Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» В КОНТЕКСТЕ ЕЕ МОДЕРНИЗАЦИИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» В КОНТЕКСТЕ ЕЕ МОДЕРНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ «ТЕХНОЛОГИЯ» / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / СИСТЕМА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОБЩЕТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / SUBJECT AREA “TECHNOLOGY” / TECHNOLOGICAL EDUCATION / TECHNOLOGICAL CULTURE / TECHNOLOGICAL LITERACY / GENERAL EDUCATION SYSTEM / COMPETENCY-BASED APPROACH / GENERAL TECHNOLOGICAL COMPETENCE / MODERNIZATION / POST-INDUSTRIAL SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асхадуллина Наиля Нургаяновна, Колпаков Евгений Александрович, Алиев Марат Камильевич

В статье представлен теоретический анализ опыта преподавания предметной области "Технология" в контексте ее модернизации. Определены объективные факторы модернизации. Рассмотрены современные подходы к развитию технологического образования в условиях реализации Концепции преподавания предметной области "Технология. Технологическое образование, как один из инвариантных компонентов общего образования, ориентировано на овладение, трансляцию и изменение технологической культуры личности обучающихся. Обоснованы принципы организации дидактического процесса предметной области «Технология». Выявлены компоненты содержания преподавания предмета «Технология», ориентированные на достижение образовательных результатов в становлении целостной личности, гармонично сочетающей в себе потребности к физическому и умственному труду, постоянному самообразованию и самосовершенствованию, формирование у обучающихся целостного представления о мире профессий и создание условий для профессионального самоопределения в процессе организации профессиональных проб во взаимодействии с социальными партнерами.The article presents a theoretical analysis of the teaching experience of the subject field "Technology" in the context of its modernization. Objective factors of modernization are determined. The modern approaches to the development of technological education in the context of the implementation of the concept of teaching the subject area "Technology. Technological education, as one of the invariant components of general education, is focused on mastering, translating and changing the technological culture of the personality of students. The principles of organizing the didactic process of the subject area" Technology "are substantiated. The components of the content of teaching the subject "Technology", focused on achieving educational nyh results in the formation of the whole person, combines the requirements for physical and mental work, continuous learning and self-improvement, the formation of students' holistic view of the world of professions and the creation of conditions for professional self-determination in the process of organization of professional samples in cooperation with the social partners.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Асхадуллина Наиля Нургаяновна, Колпаков Евгений Александрович, Алиев Марат Камильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» В КОНТЕКСТЕ ЕЕ МОДЕРНИЗАЦИИ»

традиционных и современных подходов в организации учебного процесса; 2) способствование самореализации студента в процессе аудиторной и внеаудиторной деятельности; 3) ориентирование на продуктивное обучение студентов в образовательном процессе вуза; 4) разработка и внедрение авторских курсов с применением интерактивных форм обучения; 5) обеспечение непрерывности в цепи «социальная активность вуза - активность педагога - активность студента - социальная активность квалифицированных специалистов».

В завершении статьи отметим, что на качество усвоения учебного материала влияют многочисленные мотивы, субъективные и объективные обстоятельства, влияние которых можно считать соответствующими рычагами повышения эффективности учебной деятельности обучаемых.

Литература:

1. Андреева А.Д. Изучение учебной мотивации подростков и старших школьников: история вопроса // Психология и школа. - 2009. - № 4. - С. 64-70.

2. Беляева О.С. Динамика мотивации получения высшего образования // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2013. - № 4. - С. 23-25.

3. Бобровицкая С.В. Некоторые особенности мотивации поступления в педагогический вуз // Психологическая служба образования: матер, докладов конференций в г. Сочи. - СПб., 1997.

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., Педагогика, 1991.

5. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2002. - 512 с.

6. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. - М.: МГУ, 1971.

7. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Питер, 2003. - 352 с.

8. Кузнецова Е.В. Роль и место библиотеки в образовательном пространстве // Образование. Карьера. Общество. - 2013-2014. - № 4-1 (40). - С. 34-35.

Педагогика

УДК 372.862

кандидат педагогических наук, старший преподаватель Асхадуллина Наиля Нургаяновна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга); студент магистратуры инженерно-технологического факультета Колпаков Евгений Александрович Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга); студент бакалавриата инженерно-технологического факультета Алиев Марат Камильевич Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» В КОНТЕКСТЕ ЕЕ МОДЕРНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье представлен теоретический анализ опыта преподавания предметной области "Технология" в контексте ее модернизации. Определены объективные факторы модернизации. Рассмотрены современные подходы к развитию технологического образования в условиях реализации Концепции преподавания предметной области "Технология. Технологическое образование, как один из инвариантных компонентов общего образования, ориентировано на овладение, трансляцию и изменение технологической культуры личности обучающихся. Обоснованы принципы организации дидактического процесса предметной области «Технология». Выявлены компоненты содержания преподавания предмета «Технология», ориентированные на достижение образовательных результатов в становлении целостной личности, гармонично сочетающей в себе потребности к физическому и умственному труду, постоянному самообразованию и самосовершенствованию, формирование у обучающихся целостного представления о мире профессий и создание условий для профессионального самоопределения в процессе организации профессиональных проб во взаимодействии с социальными партнерами.

Ключевые слова: предметная область «Технология», технологическое образование, технологическая культура, технологическая грамотность, система общего образования, компетентностный подход, общетехнологическая компетентность, модернизация, постиндустриальное общество.

Annotation. The article presents a theoretical analysis of the teaching experience of the subject field "Technology" in the context of its modernization. Objective factors of modernization are determined. The modern approaches to the development of technological education in the context of the implementation of the concept of teaching the subject area "Technology. Technological education, as one of the invariant components of general education, is focused on mastering, translating and changing the technological culture of the personality of students. The principles of organizing the didactic process of the subject area" Technology "are substantiated. The components of the content of teaching the subject "Technology", focused on achieving educational nyh results in the formation of the whole person, combines the requirements for physical and mental work, continuous learning and self-improvement, the formation of students' holistic view of the world of professions and the creation of conditions for professional self-determination in the process of organization of professional samples in cooperation with the social partners.

Keywords: subject area "Technology", technological education, technological culture, technological literacy, general education system, competency-based approach, general technological competence, modernization, postindustrial society.

Введение. В современную эпоху внедрение новых технологий в производственные процессы обусловили потребность в подготовке профессиональных работников, обладающих высоким интеллектом, целостным системным мировоззрением и способных к продуктивной и рациональной деятельности. В условиях «осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации» перед системой общего образования одной из задач обозначено «совершенствование методов обучения в предметной области "Технология"» [10]. Решение этой задачи требует пересмотра

действующих образовательных программ в рамках разработанной Концепции преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации (далее Концепции) [5].

Актуальность проблемы модернизации предметной области «Технология» в общем образовании вызывает многочисленные дискуссии в обосновании содержания технологическй подготовки школьников, ориентированной на потребности рынка труда.

Указанные ориентиры развития технологического образования в российских школах определили цель нашей исследовательской работы - провести теоретический анализ опыта преподавания предметной области "Технология" в контексте ее модернизации и определить компонентный состав содержания преподавания данного предмета в общеобразовательной организации.

Изложение основного материала статьи. В современной педагогической науке осуществляется поиск определенных моделей технологического образования школьников (О.Н. Богданова, В.А. Кальней, Д.А. Махотин, О.Н. Логвинова, А.К. Орешкина, Н.Ф. Родичев, Ю.Л. Хотунцев, С.Е. Шишов и др.). Технологическое образование рассматривается исследователями в качестве «основного интеграционного механизма в системе школьного образования», предоставляющего ученикам возможность применять на практике основы научных знаний и позволяющего «синтезировать естественно-научные, научно-технические, технологические, предпринимательские и гуманитарные знания» [2]. Прикладная направленность технологического образования обеспечит, по их мнению, освоение учащимися различных форм информационной и материальной культуры и овладение конкретными навыками преобразующей деятельности человека [3]. В качестве ключевых понятий в технологическом образовании исследователи выделяют такие понятия как «технологическое образование», «технологическая культура», «технологическая среда», «проектно-технологическая культура».

Несмотря на обновленные цели и задачи технологической подготовки школьников в условиях перехода к постиндустриальным формам организации производственных связей посредством «знаний и информации», в преподавании предмета «Технология» учителя сталкиваются с рядом серьезных проблем. В ходе исследования проблем методики преподавания образовательной области «Технология» Е.А. Мраморнова, М.В. Непобедный, А.П. Сысоев выделили такую значимую проблему, как кадровое обеспечение учебного процесса специалистами, обладающими профильными компетенциями. Они отмечают, что зачастую в школах уроки технологии проводят учителя непрофильного образования, деятельность которых «приводит к ухудшению качества технологической подготовки обучающихся» [7]. Результаты проведенного исследователями опроса подтвердили наличие проблемы дефицита молодых специалистов и указали на необходимость формирования и поддержания кадрового потенциала общеобразовательной организации. Безусловно, обозначенная проблема сказывается на снижении мотивации обучающихся к овладению знаниями и практическими навыками технологических основ производства, трудовых умений и навыков.

Не менее значимой в снижении мотивации школьников к освоению предметной области «Технология» является сокращение часов по предмету «Технология» в учебных планах общеобразовательных организаций, наличие достаточно устаревшего и неиспользуемого в реальной практике оборудования, отсутствие в предметном содержании тем, актуальных для освоения в современную эпоху.

Исследователи также отмечают, что серьезной проблемой в российских школах является проверка качества усвоения школьниками учебного материала по предмету «Технология» и оценка образовательных результатов обучающихся в данной области. Работа учителей технологии в этом направлении, по их мнению, будет способствовать формированию «навыков самоконтроля и планирования учебных действий, развитию личностно значимых качеств» [9].

Основу развития технологического образования в постиндустриальную эпоху составляет компетентностный подход. Компетентностный подход сегодня является идеологической основой модернизации образования, в том числе технологического, что определяет контуры его развития. В работах исследователей отмечается, что образование, как социальная сфера, призвано формировать «компетентную» в различных сферах деятельности личность (В.И. Байденко, Л.Н. Болотов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Г.К. Селевко, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков, Э.Ф. Шарипова и др.).

Компетенции, по мнению Э.Ф. Шариповой, стали языком описания образовательных результатов. С позиций компетентностного подхода технологию стоит рассматривать как «методологию преобразовательной деятельности, при которой гарантируется достижение запланированного результата» [12]. В этом случае, образовательным результатом освоения предметной области «Технология» будет способность выпускника школы к выбору профессиональной роли в той или иной области деятельности.

Таким образом, социальный заказ постиндустриальной эпохи определяет потребность в модернизации образовательной области «Технология» для формирования технологической культуры у школьников на разных уровнях: от потребительского (готовить, шить, забивать гвозди и т.п.) до проектировочного и моделирующего с использованием инновационных технологий, технических устройств и оборудования (работа с 3D-принтерами, бизнес-проектирование, строительная графика и чертеж, дизайн и др.).

В рамках реализации Концепции, ориентированной на формирование технологической культуры обучающихся, определяется выбор таких приоритетных направлений в технологической подготовке школьников как формирование технологической грамотности, проектно-технологического мышления, навыков профессиональной ориентации в мире профессий и личностном самоопределении на рынке труда. Реализация данных направлений ориентирована на формирование у обучающихся общеобразовательных школ личностных, метапредметных (универсальных учебных действий - УУД) и предметных компетенций.

Успешному формированию УУД, по мнению разработчиков Концепции, будет способствовать применение на занятиях «Технологии» в качестве основной формы учебной деятельности проектной деятельности обучающихся в полном цикле: «от выделения проблемы до внедрения результата» [5]. Использование проектной деятельности на уроках «Технологии» дает возможность интегрировать учебные предметы в профильные модули и применять различные формы для реализации этих модулей в образовательной среде на основе сетевого взаимодействия с предприятиями - социальными партнерами («работодателями») и вузами (стратегическими координаторами в построении индивидуальной траектории обучающихся в выборе будущей профессии).

Компетентностный подход определяет модульное построение содержания предметной области «Технология». Все это обуславливает потребность перехода от общетехнологического к профильному обучению в старших классах общеобразовательной школы. Профилизация образовательного процесса

предусматривает расширение профориентационной работы на всех уровнях школьного обучения (начального, общего, среднего). Выполняя свое предназначение в структуре общего образования, предметная область «Технология» вносит существенный вклад в становление целостной личности, способной к преобразующей деятельности. В связи с этим исследователями ведутся активные поиски в организации наиболее эффективных форм взаимодействия с представителями профессиональной среды (создание технопарков, профклубов и т.п.). Обусловлено это необходимостью личностного, социального и профессионального самоопределении обучающихся с учетом возрастных особенностей и возможностей, в выявлении и развитии их интересов и склонностей, а также социально-функциональных качеств и способностей, обеспечивающих готовность выпускника школы к осознанному выбору жизненного пути [11].

Анализ документов и научной литературы по рассматриваемой проблеме показал, насколько осуществляется серьезная работа в преобразовании в предметной области «Технология» в системе общего образования. Концептуальные положения научных школ сходятся в том, что образовательные результаты в преподавании технологии должны быть ориентированы на становление целостной личности, гармонично сочетающей в себе потребности к физическому и умственному труду, постоянному самообразованию и самосовершенствованию. Для формирования у обучающихся целостного представления о мире профессий необходимо создать условия для профессионального самоопределения личности и организацию профессиональных проб школьников в сетевом взаимодействии с социальными партнерами (предприятиями-партнерами и вузами-координаторами).

В современной научно-педагогической литературе на обсуждении находится вопрос: какие подходы будут выступать методологической основой содержания предметной области «Технология»? Серьезную работу в этом направлении провел Д.А. Махотин. В своих исследованиях ученый выделяет три ведущих подхода в обосновании сущности технологии как предмета: научный, культурологический, деятельностный [6]. Научный подход к предмету «Технология» определяет необходимость наличия научной или научно-практической области знаний, на основании которой можно было бы выстроить содержание школьного предмета и логику его изучения обучающимися. Культурологический подход в понимании методологии предмета «Технология», по мнению Д.А. Махотина, не только отражает в содержании и технологиях обучения элементы проектно-технологической оргкультуры и современных технологий, но и процесс «прохождения» ребенком всех типов организационной культуры, которые не только существуют с используемыми человеком традиционными технологиями, но и позволяют развивать мелкую моторику, координацию, прикладные навыки использования ручных инструментов, формировать культуру труда и личностные качества на деятельностной основе. Деятельностный подход к предмету «Технология» позволяет раскрыть содержание предмета через практическую (преобразовательную) деятельность обучающихся по созданию объектов труда (продуктов), организацию проектной деятельности.

Выделенные Д.А. Махотиным подходы определяют, на наш взгляд, ведущими принципами организации дидактического процесса предметной области «Технология» принципы системности, научности, интеграции, связи теории с практикой, персонализации [1, 4].

Построение предметной области научных и практических знаний по учебному предмету «Технология» на основе принципа системности позволяет обеспечить объединение разных элементов в систему на основе установления классификации между этими элементами. Так, организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках технологии изначально предусматривает системность работы «от цели к практическому результату».

Принцип научности определяет соответствие содержания образования, выбор методов и средств обучения уровню развития современной науки, техники и технологий. Принцип научности ориентирует на разработку содержания образования, направленного на ознакомление учащихся с явлениями, процессами, законами, объективными научными фактами, основными теориями и концепциями той или иной отрасли, приближаясь к раскрытию ее перспектив развития и современных достижений [4].

Принцип интеграции выступает одним из основополагающих принципов эффективности функционирования образовательного процесса, обеспечивая взаимосвязь между всеми его элементами [1, 4]. На уровне содержания технологического образования принцип интеграции устанавливает взаимосвязь между естественнонаучными, математическими и гуманитарными знаниями в технологической подготовке обучающихся.

Принцип связи теории с практикой в разработке содержания предметной области «Технология» предусматривает взаимообусловленность теории с практикой. В этом смысле полностью разделяем доводы М.Д. Китайгородского о том, что «практика, не поддержанная научной теорией, страдает отсутствием должной целеустремленности, стихийностью и малоэффективностью», а «теория, не опирающаяся на практику, яляется для обучающихся умозрительной, не интересной и не понятной» [4].

Принцип персонализации направлен на развитие субъект-субъектных отношений у обучающихся устойчивой мотивационно-ценностной направленности на успешность инновационного решения практических задач в ситуации неопределенности, гуманизацию педагогического взаимодействия и личностный успех в процессе осуществления проектной деятельности [1].

Принципы организации дидактического процесса предметной области «Технология» определяют организацию педагогического взаимодействия с обучающимися в контексте решения задач Концепции преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы в формировании общетехнологической компетентности обучающихся. Общетехнологическая компетентность, как личностное образование выпускника общеобразовательной организации, отразит уровень овладения личностью технологической культурой в процессе освоения предметной области «Технология».

Анализ научных работ и нормативной документации позволил нам выделить в содержании преподавания предметной области «Технология» базовые компоненты, раскрывающие сущность ее модернизации (рисунок 1).

Цель: совершенствование методов обучения в предметной области "Технология"

Компонент ы содержания преподавания предмета «Технология»

мотивациоппый когнитивный процессуально-результативны Й

Организация профессиональных проб и профессиональном самоопределении личное i и 1ехпочпапие (фундаментальные понятия и концепции) Сне 1 ема ирошводс i вепно-техиологических задач (проектные,коне 1 рук горе кие, исследовательские, iехнологические, управленческие, предпринимательские)

Мет оды, средства и формы творческой исследовательской и проектной деятельности

Результат: формирование общетехнологической компетентности обучающихся общеобразовательных организаций

Рисунок 1. Компоненты содержания преподавания предмета «Технология» в общеобразовательной

организации

Реализация представленных на рисунке 1 компонентов содержания преподавания предмета «Технология» основывается на рассмотренных принципах (системности, научности, интеграции, связи теории с практикой, персонализации), позволяя, тем самым, выстраивать личностную траекторию обучающихся в профессиональном самоопределении.

Выводы. Таким образом, результаты проведенного исследования указывают на необходимость осуществления серьезных преобразований в предметной области «Технология» в системе общего образования. Модернизация дидактического процесса предметной области «Технология» основывается на достижении таких образовательных результатов, как становление целостной личности, гармонично сочетающей в себе потребности к физическому и умственному труду, постоянному самообразованию и самосовершенствованию, формирование у обучающихся общетехнологической компетентности, как личностного образования, отражающего уровень овладения личностью технологической культурой на общеобразовательной ступени обучения.

Литература:

1. Асхадуллина Н.Н. Принципы формирования рискологической компетенции будущего учителя в процессе подготовки к инновационной педагогической деятельности [Электронный ресурс] // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 7-1. С. 99-103. Режим доступа: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=36068 (дата обращения: 30.03.2020).

2. Богданова О.Н. Разработка модели реализации программы школьного технологического образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2016. №4 (29).

3. Кальней В.А., Шишов С.Е., Махотин Д.А. Реализация региональных моделей технологического образования в Московской области // Академический вестник Академии социального управления. 2018. №1 (28). С. 37-53.

4. Китайгородский М.Д. Концепция опережающей подготовки учителя технологии в области современных радиоэлектронных и информационных технологий [Электронный ресурс1 // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 3. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27632 (дата обращения: 29.03.2020).

5. .Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/c4d7feb359d9563f114aea8106c9a2aa/download/737/ (дата обращения: 28.03.2020).

6. Махотин Д.А. Методологические проблемы предмета «Технология» [Электронный ресурс] // Интерактивное образование. - 23.09.2019. Режим доступа: https://interactiv.su/2018/09/23 (дата обращения: 30.03.2020).

7. Мраморнова Е.А., М.В. Непобедный М.В., Сысоев А.П. Проблемы и перспективы методики преподавания образовательной области «Технология» в средних общеобразовательных школах [Электронный ресурс] // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2017. №4 (44). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-metodiki-prepodavaniya-obrazovatelnoy-oblasti-tehnologiya-v-srednih-obscheobrazovatelnyh-shkolah (дата обращения: 23.03.2020).

8. Новиков А.М. Ученый процесс в логике исторических типов организационной культуры [Электронный ресурс]. / Сайт академика А.М. Новикова. Режим доступа: http://www.anovikov.ru/artikle/uch_proc.htm (дата обращения: 24.03.2020).

9. Серебренников Л.Н., Сустретова К.Д., Егорычева Н.Г. Пути совершенствования школьного курса технологии [Электронный ресурс] // Ярославский педагогический вестник. 2016. №1.. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-sovershenstvovaniya-shkolnogo-kursa-tehnologii (дата обращения: 24.03.2020).

10. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями на 19 июля 2018 года). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/557309575 (дата обращения: 02.03.2020).

11. Хотунцев Ю.Л. Проблемы технологического образования в Российской Федерации: могография. -М.: Прометей, 2018. - 182 с.

12. Шарипова Э.Ф. Компетентностный подход в технологическом образовании: формирование общетехнологической компетенции будущих учителей [Текст]: монография. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. - 202 с.

Педагогика

УДК 37.032

кандидат педагогических наук, доцент, учитель русского языка и литературы Афанасенко Оксана Борисовна

Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета (г. Новокузнецк) Муниципальное бюджетное нетиповое образовательное учреждение «Лицей №11» (г. Новокузнецк)

РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО В АСПЕКТЕ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ

Аннотация. В статье представлен опыт работы над итоговым сочинением по литературе с привлечением литературного материала из художественного наследия Ф.М.Достоевского. Особое внимание уделяется религиозно-филосовскому аспекту творчества писателя как важнешейму ключу к пониманию его призведений, изучаемых в школе.

Ключевые слова: урок литературы, духовно-нравственное воспитание, итоговое сочинение по литературе, тематические направления итогового сочинения, религиозно-философский аспект творчества Ф.М. Достоевского, идея добра и зла, идея страдания как очищающей силы.

Annоtation. The article presents the experience of working on the final essay on literature with the involvement of literary material from the artistic heritage of F. M. Dostoevsky. Special attention is paid to the religious and philosophical aspect of the writer's work as an important key to understanding his knowledge, studied at school.

Keywords: literature lesson, spiritual and moral education, final essay on literature, thematic areas of the final essay, religious and philosophical aspect of the work of F. M. Dostoevsky, the idea of good and evil, the idea of suffering as a cleansing force.

Статья написана при финансовой поддержке РФФИ и Кемеровской области в рамках научного

проекта № 20-412-420002

Введение. Как бы ни менялось общество и какие бы новые требования ни предъявлялись к процессу и результатам обучения современного российского школьника, сложно представить себе урок литературы, лишенный воспитательного аспекта. Литература, в отличие от других учебных предметов, безусловно, ориентирована на духовно-нравственное воспитание личности. Сегодня, когда разрушается система традиционных культурных, общественных, нравственных и др. ценностей, а подрастающее поколение ориентировано на ложные идеалы, сулящие материальное обогащение, мы лихорадочно пытаемся нащупать почву национальной идеи, способной сплотить нас и возродить духовность в человеке. Как это возможно сделать? Универсального рецепта, увы, не существует, но прямая отсылка духовно-нравственным столпам наших пращуров содержится в лучших образцах отечественной литературы.

Конечно, недостаточно говорить о морально-ценностном аспекте, вспоминая только литературу художественную! Русская философия и православная религия внесли свою лепту в формирование нашего мировоззрения, однако именно отечественная классическая литература гармонично соединила и развила фундаментальные философские и религиозные идеи, открывая смысл человеческой жизни, предлагая различные пути бытия человека. В этой связи становится очевидной необходимость включать в школьную программу по литературе при изучении творчестве отдельных отечественных писателей-классиков религиозно-философский аспект. Эта очевидность превращается порой в непреодолимое препятствие на пути читающего школьника, оборачиваясь фактическими и логическими ошибками на итоговом сочинении по литературе.

Изложение основного материала статьи. Многолетний опыт автора статьи в преподавании литературы в школе позволяет говорить о катастрофическом росте непонимания современными старшими подростками не только глубинных подтекстов, зашифрованных писателем между строк произведения, но даже фактуальной, контекстной информации. Многие и многие произведения русской классической литературы остаются не понятыми старшеклассниками. Вероятно, можно тешить себя призрачной надеждой, что потом, во взрослой жизни, сегодняшние ученики возьмут в руки Толстого или Гоголя и перед ними раскроется та вселенная разнообразных человеческих отношений, страстей, судеб и т.д., что сегодня остаётся за страницами «сложной» литературы. Но, признаться откровенно, в это мало верится. Значит, именно сегодня, сейчас от учителя требуется приложить массу усилий для того, чтобы помочь школьникам проникнуть в мир произведения, рассматривая при этом художественный текст не только как объект изучения, но и как важную составляющую системы ценностно ориентированного обучения и воспитания. Только такое отношение к классической литературе способствует формированию умений, необходимых выпускникам школы при написании ими итогового сочинения по литературе, которое «носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию» и в то же время «является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал» [3]. Иначе говоря, выпускник современной школы должен продемонстрировать умение самостоятельно мыслить в заданном направлении, облекая результат своих размышлений в форму письменного высказывания, с обязательной опорой на свой читательский опыт, который не может ограничиваться только отечественными произведениями, изучаемыми исключительно по школьной программе.

Традиционно подготовка к итоговому сочинению начинается с объявления на сайте ФИПИ пяти открытых тематических направлений, на основе которых разрабатываются конкретные темы итогового сочинения: «Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинения и расширяет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.