Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ'

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
199
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ МСП НА УРОВНЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мещерякова А.Б., Мугаева Е.В.

Деятельность малого и среднего предпринимательства является одним из важных факторов повышения гибкости экономики муниципальных образований. В зависимости от уровня развития малого и среднего предпринимательства можно судить о способности региона приспосабливаться к меняющейся экономической ситуации. Особенности развития экономики на этапе восстановления после экономического кризиса, вызванного пандемией и на сегодняшний день в условиях проведения специальной военной операции создает необходимость проведения более выверенной и гибкой экономической политики, в том числе в вопросах, касающихся развития малых и средних форм предпринимательской деятельности. Концепция управления развитием предпринимательской деятельности на муниципальном уровне образуется в виде системы подходов по достижению целей и задач, которые стоят перед органами местного самоуправления в соответствии с условиями, определяющих деловую активность предпринимателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мещерякова А.Б., Мугаева Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP AT THE MUNICIPAL LEVEL

The activity of small and medium-sized businesses is one of the important factors in increasing the flexibility of the economy of municipalities. Depending on the level of development of small and medium-sized businesses, one can judge the ability of the region to adapt to the changing economic situation. Features of the development of the economy at the stage of recovery after the economic crisis caused by the pandemic and today in the context of a special military operation creates the need for a more balanced and flexible economic policy, including in matters related to the development of small and medium-sized forms of entrepreneurial activity. The concept of managing the development of entrepreneurial activity at the municipal level is formed as a system of approaches to achieve the goals and objectives that local governments face in accordance with the conditions that determine the business activity of entrepreneurs.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ»

6. Goncharov K.A. Imitation model of the processes of production of raw smoked sausages / K.A. Goncharov // Enigma. - 2020. - No. 24. -pp. 180-185.

7. GOST R 56020. Lean production. Basic provisions and dictionary.

8. GOST R 56407. Lean production. Basic methods and tools.

9. GOST R 56908-2016. Lean production. Standardization of work.

10. GOST R 56906. Lean production. Organization of the workspace (5S).

11. GOST R 56907. Lean production. Visualization.

12. Davydova N. S. Hosin kanri and improving the efficiency of the activities of regional authorities / N. S. Davydova // Bulletin of the Udmurt University. The series "Economics and Law". - 2014. - Issue 1 - pp. 35-39.

13. Zharov M.V. Optimization modeling for the organization of machine-building workshops in the ANYLOGIC software environment / M.V. Zharov // Bulletin of the Ryazan State Radio Engineering University. - 2020. - No. 71. - pp. 151-161.

14. Imai M. Kaizen: the key to the success of Japanese companies / M. Imai - M: Alpina Publisher. - 2022. - 278 p.

15. Kislitsyn E.V. Development of a simulation model of the production process at woodworking enterprises / E.V. Kislitsyn, M.V. Panova, N.G. Chirkina // Prospects of science. - 2017. - № 11 (98). - Pp. 26-30.

16. Klochkov Yu.P. "Lean production": concepts, principles, mechanisms / Yu.P. Klochkov // Engineering Bulletin of the Don. - 2012. - C. 429-437.

17. Lekareva Yu.S. Development of the project of structural diversification of LLC "Mikroimpuls" in order to increase the innovative activity of the company / Yu.S. Lekareva, A.A. Snatenkov // Audit statements. 2019. No. 3. pp. 53-62.

18. 1morar E.V. Modeling of transport and logistics processes using the ANULOGIC environment / E.V. Morar, V.A. Shamis // NovaInfo.Ru . - 2019. - Vol. 1. - No. 96. - pp. 24-27.

19. Ono T. Toyota Production System. Moving away from mass production: trans. from English / T. Ono. - M.: Institute of Integrated Strategic Studies, 2005. - 142 p.

20. Popov A.A. Innovation policy as a tool for improving the competitiveness of an organization / A.A. Popov, Yu.S. Lekareva // Business. Education. Right. 2020. No. 1 (50). pp. 276-280.

21. Shepel V.N. Simulation model of livestock agricultural enterprise management in the region / V.N. Shepel, N.V. Speshilova, M.V. Kitaeva // Problems of enterprise development: theory and practice. - 2018. - No. 1. - pp. 293-299.

22. Lapteva E. V. Development trend of the construction market in Russian regions / E. V. Lapteva, E. P. Ogorodnikova, V. F. Remizova // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering : BUILDINTECH BIT 2020. INNOVATIONS AND TECHNOLOGIES IN CONSTRUCTION, Belgorod, 08-09 October 2020. Vol. 945. - Belgorod: Institute of Physics Publishing, 2020. - P. 012015. - DOI 10.1088/1757-899X/945/1/012015 . Pp. 276-280.

EDN: DEMWOP

А.Б. Мещерякова - к.э.н., доцент, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Россия, 1980_allaal@mail.ru,

A.B. Meshcheryakova - candidate of economic sciences, associate professor, Kuban state technological university, Krasnodar, Russia;

Е.В. Мугаева - к.э.н., доцент, Академия маркетинга и социально-информационных технологий, Краснодар, Россия, ekaterina.mugaeva@mail.ru,

E.V. Mugaeva - candidate of economic sciences, associate professor, Academy of marketing and social information technologies, Krasnodar, Russia.

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ THE CONCEPT OF THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP

AT THE MUNICIPAL LEVEL

Аннотация. Деятельность малого и среднего предпринимательства является одним из важных факторов повышения гибкости экономики муниципальных образований. В зависимости от уровня развития малого и среднего предпринимательства можно судить о способности региона приспосабливаться к меняющейся экономической ситуации. Особенности развития экономики на этапе восстановления после экономического кризиса, вызванного пандемией и на сегодняшний день в условиях проведения специальной военной операции создает необходимость проведения более выверенной и гибкой экономической политики, в том числе в вопросах, касающихся развития малых и средних форм предпринимательской деятельности. Концепция управления развитием предпринимательской деятельности на муниципальном уровне образуется в виде системы подходов по достижению целей и задач, которые стоят перед органами местного самоуправления в соответствии с условиями, определяющих деловую активность предпринимателей.

Abstract. The activity of small and medium-sized businesses is one of the important factors in increasing the flexibility of the economy of municipalities. Depending on the level of development of small and medium-sized businesses, one can judge the ability of the region to adapt to the changing economic situation. Features of the development of the economy at the stage of recovery after the economic crisis caused by the pandemic and today in the context of a special military operation creates the need for a more balanced and flexible economic policy, including in matters related to the development of small and medium-sized forms of entrepreneurial activity. The concept of managing the development of entrepreneurial activity at the municipal level is formed as a system of approaches to achieve the goals and objectives that local governments face in accordance with the conditions that determine the business activity of entrepreneurs.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, развитие малого и среднего бизнеса, предпринимательская деятельность, управление развитием МСП на уровне муниципальных образований.

Keywords: small and medium-sized businesses, development of small and medium-sized businesses, entrepreneurial activity, management of the development of SMEs at the level of municipalities.

Введение

В современной экономике малое предпринимательство с каждым годом играет все более значимую роль. Малый и средний бизнес становятся серьезными факторами социальной и политической стабильности страны. Развитие данного сектора позволяет решить как экономические, так и социальные задачи, а также способствовать формированию конкуренции, насыщению рынка товарами и услугами, снижению уровня безработицы, созданию новых рабочих мест, а также увеличению налоговых поступлений в бюджет. Цель статьи - проанализировать состояние и тенденции развития малого бизнеса в России. Основным объектом исследования являются субъекты малого предпринимательства.

Предпринимательская деятельность представляет собой существенный, основополагающий базис экономики, а соответственно, является и главной социальным компонентом государства. Невзирая на беспрепятственность хозяйственной деятельности, совершенно понятно, что для эффективного развития общества целесообразно ее управление со стороны правительства.

Как верно указывают некоторые ученые, место и значение органов власти в экономической системе любого государства определяются эффективностью используемых инструментов и мер государственного управления, при помощи которых решаются разные социальные и экономические задачи. В настоящее время происходит возрастание государственного управления социально-экономических процессов, трансформируются организационно-управленческие механизмы взаимодействия правительства с экономическими агентами, происходят значительные сдвиги в целях, инструментах, аппарате управления, во взаимодействии государственного и рыночного механизмов управления. Это глобальная тенденция, свойственная для большинства государств с современной экономической системой.

Результаты исследования и их обсуждение.

В современных условиях в правовой системе Российской Федерации четко можно отследить укрепление значения местного самоуправления в управлении различных общественных отношений, в т. ч. и хозяйственной деятельности ст. ст. 14, 15, 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» напрямую соотносят к кругу вопросов местного значения формирование предпосылок для развития малого и среднего бизнеса.

Управление предпринимательской деятельностью на государственном уровне происходит по 2-м главным векторам - управлению деятельности организаций, созданных самими органами власти (унитарных предприятий), и, других экономических субъектов. Относительно функционирования первых, сформированных государственными и местными органами власти, то они имели достаточно серьезное регулирование, в том числе, соответствующим законодательным актом - ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Деятельность малого предпринимательства является одним из важных фактором повышения гибкости экономики страны. В зависимости от уровня развития малого предпринимательства специалисты могут судить о способности государства приспосабливаться к меняющейся экономической ситуации.

Малое и среднее предпринимательство (МСП) - значимый сектор экономики России, так как он выполняет несколько важных функций:

- социальную: решение проблем безработицы, самозанятости, формирование среднего класса и инклюзивных институтов;

- экономическую: производство товаров и услуг, предоставление персонализированных услуг, мультипликатор, устойчивое развитие;

- инновационную: трансформация идей в продукты и услуги, развитие стартапов и диверсификация.

Существуют условия отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленные ст. 4 ФЗ РФ от 24.07.2007 г. № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (рисунок 1).

Концепция управления развитием предпринимательской деятельности на муниципальном уровне образуется в виде системы подходов по достижению целей и задач, которые стоят перед органами местного самоуправления, в соответствии с условиями, определяющих деловую активность предпринимателей.

Развитие предпринимательской деятельности малого и среднего бизнеса при определенном политическом курсе способствует обеспечению высокой инвестиционной отдачи, развитию инновационной деятельности, формированию новых узкоспециализированных рабочих мест, а также обладает способностью быстро и эффективно реагировать на любые экономические изменения. Именно поэтому развитие предприятий малого и среднего бизнеса должно стать одним из приоритетных направлений экономического развития нашей страны.

1. Структура уставного капитана

2. Средняя численность '». работников за предшествующий календарный год не должен превышать следующие V._предельные значения_л

3. Предельные значения выручки от реализации товаров (работ,

услуг) установлены постановлением Правительства РФ от 04.04.2016г. №265

•Не более 25 % Суммарная доля участия/голосующие акции РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном капитале ООО / АО, складочном капитале хозяйственного товарищества

•до 100 человек для малых предприятий •до 15 человек для микропредприятий •от 100 одного до 250 человек для средних предприятий

•для микропредприятий - 120 млн рублей •для малых предприятий - 800 млн рублей •средних предприятий - 2 млрд рублей.

Рисунок 1 - Условия отнесение к субъектам малого и среднего предпринимательства,

установленные законодательством РФ

К настоящему моменту система ведения хозяйства в бизнесе, а именно специфика сосредоточения имущественных прав на капитал привели к возникновению ситуаций, когда предпринимательство становится семейным, передающимся по наследству источником дохода конкретной семьи. Так, в настоящий момент, малый и средний бизнес затрагивает все основные сферы деятельности людей: розничная торговля (около 40 % от общей структуры), общественное питание, сфера услуг, кустарное и фабричное производство, транспорт, строительство, сельское хозяйство и др. В тоже время, рынки малого предпринимательства в сферах информационных, медицинских и риэлтерских услуг пока крайне малы, но могут возрасти в будущем.

Тем не менее, на данный момент малый бизнес недостаточно развит в нашей стране: в то время как в западных странах США и Европы доля предприятий малого и среднего бизнеса в общей структуре рынка составляет примерно 96 %, в которых занято три четверти экономически активного населения и формируется более половины ВВП, в России данный рынок находится в затяжной стагнации и доля малого бизнеса в ВВП не превышает 11 %, а доля капитала всего 3 % от общей структуры предприятий страны.

В таблице 1 представлено количество субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации по состоянию на 10.01.2023 г. Исходя из представленных данных можно сделать вывод, что в России всего 5966909 субъектов МСП, при этом большая часть - 61,8 % это индивидуальные предприниматели. Среди юридических лиц большую часть составляют микропредприятия (91,16 %), малые предприятия составляют 8,8 %, средние предприятия - 9,6 %.

Таблица 1 - Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10.01.2023, тыс. шт [1]/

Регион Всего Юридических лиц Индивидуальных предпринимателей

всего из них всего из них

Микро- Малое Среднее Микро- Малое Среднее

Российская Федерация 5966,9 2281,5 2080,0 183,9 17,6 3685,4 3656,7 28,4 0,4

Центральный федеральный округ 1917,1 814,6 741,1 66,6 6,9 1102,5 1095,5 6,9 0,1

Северо-Западный федеральный округ 680,0 292,9 266,7 24,0 2,2 387,1 384,3 2,7 0,0

Южный федеральный округ 681,5 173,5 157,8 14,4 1,4 508,0 504,1 3,9 0,0

Северо-Кавказский федеральный округ 208,9 51,0 46,9 3,8 0,4 157,9 156,9 1,0 0,0

Приволжский федеральный округ 1040,4 395,9 359,6 33,2 3,1 644,5 638,6 5,9 0,1

Уральский федеральный округ 502,3 196,9 180,3 15,1 1,5 305,4 302,6 2,8 0,0

Сибирский федеральный округ 611,1 239,1 219,0 18,5 1,6 372,1 368,8 3,2 0,0

Дальневосточный федеральный округ 306,7 115,4 106,3 8,4 0,6 191,3 189,3 2,0 0,0

Юго-Западные субъекты Российской Федерации 18,8 2,2 2,2 0,0 0,0 16,6 16,6 0,0 0,0

Что касается региональной структуры размещения субъектов малого и среднего предпринимательства, в лидерах - Центральный федеральный округ, где сосредоточено более 32 % субъектов МСП, на втором месте - Приволжский федеральный округ (17,4 %), третье место делят СевероЗападный и Южный федеральный округ (в среднем по 11 %).

Динамика количества субъектов малого и среднего предпринимательства представлена на рисунке 2.

<¡200000 6000000 5800000 5600000 5400000

___________

■ - 2020 г 2021 г. 2022 г. 2023 г.

Количество субъектов МСП 6041195 5916906 5684561 5866703 5966909

Рисунок 2 - Динамика количества субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации за 2019-2023 гг. [1]

Как представлено на рисунке 2 - наибольшее количество субъектов МСП зафиксировано в 2019 году - 6041195 субъектов, наименьшее количество - в 2021 г. - 5684561 субъект. С 2021 года наблюдается рост численности субъектов МСП и к началу 2023 г. (данные на 10.01.23) зафиксировано 5966909 субъектов.

С целью формирования организованности и упорядоченности процессов деятельности субъектов малого и среднего бизнеса для соблюдения законов и обеспечения общественных интересов, государство и заинтересованные структуры проводят политику поддержки предпринимательства.

Муниципальная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства заключается в построении системы, основные элементы которой представлены на рисунке 3.

Администрация муништалыюго образования

Структурное подразделение по поддержке малого п среднего предпринимательства

* 1 =

Федеральные нрегионачьные органы поддержки малого и среднего предпринимательства

Федеральные и региональные офнды поддержки малого п среднего предпринимательства

_1

Коммерческие банки Страховые компании Лизинговые компании

Муниципальный центр развития малого и среднего предпринимательства Муниципальный фонд поддержки малого и среднего предпринимательства Общественные агентства по развитию предпринимательства

Общественно-экспертный совет Технопарки и бизнес-инкубаторы

Субъекты малого и среднего предпринимательства

Рисунок 3 - Система межведомственного и межфункционального взаимодействия при поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне

Стоящие перед государством задачи по переходу к более эффективному рыночному распределению вынуждают сформировать систему поддержки малого бизнеса. Опыт развитых стран показывает, что создание благоприятных условий, стимуляция предпринимательских способностей населения, формирование открытой системы государственных заказов, соблюдение антимонопольного законодательства и ряд других мер благоприятно воздействуют на развитие бизнеса, ускоряя экономические процессы формирования предпринимательского базиса для рыночного хозяйства.

Среди основных проблем, препятствующих развитию малого и среднего бизнеса на муниципальном уровне можно выделить следующие [2]:

1) одним основным препятствием открытия и успешного ведения бизнеса стала нехватка собственных и заемных средств;

2) наличие административных барьеров, является еще одной проблемой, сдерживающей развитие малого и среднего предпринимательства в нашей стране;

3) высокий уровень налогообложения. Данный критерий аналитики и сами предприниматели, как правило, называют основным препятствием для успешного ведения бизнеса в России;

4) возможность выполнения государственных заказов также важна для развития малого предпринимательства, т.к. для большого количества МП госзаказ - главный источник обеспечения своих предприятий работой;

5) нехватка помещений, подходящих для организации бизнеса малыми предприятиями, является важным фактором, тормозящим их развитие. Предприниматели, только пытающиеся открыть свое дело (неважно, связанное с производством или сферой услуг), и успешные предприниматели, расширяющие бизнес, сталкиваются с дефицитом помещений, подходящих именно для их вида деятельности;

6) проблема продвижения товаров и услуг на рынке является еще одной проблемой, оказыва-

ющей отрицательное влияние на эффективную работу предприятий малого бизнеса;

7) в современном мире быстрое и оперативное владение деловой информацией является необходимым условием успешного ведения бизнеса;

8) низкая квалификация персонала является еще одним немаловажным негативным моментом, влияющим на эффективность работы предпринимательства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение и выводы

Решение вышеперечисленных проблем будет способствовать развитию малого предпринимательства. Для решения данного комплекса проблем ученые предлагают перевести социально-экономический курс на всеобъемлющую поддержку малому бизнесу на условиях доступности, открытости. Важными шагами должно стать упрощение процедуры учреждения новых фирм. Тем не менее, нельзя ослаблять контроль за вновь образованными предприятиями, чтобы не выпустить на рынок фиктивные компании, основная цель которых заключается в получении сверхприбыли мошенническими методами. Еще одним «полезным» законопроектом стал ввод моратория на плановые проверки деятельности малого бизнеса с 10 марта до конца 2022 года. Исключениями являются только случаи, когда существуют риски для жизни и здоровья граждан (например, в области использования атомной энергии, обеспечения радиационной безопасности, защиты государственной тайны и т. д.). В дальнейшем мораторий на проверки продлили на 2023 год - Постановление Правительства РФ от 01.10.2022 г. Мера коснётся компании и ИП, которые входят в реестр малого и среднего предпринимательства.

Действенной инициативой может стать безусловное сокращение перечня проверок, пусть и за счет укрупнения оставшихся. Реализация описанных выше предложений по решению обозначенных проблем привлечет на рынок значительное число новых представителей малого бизнеса, а также восполнит дефицит бюджета. Эти факторы позволят снизить налоговое бремя для всего рынка, что откроет доступ для большего числа предпринимателей.

Остаётся актуальным вопрос о финансовой поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, который затруднен решением на уровне муниципалитетов вследствие бюджетных ограничений на местном уровне (бюджета муниципального образования). Указанная проблема обуславливает необходимость создания и неукоснительного соблюдения «Дорожной карты» по финансовой поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства.

Источники:

1. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. - [Электронный ресурс]. - URL: https://ofd.nalog.ru/index.html (дата обращения 27.12.2022).

2. Осенний А. Проблемы малого бизнеса в России / А. Осенний, И. Сухоруких // Мировое и национальное хозяйство. - 2016. - № 3(38). - С. 9.

3. Мугаева Е. В. Управление предпринимательской деятельностью: Учебное пособие для студентов, обучающихся по укрупненной группе направлений подготовки и специальностей 38.00.00 «Экономика и управление» / Е. В. Мугаева, А. Б. Мещерякова. - Краснодар: Индивидуальный предприниматель Кабанов Виктор Болеславович (Издательство «Новация»), 2022. - 163 с.

4. Кривоносова А. Г. Демографические проблемы Краснодарского края как угроза экономической безопасности региона / А. Г. Кривоносова, А. Р. Чолахян // Развитие современной науки и технологий в условиях трансформационных процессов: Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции, Москва, 29 июля 2022 года / Редколлегия: Л.К. Гуриева [и др.]. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство АЛЕФ», 2022. - С. 480-489.

5. Коваленко С.А., Ильина Т.В. Инвестиционная безопасность и ее роль в развитии экономики // Экономика и управление: Ключевые проблемы и перспективы развития. - Материалы XI международной научно-практической конференции: текстовое электронное издание. Под общей редакцией Е.В. Королюк. 2020. С. 128-134.

References:

1. Unified register of small and medium-sized businesses. - [Electronic resource]. - URL: https://ofd.nalog.ru/index.html (date of access 12/27/2022).

2. Autumn A. Problems of small business in Russia / A. Autumn, I. Sukhorukikh // World and national economy. - 2016. -No. 3 (38). - p. 9.

3. Mugayeva E. V. Business Management: Textbook for students studying in an enlarged group of areas of training and specialties 38.00.00 "Economics and Management" / E. V. Mugayeva, A. B. Meshcheryakova. - Krasnodar: Individual entrepreneur Kabanov Viktor Boleslavovich (Publishing house "Novation"), 2022. - 163 p.

4. Krivonosova A. G. Demographic problems of the Krasnodar Territory as a threat to the economic security of the region / A. G. Krivonosova, A. R. Cholahyan // Development of modern science and technology in the context of transformation processes: Collection of materials of the IV International Scientific and Practical Conference, Moscow , July 29, 2022 / Editorial Board: L.K. Gurieva [i dr.]. - Moscow: Limited Liability Company "ALEF Publishing House", 2022. - P. 480-489.

5. Kovalenko S.A., Ilyina T.V. Investment security and its role in the development of the economy // Economics and management: Key problems and development prospects. - Materials of the XI international scientific and practical conference: text electronic edition. Under the general editorship of E.V. Korolyuk. 2020. S. 128-134.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.