляемое преимущественно в ходе овладения им предметно-практической деятельностью, образует фундамент его умственного развития. В этом случае совместно-разделенная деятельность является пропедевтической базой будущей предметно-практической деятельности.

Взрослый, постоянно применяя жест, упреждает соответствующие предметные действия ребенка, что служит началом его знакомства с жестом. Затем ребенку дают представление о смысловых аналогах жестов -первых коротких словах в дактильной или письменной форме - и таким образом вводят его в словесную коммуникацию со взрослыми. Далее у ребенка в процессе общения и при изучении им языка как предмета последовательно формируется грамматический строй речи, идет усвоение лексики.

Например: 1. Читай. Вова едет. Вот Вова. Вова едет.

2. Покажи: Вот Вова.

3. Скажи: Кто это? Что делает Вова? Читай.

Птица летит.

Покажи:

Птица летит.

Самолет летит.

Современная ситуация требует создания технологий формирования альтернативных коммуникаций: от карточек РЕ^ к драматизации, потом - к естественным жестам, далее - к русскому жестовому языку. В частности, такая технология необходима людям, находящимся на реабилитации после резекции гортани.

Главное правило альтернативной коммуникации можно сформулировать так: «Человек должен уметь сказать то, что он хочет, так и с той скоростью, с которой он может». Наша задача - создать для обучающихся с ТМНР условия, в которых будет формироваться индивидуальная способность адекватно отвечать на невербальные аспекты межличностного общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.