Е.Б. Романов
КОНЦЕПЦИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В МАТЕРИАЛАХ КОНСТИТУЦИОННОЙ КОМИССИИ И СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ
Акцентируется внимание на современном понимании конституционного перечня прав и свобод личности. Констатируется наличие преемственности в обозначении важности решения проблем обеспечения прав и свобод человека и гражданина как в эпоху конституционной реформы 1990-1993 гг., так и в настоящее время. Делается вывод, что Конституционная комиссия в своих проектах восприняла естественно-правовую концепцию, исходящую из постулата о том, что права и свободы человека и гражданина должны признаваться, гарантироваться и обеспечиваться государством как уже существующие. Это существенным образом повлияло на развитие современной науки конституционного права.
Ключевые слова: права и свободы человека и гражданина; Конституционная комиссия; Конституция РФ.
Как известно, проблема прав и свобод человека и гражданина - одна из центральных как в науке конституционного права, так и в механизме реализации Конституции РФ [1. С. 49]. И это неудивительно, поскольку реализация прав и свобод вызывает к жизни большую группу общественных отношений [2. С. 7], нуждающихся в научном осмыслении и разработке практических рекомендаций [3. С. 3].
Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., обозначила новый этап в конституционно-правовом развитии страны, провозгласив права и свободы человека высшей ценностью [4. С. 3]. При этом большое значение имеет «... положение, устанавливающее обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы личности. Конституционная формулировка явно свидетельствует о том, что российский народ. определяет свою приверженность к представлениям о естественном (негосударственном) происхождении прав и свобод и возлагает на учреждаемое им. государство -Российскую Федерацию обязанность их обеспечения» [5. С. 85].
Стоит отметить, что Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. [6. С. 116], «.повлекла за собой полное обновление раздела II Конституции 1978 г. “Государство и личность”. С этого начались приведение конституционного законодательства России в соответствие с общепризнанными международным сообществом стандартами прав и свобод человека, отказ от принципов в этой сфере, присущих тоталитарному государству» [7. С. 194].
В проекте Конституции, подготовленном Конституционной комиссией [8. С. 192], нашли системное отражение важнейшие положения концептуальной основы взаимоотношений личности и государства, а также гарантии реализации прав и свобод человека: каждый имеет право на защиту со стороны государства от незаконных посягательств на права и свободы, вправе защищать свои права и свободы, а также права и свободы других лиц в суде и всеми иными не противоречащими закону способами, имеет право на возмещение вреда, незаконно причиненного здоровью, чести и доброму имени, а также имуществу. Вред, причиненный незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц, возмещается государством. Каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека и гражданина, если ис-
черпаны внутригосударственные средства правовой защиты. Каждому гарантируется право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, а также право на рассмотрение его дела компетентным, независимым и беспристрастным судом. Закрепляются принцип презумпции невиновности, обратная сила закона, отменяющего или смягчающего ответственность, отсутствие обязанности свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников. Устанавливается, что доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы. Предусматривается институт Парламентского уполномоченного РФ по правам человека.
Современное понимание конституционализма предполагает наличие конституционного перечня прав и свобод личности, гарантированных различными правовыми средствами защиты [9. С. 110].
Вместе с тем «принципиально важная проблема, связанная с правами, и свобода, заключается в том, что они весьма широко декларируются, но далеко не всегда гарантируются и реализуются» [10. С. 219], т.е. она сводится не только «к нормированию государством пределов этих прав и установлению юридических механизмов их реализации, но и гарантированию пользования этими правами и теми социальными благами, которые в этих правах сокрыты» [11. С. 113].
Как отмечается в научной литературе и докладах уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, доходы 10% самых богатых людей в 15 раз превышают доходы самых бедных. По данным же Всемирного банка, такое различие оценивается в 20 раз. Поэтому не случайно в науке эту ситуацию с правами и свободами человека и гражданина характеризуют как виртуальную, т.е. свидетельствующую о неосуществленности многих конституционных прав и свобод [1. С. 49].
В то же время Е.Н. Кофанова полагает, что «механизмы осуществления прав россиян были прописаны в проекте основного закона, подготовленном Конституционной комиссией. но не вошли в действующую Конституцию. Между тем потребность общества в них очевидна» [12. С. 107].
Действительно, в проектах Конституционной комиссии содержалась глава о гарантиях прав и свобод, начиная с принятого за рабочую основу проекта и вплоть до самого последнего варианта (проект от 12 ноября 1990 г. - гл. 2.6. «Гарантии прав и свобод человека», проект по состоянию на сентябрь 1993 г. - гл. V «Г аран-тии и защита прав и свобод»). Это позволяло в опреде-
ленной степени говорить о минимизации декларативного характера прав и свобод, провозглашенных Основным законом страны. К сожалению, не все гарантии прав и свобод человека и гражданина, сформулированные в проектах Конституционной комиссии, были использованы в Конституции РФ (например, конституционная норма о правозащитных неправительственных организациях, имеющих право на основании федерального закона и в пределах уставной деятельности осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человека государственными учреждениями и должностными лицами, положение о парламентских уполномоченных по правам этнических меньшинств).
Таким образом, можно констатировать актуальность вопроса обеспечения прав и свобод человека и гражданина в эпоху конституционной реформы 19901993 гг. Вместе с тем эти вопросы остаются актуальными и в настоящее время, подняты современной наукой конституционного права и практикой постконсти-
туционного развития, что чрезвычайно важно в ракурсе проблематики защиты прав и свобод человека и гражданина как внутри страны, так и на международном уровне, расширения сфер деятельности органов конституционного правосудия, влияния общепризнанных принципов и норм международного права на конституционные механизмы защиты прав и свобод.
Конституционная комиссия в своих проектах Конституции восприняла естественно-правовую концепцию, исходящую из постулата о том, что права и свободы человека и гражданина должны признаваться, гарантироваться и обеспечиваться государством как уже существующие.
Указанная концепция существенным образом повлияла на развитие современной науки конституционного права, в конституционно-правовых исследованиях опирающейся на принципиально иную концептуальную основу взаимоотношений государства и личности, ориентированную на примат прав и свобод человека и гражданина.
ЛИТЕРАТУРА
1. КабышевВ.Т. Конституционная парадигма России на рубеже тысячелетий // Журнал российского права. 2008. N° 12. С. 43-51.
2. Авакьян С.А. Конституционное законодательство субъектов РФ: проблемы совершенствования и использования в преподавании // Консти-
туционное законодательство субъектов РФ : проблемы совершенствования и использования в преподавании : материалы научной конференции. 25-27 марта 1999 г. / отв. ред. проф. С.А. Авакьян. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1999. С. 5-12.
3. Бочарова С.Н. Конституционная обязанность российского государства охранять права и свободы граждан : автореф. дис. ... канд. юрид.
наук. Москва, 1999. 23 с.
4. Голик Н.М. Конституционная жалоба - гарантия защиты прав и свобод граждан в практике конституционного правосудия Российской Феде-
рации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2008. 27 с.
5. ГюлумянВ.Г. Тенденции развития Российской Федеральной Конституции : дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2003. 185 с.
6. Конституционное право России : учеб. / под ред. А.Е. Постникова. М. : Проспект, 2009. 504 с.
7. Государственное право Российской Федерации : учебник / под ред. О.Е. Кутафина. М. : Юрид. лит., 1996. 584 с.
8. Из истории создания Конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия : стенограммы, материалы, документы (1990-
1993 гг.) : в 6 т. / под общ. ред. О.Г. Румянцева. М. : Волтерс Клувер, 2009. Т. 4 : 1993 г. Кн. 3 (июль - декабрь 1993 г.). 1120 с.
9. Кравец И.А. Конституционализм и демократия: теоретические основы соотношения и практика конституционного правосудия // Правовые
проблемы укрепления российской государственности : сб. ст. / под ред. В.Ф. Воловича. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2003. Ч. 14. С. 108-116.
10. Марченко М.Н. Теория государства и права : учебник. М. : ТК Велби ; Изд-во Проспект, 2005. 640 с.
11. ЭбзеевБ.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. М. : Норма, 2007. 384 с.
12. Кофанова Е.Н. Российское общественное мнение о Конституции Российской Федерации // Конституционный вестник. 2010. № 2 (20). С. 104-109.
Статья представлена научной редакцией «Право» 1 февраля 2012 г.