Научная статья на тему 'Концепция профессиональной подготовки офицеров по работе с личным составом'

Концепция профессиональной подготовки офицеров по работе с личным составом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / CONCEPT / НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ / RESEARCH APPROACHES / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРА / TRAINING OF OFFICER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Золотовская Людмила Алексеевна

В статье представлена концепция профессиональной подготовки офицеров по работе с личным составом. В основе концепции лежит интеграция компетентностного, личностного и социально-деятельностного подходов, с помощью которых комплексно решаются исследовательские задачи по целостному рассмотрению педагогического процесса в военном вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Золотовская Людмила Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept of professional training of officers for work with personnel

The article presents the concept of professional training of officers for work with personnel. The concept is the integration of competence, personal and socio-psychological approaches, which are comprehensively addressed the research objectives on a holistic consideration of the teaching process at the military college.

Текст научной работы на тему «Концепция профессиональной подготовки офицеров по работе с личным составом»

Л.А. ЗОЛОТОВСКАЯ кандидат философских наук, профессор ВА РВСН имени Петра Великого Министерства обороны Российской Федерации

Концепция профессиональной

подготовки офицеров по работе с личным составом

Модернизация Вооружённых Сил и других войск министерств и силовых ведомств требует совершенствования профессиональной подготовки офицерских кадров.

Служба в войсках в мирное и военное время предъявляет высокие требования к офицеру по работе с личным составом, к командирским качествам офицера, обладающего навыками по управлению подразделением, владеющего технологическими приемами и умением их использовать при решении служебно-профессиональных задач, готового к самообразованию и самовоспитанию, чтобы соответствовать завтрашней динамике профессиональных требований.

Офицер-профессионал должен, опираясь на отечественный исторический опыт, воинские традиции, с учётом современных социально-политических, экономических, военно-технических, правовых и других факторов, обеспечивать эффективное и непрерывное воздействие на сознание и поведение вверенных ему военнослужащих в целях укрепления морального духа войск, формирования у личного состава морально-политических, боевых и психологических качеств, необходимых для выполнения воинского и профессионального долга в мирное и военное время.

В отечественной военной педагогике накоплен материал, составляющий теоретико-методологическую основу исследования теории и практики профессиональной подготовки офицеров по работе с личным составом.

Главной целью системы высшего профессионального образования офицерских кадров было и остается обеспечение устойчивого комплектования войск высококвалифицирован-

* Золотовская Людмила Алексеевна, e-mail: [email protected]

ными офицерами, непрерывное повышение уровня их профессиональной и личностной компетентности и общей культуры, формирование у офицеров - выпускников военных вузов моральных качеств гражданина и защитника государства.

Процесс подготовки слушателей и курсантов в военных учебных заведениях имеет свои особенности. Во-первых, это сложный социально-образовательный процесс, главная задача которого состоит в том, чтобы подготовить для Вооружённых Сил высококвалифицированные офицерские кадры. Во-вторых, это специфический образовательный процесс, основными чертами которого являются: теоретико-методическая основательность, единство индивидуальной и коллективной подготовки офицерского состава, гибкость управления обучением, усиление мотивированности, эмоциональности и компактности обучения, исследовательский характер самостоятельной работы слушателей и курсантов, оснащенность техническими средствами.

Главная цель образовательного процесса в военном вузе - обеспечить всестороннюю подготовленность выпускника к будущей практической деятельности по должностному предназначению. Вместе с тем структурные и содержательные элементы имеют свою специфику. Чем глубже и полнее учитывается эта специфика, чем надежнее внутренние связи между учебным процессом, практикой в частях, различными видами деятельности, тем эффективнее решаются задачи профессиональной подготовки офицерских кадров.

Содержание образовательного процесса состоит в вооружении слушателей и курсантов системой научных знаний; формировании практических навыков и умений, высоких моральных и боевых качеств; в физическом и интеллектуальном развитии; психологической подготовке к деятельности по избранной военной профессии1.

Командование ввуза руководит деятельностью учебного, научно-исследовательского и других отделов и служб, направляя ее на повышение эффективности образовательного процесса. Конкретная реализация учебных программ и планов, проведение воспитательных мероприятий, осуществление научно-исследовательской деятельности, организация

1 См.: Марченков В.И. Повышение эффективности военно-профессионального образования офицерских кадров в высших военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации: Дисс. ... д-ра пед. наук. М., 2005, с. 134.

внеучебной работы и быта осуществляются кафедрами, факультетами, различными отделами и службами. Во всей их деятельности, даже если она направлена на реализацию организационных или научных вопросов, имеется педагогический аспект. Поэтому каждый акт, каждое проводимое мероприятие должны иметь педагогическую обоснованносгь, содействовать работе преподавателей, слушателей и курсантов. Образовательный процесс есть динамичный, закономерно развивающийся, управляемый процесс решения коллективом военного вуза последовательно сменяющих друг друга все усложняющихся учебно-воспитательных задач.

Исходя из данных положений, сущность образовательного процесса можно определить как совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов (компонентов), взаимодействие которых проектирует оптимальные условия для развития личности слушателя и курсанта во всех сферах военно-профессионального образования; как целостное образование, которое позволяет достичь качественных характеристик.

Изучение литературы, материалов исследований, раскрывающих вопросы подготовки офицерских кадров (К.В. Аксенов, А.В. Барабанщиков, А.И. Владимиров, В.В. Волкова, В.Н. Иванов, А.Д. Лазукин, А.Ю. Ленев, В.И. Марченков, В.И. Миронов, В.Д. Самойлов, И.В. Шевченко, В.В. Фадеева), позволил выделить сложившиеся в них основные подходы.

Значительное место в военной педагогике занимают системно-структурный, компетентностный, личностный и социально-деятельностный подходы. С помощью них комплексно решаются исследовательские задачи по целостному рассмотрению педагогического процесса как объекта и субъекта вузовской среды.

Основные подходы дают возможность преподавателям и слушателям (курсантам) понимать во взаимосвязи методологию и методы решения задач дидактического и воспитательного характера, сравнивать и выбирать оптимальные

варианты функционирования образовательного процесса в

1

военном вузе :

- компетентностный подход основан на синтезе знаний, умений, опыте профессиональной деятельности, а так-

1 См.: Золотовская Л.А. Профессиональная подготовка офицерских кадров в условиях современного военного вуза: теория, методология, практика: Монография. Балашиха, 2014.

же развитости личностных качеств, определяющих способность и готовность офицера к работе с личным составом (В.И. Байденко, А.А. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Л.В. Мардахаев, В.И. Слободчиков, А.В. Хуторской, Г.А. Шабанов, В.Д. Шадриков). Суть подхода заключается в необходимости определения существа содержания профессиональной подготовленности, с учетом выполнения основных функций профессиональной деятельности, отражающихся в профессиональных компетенциях, в определении перспектив деятельности для получения результата;

- личностный - профессиональное становление связано с личностно-профессиональным развитием, ориентированным на высокий уровень профессиональных достижений, осуществляемый с помощью воспитания, обучения и саморазвития. Суть этого подхода состоит в том, чтобы создать соответствующие условия, при которых личность смогла бы раскрыться, реализовать свои возможности для профессионального самоопределения и саморазвития. Ведущая идея этого подхода заключается в ориентации образовательного процесса на личность курсанта с учетом его возможностей, потребностей, способностей, активности, на развитие мотивации к усвоению знаний (А.Г. Асмолов, Е.В. Бордовская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская);

- социально-деятельностный подход предусматривает поэтапное включение курсантов в социально ориентированную деятельность, предполагающую продвижение личности от объекта к субъекту военно-социальной и воспитательной работы в процессе обучения в ввузе, основывается на процессуальном характере развития субъектных свойств личности в деятельности и усвоении опыта. Деятельност-ный подход позволяет осуществить интеграцию учебной, научно-исследовательской и военно-профессиональной подготовки, нацелить на формирование способности применять полученные теоретические знания на практике, ибо компетентность специалиста всегда проявляется в деятельности. Профессиональная подготовка офицера по работе с личным составом, согласно данному подходу, опирается на мотивированную и целенаправленную профессиональную деятельность (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, А.В. Барабанщиков, И.В. Биочинский, Н.И. Заплавский, И.Б. Кочергин, И.А. Липский, В.И. Марченков, В.Я. Слепов).

С этой целью нами была разработана концепция профессиональной подготовки офицеров по работе с личным составом.

В основе концепции лежит интеграция компетентностно-го, личностного и социально-деятельностного подходов, определяющая сочетание общественных и личных целей подготовки, необходимость повышения роли самого обучаемого (курсанта) в актуализации социально-ценностных ориентиров, обусловленных статусом, назначением офицера по работе с личным составом, мотивации его на целенаправленную активность в учебной, научно-исследовательской и военно-служебной деятельности по овладению основами работы с личным составом (основными компетенциями, основами профессиональной компетентности), развитию у себя качеств, необходимых для самореализации в военно-профессиональной деятельности, развитию способности и готовности обеспечивать выполнение подчиненным ему личным составом задач, обусловленных потребностями военной службы как в мирное, так и в военное время1.

Концепция профессиональной подготовки офицеров по работе с личным составом определяется требованиями, которые предъявляются к ним, к их профессиональной подготовленности, традициями подготовки офицеров-воспитателей, сложившимися в системе высшего военного образования, и ориентирована на формировании способности и готовности реализовать себя по профессиональному назначению.

Основные требования, предъявляемые к профессиональной подготовленности офицера по работе с личным составом, можно представить в виде нескольких групп: первая обусловлена потребностями собственно воспитательной работы с личным составом (знание военного законодательства, уставов, руководящих документов, основ военной психологии и педагогики; теории и практики воспитательной и военно-социальной работы; источников конфликтности и проблем профилактики правонарушений; теории управления); вторая - связана с деятельностью по формированию морально-психологической готовности личного состава выполнять свой воинский долг в различных ситуациях совре-

1 См.: Золотовская Л.А. Теория и практика профессиональной подготовки офицеров по работе с личным составом: Дисс. ... д-ра пед. наук. М., 2015, с. 170.

менного боя (знать основы поведения военнослужащего и воинских групп в бою, готовность и способность индивидуального и группового действия в условиях боя; деятельность по формированию морально-психологической готовности личного состава в боевой обстановке); третья - предусматривает знание основ военно-социальной работы и организацию досуга личного состава и членов семей военнослужащих, создание оптимальных условий для полной самоотдачи личного состава в выполнении задач военной службы; четвертая - связана с самосовершенствованием в военно-профессиональной сфере - профессиональная готовность к непосредственной работе с личным составом (внутренняя готовность к самореализации в работе с подчиненными, необходимость владения технологиями практической деятельности с личным составом, способность к анализу, управлению, мобилизации личного состава на выполнение поставленных задач в соответствии с профессиональным назначением), пятая группа задач связана с развитием профессионально важных качеств личности (наличие волевых и лидерских качеств, умение объяснять, доказывать, убеждать, вести за собой личный состав)1.

Концепция профессиональной подготовки офицеров по работе с личным составом основывается на идее и реализации активизирующей стратегии в процессе военно-профессионального образования.

Активизация профессиональной подготовки будущих офицеров по работе с личным составом имеет несколько направлений:

- активизация боевой подготовки;

- активизация учебной подготовки;

- активизация технологической подготовки;

- активизация психологической подготовки.

Каждое из направлений имеет свое содержание, которое определяется в зависимости от уровня сформированности определенных компетенций, образующих компетентность в области как служебной, так и социально-психологической, социально-правовой и социально-педагогической деятель-

1 См.: ЗолотовскаяЛ.А. Теория и практика профессиональной подготовки офицеров по работе с личным составом, с. 129.

ности. Оценивая компетентность специалиста, можно судить об эффективности профессиональной деятельности1.

В процессе профессиональной подготовки военных специалистов формируется профессиональная и общекультурная компетентность, включающая в себя соответственно функциональные профильно-специализированные компетенции и компетенции нового типа личности офицера по работе с личным составом. Приоритетными компетенциями, характеризующими основу профессиональной компетентности современного офицера по работе с личным составом, являются: способность выявлять и оценивать актуальные проблемы личного состава, отдельного военнослужащего и прогнозировать способы их решения; способность ориентироваться в постановке задач и находить эффективные средства решения, выдвигать новые идеи; способность следовать военно-этическим нормам в профессиональной деятельности; способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития; способность к саморазвитию и самореализации в профессии.

Известно, что XXI век провозглашен ЮНЕСКО Веком образования, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к высшему образованию: обеспечить такую профессиональную подготовленность специалистов, чтобы они были инициативными, конкурентоспособными, могли самостоятельно и творчески решать жизненные и производственные задачи.

Золотовская Л.А. Концепция профессиональной подготовки офицеров по работе с личным составом. В статье представлена концепция профессиональной подготовки офицеров по работе с личным составом. В основе концепции лежит интеграция компетентностного, личностного и социально-деятельностного подходов, с помощью которых комплексно решаются исследовательские задачи по целостному рассмотрению педагогического процесса в военном вузе.

Ключевые слова: концепция, научные подходы, профессиональная подготовка офицера.

1 См.: Гэршунский Б.С. Философия образования для 21 века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.,1998, с. 24.

Zolotovskaya L.A. Concept of professional training of officers for work with personnel. The article presents the concept of professional training of officers for work with personnel. The concept is the integration of competence, personal and socio-psychological approaches, which are comprehensively addressed the research objectives on a holistic consideration of the teaching process at the military college.

Key words: concept, research approaches, training of officer.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.