Научная статья на тему 'Концепция развития одаренности детей дошкольного возраста в творческой самореализации'

Концепция развития одаренности детей дошкольного возраста в творческой самореализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1571
391
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОМЕРНОСТИ / ПРИНЦИПЫ / РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / REGULARITIES / PRINCIPLES / APTNESS DEVELOPMENT / SELFREALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емельянова Ирина Евгеньевна

Раскрыта концепция развития одаренности детей дошкольного возраста в творческой самореализации через обоснование закономерностей в психолого-педагогических принципах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conception of Preschool Children's Aptness Developing in Creative Self-Realization

The conception of preschool children's development in creative self-realization is revealed in the article through the regularities in the psychological and pedagogical principles.

Текст научной работы на тему «Концепция развития одаренности детей дошкольного возраста в творческой самореализации»

УДК 372.3 ББК 74.100.55

Емельянова Ирина Евгеньевна

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра педагогики и психологии детства Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Emelyanova Irina Evgenievna Candidate of Pedagogics,

Assistant Professor

Department of Pedagogics and Psychology of the Faculty of Preschool Education

Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

Концепция развития одаренности детей дошкольного возраста в творческой самореализации Conception of Preschool Children’s Aptness Developing in Creative Self-Realization

Раскрыта концепция развития одаренности детей дошкольного возраста в творческой самореализации через обоснование закономерностей в психологопедагогических принципах.

The conception of preschool children’s development in creative self-realization is revealed in the article through the regularities in the psychological and pedagogical principles.

Ключевые слова: Закономерности, принципы, развитие одаренности, самореализация.

Key words: regularities, principles, aptness development, self- realization.

Концептуальные положения предполагают выявление закономерностей и

принципов развития одаренности в творческой самореализации детей дошкольного возраста. Анализ социально-образовательного пространства педагогической стратегии развития одаренных детей позволил нам определиться с методологической основой: социокультурный подход в образовании ребенка-дошкольника; феноменологический подход в рассмотрении феномена одаренности; синергетический подход, обеспечивающий самореализацию одаренной личности в творческой деятельности; аксиологический подход в рассмотрении основ самореализации одаренной личности; теория личностно ориентированного подхода в дошкольном образовании; креативно-деятельностный подход в образовании одаренных детей дошкольного возраста. Обозначенные методологические подходы определили основные закономерности и принципы развития

одаренности детей дошкольного возраста в творческом образовательном пространстве. Духовно-творческую самореализацию дошкольника мы понимаем как процесс реализации детьми в микросоциуме актуальных и потенциальных способностей, в результате чего средствами творческой деятельности личность изменяет и преобразовывает себя с ориентацией на нравственные ценности общества в конкретный исторический период, что в будущем обеспечит способность устанавливать контакт со своим внутренним критерием «т Бе», позволяющем выбрать свой единственно верный жизненный путь. Ядро концепции исследования одаренности детей дошкольного возраста как фактора духовнотворческой самореализации ребенка состоит из совокупности следующих закономерностей и соответствующих им принципов:

1. Развитие одаренности ребенка обеспечивается своевременным раскрытием творческих потенциалов (принципы индивидуализации и дифференциро-ванности в сензитивных периодах развития, скачкообразного развития (Давыдов), непрерывности развития, принцип противоречивости в развитии личностных потенциалов, принцип «креативных вспышек» в ходе развития творческого потенциала).

2. Актуализация развития одаренности ребенка в духовно-творческой деятельности создает возможности для появления духовно-творческого продукта как фактора самореализации в социуме (принципы природосообразности, духовно-нравственных переживаний и открытости, проективности в духовнотворческих замыслах и деятельности, целостности «Я-образа»).

3. Развитие одаренности детей дошкольного возраста осуществляется с учетом нравственных ценностей общества, обеспечивая духовно-творческую самореализацию ребёнка в социуме (ценностно-мотивационной (смысловой) направленности самореализации, полусубъектности, созидательности (или созидательной направленности взаимодействия), культуросообразности, гуманизма).

4. Одаренность ребенка дошкольного возраста напрямую зависит от организации образовательного творческого пространства ДОУ (принципы эмпати-

ческого и субъект-субъектного взаимодействия, средового воздействия и взаимодействия, принцип сочетания и реорганизации природных потенциалов и качеств ребенка под воздействием условий жизнедеятельности).

5. Одаренность ребенка дошкольного возраста напрямую зависит от творческого саморазвития педагогов ДОУ, их компетентности в области организации творческого образовательного пространства (культурно-деятельностный принцип, принцип сотрудничества педагога с детьми).

Рассмотрим педагогические принципы развития одаренности детей дошкольного возраста и их реализацию в дошкольном образовании.

Принципы природосообразности, индивидуализации и дифференциации в сензитивные периоды развития личности при поддержке одаренности детей дошкольного возраста означает отношение к ребенку как к части природы, что предполагает его воспитание в единстве и согласии с природой ребенка. Каждый возраст представляет собой качественно определенную ступень психического развития человека. Вместе с тем само детство имеет соответствующую периодизацию, в которой выделяются сензитивные периоды развития. На каждой возрастной ступени мы находим центральное новообразование. Л.С. Выготский под новообразованием понимал новый тип деятельности ребенка, характеризующий данный возраст и новый тип его личности, и те психологические изменения, которые впервые возникают в определенном возрасте. Природа закладывает в каждого ребенка определенные потенциалы одаренности и потенциалы эти проявляются в одаренных детях нередко нарушая сензитивные периоды развития. Те ранние признаки одаренности, по которым взрослые обычно судят о потенциале детей, опрежающих в психическом развитии своих сверстников, оказываются недостаточными для предвидения таланта. Главная задача состоит в том, чтобы увидеть, разглядеть и поддержать те индивидуальные способности одаренного ребенка, которые обеспечат, при определенных обстоятельствах жизни, его духовно-творческую самореализацию. Здесь принцип индивидуализации и дифференциации играет важную роль. В современной педагогике развитие дифференциации в образовании обусловлено также и

стремлением общества к использованию потенциальных возможностей каждого его члена, что сопряжено с выявлением и максимальным развитием природных задатков и способностей одаренных детей. Индивидуализация образования учитывает индивидуальные различия детей, уровень их способностей. Принцип индивидуализации, проявляющийся в том, что источник возникновения, развития и обогащения множества возможностей проявления одаренности в творческой самореализации надо искать в явлениях индивидуализации, которая в основе имеет:

- типичный, характерный только для данного ребенка способ решения жизненных или творческих задач в сочетании с неповторимостью решений;

- индивидуальный подход к распредмечиванию отечественной и мировой культуры;

- интеграцию и некоторое неповторимое образование природных и общественных качеств личности;

- индивидуальную модель проявления одаренности.

Природосообразность дошкольного образования осуществляется в соответствии с законами развития детского организма, учитывает особенности физического развития, состояние его здоровья, создает условия для удовлетворения его доминантных потребностей: в движении, игровой деятельности, познании, общении с людьми и природой, в творчестве, обеспечивает адекватную преемственность этапов детского развития. Современные научные представления позволяют рассматривать развитие живого организма как развертывание, раскрытие изначально имеющихся свойств через реализацию в реальных условиях творческой среды наследственной программы. Опора на принцип индивидуализации и дифференциации в сензитивные периоды развития личности при поддержке одаренности детей дошкольного возраста в творческой самореализации обеспечит своевременное раскрытие потенциалов, заложенных в ребенке.

Принцип сочетания и реорганизации природных потенциалов и качеств ребенка под воздействием условий жизнедеятельности, средового воздействия и взаимодействия предполагает, что природные предпосылки к одаренно-

сти испытывают на себе воздействие социальных условий, жизнедеятельности индивида. Вместе с тем природные характеристики определяют диапазон развития одаренности. Он может быть как довольно узким, так и очень широким (в отношении содержательной стороны типа мотивов, направленности поведения). Признав важное значение для психического развития ребенка его общечеловеческих и индивидуальных особенностей, а также ход их развития в онтогенезе, необходимо подчеркнуть, что эти особенности представляют собой лишь условия, необходимые предпосылки, а не движущие причины формирования человеческой психики. Для формирования специфически человеческих психических качеств, таких как логическое мышление, творческое воображение, волевая регуляция действий требуются определенные социальные условия жизни и воспитания. [1, 127]. Природные особенности индивида указывают на известные приделы возможного и невозможного в его развитии (например, в плане работоспособности ребенка, его скоростных особенностей, избирательности в творчестве и т.д.) и количественную характеристику вероятности реализации различных возможностей под воздействием творческого образовательного пространства. В. М Степанов определяет образовательное развивающее пространство как специально смоделированное место и условия, обеспечивающие разнообразные варианты выбора оптимальной траектории развития и взросления личности в социокультурном пространстве [2, 24]. Л.С. Выготский считал, что нельзя рассматривать среду и личность отдельно, так как это является одной из величайших помех для теоретического и практического изучения детского развития, а именно: неправильное решение проблемы среды и ее роли в динамике возраста. По его мнению, роль среды состоит в том, что она по-своему преломляет и направляет и всякое раздражение, действующее извне к человеку, и всякую реакцию, идущую от человека вовне [3, 58]. Ученый говорит о необходимости учитывать изменения в самой среде и в развитии человека для изучения механизмов воздействия среды на личность. В поддержке одаренности условия жизнедеятельности ребенка грают важную роль, несмотря на то, что одаренный ребенок захвачен приоритетной деятельностью, одухотворен ею и ему не всегда важна комфортность

среды, пространства, в котором он реализует свои способности. Жизнетворчест-во здесь выступает как творение образа «Я» в физическом, психоэмоциональном, интеллектуальном, духовном, нравственном плане, как достижение гармонии с самим собой и другими людьми.

Принцип скачкообразного и непрерывного развития одаренности в духовно-творческой самореализации ребенка - принцип, объясняющий механизм развития личности. Л.С. Выготский, анализируя личность ребенка, делает вывод о том, что ее развитие происходит по спирали и скачкообразно, тем самым обеспечивается постоянный прогресс в развитии определенной личности, в том числе и одаренности. Л.С. Выготский определяет развитие как «непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся в первую очередь непрестанным возникновением и образованием нового, не бывшего на прежних ступенях. Применительно к развитию одаренности ребенка дошкольного возраста «уровень потенциального развития» - тот, который может достичь ребенок при создании определенных условий. Психологический механизм развития одаренности ребенка в творческом образовательном пространстве мы связываем с зоной ближайшего развития, посильной помощи взрослого в организации творческой жизнедеятельности. Как уже было отмечено выше, способность ребенка к творческому саморазвитию наиболее интенсивно формируется в дошкольном детстве. Ребенок появляется на свет, уже обладая определенными потенциалами, с «готовностью воспринять мир» и «способностью приобретать человеческие способности». Ребенок-дошкольник в процессе восприятия окружающего мира одновременно организует свои психические функции, активно обследует свое окружение, сам ищет впечатления, необходимые ему как «питательный материал» для развития. Жизнь в дошкольном детстве, по мысли М. Монтессо-ри, соответствует состоянию «психического эмбриона», а ребенок в этот период подобен «сухой губке», впитывающей влагу. Данный принцип предполагает, что, с одной стороны, все дети в дошкольном возрасте имеют возможности к дарованию, а с другой - скрытые дарования ребенка можно развернуть за счет созданного творческого образовательного пространства. Непрерывность разви-

тия одаренности в творческой самореализации обеспечивается неудержимой познавательной активностью одаренных детей и организации зоны ближайшего развития компетентными значимыми взрослыми. В реализации данного принципа важно учитывать статус ребенка как субъекта духовно-творческой деятельности, именно субъектность способствует появлению качественных изменений как в психическом, так и в духовном становлении личности. Субъект-субъектные отношения Детства со Взрослым Сообществом мы рассмотрим в рамках исследования «коллективной субъектности» в работах А.В. Брушлин-ского и его последователей. Таким образом, коллективный субъект в отношениях «Детства» и «Взрослого Сообщества» нами понимается как совместная (духовно-творческая) жизнедеятельность детско-взрослой группы людей, выполняющих совместную созидательную деятельность на высшем уровне своей активности через определенный способ самоорганизации, саморегуляции, согласования внешних и внутренних условий осуществления деятельности во времени, а также способностей, возможностей и ограничений личности по отношению к объективным и субъективным целям, притязаниям и задачам деятельности.

Принцип гуманизма обеспечивает каждому ребенку право на признание его в обществе как личности, как человека, являющегося высшей ценностью, уважение к его персоне, достоинству, защита его прав на свободу и развитие. Данный принцип гарантирует развитие одаренности дошкольника в духе миролюбия и милосердия, уважение достоинства и прав других людей, бережное отношение к природе, всему живому, способность решать конфликты без использования открытых и жестких форм принуждения. Одаренность ребенка рассматривается как национальная и личностная ценность, обеспечивающая самореализацию растущей личности в обществе, как стартовый капитал общества, который обеспечит его благосостояние. Принцип гуманизма обеспечивает воспитание гражданственности, включая обучение основным жизненным навыкам, которые формируют в маленьком гражданине свободу и ответственность за свое поведение в обществе.

Личностный принцип реализуется в творческом образовательном пространстве и выражается в следующих положениях:

- дошкольное образование - это начальная ступень образования, обеспечивающая становление одаренности личности ребенка, обретение им себя, своего образа «Я», неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала;

- дошкольное образование должно создавать условия для того, чтобы каждый ребенок мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные способности, свои мотивы, интересы, социальные установки, мог бы в процессе воспитания и развития самосовершенствоваться как личность на основе постоянно развивающихся склонностей и творческих способностей;

- дошкольное образование как система должно гарантировать комфортность каждому ребенку, создавать условия для мотивации успешности, постоянного продвижения вперед творческого потенциала ребенка в самореализации;

- дошкольное образование как система должно обеспечивать личностную значимость образования для каждого ребенка, создать для него личностный смысл в поступках и образе жизни, что позволит заложить механизм самореализации, саморазвития, самозащиты и самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного индивидуума, диалогичного и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией;

- дошкольное образование как система должно формировать в личности ребенка его человекообразующую функцию, суть которой состоит в сохранении и воспитании экологии человека, его телесного и духовного здоровья, смысла жизни, личной свободы, нравственности. Для этого дошкольное образование должно заложить в личность механизмы понимания, взаимопонимания, общения, сотрудничества в творческом преобразовании окружающего мира [4].

Культурно ориентированный принцип, который реализует в дошкольном образовательном процессе обобщенные, целостные представления о мире, о месте в нем человека. «Предмет познания ребенка - вся окружающая его действительность, его нечто целое. Но кругозор ребенка ограничен и в расширении этого кругозора и состоит развитие ребенка», который обеспечивает сохране-

ние, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Реализация данного принципа ориентирует образование на воспитание в человеке культуры. Необходимым условием этого принципа является интеграция дошкольного образования в культуру и, наоборот, культуры - в образование. Для этого дошкольное образование должно заложить в него механизм культурной идентификации - установление духовной взаимопомощи между ребенком и своим народом, переживание чувства принадлежности к национальной культуре, принятие в качестве своих ее ценностей, построение самореализации, создание продуктов творчества с учетом национальных ценностей.

Принцип деятельностно-ориентированный предполагает развитие и воспитание личности дошкольника как субъекта собственной жизнедеятельности, открывающий рефлекторный мир собственного «я» и умеющий управлять им. С этих позиций дошкольное образование должно включать в творческие процессы элементы самоконтроля и самооценки, которые необходимы ребенку для строительства и развития творческой личности, построения Я-концепции творческой самореализации.

Креативно-деятельностный принцип, который обеспечивает в дошкольной образовательной системе предметно-практическую направленность: у дошкольников должны быть сформированы способы и приемы творческой и познавательной деятельности. Дошкольников надо учить самостоятельно ставить цели и организовывать свою творческую и созидательную деятельность для получения творческого образовательного продукта. Обучение творческой деятельности предполагает то, что каждый ребенок, чтобы обрести себя как творческая личность, должен научиться выстраивать свой мир, овладевать творческими способами решения творческих задач, а значит и жизненных проблем.

Принцип творческого развития личности дошкольника - один из принципов образования, обеспечивающий одинаковые или сходные достижения личности сочетанием различных способностей, различных мотиваций и интересов. В нашем понимании творчество - это высшее проявление человеческой деятельности, направленной на преобразование действительности, создание но-

вых, социально значимых ценностей. Развитие творческих сил, способностей и дарований, формирование творческого потенциала дошкольников является важнейшей целью дошкольного образования, одной из основных задач которых стоит в разработке и использовании таких методов, форм и средств творческой деятельности, которые способствуют развитию креативного характера мыслительной и художественной деятельности дошкольников. Развитие творческих способностей предопределяют его дальнейшую творческую самореализацию.

Принцип «креативных вспышек» (от лат.: сверкать молнией), описывающий возникновение нового, новых системных свойств в ходе эволюции (Кондрад Лоренц). Данный принцип предполагает, что творческое образовательное пространство дошкольного учреждения может влиять на неожиданные творческие успехи и открытия одаренного ребенка, который в самореализации часто может выдавать неожиданные для взрослых решения и, проявляя творчество, удивлять своими «способностями не по возрасту». Мы соглашаемся с Л.В. Трубайчук, которая подчеркивает, что главной чертой творческой личности является творческая активность, проявляющаяся в смелости, в постановке проблем и нестандартного решения жизненных и познавательных задач, в упорстве при доведении дела до конца и творческом саморазвитии и самореализации на основе нравственных критериев. При этом личность сливается со своим духовным состоянием [4].

Ценностный принцип предполагает общение и сотрудничество с каждым ребенком как с наивысшей ценностью в жизни. Реализация данного принципа обеспечивает возрождение духовного и физического здоровья дошкольников, создание комфортных условий, ситуаций творческого успеха при каждом взаимодействии с ребенком. Ценностный принцип предполагает ориентацию в учебно-воспитательном процессе на общечеловеческие ценности: познавательные, духовные, нравственные, эстетические, экономические, коммуникативные и другие.

Принцип нравственных переживаний и открытости позволяет моделировать качества творческой личности с опорой на духовность. Духовность

как способность переводить универсум внешнего бытия во внутреннюю вселенную личности на созидательной основе. Взаимная сопряженность развития светлого и темного в душе по мнению В.В. Зеньковского загадочна именно тем, что искушения и соблазны сопровождают все ступени духовного развития, что по мере нашего духовного развития они становятся все тоньше и незаметнее, что возможность падения не оставляет людей даже на вершине добродетели. Человек может возвышаться посредством чистого разума, и его величие заключается в искусстве быть творцом самого себя, в самоконструировании «Я - концепции». В этой связи нравственные переживания и открытость рефлексии и миру рассматриваем как силу, созидающую и улучшающую жизнь в мире, что лежит в основании общественно-нравственной работы.

Принцип проективности в духовно-творческих замыслах и деятельности рассматривается как основа саморазвития и самореализации человека, обращения к высшим ценностным инстанциям конструирования личности. Мы склонны рассматривать творчество как элемент духовности, а творческую деятельность как элемент духовной жизни и самореализации в ней. Для нашего исследования существенно понимание и того, что духовность предполагает творчество, но не всегда творчество основывается на духовности. Духовное всегда связывается с выходом за пределы эгоистических интересов, предполагает, что цели и смысложизненные ориентиры человека укоренены в системе надындивидуальных ценностей. В связи с выше изложенным, мы выдвигаем принцип проективности в духовно-творческих замыслах и деятельности как непрекра-щающийся поиск собственного «Я», самых высших переживаний, форм правильного поведения, мудрости (знания, понимания жизненных явлений), форм творческой самореализации.

Принцип средового воздействия и взаимодействия определяет необходимость вовлечения ребенка в жизнь ДОУ и общества, вызывающий у них радостное чувство успеха, движения вперед, развитие; основным становится взаимодействие педагога и ребенка в продвижении к определенным целям, совпадающими с запросами общества на гражданина отечества.

Ппринцип эмпатического и субъект-субъектного взаимодействия в образовательном пространстве ориентирует отношениях «Детства» и «Взрослого Сообщества» на совместную (духовно-творческая) жизнедеятельность детско-взрослой группы, выполняющие совместную созидательную деятельность на высшем уровне своей активности через определенный способ самоорганизации, саморегуляции, согласования внешних и внутренних условий осуществления деятельности во времени, а также способностей, возможностей и ограничений личности по отношению к объективным и субъективным целям, притязаниям и задачам деятельности. Субъект-субъектными взаимоотношения становятся в активности, целостности (системности), автономности, ответственности каждого из участников в совместной жизнедеятельности с целью создания как коллективного, так и индивидуального творческого продукта в твор-чески-игровой деятельности.

Таким образом, идея педагогической стратегии развития детской одаренности как фактора духовно-творческой самореализации дошкольников заключается в следующем - рассмотрение дошкольного образования как фундаментальной основы для полноценной жизнедеятельности дошкольника и его дальнейшей созидательной самореализации. При этом личность ребенка дошкольного возраста рассматривается как развивающийся социокультурный феномен, нуждающаяся в постоянной поддержке и развитии потенциалов и задатков, которые значительно проявляются в данном возрасте и накладывают отпечаток на всю дальнейшую жизнедеятельность. Творческие потенциальные возможности, природные качества ребенка дошкольного возраста развиваются лишь в результате целенаправленной поддержки одаренности через создание творческого образовательного пространства ДОУ и личностного взаимодействия, направленного на развитие духовно-творческих качеств личности. К старшему дошкольному возрасту психофизиологические, психические и личностные достижения развития, относительная автономность и самостоятельность ребенка в поведении, решении элементарных бытовых проблем, организации доступной деятельности (игровой, художественной, познавательной), характер взаимодейст-

вия со сверстниками и взрослыми свидетельствует о становлении творческой активности, которая может способствовать развитию одаренности в духовнотворческой самореализации.

Библиографический список

1. Бурменская, Г.В Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Ред.-сост. к. психол. н. Г.В. Бурменская/ Учебное пособие. Изд. 2-е, расш. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005, 656 с.

2. Корнетов, Б.Г. Педагогическая среда: потенциал и проектирование/ Б.Г. Корнетов/ Школьные технологи, №3, 2006 г.

3. Чумичёва, Р.М. Ребенок в мире культуры [Текст] /Р.М. Чумичёва. - Ставрополь: Ставрополь сервисшкола , 1998. - 558 с.

4. Трубайчук, Л.В. Педагогическая технология развития одаренности детей дошкольного возраста: монография/ под ред. Л.В. Трубайчук. - Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2009. - 188 с.

Bibliography

1. Burmenskaya, G.V. Child Psychology Reader: From Infant to Teenager / Editor and Compiler Candidate of Psychol. G.V. Burmenskaya/ Study Guide 2nd Ed., Enl. - M.: Moscow Psy-chological-and-Social Institute, 2005. - 656 p.

2. Chumicheva, R. M. A Child in the World of Culture [Text] / R.M. Chumicheva. - Stavropol: Stavropol Service School, 1998. - 558 p.

3Kornetov, B.G. Pedagogical Environment: Potential and Projection / B.G. Kornetov // School Technologies. - № 3. - 2006.

4. Trubaychuk, L.V. Pedagogical Technology of Preschool Children’s Creative Skills Development: Monograph / Edited by L.V. Trubaychuk. - Chelyabinsk: IIUMC of “Obrazovanie”, 2009. - 188 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.