Научная статья на тему 'Содержание и структура понятия «Экономика таможенного дела»'

Содержание и структура понятия «Экономика таможенного дела» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2109
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ФУНКЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ / РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ / ECONOMY OF CUSTOMS REGULATION / ECONOMIC ACTIVITIES OF CUSTOMS / ECONOMIC MAINTENANCE / FUNCTIONS OF CUSTOMS / RESULTS OF CUSTOMS ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черныш Анатолий Яковлевич, Гупанова Юлия Евгеньевна, Курихин Сергей Валерьевич

В статье раскрываются сущность и содержание понятия «экономика таможенного дела». Определяются его структура и значение для теории и практики таможенного дела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Content and Structure of Economy of Customs Regulation

The essence and the content of the term «economy of customs regulation» are considered in the article. Its structure and value for theory and practice of customs regulation are defined.

Текст научной работы на тему «Содержание и структура понятия «Экономика таможенного дела»»

ТЕОРИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

А. Я. Черныш, Ю. Е. Гупанова, С. В. Курихин

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПОНЯТИЯ «ЭКОНОМИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА»

В статье раскрываются сущность и содержание понятия «экономика таможенного дела».

Определяются его структура и значение для теории и практики таможенного дела.

Ключевые слова: экономика таможенного дела; экономическая деятельность таможенных органов; экономическое обеспечение; функции таможенных органов; результаты деятельности таможенных органов.

Федеральная таможенная служба (далее - ФТС России) в соответствии с ее предназначением решает задачи обеспечения экономической безопасности государства. В интересах достижения этой цели государством формируется таможенная политика, которая реализуется на основе создаваемой законодательной и нормативной базы, обеспечивающей функционирование всех участников внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД). По оценке специалистов Минэкономразвития и Минфина России при создании базы важная роль отводится экономике таможенного дела. При этом ученые-экономисты [1; 2] вкладывают в данное понятие различный смысл, что, как показывают исследования, проведенные в Российской таможенной академии [2], не способствует слаженной и целенаправленной работе органов государственной власти по формированию всесторонне обоснованной таможенной политики РФ, а также содержания преподаваемой учебной дисциплины «Экономика таможенного дела» (далее - ЭТД). Поэтому вопрос о сущности и содержании понятия «экономика таможенного дела» имеет важное профессиональное значение. Родовым для него является понятие «экономика». В соответствии с Современным экономическим словарем [3] под экономикой понимается: «1) хозяйство, совокупность средств, объектов, процессов, используемых людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путем создания необходимых человеку благ, условий и средств существования с применением труда; 2) наука о хозяйстве, способах его ведения людьми, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов». Первое определение характеризует экономику как практику, второе - как науку.

Для формирования понятия ЭТД как практики необходимо определить цель ЭТД как явления и наполнить таможенным содержанием все элементы, входящие в него.

В качестве цели ЭТД выступает формирование таможенной политики в интересах обеспечения экономической безопасности государства. При этом главным

содержанием таможенного дела является перемещение товаров через таможенную границу государства или союза государств.

Инструментами таможенного дела являются таможенные органы, органы соответствующих министерств и ведомств.

Средством реализации таможенной политики выступает вся таможенная система, включающая персонал таможенных органов и средства труда (механизмы), объектом труда - товар, перемещаемый через таможенную границу, основным процессом - процесс таможенного контроля.

С учетом обоснованной цели и содержания (элементов) дадим определения ЭТД как практики и как науки.

экономика таможенного дела как практика представляет собой системно структурированную совокупность средств, объектов, процессов и инструментов, используемых органами государственной власти для обеспечения экономической безопасности государства через реализацию таможенной политики путем регулирования внешнеторговой деятельности.

Структурно-логическая схема формирования ЭТД представлена на рис. 1.

Рис. 1. Структурно-логическая схема формирования экономики таможенного дела

экономика таможенного дела как наука - логически организованная система знаний о деятельности органов государственной власти (в том числе таможенных органов) и отношениях, складывающихся между участниками ВЭД в процессе перемещения товаров через таможенную границу государства (Таможенного союза).

Основными задачами ЭТД как науки являются:

сбор, накопление, обобщение и анализ результатов практики ЭТД;

определение тенденций в развитии практики ЭТД;

выявление закономерностей в развитии ЭТД;

обоснование принципов развития ЭТД;

разработка практических рекомендаций по совершенствованию ЭТД.

Эти задачи позволяют определить объект и предмет ЭТД как науки.

Объектом исследования ЭТД являются отношения, связанные с государственным регулированием ВЭД, формированием таможенной политики в интересах обеспечения экономической безопасности государства, а предметом исследования - вся совокупность экономических отношений в сфере таможенного дела.

В отчете о научно-исследовательской работе, выполненной в Российской таможенной академии [4], предложено содержание предмета исследования рассматривать на нескольких уровнях:

1) микроуровень (функционирование таможенных органов);

2) мезоуровень (взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД);

3) макроуровень (взаимодействие ФТС России и других государственных органов);

4) мегауровень (международные отношения в области таможенной политики).

Необходимо подчеркнуть, что ЭТД нередко отождествляют с экономической

деятельностью таможенных органов (далее - ЭДТО). Как показали проведенные исследования [4], это мешает развитию и практики, и теории ЭТД. Поэтому данное понятие необходимо всесторонне рассмотреть.

Для этого вначале обратимся к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, в котором указано, что экономическая деятельность «как процесс есть сочетание действий, приводящих к получению определенного перечня продукции. Это достигается тогда, когда объединяются ресурсы и производственный процесс для создания конкретных товаров и услуг».Так как таможенные органы осуществляют (производят) услуги, предлагаем следующее определение ЭДТО: «Экономическая деятельность таможенных органов является сочетанием действий, которые объединяют ресурсы с процессом реализации таможенными органами своих функций и обеспечивают таким образом получение определенного перечня таможенных услуг участниками ВЭД».

Экономическую деятельность таможенных органов структурно можно представить в виде трех составляющих: имеющегося ресурсного обеспечения, реализуемых на его основе функций и производства (предоставления) услуг. Основные структурные элементы, составляющие ЭДТО, приведены на рис. 2. Рассмотрим их более подробно.

К ресурсному обеспечению таможенных органов следует отнести: основные фонды; тыловое обеспечение таможенных органов; кадровое обеспечение; финансовое обеспечение; информационное обеспечение; организационно-правовое обеспечение.

Неотъемлемой частью ресурсного обеспечения таможенных органов выступают основные фонды. В соответствии с утвержденной в Положении по бухгалтерскому учету 6/01 классификацией к основным фондам таможенных органов относятся: здания; сооружения; рабочие и силовые машины и оборудование; измерительные и регулирующие приборы и устройства; вычислительная техника;

транспортные средства; инструмент; производственный и хозяйственный инвентарь, принадлежности и бытовая техника; рабочий, продуктивный и племенной скот; многолетние насаждения; внутрихозяйственные дороги; прочие соответствующие объекты.

Экономическая деятельность таможенных органов

Ресурсы

1. Кадровые

2. Материальные

3. Финансовые

4. Информационные

5. Организационно-правовые

Л1

т/

Инструменты

и:

Процессы, связанные с реализацией функций таможенных органов

-\

Результат -1/

Средства

Таможенная услуга

Рис. 2. Структура экономической деятельности таможенных органов

Следующей важной составной частью ресурсного обеспечения выступает тыловое обеспечение, предусматривающее снабжение таможенных органов необходимым топливом, материалами, продовольствием, вещевое обеспечение, создание (строительство) основных фондов, а также организацию ремонта зданий и сооружений. Эта часть деятельности таможенных органов находится в компетенции Главного управления тылового обеспечения ФТС России. Обеспечение таможенных органов указанными средствами осуществляется на плановой основе посредством выполнения установленных нормативных показателей.

Необходимо отметить, что обеспечение таможенных органов основными фондами и их тыловое обеспечение создают необходимые условия для работы персонала. Поэтому логично, что следующим рассматриваемым ресурсом является кадровое обеспечение таможенных органов.

Кадровое обеспечение представляет собой деятельность таможенных органов, направленную на подбор, подготовку, расстановку кадров, контроль их работы в части инспектирования. Исследованию этой категории посвящено множество работ. Обусловлено это тем, что она охватывает широкий круг вопросов, начиная с подбора и подготовки и заканчивая социальным обеспечением и охраной труда. В последнее время очень активно изучаются вопросы качества труда должностных лиц таможенных органов, а также способы его оценки.

Любая масштабная деятельность невозможна без финансового обеспечения -следующей части ресурсного обеспечения таможенных органов. Финансы - это «совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств» [5]. Необходимо отметить, что в отличие от промышленных предприятий ФТС России осуществляет функции распорядителя и получателя средств федерального бюджета при условии их целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств. В реальной практике

8 -

вестник российской таможенной академии • № 1 • 2012

под финансовой деятельностью принято понимать то, что касается обеспечения финансами работы таможенных органов, а под экономической деятельностью -то, что касается перечисления денежных средств.

Очередной частью ресурсного обеспечения является информационное обеспечение. Оно включает не только непосредственно саму информацию, хранящуюся в базах данных, но и процесс создания условий, необходимых для эффективного управления экономическими процессами (т. е. обеспечение таможенных органов необходимой информацией, средствами поиска, накопления, хранения, обработки, передачи). Сегодня это одно из наиболее перспективных направлений повышения эффективности деятельности таможенных органов.

Важной частью ресурсного обеспечения является организационно-правовое обеспечение деятельности таможенных органов посредством подготовки нормативно-правовых актов (приказов, распоряжений и др.). Практика показывает, что в организационное обеспечение целесообразно включить делегирование полномочий (например, получение или передача полномочий на уровень РТУ по принятию предварительного классификационного решения). Важна также правовая поддержка, например, в форме рассмотрения проблем, возникающих при применении приказов и распоряжений, подготовка предложений о внесении изменений, рассмотрение жалоб.

Полное и своевременное обеспечение деятельности таможенных органов ресурсами является залогом эффективной реализации возложенных на них функций. Функция таможенных органов как процесс представляет собой совокупность действий персонала таможенных органов по преобразованию имеющихся ресурсов в результаты в заданном количестве, качестве и в определенные сроки. В Федеральном законе от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [6] приведены функции, часть из которых следует отнести к экономической деятельности таможенных органов, а именно: таможенный контроль, валютное регулирование, защита прав собственности на объекты интеллектуальной собственности, таможенно-тарифное регулирование ВЭД, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в таможенном деле.

Важнейшей составной частью процесса реализации таможенными органами своих функций является таможенный контроль. Он подразумевает реализацию персоналом таможенных органов необходимых форм таможенного контроля (проверка документов и сведений; устный опрос; получение объяснений; таможенное наблюдение; таможенный осмотр; таможенный досмотр; личный досмотр; проверка маркировки товаров специальными марками и наличие идентификационных знаков; таможенный осмотр помещений и территорий; учет товаров под таможенным контролем; проверка системы учета товаров и отчетности). Таможенный контроль осуществляется с учетом системы управления рисками (используется для выбора форм контроля), а также с учетом зоны таможенного контроля (создаются для целей его проведения).

Не менее важен также процесс валютного регулирования, задачами которого являются контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, достоверностью сведений, представляемых в целях валютного контроля. Он реализуется посредством регламентации международных расчетов и порядка совершения операций с валютой и валютными ценностями.

Сравнительно недавно в России стало формироваться законодательство в отношении интеллектуальной собственности. Отсутствие правовой регламентации в данной сфере приводило к негативным последствиям (в виде убытков государства и собственника) и, следовательно, объективной необходимости особого контроля со стороны государства. Поэтому в связи со спецификой и значимостью объектов интеллектуальной собственности защита прав на них была выделена из таможенного контроля.

Следующей из рассмотренных выше функций является таможенно-тарифное регулирование ВЭД. Оно предусматривает взимание таможенных платежей в зависимости от кода товара по Единой товарной номенклатуре. В компетенцию таможенных органов входит принятие решений о классификации товаров, контроль правильности решений о стране происхождения товаров на основе представленных сведений.

Особым пунктом в перечне функций таможенных органов является ведение НИОКР в интересах совершенствования таможенного дела. Эта функция направлена на повышение эффективности всех процессов, осуществляемых в таможенных органах.

Реализация функций таможенными органами невозможна без правовой регламентации, однако результаты, полученные в процессе этой деятельности, несомненно, экономические. Данное заявление логично подводит нас к третьей составляющей ЭДТО - результатам деятельности. Определить их - непростая задача.

Анализ стратегических целей ФТС России, представленных в Докладе о результатах и основных направлениях деятельности (далее - ДРОНД) Федеральной таможенной службы [7], позволил выделить следующие из них:

1) сбор таможенных платежей;

2) обеспечение экономической безопасности;

3) оказание таможенных услуг;

4) информирование;

5) соблюдение таможенного законодательства.

Наиболее очевидным направлением является сбор таможенных платежей (пошлин, налогов) и другие сборы, взимаемые в установленном порядке. Эта группа обеспечивает реализацию таможенными органами фискальной функции, которая, к сожалению, является приоритетной для нашего государства. В то же время как результат платежи проще всего подсчитать.

Для оценки данной группы результатов используется такой показатель, как исполнение Федерального закона о федеральном бюджете в части администриру-емых таможенных платежей. При этом следует отметить, что пополнение федерального бюджета может происходить как в процессе таможенного контроля, так и в ходе последующего контроля (который связан с работой отделов таможенной инспекции, контроля таможенной стоимости и других отделов и приводит к доначислениям таможенных платежей).

Обеспечение экономической безопасности достигается в результате работы таможенных органов по следующим направлениям:

- применение системы управления рисками;

- достоверная классификация товаров в таможенных целях;

- контроль страны происхождения товаров;

- контроль предоставления тарифных преференций;

- контроль за торговыми ограничениями и экспортный контроль;

- контроль таможенной стоимости и др.

Все направления тесно коррелируются со стратегической целью деятельности ФТС России, заключающейся в повышении качества предоставления услуг таможенными органами, что позволяет выделить таможенную услугу как результат деятельности таможенных органов. При этом следует иметь в виду, что ни один из действующих нормативно-правовых документов не содержит данного понятия, а следовательно, и разъяснения его сущности и содержания.

Вместе с тем исследования, выполненные в Российской таможенной академии, позволяют определить сущность этого понятия [8]. Таможенная услуга представляет собой результат деятельности таможенных органов, цель которых - реализация государственных функций, а также удовлетворение потребностей не нарушающих запреты участников ВЭД.

Важное значение имеют подходы, связанные с оценкой качества услуги. В ДРОНДе используются для этого следующие показатели:

1) время на проведение таможенных процедур, необходимое для выпуска товаров при совершении таможенных операций в месте их декларирования;

2) время на выполнение таможенных процедур в автомобильных пунктах пропуска через Государственную границу РФ;

3) доля государственных услуг и функций, предоставляемых и исполняемых ФТС России в соответствии с административными регламентами, в общем объеме государственных услуг и функций ФТС России;

4) доля участников ВЭД, положительно оценивающих работу таможенных органов, в общем числе опрошенных.

Следующим результатом экономической деятельности таможенных органов является информация. Исследования показали, что ее можно рассматривать как косвенный результат деятельности таможенных органов, так как кретные показатели для ее оценки в ДРОНДе определены. Однако практика таможенной деятельности свидетельствует о том, что она объективно существует, и к ней могут быть отнесены:

1) таможенная статистика;

2) результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

3) прочая информация (например, базы данных подразделений таможенных органов).

Учитывать данную группу результатов необходимо, так как в информации как результате деятельности содержится значительный потенциал повышения эффективности работы таможенных органов.

Еще одним, довольно сложным для расчетов результатом является уровень соблюдения таможенного законодательства. В ДРОНДе он представлен рядом косвенных показателей, таких как:

1) доля ввезенных на территорию РФ товаров, по которым таможенными органами приняты меры по устранению нарушений таможенного законодательства, в общем количестве ввезенных товаров;

2) доля уголовных дел, возбужденных таможенными органами, в общем объеме зарегистрированных преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов;

3) доля исков (заявлений) к таможенным органам, по которым судами приняты решения не в пользу таможенных органов, в общем числе исков (заявлений) к таможенным органам, рассмотренных судами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Целью изучения ЭДТО должно быть повышение ее эффективности. Однако провести сравнение затраченных ресурсов с полученными результатами довольно проблематично, так как они представлены в различных единицах измерения. Однако сформулировать основную концепцию деятельности таможенных органов в современных условиях можно следующим образом: положительный результат их деятельности должен превышать понесенные затраты.

Таким образом, раскрытие сущности, содержания и структуры понятия «экономика таможенного дела» позволяет определить его место в теории и практике таможенного дела в целом.

Использованные источники

1. Андрейчук Е. Л. Экономика таможенного дела: учебник. Владивосток: ВФ РТА, 2006.

2. Развитие теории экономики таможенного дела. Анализ становления, развития и современного состояния теории экономики таможенного дела (шифр «Экономика - ТД 2009»): отчет о НИР (промеж.) / А. Я. Черныш; науч. рук. А. Я. Черныш, исп.: В. Н. Шаповалова, А. В. Губин, Е. Г. Анисимов и др. Люберцы: Изд-во Российской таможенной академии, 2009.

3. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2006.

4. Развитие теории экономики таможенного дела. Концепция формирования теории экономики таможенного дела (шифр «Экономика - ТД 2009»): отчет о НИР (промеж.) / А. Я. Черныш; науч. рук. А. Я. Черныш, исп.: Е. Г. Анисимов, С. В. Барамзин, Ю. Е. Гупанова и др. Люберцы: Изд-во Российской таможенной академии, 2010.

5. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://bse.sci-lib.com/arti-cle116367.html.

6. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

7. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_newsfts&view=category&id= 29&Itemid=20.

8. Гупанова Ю. Е. Концептуальные и методологические основы оптимизационно-адаптивного управления качеством таможенных услуг в условиях неопределенности и риска. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.