Научная статья на тему 'Налоговый мониторинг как форма контроля субъектов хозяйствования'

Налоговый мониторинг как форма контроля субъектов хозяйствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
195
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ / TAX MONITORING / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК / TAXPAYER / НАЛОГОВЫЙ ОРГАН / TAX AUTHORITY / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ворошило В.В.

В статье рассмотрен механизм осуществления налогового мониторинга в рамках действующего налогового законодательства. Выявлены основные преимущества и недостатки применения данной формы контроля для субъектов данной системы взаимоотношений. Выявлены проблемы применения данной формы контроля и совершенствования законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX MONITORING AS A CONTROL FORMS OF SUBJECTS OF THE ECONOMY

The article considers the mechanism of tax monitoring within the framework of the current tax legislation. The main advantages and disadvantages of using this form of control for subjects of this system of relationships are revealed. The problems of applying this form of control and improving the legislation are revealed.

Текст научной работы на тему «Налоговый мониторинг как форма контроля субъектов хозяйствования»

Раздел 3. Теория и практика управления

УДК 336.225.673

НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ СУБЪЕКТОВ

ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Ворошило В.В.

Институт экономики и управления (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет

им. В.И. Вернадского»,

295015, г. Симферополь, ул. Севастопольская, 21/4, e-mail.ru: mivik06@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрен механизм осуществления налогового мониторинга в рамках действующего налогового законодательства. Выявлены основные преимущества и недостатки применения данной формы контроля для субъектов данной системы взаимоотношений. Выявлены проблемы применения данной формы контроля и совершенствования законодательства.

Ключевые слова. Налоговый мониторинг, налогоплательщик, налоговый орган, взаимодействие.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время существует три формы контроля субъектов хозяйствования со стороны налоговых органов: камеральная проверка, выездная налоговая проверка и налоговый мониторинг. Актуальность исследования данной формы контроля интересен тем, что это сравнительно молодая форма контроля по отношению к камеральной и выездной проверки, что дает возможность выявить преимущества и недостатки, модель взаимодействия налогового органа и налогоплательщика. Это позволит в дальнейшем усовершенствовать взаимодействие ФНС и налогоплательщика.

АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ, МАТЕРИАЛОВ, МЕТОДОВ

Введенный с 2015 года новая форма налогового контроля вызвана научный интерес, который освящен в ряде научных публикаций Васюченкова Л.В. [2], Гущин Д.С., Башкатов В.В. [1], Якубец А.А. [9], где авторы рассматривают сущность, процедуру взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков. Однако, более глубокого изучения данная тема не получила, так как основные публикации были осуществлены в год введения изменения в Налоговый кодекс и не раскрыли преимущества и недостатки данной формы контроля.

ЦЕЛЬ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЙ

Целью исследования является изучить налоговый мониторинг как форму контроля субъектов хозяйствования. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1) проанализировать процедуру осуществления налогового мониторинга; 2) выявить преимущества и недостатки налогового мониторинга

ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ

Сейчас налоговый мониторинг проводится в отношении 21 организации из числа крупнейших налогоплательщиков. Среди них компании, работающие в сфере добычи нефти, природного газа, производства и торговли, оказания услуг связи и др.

Для дальнейшего рассмотрения темы исследования обратимся к сущности налогового мониторинга.

По мнению налогового органа: «Налоговый мониторинг - это способ расширенного информационного взаимодействия, при котором организация предоставляет налоговому органу доступ в режиме реального времени к данным бухгалтерского и налогового учета, что, в свою очередь, освобождает организацию от проведения камеральных и выездных налоговых проверок и сохраняет за налоговым органом возможность проверки полноты и своевременности исчисления (уплаты) налогов и сборов» [7].

Володина Н.В. «"налоговый мониторинг" - это форма добровольного налогового контроля в течение календарного года налогового органа в отношении отдельных организаций, предусматривающая проверку правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов организацией -налогоплательщиком или налоговым агентом, а также плательщиком при условии обязательной подачи ими заявления при положительном решении налогового органа» [3].

Воронов А.М. «Налоговый мониторинг - одна из форм налогового контроля, которая осуществляется в виде электронного информационного взаимодействия и применяется наряду с камеральными и выездными проверками» [4].

Главой 14.7 НК РФ предусмотрены общие положения о налоговом мониторинге, регламенте взаимодействия. Четкого определения, что такое налоговый мониторинг налоговое законодательство не дает. В п. 1 ст. 105.25 НК РФ указано, что «предметом налогового мониторинга являются правильность исчисления (удержания), полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, обязанность по уплате (перечислению) которых в соответствии с НК РФ возложена на налогоплательщика

(плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) - организацию». Корме того, п. 3 ст 105.26 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик имеет право обратиться в налоговый орган с заявлением на проведение налогового мониторинга, если организация соблюдает ряд условий. П. 6 ст. 105.26 НК РФ рассмотрено, что между налогоплательщиком и налоговым органом устанавливается информационное взаимодействие, которое регулируется регламентом.

Налоговый мониторинг носит добровольный характер, но в тоже время законодательством ограничен круг налогоплательщиков, которые имеет право на проведение налогового мониторинга.

Таким образом, налоговый мониторинг можно рассматривать как вид налогового контроля, при котором между налоговым органом и отдельным налогоплательщиком, который должен соответствовать требованиям НК РФ для осуществления данной процедуры, устанавливается добровольное информационное взаимодействие для правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.

Схема взаимодействия меду налоговым органом и налогоплательщиком в рамках проведения налогового мониторинга представлена на рисунке 1.

Заявление по форме, утвержденной ФНС до 01.07 года, предшествующего периоду, за который проводится вместе с: 1) регламент информационного взаимодействия:

2) сведения о физ и юр. лицах, доля участия >25%;

3)учетная политика; 4) внутренние документы системы внутреннего контроля

1-

Налогоплательщик

(Соответствие

требованиям п.3 ст.

105.26)

Истребование и предоставление документов

4 Мотивированное мнение налогового органа

5 Разногласия для проведения взаимосогласительной процедуры

Решение налогового органа до 01.11 года, в котором представлено заявление о: 1) о проведении налогового мониторинга; 2) об отказе в проведении

Рис. 1. Схема взаимодействия налогоплательщика и налогового органа в рамках налогового мониторинга.

Не все налогоплательщики имеют право на проведения налогового мониторинга. Так, в п. 3 ст. 105.26 НК РФ предусмотрены условия для налогоплательщиков, которые имеют право подать заявление на проведение налогового мониторинга: «1) совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 миллионов рублей; 2) суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей; 3) совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей»[6].

Заявление подается в налоговую по установленной форме, утвержденной Приказом ФНС России от 21.04.2017 № ММВ-7-15/323. Кроме того, данным приказом утверждены и другие формы документов, используемых при проведении налогового мониторинга.

Кроме заявления в налоговый орган предоставляются следующие документы: 1) регламент информационного взаимодействия; 2) сведения о физических и юридических лицах, доля участия которых составляет свыше 25 процентов; 3)учетная политика; 4) внутренние документы системы внутреннего контроля.

Регламент информационного взаимодействия представляет собой порядок предоставления налогоплательщиком налоговому органу все документы, отражающие порядок исчисления, удержания, уплаты налогов в бюджетную систему государства, а также доступ к информационным системам организации.

Регламент представляет собой документ, который предоставляется в бумажном или электронном виде и содержит: титульный лист; главы 1 "Порядок представления налоговому органу документов (информации)"; главы 2 "Порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов, расходов,

объектов налогообложения, сведения о регистрах бухгалтерского учета, об аналитических регистрах налогового учета"; глава 3 "Информация о системе внутреннего контроля"; приложений.

После полученных документов налоговый орган выносит решение - положительное или отрицательное. Отрицательное решение в осуществлении налогового мониторинга должно быть мотивировано со стороны ФНС. Основания для отрицательного решения со стороны налогового органа изложено в положениях п.5 ст. 105.27 НК РФ, к ним относят 4 позиции: 1) непредставление или представление не в полном объеме организацией документов (информации), подающихся вместе с заявлением; 2) несоблюдение организацией условий, по отзыву заявления; 3) несоответствие регламента информационного взаимодействия установленным форме и требованиям к регламенту информационного взаимодействия; 4) несоответствие применяемой организацией системы внутреннего контроля установленным требованиям к организации системы внутреннего контроля.

Порядок проведения налогового мониторинга регламентируется ст. 105.29 НК РФ. Согласно положениям данной статьи контроль осуществляется по месту нахождения налогового органа. если в ходе проверки выявлены неточности, противоречия в сведениях, то налоговый орган требует предоставить в течении 5 дней документы или внести исправления.

В процессе осуществления контроля налоговый орган имеет право истребовать документы у организации, которые она обязана предоставить на бумажном носителе или электронном виде в налоговый орган в течение 10 дней.

Результатом проверки является мотивированное мнение налогового органа, которое отражает позицию налогового органа о правильности исчисления налогов и сборов. Согласно п. 2 ст 105.30 НК РФ мотивированное мнение составляется по собственной инициативе или по инициативе налогоплательщика. Самостоятельная инициатива налогового органа по составлению мотивированного мнения связана с тем, что в процессе налогового мониторинга выявлены нарушения о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате налогоплательщиком налогов, страховых взносов. Если организация сомневается в правильности исчисления и уплаты налогов, то она имеет право сделать запрос о предоставлении мотивированного мнения.

Согласно п. 8 ст. 105.30 НК РФ в случае несогласия с мотивированным мнением организация в течение одного месяца со дня его получения представляет разногласия в налоговый орган, которым составлено это мотивированное мнение.

В свою очередь, налоговый орган, который получил разногласия обязан в течении 3 дней направить все материалы по проверке и разногласия в ФНС для инициации взаимосогласительной процедуры.

Взаимосогласительная процедура регулируется положениями ст. 105.31 НК РФ (рис. 2). В результате взаимосогласительной процедуры ФНС может вынести 2 решения: об изменении мотивированного мнения либо оставлении мотивированного мнения без изменения. И уведомляет налогоплательщика.

Рис. 2. Взаимосогласительная процедура

В свою очередь, организация уведомляет налоговый орган о согласии (несогласии) с мотивированным мнением с приложением документов, подтверждающих выполнение указанного мотивированного мнения (при их наличии).

Как и любая система взаимодействия, налоговый мониторинга имеет свои преимущества и недостатки для всех субъектов данной системы. Систематизация преимуществ и недостатков для субъектов налогового мониторинга представлена в таблице 1.

Таблица 1.

Преимущества и недостатки осуществления контроля в виде налогового мониторинга для ФНС и _налогоплательщика_

Субъект Преимущества Недостатки

ФНС 1) при повышенной ответственности налогоплательщиков и прозрачности налоговой отчетности снижение затрат по проверкам 1) затраты на соответствующее программное обеспечения для проведения налогового мониторинга

2) уменьшение риска ухода от налогов налогоплательщиками 2) затраты по обучению инспекторов, которые играют роль налоговых консультантов

3) повышение прогнозируемости налоговых поступлений

Налогоплательщик 1) налоговый орган не проводит камеральные и выездные налоговые проверки (кроме случаев, указанных в ст. 88,89 НК РФ) 1) не все налогоплательщики имеют право воспользоваться данной формой контроля, только крупные налогоплательщики

2) решение спорных ситуаций при исчислении налогов 2) затраты на программное обеспечение

3) получение мотивированного мнения от налогового органа 3) не исключает камеральные и выездные проверки в некоторых случаях

4) снижение налоговых рисков в дальнейшей деятельности 4) обязаны исполнять мотивированное мнение налогового органа

5) при выполнении рекомендаций налогового органа налогоплательщики освобождаются от ответственности при ошибках в уплате налогов 5) не выработана судебная практика по результатам проведений налогового мониторинга

6) добровольный характер

Данный вид контроля только два года как применяется налоговыми органами. Не все налогоплательщики, которые могут претендовать на осуществление налогового мониторинга стремятся воспользоваться. Механизм осуществления налогового мониторинга не совершенен, о чем свидетельствуют письма Минфина РФ, разъясняющие отдельные положения осуществления налогового мониторинга. Так, Минфин России письмом от 10.07.2015 №03-02-07/2/39776 разъяснил осуществление налогового мониторинга, которое стало основанием для письма ФНС России от 04.08.2015 № ЕД-4-15/13591 для нижестоящих налоговых органов, Письмо ФНС от 5 октября 2016 г. № ЕД-4-15/18784 «О принятии решения о проведении налогового мониторинга», Письмо Минфина РФ от 19 мая 2017 г. № 03-02-07/1/30932 , где высказана позиция о том, что налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков) документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица.

Совершенствование процедур взаимодействия налогового мониторинга выражено в Информации ФНС России от 30.06.2017 «Об усовершенствовании регламента информационного взаимодействия по налоговому мониторингу», Приказе ФНС России от 21.04.2017 № ММВ-7-15/323 «Об утверждении форм документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним», Приказе ФНС России от 16.06.2017 № ММВ-7-15/509 «Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля».

ВЫВОДЫ

Таким образом, новая форма контроля в виде налогового мониторинга имеет ряд недостатков и преимуществ, более детальное изучение которых способствует совершенствованию механизма осуществления налогового мониторинга. Так, на сегодняшний день есть множество вопросов при согласии или несогласии вынесенного мотивированного мнения налоговыми органами и его обжалования после взаимосогласительной процедуры.

ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Дальнейшее изучение совершенствования механизма взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов, возможности обжалования мотивированного мнения налогового органа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Башкатов, В.В Налоговый мониторинг в России и его зарубежный опыт [Текст] / В.В. Башкатов, Д.С. Гущин [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=24571210

2. Васюченкова, Л.В. О налоговом мониторинге как новой форме налогового контроля [Текст] / Л.В. Васюченкова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_23541046_23187386.pdf

3. Воронов, А.М. Налоговый контроль в форме налогового мониторинга как элемент организационно-правового механизма государственного администрирования в области налогов и сборов [Текст] / А.М. Воронов, А.М. Гоголев // Вопросы экономики и права. -2015. - № 5. -С.29-34.

4. Володина, Н.В. Некоторые особенности теоретических и конституционно-правовых основ налогообложения в Российской Федерации [Текст] / Н.В Володина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=25733344

5. Галиева, А. А. Особенности и преимущества налогового мониторинга как формы налогового контроля [Текст] / А. А Галиева. // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 115-117.

6. Налоговый кодекс: Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_19671/

7. Письмо ФНС России от 17.12.2014 № ЕД-4-2/26194 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=QUEST;n=143690#0

8. Приказ ФНС России от 21.04.2017 № ММВ-7-15/323 "Об утверждении форм документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_218553/08edb0e9cde2f0afa102403b3615e87fd2b6d996/#dst1000 31

9. Якубец, А.А.О налоговом мониторинге на территориях опережающего социально-экономического развития [Текст] / А. А. Якубец [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mvd.ru/upload/site134/document_text/003/379/142/Vestnik_2017340.pdf

TAX MONITORING AS A CONTROL FORMS OF SUBJECTS OF THE ECONOMY

Voroshilo V.V.

V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Crimea

Annotation. The article considers the mechanism of tax monitoring within the framework of the current tax legislation. The main advantages and disadvantages of using this form of control for subjects of this system of relationships are revealed. The problems of applying this form of control and improving the legislation are revealed.

Keywords. Tax monitoring, taxpayer, tax authority, interaction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.