Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ'

КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
охрана здоровья детей / концепция / правовое регулирование / законодательство / children’s health care / concept / legal regulation / legislation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Богданова Е. Н.

К концу XX века актуальность проблем в сфере детского здравоохранения была связанна с низкой эффективностью реализации «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487-1, что повлекло принятие в 2011 г. Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ. Однако, по мнению ряда исследователей, вопросы охраны здоровья детей не в полной мере урегулированы существующим законодательством в сфере здравоохранения РФ. В статье на основании научно обоснованных положений разработана авторская концепция правового регулирования детского здравоохранения РФ (далее — Концепция), сформулированы ее основные положения (Приложение А). Доказано, что авторская Концепция должна выступить правовой основой позитивной деятельности государственной политики правового регулирования детского здравоохранения РФ, систематизировав ряд ключевых правовых институтов законодательной базы исследуемой сферы. Аргументировано, что данная Концепция призвана преодолеть фундаментальный пробел в части общего регулирования вопросов детского здравоохранения РФ — отсутствие базового закона, позволив сформировать эффективный механизм правовой регламентации отношений в сфере детского здравоохранения в РФ, направленных на реализацию права детей — охрану здоровья и медицинскую помощь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF LEGAL REGULATION OF CHILDREN’S HEALTH

By the end of the 20th century, the relevance of problems in the field of children’s health care was associated with the low efficiency of the implementation of the “Fundamentals of legislation of the Russian Federation on the protection of the health of citizens” dated July 22, 1993 No. 5487-1, which led to the adoption in 2011 of the Federal Law “On the Fundamentals of Protection health of citizens in the Russian Federation” No. 323-FZ. However, according to a number of comments, issues of protecting children’s health do not fully comply with the current requirements in the healthcare sector of the Russian Federation. In the article, on the basis of scientifically based provisions, the author’s concept of legal regulation of children’s healthcare in the Russian Federation (Concept) is developed and its main provisions are formulated. It has been proven that the author’s Concept should act as a result of the positive activities of the state policy of legal regulation of children’s healthcare in the Russian Federation, systematizing a number of key provisions of the legal institutions of the legislative framework for restrictions on the scope of action. It is argued that the working concept faces this fundamental gap in terms of the general regulation of children’s healthcare issues in the Russian Federation — the lack of a basic law, the possibility of implementing an effective mechanism for regulating relations in the field of children’s healthcare in the Russian Federation, aimed at ensuring children’s rights — health protection and assistance.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ»

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

Научная статья С. 9-15

УДК 349.3

DOI: 10.47475/2311-696Х-2024-41-2-9-15

КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Елена Николаевна Богданова

Уральский государственный медицинский университет, Екатеринбург, Россия lena_bogd@mail.ru

Аннотация. К концу XX века актуальность проблем в сфере детского здравоохранения была связанна с низкой эффективностью реализации «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487-1, что повлекло принятие в 2011 г. Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ф3. Однако, по мнению ряда исследователей, вопросы охраны здоровья детей не в полной мере урегулированы существующим законодательством в сфере здравоохранения РФ. В статье на основании научно обоснованных положений разработана авторская концепция правового регулирования детского здравоохранения РФ (далее — Концепция), сформулированы ее основные положения (Приложение А). Доказано, что авторская Концепция должна выступить правовой основой позитивной деятельности государственной политики правового регулирования детского здравоохранения РФ, систематизировав ряд ключевых правовых институтов законодательной базы исследуемой сферы. Аргументировано, что данная Концепция призвана преодолеть фундаментальный пробел в части общего регулирования вопросов детского здравоохранения РФ — отсутствие базового закона, позволив сформировать эффективный механизм правовой регламентации отношений в сфере детского здравоохранения в РФ, направленных на реализацию права детей — охрану здоровья и медицинскую помощь.

Ключевые слова: охрана здоровья детей, концепция, правовое регулирование, законодательство

Для цитирования: Богданова Е. Н. Концепция правового регулирования охраны здоровья детей // Правопорядок: история, теория, практика. 2024. № 2 (41). С. 9-15. DOI: 10.47475/2311-696Х-2024-41-2-9-15

Research article

CONCEPT OF LEGAL REGULATION OF CHILDREN'S HEALTH

Yelena N. Bogdanova

Ural State Medical University, Yekaterinburg, Russia lena_bogd@mail.ru

Abstract. By the end of the 20th century, the relevance of problems in the field of children's health care was associated with the low efficiency of the implementation of the "Fundamentals of legislation of the Russian Federation on the protection of the health of citizens" dated July 22, 1993 No. 5487-1, which led to the adoption in 2011 of the Federal Law "On the Fundamentals of Protection health of citizens in the Russian Federation" No. 323-FZ. However, according to a number of comments, issues of protecting children's health do not fully comply with the current requirements in the healthcare sector of the Russian Federation. In the article, on the basis of scientifically based provisions, the author's concept of legal regulation of children's healthcare in the Russian Federation (Concept) is developed and its main provisions are formulated. It has been proven that the author's Concept should act as a result of the positive activities of the state policy of legal regulation of children's healthcare in the Russian Federation, systematizing a number of key provisions of the legal institutions of the legislative framework for restrictions on the scope of action. It is argued that the working concept faces this fundamental gap in terms of the general regulation of children's healthcare issues in the Russian Federation — the lack of a basic law, the possibility of implementing an effective mechanism for regulating relations in the field of children's healthcare in the Russian Federation, aimed at ensuring children's rights — health protection and assistance.

Keywords: children's health care, concept, legal regulation, legislation

For citation: Bogdanova YeN. Concept of legal regulation of children's health protection. Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika [Legal and Order: History, Theory, Practice]. 2024;(2):9-15. DOI: 10.47475/2311-696X-2024-41-2-9-15 (In Russ.)

Введение

Вопросы охраны здоровья детей рассматривались как приоритетные в различных основополагающих документах по здравоохранению РФ. Учитывая это, рабочей группой Министерства здравоохранения РФ при участии ведущих организаторов детского здравоохранения и других представителей профессионального медицинского сообщества была разработана Концепция федерального законопроекта «Об охране здоровья детей в Российской Федерации». Следует отметить, что ряд ее положений нашли свое отражение в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ1. Инициативные предложения о необходимости принятия закона об охране здоровья детей выдвигаются достаточно давно, они заслуживают определенного внимания, а во избежание возможных негативных последствий целесообразна тщательная всесторонняя проработка данного вопроса с привлечением практиков и ученых.

При изучении структуры и содержания концепции правового регулирования охраны здоровья детей, следует подчеркнуть вклад Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. На протяжении долгих лет он разрабатывает концепции развития российского законодательства, являющиеся важным источником анализа доктринальных положений по вопросу развития законодательного массива в РФ [1, с. 847].

Материал и методы

В статье использовались общие и специально-научные методы. Среди использованных методов наиболее значимыми стали специально-юридические методы исследования (нормативно-аналитический, метод правового моделирования), которые способствовали формированию единой, внутренне непротиворечивой правовой теории, определению понятийно-категориального аппарата и исследованию сущности правовых явлений.

Описание исследования

Понятие «концепция» образовано от латинского слова conceptio — понятие, понимание, замысел2.

В процессе анализа литературных источников (А.И.Абрамова, С.Е.Нарышкин, Л. А. Окуньков, Ю. П. Орловский, Ю. А. Тихомиров, Т. Я. Хабриева) по вопросу определения дефиниции «концепция» было установлено:

1) ее толкование зависит от той области знаний (философии, культурологии, педагогики, психологии, медицины, юриспруденции и т. д.), в которой она используется;

1 URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_121895/ (дата обращения: 28.03.2024).

2 Абушенко В. Л. Концепция // Исследования, аналитика. Гуманитарный портал. URL: https://gtmarket.ru/concepts/6890 (дата обращения: 02.04.2024).

2) в научной литературе существует несколько подходов в ее понимании (как форма научно-теоретический знаний; как проектный формат, отражающий авторский замысел; как система научных взглядов; как акт понимания смыслов в ходе интерпретаций; как документ стратегического планирования, основанного на доктрине; стратегия действия какого-либо процесса);

3) рассматривается как в широком смысле, так и в узком смысле.

В литературе концепция как форма организации научных знаний юриспруденции определяется различными терминологическими конструкциями: научно-юридическая концепция, концепция правопонима-ния, теоретико-правовая концепция, научно-правовая концепция, концепция правовой практики, концепция юридической деятельности. В одних литературных источниках данные понятия используются как тождественные, в других — как термины, имеющие в юридическом смысле существенную разницу, так как некоторые из них представляют собой синтез доктрины и практики.

В этой связи необходимо согласиться с точкой зрения Т.Я.Хабриевой, Ю.А.Тихомирова, которые утверждают, что «концепции ориентируют законодателя на создание универсальных и специализированных антикризисных регулятивных шаблонов и алгоритмов оперативного перестроения правового регулирования на «чрезвычайные рельсы», на разработку макро-и микромобилизационных планов, которыми должно быть снабжено правовое регулирование как на базовом уровне, так и на уровне отраслей и институтов права, а также отдельных правовых средств» [4, с. 340].

Таким образом, на основании проведенного анализа в рамках данного диссертационного исследования необходимо:

1) в научно-теоретическом аспекте под термином «концепция» понимать конструкцию, представляющую собой форму существования научного знания, отражающую ключевую идею автора, на основании которой создается модель и методика преобразования объекта научного исследования;

2) в правовом аспекте термин «концепция» определять как особую форму научно-юридического мышления, направленную на сферу производства юридических предписаний (законопроектов) в соответствии с накопленным правовым опытом.

В научной литературе в юридическом аспекте с концепцией исследователи ассоциирую такие правовые явления, как идея и законопроект. В отечественных исследованиях они трактуются по-разному. В своём исследовании А. Ю. Царёв дефиницию «законопроект» определяет как «замысел законодателя в отношении имеющейся общественно-значимой проблемы, включающий цель закона и способы достижения этой цели» [11]. В свою очередь Т. Е. Зяблова, не соглашаясь с точкой зрения А. Ю. Царёва, утверждает, «что следует отграничивать идею законопроекта от его

концепции и, одновременно — данные явления от законопроекта». Исследователь считает, «что все три феномена относятся к законопроектному этапу и последовательно сменяют друг друга, начиная от идеи через концепцию к законопроекту» [5,с.94]. В.М.Баранов считает, что «идея, концепция законопроекта, законопроект при значительном различии их объёма по большей мере совпадают по содержательным элементам» [3, с. 330]. В рамках данного исследования следует согласиться с Е. А. Магомедовой: «идея и концепция законопроекта — это обязательные элементы, но разных стадий законотворческого процесса. Идея — стержень концепции законопроекта, концепция— это обобщающий смысловой концентрат законопроекта, своего рода заявка на подготовку будущего закона» [2,с. 30]. Следовательно, данные термины можно определять и как самостоятельные правовые явления со своей структурой и признаками, и как тождественные друг другу. В. М. Сырых концепцию законопроекта определяет как письменный документ, в котором дается научное обоснование основных положений будущего проекта нормативно-правового акта [6]. В. М. Баранов пишет, что «концепция законопроекта — это относительно автономный приём юридической техники и самостоятельный начальный этап законотворчества, представляющий собой специально подготовленную научно-практическую прогнозную информацию, выступающую развернутым обоснованием необходимости подготовки и принятия конкретного закона» [3, с. 337]. М. А. Мушинский утверждает, «что концепция не является нормативно-правовым актом, несмотря на факт их утверждения указами Президента, и, соответственно, норм права, регулирующих общественные отношения, не содержит, следовательно, концепция — это не форма права, а источник политико-идеологического характера, формулирующий основы правовой политики в соответствующей сфере. Представляется правильным утверждать, что на основании доктрины может быть выражена концепция, которая в свою очередь должна быть реализована в стратегии» [7, с. 499]. В этой связи заслуживает внимание позиция Н. А. Власенко, который цитирует слова Д. А. Медведева о том, «что не любая социально-экономическая проблема должна быть решена изданием очередного закона» [8, с. 179]. По мнению А. А. Мохова, «концепция закона — это идеальная модель, в границах которой осуществляется целенаправленное воздействие на отдельную группу или взаимосвязанные группы общественных отношений, урегулированных правовыми нормами — правоотношениями. В ней определяются предмет, принципы, основные средства и механизмы регулирования, а также субъекты и участники правоотношений. На ее основе можно формировать отраслевое законодательство в целом или его базовую часть» [9, с. 95-96]. Т. Н. Бициева пишет, что «концепция закона — это воплощённый в нём замысел законодателя, включающий в себя 1) цель — решение определённой общественно-значимой проблемы, а также

2) способ (способы) достижения этой цели — соответствующие законодательные решения (установление прав, обязанностей, запретов, др.)» [10, с. 12].

На основании проведенного исследования литературных источников можно заключить, что в настоящее время в теории государства и права отсутствует единое понимание структуры и содержания концепции законопроекта, так как нет общепризнанного доктри-нального определения этого юридического явления.

Для определения структуры и содержания концепции правового регулирования охраны здоровья детей в РФ был проведён анализ законодательной базы РФ, включающей: постановление Правительства РФ от 2 августа 2001 г. № 576 «Об утверждении Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов»1; Концепция демографической политики РФ на период до 2025 г.2; Концепция государственной семейной политики на период до 2025 г.3; Концепция информационной безопасности детей в Российской Федерации4; Концепция развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 г.5 Разработанные Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ «Методические правила по организации законопроектной работы федеральных органов исполнительной власти» (утв. приказом Минюста РФ и Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ от 10 января 2001 г. № 3/51)6 являются ключевыми для определения структуры и содержания концепции правового регулирования охраны здоровья детей в РФ.

Проведенное исследование обозначенных нормативных документов позволяет сделать вывод о том, что к структурным элементам концепции законопроекта, оформленного в виде документа, следует отнести: основную идею; цель, предмет, принципы правового регулирования; круг лиц, на которых распространяется действие законопроекта; регулятивное значение законопроекта; нормативные предписания, изложенные в определённой последовательности; заключительные и переходные положения законопроекта и др.

1 URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_32815/c4ff8af2fc2b5ad62d27d6ad599949f135079754/ (дата обращения: 02.04.2024).

2 URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 71673/7a46cb13de731db3333fcd77a4f7887e468287e3/ (дата обращения: 02.04.2024).

3 URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 167897/1ae3172271088ff17d13f732abf826846524ab91/ (дата обращения: 02.04.2024).

4 URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_446568/f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2/ (дата обращения: 02.04.2024).

5 URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_405017/f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2/ (дата обращения: 02.04.2024).

6 URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 30503/281b11b2f17793c83009bdec36d006fda8e95041/ (дата обращения: 02.04.2024).

Следовательно, концепция правового регулирования охраны здоровья детей в РФ — это логические операции юридического мышления, направленные на формулирование основы политики правового регулирования сферы детского здравоохранения в РФ, включающие: основную идею; предмет, цель, задачи; принципы; круг лиц, на которых распространяется действие законопроекта основные направления; регулятивное значение и т. д.

Заключение и вывод

На основании проведённого анализа структуры и содержания концепции правового регулирования охраны здоровья детей в РФ, а также в рамках достижения цели настоящего исследования, на основе выработанных научно-обоснованных положений разработана авторская концепция правового регулирования охраны здоровья детей в Российской Федерации, сформулированы ее основные положения.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРОЕКТ

Концепция правового регулирования охраны здоровья детей в Российской Федерации

1. Общие положения

1.1. Современное российское законодательство по вопросам охраны здоровья детей представляет собой многогранную структуру законодательных актов различных уровней, но их разрозненность по различным отраслям права, а порой двойственность и противоречивость отдельных положений законов и подзаконных актов Российской Федерации (далее — РФ), регулирующих детское здравоохранение, ставит под угрозу выполнение задачи повысить доступность медицинской помощи детям. Вышеизложенное свидетельствует о том, что практика внесения дальнейших изменений в действующие законодательные акты, затрагивающие вопросы охраны здоровья детей во многом исчерпала свой ресурс.

Актуальность вопросов охраны здоровья материи и ребенка, семьи и репродуктивного здоровья повлекла выделение правовых норм, регулирующих данные институты, в отдельную 6 главу Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № З23-Ф3, однако этого недостаточно. Большинство правовых норм в федеральном законе регулируют отношения в сфере здравоохранения в общем контексте, лишь фрагментарно затрагивая вопросы охраны здоровья детей, имеют всеобъемлющий характер в большинстве своих положений, не определяют конкретные механизмы защиты прав детей на охрану здоровья. Предметом его регламентации является организм взрослого человека, а не детский со своими существенными возрастными анатомо-физиологическими особенностями.

Поэтому в таких условиях требуется модернизация и систематизация действующего законодательства в сфере детского здравоохранения РФ с определением наиболее удобных, гибких форм и критериев систематизации для максимальной реализации правовых предписаний субъектами права — политика правового регулирования детского здравоохранения РФ.

1.2. Настоящей Концепцией правового регулирования охраны здоровья детей в РФ, разработанной на основании научно-теоретических положений, определяются основы политики правового регулирования детского здравоохранения РФ (далее Концепция).

Правовой основой формирования данной политики в Российской Федерации являются: Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права в области детского здравоохранения с учетом отечественного и зарубежного опыта, определяются цели, принципы, задачи и основные направления политики правового регулирования Российской Федерации в области охраны здоровья детей.

2. Современные проблемы правового регулирования охраны здоровья детей в Российской Федерации

Недостаточная эффективность реализации норм законодательства в сфере охраны здоровья детей в РФ во многом является следствием:

1) обострения социально-экономических проблем;

2) недостатков практики применения законодательства в исследуемой сфере, в том числе в деятельности органов и организаций, уполномоченных на защиту прав детей на охрану здоровья и медицинскую помощь;

3) недостатков прозрачности и открытости в процессе принятия решений;

4) пробелов и противоречий в законодательстве;

5) неравномерного развития регионов (некоторые регионы имеют более высокий уровень жизни и доступ к качественным услугам);

6) несвоевременной реализации и недостаточного финансирования региональных и муниципальных программ (подпрограмм) в сфере детского здравоохранения;

7) ненадлежащего контроля за исполнением и целевым использованием бюджетных средств, выделенных на создание инфраструктуры оказания медицинской помощи детям и приобретение лекарственных средств;

8) факта отказа исполнительных органов власти субъектов РФ в обеспечении детей лекарственными препаратами через Фонд поддержки «Круг добра».

3. Предмет, цель, задачи, принципы политики правового регулирования детского здравоохранения Российской Федерации

3.1. Политика правового регулирования детского здравоохранения РФ является предметом деятельности органов законодательной власти на всех ее уровнях.

3.2. В основу политики правового регулирования детского здравоохранения РФ положены принципы, охватывающие не только основные положения ФЗ «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» и ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», но и проблемную ситуацию детского здравоохранения в современной России:

— системность, комплексность, самостоятельность. Законопроекты и иные документы стратегического развития (концепций, программ, стратегий) в сфере детского здравоохранения РФ должны иметь одновременно и компенсационное, и самостоятельное значение как новая форма познания взаимоотношений элементов в сложной системе «общество — дети», представляя собой иерархическую систему «внутренняя политика правового регулирования государства» — «государственная политика в области здравоохранения» — «государственная политика правового регулирования в области охраны здоровья детей»;

— цельность, сбалансированность, внутренняя связь и взаимозависимость всех правовых институтов — частей проекта законодательного акта или иного документа стратегического планирования, имеющего следующее содержание:

Раздел 1. Общие положения.

Раздел 2. Охрана здоровья детей в зависимости от биологического возраста ребенка.

Глава 1. Охрана здоровья детей в малолетнем возрасте (с момента рождения и до 10 лет).

§ 1.1. Охрана здоровья детей в период новорожденности (0-10 дней).

§ 1.2. Охрана здоровья детей в период младенчества (10 дней-1 год).

§ 1.3. Охрана здоровья детей в период раннего детства (1-3 года).

§ 1.4. Охрана здоровья детей в период дошкольного возраст (3-6 лет).

§ 1.5. Охрана здоровья детей в период младшего школьного возраста (7-10 лет).

Глава 2. Охрана здоровья детей в период подросткового возраста (от 11 до 18 лет).

§2.1. Охрана здоровья детей в период старшего школьного возраста (11-15 лет).

§2.2. Охрана здоровья детей в юношеский период развития (16-18 лет).

Раздел 3. Охрана здоровья детей в зависимости от условий,

объективно нарушающих жизнедеятельность ребенка.

Глава 1. Охрана здоровья детей-инвалидов.

§1.1. Охрана здоровья детей с ОВЗ.

Глава 2 Охрана здоровья детей с социально значимыми заболеваниями.

§2.1. Охрана здоровья детей, страдающих онкологическими заболеваниями.

§2.2. Охрана здоровья детей, страдающих ВИЧ.

Глава 3. Охрана здоровья детей, относящихся к социальным сиротам.

§3.1. Охрана здоровья детей-сирот.

§ 3.2. Охрана здоровья детей, оставшихся без попечения родителей:

— научная обоснованность устоявшихся терминов и выражений, имеющих широкое применение, таких как охрана здоровья детей, интересы детей, жизнь и здоровье детей, ребенок-инвалид, ребенок с ОВЗ, социальное сиротство и пр.;

— принцип персонализации —учет индивидуальных особенностей, присущих детскому организму;

— принцип наилучших интересов несовершеннолетних — обязанность должностных лиц, органов государственной власти, законных представителей несовершеннолетнего (опекунов, попечителей) только после добросовестного исследования в каждом случае всей внутренней обстановки и жизни семьи решать находящиеся в их компетенции вопросы, затрагивающие права и интересы несовершеннолетних, таким образом, чтобы в первую очередь обеспечить своевременную, полную, правильную защиту прав несовершеннолетнего, а равно и наилучшее обеспечение его интересов;

— принцип презумпции законности интереса ребенка. Интерес является законным и соответствует нормам морали, пока не доказано обратное.

3.3. На современном этапе общественного развития целью политики правового регулирования детского здравоохранения РФ является производство (создание) правовых предписаний на основе системно-методологического подхода.

3.4. Достижение цели политики правового регулирования детского здравоохранения РФ в значительной степени зависит от успешного решения следующих задач правотворческой деятельности:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.4.1. Подготовка новых законопроектов или иных документов стратегического развития (концепций, программ, стратегий) в сфере детского здравоохранения РФ, систематизируя нормы права, регулирующие охрану здоровья детей в РФ, путем объединения их в самостоятельные правовые институты. Решение данной задачи, включает в себя:

— анализ исторически накопленного правового опыта, имеющихся современных проблем правового регулирования охраны здоровья РФ и демографических процессов страны;

— разработка концепции законопроекта «Об охране здоровья детей в Российской Федерации» — базового (системообразующего) нормативного документа в сфере регулирования детского здравоохранения.

3.4.2. Подготовка предложения о внесении изменений в действующее законодательство Российской Федерации.

4. Механизмы реализации политики правового регулирования детского здравоохранения Российской Федерации

Реализация политики правового регулирования охраны здоровья детей в Российской Федерации предполагает:

4.1. Совершенствование деятельности неонатологической службы в субъектах РФ путем внесения изменений в нормативную базу, регламентирующую организацию медицинской помощи новорожденным с учетом природно-климатических и территориальных особенностей регионов России;

4.2. Совершенствование организации и проведения диспансеризации детского населения путем разработки концептуально-правовой модели, учитывающей ресурсные (кадровые и финансовые) ограничения и внесение корректировок;

4.3. Совершенствование механизма правового регулирования дошкольной и школьной медицины путем отказа от модели «медицинский работник образовательной организации» и переходом только на модель «медицинский работник в образовательной организации», независимо от количества обучающихся и типа образовательного учреждения;

4.4. Совершенствование механизма правовой регламентации хранения и передачи информации о состоянии здоровья ребенка путем официального закрепления в ч. 2 ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ принципа «наилучших интересов несовершеннолетних»;

4.5. Совершенствование механизма правового регулирования прохождения медицинских осмотров несовершеннолетними при оформлении на работу, включив в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании» от 29.11.2010 г. №326 тарифы, гарантирующие реализацию данного права подростков на бесплатной основе;

4.6. Совершенствование механизма защиты прав детей-инвалидов и детей с ОВЗ путем научно-разработанной правовой смешанной модели (сочетание государственной и частной (с участием неправительственных организаций, реализующих различные программы) форм защиты детей-инвалидов) на основе оценки опыта зарубежных стран;

4.7. Совершенствование механизма защиты прав детей-инвалидов и детей с ОВЗ путем законодательного закрепления таких терминов, как «ребенок-инвалид», «ребенок с ОВЗ», «социально значимые заболевания»;

4.8. Совершенствование механизма правового регулирования системы учета детских онкологических заболеваний путем формирования отдельной системы канцер-регистра, закрепив ее приказом Минздрава России «О совершенствовании системы Государственного ракового регистра» от 19.04.1999 г. № 135;

4.9. Совершенствование механизма правового регулирования обеспечения лекарственными препаратами детей, страдающих тяжелыми редкими (орфанными) заболеваниями путем утверждения на законодательном уровне порядка предоставления лекарственных препаратов и фармацевтических средств данной категории детей за счет средств Фонда «Круг добра»;

4.10. Совершенствование механизма правового регулирования защиты прав детей-сирот путем законодательного закрепления понятия «социальное сиротство».

5. Основные направления политики правового регулирования детского здравоохранения Российской Федерации

Реализацию политики правового регулирования охраны здоровья детей в Российской Федерации предполагается осуществлять путем:

5.1. Включения задач и мероприятий, направленных на разработку проектов законодательных актов или иных документов стратегического развития (концепций, программ, стратегий) в сфере детского здравоохранения РФ в федеральные и региональные программы социально-экономического развития;

5.2. Постоянного мониторинга и анализа демографических процессов и уровня заболеваемости, видов но-зологий среди детского населения, корректировки на их основе конкретных мер политики правового регулирования охраны здоровья детей в Российской Федерации;

5.3. Развития научных исследований в сфере правового регулирования вопросов охраны здоровья детей в РФ.

1. Концепции развития Российского законодательства / под ред. Т.Я.Хабриевой, Ю. А. Тихомирова, Ю. П. Орловского. Москва : Городец, 2004. 847 с.

2. Магомедова Е. А. Законопроектный этап законотворческой деятельности как средство повышения качества принимаемых законов // Наука Красноярья. 2016. № 3 (26). С. 7-41.

3. Баранов В. М. Технико-юридический анализ правотворческой реальности современной России // Вступительные эссе и доклады на международных форумах «Юртехнетика» в формате круглого стола и в жанре дискуссионного клуба (1999-2019). В 2 т. Том. 1. 1999-2009. Москва : Проспект, 2020. 520 с.

4. Хабриева Т.Я., Тихомиров Ю. А. Научные концепции развития российского законодательства : монография / под ред. Т.Я.Хабриевой, Ю.А.Тихомирова. 8-е изд., перераб. и доп. Москва : Норма, 2024. 656 с.

5. Зяблова Т. Е. О порядке разработки законопроекта // Оригинальные исследования (ОРИС). 2019. Т. 9, № 6. С. 91-100.

6. СырыхВ.М. Теория государства и права / отв. ред. д-р юрид. наук, проф., С. А. Чибиряев. Москва, 1998. 512 с.

7. МушинскийА.А. Стратегии, концепции, доктрины в правовой системе Российской Федерации: проблемы статуса, юридической техники и соотношения друг с другом // Юридическая техника. 2015. № 9. С. 488-499.

8. Власенко Н. А. Кризисные тенденции в законотворчестве современной России // Юридическая техника. 2015. № 9. С. 175-182.

9. МоховА. А. Концепция правового регулирования медицинской деятельности // Медицинское право. Актуальные проблемы российского права. 2023. Т. 18, № 4. С. 93-104. DOI: 10.17803/1994-1471.2023.149.4.093-104

10. Бициева Т. Н. Концепция проекта федерального закона: общетеоретический аспект : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 / Бициева Татьяна Николаевна. Ставроп. гос. ун-т., 2011. 31 с.

11. Царев А. Ю. Концепция закона в законотворчестве Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 / Царев Алексей Юрьевич. Москва, 2006. 145 с.

Список источников

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

CONFLICT OF INTEREST

There is no conflict of interest.

Конфликт интересов отсутствует.

Дата поступления статьи / Received: 03.04.2024. Дата рецензирования статьи / Revised: 16.04.2024. Дата принятия статьи к публикации / Accepted: 15.05.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.