Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»: МНЕНИЕ ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА'

КОНЦЕПЦИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»: МНЕНИЕ ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
модернизация технологического образования / предметная область «Технология» / метапредметные результаты образования / проектно-технологическая культура / modernization of technological education / the subject area "Technology" / interdisciplinary educational results / design and technological culture

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махотин Д.А., Логвинова О.Н.

20 июля 2016 года В Российской академии образования состоялся экспертный семинар по обсуждению проблемы модернизации содержания и технологий обучения в предметной области «Технология», разработки новой концепции технологического образования. В статье приводятся результаты опроса экспертов, принявших участие в экспертном семинаре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF THE SUBJECT AREA "TECHNOLOGY": EXPERTS

July 20, 2016 At the Russian Academy of education held an expert workshop to discuss the problems of modernization of the content and technologies of education in the subject area "Technology," development of a new concept of technological education. The article presents the results of a survey of experts participating in the expert seminar.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»: МНЕНИЕ ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА»

Махотин Д.А.,

Московский городской педагогический университет, доцент кафедры профессионального развития

педагогических работников, канд. пед. наук

Логвинова О.Н.

Академия социального управления, начальник отдела оценки качества профессионального и дополнительного образования Центра качества образования, канд. пед. наук

КОНЦЕПЦИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»: МНЕНИЕ ЭКСПЕРТНОГО

СООБЩЕСТВА

THE CONCEPT OF THE SUBJECT AREA "TECHNOLOGY": EXPERTS

Mahotin D.A., Moscow City Teacher Training University, associate professor, candidate of pedagogical sciences

Logvinova O.N., Academy of Social management, head of department of Center of education quality, candidate of pedagogical sciences

АННОТАЦИЯ

20 июля 2016 года В Российской академии образования состоялся экспертный семинар по обсуждению проблемы модернизации содержания и технологий обучения в предметной области «Технология», разработки новой концепции технологического образования. В статье приводятся результаты опроса экспертов, принявших участие в экспертном семинаре.

ABSTRACT

July 20, 2016 At the Russian Academy of education held an expert workshop to discuss the problems of modernization of the content and technologies of education in the subject area "Technology," development of a new concept of technological education. The article presents the results of a survey of experts participating in the expert seminar.

Ключевые слова: модернизация технологического образования, предметная область «Технология», метапредметные результаты образования, проектно-технологическая культура.

Keywords: modernization of technological education, the subject area "Technology", interdisciplinary educational results, design and technological culture.

Участники экспертного семинара - учителя технологии и черчения, представители региональных ассоциаций педагогов, руководители общеобразовательных организаций, преподаватели и руководители образовательных организаций высшего образования и дополнительного профессионального образования, руководители и эксперты предметной олимпиады школьников по технологии, работники организаций дополнительного образования детей, центров научно-технического творчества, центров молодежного инновационного творчества, представители издательств и средств массовой информации, представители научных организаций, представители региональных и муниципальных органов управления образованием обсудили ключевые проблемы реализации и перспективы развития технологического образования школьников, теоретико-методологические и практические основания новой концепции предметной области «Технология».

В рамках семинара был проведен опрос экспертов на выявление теоретико-методологических оснований новой концепции предметной области «Технология», результаты которого можно представить следующими позициями.

Среди главных причин модернизации содержания и технологий в технологическом образовании школьников, создания новой концепции предметной области «Технология» эксперты отмечают:

несоответствие существующего содержания обучения школьников современным технологиям и материалам (43%),

низкий уровень технологической подготовки школьников, снижающий эффективность их профессиональной подготовки в колледжах, вузах (32%),

новые требования постиндустриального общества к грамотности и компетентности личности (30%),

низкий статус предметной области «Технология» в школе и в обществе (29%).

Основными проблемами реализации технологического образования в школе эксперты видят следующие:

• недостаточное материально-техническое оснащение (60%),

• низкий уровень подготовки педагогов технологического образования (51%),

• отсутствие возможностей по привлечению к преподаванию технологии специалистов (инженеров, преподавателей вузов и пр.), по организации практики и стажировки на производстве и учебно-производственных площадках (в т.ч. технопарков, инновационных структурах), экскурсий как компонента технологической подготовки (31%),

• устаревшее содержание подготовки школьников (29%),

• недостаточное внимание администрации школ и региональных органов управления образования к технологической подготовке школьников (26%),

• недостаточная интеграция предметного содержания с «теоретическими» предметами (физика, химия, математика и пр.) (26%),

• недостаточное финансирование (в том числе часов по учебному плану) технологической подготовки (23%).

Эксперты считают, что технологическое образование в школе должно реализовываться средствами:

■ уроков технологии, внеурочной деятельности и дополнительного образования технико-технологической направленности (60%);

■ интеграции учебных предметов, в основе которой будет лежать проектная, конструкторская и исследовательская деятельность (54%).

Все ответы экспертов связаны с современными тенденциями интеграции в образовании, наиболее известными примерами из которых является международный проект STEM или STEAM-образования, который предполагает интеграцию в практической (проектной, исследовательской) деятельности научных знаний по естествознанию, технологии, инжинирингу, искусству и математике, а также российский проект конвергентного образования (Москва, Курчатовский проект конвергентного образования), интегрирующий подготовку обучающихся по физике, химии, биологии и географии.

Основной целью освоения предметной области «Технология» эксперты видят развитие личности, способной жить и эффективно трудиться в постиндустриальном, технологическом обществе (51%), формирование технологической культуры обучающихся (37%).

Первая - более общая цель технологического образования связана с широким восприятием Технологии не только как предметной области общего образования, а как нового направления в общем и профессиональном образовании молодежи, отвечающем требованиям общества техники, технологии и компетентности (аналогично идеям политехнического образования на новом этапе развития общества).

Вторая цель - традиционная для технологического образования во многих странах, - связана с формированием технологической культуры и/или технологической грамотности выпускников школы. Технологическая культура общества выступает в качестве предпосылок и результата технологического образования и отражает уровень овладения личностью компонентами культуры в процессе получения общего образования и определяющая подготовку человека к получению разных видов (направлений) профессионального образования. Технологическая культура как отражение объективных и субъективных результатов деятельности человека, меняющихся под влиянием научно-технического прогресса, внедрения новых технологий, возникающих проблем в эксплуатации и управлении техникой и технологиями [1, 2]. Ю.Л. Хотунцев определил десять составляющих (компонентов) технологической культуры: культуру труда, графическую культуру, культуру дизайна, информационную культуру, культуру дома, потребительскую

культуру, предпринимательскую культуру, культуру человеческих отношений, экологическую культуру, проектную культуру, которые в совокупности отражают весь спектр изучаемых обучающимися технологий [7].

Результаты технологического образования школьников в соответствии с требованиями ФГОС общего образования представляют собой личностные, метапредметные и предметные составляющие.

Среди личностных результатов освоения предметной области «Технология» эксперты выделили такие качества, как системное мышление (69%), способность к техническому и художественному творчеству (63%), ответственность за результаты своего труда (51%), трудолюбие (51%), проект-ность (45%), предприимчивость (34%).

В наименьшей степени для формирования в рамках предметной области «Технология» оказались востребованы формирование культуры здорового образа жизни, патриотизм, дисциплинированность, деловые коммуникации, критическое и экологическое мышление. Не во всем соглашаясь с экспертами, можно сделать вывод, что приоритеты сегодня выстраиваются в логике формирования активной, инициативной и предприимчивой личности, готовой к трудовой деятельности в условиях современной высокотехнологичной среды.

Проблемой для технологического образования является соотношение метапредметных и предметных результатов. Большая часть предметных результатов технологического образования в соответствии с ФГОС основного общего образования, близки к метапредметным компетенциям, развивающихся у обучающихся на других предметах, например [6]:

• овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;

• овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;

• развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания.

В процессе обучения технологии обучающиеся осваивают разные виды предметно-практической и семиотической деятельности, решая при этом проектные, конструкторские, технологические, исследовательские, дизайнерские и другие задачи. По мнению экспертов, основу для интеграции научных знаний на уроках технологии надо искать именно в практических видах деятельности, в первую очередь через освоение учащимися умений и навыков конструирования (80%), проектирования (77%), моделирования (74%), исследования (60%), экспериментирования (43%), обработки данных, информации (40%).

Достаточно мало внимания в российской школе и технологическом образовании в частности уделяется обучению навыкам управления, в частности вопросам управления техникой и технологиями, управлению технологическими процессами, датчиковым и электронным системам, управлению с целью обеспечения безопасности и пр. Даже правильная и безопасная организация рабочего места является действием по самоорганизации (управлением работой, делом).

Основанием для разработки новой концепции предметной области «Технология», по мнению экспертов, должны служить:

S освоение техники и технологий в контексте развития всех типов организационной культуры (традиционной, ремесленной, профессиональной, проектно-технологической) (71%);

S раскрытие всех компонентов технологической культуры (включающей культуру труда, графическую культуру, проектную культуру, предпринимательскую культуру и пр.) (60%).

Наиболее распространенный ответ экспертов связан с выделением учеными четырех типов организационной культуры общества - традиционной, ремесленной, профессиональной, проектно-техно-логической [4], - которые непосредственно связаны с трудовыми и производственными процессами на том или ином этапе развития техники и технологии, науки, социальных отношений.

Проектно-технологическая оргкультура современного постиндустриального общества основана на реализации в практической деятельности людей программ и проектов посредством всевозможных технологий и с учетом всех факторов, влияющих на процесс реализации данных проектов (экономических, кадровых, материально-технических, экологических и т.п.). Именно с этим связано появление отдельного раздела менеджмента - управление проектами, - и популярность в образовании различных вариантов технологий проектно-ориентиро-ванного обучения.

Важным в понимании новой Концепции предметной области «Технология» является не только отражение в содержании и технологиях обучения проектно-технологической оргкультуры и современных технологий, а процесс «прохождения» ребенком всех типов организационной культуры, которые не только существуют с используемыми человеком традиционных технологий (мы до сих пор пользуемся ножом, топором, молотком, вяжем морские узлы и пр.), но и позволяют развивать мелкую моторику, координацию, прикладные навыки использования ручных (и электрифицированных)

инструментов, формировать культуру труда и личностные качества на деятельностной основе.

Эксперты выделили более десяти «сквозных» линий нового содержания технологической подготовки школьников, включающих:

• работу с научно-технической информацией и технологической документацией,

• технологические процессы и системы,

• конструирование и моделирование,

• дизайн,

• семейная (домашняя) экономика,

• технологическое предпринимательство,

• ТРИЗ (и подобные им методы творческого решения проблем),

• технологии обработки материалов,

• технологии производства и использования энергии,

• робототехника.

Разработка новой Концепции предметной области «Технология» представляет собой выбор приоритетов в технологической подготовке школьников. В зависимости от этого выбора технология как предмет и как практико-ориентированная область подготовки обучающихся будет ориентирована на изучение тех или иных технологий, технических систем, интегрировать в своей деятельности теоретические знания естественных, гуманитарных наук, математики, обеспечивать профориентацию в той или иной сфере профессионально деятельности и пр.

Список литературы

1. Кальней В.А., Махотин Д.А. Технологическое образование в постиндустриальном обществе // Вестник РМАТ. 2015. №3. С. 68-76.

2. Махотин Д.А., Кальней В.А. Современные подходы к развитию технологического образования в общеобразовательной организации // Мир науки, культуры, образования. 2015. №4 (53). С. 65-68.

3. Махотин Д.А. Технологическая грамотность обучающихся как результат общего образования // Профильная школа. 2015. Т.3. №2. С. 8-15.

4. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. М.: Эгвес, 2008. 136 с.

5. Твердынин Н.М., Махотин Д.А. Технологическое образование в современном социуме: монография. М.: Агентство «Мегаполис», 2012. 320 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

7. Хотунцев Ю.Л. Проблемы формирования технологической культуры учащихся // Педагогика. 2006. №4. С. 10-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.