Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И АНАЛИЗ'

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
339
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ / НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / НАЛОГИ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / КОНЦЕПЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Симакова Диана Евгеньевна, Харитонов Федор Павлович

В статье рассматриваются законодательная основа, практика применения и перспективы развития налогового мониторинга как одной из основных форм налогового контроля в РФ. Автором дается краткая характеристика отдельных требований к налогоплательщикам для перехода на налоговый мониторинг, а также определены цели, достоинства и недостатки налогового мониторинга. По итогам анализа измененной и дополненной «Концепции развития и функционирования системы налогового мониторинга» в Российской Федерации выделены ключевые моменты, позволяющие положительно влиять на уровень экономической безопасности организации. В данной статье обоснованы выводы о системе налогового мониторинга как одной из наиболее перспективных форм налогового контроля в условиях цифровизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT FOR THE DEVELOPMENT OF TAX MONITORING: ACTUAL PROBLEMS AND ANALYSIS

The article examines the legislative framework, application practice and prospects for the development of tax monitoring as one of the main forms of tax control in the Russian Federation. The author gives a brief description of certain requirements for taxpayers for the transition to tax monitoring, as well as identifies the goals, advantages and disadvantages of tax monitoring. Based on the results of the analysis of the amended and supplemented "Concept for the development and functioning of the tax monitoring system" in the Russian Federation, the key points are highlighted that make it possible to positively influence the level of economic security of the organization. This article substantiates the conclusions about the tax monitoring system as one of the most promising forms of tax control in the context of digitalization.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И АНАЛИЗ»

Концепция развития налогового мониторинга: актуальные проблемы и анализ Concept for the development of tax monitoring: actual problems and analysis

Симакова Диана Евгеньевна

Специалист

МИРЭА - Российский технологический университет

Россия, Москва e-mail: simakova. diana@list. ru

Simakova Diana Evgenievna

MIREA - Russian Technological University

Russia, Moscow e-mail: simakova.diana@list.ru

Харитонов Федор Павлович

Специалист

МИРЭА - Российский технологический университет

Россия, Москва e-mail: khar-fed@yandex.ru

Haritonov Fedor Pavlovich

MIREA - Russian Technological University

Russia, Moscow e-mail: khar-fed@yandex.ru

Научный руководитель Попонова Наталья Андреевна

канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры финансового учета и контроля

МИРЭА - Российский технологический университет

Россия, Москва e-mail: natap7@list.ru

Scientific adviser Poponova Natalia Andreevna

PhD in Economics

MIREA - Russian Technological University

Russia, Moscow e-mail: natap7@list.ru

Аннотация.

В статье рассматриваются законодательная основа, практика применения и перспективы развития налогового мониторинга как одной из основных форм налогового контроля в РФ. Автором дается краткая характеристика отдельных требований к налогоплательщикам для перехода на налоговый мониторинг, а также определены цели, достоинства и недостатки налогового мониторинга. По итогам анализа измененной и дополненной «Концепции развития и функционирования системы налогового мониторинга» в Российской Федерации выделены ключевые моменты, позволяющие положительно влиять на уровень экономической безопасности организации. В данной статье обоснованы выводы о системе налогового мониторинга как одной из наиболее перспективных форм налогового контроля в условиях цифровизации.

Annotation.

The article examines the legislative framework, application practice and prospects for the development of tax monitoring as one of the main forms of tax control in the Russian Federation. The author gives a brief description of certain requirements for taxpayers for the transition to tax monitoring, as well as identifies the goals, advantages and disadvantages of tax monitoring. Based on the results of the analysis of the amended and supplemented "Concept for the development and functioning of the tax monitoring system" in the Russian Federation, the key points are highlighted that make it possible to positively influence the level of economic security of the organization. This article substantiates the conclusions about the tax monitoring system as one of the most promising forms of tax control in the context of digitalization.

Ключевые слова: налоговый учет, налоговый мониторинг, налоговый контроль, налоги, налогообложение, концепция.

Key words: tax accounting, tax monitoring, tax control, taxes, concept.

Налоговый контроль является одним из видов государственного финансового контроля, осуществляемого в целях обеспечения соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности внесения налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджетную систему государства. Эффективная система налогового контроля играет важную роль в системе обеспечения экономической безопасности государства.

Конечная (стратегическая) цель налогового контроля — создание совершенной системы налогообложения и достижение такого уровня налоговой дисциплины, при которой исключаются или сводятся к минимуму нарушения налогового законодательства. Ради достижения этой цели происходит постоянное совершенствование и развитие форм и методов налогового контроля.

В условиях цифровизации повышение качества налогового администрирования, выбор оптимальных форм и методов налогового контроля приобретают особое содержание. Интенсивное развитие информационных систем, технологий порождает инновационные подходы к проблемам взаимодействия между налогоплательщиком и налоговой инспекцией.

Налоговый мониторинг как новая форма налогового контроля был законодательно введен в России с 1 января 2015 года.

Предмет налогового мониторинга — это правильность исчисления (удержания), полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов и страховых взносов.

Переход на налоговый мониторинг является добровольным и ограничен определенными требованиями к организации, в результате которых на него могут перейти лишь крупные налогоплательщики.

Организация, принявшая решение заключить договор о налоговом мониторинге, обязана предоставить налоговому органу ряд документов, которые связаны с исчислением и уплатой налогов, сборов, страховых взносов. Это можно сделать как в электронной форме, так и посредством предоставления налоговому органу доступа к информационной системе организации, при это налогоплательщик сам выбирает способ предоставления документов.

Следует отметить, что отрицательная динамика развития режима налогового мониторинга может, в частности, свидетельствовать о проблеме недостаточной осведомленности компаний об этом режиме (рис 1.).

Компаниям не интересна данная тема

Компаниям интересно получить информацию о налоговом мониторинге

Компания не знакома с налоговым мониторингом

Компания знает, но плохо знает условия налогового

мониторинга Компания знает и проинформирована о правилах и условиях налогового мониторинга

20%

0% 10% Результаты исследования

20%

30%

43%

40%

50%

Рисунок 1. Осведомленность компаний о режиме налогового мониторинга [5] Также компания обязана провести оценку рисков с помощью системы внутреннего контроля и

предоставить информацию налоговому органу как о самой системе внутреннего контроля, так и о результатах ее

работы. При этом система внутреннего контроля организации должна соответствовать требованиям,

установленным Приказом ФНС России от 16.06.2017 N ММВ-7-15/509@ «Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля» [3]. В случае изменений в системе внутреннего контроля организация должна предоставить информацию о новой системе контроля в налоговый орган в течение 5 рабочих дней.

В случае, если налоговым органом будет выявлено какое-либо противоречие в проверяемых документах организации, то он вправе направить налогоплательщику сообщение с требованием представить пояснения по этому вопросу, которое должно быть отправлено в течение 5 дней, или требование внести исправление — в течение 10 дней.

В случае же обнаружения нарушения при расчете или уплате налогов, налоговым органом направляется указание («мотивированное мнение»), которое отражает его позицию по поводу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов, сборов и обязательных взносов во внебюджетные фонды организацией, находящейся на налоговом мониторинге.

При этом мотивированное мнение не может касаться вопросов, связанных с осуществлением контроля соответствия цен, примененных организацией в контролируемых сделках, рыночным ценам.

Мотивированное мнение является обязательным к выполнению, а сама организация обязана в течении месяца со дня получения мотивированного мнения направить в налоговый орган свое согласие с мнением налогового органа, а также приложить документы, которые подтверждают выполнение установленных налоговым органом требований.

Если организация не согласна с мотивированным мнением, то она представляет в налоговый орган разногласие по нему в течение месяца со дня получения этого мнения. При получении разногласия налоговый орган обязан направить его, вместе с соответствующими документами, в Федеральную налоговую службу для проведения взаимосогласительной процедуры.

Переход организаций на режим налогового мониторинга способствует достижению ряда целей, которые являются серьезными стимулами для организаций, в том числе:

1) синхронизация подходов, применяемых налоговыми органами и налогоплательщиком для выявления налоговых рисков;

2) использование возможностей дистанционного налогового мониторинга;

3) сокращение сроков проведения налоговых проверок;

4) сокращение времени на формирование налоговой отчетности и повышение ее качества;

5) экономия затрат на налоговое администрирование при переходе на безбумажную технологию;

6) сокращение затрат на уплату налогов, штрафов и пеней.

7) сокращение резервов под неопределенные налоговые обязательства, что способствует значительному улучшению экономического (финансового) положения компании, поскольку меньше средств замораживается в виде резервов.

Множественные обязанности организации, находящейся на налоговом мониторинге, по отношению к налоговому органу, могут восприниматься как недостатки этой системы. Полный доступ ко всей документации и обязанность выполнять мотивированные мнения налогового органа частично ограничивает самостоятельность и свободу организации как независимого хозяйствующего субъекта. Также необходимы будут расходы налогоплательщика на автоматизацию учета и выстраивание информационного взаимодействия с налоговым органом.

Государству, в свою очередь, также придется понести ряд расходов как на совершенствование этой системы информационного взаимодействия, которое проводится на данный момент, так и на само ее

выстраивание в тех масштабах, которые могли бы удовлетворять постоянно растущее число переходящих на систему налогового мониторинга организаций.

Система налогового мониторинга постоянно изменяется и развивается, становится доступнее и удобнее для организаций, желающих заключить соответствующее соглашение.

Распоряжением Правительства РФ от 21.02.2020 №381-р [2] была введена новая концепция развития и функционирования системы налогового мониторинга в РФ (далее — Концепция налогового мониторинга). В ней, в частности, предусмотрено изменение условий перехода на налоговый мониторинг и критериев для участия в нем, что сделает его более доступным для организаций. Эти изменения вступят в действие с 2022 года (рис. 2).

• Общая сумма НДС, акцизов, НДФЛ, налога на прибыль, НДПИ и страховых взносов

не менее 100 млн руб.

не менее 1 млрд руб.

• Доходы по данным бухгалтерской отчетности

• Балансовая стоимость активов (на 31 декабря)

не менее 1 млрд руб.

Рисунок 2. Критерии участия в налоговом мониторинге.

При этом, если раньше организациям было необходимо соответствовать одновременно всем этим

условиям, то с изменением законодательства необходимым станет лишь выполнение одного из условий. А для участников консолидированных групп налогоплательщиков данные условия будут отменены полностью. Для всех участников будет отменена повторная проверка суммовых критериев при продлении налогового мониторинга.

Серьезным изменением будет проведение ускоренного возмещения НДС и акцизов без каких-либо поручений и гарантий, что значительно ускорит и упростит эту процедуру.

Также будут отменены основания для проведения выездных и камеральных налоговых проверок при нахождении организации на режиме налогового мониторинга.

Количество организаций, находящихся на режиме налогового мониторинга, постоянно растет: в 2016 году — 7 компаний, в 2019 году — 44 компании. По состоянию на апрель 2020 года уже 95 организаций находились на этом режиме, из которых 48 — это компании с государственным участием, на 1 января 2021 года — 209 компаний. Благодаря намечаемым изменениям возможно дальнейшее существенное увеличение числа организаций, способных перейти на систему налогового мониторинга. Концепция налогового мониторинга предусматривает, что к 2022 году этот режим смогут применять 3 879 налогоплательщиков, а к 2024 году их количество дойдет до 7 827 [3].

Важные изменения в системе налогового мониторинга связаны с возможностью отслеживать новый уровень взаимодействия налогоплательщика с налоговым органом в режиме реального времени. В данном случае со стороны налогоплательщика это раскрытие информации, а со стороны налогового органа — проведение анализа полученных данных. Основные нововведения, с учетом которых организация может сформировать алгоритм своих действий, представлены в табл. 1.

Таблица 1. Краткая характеристика новой системы налогового мониторинга [6]

Критерий Характеристика

Заявление о проведении налогового мониторинга Сдвигается срок, в течение которого нужно подать заявление о проведении налогового мониторинга. Сделать это можно будет не позднее 1 сентября (в настоящее время — не позднее 1 июля).

Продление налогового мониторинга Согласно НК РФ, закрепляется автоматическое продление налогового мониторинга на следующий год в случае, если налогоплательщик не подал до 1 декабря заявление об отказе.

Регламент информационного взаимодействия ФНС должна утвердить: — форму регламента и требования к нему; — порядок внесения в него изменений и дополнений; — требования к информационным системам организации, в том числе, например, формат документов, к которым налоговикам предоставляют доступ.

Проверки Сокращено количество оснований, когда при налоговом мониторинге будет проведена камеральная проверка. Остается только один такой случай — досрочное прекращение налогового мониторинга менее чем через три месяца со дня представления отчетности (п. 3 ст. 1 №470-ФЗ) Срок проверки в этой ситуации исчисляется со дня, следующего за днем досрочного прекращения мониторинга.

Выездная проверка может быть осуществлена в двух случаях: — если не выполнено мотивированное мнение налогового органа в срок до 1 декабря года, следующего за периодом налогового мониторинга; — если представлена уточненная декларация в году, когда мониторинг не проводится, за период, когда он проводился, с уменьшением суммы налога или взносов, увеличением суммы возмещения НДС и акцизов либо увеличением суммы убытка.

Осмотр Инспекция получит право проводить осмотр при проверке в рамках налогового мониторинга декларации по НДС, в которой заявлена сумма к возмещению.

Истребование документов Представление только в электронном виде через информационные системы налогоплательщика, либо скан-образом.

Дальнейшее развитие системы налогового мониторинга с использованием современных информационных технологий стимулирует корпоративные структуры к технологическому развитию своих учетных систем, повышению уровня системы внутреннего контроля и выводит взаимодействие бизнеса и налоговых органов на качественно новый уровень. В то же время с внедрением новых систем появляются угрозы экономической и информационной безопасности, требующие мер превентивного характера.

В заключение можно отметить, что режим налогового мониторинга, с одной стороны, обременяет налогоплательщика широким перечнем требований по предоставлению информации налоговым органам, необходимостью выполнять их мотивированные требования, а также вести систему внутреннего контроля по установленным правилам, что, в свою очередь, связано с дополнительными расходами налогоплательщика на автоматизацию учета и оставляет его «открытым» перед налоговой службой.

С другой стороны, такой режим позволит снизить его налоговые риски при помощи согласования налоговой базы и ознакомления с отраслевыми рисками, уменьшить количество споров с налоговыми органами, а также сократить административное бремя путем полного отказа от камеральных и выездных налоговых проверок. Все это способствует взаимодействию налогоплательщика и налогового органа, а не жесткому противостоянию сторон, что, в конечном счете, должно привести к увеличению налоговых платежей в бюджет.

Список используемой литературы:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ.// СПС «Консультант Плюс»

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.02.2020 № 381-р. // СПС «Консультант

Плюс»

3. Приказ ФНС России от 16.06.2017 N ММВ-7-15/509@ «Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля». // СПС «Консультант Плюс».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Налоговый обзор от экспертов PwC, апрель 2020 г, выпуск № 18 [Электронный доступ]: URL: https://www.pwc.ru/ru/services/tax-consulting-services/flash-reports.html (дата обращения: 11.05.2021).

5. Налоговый мониторинг — Deloitte [Электронный доступ] URL: https://www2.deloitte.com/ru/ru/pages/tax/solutions/tax-monitoring.html (дата обращения: 11.05.2021).

6. Шелег Е.Е. Налоговый мониторинг: с июля действуют обновленные правила // НДС: проблемы и решения. 2021. №3: URL: https://www.audit-it.ni/artides/account/court/a53/1031554.html (дата обращения: 11.05.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.