© 2014 г.
И. Э. Платонов
налоговый мониторинг -новая форма налогового контроля
Платонов Игорь Эдуардович - эксперт аудиторской компании ЗАО «МКД», соискатель ученой степени кандидата юридических наук кафедры государственного права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения
(E-mail: [email protected])
С 1 января 2015 года часть первая Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) пополнится очередными изменениями, связанными с появлением нового вида налогового контроля в форме налогового мониторинга. В статье проанализированы основные правила и процедуры, присущие налоговому мониторингу. Особое внимание в статье уделено датам, с которыми связаны процессуальные действия лиц, задействованных в налоговом мониторинге. К этим лицам относятся: налоговый орган, который непосредственно проводит налоговый мониторинг, Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России), которая участвует во взаимосогласительной процедуре, а также организация, сделавшая свой выбор с целью участия в постоянной налоговой проверке в форме налогового мониторинга.
Федеральный закон от 04.11.2014 № 348-Ф3 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 348-Ф3) структурно состоит из двух статей.
Статья 1 имеет два блока.
Первый блок ст. 1 дополняет в форме изменений уже существующие статьи части первой НК РФ. Второй блок вводит в часть первую НК РФ новый раздел V.2. «Налоговый контроль в форме налогового мониторинга» (п.8 ст. 1 Закона № 348-Ф3), состоящий из двух новых глав:
- 14.7. «Налоговый мониторинг. Регламент информационного взаимодействия»;
- 14.8. «Порядок проведения налогового мониторинга. Мотивированное мнение налогового органа».
Статья 2 Закона № 348-Ф3 регулирует даты его вступления в силу:
- с 01.01.2015, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования1 (п.1 ст. 2 Закона № 348-ФЗ);
- с 01.01.2016 положения раздела V.2 НК РФ применяются в отношении участников консолидированной группы налогоплательщиков (п.2 ст. 2 Закона № 348-ФЗ).
Вначале последовательно остановимся на одиннадцати изменениях, которые вошли в первый блок ст. 1 Закона № 348-ФЗ.
1. Пени не будут начисляться на сумму недоимки в результате выполнения налогоплательщиком (налоговым агентом) мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга (пп. «а» п.1 ст. 1 Закона № 348-ФЗ, который внес дополнение в абз. 1 п.8 ст. 75 НК РФ).
2. Пени, наоборот, будут начисляться на сумму недоимки, если мотивированное мнение налогового органа будет основано на неполной или недостоверной информации, предоставленной налогоплательщиком (налоговым агентом) (пп. «б» п.1 ст. 1 Закона № 348-ФЗ, который внес дополнение в абз. 2 п.8 ст. 75 НК РФ).
1 Федеральный закон от 04.11.2014 № 348-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]: URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения - 05.11.2014).
3. Добавился к уже имеющейся «особенности» налогового контроля налоговый мониторинг (п.2 ст. 1 Закона № 348-Ф3). До этого налоговый контроль имел особенности регулирования только при использовании специального налогового режима, применяемого при выполнении контрактов в рамках Федерального закона от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (гл. 26.4. НК РФ).
4. По общему правилу, камеральная налоговая проверка не будет проводиться, если налогоплательщик представил налоговую декларацию (расчет) налоговому органу за налоговый (отчетный) период, в течение которого осуществляется налоговый мониторинг (пп. «а» п.3 ст. 1 Закона № 348-Ф3, который дополнил абз.1 пп.1.1. ст. 88 НК РФ). Из этого правила есть четыре исключения (абзацы 4, 5, 6, 7 п.3 ст. 1 Закона № 348-Ф3, конкретизирующие п.1.1. ст. 88 НК РФ), которые позволят налоговому органу провести камеральную проверку в случаях, когда:
4.1. налоговая декларация (расчет) представлена налогоплательщиком позднее 1 июля, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг;
4.2. в налоговой декларации по НДС или акцизам заявлено право налогоплательщика на возмещение налога или акциза;
4.3. в уточненной налоговой декларации (расчете), поданной налогоплательщиком налоговому органу, уменьшена сумма налога либо увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом);
4.4. возникла ситуация, связанная с досрочным прекращением налогового мониторинга.
5. Из ст. 88 «Камеральная налоговая проверка» НК РФ изъят термин «бюджет», который заменен на более легитимное понятие «бюджетная система Российской Федерации» (пп. «б», «в», «г», «д» п. 3 ст. 1 Закона № 348-Ф3, которые изменили в этой части абз. 2 п. 3, п. 4, п. 8.1., п. 8.3. ст. 88 НК РФ). «Бюджетная система Российской Федерации» (ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ)) является основополагающим понятием БК РФ, и вполне логично, что эта некорректность была исправлена Законом № 348-ФЗ.
6. По общему правилу, выездная налоговая проверка также не будет проводиться, как и камеральная, в течение срока осуществления налогового мониторинга. Из общего правила Закон № 348-ФЗ выделил четыре исключения, которые частично совпадают с исключениями по камеральной налоговой проверке (абзацы 3, 4, 5, 7 п. 4 ст. 1 Закона № 348-ФЗ, которые конкретизировали п. 5.1. ст. 89 НК РФ). Исключения позволят налоговому органу провести выездную проверку в случаях, когда:
6.1. вышестоящий налоговый орган захочет проконтролировать нижестоящий налоговый орган, который проводит налоговый мониторинг;
6.2. досрочно прекращен налоговый мониторинг;
6.3. налогоплательщик не выполнил указание налогового органа, которое выражено в его мотивированном мнении;
6.4. в уточненной налоговой декларации (расчете), поданной налогоплательщиком налоговому органу, уменьшена сумма налога по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом).
Закон № 348-ФЗ закрепил исключительный вариант возможности проведения выездной налоговой проверки, когда не будет выполнено мотивированное мнение налогового органа. В этом случае налоговый орган сможет проконтролировать только те налоги, которые были указаны в мотивированном мнении налогового органа (абз. 6 п. 4 ст. 1 Закона № 348-ФЗ).
7. По общему правилу, налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика, включая консолидированную группу налогоплательщиков, ранее представленные документы при проведении проверок (камеральных и выездных) (п. 5 ст. 93 НК РФ). В режиме налогового мониторинга общее правило будет также распространяться на «документы, представленные в виде заверенных копий» (п. 5 ст. 1 Закона № 348-ФЗ). Однако общее правило во всех случаях не будет применяться, как и раньше, если ранее представленные налоговому органу подлинники были возвращены налогоплательщику, либо документы были утрачены налоговым органом «вследствие непреодолимой силы» (п. 3 ст. 401 «Основания ответственности за нарушение обязательства» Гражданского кодекса Российской Федерации).
8. Если налоговый орган, проводящий налоговый мониторинг, обнаружит единичный факт совершения контролируемой сделки при условии, что сведения о такой сделке не были ранее представлены в форме уведомления налогоплательщиком (п. 2 ст. 105.16 НК РФ), то налоговый орган извещает ФНС России о факте выявления контролируемой сделки (пп. «а» п. 6 ст. 1 Закона № 348-Ф3, который внес дополнение в абз.1 п. 6 ст. 105.16 НК РФ). Ранее правило п.6 ст. 105.16 НК РФ относилось только к налоговым проверкам.
9. Налоговый орган должен направить извещение в ФНС России, а также сообщить в течение 10 дней с даты его отправления налогоплательщику о факте обнаружения совершения контролируемой сделки при проведении налогового мониторинга (пп. «б» п. 6 ст. 1 Закона № 348-Ф3, который внес дополнение в абз. 2 п. 6 ст. 105.16 НК РФ).
10. Налоговая проверка будет проводиться ФНС России по факту выявления контролируемой сделки на основании уведомления налогоплательщика или извещения территориального налогового органа, проводящего выездную или камеральную проверку, а также налоговый мониторинг. Ранее ФНС России проверяла налогоплательщика, если он совершал контролируемую сделку между взаимозависимыми лицами, только при камеральной или выездной налоговой проверке (пп. «а», п. 7 ст. 1 Закона № 348-Ф3, который дополнил абз. 2 п. 1 ст. 105.17 НК РФ).
11. Проведение проверки налогоплательщика со стороны ФНС России контролируемой сделки в налоговом периоде не будет препятствовать проведению выездной или камеральной налоговой проверки, а также налоговому мониторингу за этот же налоговый период (пп. «б» п. 7 Закона № 348-Ф3, который дополнил абз. 3 п. 2 ст. 105.17 НК РФ). Ранее правило, описанное выше, применялось только для выездных или камеральных проверок.
Второй блок ст. 1 Закона № 348-ФЗ состоит из нового раздела У.2. НК РФ, включающего две главы: 14.7 и 14.8.
глава 14.7. НК РФ определяет общие правила и регламент информационного взаимодействия при проведении налогового мониторинга, а именно:
- общие положения (ст. 105.26 НК РФ);
- порядок подачи заявления и принятия решения о проведении налогового мониторинга (ст. 105.27 НК РФ);
- порядок досрочного прекращения налогового мониторинга (ст. 105.28 НК РФ).
глава 14.8. НК РФ устанавливает порядок:
- проведения налогового мониторинга (ст. 105.29 НК РФ);
- отражения позиции (мотивированного мнения) налогового органа по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов (ст. 105.30 НК РФ);
- проведения взаимосогласительной процедуры в случае возникновения разногласий между налогоплательщиком и налоговым органом (ст. 105.31 НК РФ).
Остановимся на основных правилах, регулирующих новую форму налогового контроля, получившую легальное название - налоговый мониторинг.
Экономические критерии, необходимые организации для проведения налогового мониторинга
Организация, в случае если она желает инициировать проведение налогового мониторинга и при этом соблюдает три совокупных экономических критерия, о которых будет сказано ниже, подает заявление в налоговый орган. Состав трех критериев (условий) следующий (п. 3 ст. 105.26 НК РФ):
- совокупная сумма налогов (НДС, акцизов, налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых), подлежащих уплате за календарный год, предшествующий году, в котором подано заявление, должна быть не менее 300 млн руб. При этом в совокупной сумме налогов не должны участвовать такие, которые уплачиваются таможенным органам в связи с перемещением товаров через границу Таможенного союза;
- объем полученных доходов, исходя из данных годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за календарный год, предшествующий году, в котором подано заявление, должен быть не менее 3 млрд руб.;
- стоимость активов, согласно годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором подано заявление, должна быть не менее 3 млрд руб.
Место подачи заявления от лица организации
Заявление на бланке установленной формы, утвержденной ФНС России, о проведении налогового мониторинга представляется организацией в налоговый орган (п. 1 ст. 105.27 НК РФ):
- либо по месту нахождения организации (для организаций, не отнесенных к категории крупнейших налогоплательщиков);
- либо по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Налоговый мониторинг: периоды и сроки
Автором будут приведены в основном точные даты, которые ориентированы на первый (стартовый) период налогового мониторинга. Фиксированные даты дадут возможность читателям на конкретных примерах понять механизм исчисления сроков при проведении налогового мониторинга.
Организация, которая пожелала участвовать в особой форме налогового контроля, представляет заявление налоговому органу не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг (п. 1 ст. 105.27 НК РФ).
Проведение налогового мониторинга начинается с 1 января года, за который проводится налоговый мониторинг, и оканчивается 1 октября года, следующего за периодом, за который проводился налоговый мониторинг (п. 5 ст. 105.26 НК РФ).
Поскольку Закон № 348-ФЗ вступает в силу с 01.01.2015, за исключением «участников консолидированной группы налогоплательщиков», то те организации, которые изъявили желание участвовать в налоговом мониторинге, должны подать свои первые заявления до 01.07.2016.
В этом случае процедура особого налогового контроля охватит период, равный 1 году и 9 месяцам, то есть с 01.01.2015 (предшествующий период по отношению к 1 июля 2016 года) до 01.10.2016.
Три совокупных экономических критерия, перечисленных выше, должны быть соблюдены организацией за 2015 год («календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга»). Поэтому самый ранний срок для подачи заявления - 01.01.2016, так как совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации должна быть известна на 31 декабря 2015 года и составлять не менее 3 млрд руб.
Руководитель налогового органа либо его заместитель рассматривают заявление и документы (информацию), представленные организацией «до 1 ноября года, в котором представлено заявление» (п. 4 ст. 105.27 НК РФ). Таким образом, если организация представит свое заявление и документы до 01.07.2016, то решение о проведении налогового мониторинга либо об отказе в его проведении (пп. 1, 2 п. 4 ст. 105.27 НК РФ) должно состояться не позднее 31.10.2016.
Решение об отказе в проведении налогового мониторинга должно быть мотивированным. Мотивированными основаниями для отказа могут быть (п.5 ст. 105.27 НК РФ):
- непредставление или неполное представление документов;
- отсутствие условий, то есть трех совокупных экономических критериев (п. 3 ст. 105.26 НК РФ);
- несоответствие регламенту информационного взаимодействия (далее - РИВ) как по форме, так и по требованиям, которые установит ФНС России.
Решение о проведении налогового мониторинга либо об отказе направляется организации в течение пяти дней со дня принятия (п. 6 ст. 105.27 НК РФ).
Регламент информационного взаимодействия
РИВ - это порядок, согласно которому налоговый орган будет получать от организации документы (информацию) для исчисления и уплаты налогов. При этом РИВ должен содержать правила о порядке представления (способе передачи) документов (информации) в одной из форм:
- в электронной форме;
- в форме доступа к информационным системам организации (по сути, вариант удаленного доступа);
- в форме смешанного варианта, в котором будут сочетаться электронная форма и удаленный доступ к информационным ресурсам организации.
Порядок представления документов будет зависеть от выбора налогоплательщика (п. 6 ст. 105.26 НК РФ).
Помимо этого РИВ обязан содержать:
- порядок отражения в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов, расходов и объектов налогообложения;
- сведения об аналитических регистрах налогового учета;
- информацию о системе внутреннего контроля организации, при ее наличии.
Форму и подробные требования к РИВ еще предстоит утвердить ФНС России (абз. 3 п. 6 ст. 105.26 НК РФ).
Документы, представляемые налоговому органу вместе с заявлением
Организация вместе с заявлением представляет налоговому органу следующие документы (п. 2 ст. 105.27 НК РФ):
- РИВ по установленной ФНС России форме;
- список организаций и(или) физических лиц, которые прямо или косвенно участвуют (влияют) на решения, которые принимает организация, при условии, что доля такого участия превышает 25 %;
- учетную политику для целей налогообложения организации, действующую в том календарном году, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга.
Организация имеет право отозвать свое заявление до принятия налоговым органом решения (п. 3 ст. 105.27 НК РФ). В этом случае заявление признается не поданным.
Досрочное прекращение налогового мониторинга
Закон № 348-ФЗ установил три персональных случая, при которых налоговый мониторинг прекращается досрочно (п. 1 ст. 105.28 НК РФ), если организация:
- нарушает РИВ;
- представила недостоверную информацию;
- два и более раз (систематически) не представила налоговому органу документы (информацию), пояснения, предусмотренные ст. 105.29 НК РФ.
При досрочном прекращении налогового мониторинга налоговый орган письменно уведомляет об этом организацию в течение 10 дней «со дня установления обстоятельств», предусмотренных в случаях, перечисленных выше. Максимальная дата для досрочного прекращения налогового мониторинга - «не позднее 1 сентября года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг» (п. 2 ст. 105.28 НК РФ). То есть если первый период, в течение которого может стартовать налоговый мониторинг, начинается 01.01.2015, то его досрочное прекращение не должно быть позднее 01.09.2016.
порядок проведения налогового мониторинга
Налоговый мониторинг проводится по месту нахождения налогового органа (п. 1 ст. 105.29 НК РФ). Если налоговый орган выявит противоречия в представленных документах (информации) организации, то налогоплательщику направляется требование о представлении необходимых пояснений. По общему правилу, на исправление информации отводится не более 10 дней, а на представление пояснений не более пяти дней (п. 2 ст. 105.29 НК РФ). Если после получения пояснений от налогоплательщика или при их отсутствии налоговый орган устанавливает факт неправильного исчисления, уплаты или перечисления налога, он обязан составить мотивированное мнение в соответствии со ст. 105.30 НК РФ. Документы и информация могут представляться налоговому органу лично, по почте заказным письмом, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи либо в соответствии с порядком, установленным РИВ. Нотариальное удостоверение копий документов запрещается, кроме случаев, предусмотренных законодательством России (п. 4 ст. 105.29 НК РФ), поэтому, по общему правилу, документы заверяются организацией обычным способом.
Налоговый орган имеет право затребовать документы, информацию и пояснения даже при отсутствии противоречий. Данное право налогового органа возникает в силу проведения особой формы налогового контроля. В этом случае организация представляет информацию в течение 10 дней со дня получения требования от налогового органа (п. 5 ст. 105.29 НК РФ). Если организация не имеет возможности представить документы в течение 10 дней, она на следующий день после получения требования письменно уведомляет налоговый орган с указанием причин. Организация в своем уведомлении (письме) указывает свой срок на представление документов, информации или пояснений. Руководитель налогового органа либо его заместитель в течение двух дней со дня получения уведомления от организации выносят отдельное решение по этому поводу. В результате налогоплательщику могут быть указаны новые сроки представления документов либо ему может быть отказано. Ранее представленные в налоговый орган документы, в виде заверенных копий, не могут быть истребованы у организации повторно (п. 5 ст. 93, п. 5 ст. 105.29 НК РФ).
мотивированное мнение налогового органа
Мотивированное мнение налогового органа (далее - ММ) - отражение позиции контролирующего органа по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов, выраженное в письменной форме на бланке, который утвердит ФНС России вместе с требованиями по его составлению (п. 1 ст. 105.30 НК РФ).
Возможны два варианта, при которых налоговый орган отражает свою позицию в ММ:
- инициатива исходит от налогового органа (п. 2 ст. 105.30 НК РФ);
- инициатива исходит от организации-налогоплательщика (п. 4 ст. 105.30 НК РФ).
В первом случае ММ направляется организации в течение пяти дней со дня его составления, если налоговым органом выявлен факт неправильного исчисления, неполного или несвоевременного перечисления налога. Последний срок составления ММ - «не позднее чем за три месяца до окончания срока проведения налогового мониторинга». Поскольку первый срок налогового мониторинга заканчивается 01.10.2016, то последнее ММ не может быть составлено позднее 02.07.2016 (абз. 1 п. 5 ст. 6.1, п. 3 ст. 105.30 НК РФ).
Во втором случае организация инициирует запрос о представлении ММ, если она имеет сомнения или неясности в правильности исчисления или уплаты налога в рамках периода проведения налогового мониторинга. Запрос может быть направлен налоговому органу «не позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг» (п. 4 ст. 105.30 НК РФ). Таким образом, последний запрос о предоставлении ММ в налоговый орган организация может подать 01.07.2016.
Налоговый орган, по общему правилу, должен дать ответ в форме ММ в течение одного месяца со дня получения запроса организации. Срок может быть продлен до двух месяцев в случае,
если налоговому органу будут необходимы документы (информация) для подготовки ММ. О продлении срока налоговый орган сообщает организации в письменной форме в течение трех дней со дня принятия соответствующего решения (п. 5 ст. 105.30 НК РФ).
С позицией налогового органа, выраженной в ММ, организация может как согласиться, так и не согласиться. В случае согласия организация уведомляет налоговый орган в течение одного месяца со дня получения ММ. К уведомлению организации могут быть приложены соответствующие документы (п. 6 ст. 105.30 НК РФ). Выполнение организацией рекомендованной позиции налогового органа, изложенной в ММ, может сопровождаться в форме исправлений в налоговом учете, либо в форме представления уточненной налоговой декларации (расчета), или иным способом (п. 6 ст. 105.30 НК РФ).
В случае несогласия с налоговым органом организация также в течение одного месяца со дня получения ММ представляет разногласия в тот налоговый орган, который его составлял. Налоговый орган обязан в течение трех дней со дня получения разногласий направить их со всеми материалами в ФНС России «для инициирования проведения взаимосогласительной процедуры» (п. 8 ст. 105.30 НК РФ).
С целью контроля за выполненными и невыполненными ММ налоговый орган «в срок не позднее двух месяцев с даты окончания проведения налогового мониторинга» направляет организации уведомление (п. 9 ст. 105.30 НК РФ). Таким образом, последний срок отправления уведомления 01.12.2016.
Налоговому органу запрещено излагать свою позицию в ММ по вопросам контроля соответствия цен, примененных организацией в контролируемых сделках (п. 10 ст. 105.30 НК РФ).
Взаимосогласительная процедура
ФНС России, получив от нижестоящего налогового органа разногласия и соответствующие материалы, инициирует проведение взаимосогласительной процедуры (далее - ВП) (п. 8 ст. 105.30, п. 1 ст. 105.31 НК РФ).
В течение одного месяца со дня получения разногласий и материалов от нижестоящего налогового органа ФНС России в лице ее руководителя либо заместителя проводит ВП с участием налогового органа и организации (п. 2 ст. 105. 31 НК РФ).
В результате проведения ВП организация получит уведомление от ФНС России либо о внесении изменений в ММ, либо в оставлении ММ без рассмотрения (п. 3 ст. 105.31 НК РФ). Уведомление вручается или направляется организации в течение трех дней со дня составления (п. 4 ст. 105.31 НК РФ).
Организация, получив уведомление от ФНС России, в течение одного месяца со дня получения уведомляет налоговый орган о своем согласии либо несогласии с ММ. В случае согласия с ММ к уведомлению организации прилагаются документы, подтверждающие выполнение позиции налогового органа, изложенной в ММ.
В случае если организация не выполнит указание налогового органа, которое выражено в ММ, то налоговый орган инициирует проведение выездной налоговой проверки за период, в котором проводился налоговый мониторинг по налогу (налогам), указанному в ММ (абз. 5 и 6 п. 4 ст. 1 Закона № 348-ФЗ, которые конкретизировали п. 5.1. ст. 89 НК РФ).
В случае выполнения налогоплательщиком позиции налогового органа, изложенной им в ММ, возникнут обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения (пп. «а» п .9 ст. 1 Закона № 348-ФЗ, который дополнил абз. 1 пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Поэтому в данном случае вступит в силу правило о презумпции невиновности налогоплательщика по основаниям, указанным в п. 6 ст. 108 НК РФ.
Однако в случае если ММ содержало позицию налогового органа, основанную на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком, то он будет признан виновным в совершении налогового правонарушения (пп. «б» п. 9 ст. 1 Закона № 348-ФЗ, который дополнил абз. 2 пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).
цели принятия закона № 348-ФЭ
Автором законопроекта является депутат Государственной Думы Российской Федерации Андрей Михайлович Макаров, который считает, что налоговый мониторинг позволит:
- увеличить поступление налогов;
- выявить пробелы и противоречия налогового законодательства Российской Федерации;
- сократить споры по вопросам применения налогового законодательства.
Кроме этого налоговый мониторинг, по мнению депутата, даст возможность спрогнозировать налоговую нагрузку. Это в свою очередь даст возможность сделать Россию страной, более привлекательной для инвестиций.
Налоговый мониторинг уже давно существует в таких государствах, как США, Великобритания, Нидерланды, а также в других развитых странах и зарекомендовал себя с положительной стороны.
Количество налогоплательщиков, которые смогут участвовать в налоговом мониторинге
Очевидно, что в пилотном проекте смогут участвовать только крупнейшие компании, так как их годовой доход должен быть не менее 3 млрд руб., а налоговые платежи не менее 300 млн руб. Количество таких организаций, подходящих под эти совокупные критерии, в России около 200. Всего же на учете в налоговых органах России находится около 4,8 млн юридических лиц.
Поэтому средний бизнес, а тем более малый, не сможет в ближайшей перспективе участвовать в новой форме налогового контроля.
На первом этапе налоговым органам предстоит работать в режиме налогового мониторинга с небольшим количеством крупных организаций. По сути, налоговый мониторинг - это режим постоянной налоговой проверки, при котором смогут работать только крупные налогоплательщики.
Если эксперимент получится удачным, то опыт может быть распространен на большее количество налогоплательщиков за счет снижения установленных законом экономических критериев.
Пока предварительное согласие на участие в пилотном проекте дали ОАО «Русгидро», ОАО «Интер РАО ЕЭС», ОАО «Мобильные Телесистемы», «Эрнст энд Янг (СНГ) Б.В.»
Библиографический список
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824. - [Электронный ресурс]: Режим доступа: URL: http: www.consultant.ru (дата обращения 05.11.2014).
2. Федеральный закон от 04.11.2014 № 348-Ф3 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» // Российская газета. № 254. 07.11.2014. - [Электронный ресурс]: Режим доступа: URL: http: www.consultant.ru (дата обращения 05.11.2014).