Научная статья на тему 'Концепция построения теории экономики таможенного дела'

Концепция построения теории экономики таможенного дела Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
465
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО / ЭКОНОМИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА / ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИКИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / СУБЪЕКТЫ ЭКОНОМИКИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА / CUSTOMS ACTIVITY / CUSTOMS ECONOMICS / OBJECT OF CUSTOMS ECONOMICS / SUBJECT OF CUSTOMS ECONOMICS / ECONOMIC RELATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шаповалова Вера Николаевна, Губин Алексей Владимирович

В данной статье проанализированы проблемы построения теории экономики таможенного дела, в том числе ее объект, предмет, уровни, взаимосвязь с другими теориями таможенного дела. Поставлена научная цель разработки концепции, рассмотрены субъекты экономики таможенного дела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of the customs economics theory construction

The article considers the issues of the customs economics theory construction including the object, the subject, levels and interrelation with other customs activity theories. The object of scientific concept construction is set by the authors. Besides, the subjects of customs economics are studied in detail.

Текст научной работы на тему «Концепция построения теории экономики таможенного дела»

ЭКОНОМИКА

В. Н. Шаповалова, А. В. Губин

КОНЦЕПЦИЯ ПОСТРОЕНИЯ ТЕОРИИ ЭКОНОМИКИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

В данной статье проанализированы проблемы построения теории экономики таможенного дела, в том числе ее объект, предмет, уровни, взаимосвязь с другими теориями таможенного дела. Поставлена научная цель разработки концепции, рассмотрены субъекты экономики таможенного дела.

Ключевые слова: таможенное дело; экономика таможенного дела; объект и предмет экономики таможенного дела; экономические отношения; субъекты экономики таможенного дела.

Рыночная экономика объективно характеризуется высоким уровнем развития международной торговли. Экономика Советского Союза строилась по принципу автаркии, т. е. преимущественного удовлетворения потребностей населения товарами собственного производства. Международная торговля при этом осуществлялась исключительно в соответствии с «политической надежностью» партнеров. Результатом этого явилась крайняя степень ограниченности международных товаропотоков.

Формирование рыночной экономики в России обусловило объективную необходимость активизации международной торговли. В начале 90-х гг. были введены в действие правовые акты, касающиеся либерализации торговли. В результате этого резко увеличились товаропотоки, причем первоначально этот процесс носил исключительно стихийный характер. Примером тому стало развитие «челночного» бизнеса. По мере становления рыночных институтов в стране количество «челноков» стало сокращаться, а товаропотоки продолжали расти. Это объяснялось тем, что появились предприниматели, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью. Однако объемы торговли были по-прежнему невелики, так как в экономике России в то время преобладали кризисные явления. По мере выхода России из кризиса менялись характер и объемы международных товаропо-токов.

В настоящее время наиболее значимое место в экспорте России занимают сырьевые товары, в импорте - готовая продукция. Такая структура внешней торговли отражает, во-первых, сырьевой характер российской экономики, во-вторых, слабое

развитие наукоемких отраслей промышленности, в-третьих, сильную зависимость от импорта, в том числе в обрабатывающих отраслях.

В этих условиях проходили формирование и развитие таможенного дела в России. На рубеже ХХ-ХХ1 вв. оно из незначительного и второстепенного вида деятельности превратилось в важнейший инструмент внешнеэкономической политики, а таможенные платежи стали основной составляющей доходной части федерального бюджета России.

На данном этапе определение термина «таможенное дело» дано только в ст. 1 Таможенного кодекса РФ: «совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу» [1]. Однако следует отметить некоторую ограниченность приведенного определения, в связи с чем возникает необходимость его дальнейшего уточнения.

В 2009 г. в Российской таможенной академии началась активная работа над научным трудом «Теория таможенного дела». Также была разработана Концепция построения теории таможенного дела [2]. В данной концепции таможенное дело определяется как «теория и практика регулирования перемещения товаров через таможенную границу государства или коалиции государств, имеющих общую таможенную границу [2, с. 6]. «Таможенное дело включает экономические, правовые, организационные и функциональные аспекты, ... поэтому его теорию целесообразно формировать в виде взаимосвязанных частных теорий» [2, с. 7]. В связи с этим теорию экономики таможенного дела можно считать частной теорией, отражающей экономический аспект таможенного дела.

На основе Концепции построения теории таможенного дела в статье сформулированы и обоснованы базовые положения теории экономики таможенного дела.

Появление термина «экономика таможенного дела» в Российской таможенной академии связано с введением в учебный процесс преподавания одноименной дисциплины. Поэтому первые попытки дать определение этого термина встречаются в учебниках и учебных пособиях, изданных в Российской таможенной академии по данной учебной дисциплине. Впервые термин «экономика таможенного дела» встречается в учебно-методическом пособии под редакцией И. А. Малмыгина и Н. П. Перетятько [3]. Таможенное дело было представлено как одна из отраслей экономики, а соответственно экономика таможенного дела - как отраслевая экономика. Круг вопросов, рассматриваемых в пособии, соответствовал задачам отраслевой экономики - изучить производственные ресурсы; результаты деятельности производства, называемые его эффектом; эффективность производства и пути ее повышения.

Во втором и третьем изданиях пособия определение экономики таможенного дела практически не изменилось. Однако этот термин с момента его появления вызывает множество споров и вопросов, прежде всего, потому, что не вполне обосновано включение таможенного дела в отрасли экономики. Более того, с 2003 г. классификация экономической деятельности ведется не по отраслевому признаку, а по ее видам, продукции и услугам.

Определение экономики таможенного дела содержится и в учебном пособии Владивостокского филиала Российской таможенной академии (Е. Л. Андрейчук,

В. Ю. Дианова, В. П. Смирнов и др.), изданном в 2003 г. [4, с. 9]. По мнению авторов, экономика таможенного дела имеет три определения:

1) «хозяйство таможенной системы, т. е. преобразование некоторых видов таможенных ресурсов в таможенный продукт...»;

2) «совокупность экономических отношений между физическими и юридическими лицами и государством в лице таможенных органов в процессе таможенной деятельности»;

3) «совокупность знаний о закономерностях эффективного использования ограниченных в каждый данный момент и взаимозаменяемых ресурсах таможенной системы для достижения соответствующих целей; об отношениях, возникающих между людьми в процессе таможенной деятельности».

В 2006 г. Владивостокский филиал Российской таможенной академии выпустил учебник, где экономика таможенного дела определялась как «совокупность научных знаний о поведении людей в процессе использования ресурсов таможенной службы при выполнении таможенных работ и оказании таможенных услуг, о закономерностях функционирования и развития экономических объектов, процессов и отношениях в таможенной сфере во всем многообразии их связей, зависимостей и опосредо-ваний» [5, с. 11]. В этом же учебнике была предпринята первая попытка сформировать основы теории экономики таможенного дела: выделен объект и предмет науки, сформулированы принципы и законы экономики таможенного дела, описаны методология и методы исследования, показана связь экономики таможенного дела с другими экономическими науками. Тем не менее в учебнике экономика таможенного дела показана как отраслевая экономическая наука.

Однозначной трактовки и четкого определения данного понятия на сегодняшний день не существует, что не позволяет сформировать системную концепцию построения экономики таможенного дела. Поэтому необходимы дальнейшее развитие понятийного аппарата и разработка целостной концепции теории экономики таможенного дела.

Критический анализ и осмысление накопленных знаний позволяют авторам предложить новое понимание термина «экономика таможенного дела».

Прежде всего, необходимо дать общее определение экономики таможенного дела. На наш взгляд, под экономикой таможенного дела следует понимать теорию и практику формирования и использования экономических ресурсов таможенного дела в целях обеспечения национальной безопасности государства.

Целесообразно разграничить понимание экономики таможенного дела как практики и теории. Экономика таможенного дела как практика - это деятельность институтов государственной власти по формированию и использованию ресурсов таможенного дела в целях обеспечения национальной безопасности государства. Экономика таможенного дела как теория является формой представления системы накопленных к определенному историческому моменту знаний о сущности, целях, задачах, законах, закономерностях, принципах и методах экономики таможенного дела.

Необходимо также сформулировать объект и предмет экономики таможенного дела, определить субъекты экономических отношений в таможенном деле. Объектом экономики таможенного дела выступает таможенное дело. Предмет экономики таможенного дела составляют экономические отношения между субъектами таможенного дела, связанные с перемещением товаров через таможенную границу в целях обеспечения национальной безопасности государства.

Следовательно, субъектами экономических отношений в таможенном деле являются:

- таможенная система государства или объединений государств, имеющих общую таможенную границу;

- органы государственной власти, государства или объединений государств (в том числе и таможенных органов), взаимодействующих с таможенной системой;

- отечественные товаропроизводители;

- потребители;

- участники внешнеэкономической деятельности;

- органы государственной власти зарубежных стран.

В процессе перемещения товаров через таможенную границу вышеперечисленные субъекты вступают в регламентированные таможенным правом и обеспечиваемые реализацией соответствующих таможенных процедур экономические отношения. Данные отношения стимулируют потоки одних и ограничивают потоки других товаров. Следовательно, они обеспечивают регулирование перемещения товаров через таможенную границу.

Таким образом, деятельность институтов государственной власти по регулированию перемещения товаров через таможенную границу в целях обеспечения национальной безопасности отдельного государства или коалиции государств, имеющих общую таможенную границу, т. е. практика таможенного дела, заключается:

1) в формировании желаемых экономических отношений;

2) в их правовой регламентации;

3) в установлении необходимых для реализации отношений таможенных процедур и формировании необходимой для реализации этих процедур таможенной системы;

4) в практической реализации установленных экономических отношений [2, с. 7].

Формирование законов, закономерностей и принципов теории осуществляется на

основе экспериментов над различными моделями экономики таможенного дела.

Научная цель рассматриваемой теории состоит в получении и представлении системы знаний об экономике таможенного дела в удобной для дальнейшего развития и практического применения форме.

Прежде чем рассматривать эмпирические, методологические и методические основы теории экономики таможенного дела, необходимо определить ее структуру. На наш взгляд, экономика таможенного дела представляет собой иерархическую систему, включающую несколько уровней:

- микроуровень (функционирование таможенных органов);

- мезоуровень (взаимодействие таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности);

- макроуровень (взаимодействие ФТС России и других государственных органов в области таможенного дела);

- мегауровень (международные конвенции и соглашения в области таможенного дела и таможенной политики).

На микроуровне осуществляются процессы, которые обеспечивают нормальное функционирование таможенной системы на мезоуровне и макроуровне, такие как подбор, отбор, подготовка и переподготовка кадров для таможенных органов; расстановка кадров по рабочим местам и определение их функциональных обязанностей; формирование материально-технических ресурсов таможенных органов; капитальное строительство зданий таможен, постов, терминалов, складов, сооружений;

финансирование деятельности таможенных органов; управление этой деятельностью в соответствии с поставленными целями и задачами; контроль и ревизия деятельности таможенных органов; прочие.

На мезоуровне реализуется таможенное регулирование посредством осуществления таможенных процедур, к которым можно отнести: взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контроль правильности начисления и своевременности уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принятие мер по их принудительному взысканию; таможенное оформление и таможенный контроль; ведение товарных номенклатур внешнеэкономической деятельности и принятие решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России, обеспечение опубликования таких решений; обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности; принятие в установленном порядке предварительных решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России, о происхождении товара из конкретной страны; ведение реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела; ведение реестра банков и иных кредитных организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных платежей; ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности; аннулирование квалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению; выдача лицензий на учреждение свободного склада; ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики; информирование и консультирование на безвозмездной основе по вопросам таможенного дела участников внешнеэкономической деятельности; валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ; осуществление производства по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях; осуществление дознания и производства неотложных следственных действий в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ; осуществление оперативно-розыскной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Результаты вышеизложенных процедур - это начисление таможенных платежей и формирование доходной части государственного бюджета, реализация фискальной, правоохранительной функций защиты национальной безопасности.

Определяющим в экономике таможенного дела является макроуровень, на котором в результате взаимодействия государственных органов и ФТС России формируется таможенная политика.

На мегауровене создаются предпосылки для формирования таможенной политики государства. Таможенная политика определяет условия для свободного (или с рядом ограничений) перемещения товаров через таможенную границу страны.

Таким образом, рассмотрение теоретических основ экономики таможенного дела на четырех уровнях дает полное представление о ее структуре и позволяет перейти к определению ее эмпирических, методологических и методических основ.

Эмпирические основы теории экономики таможенного дела должны содержать совокупность эмпирических фактов и явлений предметной области, подлежащих описанию, объяснению, прогнозированию и управлению и позволяющих в конечном счете осуществлять верификацию теоретических построений.

Эмпирические основы экономики таможенного дела подвержены постоянным изменениям, которые обусловлены: экономической конъюнктурой мирового рынка;

экономической политикой государства; составом участников внешнеэкономической деятельности; потоками товаров, перемещаемых через таможенную границу государства; количественно-качественным составом, структурой и размещением таможенных органов и т. п.

Методологические основы теории экономики таможенного дела содержат общие подходы к построению ее элементов (моделей, показателей эффективности, правил интерпретации результатов моделирования, методик формирования управленческих решений и т. п.). Они обеспечивают внутреннее единство и непротиворечивость теории, служат своеобразным «мостом» между ее эмпирическими и методическими основами.

Методические основы рассматриваемой теории отражают совокупность взаимосвязанных моделей и методик, обеспечивающих описание, объяснение и прогнозирование результатов экономики таможенного дела в интересах формирования решений по управлению им.

Такая структуризация позволяет установить основные направления развития теории таможенного дела:

- в эмпирическом аспекте - выявление наиболее важных с точки зрения описания, объяснения, прогнозирования и управления особенностей таможенного дела;

- в методологическом аспекте - определение методологических положений и установок, дисциплинирующих процесс описания, объяснения, прогнозирования и управления в таможенном деле и предоставляющих возможность выбирать наиболее эффективные способы решения комплекса связанных с этим процессом проблем;

- в методическом аспекте - разработка комплексов моделей, обеспечивающих описание, объяснение, прогнозирование и управление в таможенном деле.

Сформулированные в статье концептуальные основы позволят в дальнейшем развить базовые положения теории экономики таможенного дела. Предложенная концепция будет дополнена новыми научными фактами, методологическими и методическими положениями, полученными на основе системного анализа эмпирических основ таможенного дела.

Использованные источники

1. Таможенный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 28.05.2003 № 61-ФЗ.

2. Черныш А. Я., Анисимов Е. Г. Концепция построения теории таможенного дела // Вестник Российской таможенной академии. 2009. № 3. С. 5-11.

3. Экономика таможенного дела: учебное пособие / под. ред. И. А. Малмыгина, Н. П. Пере-тятько. М.: РИО РТА, 1997.

4. Андрейчук Е. Л., Дианова В. Ю, Смирнов В. П. и др. Экономика таможенного дела: учебное пособие. Владивосток: Владивост. филиал РТА, 2003.

5. Андрейчук Е. Л., Дианова В. Ю, Смирнов В. П. и др. Экономика таможенного дела: учеб. Владивосток: Владивост. филиал РТА, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.