Научная статья на тему 'Технологическое образование в постиндустриальном обществе'

Технологическое образование в постиндустриальном обществе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
755
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ТЕХНОЛОГИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ТЕХНОЗНАНИ / TECHNOLOGICAL EDUCATION / TECH-KNOWLEDGE / TECHNOLOGICAL CULTURE / TECHNOLOGICAL ENVIRONMENT / TECHNOLOGICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кальней В. А., Махотин Д. А.

Предпринята попытка обосновать особенности технологического образования в постиндустриальном обществе, анализируя основные понятия технологического образо вания («технология», «технознание», «технологическая культура», «технологическая среда», «технологическая грамотность»)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technological education in postindustrial age

The authors attempt to specify the details of technological education in post-industrial society, making terminological analysis (technology, tech-knowledge, technological culture, technological environment, technological competence)

Текст научной работы на тему «Технологическое образование в постиндустриальном обществе»

УДК 37.031

В.А. КАЛЬНЕЙ, Д.А. МАХОТИН

технологическое образование в постиндустриальном обществе

Предпринята попытка обосновать особенности технологического образования в постиндустриальном обществе, анализируя основные понятия технологического образования («технология», «технознание», «технологическая культура», «технологическая среда», «технологическая грамотность»).

Ключевые слова: технологическое образование, технологическая культура, технология, технологическая среда, технологическая грамотность, технознание.

The authors attempt to specify the details of technological education in post-industrial society, making terminological analysis (technology, tech-knowledge, technological culture, technological environment, technological competence).

Key words: technological education, tech-knowledge, technological culture, technological environment, technological competence.

На пороге XXI в. понятие «постиндустриальное общество» закрепилось в научном обороте для обозначения всех изменений, свойственных современному этапу развития общества. Наряду с этим термином также стали использоваться понятия «постэкономическое общество», «информационное общество», «общество знаний», «общество постмодернити», «технотронное общество», «технологическое общество» и другие, которые рассматриваются как концепции, отражающие взгляд какой-либо науки или научной школы в рамках общей методологии постиндустриального общества.1

В соответствии с происходящими изменениями меняется и роль образования. Современные проблемы образования во многом связаны с изменениями в требованиях к личности, которая должна владеть основными технологиями деятельности (преобразовательной, коммуникативной, эстети-

© Кальней В.А., Махотин Д.А., 2015

ческой, познавательной и др.), творческими способностями, активностью и самостоятельностью, умениями решать проблемы и критически мыслить, в широком смысле проектировать и исследовать. По аналогии с постиндустриальным, технологическим обществом современное образование получило название постиндустриального/ технологического образования [4].

Лидерами мирового развития становятся страны, способные повысить качество образованности населения, общей и технологической культуры и, конечно, науки как основной созидательной силы постиндустриального общества. Технологическая культура служит основой для такого научно-технологического развития общества и определяет уровень подготовки человека к деятельности в условиях современного высокотехнологического, наукоемкого производства.

Проблема технологического образования учащихся стала особо актуальна на пороге XXI в. в образовательных си-

стемах многих стран мира - США, Великобритании, Голландии, Франции, Германии, Израиля, Японии, Скандинавских странах и др. Большим достижением современного образования можно считать формирование и развитие технологической культуры на уровне школьного (общего) образования. Данная подготовка не только дает школьникам возможность познакомиться с современными технологиями деятельности, используя для этого практические и проектно-исследовательские методы, но и создает основу для успешного овладения базовыми и специальными технологиями профессиональной деятельности. Большое значение в процессе технологического образования школьников придается широкой социальной практике и опыту реальной производственной деятельности.

В современном мире технологическое образование распространяется как непрерывный инструмент экономического и технологического развития. Идеи интеграции рынка образовательных услуг и рынка труда, «науки, технологии и образования», образовательных и инновационных технологий становятся приоритетными в образовательных программах многих стран. Процесс создания единого образовательного пространства, провозглашенный в Европе, связан в том числе и с новыми, инновационными преобразованиями системы профессионального образования как компонента «образования через всю жизнь». Речь идет не только о широкой подготовке работника, отвечающего требованиям работодателей и общества, компетентного и технологически грамотного, но и о перестройке технологической основы его обучения, форм и методов

формирования личностных и деловых качеств.

Технология как современный социокультурный феномен изучается разными науками и востребована всеми научными областями и отраслями, сферами общественного хозяйства. Технология, по мнению Н.Ф. Тарасенко, выражает общественно выработанный (как по содержанию, так и по форме) способ освоения вещества природы посредством человеческого труда вообще, жизненную необходимость технологического освоения человеком окружающего мира [6].

Технология как отражение мира искусственного возможна там, где человек активно и целенаправленно относится к окружающим его процессам, где он стремится сознательно и планомерно изменять природную и социальную среду (Н. Стефанов). Следовательно, технологии принадлежит особая роль, поскольку она выражает активное отношение человека к окружающему миру и является своеобразным способом утверждения человека в мире природы и общества, специфическим средством преобразования окружающей среды обитания человека на основе его активной деятельности, знания и творческих способностей.

Некоторые ученые склонны связывать технологию с любой целенаправленной человеческой деятельностью, направленной на изменение окружающей среды благодаря творческим и преобразовательным способностям человека. Деятельность есть специфическая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира (Э.Г. Юдин). Поэтому всесторонний анализ деятельности позволяет выделить ее тех-

нологическую составляющую, лежащую в основе технологии как способа преобразования окружающего мира.

Психологический анализ деятель-ностных теорий (А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, В.Д. Шадриков, В.П. Зинчен-ко, Д.И. Фельдштейн и др.) позволил сделать вывод об операциональной структуре технологии как компонента макроструктуры деятельности. Операции - это те фиксированные способы, с помощью которых осуществляются действия и которые существенно входят в их структуру; «по своему строению - это продукт; исторически - продукт общественной практики; онтогенетически - продукт усвоения и специфической трансформации действий...» [1]. Операции, в отличие от самих действий, как правило, вырабатываются, обобщаются и фиксируются общественно-историческим образом, так что каждый отдельный индивид обучается операциям, усваивает их и применяет в процессе пользования орудиями труда. Операция может рассматриваться как процесс непсихологический, заданный во внешней деятельности, и поэтому он имеет «техническое (технологическое) отношение».

Методологические исследования (Г.П. Ще-дровицкий, В.Л. Глазычев, А.С. Аниси-мов) определяют технологию как «способ действия» и связывают ее с возможностью «воспроизводства способа действия», отмечая при этом тесную связь между практическим действием и знанием.

Таким образом, технология представляет собой операциональный компонент деятельности человека, обобщенно отражающий все ее составляющие и выражающий специфическое отношение (средства) к предмету труда, несущее общественно-исторический ха-

рактер, с целью качественного изменения материалов (вещества), энергии и информации, а также посредством этого (труда) влекущий изменения в самом человеке, его опыте, личностных качествах, мотивации и способностях.

Универсальными технологиями деятельности человека в современном мире, инвариантными предметной специфике профессиональной деятельности, служат проектирование, исследование и управление [3]. Овладение данными технологиями - важная задача технологического образования, реализующаяся как в общем образовании, так и при получении любого уровня профессионального образования. Данные технологии получают свое воплощение и развитие в социально значимой практической деятельности, на личностном уровне переходя от знания и умения выполнять отдельные операции и действия к комплексному пониманию технологии. Овладение универсальными технологиями создает предпосылки для формирования профессиональной компетентности специалиста по отраслевым технологиям, технологиям различных видов профессиональной деятельности и др.

Большинство исследователей определяет технологическое образование как процесс обучения и воспитания обучающихся с целью формирования технологической культуры личности и ее готовности к преобразовательной деятельности (В.Д. Симоненко, В.М. Жучков, В.П. Овечкин, М.М. Ря-тевых, Ю.Л. Хотунцев и др.). Опираясь на трактовку образования А.М. Новикова [5] как процесса и результата развития жизненного опыта человека, определим непрерывное технологическое образование как процесс развития жизненного опыта человека, осущест-

вляемого на постоянной основе с целью овладения, трансляции и изменения технологической культуры.

Технологическая культура как одна из составляющих культуры является предпосылкой и результатом технологического образования. Несмотря на то, что само понятие технологической культуры утвердилось как научное в конце XX в., его содержание остается неизменным и включает:

• совокупность технических средств, технологий, сооружений, систем контроля и управления, программно-аппаратных комплексов и прочего, созданных в процессе преобразовательной деятельности человека (как объективные результаты деятельности);

• субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в процессе преобразовательной деятельности: знания, умения, компетенции, профессионально важные качества личности и проч.

Однако технологическая культура как отражение объективных и субъективных результатов деятельности человека меняется под влиянием научно-технического прогресса, внедрения новых технологий, возникающих проблем в эксплуатации и управлении техникой и технологиями. Каждая эпоха характеризуется своим набором актуальных компонентов технологической культуры, составляющих в данном случае технологическую среду. Таким образом, технологическая среда представляет собой совокупность объективных и субъективных результатов преобразовательной деятельности человека в конкретный исторический момент, в конкретный момент изучения взаимоотношений личности и мира искусственного.

При таком рассмотрении взаимосвязи технологической культуры и техно-

логической среды можно сделать вывод, что именно технологическая среда определяет условия и создает возможности для преобразовательной деятельности человека и соответственно влияет на особенности формирования технологической культуры обучающихся, на создаваемую образовательную среду. Основной задачей образования человека в этом случае является установление соответствия между требованиями технологической среды и результатами подготовки человека к преобразовательной деятельности в этой среде, что в условиях ускорения темпа научно-технической революции и устаревания знаний может быть выражено понятием адаптации (социальной адаптации).

В современных условиях научно-технического развития, по мнению П.Р. Атутова, растет роль технологического образования как средства повышения функциональной грамотности, которая связана с дефицитом компетентности человека при исполнении конкретной общественно полезной деятельности. Такой вид грамотности получил название технологической [2].

В профессиональном (технологическом, по мнению В.С. Леднева) образовании все больше говорят о профессиональных компетенциях как интегрированных результатах подготовки выпускника к выполнению той или иной профессиональной деятельности. Такой вид компетенций можно выразить через понятие «технологическая компетенция».

И технологическая грамотность, и технологическая компетенция (компетентность) являются современной интерпретацией результатов образования, выражающихся:

• в способности понимать, применять, контролировать, совершенствовать и оценивать технологии в процессе преобразовательной деятельности;

• во владении универсальными технологиями деятельности, такими как проектирование, исследование, управление;

• в умении разрешать противоречия и выявлять проблемы в своей практической деятельности с помощью адекватно выбранных технологий;

• в стремлении к нестандартному способу действия и создания нового продукта, нового способа действия, нового средства воздействия на предмет труда и т.п.

Различие между технологической грамотностью и технологической компетентностью лежит в самой специфике преобразовательной (профессиональной) деятельности: технологическая компетентность всегда является результатом какой-либо профессиональной деятельности человека, а технологическая грамотность отражает обобщенные виды действий, необходимые человеку в процессе выполнения любой деятельности. Следуя концепции содержания образования В.С. Лед-нева, который научно обоснованно выделил общее и специальное (технологическое) образование, на пересечении которых находится политехническое образование, можно сделать вывод, что технологическая грамотность отражает результаты общего технологического образования, а технологическая компетентность - специального (профессионального) технологического образования.

Технологическая грамотность - уровень овладения личностью технологической культурой в процессе получения общего образования и определяю-

щая подготовку человека к получению разных видов (направлений) профессионального образования.

Технологическая компетентность -уровень овладения личностью технологической культурой в процессе получения профессионального образования и выражающаяся в совокупности общекультурных и профессиональных компетенций.

Социально-культурную основу технологического образования составляет технологическое знание во всем своем многообразии, которое человек накапливает с древнейших времен и использует в процессе реализации деятельности. Технологические знания, или праксис (от греч. praxis - сочетание размышления и действия), появились гораздо раньше научных (теоретических) знаний для обеспечения предметно-практической деятельности человека по преобразованию окружающей действительности. Ученые разных научных областей признают, что определенная технологичность была свойственна человеческой деятельности уже в древних культурах. Обладатель такого знания был мастером (ремесленником, специалистом), умеющим и создающим предметы материального мира, объединяющим в одном лице руководителя, проектировщика и исполнителя. Он определяет метод или способ создания чего-либо и закрепляет его как в предмете (вещи), так и в процессе его изготовления, в собственном труде [3].

Развитие технологического знания было связано с:

• научно-техническим прогрессом, в основе которого лежало развитие естественнонаучных (фундаментальных) и технических (прикладных) научных областей;

• выделением и описанием наиболее эффективных в данных условиях научно-технического прогресса и условиях деятельности технологий, которые формировались в соответствии со спецификой отраслевого или хозяйственного разделения труда;

• повышением степени управляемости технологиями, повышением «коэффициента полезного действия» технологий, т.е. достижением социально значимых целей путем передачи и распространения технологий.

Формирование и развитие технологического знания происходило на основе естественных и технических наук, составляя с последними общее теоретическое поле исследования. Признание технологического (технико-технологического) знания как самостоятельного направления произошло только к концу XX в.

Со временем техническое и технологическое знания стали представлять собой два достаточно четко выраженных отдельных, хотя и взаимосвязанных направления в деятельности человека по развитию современной технологической среды, материального мира. Очевидно, что между этими двумя направлениями нет преград и противоречий. Более того, успешное развитие технологической среды, научно-технического прогресса было бы невозможно представить без их постоянного взаимодействия и взаиморазвития. При этом необходимо отметить, что в рамках различных видов деятельности и соответствующей подготовки специалистов соотношение технического и технологического в целом неодинаково.

Структурный анализ технико-технологического знания позволяет выделить следующие его составляющие: онтологическое, текстологическое, мо-

дельно-проективное, теоретическое, эмпирическое, обыденное и метатеоре-тическое (или методологическое) знания [7]. Важным связующим компонентом служит метатеоретическое знание, определяющее не только взаимосвязь технических и технологических наук между собой, но и с другими науками (естественными, логико-математическими, гуманитарными). Мета-теоретическое знание позволяет с разных сторон (философской, экономической, социальной, психологической и др.) рассмотреть такие феномены, как техника и технология, а также оценить любую техническую или технологическую теорию прежде всего с точки зрения ее воплощения в некотором артефакте.

Технологичность знания возникает при двух условиях: в процессе обобщения компонентов деятельности, которое заключается в определенной совокупности методов, приемов, операций; в процессе передачи (трансферта) технологий, которые совершенствовались благодаря развитию педагогического знания и образовательных систем, а также развитию самих технологий и методов управления ими.

Существенной чертой технологического знания является его проективность (в некоторых значениях - про-ектность). Это свойство ориентировано прежде всего на решение проблем преобразовательной практической деятельности человека. Проектность как практически действенное отношение человека к окружающему миру пронизывает едва ли не все сферы нашего бытия. Это особый тип мышления, предполагающий преобразование существующего объекта по законам совершенства самой действительности. При этом большое внимание уделяет-

ся личностным качествам, опыту личности, ее наблюдениям и исследованиям, экспертному знанию в целом. Решение проблем в современном обществе возможно только на основе синтеза знаний из различных научных областей, что воплощается в такой форме реализации технологий, как проекты. Это, по мнению многих ученых, создает возможности для интеграции знаний, реинтеграции (а не все большему разделению) труда, преодоления противоречий между естественными и гуманитарными науками, рационального и аффективного в мышлении человека.

Предметом технологического знания служат техника и технология, а также система их отношений с человеком (в широком значении - технологическая среда).

Целью технологического знания в теоретическом плане является познание технологий, методов, средств, процедур, обеспечивающих эффективный анализ, получение, преобразование, хранение, оценку и применение веществ, энергии и информации для решения практических проблем, актуальных для общества и человека в конкретной ситуации. В практическом плане технологическое знание связано с методами и формами передачи (транс-

ферта) технологий как в широком социальном плане - подготовкой последующих поколений к преобразовательной деятельности, так и в конкретном, личностном - овладение конкретным человеком операциями, технологиями различных видов деятельности.

Серьезным отличием технологического знания является недостаточность разработки теоретического уровня знаний - практически не существует теорий и законов, описывающих технологическую действительность. Теоретическую базу технологическое знание черпает из естественных, технических и частично из гуманитарных наук, опираясь на те закономерности и последовательность действий, которые были описаны в праксиологии (общей теории деятельности), психологических теориях деятельности, научной организации труда (НОТ), методологических исследованиях различных видов или направлений деятельности. Именно совокупность технологических знаний может стать содержательной основой технологического образования школьников.

Проведенный анализ послужит фундаментом для терминологического обоснования новой концепции технологического образования обучающихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл; Академия, 2005.

2. Махотин Д.А. Технологическая грамотность как результат общего образования // Профильная школа. 2015. Т. 3. № 2. С. 8-15.

3. Махотин Д.А. Технологические знания в современном образовании // Вестник МГОУ. 2010. № 2. С. 116-121.

4. Махотин Д.А., Кальней В.А. Современные подходы к развитию технологического образования в общеобразовательной организации // Мир науки, культуры, образования.

2015. № 4. С. 65-58.

5. Новиков А.М. Основания педагогики: пособие для авторов учебников и преподавателей. М.: Эгвес, 2010. С. 24-25.

6. Твердынин Н.М., Махотин Д.А. Технологическое образование в современном социуме: монография. М.: Агентство «Мегаполис», 2012.320 с.

7. Философия математики и технических наук: учеб. пособие для вузов / под общ. ред. проф. С.А. Лебедева. М.: Академический проект, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.