Научная статья на тему 'Концепция развития БРИКС: Анализ проектов, финансируемых НБР'

Концепция развития БРИКС: Анализ проектов, финансируемых НБР Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
296
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРИКС / концепция развития / Новый банк развития / проекты / сотрудничество по линии «Юг-Юг» / транспортная инфраструктура / BRICS / development concept / New Development Bank / Projects / South-South cooperation / transport infrastructure

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Уильям Далдеган, Витория Де Борба

Целью статьи является изучение концепции развития в рамках БРИКС и использования Нового банка развития (НБР) для ее реализации. Проанализированы документы саммитов БРИКС с 2014 по 2022 гг. и финансирование проектов, рассмотренных НБР в период с 2016 по 2022 гг. Приводятся следующие аргументы: (i) развитие является ключевым приоритетом в рамках БРИКС; (ii) развитие имеет основополагающее значение для экономического роста и создания инфраструктуры; (iii) концепция развития включает в себя понятие прогресса, тесно связанное с устойчивостью и «зеленой» концепцией; (iv) НБР, несмотря на свою приверженность передовым экологическим, социальным и управленческим практикам (ESG), в полной мере не обеспечивает их соблюдение на протяжении всего периода реализации проектов. В первые годы существования форума сотрудничество стран БРИКС рассматривалось как средство обеспечения развития. НБР встроен в эту парадигму, компенсируя дефицит международного финансирования. Примечательно, что значительное количество проектов Банка относится к сектору транспортной инфраструктуры и большинство из них приходится на Индию и Китай. К сектору социальной инфраструктуры относится меньшая часть проектов НБР. Высокая скорость оценки проектов НБР не обязательно приводит к их быстрой реализации и завершению. В то же время НБР привлек интерес со стороны новых членов. Пока Банк сможет эффективно привлекать и предоставлять ресурсы своим членам, а также быстро и ответственно реагировать на новые вызовы в постоянно меняющемся международном контексте, он будет являться важным элементом системы многосторонних банков развития, способствующим сотрудничеству по линии «Юг-Юг». Обеспеченный координацией БРИКС успех НБР способствует наращиванию финансирования развития и положительно влияет на актуальность и устойчивость объединения в глобальной политике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Development Concept in BRICS: An Analysis of Projects Financed by the NDB

The article examines the concept of development within the BRICS (Brazil, Russia, India, China, and South Africa) framework and how the New Development Bank (NDB) is used to achieve it. It analyzes BRICS summit documents from 2014 to 2022 and financing projects considered by the NDB from 2016 to 2022. The arguments made are as follows: development has been a top priority within BRICS; development is fundamental for economic growth and strengthening infrastructure; development involves a notion of progress closely tied to sustainability and the “green” concept; and the NDB, despite its commitment to good environmental, social, and governance (ESG) practices, does not ensure them throughout the execution of projects. In the initial years, cooperation among BRICS countries was emphasized as the means to achieve development. The NDB complements this by filling gaps in international financing. Notably, there is a significant number of projects in the transport infrastructure sector, with leadership from India and China, while the social infrastructure sector is marginalized. There is rapid project appraisal dynamic that does not necessarily translate into project implementation and completion. At the same time, the NDB has attracted interest from new members. As long as the NDB can efficiently attract and lend resources to its members and respond swiftly and responsibly to new challenges in an ever-changing international context, it will be seen as a significant multilateral development bank that promotes South-South cooperation. As a result of BRICS coordination, the success of the NDB contributes to development financing and positively impacts the relevance and resilience of the grouping in global politics.

Текст научной работы на тему «Концепция развития БРИКС: Анализ проектов, финансируемых НБР»

Online First

Вестник международных организаций. 2023. Т. 18. № 4. С. Научная статья УДК 327.7

doi:10.17323/1996-7845-2023-04-0l

Концепция развития БРИКС: Анализ проектов, финансируемых НБР1

В. Далдеган, В. Борба

Уильям Далдеган - профессор Института философии, социологии и политики и аспирантуры по политологии Федерального университета Пелотаса, координатор Исследовательской группы по экономике, политике и международному развитию; 154 Coronel Alberto Rosa Street, Pelotas, 96010-770, Brazil; [email protected]

Витория де Борба - аналитик по международным отношениям Федерального университета Пелотаса, научный сотрудник Исследовательской группы по экономике, политике и международному развитию; 154 Coronel Alberto Rosa Street, Pelotas, 96010770, Brazil; borbavitoria45@ gmail.com

Аннотация

Целью статьи является изучение концепции развития в рамках БРИКС и использования Нового банка развития (НБР) для ее реализации. Проанализированы документы саммитов БРИКС с 2014 по 2022 гг. и финансирование проектов, рассмотренных НБР в период с 2016 по 2022 гг. Приводятся следующие аргументы: (i) развитие является ключевым приоритетом в рамках БРИКС; (ii) развитие имеет основополагающее значение для экономического роста и создания инфраструктуры; (iii) концепция развития включает в себя понятие прогресса, тесно связанное с устойчивостью и «зеленой» концепцией; (iv) НБР, несмотря на свою приверженность передовым экологическим, социальным и управленческим практикам (ESG), в полной мере не обеспечивает их соблюдение на протяжении всего периода реализации проектов. В первые годы существования форума сотрудничество стран БРИКС рассматривалось как средство обеспечения развития. НБР встроен в эту парадигму, компенсируя дефицит международного финансирования. Примечательно, что значительное количество проектов Банка относится к сектору транспортной инфраструктуры и большинство из них приходится на Индию и Китай. К сектору социальной инфраструктуры относится меньшая часть проектов НБР. Высокая скорость оценки проектов НБР не обязательно приводит к их быстрой реализации и завершению. В то же время НБР привлек интерес со стороны новых членов. Пока Банк сможет эффективно привлекать и предоставлять ресурсы своим членам, а также быстро и ответственно реагировать на новые вызовы в

1 Статья поступила в редакцию 02.09.2023 г.

Перевод статьи выполнен А.В. Шелеповым, с.н.с. Центра исследований международных институтов Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС).

постоянно меняющемся международном контексте, он будет являться важным элементом системы многосторонних банков развития, способствующим сотрудничеству по линии «Юг-Юг». Обеспеченный координацией БРИКС успех НБР способствует наращиванию финансирования развития и положительно влияет на актуальность и устойчивость объединения в глобальной политике.

Ключевые слова: БРИКС, концепция развития; Новый банк развития, проекты, сотрудничество по линии «Юг-Юг», транспортная инфраструктура

Благодарности: Авторы благодарят Исследовательский фонд Риу-Гранди-ду-Сул (FAPERGS/Бразилия) за грант №22/2551-0000605-1, который сделал возможным реализацию данного исследования.

Для цитирования: Далдеган В., Борба В. Концепция развития БРИКС: Анализ проектов, финансируемых НБР // Вестник международных организаций. 2023. Т. 18. № 4. С. (на русском и английском языках). doi:10.17323/1996-7845-2023-04-01

Введение

Развитие является важнейшим приоритетом для стран с формирующимися рынками и обсуждается в рамках БРИКС - объединения Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки, которое в 2014 году создало Новый банк развития (НБР) с целью мобилизации ресурсов для проектов в сфере инфраструктуры и устойчивого развития. В 2022 году объем кредитных операций НБР превысил 32 млрд долл. США. НБР профинансировал проекты в таких секторах, как энергетика, транспорт, водоснабжение и канализация, городская инфраструктура, сохраняя приверженность передовым экологическим, социальным и управленческим практикам. В период с 2021 по 2023 гг. к Банку присоединились новые члены: Бангладеш, Объединенные Арабские Эмираты и Египет. Уругвай формально станет членом НБР после предоставления документа о присоединении.

Со времени первого саммита в 2009 году БРИКС ясно обозначил приоритетность проблем развития, предложив политику сотрудничества и диалога в ответ на последствия финансового кризиса 2008 года. За прошедшие годы объединение укрепило свою приверженность развитию, выступая за скоординированные действия в рамках «Группы двадцати» и Всемирной торговой организации (ВТО), продвигая Цели устойчивого развития (ЦУР) и организуя отраслевые и тематические встречи с участием представителей стран «пятерки». Сотрудничество в рамках БРИКС на основе торговых и финансовых соглашений в сочетании с продвижением инструментов взаимодействия между национальными банками развития способствовало созданию НБР.

Тем не менее, приоритезация развития не вносит ясности в то, что БРИКС понимает под этим термином. Связано ли развитие с экономическим ростом, созданием инфраструктуры или социальным благополучием? Является ли НБР эффективным инструментом для обеспечения развития в соответствии с социально ответственными, устойчивыми и должным образом реализуемыми стандартами и практиками? Каков вклад НБР в развитие его стран-членов?

НБР представляет собой инновационный и амбициозный проект, в контексте значительной интеграции финансовых рынков позволяющий странам-заемщикам сохранять полный контроль над своей экономической политикой. Его цель — восполнить дефицит ресурсов для финансирования развития, не навязывая условий или стандартов, ограничивающих суверенитет заемщиков [Suchodolski, Demeulemeester, 2018; Hooijmaaijers, 2021]. Схожим образом НБР занимает место в системе глобального финансового управления, не бросая ей вызов, а скорее дополняя ее, поскольку его

создание является следствием процессов, которые не создают ограничений или конкретных целей, но реагируют на динамику международного контекста, исходя из его понимания странами-членами [Daldegan, Carvalho, 2022].

С целью изучения концепции развития в контексте БРИКС и того, как НБР используется для ее воплощения в жизнь, мы формулируем следующую гипотезу: НБР функционирует как инструмент дополнительной поддержки для реализации проектов в сфере устойчивого развития в рамках БРИКС, объем его финансирования растет, но несмотря на заявления о соблюдении принципов ESG, Банк не способен обеспечить их реализацию, за исключением стадии оценки проектов. Исследование проводится с использованием аналитико-описательного подхода и смешанной методологии в сочетании с обзором литературы следующим образом: (1) с использованием бесплатного программного обеспечения AntConc2 подсчитывается количество упоминаний слова «развитие» в декларациях саммитов БРИКС с 2009 по 2022 гг., показывающее место данной темы в дискуссиях в рамках объединения; (2) собираются и анализируются данные, относящиеся к проектам, финансируемым НБР с момента его создания (с 2014 по 2022 гг.), из базы, доступной на веб-сайте Банка;3 (3) с помощью систематизированных данных проводится качественный анализ цели использования и назначения средств, заимствованных у НБР, а также выявляются сопутствующие проблемы и возможности.

В следующей части статьи анализируются мотивы роста внимания БРИКС к повестке дня в сфере развития. Факторы, которые повлияли на создание НБР и его институциональное развитие, обсуждаются в третьей части. В четвертой части проанализированы проекты, финансируемые Банком, установлено распределение выделенных ресурсов по секторам и странам-членам, после чего приведены заключительные соображения. Статья вносит вклад в изучение инициатив БРИКС и дополняет массив исследований деятельности многосторонних банков развития.

Развитие и БРИКС

Развитие как концепция

Концепция развития тесно связана с идеей перемен, но не является единственной и универсальной. Несмотря на ожидание от процесса развития позитивных перемен, понимание и восприятие этих перемен различны [Kanbur, 2007]. Не существует достаточного количества признаков, позволяющих определить, полезно ли изменение X для субъектов Y и Z. Эта неопределенность отражается в различных интерпретациях развития, таких как (1) долгосрочный процесс социальной трансформации, связанный с интеграцией обществ в международные рынки (преобладала в 1950-х и 1960-х гг.), (2) процесс достижения краткосрочных и среднесрочных целей (обычно такого подхода придерживаются международные организации) или (3) элемент доминирующего современного западного дискурса, который укрепляет существующие иерархические структуры и неравенство [Sumner, Tribe , 2008].

Концепция развития как создания богатства посредством производственного процесса была сформулирована Адамом Смитом, а в середине XIX века развитие стало ассоциироваться с экономическим прогрессом. Развитие в этом смысле отражает прогрессивный характер экономической системы, стремящейся понять законы и объяснительные тенденции импульсов и барьеров на своем пути. И эволюционизм, и прогресс учитываются в подходе, который рассматривает развитие как процесс с заранее определенными целями и сроками. Метрикой инструментальной оценки развития

2

AntConc (версия 3.5.7). См. http://www.laurenceanthony.net/soitware.html

3

См. https://www.ndb.int/

служит набор индикаторов, при этом основополагающими из них являются действия международных организаций [Sumner, Tribe, 2008]. Такие организации способны способствовать развитию либо путем определения показателей, либо путем публикации исследований с руководящими принципами и целями, которые необходимо достичь. Данная интерпретация используется Всемирным банком (ВБ) при составлении отчетов и исследований по международному развитию, а также широко применяется Международным валютным фондом (МВФ) в процессе кредитования. Хотя эти организации усовершенствовали показатели и внедрили новые методы измерения развития, они по-прежнему сохраняют указанную интерпретацию в качестве основы для модернизации своих методологий и исследований. В отличие от предыдущей интерпретации, которая фокусировалась на изменениях, эта больше внимания уделяет результатам. Однако имеются многочисленные исследования [Kentikelenis, Stubbs, King, 2016; Broome, 2015], критикующие указанные показатели и руководящие принципы как неспособные учесть уникальность каждой отдельной ситуации и способствующие принятию мер, которые привели многие государства к обострению внутренних кризисов и усилению неравенства.

Переход от традиционного, сельского и аграрного, к современному, городскому и индустриальному обществу иллюстрирует интерпретацию развития как исторической и долгосрочной структурной социальной трансформации. Прежде всего, такая интерпретация подчеркивает многомерный характер экономических и социальных преобразований [Thomas, 2000]. Поэтому нельзя сказать, что изменения в рамках развития были намеренными или позитивными. Тем не менее, такая трактовка легла в основу концепции развития как преодоления отсталости (недостаточного развития).

Действительно, развитие можно разделить на две ключевых составляющих: фундаментальную и структурную [Rodrik, 2014]. В то время как первая предполагает долгосрочное накопление возможностей, в том числе в сферах образования, здравоохранения, регулирования и управления, вторая имеет дело с краткосрочными факторами, такими как увеличение производительности труда и интенсификация индустриализации. Эти составляющие взаимозависимы и должны существовать одновременно для обеспечения стабильной и длительной структурной трансформации. Уровни экономического развития стран определяются структурными факторами и особенностями отраслевой композиции каждой экономики, а также возможностями государства, поскольку процессы накопления человеческого капитала и становления хорошо структурированных государственных институтов являются факторами международной конвергенции [Rodrik, 2014]. Эта конвергенция стала важнейшей причиной активных дебатов об устойчивости развития [Redclif 1994, Bebbington 2001, Hopwood Mellor O'Brien 2005]. Усиливающееся многостороннее сотрудничество рассматривается как дилемма, связанная с согласованием экономических, социальных и экологических интересов с потребностью в инвестициях, особенно для развивающихся стран [Mujumdar, Shadrin 2021].

Развитие в повестке БРИКС

В БРИКС дискуссия о том, как обеспечить развитие, стала не только фундаментальным пунктом повестки дня первых саммитов, но и вектором сближения интересов объединения, повестка которого включает широкий спектр тем и вопросов. В 2019 г. лидеры БРИКС выступили за «консолидацию усилий в целях устойчивого развития» [BRICS, 2019]. Анализ деклараций саммитов показывает разнообразие вопросов, рассматривавшихся на протяжении 15 лет. Облако слов на Рис. 1 иллюстрирует масштаб и глубину дискурса, графически отображая то, что численно показано в Таблице 1, а именно центральное место вопросов развития в повестке БРИКС.

Вопрос реформирования и модернизации глобального управления отражает озабоченность стран БРИКС доступом к ресурсам и инструментам, аналогичный тому, что имеют их более развитые партнеры [Tokhi 2019, Stuenkel 2013]. В начальный период (с момента создания до 2013 г.) «БРИКС неуклонно расширял свою повестку дня, сочетая преемственность и новаторство и последовательно продвигая реформу архитектуры глобального управления» [Kirton, Larionova 2022, 11]. Прежде всего, «пятерка» стремилась к активному участию для защиты своих интересов в дискуссиях и инициативах, касающихся устойчивого развития, что иллюстрируется как включением принципов ESG в руководящие принципы НБР [NDB, n.d.b], так и сотрудничеством в сфере технологий (PartNIR и iBRICS), продовольствия (Платформа сельскохозяйственных исследований БРИКС), экологии (Зонтичная программа «Чистые реки»), здравоохранения (Центр исследований и разработок вакцин БРИКС) [Mujumdar, Shadrin 2021].

Рис. 1. Облако слов: Саммиты 2009-2022 гг.

Источник: составлено авторами.

По мере развития и углубления сотрудничества БРИКС произошло увеличение числа принимаемых обязательств с преобладанием в них приоритетов международного сотрудничества, торговли и региональной безопасности как предполагаемых средств достижения развития. В исследовании [Юг1»п, Ьапопоуа, 2022] показано, что уровень исполнения обязательств, принятым лидерами БРИКС в различных сферах, составляет в среднем 77%, при этом Индия и Китай демонстрируют наивысшие показатели. Данные указывают на успех БРИКС в поддержке экономического роста и содействии развитию пяти стран, даже с учетом того, что ранее они казались более заинтересованными в исполнении соответствующих обязательств. Тем не менее, в последний рассмотренный авторами период (начиная с 2019 года), отмеченный пандемией Covid-19, обострением политического и экономического кризиса в Бразилии и конфликтом в Восточной Европе с участием России, объединение смогло сохранить «плотные институциональные сети, гибкость, преемственность и основополагающий принцип БРИКС, предусматривающий

продвижение диалога только по вопросам, приемлемым для всех членов» [К1г1;оп, Ьапопоуа, 2022, 19].

Таблица 1. Рейтинг упоминаемости слов в документах саммитов БРИКС 2009-2022 гг.

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Мес

то Частота Слово Частота Слово Частота Слово Частота Слово Частота Слово Частота Слово Частота Слово

1 18 Международ ный 24 Страны 28 Сотрудничес тво 43 Развитие 59 Развитие 72 Развитие 119 БРИКС

2 10 Страны 23 Международ ный 28 международ ный 33 Глобальный 31 международн ый 66 БРИКС 114 Международ ный

3 10 Развитие 19 Сотрудничес тво 26 Развитие 25 БРИКС 24 БРИКС 57 Сотрудничес тво 103 Сотрудничес тво

4 8 Сотрудничес тво 17 Мир 21 БРИКС 24 Страны 23 Страны 53 Международ ный 100 Страны

5 7 Энергетика 16 Развитие 19 Поддержива ем 24 Международ ный 22 Африка 46 ООН 95 Развитие

6 7 Финансовый Экономичес 15 Экономичес кий 16 Африка 19 Сотрудничес тво 21 Поддерживае м 36 Устойчивый Экономическ 52 Усилия

7 6 кий 13 Энергетика 16 Страны 17 Африка 20 Глобальный 34 ий 47 ООН

8 5 Среди 12 БРИК 14 Бразилия 17 Поддержива ем 19 Сотрудничес тво 32 Поддерживае м 44 Безопасность

9 5 Усилия 10 Развивающи йся 14 Мир 17 Будем 19 ООН 29 Будем 42 Приветствуе м

10 5 Глобальный 10 Финансовый 13 Китай 16 Энергетика 15 Инрфаструкт ура 28 Приветствуе м 42 Хорошо

2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

Мес то Частота Слово Частота Слово Частота Слово Частота Слово Частота Слово Частота Слово Частота Слово

1 109 БРИКС 132 БРИКС 119 БРИКС 98 БРИКС 148 БРИКС 133 БРИКС 161 БРИКС

2 56 Сотрудничес тво 119 Сотрудничес тво 62 Сотрудничес тво 48 Сотрудничес тво 69 Сотрудничес тво 70 Сотрудничес тво 91 Сотрудничес тво

3 56 Развитие 72 Развитие 55 Развитие 36 Приветствуе м 67 Международ ный 42 Международ ный 77 Развитие

4 54 Международ ный 51 Международ ный 46 Международ ный 35 Включая 56 Страны 41 Включая 58 Страны

5 51 Страны 47 Страны 36 Безопасност 34 Страны 48 Включая 38 Страны 43 Международ

Приветствуе 48 м

41

36 32 31

Включая

Устойчивый Экономичес

кий Безопасност ь

42 39 33 30 30

Включая Безопасност ь

Экономичес кий

Глобальный Поддержива

35 34 34 31 29

Страны Экономичес кий

Включая Поддержива ем

Приветствуе

Источник: составлено авторами.

ный

Международ ный 43 Развитие 38 Приветствуе м 43 Поддерживав м

Важность 40 Приветствуе м 36 Развитие 39 Включая

Развитие 38 Важность 31 Безопасность 37 Глобальный

Безопасност ь 38 Безопасность 29 Терроризм 36 Устойчивый

Торговля 33 Экономическ ий 28 Пандемия 31 Приветствуе м

Интересно отметить, как менялась приоритетность вопросов развития в дискурсе БРИКС начиная с 2009 года. Можно увидеть, как термин «развитие» приобретал все большую значимость в текстах документов саммитов БРИКС (Табл. 1). С 2009 по 2014 год, когда был создан НБР, «развитие» поднялось с третьей позиции на первую. На основе анализа наиболее часто повторяющихся слов на протяжении всего первого цикла саммитов можно сделать вывод, что обеспечение развития было ключевым приоритетом для БРИКС. Требование реформирования МВФ и Всемирного банка действительно служило интересам обеспечения более существенных долей квот и голосов, придавая большую значимость БРИКС, но также, неявным образом, являлось средством облегчения доступа к ресурсам для развития. Столкнувшись с медленным одобрением реформ, страны БРИКС основали НБР с целью предоставления ресурсов для проектов в сфере инфраструктуры и устойчивого развития, укрепления и дополнения международной финансовой безопасности.

Начиная с 2015 года, позиция «развития» в рейтинге частоты упоминания слов в документах саммитов колеблется между восьмой и третьей. Частично это связано с необходимостью подтверждения значимости группы (наиболее часто упоминаемым словом становится «БРИКС») в ответ на критику после создания НБР и со сложным внутренним положением в странах «пятерки». С другой стороны, на вершине рейтинга стало появляться слово «сотрудничество», что указывает на ориентацию БРИКС на углубление координации внутри форума, не упуская при этом из виду вопросы развития. Однако этого изменения статус-кво, похоже, до сих пор не произошло. Основываясь на подходе Далдегана и Карвалью [Daldegan and Carvalho, 2022] к БРИКС как динамичной и процедурной группе, можно заключить, что создание НБР является результатом процессов, которые распространяются на координацию в рамках БРИКС, но не полностью отражают динамизм объединения. В этом смысле Банк был предложен и создан на основе признания развития в качестве высшего приоритета пяти стран. С другой стороны, НБР не несет в себе динамизма БРИКС, поскольку, в отличие от самого объединения, сталкивается с четким набором ограничений: имеет учредительный документ, бюрократию и международный правовой статус. Банк реагирует на международный контекст, но учитывает и институциональные рамки, в которых был создан.

Новый банк развития

Идея создания Банка возникла на саммите в Нью-Дели в 2012 г., обсуждалась в 2013 г., а на саммите 2014 г. были приняты Соглашение о создании НБР, а также Договор о создании Пула условных валютных резервов (ПУВР). В Соглашении была четко определена цель НБР: «Банк мобилизует ресурсы для проектов в области инфраструктуры и устойчивого развития в странах БРИКС, а также в других странах с формирующимся рынком и развивающихся странах, дополняя деятельность, осуществляемую многосторонними и региональными финансовыми институтами в интересах глобального роста и развития» [NDB, 2014, Article 2]. Это положение противоречило ожиданиям того, что институты БРИКС интегрируются в международную финансовую систему в качестве альтернативы традиционным международным финансовым институтам (МФУ), таким как МВФ и ВБ [Griffith-Jones, 2015]. НБР позиционирует себя как дополнительный элемент системы, банк развития, осознающий свои размеры и охват, выступающий в качестве еще одного института сотрудничества по линии «Юг-Юг». Он заключил меморандумы о взаимопонимании с более чем 35 банками развития, в том числе с Азиатским банком развития (2022 г.), Европейским банком реконструкции и развития (2017 г.), Азиатским банком инфраструктурных инвестиций (2017 г.) и Группой Всемирного банка (2016 г.).

[Namwani 2023; Andronova and Shelepov 2018]. «Создание НБР стало четким свидетельством того, что стремление к большей роли развивающихся стран и государств с формирующимися рынками больше не будет ограничиваться традиционными институтами глобального управления» [Duggan, Azalia, 2020, 07]. Между тем, требования ПУВР, чьи доступные ресурсы составляют 100 млрд долл. США, предусматривают необходимость предварительного соглашения с МВФ при использовании средств, превышающих 30% суммы лимита каждого из членов. Это требование усиливает взаимодополняющий по отношению к существующей системе характер институтов БРИКС [BRICS, 2014, Article 5c].

Для стран БРИКС система квот и голосов МВФ - основной предмет разногласий с МФИ [Tokhi, 2019]. Однако они не смогли предложить реформы этих институтов либо потому, что у них нет альтернативы либеральной политике Фонда, либо потому, что текущая нормативно-бюрократическая динамика обеспечила их вхождение (за исключением ЮАР) в число десяти крупнейших акционеров МВФ. Такая ситуация сложилась благодаря вступлению в силу 14 Общего пересмотра квот МВФ в 2016 году, которое, однако, не лишило контроля членов «семерки» и сохранило право вето США. БРИКС не удалось изменить баланс и правила игры в пользу развивающегося мира. Однако укрепление сотрудничества внутри БРИКС, особенно через НБР, способствует расширению и активизации участия в глобальном управлении [Larionova and Shelepov, 2022]. Таким образом, помимо усиления влияния в рамках системы МФИ, НБР дает своим основателям новый статус стран, контролирующих многосторонний банк развития (МБР), в котором квоты и голоса распределены в равных пропорциях и даже при расширении членства БРИКС сохраняет полный контроль. Но разве это не воспроизведение тех структур принятия решений, которые они так критикуют? Чем НБР отличается от других МБР?

Концепция финансового государственного управления, предложенная в [Armijo and Katada, 2015, 2], помогает понять особенности функционирования НБР. Финансовое государственное управление можно определить как «намеренное использование национальными правительствами внутренних или международных валютных и финансовых возможностей с целью достижения текущих целей внешней политики, будь то политические, экономические или финансовые». Используя эту концепцию, [Armijo and Katada, 2015] приходят к выводу, что такое финансовое управление может быть защитным или наступательным. Действия БРИКС вписываются в определение системной защитной финансовой политики, если речь идет о поддержке многосторонних банков, использующих несколько резервных валют, и стремлении к более широкому представительству в глобальном финансовом и экономическом управлении. БРИКС также проводит защитную политику с точки зрения создания собственных институтов, в частности НБР. Выявление этих аспектов актуально, поскольку помогает понять, как БРИКС может увеличить свое влияние даже на фоне неспособности изменить традиционные структуры управления.

В 2010-е гг. было создано множество новых МБР, в том числе НБР. Китай предпринял активные усилия по спонсированию и поддержке многих из этих новых инициатив как на международном, так и на национальном уровне (например, АБИИ и его Центр многостороннего сотрудничества по финансированию развития (MCDF)) [Hooijmaaijers, 2015]. МФИ могут стать решением проблем для правительств, которым не хватает финансирования для инфраструктурных проектов. Кроме того, когда страны сотрудничают в рамках МБР, они могут коллективно распределять ресурсы более эффективно и получать высокие кредитные рейтинги. Что касается НБР, благодаря высокому кредитному рейтингу Китая и собственной политике Банка, особенно в области привлечения средств, его кредитный рейтинг оказался выше, чем у отдельных

стран-членов, таких как Бразилия и ЮАР. Благодаря сотрудничеству в рамках МБР страны могут финансировать свои проекты с существенно меньшими затратами, чем если бы они действовали самостоятельно [Hooijmaaijers, 2021]. НБР является хорошим примером. В 2023 году Банк получил рейтинги AA+/A-1+ от S&P Global Ratings [2023] и AA/F1+ от Fitch Ratings [2023]. Эти рейтинги отражают восприятие финансовым рынком НБР как надежного учреждения, а его расширения - как позитивного процесса, что способствует привлечению новых средств на финансовых рынках. Выпуск зеленых облигаций на китайском рынке в 2016 году в соответствии с Принципами зеленых облигаций Международной ассоциации рынков капитала (ICMA), а также «коронавирусных» облигаций в 2020 году подтверждает внимание НБР к вопросам экономической, экологической и социальной ответственности, а также реализации ЦУР [Mujumdar, Shadrin, 2021].

В Общей стратегии НБР на период 2017-2021 гг [2017]. инвестиции в инфраструктуру и устойчивое развитие названы приоритетами деятельности Банка. В качестве основных отличительных характеристик НБР отмечаются: (i) уникальная идентичность Банка, связанная с его стратегическим фокусом на развитии инфраструктуры, возобновляемых источников энергии и проектах в сфере использования водных ресурсов; (ii) отказ от навязывания условий и стандартов, что указывает на то, что страны БРИКС твердо намерены уважать национальный суверенитет; (iii) привлечение НБР финансирования в национальных валютах, а также возможность предоставления кредитов в таких валютах; (iv) равные права голоса учредителей, что является важной характеристикой, учитывая существенные различия между этими странами с точки зрения размера, ВВП на душу населения и политико-экономического веса [Hooijmaaijers, 2021].

Новая Общая стратегия НБР на период 2022-2026 гг., развивающая идеи предыдущего документа, ставит целью становление НБР как лидера в предложении «решений в области инфраструктуры и устойчивого развития странам с формирующейся рыночной экономикой и развивающимся странам» [NDB, 2022]. Для этого планируется решить задачи расширения объемов существующего, довольно скромного, финансирования в национальных валютах стран-членов, допуска частного сектора к финансированию проектов и развития сотрудничества с другими многосторонними банками развития. Новая стратегия демонстрирует заинтересованность в сохранении темпов предоставления ресурсов первого этапа существования НБР (финансирование в этот период составило 32 млрд долл. США). За последние годы Банк утвердил, отменил или провел техническую оценку в общей сложности 123 проектов (см. Приложение 1). Некоторые из этих проектов осуществлялись в партнерстве с национальными банками развития и предусматривали использование национальных валют. Банк привлек внимание других государств потенциалом использования имеющихся у него ресурсов в сочетании с политическим весом государств-учредителей.

Создание НБР является результатом прогрессивной институционализации БРИКС, но не отражает в полной мере коллективных и индивидуальных позиций стран «пятерки». Это характерно и для собственной структуры БРИКС - небольшой и неформализованной группы, не связывающей страны жесткими рамками ограничений [Daldegan, Carvalho, 2022; Cooper, Farooq, 2015]. Тем не менее, в отличие от БРИКС, НБР имеет жесткую структуру ограничений, предусмотренных соглашением о его создании и другими документами, которые постепенно принимались по мере достижения Банком институциональной зрелости. Сосредоточив внимание на финансировании развития инфраструктуры в странах со средним уровнем дохода и развивающихся странах, НБР может смягчить дефицит ресурсов в международной системе. [Ruiz Nunez and Wei, 2015] оценили потребность в инвестициях в инфраструктуру в 452 млрд долл. США в год

только для стран с формирующимся рынком и развивающихся стран. На конец 2021 года НБР профинансировал проекты на общую сумму около 32 млрд долл. Хотя этот объем все еще скромен, Банк демонстрирует тенденцию к его существенному увеличению, привлек интерес других развивающихся стран и, что стоит отдельно отметить, до сих пор направлял ресурсы только на проекты в пяти странах-учредителях. Более детальный анализ проектов, финансируемых НБР, представлен далее.

Финансирование развития в БРИКС

В период с 2016 по 2022 гг. НБР была проведена оценка 123 проектов (см. Приложение 1). В 2016 году, когда банк начал свою деятельность, список насчитывал 6 проектов. Это число выросло до 24 в 2019 году и до 19 в 2022 году. Небольшая часть этих проектов уже завершена (15), а подавляющее большинство остается в статусе одобренных (85). В подсчет также включены отмененные проекты (8) и проекты, находящиеся на рассмотрении (15). Стоит отметить, что из реализованных проектов четыре были одобрены в 2016 году, а семь связаны с предоставлением экстренной помощи в период пандемии Covid-19. Долгое время реализации и чрезвычайная ситуация в области здравоохранения стали факторами, которые способствовали их завершению. С другой стороны, интересно отметить объем проектов, перечисленных на сайте НБР как одобренные, но не реализованные. Их количество составляет 85, или 69,1% из 123 оцененных проектов. [Humphrey, 2020] ставит под сомнение фактическое выделение средств Банком, а также количество одобренных проектов и приводит две возможные причины недостаточной гибкости в их завершении: они реализуются исключительно за счет ресурсов Банка и существует вероятность, что заемщики не в полной мере привержены их осуществлению. Отсутствует четкая информация об этапах реализации проектов, однако, согласно данным годового отчета НБР за 2021 год [2021], наблюдается рост объема выделенных Банком средств.

Укреплению НБР способствовало открытие региональных офисов в Йоханнесбурге, ЮАР (2017 г.), Сан-Паулу, Бразилия (2019 г.), Москве, Россия (2020 г.), Гуджарате, Индия (2022 г.), а также новая интерпретация Банком своих стратегических целей. В соответствии с положениями Соглашения о создании НБР, Общая стратегия Банка на 2022-2026 гг. готовит его к новым вызовам, включая присоединение новых членов и наращивание потенциала мобилизации ресурсов, которое должно обеспечиваться все более позитивным восприятием со стороны финансовых рынков, подтверждаемым рейтингами агентств. В то же время была усовершенствована отраслевая категоризация проектов, оцениваемых НБР, для обеспечения ее соответствия текущим реалиям и Целям устойчивого развития (ЦУР) Организации Объединенных Наций (ООН), поддерживаемым нормативно-бюрократической структурой НБР. Однако такой переход к «зеленому» финансированию во многом зависит от национальной бюрократии, которая может быть не привержена вышеупомянутым принципам, что потенциально будет способствовать поддержке сомнительных и рискованных проектов, тем самым закрепляя подходы, характерные для других МБР [Gungen 2023].

Сектор транспортной инфраструктуры получает наибольшее внимание со стороны НБР (39% всех проектов). Членами Банка, предложившими наибольшее количество таких проектов, являются Индия и Китай (15 и 14 проектов соответственно). Эти две страны стремятся к модернизации и расширению местных сетей метро и автодорог [Humphrey 2020]. За последние двадцать лет страны БРИКС осуществили кардинальные изменения в землепользовании и инициировали крупномасштабные инфраструктурные проекты в своих регионах. Примерами являются усилия Китая по возрождению Экономического пояса Шелкового пути в Европе, Азии и Африке, план правительства Индии под руководством премьер-министра Н. Моди по развитию 100

«умных» городов, соединенных высокоскоростными железными дорогами, а также расширение крупномасштабного промышленного сельского хозяйства в Бразилии и Южной Африке [СагуаШо, Ме1о, Daldegan, 2023], рассматриваемые как выражение видения БРИКС в отношении устойчивого и разумного развития [ЗДайецее, №ка, 2022]. Значительные доли оцененных проектов также приходятся на сферы чистой энергетики и энергоэффективности, водоснабжения и канализации, а также межсекторальные проекты. К сфере цифровой инфраструктуры относится только один одобренный проект в России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2. Распределение по сферам проектов, оцененных НБР в 2016-2022 гг.

7,3%

39,0%

17,9%

0,8% 4,9%

3,3% 13,8%

13,0%

I Транспортная инфраструктура

I Чистая энергия и энергоэффективность

I Водоснабжение и канализация

I Защита окружающей среды

I Социальная инфраструктура

I Цифровая инфраструктура

I Межсекторальные проекты

I Экстреннная помощь в связи с пандемией соу1(1-19

Источник: составлено авторами.

НБР до сих пор не смог воспроизвести баланс вкладов в капитал и голосов между странами-учредителями в отношении доступа членов к заемным ресурсам. Согласно Рис. 3, на Индию, Бразилию и Китай приходятся примерно равные доли проектов НБР. Индия с 25,7% общего количества проектов, рассмотренных Банком, лидирует по этому показателю. Далее следуют Бразилия и Китай с долями 23,9%. В абсолютном выражении это 29, 27 и 27 проектов соответственно. В то время как Индия и Китай на протяжении долгого времени поддерживали относительную стабильность количества проектов, представленных на рассмотрение Банка, Бразилия стала проявлять большую активность в последние годы. Из 27 рассмотренных проектов девять были представлены в 2020 году, семь - в 2021 году и восемь - в 2022 году. Эти проекты являлись межсекторальными, относились к сферам водоснабжении и санитарии, а также транспортной инфраструктуры. До 2020 года взаимодействие Бразилии с Банком было незначительным. Одним из факторов, способствовавших активизации сотрудничества страны с НБР, стало открытие регионального офиса Банка в Сан-Паулу в 2019 году. Другая причина — внутренние политические разногласия между бывшим президентом Жаиром Болсонару и оппозиционными губернаторами, столкнувшимися с трудностями, при доступе к средствам для стратегических проектов, обусловленными действиями центрального правительства. Формирование местной команды, обладающей опытом содействия разработке проектов и оценки гибкости, а также повышающей осведомленность о деятельности НБР, способствовало расширению интереса Бразилии к взаимодействию с ним. Помимо технических факторов, сыграла роль символическая сила Бразилии, чьи представители будут президентами НБР до 2025 года: Маркоса Тройхо недавно сменила на этом посту Дилма Руссефф.

На Россию приходится 18 проектов, оцененных НБР, что составляет 15,9% их общего количества. В период с 2016 по 2020 гг. наблюдалась наиболее активная

деятельность России в этом направлении: было одобрено 16 проектов. В 2021 году на рассмотрение было представлено два проекта, а в 2022 году - ни одного. На фоне украинского конфликта Банк был вынужден приостановить работу по новым российским проектам, чтобы избежать отключения от системы Swift [Iqbal, Rahman 2023]. Хотя и временно, это повлияло на проактивный потенциал НБР в отношении проектов в России.

Рис. 3. Распределение по странам проектов, оцененных НБР в 2016-2022 гг.

Источник: составлено авторами.

Несмотря на создание в стране регионального офиса НБР в 2017 году, на ЮАР пришлось лишь 10,6% от числа проектов Банка (Рис. 3). Этот скромный показатель контрастирует со спросом страны на ресурсы для создания инфраструктуры и устойчивого развития. Среди 12 одобренных проектов четыре относятся к сфере чистой энергетики и энергоэффективности, а три - к сфере транспортной инфраструктуры. Нет факторов, явно объясняющих, почему Южная Африка относительно менее активно взаимодействует с Банком. Возможно, причина в том, что ЮАР не хватает опыта или в том, что страна не видит примеров эффективного использования потенциала НБР для содействия своему развитию.

Заключение

Концепция развития в понимании БРИКС тесно связана с экономическим ростом и созданием инфраструктуры в рамках непрерывного и устойчивого процесса, а НБР служит дополнительной поддержкой для достижения соответствующих целей. Несмотря на поддержку принципов ББО, НБР не может гарантировать их реализацию при осуществлении финансируемых проектов, а инициативы по выпуску зеленых облигаций Банка по-прежнему ограничены. Однако влияние НБР растет в условиях, когда развивающиеся страны сталкиваются с серьезными препятствиями в доступе к ресурсам, что приводит к повышению заинтересованности во взаимодействии с ним и привлечению новых членов. Пока Банк сможет мобилизовать и предоставлять ресурсы

своим членам, а также быстро и ответственно реагировать на вызовы, возникающие в связи с постоянно меняющимся международным ландшафтом, он будет рассматриваться как важный элемент системы многосторонних банков развития, способствующий сотрудничеству по линии «Юг-Юг». Кроме того, обеспеченный координацией в рамках БРИКС успех НБР положительно влияет на актуальность и устойчивость объединения в глобальной политике.

Представленные в статье данные имеют важное значение для понимания интерпретации развития со стороны НБР. Однако организация и осуществление деятельности Банка связаны с определенными трудностями, среди которых несоответствия в информации, размещенной на его сайте, и недостаточный объем данных по проектам. Как было показано, реализация проектов не отличается той же скоростью, что и процесс их утверждения. Данная статья вносит вклад в понимание концепции развития БРИКС, дает представление о сложностях и противоречиях изучения деятельности НБР и может стать основой для сравнительных исследований Банка и других МБР.

Список источников (References)

Andronova I., Shelepov A. (2018) Engagement Between the New Development Bank and Other Development Banks: A Formal Basis for Future Cooperation. International Organisations Research Journal, vol. 13, no 1, pp. 99-113. Available at: http://doi.org/10.17323/1996-7845-2018-01-06

Armijo L. E., Katada S. N. (2015) Theorizing the Financial Statecraft of Emerging Powers. New Political Economy, vol. 20, issue 1, pp. 42-62. Available at: https://doi.org/10.1080/13563467.2013.866082

Bebbington K. J. (2001) Sustainable Development: A Review of the International Development, Business and Accounting Literature. Accounting Forum, vol. 25, no 2, pp. 12857. Available at: https://www.researchgate.net/publication/227805861 Sustainable Development A Review of_the_International_Development_Business_and_Accounting_Literature (accessed 21 November 2023).

BRICS (2014) Treaty for the Establishment of a BRICS Contingent Reserve Arrangement. Fortaleza, 15 July. Available at: http://www.brics.utoronto.ca/docs/140715-treaty.html (accessed 21 November 2023).

BRICS (2019) Summit Declaration. Brasilia, 14 November. Available at : http://www.brics.utoronto.ca/docs/191114-Braslia_Declaration.pdf (accessed 21 November 2023).

Broome A. (2015) Back to Basics: The Great Recession and the Narrowing of IMF Policy Advice. Governance, vol. 28, issue 2, pp. 147-65. Available at: https://doi.org/10.1111/gove.12098

Carvalho C. E., Massaroli de Melo T., Daldegan W (2023) Post-Covid Brazil and the New Government: Economy and Foreign Policy. BRICS Journal of Economics, vol. 4, no 1, pp. 97-116. Available at: https://doi.org/10.3897/brics-econ.4.e99448

Chatterjee M., Naka I. (2022) Twenty Years of BRICS: Political and Economic Transformations Through the Lens of Land. Oxford Development Studies, vol. 50, issue 1, pp. 2-13. Available at: https://doi.org/10.1080/13600818.2022.2033191

Cooper A., Farooq A. (2015) Testing the Club Dynamics of the BRICS: The New Development Bank From Conception to Establishment. International Organisations Research Journal, vol. 10, no 2, pp. 39-58. Available at: http://doi.org/10.17323/1996-7845-2015-02-39

Daldegan W., Carvalho C. E. (2022) BRICS as a Dynamic and in Process Phenomenon of Global Planning. Estudos Internacionais, vol. 10, no 1, pp. 117-47. Available at: https://doi.org/10.5752/P.2317-773X.2022v10n1p117-147

Duggan N., Azalia J. C. L. (2020) From Yekaterinburg to Brasilia: BRICS and the G20, Road to Nowhere? Revista Brasileira de Política Internacional, vol. 63, no 1. Available at: https://doi.org/10.1590/0034-7329202000109

Fitch Ratings (2023) Fitch Revises New Development Bank's Outlook to Stable; Affirms at "AA." Rating Action Commentary, 16 May. Available at:

https://www.fitchratings.com/research/sovereigns/fitch-revises-new-development-bank-outlook-to-stable-affirms-at-aa-16-05-2023 (accessed 21 November 2023).

Griffith-Jones S. (2015) Financing Global Development: The BRICS New Development Bank. Briefing Paper 13/2015, Deutsches Institut fur Entwicklungspolitik. Available at: https://www.idos-research.de/uploads/media/BP 13.2015.pdf (accessed 21 November 2023).

Güngen A. R. (2023) New Multilateral Development Banks and Green Lending: Approaching Scalar Complexities in the Global South. Development and Change, vol. 54, issue 2, pp. 25179. Available at: https://doi.org/10.1111/dech.12755

Hooijmaaijers B. (2015) The Asian Infrastructure Investment Bank: Another Wakeup Call for the EU? Global Affairs, vol. 1, issue 3, pp. 325-34. Available at: http://doi.org/10.1080/23340460.2015.1080895

Hooijmaaijers B. (2021) Understanding Success and Failure in Establishing New Multilateral Development Banks: The SCO Development Bank, the NDB, and the AIIB. Asian Perspective, vol. 45, no 2, pp. 445-67. Available at: http://doi.org/10.1353/apr.2021.0008

Hopwood B., Mellor M., O'Brien G. (2005) Sustainable Development: Mapping Different Approaches. Sustainable Development, vol. 13, issue 1, pp. 38-52. Available at: https://doi.org/10.1002/sd.244

Humphrey C. (2020) From Drawing Board to Reality: The First Four Years of Operations at the Asian Infrastructure Investment Bank and New Development Bank. Working Paper, Group-24 & Global Development Policy Center, Boston University. Available at: https://www.g24.org/wp-

content/uploads/2020/04/Humphrey AIIB.NDB .April2020.FINAL .pdf (accessed 21 November 2023).

Iqbal B. A., Rahman N. M. (2023) BRICS and India in the Light of Russia-Ukraine Crisis: Emerging Challenges and Opportunities. Journal of East Asia & International Law, vol. 16, no 1, pp. 159-76. Available at: http://dx.doi.org/10.14330/jeail.2023.16.L09

Kanbur R. (2007) What's Social Policy Got to Do With Economic Growth? Indian Journal of Human Development, vol. 1, issue 1, pp. 3-19. Available at: https://doi.org/10.1177/0973703020070101

Kentikelenis A. E, Stubbs T. H, King L. P. (2016) IMF Conditionality and Development Policy Space, 1985-2014. Review of International Political Economy, vol. 23, issue 4, pp. 543-82. Available at: http://doi.org/10.1080/09692290.2016.1174953

Kirton J., Larionova M. (2022) The First Fifteen Years of the BRICS. International Organisations Research Journal, vol. 17, no 2, pp. 7-30. Available at: http://doi.org/10.17323/1996-7845-2022-02-01

Larionova M., Shelepov A. (2022) BRICS, G20 and Global Economic Governance Reform. International Political Science Review, vol. 43, issue 4, pp. 512-30. Available at: https://doi.org/10.1177/01925121211035122

Mujumdar A., Shadrin A. (2021) Impact Investment for BRICS Cooperation on Sustainable Development. Asia-Pacific Social Science Review, vol. 21, issue 4, pp. 130-147. Available at: https://www.dlsu.edu.ph/wp-content/uploads/pdf/research/journals/apssr/2021-December-vol21-4/10-impact-investment-for-brics-cooperation-on-sustainable-development.pdf (accessed 21 November 2023).

Nanwani S. (2023) The New Development Bank: Directions on Strategic Partnerships. Global Policy. Available at: https://doi.org/10.1111/1758-5899.13268

New Development Bank (NDB) (2014) Agreement on the New Development Bank. Fortaleza, 15 July. Available at: https://www.ndb.int/wp-

content/uploads/2022/11/Agreement-on-the-New-Development-Bank.pdf (accessed 21 November 2023).

New Development Bank (NDB) (2017) General Strategy: 2017-2021. Available at: https://www.ndb.int/wp-content/uploads/2017/08/NDB-Strategy.pdf (accessed 21 November 2021).

New Development Bank (NDB) (2021) Annual Report 2021: Expanding Our Reach and Impact. Available at: https://www.ndb.int/annual-report-2021/pdf/SmartPDF/ (accessed 21 November 2023).

New Development Bank (NDB) (2022) General Strategy for 2022-2026: Scaling Up Development Finance for a Sustainable Future. Available at: https://www.ndb.int/wp-content/uploads/2022/07/NDB_StrategyDocument_Eversion-1.pdf (accessed 21 November 2023).

New Development Bank (NDB) (n.d.a) All Projects. Available at: https://www.ndb.int/projects/all-projects/ (accessed 21 November 2023).

New Development Bank (NDB) (n.d.b) Environmental & Social Sustainability. Available at: https://www.ndb.int/projects/environment-and-social-sustainability/ (accessed 21 November 2023).

Redclift M. (1994) Reflections on the "Sustainable Development" Debate. International Journal of Sustainable Development & World Ecology, vol. 1, issue 1, pp. 3-21. Available at: http://doi.org/10.1080/13504509409469856

Rodrik D. (2014) The Past, Present, and Future of Economic Growth. Challenge, vol. 57, issue 3, pp. 5-39. Available at: https://doi.org/10.2753/0577-5132570301

Ruiz Nunez F., Wei Z. (2015) Infrastructure Investment Demands in Emerging Markets and Developing Economies. World Bank Policy Research Working Paper No 7414, World Bank. Available at: https://ssrn.com/abstract=2662278 (accessed 21 November 2023).

Stuenkel O. (2013) The Financial Crisis, Contested Legitimacy, and the Genesis of Intra-BRICS Cooperation. Global Governance, vol. 19, no 4, pp. 611-30. Available at: http://www.jstor.org/stable/24526396

Suchodolski S. G., Demeulemeester J. M. (2018) The BRICS Coming of Age and the New Development Bank. Global Policy, vol. 9, issue 4, pp. 578-85. Available at: https://doi.org/10.1111/1758-5899.12600

S&P Global (2023) New Development Bank "AA+/A-1+" Ratings Affirmed; Outlook Stable. 26 February. Available at: https://disclosure.spglobal.com/ratings/en/regulatory/article/-/view/type/HTML/id/2953540 (accessed 21 November 2023).

Sumner A., Tribe M. (2008) International Development Studies: Theories and Methods in Research and Practice. London: SAGE Publications.

Thomas A. (2000) Development as Practice in a Liberal Capitalist World. Journal of International Development, vol. 12, issue 6, pp. 773-87. Available at: https://doi.org/10.1002/1099-1328(200008)12:6<773::AID-JID716>3.0.C0;2-7

Tokhi A. (2019) The Contestation of the IMF. Contest World Orders: Rising Powers, NonGovernmental Organizations, and the Politics of Authority Beyond the Nation- State (M. D. Stephen, M. Zurn (eds)). Oxford: Oxford University Press.

Приложение 1

Таблица 1. Список проектов НБР, 2016-2022 гг.4

Год Страна Сектор Проект Статус Финанс ировани е НБР (млн долл. США)

2016 Китай Чистая энергетика и энергоэффективность Проект в сфере морской ветроэнергетики в заливе Путянь Пинхай Завершен 274

2016 Россия Чистая энергетика и энергоэффективность Два кредита ЕАБР и МИБ для «Норд Гидро» Одобрен 100

2016 ЮАР Чистая энергетика и энергоэффективность Механизм проектного финансирования для ЕБкош Одобрен 158

2016 Бразилия Чистая энергетика и энергоэффективность Финансирование проектов возобновляемой энергетики и связанной с ней передачи энергии Завершен 300

2016 Китай Чистая энергетика и энергоэффективность Проект распределенной солнечной энергии в Лингане Завершен 72

2016 Индия Чистая энергетика и энергоэффективность Схема финансирования возобновляемой энергетики для банка Сапага Отменен 250

2016 Индия Транспортная инфраструктура Проект основных дорог в штате Мадхья-Прадеш Завершен 350

2017 Россия Транспортная инфраструктура Проект «Восточный обход Уфы» Отменен 69

2017 Индия Водоснабжение и канализация Проект реструктуризации водного сектора Раджастана Одобрен 345

2017 Россия Социальная инфраструктура Проект поддержки судебной системы Одобрен 460

4 Данные на май 2023 г.

2017 Индия Водоснабжение и канализация Проект водоснабжения деревень в штате Мадхья-Прадеш Одобрен 470

2017 Китай Охрана окружающей среды Пилотный проект промышленной реструктуризации и экологически чистого развития провинции Цзянси Одобрен 200

2017 Китай Водоснабжение и канализация Проект экологического развития провинции Хунань Отменен 274

2018 Бразилия Транспортная инфраструктура Проект развития мобильности и городского развития Сорокабы Одобрен 50

2018 Индия Транспортная инфраструктура Проект метро Мумбаи Одобрен 260

2018 Китай Чистая энергетика и энергоэффективность Проект развития системы транспортировки природного газа в провинции Цзянси Одобрен 400

2018 Китай Транспортная инфраструктура Проект нового аэропорта Хух-Хото Одобрен 575

2018 Китай Чистая энергетика и энергоэффективность Проект морской ветроэнергетики Guangdong Yudean Yangjiang Shapa Завершен 274

2018 Россия Охрана окружающей среды Проект устойчивой инфраструктуры комплекса «ЗапСибНефтехим» Завершен 300

2018 Индия Транспортная инфраструктура Проект основных дорог в штате Мадхья-Прадеш - II Одобрен 350

2018 Индия Транспортная инфраструктура Проект мостов в штате Мадхья-Прадеш - II Одобрен 175

2018 Бразилия Охрана окружающей среды Проект по охране окружающей среды Одобрен 200

2018 ЮАР Чистая энергетика и энергоэффективность Проект сокращения выбросов парниковых газов и развития энергетического сектора Одобрен 300

2018 Китай Транспортная инфраструктура Проект метро в Лояне Завершен 300

2018 Индия Транспортная инфраструктура Проект сельских дорог в штате Бихар Одобрен 350

2018 Китай Межсекторальный Проект устойчивого развития малых городов Чунцина Отменен 300

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2018 Бразилия Межсекторальный Проект устойчивых муниципалитетов в штате Пара Одобрен 50

2018 ЮАР Транспортная инфраструктура Расширение и модернизация контейнерного терминала в Дурбане Одобрен 192

2018 Россия Межсекторальный Проект развития малых исторических городов Одобрен 220

2018 Россия Водоснабжение и канализация Проект развития систем водоснабжения и водоотведения Одобрен 320

2019 Китай Транспортная инфраструктура Проект развития дорог провинции Аньхой Одобрен 365

2019 Россия Транспортная инфраструктура Программа обновления локомотивного парка Одобрен 550

2019 ЮАР Чистая энергетика и энергоэффективность Проект аккумуляторных систем хранения энергии Одобрен 329

2019 Бразилия Социальная инфраструктура Программа образовательной инфраструктуры в Терезине Одобрен 50

2019 Индия Межсекторальный Национальный инвестиционный и инфраструктурный фонд: Фонд фондов - I Одобрен 100

2019 Россия Транспортная инфраструктура Проект Краснодарской канатной дороги Одобрен 400

2019 Индия Чистая энергетика и энергоэффективность Проект развития сектора возобновляемой энергетики REC Завершен 300

2019 Россия Социальная инфраструктура Развитие образовательной инфраструктуры для высококвалифицированной рабочей силы Отменен -

2019 Бразилия Межсекторальный Инфраструктурный фонд Patria IV Одобрен 100

2019 Индия Транспортная инфраструктура Проект метро Индаура Одобрен 225

2019 Индия Водоснабжение и канализация Проект водоснабжения Манипура Одобрен 312

2019 Китай Транспортная инфраструктура Проект современного трамвая в Хуанши Одобрен 378

2019 Бразилия Транспортная инфраструктура Проект улучшения транспортной инфраструктуры Северного региона Одобрен 300

2019 ЮАР Транспортная инфраструктура Южноафриканская программа развития и улучшения национальных платных автодорог Одобрен 383

2019 Россия Чистая энергетика и энергоэффективность Проект «Развитие возобновляемой энергетики в России» Одобрен 300

2019 Индия Транспортная инфраструктура Проект развития дорог в штате Андхра-Прадеш Одобрен 646

2019 Китай Транспортная инфраструктура Проект комплексного развития зеленого транспорта Нинся-Иньчуань Одобрен 288

2019 Китай Транспортная инфраструктура Демонстрационный проект мультимодальной логистики и транспортной инфраструктуры в новом районе Ланьчжоу Одобрен 344

2019 Индия Транспортная инфраструктура Проект строительства мостов в штате Ассам Одобрен 300

2019 Китай Водоснабжение и канализация Проект «Зеленые города Чжэцзяна» - Проект интегрированного городского и сельского водоснабжения и санитарии в Шэнчжоу, фаза II Одобрен 113

2019 ЮАР Чистая энергетика и энергоэффективность Проект развития сектора возобновляемой энергетики Одобрен 63

2019 ЮАР Водоснабжение и канализация Фаза II проекта водоснабжения высокогорья Лесото Одобрен 175

2019 ЮАР Охрана окружающей среды Проект защиты окружающей среды для теплоэлектростанции Медупи Одобрен 480

2019 Китай Водоснабжение и канализация Проект экологического восстановления городской водной системы Гуанси-Чунцзуо Одобрен 300

2020 Бразилия Межсекторальный Проект устойчивой инфраструктуры Desenvolve SP Одобрен 90

2020 Бразилия Межсекторальный Проект устойчивой инфраструктуры FONPLATA Одобрен 50

2020 Китай Транспортная инфраструктура Проект шестой линии метро Циндао (фаза I) Одобрен 443

2020 ЮАР Транспортная инфраструктура Национальная программа управления бесплатными дорогами Одобрен 1000

2020 Бразилия Транспортная инфраструктура PARA II - Транспортная инфраструктура для регионального развития Отменен 153

2020 Китай Чистая энергетика и энергоэффективность Проект аварийного резерва СПГ «Пекин Газ Тяньцзинь Наньган» Одобрен 1890

2020 Россия Цифровая инфраструктура Проект расширения сотовой сети и облачных сервисов Одобрен 300

2020 Бразилия Межсекторальный Программа ВКЭЕ по развитию городской, сельской и социальной инфраструктуры для достижения ЦУР Одобрен 144

2020 Бразилия Экстренная помощь в связи с пандемией соу1^19 Программа чрезвычайной помощи Бразилии для восстановления экономики Одобрен 1000

2020 Бразилия Транспортная инфраструктура Проект улучшения качества скоростного автобусного транспорта Куритибы Одобрен 75

2020 Бразилия Межсекторальный Проект устойчивой инфраструктуры ВМЭЕ8-НБР Одобрен 1200

2020 Россия Транспортная инфраструктура Программа поддержки морского транспорта России Одобрен 107

2020 Россия Транспортная инфраструктура Программа платных автодорог в России Одобрен 100

2020 Россия Водоснабжение и канализация Программа развития водоснабжения и канализации в России Одобрен 100

2020 Индия Транспортная инфраструктура Проект региональной системы быстрого транзита Дели-Газиабад-Меератх Одобрен 500

2020 Индия Транспортная инфраструктура Проект метро Мумбаи II (линия 6) Одобрен 241

2020 Бразилия Экстренная помощь в связи с пандемией соу1^19 Программа экстренной помощи в борьбе с СОУГО-19 Завершен 1000

2020 Россия Межсекторальный Проект развития малых исторических городов - фаза II Одобрен 220

2020 Бразилия Социальная инфраструктура Программа развития образовательной инфраструктуры Терезины Одобрен 50

2020 ЮАР Экстренная помощь в связи с пандемией соу1^19 Программа чрезвычайной помощи в связи с пандемией СОУГО-19 Завершен 1000

2020 Индия Экстренная помощь в связи с пандемией соу1^19 Программа экстренной помощи в борьбе с СОУГО-19 Завершен 1000

2020 Индия Межсекторальный Национальный инвестиционный и инфраструктурный фонд: Фонд фондов - I Одобрен 100

2020 Россия Транспортная инфраструктура Проект модернизации Калининградского морского порта Отменен 400

2020 Китай Экстренная помощь в связи с пандемией соу1^19 Программа экстренной помощи НБР в борьбе с СОУГО-19 Завершен 959

2020 Индия Транспортная инфраструктура Проект городского транспорта Мумбаи-3А-11 Предложе н 500

2020 Индия Экстренная помощь в связи с пандемией соу1^19 Кредит на программу чрезвычайной помощи для поддержки экономического восстановления Индии после пандемии соу1^19 Завершен 1000

2021 Бразилия Межсекторальный Программа городской и устойчивой инфраструктуры -город будущего Аракажу Одобрен 17

2021 Индия Транспортная инфраструктура Коридор 4 фазы II проекта метро Ченнаи Одобрен 347

2021 Китай Транспортная инфраструктура Программа улучшения сети магистральных дорог Гуанси Одобрен 499

2021 Китай Транспортная инфраструктура Проект автомобильно-железнодорожного моста Аньхой-Тунлин в3 Одобрен 300

2021 Индия Межсекторальный Проект развития инфраструктуры экотуризма штата Мегхалая Одобрен 79

2021 Китай Транспортная инфраструктура Фаза III проекта расширения международного аэропорта Ланьчжоу (Чжунчуань) Одобрен 284

2021 Китай Транспортная инфраструктура Фаза III проекта расширения международного аэропорта Сиань (Саньян) Одобрен 110

2021 Бразилия Межсекторальный Инфраструктурная программа «100 лет Апаресида-де-Гояния» Предложе н 120

2021 Бразилия Чистая энергетика и энергоэффективность Проект «Бразилиа - столица солнечного освещения» Предложе н 100

2021 Китай Транспортная инфраструктура Проект шестой линии метро Циндао (фаза I) Одобрен 443

2021 Индия Водоснабжение и канализация Интегрированная канализационная система города Импхал, этап II Предложе н 123

2021 Индия Водоснабжение и канализация Проект сельского водоснабжения в штате Химачал-Прадеш Одобрен 80

2021 Индия Водоснабжение и канализация Проект очищения водоемов в Лампхелпате Предложе н 70

2021 Бразилия Водоснабжение и канализация Проект расширения услуг водоснабжения и водоотведения в Манаусе Одобрен 80

2021 Россия Социальная инфраструктура Программа доступного жилья и городского развития Одобрен 300

2021 Бразилия Транспортная инфраструктура Проект повышения мобильности и городского развития Сорокабы Одобрен 40

2021 Китай Транспортная инфраструктура Проект развития дорог провинции Аньхой Одобрен 365

2021 Бразилия Межсекторальный BNDES Clima - Устойчивое финансирование для поддержки смягчения последствий глобального изменения климата и адаптации к нему в Бразилии Одобрен 500

2021 ЮАР Экстренная помощь в связи с пандемией соу1^19 Кредит на программу чрезвычайной помощи для поддержки экономического восстановления Южной Африки после Covid-19 Одобрен 1000

2021 Россия Экстренная помощь в связи с пандемией соу1^19 Кредит на программу чрезвычайной помощи в связи с пандемией COVID-19 для поддержки ответных мер в сфере здравоохранения в России Завершен 1000

2021 Индия Социальная инфраструктура Housing For All Project Предложе н 500

2021 Бразилия Транспортная инфраструктура PARA II - Транспортная инфраструктура для регионального развития Отменен 153

2021 Китай Чистая энергетика и энергоэффективность Проект аварийного резерва СПГ «Пекин Газ Тяньцзинь Наньган» Одобрен 457

2021 Китай Экстренная помощь в связи с пандемией соу1^19 Программа чрезвычайной помощи в поддержке экономического восстановления Китая после COVID-19 Завершен 959

2022 Бразилия Водоснабжение и канализация Проект повышения эффективности и расширения систем водоснабжения и канализации в Пернамбуку Одобрен 202

2022 Бразилия Межсекторальный Программа городской и устойчивой инфраструктуры -город будущего Аракажу Одобрен 84

2022 ЮАР Межсекторальный Проект устойчивой инфраструктуры Банка развития Южной Африки Одобрен 100

2022 Индия Транспортная инфраструктура Коридор 4 Фазы II проекта метро Ченнаи Одобрен 347

2022 Китай Транспортная инфраструктура Программа развития сети магистральных дорог Гуанси Одобрен 499

2022 Китай Транспортная инфраструктура Проект автомобильно-железнодорожного моста Аньхой Тунлин G3 Одобрен 300

2022 Индия Межсекторальный Проект развития инфраструктуры экотуризма штата Мегхалая Одобрен 79

2022 Китай Межсекторальный Проект экологически устойчивого городского развития провинции Ляонин Предложе н 200

2022 Индия Транспортная инфраструктура Проект «Мост Ассам-II» (Паласбари) Предложе н 334

2022 Бразилия Водоснабжение и канализация Концессионный проект развития водоснабжения и канализации в Рио-де-Жанейро Предложе н 100

2022 Китай Транспортная инфраструктура Фаза III проекта расширения международного аэропорта Ланьчжоу (Чжунчуань) Одобрен 284

2022 Китай Транспортная инфраструктура Фаза III проекта расширения международного аэропорта Сиань (Саньян) Одобрен 110

2022 Бразилия Межсекторальный Проект устойчивого финансирования Banco do Brasil Одобрен 200

2022 Бразилия Водоснабжение и канализация Инвестиционная программа SABESP Одобрен 300

2022 Китай Транспортная инфраструктура Проект городской интеграции округа Гуйян Предложе н 250

2022 Бразилия Межсекторальный Проект устойчивой инфраструктуры БеБепуо^е 8Р Одобрен 90

2022 Индия Транспортная инфраструктура Программа устойчивой низкоуглеродной железнодорожной инфраструктуры Предложе н 300

2022 Бразилия Межсекторальный Проект устойчивой инфраструктуры БОКРЬЛТЛ Одобрен 50

2022 Бразилия Водоснабжение и канализация Проект расширения услуг водоснабжения и канализации в Манаусе Одобрен 80

Источник: составлено авторами на основе [КОВ, п.ё.а].

International Organisations Research Journal, 2023, vol. 18, no 4, pp. Original Article

doi:10.17323/1996-7845-2023-04-01

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The Development Concept in BRICS: An Analysis of Projects Financed by the NDB5

W. Daldegan, V. Borba

William Daldegan - Professor, Institute of Philosophy, Sociology and Politics and Graduate Program in Political Science at the Federal University of Pelotas, Coordinator, Research Group on Economics, Politics and International Development; 154 Coronel Alberto Rosa Street, Pelotas, 96010-770, Brazil; [email protected]

Vitoria de Borba - International Relations Analyst, Federal University Pelotas, Researcher, Research Group on Economics, Politics and International Development; 154 Coronel Alberto Rosa Street, Pelotas, 96010-770, Brazil; [email protected]

Abstract

The article examines the concept of development within the BRICS (Brazil, Russia, India, China, and South Africa) framework and how the New Development Bank (NDB) is used to achieve it. It analyzes BRICS summit documents from 2014 to 2022 and financing projects considered by the NDB from 2016 to 2022. The arguments made are as follows: development has been a top priority within BRICS; development is fundamental for economic growth and strengthening infrastructure; development involves a notion of progress closely tied to sustainability and the "green" concept; and the NDB, despite its commitment to good environmental, social, and governance (ESG) practices, does not ensure them throughout the execution of projects. In the initial years, cooperation among BRICS countries was emphasized as the means to achieve development. The NDB complements this by filling gaps in international financing. Notably, there is a significant number of projects in the transport infrastructure sector, with leadership from India and China, while the social infrastructure sector is marginalized. There is rapid project appraisal dynamic that does not necessarily translate into project implementation and completion. At the same time, the NDB has attracted interest from new members. As long as the NDB can efficiently attract and lend resources to its members and respond swiftly and responsibly to new challenges in an ever-changing international context, it will be seen as a significant multilateral development bank that promotes South-South cooperation. As a result of BRICS coordination, the success of the NDB contributes to development financing and positively impacts the relevance and resilience of the grouping in global politics.

Key words: BRICS, development concept, New Development Bank, Projects, South-South cooperation, transport infrastructure

5 This article was submitted 02.09.2023 r.

Acknowledgments: The authors thanks Rio Grande do Sul Research Foundation (FAPERGS/ Brazil) for grants No22/2551-0000605-1 that made possible the development of this research.

For citation: Daldegan W., Borba V. (2023) The Development Concept in BRICS: An analysis of projects financed by the NDB. International Organisations Research Journal, vol. 18, no 4, pp. (in English). doi:10.17323/1996-7845-2023-04-01

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.