Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ РЕГИОНА (ОПЫТ ВИЛЮЙСКОГО МАКРОРЕГИОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ))'

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ РЕГИОНА (ОПЫТ ВИЛЮЙСКОГО МАКРОРЕГИОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система образования / концепция / макрорегион / сравнительный анализ / векторы развития / стратегическое планирование / education system / concept / macroregion / comparative analysis / development vectors / strategic planning

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Басюк В. С., Габышева Ф. В., Метелкина Ю. С.

Данная статья посвящена опыту разработки концепции развития образования территориальной общности на примере Вилюйского макрорегиона Республики Саха (Якутия). Статья представляет собой результаты совместной работы представителей муниципальных и региональных органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) и экспертов, представленные на Вилюйском образовательном форуме в 2021 году. В статье анализируются программы развития улусов (муниципальных образований), входящих в состав Вилюйского макрорегиона, типологизируются сложности с прописанными в программах развития образования улусов ожидаемыми результатами развития муниципальных систем образования, связанные с разнообразием стратегических целей, задач и ожидаемых результатов развития муниципальных систем образования, определяющих разными временными периодами разработки программ и сроками их реализации, разным пониманием места и роли образования в стратегическом развитии региона. В статье определяются основные векторы модификации системы образования как ресурса регионального развития. Описывается документальная база концепции, определяются принципы ее разработки. Представлены основные положения концепции как стратегического документа целеполагания, прогнозирования, проектирования деятельности муниципальных и межмуниципальных органов исполнительной власти, осуществляющих управление образованием. Описывается опыт разработки концепции развития системы образования как эффективного инструмента развития территории. Подчеркнута важность обеспечения взаимосвязи с уже разработанными и действующими документами стратегического планирования регионального уровня и документами стратегического планирования муниципального уровня всех муниципалитетов, входящих в состав Вилюйского макрорегиона. Представленный в статье опыт разработки концепции развития территориальной системы образования может быть использован при разработке муниципальных, межмуниципальных и региональных стратегических документов в области развития образования, а также при проведении аудита систем образования различного уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Басюк В. С., Габышева Ф. В., Метелкина Ю. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF EDUCATION DEVELOPMENT AS A RESOURCE FOR REGIONAL DEVELOPMENT (EXPERIENCE OF THE VILYUI MACRO-REGION OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA))

This article is devoted to the experience of developing the concept of the development of the formation of a territorial community on the example of the Vilyui macroregion of the Republic of Sakha (Yakutia). The article presents the results of the joint work of representatives of municipal and regional executive authorities of the Republic of Sakha (Yakutia) and experts presented at the Vilyuisk Educational Forum in 2021. The article analyzes the development programs of the uluses (municipalities) that are part of the Vilyui macroregion, typologizes the difficulties with the expected results of the development of municipal education systems prescribed in the uluses' education development programs, associated with a variety of strategic goals, objectives and expected results of the development of municipal education systems, determined by different time periods of program development and the timing of their implementation, different understanding the place and role of education in the strategic development of the region. The article defines the main vectors of the development of the education system as a resource of regional development. The documentary base of the concept is described, the principles of its development are determined. The main provisions of the concept as a strategic document of goal setting, forecasting, and designing the activities of municipal and inter-municipal executive authorities that manage education are presented. The experience of developing the concept of the development of the education system as an effective tool for the development of the territory is described. The importance of ensuring the relationship with the already developed and current documents of strategic planning of the regional, and documents of strategic planning of the municipal level of all municipalities that are part of the Vilyui macroregion was emphasized. The experience presented in the article of developing a concept for the development of the educational system of the territory can be used in the development of municipal, inter-municipal and regional strategic documents in the field of education development, as well as in the audit of educational systems at various levels.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ РЕГИОНА (ОПЫТ ВИЛЮЙСКОГО МАКРОРЕГИОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ))»

СТРАТЕГИЯ И ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 3. С. 7-22. Domestic and foreign pedagogy. 2022. Vol. 1, no. 3. P. 7-22.

Научная статья УДК 37.07

doi: 10.24412/2224-0772-2022-84-7-22

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ РЕГИОНА (ОПЫТ ВИЛЮЙСКОГО МАКРОРЕГИОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ))

Виктор Стефанович Басюк1, Феодосия Васильевна Габышева2, Юлия Сергеевна Метелкина3

1 3 МГУ им. М. В. Ломоносова, РАО, Москва, Россия

2 Постоянный комитет Государственного Собрания

(Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций, Якутск, Россия

3 РАТИ (ГИТИС)

1 bvs050@mail.ru

2 fgabysheva@mail.ru

3 redaktor-kursa@yandex.ru

Аннотация. Данная статья посвящена опыту разработки концепции развития образования территориальной общности на примере Вилюйского макрорегиона Республики Саха (Якутия). Статья представляет собой результаты совместной работы представителей муниципальных и региональных органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) и экспертов, представленные на Вилюйском образовательном форуме в 2021 году. В статье анализируются программы развития улусов (муниципальных образований), входящих в состав Вилюйского макрорегиона, типологизируются сложности с прописанными в программах развития образования улусов ожидаемыми результатами развития муниципальных систем образования, связанные с разнообразием стратегических целей, задач и ожидаемых результатов развития муниципальных систем образования, определяющихся

В. С. Басюк

Ф. В. Габышева

Ю. С. Метелкина

© Басюк В. С., 2022 © Габышева Ф. В., 2022 © Метелкина Ю. С., 2022

разными временными периодами разработки программ и сроками их реализации, разным пониманием места и роли образования в стратегическом развитии региона. В статье определяются основные векторы модификации системы образования как ресурса регионального развития. Описывается документальная база концепции, определяются принципы ее разработки. Представлены основные положения концепции как стратегического документа целеполагания, прогнозирования, проектирования деятельности муниципальных и межмуниципальных органов исполнительной власти, осуществляющих управление образованием. Описывается опыт разработки концепции развития системы образования как эффективного инструмента развития территории. Подчеркнута важность обеспечения взаимосвязи с уже разработанными и действующими документами стратегического планирования регионального уровня и документами стратегического планирования муниципального уровня всех муниципалитетов, входящих в состав Вилюйского макрорегиона. Представленный в статье опыт разработки концепции развития территориальной системы образования может быть использован при разработке муниципальных, межмуниципальных и региональных стратегических документов в области развития образования, а также при проведении аудита систем образования различного уровня.

Ключевые слова: система образования, концепция, макрорегион, сравнительный анализ, векторы развития, стратегическое планирование

Для цитирования: Басюк В. С., Габышева Ф. В., Метелкина Ю. С. Концепция развития образования как ресурс развития региона (опыт Вилюйского макрорегиона Республики Саха (Якутия)) // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 3 (84). С. 7-22. аок 10.24412/2224-0772-2022-84-7-22

Original article

The Concept of Education Development as a Resource For Regional Development (Experience of The Vilyui Macro-Region of The Republic of Sakha (Yakutia))

Victor S. Basyuk1, Feodosiya V. Gabysheva2, Yulia S. Metelkina3

1 3 Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia

2 Standing Committee of the State Assembly (Il Tumen) The Republic of Sakha (Yakutia) for Science, Education, Culture, Mass Media and Public organizations, Yakutsk, Russia

3 RATI (GITIS), Moscow, Russia

1 bvs050@mail.ru

2 fgabysheva@mail.ru

3 redaktor-kursa@yandex.ru

Abstract. This article is devoted to the experience of developing the con-

cept of the development of the formation of a territorial community on the example of the Vilyui macroregion of the Republic of Sakha (Yakutia). The article presents the results of the joint work of representatives of municipal and regional executive authorities of the Republic of Sakha (Yakutia) and experts presented at the Vilyuisk Educational Forum in 2021. The article analyzes the development programs of the uluses (municipalities) that are part of the Vilyui macroregion, typologizes the difficulties with the expected results of the development of municipal education systems prescribed in the uluses' education development programs, associated with a variety of strategic goals, objectives and expected results of the development of municipal education systems, determined by different time periods of program development and the timing of their implementation, different understanding the place and role of education in the strategic development of the region. The article defines the main vectors of the development of the education system as a resource of regional development. The documentary base of the concept is described, the principles of its development are determined. The main provisions of the concept as a strategic document of goal setting, forecasting, and designing the activities of municipal and inter-municipal executive authorities that manage education are presented. The experience of developing the concept of the development of the education system as an effective tool for the development of the territory is described. The importance of ensuring the relationship with the already developed and current documents of strategic planning of the regional, and documents of strategic planning of the municipal level of all municipalities that are part of the Vilyui macroregion was emphasized. The experience presented in the article of developing a concept for the development of the educational system of the territory can be used in the development of municipal, inter-municipal and regional strategic documents in the field of education development, as well as in the audit of educational systems at various levels.

Keywords: education system, concept, macroregion, comparative analysis, development vectors, strategic planning

For citation: Basyuk V. S., Gabysheva F. V., Metelkina Yu. S. The concept of education development as a resource for regional development (experience of the Vilyui macro-region of the Republic of Sakha (Yakutia)). Domestic and Foreign Pedagogy. 2022;1(3):7-22. (In Russ.). https://doi.org/ 10.24412/2224-0772-2022-84-7-22

Концепция развития системы образования территории является стратегическим документом целеполагания, прогнозирования, проектирования деятельности не только органов исполнительной власти, осуществляющих управление образованием, но и всех организаций, деятельность которых напрямую или косвенно связана с организациями

образования на конкретной территории [5; 9; 11; 32]. Следовательно, концепция развития системы образования выступает инструментом эффективного развития территории в целом [1; 2; 4].

В соответствии со Стратегией пространственного развития Российской Федерации до 2025 года «в Российской Федерации сформировалось несколько крупных центров экономического роста, каждый из которых обеспечивает более одного процента суммарного прироста валового регионального продукта субъектов Российской Федерации. В их состав входят 19 крупных городских агломераций, а также 4 минерально-сырьевых центра, которые расположены в Республике Саха (Якутия), Сахалинской области, Ямало-Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе — Югре» [29].

При этом в Стратегии пространственного развития Российской Федерации выделены следующие отрасли перспективной экономической специализации Республики Саха (Якутия) в целом:

• добыча полезных ископаемых;

• лесоводство и лесозаготовки (лесозаготовки);

• обработка древесины и производство изделий из дерева, кроме мебели;

• производство бумаги и бумажных изделий;

• производство кокса и нефтепродуктов;

• производство прочих готовых изделий;

• рыболовство и рыбоводство;

• деятельность в области информации и связи;

• деятельность профессиональная, научная и техническая;

• ремонт и монтаж машин и оборудования (ремонт и техническое обслуживание судов и лодок);

• туризм — деятельность гостиниц и предприятий общественного питания, деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги (деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма).

Значительная часть перечисленных в Стратегии пространственного развития Российской Федерации отраслей перспективной экономической специализации Республики Саха (Якутия) традиционно представлены и активно развиваются в Верхневилюйском, Вилюйском, Сунтарском и Нюрбинском улусах республики, входящих в состав Вилюйского макрорегиона. Их объединяет не только историческая и территориальная общность (расположены рядом, на берегах реки Вилюй), но и социаль-

но-экономическое положение. В них сосредоточены стратегически важные производства и природные ресурсы, сконцентрирован промышленный и человеческий потенциал.

Для решения задач, направленных на развитие Вилюйского макрорегиона, в 2021 году была разработана концепция развития системы образования. Первым этапом ее разработки стал сравнительный анализ муниципальных программ развития систем образования [3; 15], который проводился по следующим показателям:

• сроки действия программ;

• цели программ;

• задачи программ;

• ожидаемые результаты;

• подпрограммы;

• ресурсное обеспечение.

Анализ выявил разнообразие стратегических целей [17; 31], задач и ожидаемых результатов развития муниципальных систем образования, которое в первую очередь связано с разными временными периодами разработки программ и сроками их реализации, с разным пониманием места и роли образования в стратегическом развитии региона [7; 14; 21].

Одна из целей, сформулированных в стратегии развития образования Республики Саха (Якутия),— открытое образовательное пространство, обеспечивающее равные шансы на жизненный успех, конкурентоспособность человека в мировом пространстве. В соответствии с этой целью сформулированы цели муниципальных программ развития образования в улусах (районах) республики.

Стратегическая, территориально ориентированная цель развития системы образования Вилюйского макрорегиона — обеспечение высококвалифицированными конкурентоспособными кадрами в соответствии с актуальными потребностями экономики.

Также в соответствии со стратегическими целями развития Российской Федерации в целом [10; 12; 13] были сформулированы основные векторы развития системы образования Вилюйского макрорегиона.

Вектор создания единого образовательного пространства, направленного на развитие инженерно-технологического образования. Исторические предпосылки реализации инженерно-технологического образования в Вилюйском округе заложены еще в 50-х годах прошлого века народным учителем СССР Михаилом Андреевичем

Алексеевым. Были созданы первые профильные классы, школы физико-математического и технического направления в Верхневилюйском, Нюрбинском, Сунтарском, Вилюйском улусах, политехнический институт в г. Мирном в 1970-1990-х годах.

Фундаментом экономики республики является алмазодобывающая промышленность. В Якутии добывается более 98% алмазов Российской Федерации, доля республики в мировой добыче алмазов составляет 20%. В настоящее время отрасль имеет все возможности для дальнейшего устойчивого развития и финансирования смежных отраслей. Муниципальные районы Вилюйского округа характеризуются наличием значительных запасов и ресурсов твердых полезных ископаемых, что показывает потенциал ресурсов добывающей промышленности и ее существенную, устойчиво возрастающую роль в экономике Дальневосточного региона. Регион нуждается в инженерных кадрах, приводящих к прогрессу и выдвижению республики на лидерские позиции по освоению новых территорий, прокладке дорог, добыче ископаемых, становлению и развитию промышленности.

Государственная политика направлена на развитие интеллектуального потенциала нации [6; 16; 22]. Основные идеи и векторы деятельности отражены в Национальной технологической инициативе Российской Федерации. Наряду с воссозданием сети физико-математических школ данная инициатива ставит перед образованием задачу становления научной школы по естественно-научным и ИКТ-дисциплинам.

Помимо этого, перспективны STEAM и инженерно-технологическое образование, т.к., согласно тенденциям, в ближайшем будущем в экономике страны будут востребованы IT-специалисты, программисты, инженеры, специалисты высокотехнологичных производств. Основной задачей образования на сегодня является подготовка выпускников с фундаментальными знаниями по естественным наукам, инженерии, технологии, готовых применить их в производстве.

Для реализации цели и задач системы образования улусов, входящих в состав Вилюйского макрорегиона, прежде всего необходимо единое информационно-образовательное пространство для обеспечения образования высокого качества и уровня доступности.

Создание единого образовательного пространства предполагает: - разработку и реализацию комплексной программы профориентации на разных уровнях образования, эффективной системы выявления

и поддержки талантливых детей и молодежи в целом и конкретно инженерно-технологического направления;

- развитие движения МогЫБкШв, АШтБкШв;

- активное включение улусов, входящих в состав Вилюйского макрорегиона, в проекты, создающие среду для выявления талантливых детей («Малая академия наук», «Международная Арктическая школа», «Международные интеллектуальные игры», «Одаренный ребенок», «Детские технопарки», «Сириус» и другие);

- создание на территории Вилюйского макрорегиона образовательных организаций практико-ориентированной направленности с интегрированием общего, дополнительного и профессионального образования, с привлечением к их созданию, модернизации и функционированию крупных производственных и бизнес-структур, в том числе через создание и поддержку системы наставничества молодых специалистов — выпускников организаций среднего профессионального образования;

- развитие внутри Вилюйского макрорегиона системы сетевого образования, реализуемого образовательными организациями, входящими в состав макрорегиона улусов, в том числе учреждениями науки, культуры, спорта, а также других социально значимых отраслей экономики, реализация сетевого образования, в том числе посредством применения дистанционных образовательных технологий, центров цифрового образования.

Вектор модернизации образовательной инфраструктуры и цифровизации образовательной среды. Основой для интеграции образовательных систем Вилюйского макрорегиона в единое образовательное пространство в соответствии с современными направлениями развития системы образования Российской Федерации должна стать модернизация образовательной инфраструктуры и цифровизация образовательной среды.

Модернизация инфраструктуры образования и цифровизация образовательной среды предполагают:

- строительство новых объектов образования, а также капитальный ремонт и переоснащение существующих объектов образования в соответствии с современными стандартами, обеспечивающими комфортные условия для обучения и развития с учетом особенностей территории (особая инфраструктура сельских, в том числе малокомплектных, школ) и категорий обучающихся с особыми об-

разовательными потребностями (детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов);

- организацию образовательного процесса в соответствии с цифро-визацией экономики региона и ее отдельных отраслей, целевое оснащение образовательных организаций дошкольного, общего, дополнительного и среднего профессионального образования элементами цифровой образовательной среды и современными учебно-технологическими комплектами и лабораториями в соответствии с отраслевой структурой экономики Вилюйского макрорегиона;

- систематический мониторинг и сравнительный анализ качества образования в улусах, входящих в состав Вилюйского макрорегиона, с помощью цифровых технологий, создание и использование межмуниципальной цифровой базы данных исследований качества образования (как на уровне образовательных организаций, так и на уровне индивидуальных образовательных достижений учащихся — индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося на всех уровнях образования).

Составной частью общегосударственной системы образования являются малокомплектные школы (МКШ), которые составляют 68,9% всех школ.

Проблема сохранения и развития МКШ является одной из важных задач национального проекта «Образование». Это в полной мере относится и Республике Саха (Якутии).

В настоящее время содержание понятия цифровой образовательной среды (ЦОС), как и тесно связанное с ним понятие цифрового образовательного пространства, нельзя признать полностью устоявшимися. Очень часто под цифровой образовательной средой понимается совокупность компьютерных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности. Конкретно, под единым цифровым пространством понимают информационную среду, в которой существует упорядоченная система методов и средств для создания и использования информационных ресурсов. Развитие цифровой образовательной среды осуществляется в рамках каждого субъекта РФ, в том числе в Республике Саха (Якутии).

Главной задачей республиканского проекта по созданию и развитию цифровой образовательной среды является создание условий для ее внедрения к 2024 году. Такая среда обеспечит формирование умений

к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней.

Создание цифровой образовательной среды даст возможность обучать индивидуально каждого ребенка, независимо от места проживания, включая его в образовательное пространство школы. В отличие от изолированного использования цифровых элементов, внедрение цифровой образовательной среды дает возможность персонализации и повышения эффективности учебного процесса в целом.

Вектор образовательной безопасности и здоровьесберегающих технологий. Параллельно с созданием единого образовательного пространства, модернизацией образовательной инфраструктуры и цифровиза-цией образовательной среды необходимо обеспечить всестороннюю безопасность участников образовательного процесса и реализацию здоровьесберегающих технологий. В этом направлении представляется целесообразным:

- создание и реализация комплексной эффективной модели здоро-вьесбережения в организациях дошкольного, общего среднего и дополнительного образования с учетом региональной и территориальной специфики показателей физического развития, заболеваемости детей и подростков, с применением регионально ориентированных здоровьесберегающих технологий;

- создание комплексной системы безопасности (антитеррористической, противопожарной, безопасного подвоза детей к месту обучения) на всех уровнях образования, создание и внедрение системы информационной безопасности в образовательных организациях с вовлечением всех участников образовательного процесса;

- создание и реализация комплексной системы профилактики правонарушений и деструктивного поведения обучающихся в организациях общего и среднего профессионального образования.

Вектор развития системы дошкольного образования. Для реализации вектора развития системы дошкольного образования как первого уровня общего образования необходимо:

- обеспечить доступность дошкольного образования, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, в том числе с ментальными и другими нарушениями;

- создать в дошкольных образовательных организациях Вилюйского макрорегиона условия для развития, воспитания и образования де-

тей с использованием современной инфраструктуры, психолого-педагогической помощи родителям;

- обеспечить возможности раннего развития детей в возрасте до трех лет, комплексную поддержку родителям детей, которые получают дошкольное образование в домашних условиях.

В этой связи в сфере дошкольного образования необходимо:

- активное внедрение услуг психолого-педагогической направленности детям от 0 до 3 лет (с максимальным охватом всего населении, а не только контингента детского сада);

- повсеместное внедрение системы ранней помощи;

- расширение спектра образовательных услуг детям от 1,5 до 3 лет;

- концептуальное изменение в существующей системе воспитания, воспитание лидеров будущего. С ранних лет воспитывать в малышах неразрывную связь с духовными корнями родного народа и других народов России (проекты «Музыка для всех», «Рисуем все», «Шахматы», «Все в спорт», «Изучение иностранных языков»);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- просвещение родителей, открытие консультационных пунктов при детских садах.

Предстоит перестраивать образование начиная с детского сада. Ключевая задача — вместе с родителями укреплять неразрывную связь детей с духовными корнями, культурой народа, семьи.

Вектор развития полилингвального и этнокультурного образования. Поскольку одной из стратегических целей системы образования Республики Саха (Якутия) является сохранение и развитие национального (этнокультурного) образования, а национальный состав и необходимость сохранения этнокультурного образования актуальны для всех улусов, входящих в состав Вилюйского макрорегиона, реализация этого вектора предполагает:

- комплексный научно-педагогический мониторинг различных аспектов национального (этнокультурного), двуязычного и многоязычного образования в улусах, входящих в состав Вилюйского макрорегиона;

- модернизацию существующей системы национального (этнокультурного) образования, в том числе посредством реализации сетевых образовательных технологий, технологий дистанционного образования, обеспечение образовательных организаций разного уровня необходимыми педагогическими кадрами, учебниками и учебно-методическими пособиями.

Вектор кадрового обеспечения системы образования. Реализация целей и задач, стоящих перед муниципальными системами образования улусов, входящих в состав Вилюйского макрорегиона, а также перед Вилюйским макрорегионом, невозможна без обеспечения образовательных систем высококвалифицированными, мотивированными педагогическими кадрами. Анализ состояния систем образования улусов, входящих в состав Вилюйского макрорегиона, фиксирует недостаточное обеспечение образовательных организаций улусов педагогическими кадрами. Реализация этого вектора развития системы образования предполагает:

- создание условий для профессионального развития и всесторонней мотивации учителей, разработку и реализацию системы поддержки и сопровождения молодых педагогических работников;

- реализацию сетевых образовательных программы для ликвидации локальных дефицитов педагогических кадров;

- внедрение целевой модели подготовки педагогических кадров для Вилюйского макрорегиона, в том числе в ведущих педагогических вузах Российской Федерации;

- внедрение гибкой модели переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, предусматривающей индивидуальные образовательные программы повышения квалификации, в том числе переподготовку специалистов из других профессиональных областей посредством магистерских программ педагогических направлений.

Завершающим этапом создания концепции развития образования Вилюйского макрорегиона стала выработка рекомендаций по совершенствованию программно-стратегических документов улусов, входящих в Вилюйский макрорегион (стратегий социально-экономического развития улусов, программ развития систем образования улусов и других программно-стратегических документов) [8; 20; 24; 25]:

- синхронизация программно-стратегических документов (стратегий социально-экономического развития улусов, программ развития систем образования улусов и др.) по срокам, содержанию, основным направлениям и показателям [23];

- разработка общей дорожной карты реализации программно-стратегических документов улусов, входящих в состав Вилюйского макрорегиона [28; 30];

- создание системы целевого обучения в организациях высшего про-

фессионального образования инженерно-технической и педагогической направленности выпускников организаций системы общего образования улусов, входящих в состав Вилюйского макрорегиона, на межмуниципальной основе для обеспечения территории кадрами в соответствии с потребностями региональной экономики [27];

- при наличии возможности — открытие на территории Вилюйского макрорегиона филиала одного из ведущих инженерно-технических вузов Российской Федерации;

- изменение названия «Вилюйский макрорегион»: в Федеральном законе «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ макрорегион рассматривается как часть территории Российской Федерации, которая включает в себя территории двух и более субъектов Российской Федерации, социально-экономические условия в пределах которой требуют выделения отдельных направлений, приоритетов, целей и задач социально-экономического развития при разработке документов стратегического планирования [26]. При этом в Приложении № 2 к Стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2025 года Республика Саха (Якутия) включена в состав Дальневосточного макрорегиона, включающего также Республику Бурятия, Забайкальский край, Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурскую область, Магаданскую область, Сахалинскую область, Еврейскую автономную область, Чукотский автономный округ. Рекомендуется использовать для рассмотрения название «Вилюйская агломерация» [18; 19].

Концепция развития образования Вилюйского макрорегиона была представлена на Вилюйском образовательном форуме, который прошел в Республике Саха (Якутия) в сентябре 2021 г.

Список источников

1. Байдаков С. Л. Системный подход в стратегическом управлении территориальным объектом // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2013. № 2. С. 58-66.

2. Байдаков С. Л. Стратегия развития территории и оценка успешности деятельности органов исполнительной власти [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategi-ya-razvitiya-territorii-i-otsenka-uspeshnosti-deyatelnosti-organov-ispolnitelnoy-vlasti (дата обращения: 31.05. 2022)

3. Будаева К. В., Климанов В. В. Эволюция разработки и содержания документов регионального стратегического планирования в России // Региональная экономика: теория и практика. 2014. Т. 12, № 40. С. 52-63.

4. Бухвальд Е. М. Система стратегического планирования как ключевой инструмент модернизации российской экономики // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. 2014. № 3. С. 10-16.

5. Важенин С. Т., Злоченко А. Р., Татаркин А. И. Конъюнктура конкурентоспособности региона // Регион: экономика и социология. 2004. № 3. С. 23-38.

6. Войтишина М. А., Кистрина Э. И., Локтеева Г. Е. Подходы к организации стратегического планирования в России и за рубежом // Вестник Рязанского государственного университета. 2016. № 2 (51). С. 150-160.

7. Воробьева Ю. П. Выработка концепции развития регионального образования // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human. snauka.ru/2018/02/24817 (дата обращения: 24.01.2022).

8. Довбий И. П., Маковкина С. А., Довбий В. А. Совершенствование методического инструментария стратегического планирования социально-экономического развития территорий (региональный и муниципальный уровни) // Муниципалитет: экономика и управление. 2017. № 2 (19). С. 29-36.

9. Довбий И. П., Калина Е. С., Маковкина С. А. Институциональные и правовые аспекты стратегического планирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях // Вестник Челябинского государственного университета. 2018. № 12 (422). Экономические науки. Вып. 63. С. 88-99.

10. Егоров Е. Г., Егорова И. Е. Стратегическое планирование развития регионов: мировой опыт и постановка задач в Российской Федерации // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 5. С. 2-9.

11. Жихаревич Б. С. Территориальное стратегическое планирование: теория и практика // Регион: экономика и социология. 2013. № 3. С. 303-306.

12. Зубарев Н. Ю., МиролюбоваТ. В., Красильников Д. Г. Современные императивы стратегического планирования в регионах Российской Федерации (на примере субъектов Приволжского федерального округа) // ARS ADMINISTRANDI. 2015. № 4. С. 112-123.

13. Зубаревич Н. В. «Коридор возможностей» и приоритеты регионального развития // Журнал Новой экономической ассоциации. 2011. № 10. С. 153-155.

14. Ильина И. Н., Плисецкий Е. Е., Копыченко Г. С. и др. Оценка качества разработки региональных стратегий развития в России // Региональная экономика: теория и практика. 2016. № 4 (427) С. 178-196.

15. Климанов В., Михайлова А. Синхронизация документов стратегического планирования в регионах и муниципалитетах // Проблемы теории и практики управления. 2015. № 2. С. 24-29.

16. Клименков Г. В. Концептуальные идеи социально-экономического развития региона // Государственное регулирование экономики. Региональный аспект: мат-лы V Междунар. на-уч.-практ. конф. Н. Новгород: ННГУ, 2005. С. 45-59.

17. Клименков Г. В., Широковских Е. Г. Повышение качества жизни населения как критерий благополучия развития субъекта Федерации // Известия Уральского государственного экономического университета. 2010. № 2. С. 88-96

18. Лексин В. Н., Швецов А. Н. Государство и регион. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: Эдиториал УРСС, 2002. 372 с.

19. Лексин В. Н., Швецов А. Н. Общегосударственная система стратегического планирования территориального развития // Труды института системного анализа РАН. 2006. Т. 22. С. 192-212.

20. Маковкина С. А. Формирование института стратегического планирования в Российской Федерации: региональный аспект // Вопросы управления. 2018. № 6 (55). С. 60-66.

21. Маковкина С. А., Ручкин А. В. Стратегическое планирование развития муниципальных образований: опыт зарубежных стран и регионов России // Управленческое консультирование. 2014 № 8 (68). С. 88-99.

22. Митрофанова И. В., Митрофанова И. А., Старокожева Г. И. Актуальные задачи модернизации системы стратегического планирования на региональном уровне // Вестник АГУ. 2016. № 1 (175), С. 43-53.

23. Нуреев Р. М. Регионалистика: резервы институционального подхода // Terra Economicus. 2009. Т. 7, № 2. С. 18-41.

24. Потапов Л. В., Мункодугарова А. Б. Методологические подходы к совершенствованию регионального стратегического планирования // Национальная безопасность и стратегическое планирование. 2015. № 3 (11). С. 11-15.

25. Сангадиева И. Г. Стратегическое управление региональными социально-экономическими

системами // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2005. № 1. С. 56-60.

26. Симаева И. Н., Алимпиева А. В. О разработке стратегий развития образования в регионах РФ // Вестник Института Балтийского региона РГУ им. И. Канта. 2007. № 11. С. 8-14.

27. Симаева И. Н., Шерри Н. С. Стратегические цели и задачи для управления образованием в регионе: теоретический анализ // Вестник Института Балтийского региона РГУ им. И. Канта. 2009. № 1. С. 58-66.

28. Стратегии и программы развития регионов (сравнительный анализ) // Общество и экономика. 2006. № 7/8. С. 269-287.

29. Стратегия пространственного развития РФ на период до 2025 (утверждена распоряжением Правительства РФ № 207-р от 13.02.2019) [Электронный ресурс]. URL: http://static.government. ru/media/files/UVAlqUtT08o60RktoOXl22JjAe7irNxc.pdf (дата обращения: 31.05.2022)

30. Суворова А. В. Трансформация региональной системы стратегического планирования в новых правовых условиях: исследование практики регионов большого Урала // Развитие территориальных социально-экономических систем: вопросы теории и практики. Исследования и разработки молодых ученых в решении актуальных проблем XXI века: сб. науч. ст. XIV междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых. Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2016. С. 104-111.

31. Тургель И. Д., Маковкина C. А. Сравнительный анализ практики стратегического планирования социально-экономического развития в крупнейших городах России // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 6. С. 22-30.

32. Guidelines on the development of open educational resources policies. October 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://www.unesco.de/sites/default/files/2020-01/Guidelines_on_the_ Development_of_0ER_Policies_2019.pdf (дата обращения: 31.05.2022).

References

1. Bajdakov S. L. Sistemnyj podhod v strategicheskom upravlenii territorial'nym ob'ektom // Menedzhment i biznes-administrirovanie. 2013. № 2. S. 58-66. [In Rus].

2. Bajdakov S. L. Strategija razvitija territorii i ocenka uspeshnosti dejatel'nosti organov ispolnitel'noj vlasti [Jelektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategiya-razvitiya-territorii-i-otsenka-uspeshnosti-deyatelnosti-organov-ispolnitelnoy-vlasti (data obrashhenija: 31.05. 2022) [In Rus].

3. Budaeva K V., Klimanov V. V. Jevoljucija razrabotki i soderzhanija dokumentov regional'nogo strategicheskogo planirovanija v Rossii // Regional'naja jekonomika: teorija i praktika. 2014. T. 12, № 40. S. 52-63. [In Rus].

4. Buhval'd E. M. Sistema strategicheskogo planirovanija kak kljuchevoj instrument modernizacii rossijskoj jekonomiki // Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. 2014. № 3. S. 10-16. [In Rus].

5. Vazhenin S. T., Zlochenko A. R., Tatarkin A. I. Kon#junktura konkurentosposobnosti regiona // Region: jekonomika i sociologija. 2004. № 3. S. 23-38. [In Rus].

6. Vojtishina M. A., KistrinaJe. I.,Lokteeva G.E. Podhodykorganizaciistrategicheskogoplanirovanija v Rossii i za rubezhom // Vestnik Rjazanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2016. № 2 (51). S. 150160. [In Rus].

7. Vorobeva Ju.P. Vyrabotka koncepcii razvitija regional'nogo obrazovanija // Gumanitarnye nauchnye issledovanija. 2018. № 2 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://human.snauka.ru/2018/02/24817 (data obrashhenija: 24.01.2022). [In Rus].

8. Dovbij I. P., Makovkina S. A., Dovbij V. A. Sovershenstvovanie metodicheskogo instrumentarija strategicheskogo planirovanija social'no-jekonomicheskogo razvitija territorij (regional'nyj i municipal'nyj urovni) // Municipalitet: jekonomika i upravlenie. 2017. № 2 (19). S. 29-36. [In Rus].

9. Dovbij I. P., Kalina E. S., Makovkina S. A. Institucional'nye i pravovye aspekty strategicheskogo planirovanija na federal'nom, regional'nom i municipal'nom urovnjah // Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2018. № 12 (422). Jekonomicheskie nauki. Vyp. 63. S. 88-99. [In Rus].

10. Egorov E. G., Egorova I. E. Strategicheskoe planirovanie razvitija regionov: mirovoj opyt i postanovka zadach v Rossijskoj Federacii // Jekonomicheskij analiz: teorija i praktika. 2013. № 5. S. 2-9. [In Rus].

11. Zhiharevich B. S. Territorial'noe strategicheskoe planirovanie: teorija i praktika // Region: jekonomika i sociologija. 2013. № 3. S. 303-306. [In Rus].

12. Zubarev N. Ju., Miroljubova T. V., Krasil'nikov D. G. Sovremennye imperativy strategicheskogo planirovanija v regionah Rossijskoj Federacii (na primere sub#ektov Privolzhskogo federal'nogo okruga) // ARS ADMINISTRANDI. 2015. № 4. S. 112-123. [In Rus].

13. Zubarevich N. V. «Koridor vozmozhnostej» i prioritety regional'nogo razvitija // Zhurnal Novoj jekonomicheskoj associacii. 2011. № 10. S. 153-155. [In Rus].

14. Il'ina I. N., Pliseckij E. E., Kopychenko G. S. i dr. Ocenka kachestva razrabotki regional'nyh strategij razvitija v Rossii // Regional'naja jekonomika: teorija i praktika. 2016. № 4 (427) S. 178-196. [In Rus].

15. Klimanov V., Mihajlova A. Sinhronizacija dokumentov strategicheskogo planirovanija v regionah i municipalitetah // Problemy teorii i praktiki upravlenija. 2015. № 2. S. 24-29. [In Rus].

16. Klimenkov G. V. Konceptual'nye idei social'no-jekonomicheskogo razvitija regiona // Gosudarstvennoe regulirovanie jekonomiki. Regional'nyj aspekt: mat-ly V Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. N. Novgorod: NNGU, 2005. S. 45-59. [In Rus].

17. Klimenkov G. V., Shirokovskih E. G. Povyshenie kachestva zhizni naselenija kak kriterij blagopoluchija razvitija sub#ekta Federacii // Izvestija Ural'skogo gosudarstvennogo jekonomicheskogo universiteta. 2010. № 2. S. 88-96. [In Rus].

18. Leksin V. N., Shvecov A. N. Gosudarstvo i region. Teorija i praktika gosudarstvennogo regulirovanija territorial'nogo razvitija. M.: Jeditorial URSS, 2002. 372 s. [In Rus].

19. LeksinV. N., Shvecov A. N. Obshhegosudarstvennaja sistema strategicheskogo planirovanija territorial'-nogo razvitija // Trudy instituta sistemnogo analiza RAN. 2006. T. 22. S. 192-212. [In Rus].

20. MakovkinaS. A. Formirovanie instituta strategicheskogo planirovanija v Rossijskoj Federacii: regional'nyj aspekt // Voprosy upravlenija. 2018. № 6 (55). S. 60-66. [In Rus].

21. Makovkina S. A., Ruchkin A. V. Strategicheskoe planirovanie razvitija municipal'nyh obrazovanij: opyt zarubezhnyh stran i regionov Rossii // Upravlencheskoe konsul'tirovanie. 2014 № 8 (68). S. 88-99. [In Rus].

22. Mitrofanova I. V., Mitrofanova I. A., Starokozheva G. I. Aktual'nye zadachi modernizacii sistemy strategicheskogo planirovanija na regional'nom urovne // Vestnik AGU. 2016. № 1 (175), S. 43-53. [In Rus].

23. NureevR. M. Regionalistika: rezervy institucional'nogo podhoda // Terra Economicus. 2009. T. 7, № 2. S. 18-41. [In Rus].

24. Potapov L. V., Munkodugarova A. B. Metodologicheskie podhody k sovershenstvovaniju regional'nogo strategicheskogo planirovanija // Nacional'naja bezopasnost' i strategicheskoe planirovanie. 2015. № 3 (11). S. 11-15. [In Rus].

25. Sangadieva I. G. Strategicheskoe upravlenie regional'nymi social'no-jekonomicheskimi sistemami // Izvestija Irkutskoj gosudarstvennoj jekonomicheskoj akademii. 2005. № 1. S. 56-60. [In Rus].

26. Simaeva I. N., Alimpieva A. V. O razrabotke strategij razvitija obrazovanija v regionah RF // Vestnik Instituta Baltijskogo regiona RGU im. I. Kanta. 2007. № 11. S. 8-14. [In Rus].

27. SimaevaI. N., Sherri N. S. Strategicheskie celi i zadachi dlja upravlenija obrazovaniem v regione: teoreticheskij analiz // Vestnik Instituta Baltijskogo regiona RGU im. I. Kanta. 2009. № 1. S. 58-66. [In Rus].

28. Strategii i programmy razvitija regionov (sravnitel'nyj analiz) // Obshhestvo i jekonomika. 2006. № 7/8. S. 269-287. [In Rus].

29. Strategija prostranstvennogo razvitija RF na period do 2025 (utverzhdena rasporjazheniem Pravitel'stva RF № 207-r ot 13.02.2019) [Jelektronnyj resurs]. URL: http://static.government.ru/media/ filesZUVAlqUtT08o60Rkto0Xl22JjAe7irNxc.pdf (data obrashhenija: 31.052022). [In Rus].

30. Suvorova A. V. Transformacija regional'noj sistemy strategicheskogo planirovanija v novyh pravovyh uslovijah: issledovanie praktiki regionov bol'shogo Urala // Razvitie territorial'nyh social'no-jekonomicheskih sistem: voprosy teorii i praktiki. Issledovanija i razrabotki molodyh uchenyh v reshenii aktual'nyh problem XXI veka: sb. nauch. st. XIV mezhdunar. nauch.-prakt. konf. molodyh uchenyh. Ekaterinburg: In-t jekonomiki UrO RAN, 2016. S. 104-111. [In Rus].

31. Turgel' I. D., Makovkina S.. A. Sravnitel'nyj analiz praktiki strategicheskogo planirovanija social'no-jekonomicheskogo razvitija v krupnejshih gorodah Rossii // Regional'naja jekonomika: teorija i praktika. 2009. № 6. S. 22-30. [In Rus].

32. Guidelines on the development of open educational resources policies. October 2019 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.unesco.de/sites/default/files/2020-01/Guidelines_on_the_ Development_of_OER_Policies_2019.pdf (дата обращения: 31.05.2022).

Информация об авторах

В. С. Басюк — доктор психологических наук, профессор РАО, декан факультета педагогического образования МГУ им. М. В. Ломоносова, заместитель президента РАО

Ф. В. Габышева — доктор педагогических наук, профессор, председатель

Ю. С. Метелкина — кандидат социологических наук, старший научный сотрудник учебно-научной лаборатории развития гендерного образования

ФПО МГУ имени М. В. Ломоносова, доцент кафедры истории, философии и литературы РАТИ (ГИТИС) Information about the authors

V. S. Basyuk—Dr. Sc. (Education), Associate Professor, Professor of the Russian Academy of Education, Dean of the Department of Pedagogical Education, Lomonosov Moscow State University F. V. Gabysheva — Dr. Sc. (Education), Associate Professor, Chairman

Yu. S. Metelkina—PhD (Social Sciences), Senior Researcher at the Educational and Scientific Laboratory for the Development of Gender Education, Lomonosov Moscow State University, Associate Professor of the Department of History, Philosophy and Literature of RATI (GITIS)

Статья поступила в редакцию 21.03.2022; одобрена после рецензирования 07.04.2022; принята к публикации 04.05.2022. The article was submitted 21.03.2022; approved after reviewing 07.04.2022; accepted for publication 04.05.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.