Научная статья на тему 'Педагогическая стратегия и тактика развития одаренности детей дошкольного возраста в духовно-творческой самореализации'

Педагогическая стратегия и тактика развития одаренности детей дошкольного возраста в духовно-творческой самореализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
775
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / ТАКТИКА / ОДАРЕННОСТЬ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / КОНЦЕПЦИЯ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / STRATEGY / TACTICS / CREATIVE SKILLS / SELF-REALIZATION / CONCEPT / METHODOLOGICAL APPROACHES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емельянова Ирина Евгеньевна

В статье поднимается вопрос о стратегии и тактике развития одаренности детей дошкольного возраста как фактор духовно-творческой самореализации в социуме. Определены концептуальные положения исследования и обозначена методологическая основа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategy and tactics of the preschool children's creative skills developing in their creative self-realization and self-realization of their inner world

The problem of strategy and tactics of the preschool children's creative skills developing as a factor of self-realization of their inner world and creativity in the society is brought up in the article. The conceptual provisions of the research are defined and the methodological bases are disclosed.

Текст научной работы на тему «Педагогическая стратегия и тактика развития одаренности детей дошкольного возраста в духовно-творческой самореализации»

УДК 372.3 ББК 74.100.55

Емельянова Ирина Евгеньевна

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра педагогики и психологии детства Челябинский государственный педагогический университет Emelyanova Irina Evgenievna Candidate of Pedagogics Department of Pedagogics and Psychology of the Faculty of Preschool Education

Chelyabinsk State Pedagogical University Педагогическая стратегия и тактика развития одаренности детей дошкольного возраста в духовно-творческой самореализации Strategy and Tactics of the Preschool Children’s Creative Skills Developing in Their Creative Self-Realization and Self-Realization of Their Inner World В статье поднимается вопрос о стратегии и тактике развития одаренности детей дошкольного возраста как фактор духовно-творческой самореализации в социуме. Определены концептуальные положения исследования и обозначена методологическая основа.

The problem of strategy and tactics of the preschool children’s creative skills developing as a factor of self-realization of their inner world and creativity in the society is brought up in the article. The conceptual provisions of the research are defined and the methodological bases are disclosed.

Ключевые слова: стратегия, тактика, одаренность, самореализация, концепция, методологические подходы.

Key words: strategy, tactics, creative skills, self-realization, concept, methodological approaches.

Динамика современного общества определяет потребность в творчески одаренных людях. Исходя из запроса и ценностных потребностей общества формулируется цель духовно-творческого развития одаренной личности - это развитие у личности способности к самостоятельному выбору нравственных ценностей, создание творческого поля для творческого саморазвития и самореализации, направленность на рефлексию нравственных критериев, творческого процесса и продукта, основанных на гуманистических идеалах. Суть педагогической стратегии заключается в определении принципов развития одаренности дошкольников как фактора духовно-творческой самореализации, следуя которым возможно определить тактику духовно-творческой деятельности личности. Духовно-творческую самореализацию дошкольника мы понимаем как процесс реализации детьми в микросоциуме актуальных и потенциальных способ-

ностей, в результате чего средствами творческой деятельности личность изменяет и преобразовывает себя с ориентацией на нравственные ценности общества в конкретный исторический период, что в будущем обеспечит способность устанавливать контакт со своим внутренним критерием «т Бе», позволяющем выбрать свой единственно верный жизненный путь.

Рассмотрим понятия стратегии и тактики и их взаимосвязь. Задачей стратегии является эффективное использование наличных ресурсов для достижения основной цели. Стратегия, как способ действий, становится необходимой в ситуации, когда для прямого достижения основной цели недостаточно наличных ресурсов. Стратегия (др.-греч. отрат^а, «искусство полководца») — общий, недетализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели, являющейся неопределённой и главной для управленца на данный момент, в дальнейшем корректируемой под изменившиеся условия существования управленца-стратега [2, 421]. Стратегия относится к области практической деятельности и проявляется только в практике, поэтому о стратегии говорят, как об искусстве, в котором стратегия, как знание, является в роли инструмента, а стратег в роли творца. Стратегия достигает основной цели через решение промежуточных тактических задач по оси «ресурсы-цель». Разница между стратегией и тактикой проявляется во временных интервалах, которыми оперирует изучаемый процесс. Эффективностью базовой стратегии являются исследования и экспертные оценки. Здесь для нас не так важно понимание того, что жизнеспособность и эффективность базовой стратегии во многом предопределяет успешность всей деятельности и всех подчиненных ей стратегий. Педагогическая тактика представляет собой конкретные способы взаимодействия в деятельности, отбираемые для осуществления конкретной цели, метода, приема. В данном отношении возможно некоторое смешение понятий, если речь заходит о «методах, стимулирующих интерес, мотивацию субъектов образования к деятельности, теме», не указывая, имеются ли ввиду методы, которые особо подходят для этого, или тактика, которая может использоваться как компонент различных методов. Пе-

дагогические упражнения представляют собой фактическую деятельность и события, которые происходят при реализации конкретной тактики или ряда тактических приемов для активизации потенциалов ребенка в какой-либо деятельности. Педагогическая стратегия - высший уровень перспективной теоретической разработки главных направлений образовательной деятельности (Д.Г. Ле-витес, Л.В. Трубайчук, О.А. Шигарева, Е.А. Ямбург и др.). В образовательной практике педагогическая стратегия реализуется в способности субъектов образовательного пространства проникать в сущность явлений, устанавливать причинно-следственные связи, планировать с учетом далеко идущих прогнозов образовательного процесса, грамотно определять цели и задачи, создавать условия, способствующие раскрытию потенциалов воспитанников в педагогическом взаимодействии, сотрудничестве, сотворчестве. Важно, что системообразующим элементом стратегии становятся не цели, а выводы из анализа социальнообразовательной ситуации, определяющие стратегии, что отражено в рис. 1.

Рис. 1. Системообразующий элемент стратегии и тактики Обращаясь к выводам, сделанным по анализу социально-образовательного заказа российского общества, можно констатировать следующее: доктрина признаёт образование приоритетной сферой развития страны, поэтому необходимо создание максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральный институт развития образования города Москвы в 2007 году разработали Концепцию организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе, где наиболее актуальными задачами образовательной политики России являются повышение интеллектуальной готовности, творческого и нравственного развития детей дошкольного возраста при поступлении в школу; Закон «Об образовании» Российской Федерации,

«Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года», подпрограмма «Одаренные дети» в Федеральной образовательной программе «Дети России» также ориентируют отечественный образовательный процесс на развитие творческой личности, имеющей не только глубокие и прочные знания, но способной решать задачи нового века на высоком уровне. Таким образом, педагогическую стратегию развития одаренности как фактора духовно-творческой самореализации можно трактовать как целевой ориентир образовательной системы для создания организационно-педагогических условий, способствующих реализации тактики неогуманистической направленности [1], отражающей развитие духовно-творческих потенциалов личности в дошкольном детстве. На всех стадиях своего развития личность выступает в качестве субъекта общения и деятельности, решая при этом познавательные, эмоциональные, ценностные, творческие, коммуникативные и др. задачи. Образование служит при этом механизмом духовно-творческой самореализации. Исходя из выше изложенного, можно предположить, что стратегии и тактики выполняют функцию регулирования и развития образовательного процесса. В содержательном отношении для стратегии характерны следующие формы: 1) синтез образовательной парадигмы и практики в современных социокультурных условиях с учетом социального заказа; 2) всесторонний план достижения образовательных целей на основе разработанной методологической базы исследования и обоснованных принципов педагогической концепции; 3) система диагностично поставленных задач, способствующих качественным изменениям в личности и индивидуальности одаренного ребенка с учетом его психофизиологических особенностей; 4) тенденции развития образовательной среды в соответствии с поставленными целями, совокупностью методологических ориентиров и ограничений, которые определяют тактику развития одаренности и духовно-творческой самореализации детей дошкольного возраста. Тактический уровень развития одаренности в духовно-творческой самореализации детей дошкольного возраста позволяет обеспечить выбор ценностных ориентаций жизнедеятельности, логику принципов образовательного процесса в развитии одаренности детей, систему методов и приемов духовно-творческой самореализации одарен-

ных детей, способов возникновения личностного духовно-творческого продукта, управления процессом решения образовательных задач и организация творческого образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения.

Так, на социально-педагогическом уровне образовательная стратегия выступает как форма реализации процесса развития одаренности детей дошкольного возраста, обеспечивающего реализацию личностных потенциалов в духовно-творческом личностном продукте, приобретая опыт самореализации в созидательной деятельности. На каждом возрастном этапе ребенок осваивает и применяет стратегии ценностного отношения к взаимодействию с миром, и именно эти стратегические ориентиры будут служить его аксиологической парадигмой жизнедеятельности. На данном уровне образовательная стратегия выступает как цель, ценность, содержание и предполагаемый результат духовнотворческой самореализации одаренных детей. На индивидуально-личностном уровне стратегия и тактика рассматриваются как способы развития одаренных детей в духовно-творческой самореализации как субъектов образования. На научно-методическом уровне стратегия реализуется в тактике воспроизведения педагогических принципов концепции через методы и приемы развития одаренных детей в творческом образовательном пространстве МДОУ. На данном уровне реализуется содержательный и методико-технологический аспекты развития одаренности дошкольников в условиях современного дошкольного образования. На теоретико-методологическом уровне педагогическая стратегия изучает методологические подходы и теории развития одаренных детей как фактор их духовно-творческой самореализации в социуме. С философской позиции в стратегии возможно сочетание нескольких подходов. Под методологией понимается учение о принципах построения, формах и способах научного познания [2, 206]. Основания - наиболее общие, фундаментальные положения, определяющие исходные базовые знания рассматриваемой науки. Согласно многоуровневой концепции методологического знания, а также идеи взаимодополняющей комплексной разработки методологических подходов и их иерархической значимости для предмета исследования мы выделяем общенаучную осно-

ву исследования, его теоретико-методологическую стратегию и практикоориентированную тактику [3]. Под методологическим подходом в науковедении понимается «комплекс парадигматических (онтологическая картина, схема и описание объектов), синтагматических (способы, методы доказательства, аргументация, язык описания, объяснения и понимания) и прагматических (цели и ценности, предписания, разрешенные и запрещенные формы употребления синтагмы и парадигмы) структур и механизмов познании, характеризующих конкурирующие между собой (или исторически сменяющие друг друга) стратегии и программы в науке, политике или организации жизнедеятельности человека» [3, 12]. В своем исследовании мы опираемся на идею взаимодополняющей комплексной разработки подходов при исследовании педагогических явлений, рассматривая одаренность дошкольников в творческой самореализации как сложное педагогическое явление. Анализ социально-образовательного пространства педагогической стратегии развития одаренных детей позволил нам определиться с методологической основой:

- социокультурный подход в образовании ребенка-дошкольника;

- феноменологический подход в рассмотрении феномена одаренности;

-синергетический подход, обеспечивающий самореализацию одаренной

личности в творческой деятельности;

- аксиологический подход в рассмотрении основ самореализации одаренной личности;

- теория личностно ориентированного подхода в дошкольном образовании;

- креативно-деятельностный подход в образовании одаренных детей дошкольного возраста.

На основе анализа социально-образовательного заказа российского общества, обоснованной методологической базы исследования одаренности детей дошкольного возраста определим закономерности и принципы развития одаренности детей в духовно-творческой самореализации.

Развитие одаренности ребенка обеспечивается своевременным раскрытием творческих потенциалов (принципы индивидуализации и дифференцированно-

сти в сензитивных периодах развития, скачкообразного развития (В .В. Давыдов), непрерывности развития, средового воздействия и взаимодействия, принцип сочетания и реорганизации природных особенностей и качеств человека под воздействием условий жизнедеятельности, принцип противоречивости в развитии личностных потенциалов, принцип «креативных вспышек» в ходе развития творческого потенциала).

Актуализация развития одаренности ребенка в духовно-творческой деятельности создает возможности для появления духовно-творческого продукта как фактора самореализации в социуме (принципы природосообразности, духовнонравственных переживаний и открытости, проективности в духовно-творческих замыслах и деятельности, веры и стремления к идеалу, целостности «Я-образа»).

Развитие одаренности детей дошкольного возраста осуществляется с учетом нравственных ценностей общества, обеспечивая духовно-творческую самореализацию ребёнка в социуме (принципы эмпатического и субъект-субъектного взаимодействия, толерантности, ценностно-мотивационной (смысловой) направленности самореализации, полусубъектности, созидательности (или созидательной направленности взаимодействия), культуросообразности, гуманизма).

Содержательно-смысловое наполнение педагогической стратегии развития одаренности детей дошкольного возраста как фактора духовно-творческой самореализации осуществляется на основе спроектированной структурнофункциональной модели педагогической концепции, представляющей собой интеграцию мотивационно-рефлексивного, содержательно-процессуального и средового компонентов.

Педагогическая стратегия развития детской одаренности как фактор духовно-творческой самореализации дошкольников реализуется с учетом организационно- педагогических условий:

- педагогическое проектирование одаренной личности дошкольника будет осуществляться в рамках организации педагогически ориентированного творческого пространства ДОУ;

- творческий потенциал ребенка дошкольного возраста как основа одаренности раскрывается через синтез искусств (литература, изобразительное искусство, художественный труд, театр);

- дошкольник - субъект творческой деятельности и создатель личного творческого образовательного продукта;

- творческая деятельность ребенка дошкольного возраста будет носить мотивационно-рефлексивный характер в творческой самореализации;

- творческая деятельность осуществляется в сотворчестве педагога и ребенка на основе нравственных ценностей данного общества;

- открытость развития одаренности для будущей жизнедеятельности ребенка, направленность на ее предвосхищение.

Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем детям проявить свои таланты в духовно-творческой самореализации, подразумевающей реализацию личных потенциалов на основе нравственных ценностей общества для будущей созидательной жизнедеятельности. Раннее выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования, становится одной из приоритетных задач современного образования в России, поскольку от ее решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал государства.

Библиографический список

1. Бабаева, Ю.Д., Лейтес, Н.С., Марютина Т.М. и др. Психология одаренности детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/ Под ред. Н.С. Лей-теса. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 336 с.

2. Большой энциклопедический словарь.- М.:Сов. энцикл., 1980. - 1597 с.

3. Бунеева, Е.В. Научно-методическая стратегия начального языкового образования [Монография]/ Е.В. Бунеева. - М.: Баласс, 2009. - 208 с.

Bibliography

1. Babaeva, Yu.D., Leites, N.S., Maryutina, T.M. Psychology of Children and Teenagers' Talent: Tutorial for Students of High and Higher Pedagogical Educational Establishments / Edited by N.S. Leites. - M.: - “Akademia” Publishing Centre, 2000. - 336 p.

2. Buneeva E.V. Scientific and Methodological Strategy of Language Education: Monograph / E.V. Buneeva. - M.: Balass, 2009. - 208 p.

3. Great Encyclopaedic Dictionary. - M.: Soviet Encyclopaedia, 1980. - 1597 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.