Конституционное право на охрану здоровья и медицинскую помощь в зеркале новейших российских законов и парламентских законопроектов
Д.С. Петренко
Проанализирована история рассмотрения депутатским корпусом законопроекта «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (2011), должного стать базовым законом для всей системы здравоохранения и обязанного устранить правовые пробелы и коллизии в устаревших «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (1993). Сделан вывод: правовое регулирование этой сферы общественных отношений носит весьма противоречивый характер, так как здесь фокусируется огромное количество разновекторных узковедомственных, лоббистских, корпоративных, политических и, разумеется, частных интересов, объективных и субъективных тенденций, что мешает повышению доступности качественной медицинской и лекарственной помощи для населения.
Ключевые слова: охрана здоровья, бесплатная медицина, об обращении лекарственных средств, обязательное медицинское страхование, медицинская помощь, здоровье, пациент, заболевание, диагностика, профилактика, лечение, реабилитация.
Здоровье человека представляет собой одну из ключевых социальных ценностей современного российского общества, основу национальной безопасности страны и один из приоритетов политики государства. Последнее нашло свое отражение в нормативной базе Российской Федерации. Так, в Конституции РФ 1993 г. провозглашено естественное и неотъемлемое право каждого человека на охрану здоровья (ст. 41 Конституции). Вопросам здравоохранения и медицинского обеспечения посвящены также и федеральные законы от 22.06.1993 г. № 5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и многие другие.
Вместе с тем меняющаяся социальная, экономическая и политическая обстановка в стране, развитие медицинских технологий, появление инновационных методик лечения требуют постоянной модернизации законодательства, регулирующего охрану здоровья граждан. В рамках этой тенденции парламентом Российской Федерации в 2011 г. было рассмотрено несколько перспективных законопроектов.
Наиболее значимым из них является проект Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». У этого документа, который должен стать базовым для всей системы здравоохранения и устранить правовые пробелы и коллизии в устаревших «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 1993 г., есть своя предыстория. Проект достаточно быстро начал весной 2011 г. проходить необходимые парламентские процедуры принятия: внесен в Государственную думу 22.04.2011 г.; принят в первом чтении - 31.05.2011 г.
Петренко Д.С. Конституционное право на охрану здоровья и медицинскую помощь в зеркале новейших российских законов и парламентских законопроектов
129
Однако во втором чтении, запланированном на лето, документ так и не был рассмотрен по причине жесткой критики известным врачом, президентом Национальной медицинской палаты Леонидом Рошалем, присоединившимся летом к «Общероссийскому народному фронту». Несмотря на заявление главы Минздрава Татьяны Голиковой о том, что документ «совершенно спокойно можно принимать», Леонид Рошаль назвал подготовленный Минздравом законопроект «кабинетным решением», требующим серьезной доработки. Опасаясь критики медицинской общественности, депутаты подстраховались и перенесли второе чтение на осень. После перерыва на летние парламентские каникулы второе чтение проекта вроде как было проведено без существенных проволочек - 21.10.2011 г. Но все-таки затем опять, с третьего чтения, проект закона был возвращен во второе чтение для принятия поправки, уточняющей полномочия всероссийских медицинских некоммерческих организаций.
Несмотря на все заминки, вполне объяснимые при принятии столь сложного, масштабного и социально значимого законопроекта, он, по меркам российских парламентских традиций, продвигается по законотворческим ступенькам достаточно быстро. Это можно объяснить политической заинтересованностью влиятельных центров федеральной власти (Президента РФ, Правительства РФ, партии «Единая Россия») в его скорейшем принятии, что во многом обусловлено предвыборной ситуацией.
Рассматриваемый проект закона в случае его принятия, по замыслу субъекта законодательной инициативы, должен стать базовым нормативным актом для всей сферы здравоохранения России. Он представляется рамочным документом, в котором сформулированы и детализированы новые принципы охраны здоровья граждан. Он должен заменить действующий устаревший закон с аналогичным названием (принят в 1993 г.) и устранить многочисленные пробелы в законодательстве, регулирующем сферу здравоохранения.
Проект представляет собой попытку охватить максимально возможные сферы, задействованные в охране здоровья, на всех ее этапах (начиная с момента наблюдения за беременностью, родовспоможения и заканчивая медицинскими мероприятиями, осуществляемыми в связи со смертью человека). Поэтому документ объемен - 99 статей на более чем ста страницах текста. (P.S. Реально статей в проекте не 99, а 96, так как в тексте «потеряно» три предпоследних статьи. Этот факт вызывает удивление, но в тексте внесенного в Госдуму за подписью председателя правительства РФ В.В. Путина проекта после ст. 95 следует сразу ст. 99. В тексте есть и другие погрешности, например в п. 8. ст. 2 «пациент - физическое лицо, получающее медицинские услуги или обратившееся за оказанием медицинских услуг независимо от наличия у него состояния или заболевания» (о каком состоянии здесь идет речь, стоит только догадываться). Таким образом, юридическая техника документа невысока, он изобилует ошибками и неточностями, что может отразиться на практической стороне применения его норм - Д.П.)
130
Проблемы современного права
Одним из таких ключевых нововведений законопроекта является развернутый понятийный аппарат, который определяет наиболее общие и значимые дефиниции, напрямую связанные с оказанием медицинской помощи: «здоровье», «пациент», «заболевание», «диагностика», «профилактика», «лечение», «реабилитация» и др.
Зафиксированы основные принципы охраны здоровья: соблюдение прав и государственных гарантий, недопустимость отказа в оказании помощи и ее доступность, соблюдение врачебной тайны, запрет клонирования и эвтаназии, информированное согласие на медицинское вмешательство (ст. 4).
В законопроекте уточняются полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления.
Разделение медицинских услуг на платные и бесплатные сформулировано в ст. 78 («Платные медицинские услуги»). При этом в проекте сказано, что платная медпомощь и сервисные услуги должны оказываться с соблюдением порядков, стандартов и протоколов лечения, а при оказании медицинских услуг бесплатной помощи пациенту должна обеспечиваться «приоритетность» перед платными медицинскими услугами.
Предлагается законодательно закрепить право всех граждан на оказание бесплатной медицинской помощи в рамках программы госгарантий:
□ на первичную медицинскую помощь,
□ на скорую помощь,
□ на стационарную специализированную помощь и включенную в нее высокотехнологичную медицинскую помощь,
□ на паллиативную помощь неизлечимо больным людям (комплекс медицинских мероприятий, оказываемых гражданам, страдающим неизлечимыми, ограничивающими продолжительность жизни прогрессирующими заболеваниями, с целью повышения качества жизни пациентов и членов их семей - ст. 32 проекта; она осуществляется специально подготовленными работниками, бесплатно в объеме госгарантий и платно).
Впервые урегулированы вопросы лечения редких (орфанных) заболеваний (заболеваний, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тыс. чел. - ст. 40 проекта), с указанием источников финансирования их лечения, что поможет решить острейшую проблему лекарств для многих пациентов, страдающих этими болезнями.
В ст. 30 законопроекта вводится определение высокотехнологичной медицинской помощи, которая включает применение новых, сложных, уникальных, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью.
Также среди новелл проекта: регулирование вопросов профилактики, санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации, медпомощи при чрезвычайных ситуациях, узаконивание трансплантации.
Петренко Д.С. Конституционное право на охрану здоровья и медицинскую помощь в зеркале новейших российских законов и парламентских законопроектов
131
В законе закрепляются требования к медицинским работникам и учреждениям, их права и обязанности, порядок обучения и повышения квалификации, взаимоотношения с фармацевтическими компаниями.
С 2017 г. планируется ввести систему аккредитации для медицинских и фармацевтических работников.
При этом уже в ходе проведения чтений проекта в Государственной думе удалось, по сравнению с первоначальной редакцией проекта нормативно усилить влияние профессиональных медицинских сообществ, действующих на принципах самоуправления (медицинских ассоциаций). Теперь закреплены их права: участвовать в разработке норм и правил в сфере охраны здоровья, включая стандарты и порядок оказания медпомощи и программы подготовки и повышения квалификации медработников; разрабатывать и утверждать клинические протоколы лечения и методические рекомендации по вопросам оказания медпомощи; участвовать в аттестации медицинских и фармацевтических работников и в заключении соглашений по тарифам на медицинские услуги в системе ОМС.
Особо необходимо отметить нормы ст. 69 законопроекта, налагающие на медицинских и фармацевтических работников запреты:
□ заключать с фармацевтическими и им аналогичными компаниями (представителями компаний) соглашения о назначении или рекомендации пациентам лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий;
□ скрывать от пациента информацию о наличии лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, имеющих более низкую цену;
□ выписывать лекарственные препараты для медицинского применения, медицинские изделия на бланках, снабженных информацией рекламного характера и т.п.
Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе и иных сведениях, полученных при его обследовании и лечении, составляет врачебную тайну (ст. 8). Только с согласия гражданина эта тайна может быть раскрыта другим лицам.
Законопроект гарантирует право выбора медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь (поликлиники), но не чаще одного раза в год (ст. 17). В указанной медицинской организации гражданин может осуществлять выбор участкового врача-терапевта и педиатра, врача общей практики (семейного врача) не чаще одного раза в год с учетом согласия врача в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицин-
132
Проблемы современного права
ского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения (ст. 18, 19).
Вместе с тем законопроектом вводится своего рода «время тишины»: семидневный срок с момента обращения женщины с беременностью до 11 недель в клинику, в течение которого не проводится искусственное прерывание беременности. В первоначальной редакции законопроекта этот срок составлял 48 часов, а действующее законодательство предусматривает право женщины на искусственное прерывание беременности вообще уже в день обращения в клинику, если срок беременности не превышает 12 недель. Такое увеличение «времени тишины» с двух суток до недели является результатом лоббистских усилий представителей Русской православной церкви. Для женщин с беременностью 11 недель «время тишины» будет, как и в первой редакции законопроекта, 48 часов.
В течение «времени тишины» с женщинами будут беседовать специалисты-психологи и социальные работники. Для этого в клиниках учреждаются специальные кабинеты медико-психологической и социально-правовой помощи.
Уделено внимание народной медицине (ст. 46), которой признаются «методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанные на опыте многих поколений людей, утвердившиеся в народных традициях. К народной медицине не относится оказание услуг оккультно-магического характера, а также совершение религиозных обрядов». Право на занятие народной медициной имеет гражданин, получивший диплом, выданный органом исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья граждан.
Также законопроектом вводится приоритет профилактики в сфере охраны здоровья, понятие «врачебная ошибка» и прямой запрет на эвтаназию. Вопросы лицензирования медицинских услуг переданы в ведение субъектов РФ.
В целом в законопроекте после всех чтений и доработок на данный момент осталось много принципиально новых для здравоохранения моментов: отрегулирован вопрос трансплантации, перечислены все виды медпомощи, даны понятия ее качества, порядков оказания и стандартов. При этом после второго чтения обязательность стандартов исчезла, сохранилась только обязательность исполнения порядков оказания медпомощи. Уже в процессе доработки проекта в Г осударственной думе в нем появилась статья «Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи», в которой установлено, что планирование обследования и лечения пациента должно проходить «с учетом рационального использования его времени» (то есть в завуалированной форме содержится указание на борьбу с очередями в медучреждениях).
И вместе с тем законопроект далеко не идеален. Самый главный недостаток - в проекте нет четко прослеживаемой концепции. Совершенно непонятно, какая модель здравоохранения будет реализовываться в близкой и да-
Петренко Д.С. Конституционное право на охрану здоровья и медицинскую помощь в зеркале новейших российских законов и парламентских законопроектов
133
лекой перспективе (данный закон носит системный характер и должен предопределить стратегию здравоохранения не на один год вперед).
Из норм закона четко неясно, какая в России будет медицина: бесплатная государственная или страховая, или будет оказываться целевая помощь по государственному заданию по определенным квотам.
Законопроект содержит нечеткий механизм разграничения платной и бесплатной медпомощи. Несмотря на то, что в нем есть специальная статья на этот счет (ст. 78), конкретизирующая оказание платных услуг, отделяя их от бесплатной медпомощи, само содержание ее формулировок не позволяет жестко разграничить бесплатные и платные услуги, а, следовательно, рост числа последних неизбежен.
Нормы этой статьи и вообще всего проекта не во всем стыкуются с Конституцией РФ, в которой установлено право каждого на оказание бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях (ст. 41 Конституции). Но законопроект № 534829-5 не прописывает механизм оказания бесплатной помощи в государственных и муниципальных учреждениях. В нем просто указывается, что какая-то медицинская помощь оказывается бесплатно, и не делается никаких уточнений и разъяснений. Термин «бесплатная медицинская помощь» есть, а механизма реализации нет. Как справедливо отмечает глава Лиги пациентов А. Саверский, «введением понятий платной и бесплатной помощи закон ведет к платному здравоохранению». При этом документ ничего принципиального не поменяет в платности медпомощи и «самое главное - не решает этой проблемы».
В реалиях российского здравоохранения гарантии бесплатной медпомощи во многом базируются на медицинских стандартах и подзаконных актах о порядке оказания медицинской помощи. Однако в проекте отсутствуют нормы, определяющие четкий порядок и полномочия компетентных органов по разработке и утверждению таких стандартов и подзаконных актов.
Одно из наиболее серьезных нововведений - предлагаемый ст. 17 законопроекта гражданину выбор врача и медицинской организации, оказывающей бесплатные медицинские услуги (1 раз в год можно поменять, например, поликлинику). Но на практике такой выбор будет, скорее всего, серьезно ограничен, так как новый законопроект не обеспечивает его внедрение, ибо структура медпомощи, финансирование остаются в принципе прежними.
Есть пробелы в регулировании отдельных направлений медицины. Так, недостаточное внимание авторов проекта к спортивной медицине может привести к ее деградации. В проекте закона нет также статей, определяющих особенности охраны здоровья детей.
Терминология, предлагаемая в законопроекте, носит излишне академический и специфический характер. Возможно, следует заменить некоторые особо сложные для восприятия рядовым гражданином термины на более удобочитаемые и понятные. (Для примера приведем одну из норм ст. 2 проекта: «п. 15) заболевание - возникающее в ответ на действие патогенных
134
Проблемы современного права
факторов нарушение жизнедеятельности, работоспособности, способности адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней и внутренней среды при одновременной активизации защитно-компенсаторно-приспособительных реакций и механизмов». Полагаем, что даже профессионалов, способных адекватно уяснить смысл такой формулировки, найдется не так уж и много.) Необходимо соотнести и более четко разграничить в тексте законопроекта понятия «охрана здоровья граждан» и «медицинская помощь», уточнить классификационные признаки медицинской помощи; раскрыть понятие «экспертиза качества, эффективности и безопасности», уточнить понятия «медицинская помощь» и «медицинская услуга».
В ст. 98 «Врачебная ошибка при оказании медицинской помощи» необходимо было бы конкретизировать круг субъектов профессиональной ошибки - физических лиц (сейчас в проекте субъект весьма неконкретен «медицинская организация и ее работники»), поскольку лица, способные допустить такую ошибку (врач, фельдшер, медицинская сестра, фармацевт, провизор и др.), должны осознавать свою персональную ответственность.
Есть свои претензии к проекту и с точки зрения вопросов медицинского обеспечения материнства и детства. Опасения здесь возникают в первую очередь в связи с внедрением в российское законодательство ювенальных технологий, результатом которых является порочная практика отбирания детей из семей и помещения их в социальные учреждения при живых родителях под предлогом нарушения прав ребенка.
В частности, далеко небезупречны нормы, которые регулируют: суррогатное материнство; стерилизацию и аборты у женщин, страдающих психическими заболеваниями; расширение прав трансплантологии (могут заниматься и частные лица) и разрешение донорства детских органов; возможность содержать в медучреждениях детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (не установлено, что это делается с согласия родителей).
Во втором чтении в законопроект возвращено опасное для института семьи определение здоровья как состояния физического, психического и социального благополучия человека, которое ранее было исключено из проекта под давлением институтов гражданского общества. Здесь необходимо учитывать, что угроза здоровью согласно ст. 77 Семейного кодекса РФ является основанием для отобрания ребенка из семьи. Определение здоровья в предлагаемой проектом широкой редакции (с позиций социальных, «общечеловеческих», а не только строго медицинских критериев) может привести к ситуациям, когда государство будет отбирать детей из семей по социальному признаку, то есть из-за бедности.
Помимо этого во втором чтении также неожиданно в текст законопроекта включена статья, устанавливающая приоритет прав детей при оказании медицинской помощи. Это может привести к необоснованному умалению прав родителей в вопросах, касающихся здоровья их детей (и соответствующему расширению сферы вмешательству органов опеки и попечительства),
Петренко Д.С. Конституционное право на охрану здоровья и медицинскую помощь в зеркале новейших российских законов и парламентских законопроектов
135
в том числе касательно: профилактических прививок, полового просвещения, репродуктивных прав, выбора медицинского учреждения и др. Введение приоритета детских прав в российское законодательство не соответствует конституционному принципу равенства прав и свобод граждан, а также общепризнанным принципам и нормам международного права и несет угрозу традиционным семейным ценностям.
Положение ч. 3 ст. 54 законопроекта позволяет содержать в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, до достижения ими возраста четырех лет. Вместе с тем, согласно действующему законодательству дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - это в первую очередь дети из малообеспеченных семей. В отличие от детей-сирот, у них есть родители. Однако в законопроекте ничего не говорится о том, что такое помещение и содержание детей в медицинских учреждениях может осуществляться с их согласия. Между тем уже сегодня действует практика, при которой дети, изъятые из семьи по широким и неопределенным критериям, в том числе из-за бедности, помещаются в медицинские учреждения, где удерживаются без достаточных правовых оснований и без решения суда. При этом родители к детям не допускаются.
Принятие такого положения может создать условия, при которых дети из малообеспеченных семей будут удерживаться в медучреждениях без согласия родителей. Такое положение является косвенной дискриминацией по социальному признаку, запрещенной в ст. 19 Конституции РФ. Все эти положения также нарушают права родителей на воспитание своих детей, установленные в ст. 38 Конституции РФ.
Таким образом, можно констатировать, что законопроект, предлагая ряд существенных и интересных новаций, по большинству из них носит декларативный характер, так как они, будучи зафиксированы в законе, не содержат развернутых нормативных механизмов, детализирующих их реализацию на практике. Возможно, авторы законопроекта рассчитывают в последующем принять пакет подзаконных актов на этот счет. Но, во-первых, это потребует длительного времени. Во-вторых, «каучуковые» и неконкретные нормы нового закона можно будет посредством постановлений, приказов и инструкций приспосабливать под ведомственные (Минздравсоцразвития) и лоббистские (страховой медицины, врачебной корпорации и др.) интересы в ущерб правам граждан на эффективное и доступное здравоохранение.
В Государственной думе в этом году на рассмотрении находились и менее масштабные проекты, посвященные тематике здравоохранения. Так, Воронежская областная дума предложила законопроект № 485822-5 о внесении изменений в несколько законов, устанавливающих возможность осуществления розничной торговли лекарственными препаратами медицинскими организациями, расположенными в сельских поселениях, в которых отсутст-
136
Проблемы современного права
вуют аптеки, - в «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.06.1993 г., в ФЗ от 22.05.2003 г. «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», в ФЗ от 12.04.2010 г. «Об обращении лекарственных средств», в ФЗ от 27.06.2010 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения доступности лекарственного обеспечения жителей сельских поселений».
Инициаторы проекта указывают на то, что в состав сельского поселения может входить не только один, а несколько сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и др.), и наличие хотя бы в одном из них аптечной организации делает невозможным розничную торговлю лекарственными средствами обособленными подразделениями медицинских организаций, расположенными в иных сельских населенных пунктах этого поселения. Например, на территории Воронежской области таких сельских населенных пунктов - 87 с числом жителей 42 266 человек. Кроме того, сейчас не допускается розничная торговля лекарственными средствами обособленными подразделениями медицинских организаций, расположенными в сельских населенных пунктах, входящих в состав городских округов и городских поселений. Так, на территории Воронежской области таких сельских населенных пунктов - 26, в них проживает 20 930 жителей. Средняя удаленность от центра городского округа (городского поселения) составляет 11,5 км. Указанные обстоятельства существенно ограничивают доступность лекарственной помощи сельскому населению.
Данный законопроект предлагает допустить деятельность медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленных подразделений (амбулаторий, фельдшерских и фельдшерскоакушерских пунктов, центров (отделений) общей врачебной (семейной) практики) не только в сельских поселениях, но и вообще во всех сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.
Суть проблемы, решаемой данным законопроектом применительно к определению пределов распространения лекарственных препаратов, заключается в том, что юридически понятия «сельское поселение» и «сельский населенный пункт» не являются аналогами.
Сельское поселение - это муниципальное образование, самоуправляющаяся территория местного значения, наделенная публично-властным статусом. Согласно ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, муниципальное образование -это один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов). Сельские поселения в свою очередь являются составными частями более крупных муниципальных территорий (муниципальных образований) - муниципальных районов и городских округов.
Петренко Д.С. Конституционное право на охрану здоровья и медицинскую помощь в зеркале новейших российских законов и парламентских законопроектов
137
Согласно нормам ФЗ № 131, в границах сельского поселения могут находиться один сельский населенный пункт с численностью населения, как правило, более 1 тыс. человек (для территории с высокой плотностью населения - более 3 тыс. человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1 тыс. человек каждый (для территории с высокой плотностью населения -менее 3 тыс. человек каждый). По общему правилу, сельский населенный пункт с численностью населения менее 1 тыс. человек, обычно, входит в состав городского или сельского поселения. На территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях сельский населенный пункт с численностью населения менее 100 человек может не наделяться статусом поселения.
Вместе с тем действующий сейчас пакет соответствующих норм очень часто создает ситуацию, когда в одно сельское поселение входит несколько сельских поселений, удаленных друг от друга на несколько километров (иногда до 10-15 км), но при этом аптека (аптекарский пункт) есть в одном из них (как правило, в административном центре этого муниципального образования - наиболее крупном сельском населенном пункте), а в остальных сельских населенных пунктах ее нет.
Если сельских поселений, по данным Росстата на 2010 г., сейчас -19 591, то сельских населенных пунктов - 155 290 (без населения - 13 302, с населением до 10 чел. - 34 803, с населением от 11 до 50 чел. - 37 337, с населением от 51 до 100 чел. - 14 804 и с населением свыше 100 - 55 314).
Законопроект нацелен на расширение розничной торговли лекарственными препаратами вплоть до самых незначительных сельских населенных пунктов. Объективно, приближая элементы аптечной торговли к конечному потребителю, законопроект имеет положительное значение для предпринимательства, осуществляемого в сферах распространения лекарственных средств.
Таким образом, можно констатировать очевидный факт - процесс совершенствования законодательства, затрагивающего различные аспекты здравоохранения, находится в постоянной динамике. Правовое регулирование этой сферы общественных отношений носит весьма противоречивый характер, так как здесь фокусируется огромное количество разновекторных узковедомственных, лоббистских, корпоративных, политических и, разумеется, частных интересов, объективных и субъективных тенденций. Важно только, чтобы при этом не наносился ущерб закрепленным в Конституции России субъективным правам граждан в области охраны и обеспечения здоровья и, следовательно, повышалась доступность качественной медицинской и лекарственной помощи для населения.
138
Проблемы современного права
Литература
1. Закон РФ от 22.06.1993 г. № 5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».
2. Федеральный закон от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».
3. Федеральный закон от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
4. Проект федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в первом и втором чтении, 2011).
5. Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ.
6. Леонид Рошаль отстоял свою часть медицинского закона // Коммерсантъ. -21.10.2011. - № 198 (4739).
7. Родительские организации выступают против законопроекта об охране здоровья // http://top.rbc.ru/politics/31/10/2011/622973.shtml.
8. http: //www. gks. ru/PEREPIS/tabl_3. htm.